Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика существующего состояния транспортной инфраструктуры города Тюмени
2.1. Анализ положения Тюменской области в структуре пространственной организации Российской Федерации. Анализ положения города Тюмени в структуре пространственной организации субъектов Российской Федерации
Тюменская область входит в состав Уральского федерального округа и включает территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. В программе комплексного развития транспортной инфраструктуры города Тюмени территория Тюменской области рассматривается без учета территорий автономных округов.
Тюменская область расположена на пересечении важнейших транспортных коридоров, идущих с запада на восток и связывающих регионы Европейской части России и Урала с Сибирью и Дальним Востоком, и с севера на юг, связывающих северные автономные округа, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ - Югру - крупнейшие районы добычи нефти и газа - с остальными регионами Российской Федерации и обеспечивающих выход к странам Центральной Азии.
Стратегические транспортные коридоры системы общероссийской транспортной сети, проходящие по территории Тюменской области, сформированы:
- в широтном направлении - Транссибирской железнодорожной магистралью и автомобильными дорогами Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск и Екатеринбург - Тюмень;
- в меридиональном направлении - автомобильными дорогами "Иртыш": Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск; и Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск, а также железной дорогой Тюмень - Тобольск - Сургут - Новый Уренгой - Надым.
Часть широтного транспортного коридора на участке Омск - Курган проходит по территории сопредельного с Российской Федерацией государства - Республики Казахстан. Данный транспортный коридор включает в себя автомобильную дорогу федерального значения "Иртыш": Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск; и Южно-Уральский ход Транссибирской железнодорожной магистрали.
Аэропорт "Рощино", расположенный в городе Тюмени, является одним из интенсивно развивающихся аэропортов федерального значения, обеспечивает связь с административными центрами субъектов Российской Федерации, международные транспортные связи.
Железнодорожный транспорт на территории Тюменской области представлен двумя участками Свердловской железной дороги: электрифицированным участком Транссибирской железнодорожной магистрали и неэлектрифицированным участком железной дороги Тюмень - Сургут - Новый Уренгой.
Для жизнедеятельности региона, особенно его северной части, особое значение имеет устойчивое функционирование внутренних водных путей и речные перевозки, в том числе обеспечивающие доступ к населенным пунктам приречных районов области.
Протяженность водных путей, обслуживаемых судоходной обстановкой по Обь-Иртышскому бассейну, составляет 12150 км, в том числе по Тюменской области - 2209 км.
За последние годы прослеживается тенденция роста объема грузовых перевозок. Сферой безальтернативного использования внутреннего водного транспорта являются перевозки в районы Крайнего Севера, где отсутствуют или недостаточно развиты железные и автомобильные дороги.
В то же время наблюдается значительное уменьшение пропускной способности рек Тура и Тобол в связи с их исключением из перечня участков внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов.
Находясь на пересечении автомобильных дорог, идущих с запада на восток, с юга на север, а также в силу наличия границы с Республикой Казахстан, Тюменская область обладает выгодным географическим положением с точки зрения реализации ее транзитного потенциала. Это подтверждается ежегодным значительным ростом внешнеторгового оборота со странами дальнего и ближнего зарубежья.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования Тюменской области по состоянию на 01.01.2016 составила 19315,8 км, из которых: 1023,8 км (5,3%) - федеральные автомобильные дороги; 9077,9 км (46,5%) - региональные или межмуниципальные, в том числе 7124,3 км с твердым покрытием; 9214,1 км (48,2%) - автомобильные дороги местного значения, в том числе 5273 км с твердым покрытием.
На 01.01.2018 на территории Тюменской области протяженность автомобильных дорог федерального значения - 1023,8 км, автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения - 9139,4 км.
Город Тюмень - крупный транспортный узел Тюменской области, который является основной точкой подключения к общероссийской транспортной сети основных коммуникаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Через город Тюмень проходят линейные объекты федерального значения:
- железные дороги: Москва - Владивосток, Тюмень - Тобольск - Сургут - Новый Уренгой - Надым;
- федеральные автомобильные дороги: Екатеринбург - Тюмень; Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск и подъезд к городу Тюмени от автомобильной дороги "Байкал", входящие в международный транспортный коридор "Транссиб", который войдет в состав формирующегося транснационального коридора Берлин - Пекин; Тюмень - Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск; Тюмень - Ханты-Мансийск - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард, являющаяся частью важнейшего для региона транспортного коридора.
Город Тюмень является центром формирующейся Тюменской агломерации. В агломерационных процессах задействованы территории в границах Тюменского района:
- у юго-западных границ города, вдоль Московского тракта, ряд сельских поселений с наиболее благоприятными ландшафтными условиями приобрели функции "спальных районов" для работающих в городе Тюмени;
- группа поселений, расположенных на Северосибирской железнодорожной магистрали (по Ялуторовскому тракту), а также ряд населенных пунктов у границ города Тюмени получили промышленную специализацию;
- сельские поселения, расположенные в северо-западном и восточном направлениях от города Тюмени (Новотарманское, Кулаковское, Чикчинское), имеют рекреационную функцию;
- ряд сельских поселений, расположенных в 30-минутной транспортной доступности от города Тюмени, приобрели функции дачных поселков с сезонным проживанием. Всего на территории Тюменского муниципального района зарегистрировано 85 садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Формирование агломерации является одной из перспективных форм пространственного развития региона, которая требует особого внимания к развитию транспортной инфраструктуры.
2.2. Социально-экономическая характеристика города Тюмени. характеристика градостроительной деятельности на территории города Тюмени, включая деятельность в сфере транспорта, оценку транспортного спроса
Город Тюмень - крупный промышленный центр, транспортно-логистический узел, культурный, научный и образовательный центр, центр притяжения миграционных потоков, квалифицированных кадров, инвестиций.
Демографическая ситуация в городе Тюмени на протяжении последних лет характеризуется положительной динамикой, создаваемой как за счет естественного, так и механического прироста населения.
За период 2010 - 2017 годов население города Тюмени увеличилось на 160,5 тыс. человек, Тюменского муниципального района - на 11,7 тыс. человек.
По данным управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу численность населения города Тюмени по состоянию на 01.01.2018 составила 768358 человек.
В городе Тюмени за 8 лет (с 2010 по 2017 годы) количество рожденных детей составило 90141. Среднее значение ежегодной рождаемости (11268 человек) практически в 2 раза превышает уровень смертности (6201 человек).
