Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 19.04.2018 N 1216
Информация
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об осуществлении им государственного земельного надзора (представлена в областную Думу руководителем Управления Росреестра по Тюменской области В.Г. Кораблёвым 23.03.2018)
Полномочия Росреестра в сфере государственного земельного надзора определены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении положения о государственном земельном надзоре" (далее - Положение).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:
- требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
- требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретения земельных участков в собственность;
- требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
- требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
- требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов, в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Деятельность Управления по осуществлению государственного земельного надзора направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации.
Целью государственного земельного надзора является обеспечение установленного правового использования земель. Для выполнения поставленной цели необходимо обеспечить устранение выявленных нарушений, их успешную профилактику, а также выполнение принципов государственного земельного надзора - принципа постоянства осуществления государственного земельного надзора и принципа неотвратимости наказания за совершенные земельные правонарушения.
1. Результативность и эффективность осуществления государственного земельного надзора.
Управлением в 2017 году проведено 2 006 проверок, из них 1 128 плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства и 878 внеплановых проверок исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.
Нагрузка на одного инспектора в Управлении в 2017 году составила 122,2%. Нагрузка на одного инспектора по Российской Федерации в 2017 году - 99,5%.
Результативность проведения проверок (доля проверок соблюдения требований земельного законодательства, по которым выявлены нарушения) в Управлении в 2017 году составила 84%. Результативность проведения проверок по Российской Федерации в 2017 году - 69,5%.
Доля устраненных нарушений земельного законодательства составила 83,2%.
В 2017 году результаты проверок, проведенных Управлением, недействительными не признавались.
Основными видами нарушений являются:
- самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - 87,8% от общего количества выявленных нарушений;
- использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием - 11,2% от общего количества выявленных нарушений;
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом - 1% от общего количества выявленных нарушений.
В 2017 году в результате осуществления государственного земельного надзора нарушителям законодательства Российской Федерации по решениям должностных лиц Управления, вступившим в законную силу, вынесено штрафов на сумму 4 039,0 тыс. рублей. Взыскано в бюджет Тюменской области штрафов на сумму 4 139,0 тыс. рублей, доля взысканных административных штрафов в 2017 году, с учетом погашения задолженности прошлых периодов, составила 115,7%.
Помимо поступлений в бюджет оплаченных административных штрафов, вовлечение в экономический оборот земельных участков в долгосрочной перспективе увеличит доходную часть местных бюджетов за счет налоговых и арендных платежей. Кадастровая стоимость земельных участков, используемых лицами, привлеченными к административной ответственности, не имеющими предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и не в соответствии с разрешенным использованием, в 2017 году составила более 900 млн. рублей.
При устранении выявленных нарушений увеличивается количество земельных участков на территории муниципальных образований Тюменской области, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) с уточнёнными границами, а также отмечается приведение в соответствие сведений, содержащихся в ЕГРН, в части разрешенного использования земельных участков к их фактическому использованию.
В соответствии с пунктом 9 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений, и привлечения мировым судом лица к административной ответственности за неисполнение предписания Управление информирует исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления о неисполнении предписания с приложением соответствующих документов для принятия уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка.
В 2017 году Управлением в адрес Департамента имущественных отношений Тюменской области и администраций муниципальных районов Тюменской области направлено 86 материалов о неисполнении предписаний об устранении выявленных нарушений.
При проведении плановых проверок соблюдения земельного законодательства в отношении органов местного самоуправления осуществляется надзор за соблюдением требований земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а именно - соответствие актов, принятых органами местного самоуправления, требованиям законодательства, предъявляемым к таким актам:
- соблюдение сроков рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
- законность удовлетворения должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено;
- законность отказа должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка.
В 2017 году проверено 153 правовых акта, принятых органами местного самоуправления. По результатам проверок выявлено 21 нарушение при предоставлении земельных участков. Информация о выявленных нарушениях в отношении 3 органов местного самоуправления направлена в прокуратуру Тюменской области.
По результатам рассмотрения прокуратурой Тюменской области в адрес органов местного самоуправления вынесено 2 представления об устранении нарушений закона. В результате рассмотрений органами местного самоуправления представлений об устранении нарушений закона к дисциплинарной ответственности привлечено 2 лица.
2. Применение риск-ориентированного подхода.
В число участников приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" Росреестр не включен (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 N 12), вместе с тем проведение проверок осуществляется Управлением на основе риск-ориентированного подхода уже с 2016 года. Проводятся административные обследования объектов земельных отношений - земельных участков, которые осуществляются без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений.
