Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Принципиальные варианты развития транспортной инфраструктуры и их укрупненная оценка по целевым показателям (индикаторам) развития транспортной инфраструктуры с последующим выбором предлагаемого к реализации варианта
Для определения наиболее эффективного перечня мероприятий и последовательности их реализации, при разработке программы выполнен прогноз развития транспортной инфраструктуры по двум принципиальным вариантам:
- традиционный вариант развития транспортной инфраструктуры, или "Город для автомобиля";
- вариант развития комбинированной мобильности, или "Город, удобный для жизни".
Вариант 1 - Традиционный или "Город для автомобиля"
Первый вариант развития транспортной инфраструктуры города Тюмени является традиционным для развития транспортных инфраструктур в российских городах в последнее десятилетие. При масштабном росте автомобилизации органы местного самоуправления вынуждено принимают решение о максимальном развитии городских дорог, строительстве развязок и подземных переходов, направляя все усилия только на борьбу с пробками.
Этот вариант предполагает формирование перечня мероприятий в соответствии с ранее утвержденными документами стратегического и территориального планирования, государственными и муниципальными программами в области развития транспортной инфраструктуры, реализуемыми на территории города Тюмени с учетом принятых этапов реализации Генерального плана городского округа город Тюмень.
Развитие транспортной инфраструктуры согласно такому варианту позволит решить следующие задачи:
- развитие улично-дорожной сети города Тюмени в объеме, необходимом для удовлетворения потребностей населения, прогнозируемая численность которого в 2040 году составит 1 млн человек (в соответствии с материалами действующего Генерального плана городского округа город Тюмень);
- увеличение протяженности и площади покрытия улично-дорожной сети, строительство магистралей непрерывного движения, с учетом повышения трафика индивидуальных легковых автомобилей на дорогах города;
- повышение уровня безопасности дорожного движения путем строительства автомобильных развязок в разных уровнях, внеуличных пешеходных переходов, в том числе, в центральной части города;
- создание условий для сокращения трафика грузового транспорта в жилых районах города;
- сохранение маршрутной сети пассажирского транспорта общего пользования, условий предоставления услуг качества подвижного состава и уровня обустройства остановочных пунктов;
- создание условий для индивидуального легкового транспорта путем обеспечения 90% от потребности в местах парковки автомобилей.
Применение данного варианта развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающего преемственность ранее принятых решений, позволяет предусмотреть мероприятия по преобразованию улично-дорожной сети в соответствии с прогнозами территориального развития города Тюмени, выполненными при разработке Генерального плана городского округа город Тюмень в части прогнозируемой численности населения городского округа город Тюмень, расчетной плотности населения в границах планировочных районов, планировочных микрорайонов, прогнозируемого спроса на передвижения.
Реализация мероприятий, соответствующих традиционному варианту развития транспортной инфраструктуры, будет способствовать сохранению тенденции увеличения количества индивидуальных автомобилей на дорогах и улицах города Тюмени. Порядок действий по модернизации транспортной инфраструктуры предполагает интенсивное ее развитие транспортной инфраструктуры - изменение параметров объектов, увеличение их количества, а также неминуемо, следующее за изменением градостроительной ситуации, увеличение спроса на автомобильные передвижения.
Отрицательными характеристиками рассматриваемого варианта развития являются:
- постоянный рост использования индивидуальных легковых автомобилей и, соответственно увеличение потребности в протяженности и пропускной способности автомобильных магистралей, транспортных развязках в разных уровнях, местах парковки автомобилей в дневное и ночное время;
- еще большее снижение привлекательности пассажирского транспорта общего пользования для населения;
- отсутствие мероприятий по развитию сети велосипедного движения, как альтернативного вида транспорта при ежедневных поездках;
- снижение качества городской среды в целом и ухудшение комфортности пешеходной инфраструктуры.
Вариант 2 - Развитие комбинированной мобильности или "Город, удобный для жизни"
Второй вариант развития транспортной инфраструктуры предполагает формирование перечня мероприятий с учетом текущих изменений демографической ситуации и анализа реализации мероприятий по территориальному развитию на территории города Тюмени и Тюменской агломерации. Перечень мероприятий, предусмотренных действующим Генеральным планом городского округа город Тюмень, подлежит корректировке в части видов, количества и мощностных характеристик запланированных объектов.