Город Тюмень привлекателен для внутренних мигрантов и мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья в трудоспособном возрасте. Тюменский муниципальный район привлекает мигрантов наиболее комфортными условиями проживания относительно административного центра региона. Ввиду значительной активности миграционных потоков возрастная структура населения города Тюмени характеризуется высокой долей населения трудоспособного возраста.
Суммарное значение сальдо миграции в Тюменском муниципальном районе за период 2010 - 2017 годов составило 7,3 тыс. человек.
Согласно статистическим данным среднегодовая численность занятых в экономике города Тюмени на 2017 год составила 424 тыс. человек.
На предприятиях города Тюмени занято около 19 тыс. человек, работающих вахтовым методом. Социально-экономическая ситуация на рынке труда города Тюмени во многом обусловлена процессом урбанизации прилегающей территории за счет территориальной близости населенных пунктов, единства транспортной инфраструктуры.
Ежедневная трудовая маятниковая миграция населения Тюменского муниципального района в город Тюмень составляет порядка 17 тыс. человек. Наибольший процент трудящихся на территории города Тюмени жителей Тюменского района проживает в сельских поселениях, расположенных в 15-минутной транспортной доступности.
Некоторые населенные пункты Московского и Ембаевского сельских поселений Тюменского муниципального района имеют общую с городом Тюменью улично-дорожную сеть. Численность населения, проживающего на данных территориях, составляет около 13 тыс. человек.
С учетом реализации инвестиционных проектов в различных областях экономики, объектов федерального, регионального и местного значения, предусмотренных к размещению документами территориального планирования, к 2040 году ожидается создание не менее 200 тыс. новых рабочих мест на территории городского округа, при этом общее число занятых в экономике муниципального образования может достигнуть свыше 600 тыс. человек. Таким образом, увеличение числа рабочих мест будет стимулировать рост ежедневной трудовой маятниковой миграции в будущем.
Росту ежедневной маятниковой миграции населения также способствует развитие на территории Тюменского муниципального района малоэтажного жилищного строительства для постоянного проживания и в качестве "второго" жилья населения города Тюмени.
На территории городского округа расположены объекты социальной инфраструктуры федерального, регионального значения в различных областях: организации высшего профессионального образования, театры, музеи, цирк, медицинские организации и прочие, услугами которых активно пользуются жители Тюменского муниципального района.
Активная застройка пригородных территорий и сосредоточение общественных функций на территории города Тюмени в дальнейшем будут стимулировать рост транспортного спроса.
В настоящее время основой формирования улично-дорожной сети служит регулярная планировка центра и веерная планировка периферийных районов, продолжающая исторически сложившиеся направления Московского, Червишевского, Ялуторовского, Велижанского, Старотобольского и Тобольского трактов.
Новейший период развития улично-дорожной сети города Тюмени характеризуется строительством обходов городской застройки. Это обход города Тюмени, соединивший Велижанский, Салаирский, Московский, Червишевский тракты с Ялуторовским трактом, а также с подъездом к аэропорту Рощино (южный участок Обхода входит в состав ул. Федюнинского и ул. Закалужской).
Формирование спроса на передвижения, услуги транспорта обусловлено взаиморасположением жилых районов и районов производственного назначения, обеспечивающих основные места приложения труда.
Производственные предприятия размещаются преимущественно в центральной и юго-восточной части города Тюмени. Соответственно, трудовые ресурсы, промышленные грузоперевозки сосредоточены в направлении автомобильной дороги федерального значения Р402 (Тюмень - Ишим - Омск).
Основные общегородские объекты досуга, административно-деловые, общественно-развлекательные объекты расположены в Центральном планировочном районе - историческом центре города.
"Спальные" районы характеризуются значительным количеством населения и рабочими местами в сфере торговли и обслуживания. Наибольшее количество населения проживает в Тюменском, Южном и Центральном планировочных районах, суммарное население на данных территориях составляет 470 тыс. человек, что составляет 65% от общей численности населения городского округа.
Учитывая систему расселения и распределения рабочих мест, ежедневные трудовые и учебные корреспонденции жителей, а также поездки по иным целям, основным районом притяжения пассажиропотоков в пиковое время буднего дня является Центральный планировочный район, в котором расположено 38% всех мест труда, 60% мест учебы в высших и средних учебных заведениях.
Общие объемы генерируемых корреспонденций в утренний час пик составляют 187 тыс. передвижений. Из них основную часть, более 80%, составляют передвижения на индивидуальном транспорте и пассажирском транспорте общего пользования, который передвигается по улично-дорожной сети и создает основной трафик.
Передвижения по трудовым целям составляют 72,5% от общего количества передвижений в утренний час, что формирует центростремительные корреспонденции.
Активные градостроительные процессы, протекающие на территории города, обусловливают развитие жилищного и промышленного строительства, укрепление функции города Тюмени как транспортного узла, потребность в развитии транспортной системы.
2.3. Анализ реализации генерального плана городского округа город Тюмень в 2008 - 2016 годы в части развития транспортной инфраструктуры
Действующим Генеральным планом городского округа город Тюмень запланировано интенсивное развитие территорий в границах города. Планируется повышение плотности сложившейся застройки в центральной части города, вдоль основных планировочных осей, функциональное насыщение центральной части города, освоение ранее не используемых природных территорий в целях размещения малоэтажной застройки. Развитие транспортного каркаса города предполагает создание устойчивых связей между сложившейся сетью улиц и формирующейся кольцевой системой скоростных транспортных магистралей.
Развитие транспортного каркаса и его отдельных элементов предлагается в соответствии с категорией городских улиц и дорог, установленной в зависимости от выполняемых функций.
Генеральным планом городского округа город Тюмень установлены следующие категории улиц и дорог:
- магистральные дороги скоростного движения;
- магистральные дороги регулируемого движения;
- магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения;
- магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения;
- магистральные улицы районного значения транспортно-пешеходные;
- магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные;
- улицы и проезды местного значения.
В качестве магистральных дорог скоростного движения должны выступать: проектируемый обход города Тюмени, основные въезды в город - автомобильные дороги общего пользования федерального значения 1Р 351 Екатеринбург - Тюмень (Московский тракт), М51 "Байкал" на подъезде к городу Тюмени (Червишевский тракт), 1Р 402 Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск (Ялуторовский тракт), Тюмень - Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск (Тобольский тракт) и автомобильная дорога общего пользования регионального значения Тюмень - Нижняя Тавда (Велижанский тракт) на подъездах к городу Тюмени до пересечения с проектируемым обходом города Тюмени.
