Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории города Тюмени
3.1. Прогноз социально-экономического и градостроительного развития города Тюмени
Прогноз социально-экономического и градостроительного развития города Тюмени выполнен с целью определения приоритетов и направлений развития, позволяет обеспечить системный подход к реализации мероприятий по преобразованию территории.
В рамках разработки Прогноза социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2030 года сформированы два варианта прогноза по городу Тюмени:
- базовый - соответствующий одноименному варианту из Прогноза социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2030 года;
- целевой - соответствующий "оптимистическому" варианту Прогноза социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2030 года.
Базовый вариант характеризует основные тенденции и параметры развития экономики при сохранении траекторий изменения внешних и внутренних факторов, основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов.
Вариант предполагает сохранение инвестиционной направленности роста экономики, развитие транспортной инфраструктуры.
Развитие сервисного сектора экономики и усиление в этом процессе инновационных факторов будут способствовать увеличению внутреннего и внешнего спроса на продукцию и услуги области. Инновационная составляющая технологического обновления традиционных отраслей будет базироваться, преимущественно, на развитии сложившегося научно-образовательного потенциала области.
Целевой вариант долгосрочного прогноза характеризуется форсированными темпами роста экономики на фоне роста ее конкурентоспособности, повышением инвестиционной активности частного бизнеса, развитием высокотехнологичных отраслей.
Эффективно используется собственная сырьевая база, активно развивается глубокая переработка углеводородного сырья, происходит интенсификация сельскохозяйственного производства за счет улучшения качественных характеристик продукции, активно развиваются транспортная инфраструктура и транспортно-логистические узлы.
Институциональные преобразования, формирование эффективных моделей взаимодействия власти и бизнеса повышают инвестиционную привлекательность области. Развитие сервисного сектора способствует повышению конкурентоспособности региональной экономики и качества человеческого капитала.
3.1.1. Прогноз численности населения
Прогноз общей численности населения сформирован с учетом следующих нормативно-правовых актов:
- Прогноз социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2030 года, утвержденный постановлением Правительства Тюменской области от 21.11.2016 N 529-п (в том числе разработанный в рамках подготовки данного документа демографический прогноз по городу Тюмени на 2018 год и период до 2030 года);
- Схема территориального планирования Тюменской области, утвержденная постановлением Правительства Тюменской области от 31.12.2008 N 382-п;
- Прогноз социально-экономического развития города Тюмени на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;
- Генеральный план городского округа город Тюмень, утвержденный решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9.
Генеральным планом городского округа город Тюмень предусмотрено, что к 2040 году численности населения увеличится на 67% (в сравнении с уровнем 2008 года) и составит 1 млн человек.
В тоже время, согласно итогам социально-экономического развития города Тюмени, численность населения в 2015 году составляет 720,6 тыс. человек, что выше прогнозного значения в генеральном плане на 70,6 тыс. человек (11%). Данное отклонение фактического значения от планового является следствием активного социально-экономического развития города Тюмени за последние 5-7 лет.
Учитывая изложенное, использование прогнозных значений демографических показателей, указанных в Генеральном плане городского округа город Тюмень, для формирования реалистичного перспективного видения развития города Тюмени не является верным.
Поэтому прогноз численности населения города Тюмени выполнен на основе метода компонент, который рассматривает динамику численности населения как результат изменения ее составляющих - чисел рождений, смертей и сальдо миграции с учетом демографического прогноза по городу Тюмени, выполненного в рамках Прогноза социально-экономического развитии Тюменской области на долгосрочный период до 2030 года и с учетом демографического прогноза согласно проекту Схемы территориального планирования Тюменской области, следуя принципу преемственности решений между документами территориального планирования разных уровней.
Согласно базовому варианту социально-экономического развития прогнозируемая численность населения города Тюмени на расчетный срок составит 1,2 млн человек.
Прогнозируемая численность населения города Тюмени на расчетный срок в соответствии с целевым вариантом составит 1,3 млн человек.
Также в соответствии с проектом внесения изменений в схему территориального планирования Тюменской области ожидается рост численности населения Тюменского муниципального района к 2030 году до 142,5 тыс. человек, к 2040 году - до 157,9 тыс. человек.
