Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению областной Думы
от 15.03.2018 N 1133
Информация
о реализации Закона Тюменской области "О квотировании рабочих мест в Тюменской области" (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 06.02.2018)
Законом Тюменской области от 31.03.2000 N 168 "О квотировании рабочих мест в Тюменской области" (далее - Закон о квотировании) определены правовые основы социальных гарантий обеспечения занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в части квотирования рабочих мест.
В соответствии с положениями Закона о квотировании, организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу лиц, указанных в статье 2 Закона о квотировании (кроме инвалидов), не может превышать двух процентов, порядок квотирования таких рабочих мест устанавливается органами местного самоуправления. Вышеуказанные порядки квотирования рабочих мест приняты во всех муниципальных образованиях Тюменской области.
В 2017 году в Тюменской области квотированию по приему на работу лиц, указанных в статье 2 Закона о квотировании (кроме инвалидов), подлежали 762 организации (в 2016 году - 762 организации), общая установленная квота для данных организаций в 2017 году составляла 5 009 рабочих мест (в 2016 году - 4 852 рабочих места).
Сведения о выполнении квоты в центры занятости населения, являющиеся государственными автономными учреждениями Тюменской области, в 2017 году предоставили 555 организаций Тюменской области, подлежащих квотированию (72,8% от общего числа организаций, подлежащих квотированию), в 2016 году - 502 организации (65,8% от общего числа организаций, подлежащих квотированию). Согласно представленным данными организациями сведениям в 2017 году в организациях в счет установленной квоты осуществляли трудовую деятельность 14 208 человек (кроме инвалидов) (в 2016 году данный показатель составил 12 217 человек), из них:
- 6 364 (2016 год - 4 884) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
- 5 232 (2016 год - 4 813) гражданина предпенсионного возраста;
- 1 782 (2016 год - 1 519) одиноких матери;
- 635 (2016 год - 788) выпускников общеобразовательных организаций, профессиональных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- 46 (2016 год - 54) вынужденных переселенцев;
- 61 (2016 год - 86) гражданин, подвергшийся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
- 50 (2016 год - 37) граждан, освобожденных из мест лишения свободы;
- 38 (2016 год - 36) граждан моложе 18 лет.
При этом в 2017 году 207 организаций, подлежащих квотированию (в 2016 году - 260), информацию о квотируемых рабочих местах в центры занятости населения не представили.
Анализ сведений о выполнении организациями квоты для приема на работу лиц, указанных в статье 2 Закона о квотировании (кроме инвалидов), за 2016 - 2017 годы показал, что организациями установленная квота перевыполняется за счет граждан, работающих в данных организациях. Так, в 2017 году квоты организациями, подлежащими квотированию, перевыполнены в 2,8 раза (в 2016 году в 2,5 раза).
Согласно статье 4 Закона о квотировании квота для приема на работу инвалидов в пределах, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", устанавливается постановлением Правительства Тюменской области. Указанная квота устанавливается с 2016 года ежегодно.
На 2016 и 2017 годы в Тюменской области работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, и работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, квота для приема на работу инвалидов установлена в одинаковом размере - 3% среднесписочной численности работников с учетом ранее принятых на работу инвалидов.
Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлено в размере 0,3% от среднесписочной численности работников в пределах установленной квоты.
Порядок установления в организациях Тюменской области квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов утвержден постановлением Правительства Тюменской области от 28.09.2015 N 456-п "Об определении порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Тюменской области".
По данным отчетов работодателей за декабрь 2017 года, представленных в центры занятости населения, в Тюменской области квотированию по приему на работу инвалидов подлежало 1 688 организаций (по состоянию на декабрь 2016 года - 1 927 организаций), общая установленная квота для данных организаций составляла 6 019 рабочих мест (в 2016 году - 7 403 рабочих места). Сведения о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов в центры занятости населения предоставили 1 526 организаций, подлежащих квотированию (90,4% от общего числа организаций, подлежащих квотированию), в 2016 году - 1 329 организаций (68,9% от общего числа организаций, подлежащих квотированию).
Согласно отчетам за декабрь 2017 года в указанных организациях работает 4 733 инвалида, в том числе на квотируемых рабочих местах 3 887 инвалидов (в 2016 году - 3 716 инвалидов), в том числе 139 инвалидов осуществляют трудовую деятельность на специальных рабочих местах (в 2016 году - 59 инвалидов).
Ввиду невозможности создания или выделения на своем производстве рабочих мест в счет установленной квоты организациями, подлежащими квотированию, в 2017 году арендовано 753 рабочих места (в 2016 году были заключены договоры аренды 399 рабочих мест). Аренда рабочего места в другой организации является альтернативным способом выполнения работодателями квоты для трудоустройства инвалидов.