В качестве магистралей общегородского значения непрерывного движения должны выступать: действующий обход города Тюмени, кроме северного и восточного участков, ул. Пермякова (от ул. Федюнинского до ул. Харьковской), проектируемая улица, которая соединит ул. Пермякова с ул. Мельникайте, ул. Мельникайте (от ул. Дамбовской до Велижанского тракта), ул. Дружбы (от Восточного обхода до ул. Мельникайте), ул. Республики (от Восточного обхода до ул. Пермякова), ул. Салаирский тракт (от проектируемого обхода до ул. Дружбы), проектируемая улица, которая проходит от ул. Дружбы через реку Туру до ул. Ямская, участок ул. Ямская, ул. Закалужская, ул. Федюнинского и ул. Монтажников.
В качестве магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения должны выступать:
- в меридиональном направлении: участок ул. Пермякова (от ул. Федюнинского до Червишевского тракта), ул. Мельникайте, Червишевский и Московский тракты в пределах застроенных территорий, ул. Трактовая, ул. Мориса Тореза, ул. Профсоюзная, ул. Алебашевская, ул. Первомайская, ул. Щербакова, ул. Белинского, ул. Таврическая, ул. Луначарского, ул. Ямская (от ул. Коммунистическая до ул. Таврическая), ул. Аккумуляторная, проектируемая улица в западной части, являющаяся продолжением ул. Аккумуляторная до Салаирского тракта;
- в широтном направлении: ул. Дружбы (от ул. Мельникайте до ул. Щербакова), ул. Тимуровцев, ул. Магистральная, ул. Дамбовская, ул. 50 Лет Октября, ул. Республики (от ул. Пермякова до ул. Ямская), ул. Ленина, ул. 50 Лет ВЛКСМ, ул. Запольная, ул. Чернышевского, ул. Полевая, ул. Бабарынка, ул. Товарное шоссе, ул. Клары Цеткин, ул. Лизы Чайкиной, ул. Зои Космодемьянской, ул. Широтная (от ул. Монтажников до ул. Мельникайте), ул. Ставропольская.
Также в качестве магистральных дорог регулируемого движения предлагаются: Московский тракт (от Южной объездной до ул. Закалужская), Червишевский тракт (от Южной объездной до ул. Федюнинского), дорога, которая должна соединить Червишевский тракт с ул. Монтажников, дорога, соединяющая ул. Федюнинского с Ялуторовским трактом, дорога в створе ул. Ямская от действующего обхода города Тюмени до аэропорта "Рощино", Ирбитский тракт, Тобольский и Велижанский тракты до объездной дороги.
В результате магистральные дороги скоростного движения должны сформировать внешнее объездное транспортное кольцо с отходящими от него основными радиальными направлениями, которое будет обеспечивать скоростной пропуск транзитных потоков транспорта.
Магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения и магистральные дороги регулируемого движения должны составить внутреннее транспортное кольцо с радиальными направлениями в сторону внешнего кольца, что позволит обеспечить быстрое транспортное сообщение между удаленными районами городского округа минуя центральную часть города и удобный выезд из города Тюмени на внешнюю транспортную сеть.
Магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения должны служить основными транспортными артериями центрального района и граничных с ним районов города.
Дополняют транспортный каркас магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения, магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы районного значения.
Обслуживание внутри микрорайонов предлагается осуществлять магистральными улицами районного значения, улицами и проездами местного значения.
Основной показатель проектируемой улично-дорожной сети, заложенный Генеральным планом городского округа город Тюмень, - протяженность улично-дорожной сети всего - 1730,5 км, в том числе магистральные дороги скоростного движения - 59,9 км; магистральные дороги регулируемого движения - 145,1 км; магистральные улицы общегородского значения, непрерывного движения - 103,1 км; магистральные улицы общегородского значения, регулируемого движения - 326,9 км; магистральные улицы районного значения, транспортно-пешеходные - 323,2 км; магистральные улицы районного значения, пешеходно-транспортные - 4,2 км; улицы и дороги местного значения - 768,1 км.
Генеральным планом городского округа город Тюмень предусмотрена система транспортных развязок: в разных уровнях - в количестве 77 объектов. Также Генеральным планом городского округа город Тюмень предусматривается реконструкция 3 и строительство 13 автодорожных мостов (строительство 1 автодорожного моста предлагается за границей городского округа город Тюмень на восточном обходе), строительство 11 автодорожных тоннелей, реконструкция 1 и строительство 6 пешеходных мостов, 211 пешеходных переходов в разных уровнях с проезжей частью, реконструкция 1 и строительство 76 путепроводов (строительство 8 путепроводов предлагается за границей города Тюмени на западном обходе и на автомобильных дорогах,проходящих вдоль границы).
К первоочередным мероприятиям отнесены: строительство Восточного обхода с двумя транспортными развязками в разных уровнях на нем, строительство транспортных развязок в разных уровнях на пересечении следующих улиц: ул. Дружбы - ул. Мельникайте, ул. Широтная - ул. Мельникайте, Московский тракт - ул. Закалужская, ул. Первомайская - ул. Запольная. На 2016 год из указанных объектов реализованы мероприятия на транспортных развязках на пересечении ул. Широтная - ул. Мельникайте и Московский тракт - ул. Закалужская.
Проектные путепроводы через железную дорогу предлагаются в створе ул. Аккумуляторная, ул. Монтажников, при строительстве Восточного обхода города, а также при строительстве Западного обхода.
Проектные автодорожные мосты через реку Туру предусматриваются в Западной части городского округа при строительстве Западного обхода, рядом с деревообрабатывающим комбинатом "Красный октябрь"; в створе ул. Мысовская; при строительстве Восточного обхода; а также реконструируемый мост в створе ул. Мельникайте.
Реализация запланированных Генеральным планом городского округа город Тюмень мероприятий должна была обеспечить развитие города с численностью населения 1 млн человек, в том числе:
- развитие сети автомобильных дорог;
- снижение потоков транзитного транспорта через территорию города;
- увеличение пассажироперевозок и грузооборота;
- повышение пропускной способности улично-дорожной сети;
- повышение безопасности движения;
- непрерывное движение на пересечениях магистральных улиц и дорог;
- усиление транспортной связи между районами города;
- повышения уровня комфорта и безопасности движения пешеходов;
- развитие сети пассажирского транспорта общего пользования и системы пригородного и междугороднего сообщения.
