Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Администрации
Тюменского муниципального района
от 02 марта 2018 года N 149 ро
Рекомендации
о мерах по снижению коррупционных рисков при размещении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципальных заказчиков Тюменского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Рекомендации о мерах по снижению коррупционных рисков при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципальных заказчиков Тюменского муниципального района (далее - Рекомендации) разработаны, в соответствии с Федеральными законами от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1.2. Коррупционные риски - это заложенные в системе размещения муниципальных закупок вероятные возможности для действия (бездействия) должностных лиц и сотрудников, направленные на злоупотребление служебным положением, получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, а также обстоятельства, провоцирующие должностных лиц заказчика на незаконное извлечение материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных обязанностей.
1.3. Рекомендации содержат критерии определения коррупционных рисков на каждом этапе размещения закупок при размещении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и предназначена для использования в работе муниципальными заказчиками Тюменского муниципального района (далее - заказчики).
Наличие нижеуказанных критериев при размещении закупок позволяет судить о возможной коррупционной составляющей закупки.
1.4. Рекомендации содержат меры по снижению коррупционных рисков при размещении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и предназначены для использования в работе заказчиками.
На каждом этапе выделены возможные коррупционные риски и предложены меры по их снижению для заказчиков.
Для целей Рекомендаций определены следующие этапы:
а) формирование и планирование закупок товаров, работ, услуг;
б) размещение закупок;
в) исполнение муниципальных контрактов (далее - контракт).
1.5. Термины и определения, используемые в настоящей Методике, соответствуют положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1.6. Общие критерии, свидетельствующие о коррупционной направленности процедуры размещения закупок:
а) отсутствие достаточных для формирования заявки технических характеристик товаров (работ, услуг);
б) наличие описательных характеристик товара (работ, услуг), ведущих к ограничению конкуренции;
в) несоответствие наименования размещаемой закупки технической спецификации и проекту контракта;
г) наличие документации обязательных требований к участнику закупки, не предусмотренных законодательством о контрактной системе;
д) установление требований об исполнении обязательств по контракту в невыполнимо короткие сроки;
е) отсутствие в проекте контракта условий ответственности заказчика в случае невыполнения своих обязательств;
ж) многократное внесение изменений в документацию о закупке, особенно по мере приближения к сроку окончания подачи заявок;
з) необоснованное сокращение срока размещения закупок, вследствие чего может участвовать только участник закупки, имеющий инсайдерскую информацию о закупке, либо уже наполовину выполнивший предлагаемый заказ;
и) размещение закупок аврально в конце года (квартала). В данном случае велик риск сговора как с благими целями (отдать контракт надежному поставщику, который его исполнит уже после подписания акта сдачи-приемки и получения средств), так и коррупционными мотивами (отдать контракт под большой "откат" с получением некачественной продукции, работ, услуг);
к) размещение документов, связанных с размещением закупок в отсканированном виде;
л) допуск к участию в размещении закупок одного участника или нескольких участников, содержание заявок которых полностью совпадает.
2. Формирование и планирование закупок товаров, работ, услуг.
На этапе формирования и планирования закупок товаров, работ, услуг коррупционные риски возникают в следующих случаях:
а) определение приоритетов размещения закупок заказчиками на закупку товаров, работ, услуг;
б) исследование рынка, определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта заказчиком;
в) выбор заказчиком способа размещения закупки;
г) формирование и размещение заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок плана-закупок, плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд заказчика на соответствующий финансовый год.
Возможные коррупционные риски на этом этапе:
а) расстановка мнимых приоритетов по предмету, объемам, срокам удовлетворения потребности;
б) лоббирование инвестиций в "нужную" сферу бизнеса;
в) определение круга и места расположения потребителей закупок, объема потребления;
г) определение объема необходимых средств, направляемых на закупку товаров, работ, услуг;
д) необоснованное расширение (ограничение) круга возможных участников закупки;
е) необоснованное расширение (сужение) объема потребностей в товарах, работах, услугах;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
е) необоснованное расширение (ограничение), упрощение (усложнение) необходимых условий контракта и оговорок относительно их исполнения;
ж) необоснованное завышение (занижение) начальной (максимальной) цены контракта:
- использование при расчете начальной (максимальной) цены контракта заведомо завышенных ценовых предложений поставщиков (исполнителей);
- расчет начальной (максимальной) цены контракта без учета ценовых предложений производителей товаров;
з) неправильный выбор способа размещения закупок по срокам, цене, объему, особенностям объекта закупки, конкурентоспособности и специфике рынка участников закупки;
и) размещение закупок аврально в конце года (квартала). В этом случае велик риск сговора как с намерениями отдать контракт надежному поставщику, который его исполнит уже после подписания акта сдачи-приемки и получения денежных средств, так и с коррупционными, т.е. отдать контракт с целью получения определенной денежной суммы от поставщика за некачественную продукцию, так как отсутствие качества незаметно при срочной приемке;
к) необоснованное затягивание или ускорение процесса размещения закупок;
л) преднамеренная подмена одного способа размещения закупки другим.
Для снижения коррупционных рисков на этом этапе применимы следующие меры:
а) эффективное планирование заказчиком объемов и сроков размещения закупок, основанное на всестороннем анализе своих потребностей;
б) обоснование потребностей заказчика;
в) проведение заказчиком исследования рынка товаров, работ и услуг;
г) обоснование начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) ценны контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
д) переход заказчиков от практики размещения закупок у единственного поставщика к конкурентным способам;
е) утверждение и размещение заказчиком на официальном сайте единой информационной системы плана-закупок, плана-графика, своевременное внесение изменений в них и размещение закупок в соответствии с ними.