В течение 2017 года на квотируемые рабочие места органами службы занятости населения Тюменской области трудоустроено 389 инвалидов (в 2016 году - 114 инвалидов). Причиной такого низкого показателя является несоответствие вакансий, заявленных работодателями, рекомендациям о противопоказанных и доступных условиях и видах труда инвалидов, обращающихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения.
Так, основную часть граждан, имеющих инвалидность, из числа обращающихся в органы службы занятости населения Тюменской области составляют инвалиды, которым рекомендованы подсобные виды работ (дворник, подсобный рабочий, рабочий по благоустройству населенных пунктов и др.) и легкие виды ручного труда (брошюровщик, фасовщик, маркировщик, комплектовщик и др.), а также административно-хозяйственная деятельность (администратор, диспетчер, архивариус и др.).
Вместе с тем в органы службы занятости населения Тюменской области в счет квоты организациями заявлены вакансии для трудоустройства по профессиям: инженер различных специализаций, электромонтер, переводчик, доцент, преподаватель (в колледжах, университетах), научный сотрудник. Фактически при создании или выделении подобных рабочих мест не достигаются цели квотирования рабочих мест - трудоустройство инвалидов.
Решению данной проблемы способствовало принятие Закона Тюменской области от 20.12.2017 N 114 "О внесении изменения в статью 8 Закона Тюменской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", который определил, что обязанность по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов считается выполненной, если на все созданные или выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды.
По данным отчетов работодателей за декабрь 2017 года, в организациях Тюменской области имеется 1 190 вакантных квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов (в 2016 году этот показатель составил 1 454 рабочих места).
Вакансии, заявленные работодателями в рамках квоты, находятся в открытом доступе, и граждане с инвалидностью могут самостоятельно осуществлять поиск вариантов работы на интерактивном портале службы занятости населения Тюменской области (http://czn.admtyumen.ru) и на информационном портале Федеральной службы по труду и занятости "Работа в России" (www.trudvsem.ru).
В целях информирования работодателей об обязанности квотирования рабочих мест для трудоустройства лиц, указанных в статье 2 Закона о квотировании, в том числе инвалидов, органами службы занятости населения Тюменской области распространяются памятки, брошюры. Так, в 2017 году было распространено, в том числе посредством электронной почты, порядка 2 тыс. памяток и брошюр по вопросу квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, испытывающих трудности в поиске работы (в 2016 году распространено 1,8 тыс. памяток и брошюр).
Информирование работодателей также осуществлялось путем организации и проведения круглых столов, рабочих совещаний, в том числе с участием органов местного самоуправления. В 2017 году проведено более 300 встреч с работодателями в формате круглых столов и рабочих совещаний (в 2016 году более 270).
На интерактивном портале уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области в сфере труда и занятости населения в разделе "Работодателям - квотирование рабочих мест" размещена информация для работодателей по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, размещен порядок установления в организациях Тюменской области квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, а также памятка для работодателей "Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов".
Согласно статье 12 Закона о квотировании лица, виновные в нарушении данного Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Работу в данном направлении центры занятости населения осуществляют во взаимодействии с органами прокуратуры.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится в том числе осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов. В связи с этим уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области в сфере труда и занятости населения проводятся проверки работодателей Тюменской области по соблюдению законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов.
В 2017 году уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области в сфере труда и занятости населения проведено 26 плановых проверок по соблюдению работодателями Тюменской области законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов (в 2016 году - 27 проверок), составлено 26 актов проверок (в 2016 году - 27 актов проверок), выдано 2 предписания о необходимости устранения выявленных нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов (в 2016 году - 4 предписания).
В 2017 году по результатам 3 проверок уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области в сфере труда и занятости населения (в 2016 году - 5 проверок) возбуждено 7 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.42 и статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (в 2016 году - 8 дел об административных правонарушениях), в том числе:
в отношении 1 должностного лица-работодателя по части 1 статьи 5.42 КоАП РФ (в 2016 году - в отношении 4 должностных лиц);
в отношении 3 должностных лиц-работодателей и 3 работодателей по статье 19.7 КоАП РФ (в 2016 году - 2 должностных лиц и 2 работодателей).
По итогам рассмотрения вышеуказанных дел об административных правонарушениях мировыми судьями назначены следующие административные наказания:
в 2017 году 1 должностное лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей (в 2016 году - 4 должностных лица);
в 2017 году 1 должностное лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 300 рублей (в 2016 году - 2 должностных лица). Также в 2017 году в отношении 2 должностных лиц постановлениями мировых судей вынесены предупреждения;
в 2017 году 1 работодатель, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей (в 2016 году - 2 должностных лица). Также в 2017 году в отношении 2 работодателей постановлениями мировых судей вынесены предупреждения.
Проблемные вопросы при реализации полномочий, отнесенных Законом о квотировании к компетенции органов службы занятости населения Тюменской области, отсутствуют.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 15 марта 2018 г. N 1133 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.