Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 02 апреля 2018 г. N 100-п
Порядок
организации и осуществления в Тюменской области регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации
1. Порядок организации и осуществления в Тюменской области регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Порядок), устанавливает требования по организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора в Тюменской области, включая государственный надзор за обеспечением доступности для инвалидов объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктур при осуществлении в отношении их регионального государственного строительного надзора (далее также - государственный строительный надзор, РГСН).
При осуществлении регионального государственного строительного надзора, организации и проведении проверок застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
2. Региональный государственный строительный надзор - деятельность уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области, направленная на предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, техническим заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком (далее также - субъекты надзора), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - обязательные требования) при строительстве, реконструкции иных (кроме указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ) объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, посредством организации и проведения проверок субъектов надзора, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, а также деятельность уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора.
3. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области на осуществление регионального государственного строительного надзора является Главное управление строительства Тюменской области (далее - Главное управление) в лице управления государственного строительного надзора по Тюменской области (далее - орган РГСН).
Мероприятия по контролю проводятся должностными лицами органа РГСН, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - должностные лица РГСН).
4. Должностными лицами РГСН являются:
а) начальник органа РГСН Главного управления;
б) заместитель начальника органа РГСН Главного управления;
в) начальник отдела государственного строительного надзора по Тюменской области (далее - отдел госстройнадзора) органа РГСН Главного управления;
г) заместитель начальника отдела госстройнадзора органа РГСН Главного управления;
д) главные специалисты отдела госстройнадзора органа РГСН Главного управления;
е) начальник отдела профильных видов государственного строительного надзора по Тюменской области органа РГСН Главного управления;
ж) главные специалисты отдела профильных видов государственного строительного надзора по Тюменской области органа РГСН Главного управления.
5. Государственный строительный надзор осуществляется:
а) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ;
б) при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.
6. Предметом государственного строительного надзора является проверка:
а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности, требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также требованиям по обеспечению доступности для инвалидов объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктур;
б) наличия разрешения на строительство;
в) выполнения требований частей 2, 3 и 3.1 статьи 52 ГрК РФ.
В случае отсутствия технических регламентов предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям охраны труда, требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям к сохранению объектов культурного наследия, требованиям по обеспечению доступности для инвалидов объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктур, правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Тюменской области, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее - нормы и правила).
7. Региональный государственный строительный надзор включает в себя:
а) организацию и проведение проверок выполнения субъектами надзора обязательных требований, предписаний об устранении выявленных нарушений, выданных должностными лицами РГСН;
б) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений, а также выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
в) организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
г) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения законодательства о градостроительной деятельности, технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при осуществлении субъектами надзора своей деятельности.
8. В рамках регионального государственного строительного надзора осуществляются федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, региональный государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, государственный надзор за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, государственный экологический надзор.
9. Государственный строительный надзор осуществляется с даты получения органом РГСН в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).
10. При организации регионального государственного строительного надзора применяется риск-ориентированный подход.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного строительного надзора, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности субъектов надзора и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
В целях применения риск-ориентированного подхода строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенным категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Присвоение категории риска строящемуся, реконструируемому объекту капитального строительства осуществляется органом РГСН после поступления извещения о начале работ на таком объекте в соответствии с критериями отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" с учетом сведений проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, на основании соответствующего приказа начальника (заместителя начальника) Главного управления и отражается в программе проверок.
Орган РГСН ведет реестр объектов капитального строительства, в отношении строительства, реконструкции которых осуществляется государственный строительный надзор, и размещает информацию о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства и присвоенных им категориях риска, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области.
Размещение информации осуществляется с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.
11. Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение:
а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования, обеспечению доступности для инвалидов объекта капитального строительства;
б) при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, а также требований по обеспечению доступности для инвалидов реконструируемого объекта капитального строительства.
12. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Проверки субъектов надзора проводятся должностными лицами РГСН, уполномоченными на основании издаваемого согласно установленных Федеральным законом N 294-ФЗ требований приказа начальника Главного управления - главного архитектора Тюменской области (далее - начальник Главного управления), заместителя начальника Главного управления - заместителя главного архитектора Тюменской области (далее - заместитель начальника Главного управления) по основаниям, предусмотренным подпунктами "г", "е", "ж", "з" абзаца третьего пункта 12 настоящего Порядка, а также начальника органа РГСН, в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в частях 5 и 6 статьи 52 ГрК РФ, по основаниям предусмотренным подпунктами "а", "б", "в", "д" абзаца третьего пункта 12 настоящего Порядка.
Основаниями для проведения проверок являются:
а) получение от субъекта надзора извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ, об окончании строительства, реконструкции объекта капитального строительства;
б) программа проверок, разработанная органом РГСН;
в) получение от субъекта надзора извещения об изменении сроков окончания работ, подлежащих проверке, если срок окончания таких работ не совпадает со сроками, указанными в программе проведения проверок;
г) получение от субъекта надзора извещения о случаях возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
д) получение от субъекта надзора извещения об устранении нарушений, а также истечение срока исполнения субъектом надзора выданного органом РГСН предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
е) наличие приказа начальника Главного управления, заместителя начальника Главного управления, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
ж) обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти (должностных лиц РГСН), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;
з) обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти (должностных лиц РГСН), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
13. Программа проверок разрабатывается органом РГСН с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Программа проверок составляется с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", к количеству проверок, планируемых к проведению за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства для соответствующей категории риска строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства и к порядку изменения их количества.
14. Для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом РГСН проверяется:
а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка;
б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Осуществление проверок может быть сопряжено с проведением (назначением) органом РГСН экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.
15. При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом РГСН составляется акт, являющийся основанием для выдачи техническому заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Иные результаты проверки заносятся должностным лицом РГСН в общий и (или) специальный журналы.
16. Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на основании его предписание составляются в двух экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются техническому заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа РГСН.
17. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом РГСН проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
18. Орган РГСН выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
19. Орган РГСН отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
20. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения направляется органом РГСН субъекту надзора в течение 10 рабочих дней с даты обращения субъекта надзора в орган РГСН за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.
21. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения подписывается должностным лицом РГСН, осуществлявшим проверку, и утверждается приказом начальника Главного управления либо, во время его отсутствия, уполномоченным должностным лицом Главного управления.
Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения направляется застройщику или техническому заказчику, второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле органа РГСН.
22. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке.
23. Сведения, полученные в ходе осуществления РГСН, подлежат обобщению и включению в создаваемую органом РГСН информационную систему автоматизации деятельности РГСН.
24. Должностные лица РГСН при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:
а) беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
б) требуют от субъектов надзора представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
в) требуют от субъектов надзора проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если их проведение требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
г) составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
д) вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
е) составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, обращаются в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, в защиту публичных интересов, об оспаривании постановлений и актов судебных приставов, о понуждении выполнить обязанность, установленную законом или актом государственного органа, по обжалованию заключений экспертизы;
ж) проверяют факты о проведенной реконструкции и устанавливают реконструкцию нежилых зданий и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах с привлечением экспертов;
з) определяют, требуется ли на объект капитального строительства разрешение на строительство;
и) осуществляют иные полномочия, установленные ГрК РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129 "Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области.
25. Должностные лица органа РГСН при осуществлении полномочий, указанных в пункте 24 настоящего Порядка.
26. В целях предупреждения нарушений субъектами надзора обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих таким нарушениям, орган РГСН в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в рамках ежегодно утверждаемой Главным управлением программы профилактики нарушений.
27. В результате систематического наблюдения за исполнением обязательных требований на основании анализа отчетов о результатах проведенных проверок, выявленных в ходе их проведения нарушений и принятых мер, органом РГСН осуществляется выработка решений, направленных на снижение количества нарушений обязательных требований субъектами надзора и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований субъектами надзора.
28. Должностные лица РГСН несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, совершение противоправных действий (бездействия) при осуществлении регионального государственного строительного надзора.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 2 апреля 2018 г. N 100-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.