Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 24.05.2018 N 1301
Рекомендации
"круглого стола" по теме: "Обеспечение гарантий трудовой занятости инвалидов в Тюменской области"
г. Тюмень 13 марта 2018 года
Заслушав и обсудив выступления участников "круглого стола" по теме: "Обеспечение гарантий трудовой занятости инвалидов в Тюменской области", депутаты областной Думы, представители исполнительных органов государственной власти Тюменской области, местного самоуправления, прокуратуры, общественных организаций Тюменской области и другие участники заседания "круглого стола" отмечают следующее.
По состоянию на 01.01.2018 в Тюменской области проживает более 101 тысячи инвалидов и детей-инвалидов, из них более 5 тысяч человек - инвалиды молодого возраста от 18 до 30 лет.
Содействие трудоустройству инвалидов осуществляется органами занятости населения в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", а также в рамках государственной программы Тюменской области "Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" до 2020 года.
В 2017 году за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения обратились 4 275 граждан с инвалидностью. При содействии органов занятости населения трудоустроен 3 351 инвалид. Удельный вес трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, составил 78,4%.
В соответствии с приказом Минтруда России от 26.10.2017 N 747н "Об утверждении целевых прогнозных показателей в области содействия занятости населения на 2018 год" для Тюменской области одним из целевых прогнозных показателей является обеспечение доли работающих инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста - 30%.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, за ноябрь 2017 года в Тюменской области доля работающих инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста составляет 25,7%.
В целях обеспечения гарантий трудовой занятости инвалидов в Тюменской области реализовывались следующие мероприятия:
1. Профессиональная ориентация граждан с инвалидностью.
В 2017 году государственную услугу по профессиональной ориентации получили 1,4 тысячи человек.
В муниципальных образованиях Тюменской области организуются и проводятся профориентационные акции "Моя профессия - мое будущее", "Летний лагерь - территория профориентации", "Старт к успеху", "С надеждой в будущее". Целями акций являются содействие молодежи в осознанном планировании карьеры с учетом профессиональных интересов и кадровой потребности региона, популяризация востребованных рабочих профессий и инженерно-технических специальностей.
Целевую аудиторию мероприятий составляют учащиеся школ, организаций среднего профессионального и высшего образования и их родители, в том числе дети-инвалиды, несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья. Всего в профориентационных акциях приняли участие более 400 граждан, имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья.
2. Профессиональное обучение по направлению органов службы занятости.
За 2017 год профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование прошли 92 инвалида.
Наиболее востребованными инвалидами профессиями являются парикмахер, охранник, обувщик по ремонту обуви, кондитер, оператор заправочной станции, продавец, слесарь КИПиА, слесарь по ремонту автомобилей, флорист, делопроизводитель, оператор котельных, портной, техник по ремонту персональных компьютеров.
3. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.
В течение 2017 года в мероприятиях по социальной адаптации приняли участие 490 инвалидов. Для преодоления негативных последствий, связанных с потерей работы, профессиональной самореализации путем оптимизации психологического состояния 305 гражданам с инвалидностью оказана государственная услуга по психологической поддержке.
4. Содействие занятости выпускников образовательных организаций, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
В основной комплекс мероприятий по содействию трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья входят:
- стажировка выпускников образовательных организаций и граждан, ищущих работу;
- стажировка по сертификатам.
Стажировка представляет собой временное трудоустройство по полученной или родственной профессии (специальности) на период до 4 месяцев. Основной целью мероприятия является оказание помощи в трудоустройстве по полученной специальности выпускникам и гражданам, ищущим работу в течение трех лет со дня получения документа об образовании и (или) о квалификации, находящимся в поиске работы.
В 2017 году трудоустроено на стажировку с целью получения первоначального опыта работы по полученной специальности 15 граждан с инвалидностью.
В организации проведения оплачиваемых общественных работ приняли участие 248 инвалидов. В мероприятии по временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, приняли участие 609 инвалидов. В рамках организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время было трудоустроено 29 детей-инвалидов.
5. Содействие самозанятости безработных граждан.
В рамках организации содействия самозанятости безработных граждан 21 инвалиду предоставлена единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя.
6. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
По данным отчетов работодателей за декабрь 2017 года, в Тюменской области квотированию по приему на работу инвалидов подлежало 1 688 организаций, общая установленная квота для данных организаций составляла 6 019 рабочих мест. Сведения о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов в ГАУ ТО центры занятости населения предоставили 1 526 организаций, подлежащих квотированию.
По данным отчетов, в указанных организациях работало 4 733 инвалида, в т.ч. на квотируемых рабочих местах - 3 887 инвалидов, из них 139 инвалидов - на специальных рабочих местах.
Ввиду невозможности создания рабочих мест в счет установленной квоты было арендовано 753 рабочих места.
В 2017 году продолжалась работа по замещению вакансий, заявленных работодателями в счет квоты. Так, в течение 2017 года на квотируемые рабочие места органами службы занятости населения Тюменской области было трудоустроено 389 инвалидов.