С учетом изменений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управлением с 2017 года при рассмотрении обращений и заявлений, в которых отсутствуют достаточные данные, указывающие на нарушение требований земельного законодательства, уполномоченными должностными лицами проводится предварительная проверка поступившей информации. За 2017 год проведено 50 предварительных проверок, по результатам которых в 18 случаях (36%) факты нарушения земельного законодательства не подтвердились.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2017 N 943 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора" внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1. Новой редакцией Положения закреплено применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора. Этим же документом определены три категории риска: средний; умеренный; низкий. Отнесение земельных участков к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения земельных участков, согласно приложению N 2 к Положению.
В планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, земельные участки которых отнесены к категориям среднего и умеренного риска.
План проверок Управления на 2018 год сформирован с применением риск-ориентированного подхода. При проведении плановых проверок юридических лиц с 28.01.2018 Управлением используются проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.
В рамках мероприятий, проводимых Правительством Российской Федерации, направленных на снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты, с 2015 года количество проверок, проводимых Управлением, ежегодно сокращается.
Таблица
Информация о проверках в отношении юридических лиц
N п/п |
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
Запланировано плановых проверок, всего |
98 |
42 |
6 |
2 |
Составлено актов о невозможности |
3 |
1 |
- |
3 |
Исключено из плана в связи с прекращением деятельности |
8 |
4 |
- |
4 |
Проведено плановых проверок |
87 |
35 |
- |
4.1 |
Прекращено в связи с включением в период проведения проверки ЮЛ в реестр субъектов МСП |
- |
2 |
- |
5 |
Проведено внеплановых проверок |
155 |
86 |
6* |
|
из них: |
|
||
5.1 |
соблюдения земельного законодательства |
1 |
4 |
1 |
5.2 |
исполнения предписаний |
154 |
82 |
5 |
6 |
Обжаловано постановлений о привлечении к административной ответственности по результатам проверок |
1 |
4 |
- |
6.1 |
из них, оставлено в силе |
1 |
4 |
- |
7 |
Доля проверяемых ЮЛ и ИП от общего количества ЮЛ и ИП на территории Тюменской области |
0,05% |
0,02% |
0,004% |
8 |
Сокращение количества проверок к предыдущему периоду |
61,8% |
57,1% |
85,7% |
* Проведено по состоянию на 19.03.2018.
3. Взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществляющими муниципальный земельный контроль (далее - ОМС).
Взаимодействие регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль".
Осуществление мероприятий государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля направлено на достижение основной цели государственного и муниципального управления земельными ресурсами - рациональное использование и охрану земель.
В 2017 году в Управление от ОМС поступило на рассмотрение 217 материалов проверок, проведенных ОМС, в сравнении с 2016 годом количество поступивших на рассмотрение материалов проверок увеличилось в 3 раза (2016 год - 76 материалов проверок). В результате рассмотрения поступивших материалов проверок к административной ответственности привлечено 101 лицо, наложено административных штрафов на сумму 1 144,3 тыс. рублей.
В целях повышения эффективности взаимодействия в марте 2018 года заключены новые соглашения о взаимодействии при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля между Управлением и ОМС.
Муниципальный земельный контроль является одним из инструментов пополнения бюджетов муниципальных образований.
Управление оказывает поддержку ОМС в вопросе осуществления муниципального земельного контроля: проводятся практические занятия по проведению проверок в отношении юридических лиц и граждан, в ходе которых обеспечивается обмен опытом и практическими навыками организации и проведения проверок. Управлением на постоянной основе проводится консультирование ОМС по вопросам проведения проверок соблюдения земельного законодательства и оформления материалов по результатам проведенных проверок, в ходе которых были выявлены признаки нарушений земельного законодательства.
Все эти меры направлены на совершенствование действий по осуществлению муниципального земельного контроля, а также повышение качества материалов, поступающих в Управление на рассмотрение.
4. Взаимодействие с контрольно-надзорными органами.
Проведено 16 совместных проверок с органами прокуратуры.
Рассмотрено 12 постановлений о возбуждении административных дел.
По обращениям, поступившим из органов прокуратуры, проведено 40 внеплановых проверок, выявлено 23 нарушения земельного законодательства.
5. Профилактика нарушений обязательных требований.
- анкетирование лиц, участвующих в проводимых профилактических мероприятиях, и лиц, в отношении которых проводятся проверочные мероприятия;
- консультирование заинтересованных лиц;
- проведение "горячих линий";
- публикации в средствах массовой информации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 19 апреля 2018 г. N 1216 "Об информации Управления Росреестра по Тюменской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.