Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 08.02.2018 N 1076
Информация
об обеспечении мер экологической безопасности и охраны окружающей среды в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе (представлена заместителем председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры А.И. Сальниковым)
С учетом важности обеспечения экологической безопасности и того, что нынешний год объявлен в России Годом экологии, вопрос охраны экологии для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ, Югра), нефтедобывающего региона, был и остается в числе приоритетных.
Нефтегазовая промышленность развивается преимущественно на землях государственного лесного фонда, и поэтому в первую очередь лесное хозяйство ощущает последствия ее деятельности. Наиболее агрессивными, разрушительными факторами для природной среды являются химические загрязнения, связанные с нефтепродуктами. Аналогичные последствия прослеживаются и для поверхностных вод основных рек автономного округа. Для атмосферного воздуха факторами изменения его состояния, кроме общераспространенных выбросов автотранспорта, являются сжигание попутного нефтяного газа, выбросы котельных, обжиг нефти при ее аварийных сбросах на рельеф местности и в водоемы, испарения компонентов нефти с поверхности разливов.
Учитывая эколого-географические особенности региона, Дума автономного округа последовательно занимается развитием нормативно-правовой базы в данной сфере. В автономном округе, кроме Закона "О регулировании отдельных вопросов в области охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", более десятка законов содержат нормы, направленные на сохранение окружающей среды, минимизацию техногенного воздействия.
В Югре приняты законы "О радиационной безопасности", "О недропользовании", "О регулировании отдельных вопросов в области охраны и использования животного мира на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и другие законы.
Необходимо отметить комплексность подхода к решению экологических проблем в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
На основе федерального и регионального законодательства формирование и реализация основных направлений охраны окружающей среды осуществляются согласно:
Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года;
Концепции экологической безопасности автономного округа на период до 2020 года;
Концепции и Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
Концепции развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий автономного округа на период до 2020 года.
В регионе реализуется утвержденная постановлением Правительства автономного округа государственная программа "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы", которая содержит конкретные планы мероприятий.
С учетом высокой техногенной нагрузки на окружающую среду в Югре сформирован и нормативно закреплен эффективный механизм взаимодействия с предприятиями топливно-энергетического комплекса:
заключены соглашения о сотрудничестве между Правительством автономного округа со всеми крупными нефтегазодобывающими компаниями, в рамках которых предприятиями взяты повышенные обязательства по разработке и реализации долгосрочных природоохранных программ и мероприятий;
внедрена и эффективно используется система непрерывных наблюдений за воздействием предприятий на состояние окружающей среды в границах лицензионных участков - локальный экологический мониторинг, которым охвачено 97,3% лицензионных участков. Ежегодно в базу данных "Мониторинг химического загрязнения окружающей среды в границах лицензионных участков" поступает около 170 тыс. измерений с координатной привязкой к пунктам наблюдений. Обработанные результаты экологического мониторинга используются предприятиями при планировании и реализации долгосрочных экологических программ;
организовано планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов;
внедрен механизм оценки качества рекультивационных работ с применением регионального норматива остаточного содержания нефтепродуктов в почвах;
разработан и утвержден Порядок освидетельствования рекультивированных земельных участков, ранее загрязненных нефтью или нефтепродуктами, для исключения из реестра загрязненных территорий и водных объектов автономного округа;
введены налоговые льготы в целях стимулирования предприятий автономного округа к реализации мер, направленных на оздоровление окружающей среды, внедрение экологически безопасных и малоотходных технологий (организациям в отношении имущества, относящегося к объектам основных фондов природоохранного назначения, исчисленная сумма налога на имущество уменьшается на 50%).
Все эти мероприятия реализуются на основе постановлений правительства автономного округа. Созданная нормативная правовая база, эффективное взаимодействие с предприятиями топливно-энергетического комплекса и принятие комплекса разноплановых мер в сфере предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области охраны окружающей среды оказали влияние на снижение негативного воздействия, стабилизацию состояния окружающей среды и улучшение основных показателей, характеризующих экологическую обстановку в регионе.
Достигнуто снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Благодаря реализации нефтяными компаниями долгосрочных программ по утилизации ("рациональному использованию") попутного нефтяного газа (строительство газопроводов, компрессорных станций, ГТЭС/ГПЭС, ввод в эксплуатацию Южно-Приобского ГПЗ) в 2016 году уровень использования попутного нефтяного газа увеличился по отношению к 2015 году на 1,5% и составил 95,5%.
По результатам государственного экологического мониторинга отмечается улучшение состояния атмосферного воздуха в Югре. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за последние пять лет снизился почти на 1 млн. тонн и составляет 59% от уровня 2012 года, что также связано с сокращением объемов сжигания попутного нефтяного газа при реализации нефтяными компаниями долгосрочных "газовых" программ.
В населенных пунктах автономного округа за 2012 - 2016 годы уровень загрязнения снизился с "высокого" и "очень высокого" до "низкого".
На протяжении последних лет отмечается устойчивая тенденция к сокращению площадей загрязненных земель с исторического максимума более 7 тыс. гектаров в 2006 году до 3 982 гектаров на сегодняшний момент, что стало возможным благодаря существующим темпам рекультивации.
По итогам 2016 года признаны соответствующими требованиям 2 339 участков на площади более 900 гектаров, что по площади в 1,6 раза больше, чем в 2015 году. Из 29 предприятий, имеющих загрязненные земли на территории автономного округа, 16 избавились от "исторического наследия" в виде загрязненных земель. На 2017 год в график освидетельствования рекультивированных земельных участков включено 1 200 гектаров.
Состояние водных объектов автономного округа за последние 5 лет стабильное. Отмечается постоянное повышенное содержание соединений железа, марганца, меди и цинка, что является естественной особенностью водотоков и связано с заболоченностью водосборных площадей.
Концентрация нефтепродуктов, одного из основных веществ, загрязняющих водотоки автономного округа в районах нефтедобычи, снизилась с 2 - 3 ПДК до 0,5 - 0,8 ПДК, а среднее содержание хлоридов составляет лишь сотые доли ПДК. Это подтверждается данными "Гринпис России", свидетельствующими, что в реках нефтегазодобывающих регионов (Обь, Печора, Енисей, Лена) среднегодовой вынос нефтепродуктов в Северный Ледовитый океан уменьшается только по реке Обь.
Деятельность автономного округа по выявлению и пресечению нефтяных загрязнений высоко оценена в 2016 году Федеральным экологическим советом при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.