По данным отчетов, в организациях были свободны, то есть являлись вакантными, 1 190 рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места.
Вакансии, заявленные работодателями в рамках квоты, находятся в открытом доступе, и граждане с инвалидностью могут самостоятельно осуществлять поиск вариантов работы на интерактивном портале службы занятости населения Тюменской области (http://czn.admtyumen.ru) и на информационном портале Федеральной службы по труду и занятости "Работа в России" (www.trudvsem.ru).
7. Стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.
В соответствии с установленным порядком работодателям, создающим временные и постоянные рабочие места для граждан с инвалидностью, осуществлялось возмещение нормативных затрат из областного бюджета на оплату труда (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) инвалидов, трудоустроенных на созданные рабочие места, на выплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении инвалидов, трудоустроенных на организованные рабочие места с заключением срочного трудового договора (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды), на оплату банковских услуг, связанных с перечислением средств на возмещение нормативных затрат, на выплату за наставничество (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) в случае, если за трудоустроенным инвалидом закрепляется наставник. При создании постоянных рабочих мест работодателю возмещаются затраты на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
В 2017 году в рамках данного мероприятия работодателями было создано 1 471 рабочее место, в том числе 64 оборудованных (оснащенных) постоянных рабочих места. На созданные рабочие места трудоустроено 1 547 инвалидов, в том числе 65 инвалидов - на оборудованные (оснащенные) рабочие места на постоянной основе. За трудоустроенными инвалидами закреплен 131 наставник. Рабочие места созданы по следующим профессиям (специальностям): приемщик молочной продукции, сторож-вахтер, гардеробщик, оператор сушильного оборудования, бухгалтер, делопроизводитель, администратор, кухонный рабочий, подсобный рабочий и т.д.
8. Проведение проверок работодателей Тюменской области по соблюдению законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов.
В 2017 году уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере труда и занятости населения проведено 26 плановых проверок по соблюдению работодателями Тюменской области законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов. Выдано 2 предписания о необходимости устранения выявленных нарушений.
По результатам 3 проверок уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области в сфере труда и занятости населения возбуждено 7 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.42 и статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также с 01.01.2017 уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере труда и занятости населения реализуются полномочия по проведению мероприятий по контролю без взаимодействия с организациями. В течение 2017 года указанные мероприятия проведены в отношении 61 работодателя.
В действиях 23 работодателей признаков несоблюдения законодательства о квотировании рабочих мест не выявлено.
В действиях 38 работодателей обнаружены признаки нарушения обязательных требований законодательства, выраженные в неисполнении обязанности по созданию или выделению 229 рабочих мест для трудоустройства инвалидов. В адреса данных работодателей направлены предостережения о недопустимости нарушения требований законодательства.
9. Проводились другие мероприятия.
В ходе реализации мероприятий по обеспечению занятости инвалидов выявлены следующие проблемные вопросы:
1) несоответствие вакансий, заявленных работодателями, рекомендациям о противопоказанных и доступных условиях и видах труда инвалидов, обращающихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения;
2) размер заработной платы, указанной работодателями в сведениях о потребности в работниках при заявлении вакансий в счет квоты, существенно ниже уровня заработной платы, предлагаемой по вакансиям, не связанным с трудоустройством инвалидов;
3) низкая мотивация к труду у граждан с инвалидностью вследствие состояния здоровья или в связи с приостановкой выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии на период их трудоустройства.
В целях дальнейшей эффективной реализации государственной политики в сфере обеспечения гарантий трудовой занятости инвалидов в Тюменской области участники "круглого стола" рекомендуют:
I. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:
1. Ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона N 346113-7 "О внесении изменений в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
2. Ускорить внесение и принятие проектов федеральных законов:
- "О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов)" (подготовлен Минтрудом России);
- "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов)" (подготовлен Минтрудом России).
II. Тюменской областной Думе продолжить системную работу по совершенствованию региональной нормативной правовой базы и осуществлению контроля за исполнением законов и государственных программ по вопросам обеспечения гарантий трудовой занятости инвалидов в Тюменской области, в том числе в 2019 году рассмотреть:
- информацию Правительства Тюменской области о реализации программы Тюменской области по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве на 2017 - 2020 годы;
- информации о выполнении постановлений Тюменской областной Думы:
"Об информациях о реализации Закона Тюменской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Тюменской области" от 15.03.2018;
"О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Обеспечение гарантий трудовой занятости инвалидов в Тюменской области" от 24.05.2018.