3.1.2. Прогноз численности занятых в экономике
Прогноз численности населения, занятого в экономике, выполнен с учетом существующих и перспективных тенденций развития для каждого вида экономической деятельности на основании следующих исходных данных:
- прогноз социально-экономического развития города Тюмени на средне- и долгосрочную перспективу, аналитические материалы, подготовленные в рамках разработки документов долгосрочного социально-экономического развития города Тюмени, Тюменской области;
- наличие свободных производственных мощностей (процент загрузки производственных мощностей по каждому предприятию);
- планы по модернизации производств (наименование предприятия, точный адрес, фактический и плановый объем выпуска продукции, срок реализации мероприятий по модернизации);
- реализуемые, планируемые к реализации инвестиционные проекты, инвестиционные предложения с указанием точного адреса реализации, количества создаваемых рабочих мест, объема производимой продукции, срока реализации, вида экономической деятельности (согласно ОКВЭД).
Прогнозирование количества вновь созданных рабочих мест (согласно ОКВЭД) выполнено с учетом реализации запланированных в соответствии с нормативами градостроительного проектирования мероприятий в области социальной инфраструктуры. С учетом темпов прироста общей численности населения и фактических показателей объема платных услуг на душу населения спрогнозированы показатели занятости на предприятиях в частном секторе, а также занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, в домашнем хозяйстве.
В долгосрочной перспективе существенные изменения в структуре занятости населения города Тюмени не предвидятся, однако доля количества занятых в сферах, связанных с торговлей и предоставлением услуг, будет постепенно увеличиваться и к концу расчетного срока суммарно составит более 65% от общей численности населения, занятого в экономике, что выше уровня 2015 года на 6%.
Прогнозируется сокращение доли занятых в общей численности населения, занятого в экономике, по следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; строительство.
3.1.3. Градостроительное развитие
Планируемое территориальное развитие города Тюмени направлено на интенсивное преобразование городской среды, уплотнение существующей застройки, создание устойчивых связей между сложившейся сетью улиц и формирующейся кольцевой системой скоростных транспортных магистралей.
Основой планировочной структуры города являются природный и антропогенный каркасы.
Природный каркас города включает русло реки Туры и систему озелененных территорий, представленных парками, скверами, бульварами. Генеральным планом городского округа город Тюмень предусмотрено сохранение таких территорий, развитие их рекреационной функции.
Антропогенный каркас города Тюмени включает магистральные линии сетей инженерной инфраструктуры, автомобильные дороги, обеспечивающие внутренние и внешние транспортные связи.
Ядром города служит территория исторического центра, расположенная на правом берегу реки Туры. Решениями Генерального плана городского округа город Тюмень предусмотрено функциональное насыщение общественного городского центра, усиление его представительских и общественно-культурных функций. Наиболее активно реконструируется и развивается именно эта часть территории города Тюмени путем уплотнения кварталов жилой застройки, модернизации системы озеленения и благоустройства, организации многоуровневых парковок и пешеходных улиц, возведение многофункциональных комплексов.
Общественные функции также выполняют центры планировочных районов, связанные между собой городскими автомобильными магистралями.
Основная функциональная ось транспортной инфраструктуры, обеспечивающая внутренние связи и выезд на кольцевую дорогу, - ул. Мельникайте. Вдоль ул. Мельникайте, в левобережной пойме реки Туры на территории от "Бухарской слободы", до моста через ул. Мельникайте, предусмотрено формирование градостроительных комплексов делового, торгового, спортивного, культурно-досугового назначения. В северном створе улицы планируется развитие общественно-деловой зоны преимущественно делового, общественного и коммерческого назначения, преобразованной на базе существующей территории.
Значительные градостроительные преобразования предусмотрены Генеральным планом городского округа город Тюмень на территориях, примыкающих к въездам в город с северо-восточного, восточного, южного, юго-западного направлений. На въездах в город планируется создание "вестибюльных" зон, где предполагается размещение автобусных станций, формирование развитых транспортно-пересадочных узлов, автостоянок, объединенных с общественными комплексами, стимулирующими активную градостроительную деятельность на прилегающих к ним территориях.