Объекты, отнесенные к первоочередному этапу, реализованы частично. В период с 2008 по 2015 годы завершено строительство восьми объектов. Часть запланированных объектов находятся в процессе реализации. Не выполнены мероприятия по строительству магистральных дорог скоростного движения, пешеходно-транспортных магистральных улиц районного значения, автобусного парка.
2.4. Характеристика функционирования и показатели работы транспортной инфраструктуры по видам транспорта
Транспортный комплекс города включает в себя автомобильный, железнодорожный, воздушный виды транспорта.
Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. Он занимает ведущее положение в городских и пригородных перевозках пассажиров и грузов, а также на подвозе грузов к станциям железных дорог. Однако перевозки по автомагистралям являются более дорогими, чем по водным или железнодорожным путям.
Пригородное, междугороднее и международное автобусное сообщение осуществляется с автовокзала, расположенного на пересечении основных магистралей - ул. Республики и ул. Пермякова.
Тюменский автовокзал сегодня является организующим и направляющим звеном в работе транспортной системы юга области. Ежедневно от его платформ в путь отправляются пассажиры по направлениям в Тюменскую область с Омской, Свердловской, Курганской, Челябинской, Оренбургской областями, северными округами Тюменской области, Республиками Башкортостан, Татарстан и Республикой Казахстан. Договорными обязательствами государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Объединение автовокзалов и автостанций" связано с девятью десятками автоперевозчиков, из которых 34 из других регионов и государств.
Железнодорожный транспорт в городе Тюмени занимает важнейшее место в обеспечении транспортно-экономических связей с другими регионами страны. По территории городского округа проходит участок Свердловской железной дороги. Тюменский железнодорожный узел образуется в результате слияния двух направлений: Москва - Владивосток и Тюмень - Сургут - Новый Уренгой. В границах городского округа находятся: внеклассная пассажирская станция Тюмень, внеклассная сортировочная станция Войновка, промежуточная станция V класса Тюмень Северная.
Основные направления деятельности Тюменского железнодорожного узла: обслуживание транзитного движения, обслуживание пассажирских перевозок, перегрузка грузов с других видов транспорта на железнодорожный и обратно, а также обслуживание промышленных районов города через сеть подъездных путей, примыкающих к основным направлениям и станциям узла.
Станция Тюмень осуществляет, в основном, пассажирские междугородние и пригородные перевозки, в то время как станция Войновка в основном грузовые. Всего за 2017 год по станции Тюмень было перевезено 3570,521 тыс. чел. По станции Войновка объем грузоперевозок за 2017 год составил 5692816 тонн.
Воздушный транспорт города Тюмени осуществляет внутренние и международные пассажиро- и грузоперевозки. На территории города расположены: аэропорт "Рощино", имеющий статус международного, обслуживающий международные и федеральные линии, и аэропорт "Плеханово", обслуживающий местные линии.
Аэропорт "Рощино" является аэропортом международного класса, допущен к приему 23 типов воздушных судов и всех типов вертолетов. Аэродром включает в себя две искусственные взлетно-посадочные полосы.
Всего за 2017 год было перевезено 1,8 млн человек.
Основными направлениями перевозок являются: по России - Москва 800683 человек; Ближнее Зарубежье - Анталья 76207 человек; СНГ - Ташкент 10973 человек.
Грузопоток, с учетом почтовых отправлений за 2017 год, составил 4699 тонн.
Международный аэропорт Рощино обслуживает более 40 направлений, по которым совершают регулярные и чартерные рейсы 16 авиакомпаний.
Аэропорт "Плеханово" обслуживает местные воздушные линии и является базовым для авиакомпании "ЮТэйр". Располагается в юго-западной части города Тюмени, в 8 км от его центра. Существующий пассажирооборот за 2017 год составил 792 человека. Всего за 2017 год было перевезено 168 тонн грузов, включая почтовые отправления.
2.5. Характеристика сети дорог города Тюмени. Параметры дорожного движения, оценка качества содержания дорог
2.5.1. Характеристика сети дорог города Тюмени. Параметры дорожного движения
Протяженность дорог в границах города Тюмени составляет 1326,8 км (федерального значения - 3,7 км, регионального и межмуниципального значения - 117,7 км, местного значения - 1205,4 км).
Протяженность улично-дорожной сети города составляет 1205,4 км.
На сегодняшний день значительная часть улиц в малоэтажной жилой застройке (37%) не имеет дорожной одежды капитального типа.
Протяженность подъездов к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан составляет около 130 км, из них с дорожной одеждой капитального типа лишь 42%.
Состав транспортного потока на территории города Тюмени существенно не меняется по сечениям и по времени суток. Лидирующие позиции в транспортном потоке занимают индивидуальные автомобили, их доля составляет 75-90%.
К наиболее загруженным участкам можно отнести путепровод через железную дорогу на ул. Пермякова, путепровод через железную дорогу на ул. Мориса Тореза, путепровод через железную дорогу на ул. Монтажников, участок объездной дороги на участке от ул. Московский тракт до ул. Авторемонтная. Интенсивность движения легковых автомобилей на данных участках превышает 2500 легковых автомобилей в час.
Средняя скорость движения по территории города сегодня составляет порядка 40 км в час без учета задержек на узлах сети. По магистральной улично-дорожной сети порядка 44 км в час без учета задержек на узлах сети.
Плотность транспортного потока легковых автомобилей составляет 24 легковых автомобиля на 1 км.
В утренний час пик автомобили движутся сплошным потоком с невысокими скоростями. Средний уровень загрузки магистральной улично-дорожной сети составляет 88%. При уровне загрузки 90% и выше транспортный поток движется с остановками, а также возникают заторовые явления.
Наиболее загруженными участками улично-дорожной сети являются:
- путепроводы через железную дорогу;
- участок Старотобольского тракта;
- участок ул. Закалужская;
- участок ул. Дружбы;
- съезд на развязке ул. М. Тореза;
- пересечение ул. Пермякова и ул. Широтная;
- пересечение ул. Монтажников и ул. Широтная;
- пересечение ул. Республики и ул. Профсоюзная;
- пересечение ул. Профсоюзная и ул. 50 лет Октября.