3. Размещение закупок
На этапе размещения закупок коррупционные риски возникают в следующих случаях:
а) разработка и размещение на официальном сайте единой информационной системы документации о закупках, извещения о проведении запроса котировок;
б) подготовка участниками закупки заявок на участие в торгах и запросе котировок;
в) вскрытие конвертов, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, рассмотрение первых и вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, рассмотрение и оценка котировочных заявок;
г) заключение муниципального контракта.
Возможные коррупционные риски на этом этапе:
а) несоответствие технического задания имеющимся финансовым ресурсам (закладываемое в техническое задание качество поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг явно не соответствует (ниже) цене этого товара, работ, услуг, заложенной в проект контракта);
б) разработка спецификации под конкретного поставщика, т.е. включение в документацию требований о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, ограничивающих участие других поставщиков;
в) критерии выбора поставщика, условия контракта неприемлемы для большей части поставщиков данных товаров, работ, услуг;
г) размытость (неясность, неконкретность) и противоречивость условий определения поставщика, условий исполнения контракта, условий приемки товаров, работ или услуг, гарантийных условий;
д) размытость (неясность, неконкретность) и противоречивость предмета закупки и основных условий контракта;
е) объединение в одну закупку товаров (работ, услуг) не связанных между собой;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
е) необоснованное сокращение сроков исполнения контракта. В результате может участвовать только тот участник, который либо имеет доступ к "закрытой" информации, либо уже наполовину выполнил предлагаемый контракт;
ж) установление в документации о закупках, извещении о проведении запроса котировок требований и документов, предоставляемых участниками закупки, не предусмотренных законодательством о контрактной системе;
з) предоставление участникам закупки неполной информации о предмете закупки, замена разъяснений ссылками на документацию о закупке;
и) прямые контакты и переговоры с конкретным участником размещения закупки;
к) доведение до сведения участников закупки неполной или неверной информации о предложениях конкурентов (сокрытие информации о наличии или отсутствии необходимых документов), а также оглашение неполной и/или недостоверной информации о предложениях участников конкурса;
л) доведение до сведения участников размещения закупки несуществующей информации о закупке;
м) подлог, изъятие, непринятие заявок на участие в процедурах;
н) необоснованная дискриминация в отношении участников при допуске к размещению в процедурах размещения закупок;
о) необоснованные преимущества отдельным участникам закупки;
п) использование необъявленных и/или недопустимых условий допуска к размещению закупок;
р) затягивание (препятствие) процедуры обжалования размещения закупок;
с) при закупке строительных работ, выполнение текущего (капитального) ремонта, внесение изменений в проектную документацию, локально-сметные расчёты, путем дополнения дополнительными показателями товара, изменение отдельных характеристики товаров с целью усложнения процесса подготовки заявки на участие в закупке;
т) наличие умышленных орфографических ошибок, описок, а также использование латинских символов в названии предметов закупки, затрудняющих поиск закупки на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок;
у) необоснованные изменения условий контракта. Затягивание (ускорение) заключения контракта;
ф) требование недопустимых и/или необъявленных документов и сведений при заключении контракта;
х) необоснованный отказ от заключения контракта.
Для снижения коррупционных рисков на этом этапе применимы следующие меры:
а) эффективное планирование заказчиком объемов и сроков размещения закупок (в соответствии с планом-графиком);
б) выбор заказчиком способа размещения закупки в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе;
в) проведение уполномоченным органом процедур размещения закупки на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков;
г) аудиозаписи и/или видеозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками участников закупки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапный конкурс), аукцион в электронной форме, запрос котировок, запрос предложений;
д) исключение прямых контактов специалистов и заказчиков, ответственных за размещение закупок, с участниками закупки;
е) формирование уполномоченным органом, заказчиком конкурсной, аукционной, котировочной комиссии либо единой комиссии из лиц, лично не заинтересованных в результатах размещения закупок, и на которых не способны оказывать влияние участники закупки;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
е) указание в документации о закупках максимально подробных критериев оценки заявок участников закупки для выявления лучших условий исполнения контракта, а также четкое формулирование условий подтверждения;
ж) разработка уполномоченным органом, заказчиком типовых форм заявок участников размещения закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе;
з) проведение уполномоченным органом, заказчиком разъяснительной работы среди участников закупки по порядку формирования и подачи заявок на участие в процедурах размещения закупок;
и) применение заказчиком типовых форм контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
к) заключение контрактов в электронном виде.
4. Исполнение контрактов
На этапе исполнения контрактов коррупционные риски возникают в следующих случаях:
а) администрирование контракта;
б) приемка товаров, работ, услуг.
Возможные коррупционные риски на этом этапе:
а) затягивание со стороны заказчика предоставления информации, необходимых материалов для исполнения закупки;
б) обременение контракта дополнительными, ранее не объявленными условиями;
в) необоснованные или ранее не указанные условия приемки товаров, работ, услуг;
г) необоснованное затягивание (ускорение) приемки и оплаты товаров, работ, услуг;
д) намеренное отсутствие контроля исполнения гарантий и/или игнорирование гарантийного периода;
е) необоснованные претензии по объему и срокам гарантий;
ж) изменение заказчиком условий гарантийного обслуживания;
з) приемка и оплата товаров (работ, услуг), которые в действительности не поставлены (не выполнены, не оказаны).
Для снижения коррупционных рисков на этом этапе применимы следующие меры:
а) назначение заказчиком лиц, ответственных за ведение текущего контроля и исполнение контрактов;
б) применение заказчиком типовых инструкций по приемке товаров, работ, услуг.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации Тюменского муниципального района от 2 марта 2018 г. N 149 ро "Об утверждении рекомендаций о мерах... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.