Согласно решениям Генерального плана городского округа город Тюмень планируется увеличение площади территорий, занятых многоэтажной жилой застройкой на 46% за счет освоения новых территорий в периферийных районах и замещения ветхой малоэтажной застройки в центральной и прилегающей к ней части города. Наибольшая плотность многоквартирной застройки планируется на территории планировочных районов "Центральный", "Тюменский", "Южный", "Комаровский" и "Заречный". Формирование новых территорий малоэтажной застройки предусмотрено на периферии городского округа, в северо-западной части. В целом, планируется увеличение площади территорий малоэтажной жилой застройки на 18%.
Градостроительная емкость территорий, определенных Генеральным планом городского округа город Тюмень под развитие жилищного строительства, позволяет обеспечить комфортными условиями проживания население численностью до 1 млн человек, что не соответствует прогнозам базового варианта демографического развития. Требуется увеличение плотности застройки либо освоение новых территорий под развитие жилищного строительства. Кроме того, возникает потребность в корректировке мощностных характеристик планируемых к размещению объектов местного, регионального значения, с целью уточнения прогноза количества рабочих мест, создаваемых данными объектами.
Для моделирования развития транспортной инфраструктуры города Тюмени предложено повышение плотности планируемой многоэтажной застройки в микрорайоне Березняковский, по ул. Тобольский тракт, размещение порядка 270 га жилой застройки градостроительной емкостью 77 тыс. человек вдоль Тобольского тракта в восточной части городского округа.
Планируемое повышение плотности застройки непременно влечет за собой потребность в изменении параметров, пропускной способности автомобильных магистралей. В условиях сложившейся структуры городских улиц обеспечить прогнозируемое увеличение числа транспортных корреспонденций возможно при условии сокращения доли пользования личным автотранспортом в пользу пассажирского транспорта общего пользования, пешеходных и велосипедных передвижений.
Ограничения для выбора времени строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, а также для установления параметров таких объектов:
- земельно-имущественные отношения: выкуп, разделение, снятие с кадастрового учета либо постановка на кадастровый учет земельных участков, ограничивающих постройку, реконструкцию или дальнейшую эксплуатацию проектируемого объекта;
- природные условия;
- охранные зоны памятников истории и культуры, зоны запрещения строительства различных видов;
- необходимость внесения изменения в документы территориального планирования, градостроительного зонирования или документацию по планировке территории;
- необходимость взаимной согласованности очередности реализации мероприятий в различных сферах деятельности в пределах планировочного элемента либо транспортного района.
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2030 года, а также проектом изменений схемы территориального планирования Тюменской области и с учетом необходимости соблюдения принципа преемственности решений документов вышестоящего уровня при разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Тюмени за основу принят базовый вариант.
3.2. Прогноз транспортного спроса города Тюмени, объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов по видам транспорта, имеющегося на территории города Тюмени
Прогноз транспортного спроса выполнен с учетом базового сценария социально-экономического развития города Тюмени исходя из прогноза подвижности жителей.
Прогноз подвижности жителей города Тюмени включает исследование динамики подвижности населения, закономерностей, связывающих уровень подвижности населения с градостроительными и социально-экономическими характеристиками города. В том числе учтены связи между годовым валовым региональным продуктом на душу населения и уровнем подвижности жителей.
Подвижность населения составляет 2,1 передвижений в сутки.
Прогнозируемая подвижность населения на 2025, 2030 годы составит, соответственно, 2,2 и 2,3 передвижений в сутки, а к 2040 году увеличится до 2,4.
Увеличение коэффициента подвижности на 13% и численности населения до 1,2 млн человек позволяют установить прогнозируемое количество корреспонденций в максимальный утренний час на уровне 300 тыс. передвижений.
Прогноз транспортного спроса города Тюмени включает прогноз изменения распределения передвижений по видам транспорта. На расчетный срок предполагается увеличение использования пассажирского транспорта общего пользования и немоторизованных средств передвижения, что позволит повысить эффективность работы транспортной системы в целом (Таблица 2).