2.5.2. Экологическая нагрузка на окружающую среду от автомобильного транспорта и экономические потери
В 2015 году выбросы от автомобильного транспорта в городе Тюмени составляют 92,1 тыс. тонн в год.
Ежегодный объем выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Так, объемы выбросов автотранспорта в городе Тюмени увеличились с 82,2 тыс. тонн в 2010 году до 92,1 тыс. тонн в 2015 году.
Основной причиной растущего объема выбросов является периодически повышающийся уровень автомобилизации в городе, а также особенности городского дорожного движения: сравнительно низкие скорости движения, частые изменения направления и скорости движения, сопровождающиеся многократными торможениями и разгонами, короткие расстояния перевозок, обусловливающие работу двигателей преимущественно на неустановившихся тепловых режимах. Указанные условия работы автомобиля существенно усугубляются при увеличении плотности движения.
В настоящее время ежедневно в среднем 160495 жителей города Тюмени теряют в транспортных заторах 17,4 минут. Суммарный объем упущенной финансово-экономической выгоды от современного состояния функционирования автомобильного транспорта составит 5,2 млрд рублей в год или 7 тыс. рублей на одного жителя города Тюмени в год.
2.5.3. Оценка качества содержания дорог
В соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 09.09.2010 N 99-пк "Об утверждении положения о порядке содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения города Тюмени" основной задачей содержания и ремонта автомобильных дорог является поддержание и непрерывное совершенствование технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог, способствующее повышению безопасности дорожного движения и эффективности работы автомобильного транспорта.
Виды, кратность выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения установлены распоряжением Администрации города Тюмени от 30.12.2009 N 1179-рк "Об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения города Тюмени".
Распоряжением Администрации города Тюмени от 07.10.2014 N 701-рк "Об утверждении методики оценки качества выполненных работ по содержанию автомобильных дорог города Тюмени в зимний и летний периоды" утверждена методика оценки качества выполненных работ по содержанию автомобильных дорог города Тюмени в зимний и летний периоды. Методика разработана с целью определения качества содержания автомобильных дорог, на основании которого принимается решение о величине оплаты выполненных работ по содержанию автомобильных дорог.
Работы по содержанию автомобильных дорог местного значения городского округа выполняются в срок с достаточным качеством.
2.6. Анализ состава парка транспортных средств и уровня автомобилизации в городе Тюмени, обеспеченность парковками (парковочными местами)
В городе Тюмени наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа автомобилей. До 2008 года прирост количества зарегистрированных в городе Тюмени автомобилей составлял около 10% в год, в том время как с 2008 года наблюдается резкое увеличение количества автомобилей: в 2009 году - 187,5 тыс. автомобилей, в 2015 году - 311,6 тыс. единиц, в 2017 году - 376,3 тыс. автомобилей. Количество автомобилей за 9 лет увеличилось практически вдвое.
Парк автотранспортных средств пополняется в основном за счет легковых автомобилей. По сведениям Управления ГИБДД УМВД России по Тюменской области, на 2015 год всего на территории города Тюмени зарегистрировано 311,6 тыс. автомобилей, из них практически 80% (246,9 тыс. единиц) - легковые автомобили.
На 2017 год уровень автомобилизации - 490 автомобилей на 1000 жителей. При этом средний уровень автомобилизации в России (без учета населения и автомобильного парка республики Крым и города федерального значения Севастополя) на 2017 год составил 290 единиц на 1000 жителей.
Стремительная автомобилизация города Тюмени служит причиной нехватки парковочных мест, особенно в центральной части города, в связи с чем большинство водителей используют для парковки улично-дорожную сеть города. Это приводит к образованию заторов, снижает уровень благоустройства территории города и наносит ущерб окружающей среде. Свободных территорий для строительства новых парковочных пространств недостаточно, поэтому, следуя мировым тенденциям, происходит переход от бесплатных к платным парковочным местам в центре города в местах концентрации объектов притяжения.
В целях решения проблемы стихийных парковок на улицах в центральной части города Тюмени организована сеть платных парковок.
На территории города всего расположено 1107 оборудованных объектов постоянного и временного хранения индивидуальных транспортных средств общей площадью 420,6 га. Суммарная вместимость которых составляет около 150 тыс. машино-мест. Данного количества существенно не хватает для обеспечения легкового парка транспортных средств (246,9 тыс. автомобилей) местами хранения. Благодаря установленному нормативу в местных нормативах градостроительного проектирования города Тюмени по обеспеченности жилых домов местами хранения автомобилей вновь строящиеся жилые дома обеспечиваются в полной мере парковочными местами.
2.7. Характеристика работы пассажирских транспортных средств общего пользования, включая анализ пассажиропотока
Парк автобусов, выполняющих перевозки по городу, по состоянию на январь 2018 год насчитывает 1164 единицы, в том числе 52 особо большого класса, 322 - большого класса, 239 - среднего класса, 551 - малого класса.
Доля людей, использующих для ежедневных передвижений пассажирский транспорт общего пользования, в 2016 году составляла 40%.
Количество перевезенных пассажиров составляло: в 2013 году - 129 млн человек; в 2014 году - 131,7 млн человек; в 2015 году- 137 млн человек; в 2016 году - 139,3 млн человек, в 2017 году - 139,9 млн человек. Средний темп прироста пассажиропотока за указанный период составляет 2,5%. При этом средний уровень прироста населения города Тюмени за этот же период составляет 2,1%.
Рост пассажиропотока на пассажирском транспорте общего пользования обусловлен ростом численности проживающих на территории города Тюмени, но не приводит к существенному увеличению доли людей, использующих указанный транспорт для передвижений.
Для движения пассажирского транспорта общего пользования в городе Тюмени устроены выделенные полосы общей протяженностью 17 км. После их введения затраты времени пассажирского транспорта общего пользования на передвижения на данных участках сократились на 10%.
На территории муниципального образования по состоянию на 01.01.2018 насчитывается 1191 остановочных пунктов, из которых 82 остановочных пунктов являются конечными, из них 23 оборудованы туалетом, освещением и площадкой разворота, 10 полностью оборудованы необходимой инфраструктурой, остальные остановочные пункты частично оборудованы.
Существующее количество остановочных пунктов не в полной мере может удовлетворить потребности населения. Так, в центральной части города пешеходная доступность остановок выше требуемой (400 метров), однако на периферии в отдельных случаях достигает 1 км. Анализ расположения остановочных пунктов показал, что 28% жилых территорий не обеспечены нормативным расстоянием пешеходной доступности (при расчете по кратчайшему расстоянию).