Вариант развития комбинированной мобильности рассматривает комплекс мероприятий, обеспечивающий развитие мультимодальной транспортной системы, формируемой посредством сбалансированного и координированного использования всех видов транспорта. Особенное внимание уделяется поддержке устойчивых способов передвижения, к которым относятся пассажирский транспорт общего пользования, велосипедное и пешеходное движение. Согласно данному варианту предполагается, что на расчетный срок в составе общего количества легковых автомобилей до 20% будет выполнять функцию такси, осуществляющего подвоз жителей в центральную часть города, другие районы, не требуя парковки на территориях общего пользования.
Развитие транспортной инфраструктуры по второму варианту предполагает решение следующих задач:
- развитие улично-дорожной сети города Тюмени с учетом существующих темпов демографического роста в границах городского округа, на 2040 год - 1,2 млн человек;
- увеличение протяженности и площади покрытия улично-дорожной сети, строительство магистралей непрерывного движения, с учетом приоритета движения пассажирского транспорта общего пользования;
- повышение уровня безопасности дорожного движения путем сокращения доли передвижений посредством индивидуальных легковых автомобилей и организации сети велосипедного движения,
- увеличение доли передвижений пешком за счет создания непрерывной сети пешеходного движения;
- увеличение доли передвижений на велосипеде за счет создания непрерывной велосипедной сети в соответствии с концепцией развития велосипедной инфраструктуры;
- развитие сети пассажирского транспорта общего пользования и повышение качества услуг, путем создания линий скоростного транспорта, организации остановочных пунктов в пределах нормативной территориальной доступности, организации транспортно-пересадочных узлов;
- создание условий для организации единого парковочного пространства.
Применение второго варианта развития транспортной инфраструктуры позволяет учесть изменения спроса на передвижения, темпы жилищного строительства, перераспределение объемов строительства, изменение темпов демографического роста за период с 2009 по 2016 годы. Согласно данному варианту развития, немоторизированные средства передвижения рассматриваются как неотъемлемая часть транспортной инфраструктуры, обеспечивающая альтернативные экологически чистые способы передвижения, сдерживание трафика легковых автомобилей на улицах, дорогах города. Особая роль отводится созданию условий для комфортного передвижения пешеходов. Строительство и реконструкция тротуаров предусматривается в комплексе с мероприятиями по развитию улично-дорожной сети.
Компенсация потенциального недостатка пропускной способности улично-дорожной сети предполагается за счет развития пассажирского транспорта общего пользования, интеграции различных видов транспорта с целью создания устойчивой транспортной сети. Развитие предусматривается путем организации транспортно-пересадочных узлов, остановок пассажирского транспорта общего пользования, автостанций.
К сложностям реализации варианта Развития комбинированной мобильности относится необходимость принятия дополнительных мер:
- выполнение регулярного мониторинга изменений состояния транспортной инфраструктуры, спроса на передвижения и внесения изменений в перечень программных мероприятий;
- внесение изменений в действующий Генеральный план городского округа город Тюмень с целью обеспечения соответствия планировочных решений в области транспортной инфраструктуры и программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Тюмени;
- разработка и принятие дополнительных программ, содержащих мероприятия, направленные на совершенствование транспортной инфраструктуры, которые не могут быть включены в настоящую программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города Тюмени.
К обязательным дополнительным мероприятиям, оказывающим положительное влияние на развитие транспортной инфраструктуры, относятся:
- комплексное благоустройство зон массового пешеходного движения, бульваров и площадей, которые будут усиливать привлекательность пешеходного способа передвижения;
- создание условий для развития малого бизнеса, в том числе по предоставлению социально-бытовых, сопутствующих услуг в зонах массового пешеходного движения;
- создание единого парковочного пространства, в том числе постепенное и полное исключение бесплатных парковок в центральной части города на территориях общего пользования;
- совершенствование организации дорожного движения, в том числе, реализация действий, обеспечивающих ликвидацию основных мест концентрации дорожно-транспортных происшествий и включающих установку дополнительных знаков, разметки, ограждений, светофоров;
- создание условий для развития парка современных повышенной комфортности автотранспортных средств;
- создание высокотехнологичной системы управления и информирования населения о режимах работы пассажирского транспорта общего пользования.