Таблица 2
Ориентировочный прогноз распределения передвижений по видам транспорта
Система транспорта |
2016 год |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
2035 год |
2040 год |
Индивидуальный транспорт |
44% |
41% |
35% |
35% |
35% |
31% |
Пассажирский транспорт общего пользования |
40% |
42% |
48% |
50% |
52% |
55% |
Пешеходные и велосипедные передвижения |
16% |
17% |
17% |
15% |
13% |
14% |
На основании планируемого социально-экономического, демографического и градостроительного развития города Тюмени и прилегающих территорий выполнен расчет перспективных корреспонденций между транспортными районами.
Значительное влияние на распределение транспортных корреспонденций оказывает развитие территорий производственного назначения, предусмотренных в Мысовском и Антипинском планировочных районах. Создание рабочих мест на новых территориях позволит перераспределить центростремительные передвижения. При этом Центральный планировочный район останется привлекательным для корреспонденций по трудовым, досуговым и учебным целям.
Прогноз объемов перевозок грузов составлен на основе базового сценария социально-экономического развития, содержащего динамику изменения количества рабочих мест по видам экономической деятельности на 2040 год. Рост объемов грузоперевозок обусловлен реализацией инвестиционных проектов на территории городского округа, повышением производительности грузообразующих предприятий. Средний прирост объемов грузоперевозок на указанных видах предприятий к 2040 году составит 38%.
В соответствии со стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года рост грузооборота на железной дороге планируется в 1,3 раза.
3.3. Прогноз развития транспортной инфраструктуры по видам транспорта
Формирование сети внешнего транспорта города Тюмени базируется на максимальном использовании транзитного потенциала транспортной системы Тюменской области, рациональном взаимодействии между различными видами транспорта и повышении уровня транспортной безопасности, в том числе и экологической.
3.3.1. Железнодорожный транспорт
К основным целям развития железнодорожного транспорта как элемента транспортной инфраструктуры города Тюмени относится выполнение его функций как части федеральной транспортной системы, реализация федеральных и региональных планов развития железнодорожного транспорта в комплексе с другими видами транспорта.
Планируемое развитие железнодорожного транспорта на территории города Тюмени будет способствовать повышению статуса города Тюмени и региона в международных и национальных транспортных коридорах и сетях, повышению связности города Тюмени с регионом и его пригородной зоной, улучшению транспортной ситуации в городском округе.
К 2040 году объем грузов на железных дорогах Тюменского транспортного узла может вырасти до 4 раз, а пассажиропоток в дальнем сообщении - не менее чем в 4 раза относительно современных величин.
Рост объема грузопотоков, обслуживаемых железной дорогой, ожидается в первую очередь в евроазиатских транспортных коридорах.
С учетом прогнозов и планируемых мероприятий федерального, регионального и местного уровней, Генерального плана городского округа город Тюмень предлагаются следующие мероприятия в сфере развития железнодорожного транспорта:
- ликвидация малодеятельных подъездных путей;
- вынос со станции Войновка за пределы города Тюмени на проектируемую станцию Тараскуль процессов обработки взрывоопасных и токсичных грузов;
- развитие пассажирских устройств станции Тюмень с южной стороны железнодорожной линии;
- развитие пригородного сообщения в пределах зоны агломеративного влияния города Тюмени;
- строительство подъездных и внутристанционных путей к новым промышленным территориям.
3.3.2. Воздушный транспорт
На территории аэропорта "Рощино" в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года предусматривается ряд мероприятий, направленных на увеличение грузовых и пассажирских потоков.
Пропускная способность тюменского аэровокзала на 2016 год составляет 400 пассажиров в час. Международный сектор преимущественно обслуживает чартерные рейсы круглогодично, а также некоторое количество регулярных рейсов, которое в последнее время растет. Реконструкция аэропорта позволит повысить пассажиропоток до 4 млн пассажиров в год.
3.3.3. Автомобильный грузовой транспорт
Устойчивое развитие социально-экономической сферы города Тюмени, усиление ее роли как научного, культурного и инвестиционного центра агломерации ведет к неизбежному увеличению межпоселенческого потока транспортных средств на автомобильных дорогах. Прогнозируемое увеличение парка грузовых автомобилей усложнит организацию движения транспорта на улицах города, ухудшит условия движения пешеходов.