III. Правительству Тюменской области и органам местного самоуправления Тюменской области в рамках представленной компетенции:
1. Продолжить работу по обеспечению гарантий трудовой занятости инвалидов, уделив особое внимание вопросам:
- реализации мер, направленных на содействие в получении инвалидами профессиональной ориентации;
- организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов;
- расширения перечня программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан из числа трудоспособных инвалидов по актуальным специальностям, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, реализуемых в Тюменской области;
- организации взаимодействия студентов-инвалидов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с работодателями, в том числе в рамках практико-ориентированного обучения (дуального образования), позволяющей совместить в учебном процессе теоретическую и практическую подготовку, осваивать избранную профессию и в образовательной организации, и непосредственно на производстве;
- обеспечения трудоустройства выпускников-инвалидов, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, профессионального обучения;
- содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда инвалидов молодого возраста, сопровождения инвалидов молодого возраста при решении вопроса трудоустройства;
- обеспечения трудовой занятости инвалидов, имеющих несовершеннолетних детей;
- осуществления мониторинга потребностей незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, в открытии собственного дела на основе проведения опросов инвалидов;
- информирования и оказания инвалидам, проживающим на территории муниципальных образований Тюменской области, государственных услуг в сфере занятости населения;
- привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций в работу по трудоустройству инвалидов;
- обеспечения доступности зданий, а также предоставляемых в них государственных услуг в области содействия занятости населения для инвалидов;
- внедрения сервисного подхода в работе центров занятости населения по трудоустройству инвалидов;
- проведения ярмарок рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов;
- обеспечения взаимодействия между органами медико-социальной экспертизы, центрами занятости населения и представителями общественных организаций инвалидов в целях удовлетворения потребности незанятых инвалидов в трудоустройстве;
- организации самозанятости безработных граждан из числа инвалидов;
- поддержки специализированных предприятий инвалидов;
- информирования работодателей об обязанностях квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и предоставления информации в органы службы занятости о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов;
- проведения проверок работодателей Тюменской области по соблюдению законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов;
- вовлечения работодателей в областной конкурс "Лучший работодатель в области занятости населения", сделав акцент на номинации "Участие работодателей в содействии занятости граждан, имеющих инвалидность";
- информирования работодателей о возможности включения в коллективные договоры (соглашения) мероприятий по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
- вовлечения работодателей, общественных организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, в систему социального партнерства на территориальном уровне;
- создания условий для участия представителей Тюменской области в федеральном конкурсе "Равные возможности" - профессиональное обучение, образование и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями.
2. Рассмотреть возможность создания государственного предприятия в целях обеспечения рабочими местами инвалидов, в том числе инвалидов по слуху.
IV. Прокуратуре Тюменской области продолжить работу по контролю за выполнением требований законодательства о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов.
V. Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации продолжить работу по межведомственному взаимодействию, направленному на улучшение профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов, уделив особое внимание вопросам:
- профессионально-трудовой диагностики с целью определения потребности инвалидов в мерах профессиональной реабилитации, включая профессиональное обучение и трудоустройство;
- профессиональной ориентации инвалидов в виде профессионального информирования и консультирования граждан по вопросам трудоустройства и профессионального обучения, в том числе через службу занятости населения с непосредственным взаимодействием со специалистами органов службы занятости.
VI. Работодателям Тюменской области:
1. Продолжить работу: по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов и принятию локальных нормативных актов, содержащих сведения о данных рабочих местах; созданию инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; предоставлению в установленном порядке информации, необходимой для организации занятости инвалидов.
2. Использовать право на аренду рабочего места в другой организации в случае невозможности резервирования или создания на своем производстве рабочих мест в счет установленной для данной организации квоты.
3. Осуществлять резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, проходящих профессиональное обучение по направлению центров занятости населения.
4. Включать в коллективные договоры мероприятия по соблюдению квоты для приема на работу инвалидов, созданию специальных рабочих мест для трудоустройства данной категории работников, а также мероприятия по обеспечению условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
5. Учитывать мнение первичной профсоюзной организации о способности выполнять работником в организации ту или иную работу при установлении группы инвалидности.
VII. Союзу "Региональное объединение работодателей Тюменской области" разработать методические рекомендации по подготовке работодателями, объединениями работодателей, общественными организациями социальных (нефинансовых) отчетов, распространению международного и российского стандарта социальной ответственности.
VIII. Ассоциации сельхозтоваропроизводителей Тюменской области ускорить внесение изменений в учредительные документы в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2002 N 156-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об объединениях работодателей" с целью заключения отраслевого соглашения по агропромышленному комплексу Тюменской области, содержащего обязательства в сфере труда и занятости населения, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и встраивания в систему социального партнерства.
IX. Общественным организациям инвалидов Тюменской области продолжить работу:
- по организации деятельности служб сопровождения инвалидов в целях содействия их трудоустройству;
- оказанию органам службы занятости всех уровней содействия в трудоустройстве инвалидов в организациях всех форм собственности;
- трудоустройству инвалидов в хозяйственных обществах, организациях и учреждениях общественных организаций инвалидов, содействию их индивидуально-трудовой деятельности.
Участники заседания
"круглого стола"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 24 мая 2018 г. N 1301 "О рекомендациях "круглого стола" по теме:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.