Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению областной Думы
от 08.02.2018 N 1066
Информация
о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.05.2016 N 3712 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений" (представлена в областную Думу руководителем Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам С.М. Палевичем 28.12.2017)
Согласно ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ органы местного самоуправления уполномочены на осуществление муниципального земельного контроля в отношении земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального района. В случае выявления нарушений должностные лица органов местного самоуправления наделены правом сбора доказательств и фиксации их в акте проверки. В последующем акт проверки с прилагаемыми документами по факту нарушения должен передаваться в Россельхознадзор. Однако за период с 2008 года по 2017 год документов о выявлении нарушений на землях сельскохозяйственного назначения в адрес Управления Россельхознадзора не поступало. В последнее время для привлечения виновных лиц к административной ответственности в адрес Управления Россельхознадзора поступило всего 11 актов проверок только из администрации Тюменского муниципального района.
В соответствии с п. 3 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1515, проекты ежегодных планов муниципальных проверок до их утверждения направляются органами муниципального земельного контроля на согласование в территориальные органы федеральных органов государственного земельного надзора до 1 июня года, предшествующего году проведения соответствующих проверок.
В текущем году в Управление на согласование поступило только 10 проектов планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, направленных администрациями Сорокинского, Упоровского, Аромашевского, Голышмановского, Тюменского,
Нижнетавдинского, Ишимского, Викуловского, Омутинского муниципальных районов и Заводоуковского городского округа.
В восьми из десяти направленных проектов проведение проверок за соблюдением землепользователями требований земельного законодательства Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения не запланировано. Вместе с тем иные мероприятия (внеплановые проверки по основаниям, указанным в п. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, плановые (рейдовые) осмотры и др.) в рамках муниципального земельного контроля также не проводятся.
Кроме того, складывается негативная практика перекладывания администрациями муниципальных районов обязанности выполнения муниципального земельного контроля на Россельхознадзор.
Так, в адрес Управления Россельхознадзора поступили пять обращений администраций Голышмановского, Упоровского, Тобольского, Тюменского муниципальных районов о проведении проверок по фактам нарушений требований земельного законодательства. При этом самими администрациями муниципальных районов каких-либо мер по документарной фиксации фактов нарушений в рамках муниципального земельного контроля не принято.
Таким образом, можно сделать вывод о неудовлетворительной работе по осуществлению муниципального земельного контроля в части выявления и пресечения нарушений на землях сельскохозяйственного назначения, проводимой органами местного самоуправления Тюменской области начиная с 2008 года.
За аналогичный период специалистами Управления Россельхознадзора выявлено более 2 200 фактов нарушений земельного законодательства, в т.ч. связанных со снятием и уничтожением плодородного слоя почвы, разработкой карьеров на пахотных землях, незаконным строительством и просто зарастанием сельскохозяйственных земель.
Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию в 2015 году предложено изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе тем, кто хочет и может возделывать землю.
Так, пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действующей до 04.07.2016) (далее - закон) было предусмотрено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ в указанную статью внесены изменения, вступившие в силу с 04.07.2016, в части определения срока неиспользования земельных участков для их принудительного изъятия. Согласно пункту 3 статьи 6 закона земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Таким образом, в соответствии с первоначальной редакцией Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае выявления в рамках государственного земельного надзора нарушений процедура изъятия земельных участков у нерадивых владельцев могла начаться через три года после возникновения права собственности на земельные участки. Согласно новой редакции вышеуказанного закона собственники могут не использовать земельные участки сельскохозяйственного назначения десятки лет и более, и этот факт не является основанием для возбуждения процедуры принудительного изъятия участков.
Необходимо отметить, что для прерывания трехлетнего срока неиспользования земельного участка правообладателю достаточно заключить краткосрочный (на срок менее 1 года) договор аренды, не требующий государственной регистрации.
С учетом вышеуказанных требований при выявлении фактов неиспользования земельных участков во второй половине 2017 года и подтверждении их неиспользования в течение трех лет подряд Управление Россельхознадзора сможет направить в орган исполнительной власти субъекта, уполномоченный на инициирование принудительного изъятия в судебном порядке, документы только во второй половине 2020 года.
Согласно действующей редакции закона срок неиспользования земельного участка до момента выявления данного нарушения в рамках государственного земельного надзора не учитывается, несмотря на то что в практике Управления Россельхознадзора встречались случаи неиспользования участков по назначению более 10 лет.
Действующая до 04.07.2016 редакция пункта 4 статьи 6 закона позволяла учитывать фактическое состояние земельного участка на момент выявления факта его неиспользования и своевременно принимать меры по его вовлечению в производство.
Таким образом, законодательство в сфере регулирования обращения земель сельскохозяйственного назначения, с учетом внесенных изменений, не позволяет в полной мере выполнять поручение Президента Российской Федерации, а также исполнять возложенные на Управление Россельхознадзора полномочия по вовлечению неиспользуемых земель в сельскохозяйственное производство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.