Одна из задач развития транспортной инфраструктуры города Тюмени - обеспечить пропуск потоков грузовых автомобилей в обход центральной части города, жилых районов и общественных центров, при этом организовать кратчайшие связи между внешним транспортом, промышленными предприятиями, складами.
В соответствии с действующими документами стратегического планирования предусмотрены мероприятия способствующие усилению межсубъектовых связей, повышению транспортно-эксплуатационных характеристик. В границах Тюменской области предлагается реконструкция автомобильных дорог общего пользования федерального значения:
- Екатеринбург - Тюмень и искусственных сооружений на данном направлении;
- Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск и искусственных сооружений на данном направлении;
- Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск и искусственных сооружений на данном направлении;
- "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы (подъезд к городу Тюмени) и искусственных сооружений на данном направлении.
Мероприятия, направленные на развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отображены в действующей государственной программе Тюменской области "Развитие транспортной инфраструктуры" до 2022 года, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 701-п.
Рост транспортного потока и вывод грузового автомобильного транспорта с селитебных территорий города требуют расширения сервисного обслуживания. Перспективными является проект развития на участке между Тюменью и Ишимом (Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим) узлов сервисного обслуживания транзитных потоков грузового автомобильного автотранспорта, создание транспортно-логистических центров для сортировки и отправки грузов.
3.3.4. Пассажирский транспорт
К 2040 году прогнозируется рост пассажирских потоков в междугороднем сообщении до 3190 тыс. пассажиров в год, на пригородные направления до 3603 тыс. пассажиров в год.
С целью удовлетворения изменяющихся потребностей в обслуживании внешним пассажирским транспортом планируется перенос автовокзала в Южную часть города Тюмени с увеличением вместимости до 300-400 пассажиров; строительство автостанций вместимостью 50-75 пассажиров для обслуживания северо-восточного, восточного, южного, юго-западного внешних направлений. Автостанции предлагается совместить с конечными пунктами пассажирского транспорта общего пользования, обеспечив возможность удобной пересадки с пригородного на маршруты пассажирского транспорта общего пользования.
Для перехвата пригородного автобусного сообщения, разгрузки автовокзала и снижения транспортных нагрузок на улично-дорожную сеть города Тюмени предлагается строительство транспорт-пересадочных узлов в следующих местах: северо-восточной части по ул. Тимофея Чаркова, в восточной части вблизи примыкания Старого Тобольского тракта к Ялуторовскому тракту, в южной части юго-западнее пересечения Московского тракта с ул. Закалужская, в западной части в районе аэропорта "Рощино". Данные автостанции предлагается совместить с конечными пунктами пассажирского транспорта общего пользования.
Анализ пассажиропотоков в городе Тюмени показал большую концентрацию пассажиров на отдельных улицах города (ул. Республики, ул. Пермякова, ул. Широтная), недостаточную провозную способность между центром города и районами, отделенными от центра рекой Турой и железной дорогой.
Материалы по обоснованию Генерального плана городского округа город Тюмень содержат предложения о создании сети внеуличного транспорта для обеспечения связи с центром города густонаселенных периферийных районов. Создание подобной транспортной системы в значительной степени повысит качество транспортного обслуживания населения. Использование внеуличного транспорта позволит сократить интервал движения до 2-3 минут на линии, обеспечить надежное функционирование и соблюдение расписания движения, осуществить интеграцию с существующей сетью автомобильного пассажирского транспорта общего пользования через транспортно-пересадочные узлы. Оценочный прогноз пассажиропотока по линиям внеуличного транспорта показывает прогнозируемый поток до 20 тыс. пассажиров в пиковые периоды.
Повышение качества услуг, предоставляемых традиционными для Тюмени видами пассажирского транспорта, средствами градостроительства достигается за счет обеспечения нормативной пешеходной доступности остановочных пунктов, устройства удобных подходов. В целях улучшения условий труда предлагается строительство конечных остановочных пунктов с площадками для отстоя пассажирского транспорта общего пользования и пунктами отдыха и питания экипажей.