Для повышения удобства граждан на сайте муниципального казенного учреждения "Тюменьгортранс" представлено расписание автобусов с прогнозным временем прибытия на конкретную остановку, возможно уточнить, автобусы каких маршрутов и в какое время будут проходить через заданный остановочный пункт. Также создано мобильное приложение "Тюмень. Транспорт", которое предоставляет возможность ознакомиться с расписанием движения пассажирских автобусов Тюмени, маршрутом движения автобуса на карте, информацией о нужном маршруте, местоположением ближайших остановок и прогноз прибытия автобуса на остановку.
Для обслуживания межмуниципальных перевозок с 1973 года в городе Тюмени функционирует автовокзал. ГБУТО "Объединение автовокзалов и автостанций" насчитывает 20 подразделений по Тюменской области, включая Тюменский автовокзал. Среднегодовой объем перевозок составляет более 4 млн пассажиров. Объединение обеспечивает обслуживание пассажиров на 9 международных, 200 междугородных и 196 пригородных маршрутах. Регулярным автобусным сообщением юг Тюменской области связан с Курганской, Свердловской, Челябинской, Омской областями, Республикой Башкортостан, а также Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой. В среднем за сутки ГБУТО "Объединение автовокзалов и автостанций" обслуживает 516 рейсов в пригородном сообщении и 505 в междугородном. Все подразделения организации осуществляют обслуживание пассажиров при помощи собственной автоматизированной программы.
2.8. Характеристика условий пешеходного и велосипедного передвижения
Пешеходное движение является самым востребованным видом передвижения в городской среде. По территории города Тюмени движение пешеходов организовано по тротуарам вдоль улиц. Общая площадь покрытия тротуаров города - 1908,7 тыс. кв. метров. Только около 45% улично-дорожной сети города оборудовано тротуарами. На остальных улицах и проездах не предусмотрена инфраструктура для движения пешеходов. В центральной части города около 80% улиц оборудованы тротуарами.
Узлы с наиболее интенсивным движением пешеходов располагаются в Центральном планировочном районе, в Тюменском планировочном районе (в зоне многоэтажной застройки), в районе Аккумуляторного завода (ул. Ямская). Особенно насыщенными являются пересечения на ул. Революции (ул. Коммунистическая - ул. Пермякова), пересечения на ул. Мельникайте (ул. Широтная - ул. 30 лет Победы, ул. 50 лет Октября - ул. Харьковская), пересечение ул. Профсоюзная - ул. 50 лет Октября, ул. Пермякова (ул. 30 лет Победы - ул. Широтная), ул. Ямская - ул. Белинского, привокзальная площадь у ст. Тюмень, пересечение Червишевского и Московского трактов.
Для обеспечения безопасности пешеходного движения в городе Тюмени имеются внеуличные пешеходные переходы, расположенные преимущественно на пересечении с железной дорогой и на участках магистралей с непрерывным движением.
Велосипедное движение в городе Тюмени с каждым годом становится все более популярным. В настоящее время не существует непрерывной сети оборудованных велосипедных дорожек. Наиболее активными пользователями велосипедов являются работающие жители города Тюмени в возрасте 25-34 лет. Цели их поездок - прогулка и активный отдых, средняя частота поездок - 12 раз в неделю.
Протяженность велодорожек в 2018 году составляет 41 км, и планируется дальнейшее развитие сети. Планируемые маршруты велодорожек составляют 56 км, проектируемые - 37 км.
В 2015 году в рамках деятельности рабочей группы по рассмотрению вопроса развития сети велосипедных дорожек в городе Тюмени при Администрации города Тюмени разработан рабочий вариант концепции развития сети велосипедных дорожек в городе Тюмени, основными задачами которой является популяризация использования велосипеда как средства передвижения, повышение безопасности передвижения на велосипеде по дорогам города, строительство велосипедных дорожек для массового катания и развитие инфраструктуры сервисных услуг по обслуживанию велосипедной техники.
2.9. Характеристика движения грузовых транспортных средств, оценка работы транспортных средств коммунальных и дорожных служб, состояния инфраструктуры для данных транспортных средств
На территории города Тюмени на конец 2015 года зарегистрировано 39,5 тыс. единиц грузовых автомобилей, что составляет 12,6% от общего количества зарегистрированных автомобилей.
В настоящее время на территории города функционируют около 250 крупных предприятий, осуществляющих грузовые перевозки.
Благодаря наличию объездной дороги движение грузовых автомобилей осуществляется преимущественно по периферийной территории города. В центральной части города грузовое движение минимально. В среднем по городу грузовые автомобили составляют примерно 6,5% в общем потоке.
Всего на подъезде к городу наблюдается интенсивность в размере около 5,5 тыс. грузовых автомобилей в сутки, при этом около 42% приходится на категорию грузоподъемности до 4 тонн.
Интенсивность движения автотранспортных средств различается в зависимости от направлений движения. Максимальный поток грузовых автомобилей (25% потока грузовых транспортных средств) наблюдается на въезде в город со стороны города Екатеринбурга.
Работы по содержанию дорожных одежд и тротуаров по городу Тюмени осуществляют 20 организаций, обслуживающих улично-дорожную сеть по данным на март 2018 года. Среднее количество единиц техники в летний период составляет 300 единиц, в зимний период - 470 единиц. Высокое качество содержания улично-дорожной сети обусловлено в том числе наличием современной техники коммунальных и дорожных служб, а также наличием инфраструктуры для обслуживания и хранения данной техники. Организации, занимающиеся обслуживанием и содержанием улично-дорожной сети, являются коммерческими, за счет своих средств создают всю необходимую инфраструктуру.
2.10. Анализ уровня безопасности дорожного движения
Анализ данных и динамики основных показателей травматизма в городе Тюмени свидетельствует о снижении количества дорожно-транспортных происшествий и количества пострадавших в 2015 и 2016 году, однако в 2017 году происходит увеличение количества дорожно-транспортных происшествий.
В 2017 году на территории города Тюмени совершено 1635 дорожно-транспортных происшествий, в 2016 году - 1392, в 2015 году - 1483.
Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях людей за год снизилось на 10% с 50 до 45 человек, количество раненных возросло с 1921 до 2065 человек.