Рассматриваемые варианты по составу и содержанию планируемых мероприятий во многом аналогичны, так как направлены на достижение одних целей. Но, так как в основу каждого сценария была заложена различная идеология, варианты развития транспортной инфраструктуры имеют ряд выраженных различий. Мероприятия, связанные с развитием улично-дорожной сети в варианте "город для автомобилей" включают в себя запланированные действующим Генеральным планом городского округа город Тюмень мероприятия по строительству и реконструкции улиц и дорог, мостов и транспортных развязок, обеспечивающих в том числе создание сети дорог скоростного и непрерывного движения. Аналогичные по целям мероприятия второго варианта, названного в настоящем проекте "город удобный для жизни" отличаются:
- включением в объем работ по развитию локальной улично-дорожной сети в границах планировочных микрорайонов работ по комплексному благоустройству улиц в границах красных линий;
- увеличением протяженности велодорожек и связности их между собой в целях создания возможности использовать велосипед как транспортное средство, а не только как инвентарь для отдыха и занятий спортом в рекреационных зонах;
- устройством дополнительных пешеходных улиц и бульваров;
- принятием ограничительных мер по увеличению загрузки городской улично-дорожной сети автомобильным транспортом, в том числе установлением зоны исключительно платных парковок на территории центра города.
Названные преимущества второго варианта дают основания признать его более гуманитарно-ориентированным.
Кроме того, преимущества второго варианта подтверждаются результатами транспортного моделирования. Лучшим считается сценарий, обеспечивающий наименьшее значение суммарных затрат времени. При этом на сокращение суммарных затрат времени на передвижения с использованием индивидуальном транспорте в модели влияют такие факторы, как сбалансированное развитие территории города, комфорт, выраженный в обеспечении коротких связей для передвижений пешком и на велосипеде, а также качество благоустройства мультимодальных улиц, учитывающих интересы всех пользователей, который также влияет на увеличение вероятности выбора немоторизированных способов передвижения.
Результаты сравнения, укрупненная оценка расчетных показателей приведены в Таблице 3.
Из рассмотренных вариантов для дальнейшей разработки программы выбран вариант Развитие комбинированной мобильности или "Город, удобный для жизни" как наиболее сбалансированный и обеспечивающий гармоничное развитие всех видов транспорта, позволяющий достичь наибольшего эффекта при реализации мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры.
Таблица 3
Сравнение показателей вариантов развития транспортного комплекса
Наименование целевого показателя |
Современное состояние, 2016 год |
Вариант 1 - Традиционный или "Город для автомобиля" |
Вариант 2 - Развитие комбинированной мобильности или "Город, удобный для жизни" |
Средние затраты времени на одно передвижение на моторизованных транспортных средствах, минут |
34,3 |
44,3 |
35 |
Доля передвижений на пассажирском транспорте общего пользования, обеспеченных остановочными пунктами в нормативной территориальной доступности, от общего количества передвижений на пассажирском транспорте общего пользования, % |
37 |
100 |
100 |
Количество транспортно-пересадочных узлов, единиц |
0 |
0 |
10 |
Доля передвижений на пассажирском транспорте общего пользования, % от общего количества передвижений в час |
40 |
29 |
55 |
Ежегодное количество случаев дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в существующих местах данных происшествий, случаев в год |
1410 |
1043 |
1108 |
Доля площади благоустроенной улично-дорожной сети на территориях малоэтажной жилой застройки, многоэтажной жилой застройки и общественно-деловой застройки, коммунально-складских территориях в общей площади улично-дорожной сети на таких территориях, % |
65 |
100 |
100 |
Доля улично-дорожной сети с капитальным типом покрытия, обеспечивающей подъезд к территориям садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, в общей протяженности улично-дорожной сети, обеспечивающей подъезд к территориям садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, % |
42 |
100 |
100 |
Протяженность велосипедных дорожек, км |
40,6 |
40,6 |
453 |
Доля реализованных мероприятий по строительству внеуличных пешеходных переходов в общем объеме мероприятий, предусмотренных программой комплексного развития транспортной инфраструктуры города Тюмени, % |
0 |
100 |
100 |
Доля реализованных мероприятий по строительству пешеходных улиц в общем объеме мероприятий, предусмотренных программой комплексного развития транспортной инфраструктуры города Тюмени, % |
0 |
0 |
100 |
Количество мест постоянного хранения легкового транспорта, машино-мест |
150000 |
412075 |
412075 |
Средний объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры на 1 жителя города Тюмени, млн рублей на 1 человека в год |
0,007 |
0,012 |
0,008 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.