В комплекс мероприятий по развитию пассажирского транспорта общего пользования, помимо планировочных мероприятий, необходимо включать мероприятия административного характера, направленные на повышение качества предоставляемых услуг и оптимизацию маршрутной сети городского транспорта.
3.3.5. Водный транспорт
В соответствии с документами территориального планирования и социально-экономического развития Российской Федерации и Тюменской области, Генеральным планом городского округа город Тюмень на территории города Тюмени развитие объектов водного транспорта не предусмотрено.
3.4. Прогноз развития дорожной сети города Тюмени
Проектирование улично-дорожной сети должно соответствовать по своим параметрам обслуживаемой застройке. Развитие поперечного профиля улиц и дорог должно отвечать не только потребности пропуска транспортных потоков, но и условиям формирования комфортной среды, безопасности движения транспортных средств, велосипедного транспорта и пешеходов.
Транспортные каркасы предлагается сформировать следующим образом:
1. В качестве магистральных дорог скоростного движения должны выступать проектируемый обход города Тюмени, основные въезды в город - автомобильные дороги общего пользования федерального значения и автомобильная дорога общего пользования регионального значения Тюмень - Нижняя Тавда (Велижанский тракт) на подъездах к городу Тюмени, до пересечения с проектируемым обходом города Тюмени.
2. В качестве магистралей общегородского значения непрерывного движения предлагаются действующий обход города Тюмени, ул. Мельникайте (от ул. Федюнинского до ул. Харьковской), ул. Мельникайте (от ул. Дамбовской до Велижанского тракта), ул. Дружбы (от Восточного обхода до ул. Мельникайте), ул. Салаирский тракт (от проектируемого обхода до ул. Дружбы), проектируемая улица, которая проходит от ул. Дружбы через реку Туру до ул. Ямская, участок ул. Ямская, ул. Закалужская, ул. Федюнинского и ул. Монтажников.
3. В качестве магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения предлагаются:
- в меридиональном направлении участок ул. Пермякова (от ул. Федюнинского до Червишевского тракта), Червишевский и Московский тракты в пределах застроенных территорий, ул. Трактовая, ул. Мориса Тореза, ул. Профсоюзная, ул. Алебашевская, ул. Первомайская, ул. Щербакова, ул. Белинского, ул. Таврическая, ул. Луначарского, ул. Ямская (от ул. Коммунистическая до ул. Таврическая), ул. Аккумуляторная, проектируемая улица в западной части, являющаяся продолжением ул. Аккумуляторная до Салаирского тракта;
- в широтном направлении ул. Дружбы (от ул. Мельникайте до ул. Щербакова), ул. Тимуровцев, ул. Магистральная, ул. Дамбовская, ул. 50 Лет Октября, ул. Республики (от ул. Монтажников до ул. Ямская), ул. Ленина, ул. 50 Лет ВЛКСМ, ул. Запольная, ул. Чернышевского, ул. Полевая, ул. Бабарынка, ул. Товарное шоссе, ул. Клары Цеткин, ул. Лизы Чайкиной, ул. Зои Космодемьянской, ул. Широтная (от ул. Монтажников до ул. Мельникайте), ул. Ставропольская.
4. В качестве магистральных дорог регулируемого движения предлагаются: Московский тракт (от Южной объездной до ул. Закалужская), Червишевский тракт (от Южной объездной до ул. Федюнинского), дорога, которая должна соединить Червишевский тракт с ул. Монтажников, дорога, соединяющая ул. Федюнинского с Ялуторовским трактом, дорога в створе ул. Ямская от действующего обхода города Тюмени до аэропорта "Рощино", Ирбитский тракт, Тобольский и Велижанский тракт до объездной дороги.
В результате магистральные дороги скоростного движения должны представить внешнее объездное транспортное кольцо с отходящими от него основными радиальными направлениями, которое будет служить для скоростного пропуска транзитных потоков транспорта.
Магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения и магистральные дороги регулируемого движения должны составить внутреннее транспортное кольцо с радиальными направлениями в сторону внешнего кольца, что позволит обеспечить быстрое транспортное сообщение между удаленными районами городского округа, минуя центральную часть города Тюмени и удобный выезд из города Тюмени на внешнюю транспортную сеть.
Магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения должны служить основными транспортными артериями центрального района и граничных с ним районов города Тюмени.
Обслуживание внутри микрорайонов предлагается осуществлять магистральными улицами районного значения и улицами и проездами местного значения.
Основной показатель проектируемой улично-дорожной сети - протяженность улично-дорожной сети всего - 1217,8 км, в том числе магистральные дороги скоростного движения - 91,7 км; дорога обычного типа регионального значения - 9,1 км; магистральные дороги регулируемого движения - 41,9 км; магистральные улицы общегородского значения, непрерывного движения - 10,5 км; магистральные улицы общегородского значения, регулируемого движения - 144,8 км; магистральные улицы районного значения, транспортно-пешеходные - 229,6 км; улицы и дороги местного значения - 690,2 км.
3.5. Прогноз уровня автомобилизации, параметров дорожного движения
Прогнозирование обеспеченности населения легковыми автомобилями проведено с использованием показателя изменения валового внутреннего продукта в расчете на душу населения.
Прогноз выполнен для двух сценариев развития автомобилизации города:
- "европейского", подразумевающего выбор рациональной модели использования индивидуального транспорта в городе (платные парковки в центральной части города, строительство паркингов и перехватывающих стоянок) и предпочтение пассажирского транспорта общего пользования;
- отсутствия регулирования использования индивидуального транспорта в городе (рост обеспеченности сдерживается экономическими факторами и временными потерями из-за транспортных заторов).
В настоящее время динамика прироста легковых автомобилей соответствует "европейскому" сценарию, что обусловлено не развитием пассажирского транспорта общего пользования, а экономическими факторами. Число автомобилей на 1 тыс. жителей составило 342 единицы. Прогноз обеспеченности легковыми автомобилями населения города Тюмени принят в соответствии "европейским" сценарием развития, согласно которому на 2025 год планируется увеличение обеспеченности населения индивидуальными транспортными средствами до 480 единиц на 1 тыс. жителей, до 2040 года - до 510 единиц на 1 тыс. жителей.
Средняя скорость движения по территории города с учетом проектируемых мероприятий должна составить порядка 45 км в час, по магистральной улично-дорожной сети порядка 60 км в час.
Анализ параметров дорожного движения на территории города Тюмени позволил выявить наиболее нагруженные участки улично-дорожной сети, к которым отнесены восточный обход города и ул. Мельникайте. Интенсивность движения легковых автомобилей на данных участках превышает 3000 легковых автомобилей в час.
Большое влияние на скорость движения оказывает плотность транспортного потока. На расчетный срок планируется сокращение плотности транспортного потока легковых автомобилей и установление показателя 20 легковых автомобилей на 1 км.
3.6. Прогноз показателей безопасности дорожного движения
Необходимость повышения безопасности дорожного движения обусловлена высоким уровнем аварийности на дорогах города Тюмени и отсутствием устойчивой тенденции к его снижению. Уровень дорожной безопасности в городе Тюмени можно охарактеризовать как средний по сравнению с другими городами России и низкий по сравнению с городами Европы.
Повышению безопасности движения на дорогах способствует ряд мероприятий, призванных сократить количество и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий:
1. Локальные мероприятия, реализуемые преимущественно в очагах аварийности, с целью ликвидации таких очагов, в том числе:
- планировочные мероприятия (организация канализированного движения, изменение геометрических параметров и другие);
- мероприятия по обеспечению безопасности пешеходного движения;
- корректировка дислокации автобусных остановок.
2. Сетевые мероприятия, реализуемые на территории всего города, в том числе:
- функциональная классификация улично-дорожной сети города и последовательное доведение условий движения в соответствии с их классом;
- создание пешеходных зон и зон движения пассажирского транспорта общего пользования;
- создание велосипедной инфраструктуры;
- ограничение скоростей движения и доступа на отдельных территориях;
- внедрение современных систем управления и контроля движения, оптимизация светофорного регулирования, коммуникация всех участников дорожного движения, своевременное информирование.