Относительный показатель риска здоровья населения в дорожном движении на территории города Тюмени значительно ниже, чем в целом по Тюменской области, однако остается высоким количество пострадавших людей.
По состоянию на 2016 год на территории города Тюмени сформировалось 72 аварийно-опасных участка дороги, из которых 22 участка - перекрестки. По сравнению с 2014 годом, когда наблюдался "пик" дорожно-транспортных происшествий, количество мест их концентрации удалось снизить на 64,5%: с 203 до 72 мест в 2016 году.
Ежегодное распределение количества дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших в них людей по причинам их возникновения остается практически неизменным. Основной причиной аварийности является низкая дисциплина водителей и пешеходов. По причинам, связанным с дорожными условиями, происходит около 15% дорожно-транспортных происшествий.
Почти половина людей, погибающих в дорожно-транспортных происшествиях, относятся к группе "уязвимых участников дорожного движения". Это пешеходы, велосипедисты, водители моторизированных двухколесных транспортных средств.
Несмотря на наметившуюся с 2015 года тенденцию к снижению аварийности транспортной инфраструктуры города Тюмени, при сравнении показателей за последние 7 лет устойчивого и значительного снижения количества дорожно-транспортных происшествий и количества пострадавших не наблюдается, что говорит о необходимости принятия мер по ликвидации очагов аварийности организационными и планировочными методами.
2.11. Оценка уровня негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения
Негативное воздействие на окружающую среду, безопасность и здоровье населения в разной степени оказывают все виды транспорта города Тюмени.
Основными видами воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду являются выбросы твердых, жидких и газообразных веществ во все компоненты среды; отчуждение территорий; потребление предприятиями и подвижным составом воды, топливных ресурсов и электроэнергии; шум и вибрация.
Специфика влияния воздушного транспорта на окружающую среду состоит в значительном шумовом воздействии и выбросе загрязняющих веществ в атмосферу.
Воздействие трубопроводного транспорта на окружающую среду происходит при строительстве его объектов, в процессе эксплуатации и при возникновении аварийных ситуаций.
Автомобильный транспорт является главным источником загрязнения приземных слоев атмосферы города Тюмени, как и в большинстве других крупных городов.
Рост негативного воздействия автотранспорта на городскую среду в Тюмени связан с особенностями формирования и современным состоянием транспортной сети города, динамикой уровня автомобилизации, увеличением интенсивности движения автотранспорта, обусловленным социально-экономическими причинами.
Город Тюмень по уровням загрязнения атмосферного воздуха (от 2 до 5 предельно допустимой концентрации) относится к территориям "риска".
Транспортные потоки концентрируются в основном в центральной части города Тюмени. Критическое положение складывается в местах пересечения грузонапряженных магистральных улиц в часы максимальной интенсивности движения и на основных магистралях городского значения - ул. Республики, ул. Ленина, ул. Мельникайте, ул. Первомайская, ул. Профсоюзная, ул. 50 лет Октября. Кроме того, транспорт оказывает огромное влияние на прилегающую к дорогам и автомагистралям территорию.
Контроль качества воздушной среды в городе Тюмени осуществляется тремя независимыми организациями: стационарными постами контроля общегосударственной системы наблюдений Тюменского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области"; передвижной лабораторией МКУ "ЛесПаркХоз".
На постах государственной наблюдательной сети в городе Тюмени уровень загрязнения атмосферного воздуха в 2017 году оценивался как повышенный.
В 2017 году отмечено 6 случаев превышения суммарного эффекта примесей (диоксид серы, диоксид азота, оксид углерода, фенол) в атмосферном воздухе. По сравнению с 2016 годом увеличились уровни загрязнения атмосферного воздуха сажей на пересечении ул. М. Тореза и ул. Республики, диоксидом азота, фенолом, взвешенными веществами и сажей на ул. Луговой. Рост загрязнения воздуха обусловлен преимущественно увеличением транспортной нагрузки на центральные районы города Тюмени.
Увеличение количества автотранспорта и реконструкция автомагистралей города неизбежно приводит к сокращению зеленых насаждений специального назначения вдоль улиц и дорог. При расширении проезжей части улиц происходит снос защитного озеленения, которое является основной преградой между транспортным шумом, пылью, выбросами и пешеходами.
Для снижения негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду необходимо предусматривать не только оптимизацию транспортных потоков, но и организовать вдоль транспортных магистралей систему зеленых насаждений, выполняющих защитные функции.
2.12. Характеристика существующих условий и перспектив развития и размещения транспортной инфраструктуры города Тюмени
Транспортная инфраструктура города Тюмени является неотъемлемой частью городской транспортной системы, выполняющей коммуникационные функции.
Транспортная инфраструктура включает улицы, дороги, водные и железнодорожные пути сообщения, узлы пассажирских сетей (вокзалы, остановочные пункты), места хранения автомобильного транспорта, объекты пешеходной и велосипедной инфраструктуры.
Развитие транспортной инфраструктуры города Тюмени обеспечивает:
- повышение качества и эффективность транспортного обслуживания населения и субъектов экономической деятельности;
- обеспечение безопасности транспортного обслуживания населения и субъектов экономической деятельности;
- ограничение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Обязательным элементом в планировании развития транспортной инфраструктуры города Тюмени выступает документ территориального планирования - Генеральный план городского округа город Тюмень.
Генеральным планом городского округа город Тюмень предусматривается концентрическое территориальное развитие города с формированием радиально-кольцевой транспортно-планировочной структуры за счет завершения формирования ближнего автодорожного обхода города Тюмени, в пределах которого будет осуществляться основной объем нового строительства. На перспективу предполагается строительство дальнего автодорожного обхода, ограничивающего все площадки сложившегося и перспективного освоения.
2.13. Оценка нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития транспортной инфраструктуры города Тюмени
Основными федеральными, региональными нормативными правовыми актами, а также муниципальными правовыми актами, определяющими порядок функционирования транспортной инфраструктуры города Тюмени, являются в том числе:
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
7. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
8. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов".
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения".
11. Закон Тюменской области от 03.06.2005 N 385 "О регулировании градостроительной деятельности в Тюменской области".
12. Кодекс Тюменской области об административной ответственности.
13. Устав муниципального образования городской округ город Тюмень, принятый решением Тюменской городской Думы от 16.03.2005 N 162.
14. Решение Тюменской городской Думы от 24.03.2016 N 438 "Об утверждении Методики расчета платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами) и определения максимального размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами)".
15. Постановление Администрации города Тюмени от 25.06.2010 N 62-пк "О порядке установления и использования полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения города Тюмени".
16. Постановление Администрации города Тюмени от 02.07.2009 N 49-пк "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Тюмени, объектов улично-дорожной сети, расположенных на территории города Тюмени".
17. Постановление Администрации города Тюмени от 25.04.2016 N 101-пк "Об утверждении порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест)".
18. Постановление Администрации города Тюмени от 25.04.2016 N 102-пк "Об использовании парковок (парковочных мест) на платной основе".
19. Постановление Администрации города Тюмени от 25.04.2016 N 103-пк "Об установлении размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочным местами)".
20. Постановление Администрации города Тюмени от 25.04.2016 N 104-пк "Об установлении максимального размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочным местами)".
21. Постановление Администрации города Тюмени от 08.06.2015 N 104-пк "Об утверждении Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования городской округ город Тюмень".
22. Постановление Администрации города Тюмени от 11.07.2016 N 215-пк "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок".
23. Распоряжение Администрации города Тюмени от 29.02.2016 N 80-рк "Об утверждении Порядка ранжирования автомобильных дорог общего пользования местного значения города Тюмени, объектов улично-дорожной сети, расположенных на территории города Тюмени".
Основные требования к развитию транспортной инфраструктуры города Тюмени установлены Генеральным планом городского округа город Тюмень, определяющим планировочную организацию территории, которая разделяет улично-дорожную сеть на ее опорную и локальную подсистемы. В развитие решений Генерального плана городского округа город Тюмень утверждены проекты планировки всех территорий города, которые красными линиями установили четкие границы всех элементов улично-дорожной сети с учетом развития всех видов транспортного передвижения: автомобильного транспорта, пассажирского транспорта общего пользования, велосипедного и пешеходного. Конкретные требования к элементам транспортной инфраструктуры установлены региональными и местными нормативами градостроительного проектирования.
Таким образом, минимально необходимая нормативно-правовая база для функционирования и развития транспортной инфраструктуры на территории города Тюмени сформирована.
2.14. Оценка финансирования транспортной инфраструктуры
Инструментом государственной и муниципальной поддержки транспортной инфраструктуры являются утвержденные нормативно-правовые акты, посредством которых осуществляется финансирование мероприятий и инвестиционных проектов.
На федеральном уровне определены общие цели оказания мер государственной поддержки, направленные на решение транспортных проблем:
- ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
- повышение доступности транспортных услуг для населения;
- повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг;
- повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 с 01.01.2018 государственная программа "Развитие транспортной системы" будет реализовываться на принципах проектного управления комплекса мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики, определенных документами стратегического планирования в сфере транспорта и дорожного хозяйства.
В указанную государственную программу включены направления (подпрограммы): "Железнодорожный транспорт", "Дорожное хозяйство", "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание", "Морской и речной транспорт", "Надзор в сфере транспорта", "Комплексное развитие транспортных узлов" и "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
Реализация будет финансироваться за счет федерального бюджета, в том числе за счет Федерального дорожного фонда, консолидированных бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования за период реализации - около 7753,3 млрд рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 3182,9 млрд рублей, консолидированных бюджетов регионов - 2728,9 млрд рублей и внебюджетных источников - 1841,5 млрд рублей.
С целью развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, безопасность дорожного движения, постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 701-п утверждена и реализуется государственная программа Тюменской области "Развитие транспортной инфраструктуры" до 2022 года.
Суммарный объем финансирования мероприятий программы за 2015 - 2022 годы составит 101096,8 млн рублей.
Преимущественно источником финансирования мероприятий программы являются средства областного бюджета, федеральные средства составляют около 2% от суммарного объема бюджетных инвестиций.
Основные задачи, на решение которых направлены средства бюджета Тюменской области, включают в себя:
- организация пассажирских перевозок автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным видами транспорта;
- увеличение протяженности региональных или межмуниципальных автомобильных дорог с твердым покрытием, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям и обеспечение сохранности существующей дорожной сети и безопасности дорожного движения.
Для решения указанных задач разработаны две подпрограммы: "Развитие транспорта" и "Развитие дорожного хозяйства".
Более 80% суммарного объема финансирования приходится на подпрограмму "Развитие дорожного хозяйства", из которых свыше 50% направлено на строительство и реконструкцию автомобильных дорог. В рамках подпрограммы предусмотрено предоставление субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, в том числе городу Тюмени. В 2015 года городу Тюмени была предоставлена субсидия в размере 1,7 млрд рублей (97% от суммарного объема средств бюджета Тюменской области, направленных бюджетам муниципальных образований).
Суммарный объем средств бюджета Тюменской области, направленный на проектирование и капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов в рамках реализации подпрограммы "Развитие дорожного хозяйства" бюджетам города Тюмени и Тюменского муниципального района за период 2015 - 2016 годов, составляет 91% от общего объема средств бюджета Тюменской области, направленных бюджетам муниципальных образований.
Распоряжением Администрации города Тюмени от 14.11.2011 N 523-рк утверждена муниципальная программа "Развитие дорожно-транспортной сети города Тюмени на 2012 - 2020 годы".
Основными задачами, на решение которых направлены мероприятия муниципальной программы, являются:
- обеспечивать эффективное использование автомобильных дорог местного значения в границах городского округа город Тюмень и осуществление дорожной деятельности в их отношении;
- обеспечивать создание и функционирование парковок (парковочных мест) в границах городского округа город Тюмень;
- создавать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовывать транспортное обслуживание населения в границах городского округа город Тюмень;
- обеспечивать безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, расположенных в границах городского округа город Тюмень.
Объем финансирования мероприятий муниципальной программы за весь период реализации составляет 63650 млн рублей.
Источники финансирования мероприятий муниципальной программы - преимущественно средства бюджета города Тюмени (более 70%), средства бюджета Тюменской области составляют 1/3 от общего объема.
Бюджетные средства направляются на мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов улично-дорожной сети, расположенных на территории города Тюмени составляют около 32% от суммарного объема финансирования.
Таким образом, на долю государства приходится основной объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры города Тюмени. Основная причина сложившейся практики в том, что транспортная инфраструктура выполняет преимущественно социальную функцию.
Для финансирования мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры возможно использование механизмов государственно- и муниципально-частного партнерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.