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Тюмени включает мероприятия, направленные на улучшение параметров улично-дорожной сети за счет реконструкции и строительства объектов транспортной инфраструктуры. Исходя из планируемых мероприятий и сроков их реализации определен прогноз снижения аварийности: до 1326 случаев на 2020 год, до 1168 случаев на 2030 год и до 1108 случаев на 2040 год.
3.7. Прогноз негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения
Основными негативными факторами воздействия транспортной инфраструктуры города Тюмени на окружающую среду являются отработанные выхлопные газы, выбрасываемые в атмосферу при эксплуатации транспортных средств и шум, создаваемый движущимся транспортным потоком.
3.7.1. Автомобильный транспорт
Расчеты выбросов от автомобильного транспорта в атмосферный воздух производятся в соответствии с "Расчетной инструкцией (методикой) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств на территории крупнейших городов", разработанной открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (открытое акционерное общество "НИИАТ") в 2006 году. Расчеты выполнены для автотранспортных средств с бензиновыми двигателями.
В настоящее время в структуре автомобильного парка города Тюмени доля автомобилей экологического класса Евро-3 и ниже - около 40% автомобильного парка. Объем выбросов основных загрязняющих веществ для существующего положения рассчитывается с использованием данных о суммарном пробеге автотранспортных средств и суммарном расходе топлива автотранспортными средствами на начало 2017 года.
Прогнозируемое увеличение численности населения города Тюмени к 2040 году до 1,2 млн человек, а также прогнозируемый рост обеспеченности легковыми автомобилями населения до 510 автомобилей на 1000 жителей создает предпосылки для дальнейшего увеличения негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения.
Несмотря на прогнозируемое существенное увеличение автомобильного парка города, расчет прогнозных показателей выбросов позволяет говорить о значительном снижении в будущем суммарных годовых выбросов автотранспортом таких загрязняющих веществ, как оксид углерода (СО), углеводороды (VOC), оксиды азота (NOx). Сокращение выбросов ожидается по причине увеличения в будущем доли автомобилей экологического класса Евро-4 и выше. В то же время прогнозируется увеличение объема выбросов диоксида серы (SO2) и более чем в 3 раза увеличивает выбросы парниковых газов (CO2) по сравнению с существующим положением, что негативно сказывается на состоянии дыхательных путей населения. Опасность для здоровья населения вызывают также выбросы углеводородов (VOC) и оксидов азота (NOx), вызывающих респираторные заболевания.
Другим важнейшим фактором воздействия на окружающую среду при эксплуатации автомобильных дорог является шум. Увеличение количества автомобилей и увеличение интенсивности движения транспортных потоков приведет к значительным шумовым нагрузкам на территории, прилегающие к автомобильным дорогам. На территориях, прилегающих к участкам дорог с интенсивностью движения более 170 автомобилей в час, прогнозируются значения эквивалентного уровня звука транспортного потока от 70 дБА и более.
3.7.2. Воздушный транспорт
В период до 2040 года планируется развитие инфраструктуры аэропорта "Рощино". Реконструкция предусматривает повышение пассажиропотока до 4 млн пассажиров в год, формирование крупного перегрузочного транспортного узла с необходимым набором сервисов. Эти мероприятия связаны с увеличением частоты выполнения рейсов и парка воздушных судов.
Запланированные мероприятия не окажут значительного негативного влияния на окружающую среду и здоровье населения, так как в процессе обновления парка воздушных судов в эксплуатацию поступают суда нового поколения (либо модернизированные), имеющие меньший удельный расход авиационного топлива и, как следствие, объемы продуктов сгорания.
3.7.3. Железнодорожный транспорт
В планируемый период ожидается развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта и существенное увеличение объемов перевозки пассажиров и грузов в границах города Тюмень. Прогнозируется к 2040 году увеличение грузопотока в 4 раза, пассажиропотока в дальнем сообщении - не менее чем в 4 раза, относительно современных величин.
При дальнейшем использовании локомотивного парка с дизельными двигателями негативное воздействие отрасли на окружающую среду и здоровье населения увеличится пропорционально росту количества перевозок. При использовании в железнодорожных перевозках электровозов и переводе локомотивного парка на газовое топливо негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения существенно уменьшится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.