Решение Тюменского областного суда от 6 июля 2018 г. N 3А-65/2018~М-70/18
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Подкорытовой М.В.,
прокурора Макаровой Н.Т.,
при секретаре Крашевской Н.А.,
с участием представителей административного истца Ц.О.С.,
Думы городского округа города Тюмени Герасимовой Н.Н., Администрации г. Тюмени Т.Н.С., П.Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "ГЕОТРОН" о признании частично недействующим Решения Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени", установил:
акционерное общество "ГЕОТРОН" (далее АО "ГЕОТРОН") обратилось в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Решения Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени" в части установления для земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Авторемонтная, территориальной зоны ИТ-1 - зоны размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Авторемонтная, с видом разрешенного использования: под производственную базу, на котором расположены производственное нежилое здание и гараж. Решением Тюменской городской Думы от 29 августа 2013 г. N 1101 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные Решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154 (опубликованном 12 сентября 2013 г. в печатном издании "Тюменский курьер" N 165), была изменена территориальная зона, в результате чего земельный участок административного истца стал располагаться в зоне ИТ-1, вместо ранее существовавшей П-1. По утверждению административного истца, изменение в карту градостроительного зонирования является незаконным, поскольку было осуществлено без учета положений ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ), а также в нарушение п.п.1, 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, которые имеют большую юридическую силу, без учета обеспечения прав и законных интересов административного истца (правообладателя земельного участка и размещенных на нем капитальных объектов недвижимости), без учета создания условий для наиболее эффективного использования земельного участка, а также при наличии законной возможности предоставленной Генеральным планом города Тюмени установления в правилах землепользования и застройки для данной категории зоны П-1. Указывает также, что Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Тюмени в заявлении АО "ГЕОТРОН" с целью внесения изменений в Правила в части корректировки карты градостроительного зонирования территории с кадастровым номером <.......> с зоны ИТ-1 на зону П-1 было отказано по причине несоответствия Генеральному плану города Тюмени, данный отказ в настоящее время Обществом обжалуется в Арбитражном суде Тюменской области. В результате Общество лишается возможности реализовать проект, разработка которого была начата на основании Градостроительного плана земельного участка от 13 февраля 2013 г., в котором принадлежащий истцу земельный участок расположен в зоне П-1, при этом Общество понесло затраты (суммы налога), которые при отсутствии возможности реализовать проект не могут быть восстановлены, а, следовательно, подлежат уплате Обществом в бюджет. Для защиты своих прав административный истец обратился в суд с настоящим административным иском (л.д.3-8).
В судебном заседании представитель административного истца АО "ГЕОТРОН" Цвигун О.С. на удовлетворении заявленных требований настаивала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Уточнила, что нормативный акт оспаривает в части изменений внесенных Решением Тюменской городской Думы от 29 августа 2013 г. N 1101 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени". Считает, что нет подтверждений изменения функциональной зоны, поскольку в настоящее время на карте Генерального плана города Тюмени земельный участок имеет такое же цветовое отображение как и ранее, сходное с соседними, являющимися производственными. Замечаний по соблюдению процедуры принятия нормативного акта не имеет.
В судебном заседании представитель Думы городского округа города Тюмени (далее по тексту Тюменская городская Дума) Г.Н.Н. возражала против удовлетворения административного иска. В возражениях на административное исковое заявление просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По существу перечисленных в административном исковом заявлении доводов недействительности принятого Решения Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени" пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органов местного самоуправления с соблюдением установленного порядка принятия, его содержание в оспариваемой части не противоречит Градостроительному кодексу РФ и Генеральному плану городского округа города Тюмени. Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные Решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154 (далее Правила), являются документом градостроительного зонирования муниципального образования городского округа Тюмени и устанавливают территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения и внесения изменений в Правила. По вопросу установления территориальной зоны ИТ-1 в отношении территории, соответствующей местоположению земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Авторемонтная, ранее относящейся к территориальной зоне П-1, указала, что данные изменения в Правила были внесены Решением Тюменской городской Думы от 29 августа 2013 г. N 1101 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени", утвержденные Решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154. Данным Решением были комплексно переработаны прежние Правила и утверждены в новой редакции. Изменения, внесенные Решением Тюменской городской Думы от 29 августа 2013 г. N 1101, имели цель приведения Правил в соответствие с Генеральным планом города Тюмени, утвержденным Решением Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 г. N 9 (с изменениями, внесенными решением Тюменской городской Думы от 27 сентября 2012 г. N 903). Согласно внесенным изменениям в Генеральный план земельный участок с кадастровым номером <.......> стал попадать в функциональную зону транспортной инфраструктуры. Генеральный план является документом территориального планирования, который направлен на развитие (то есть на изменение в будущем) территории. Установление в Генеральном плане функциональных зон осуществляется для обеспечения устойчивого и сбалансированного развития территории муниципального образования на перспективу и не устанавливает функциональные зоны только лишь в соответствии с фактическим использованием. С учетом изложенного, установление в Правилах зоны ИТ-1 в отношении участка административного истца, используемого по назначению, не предусмотренному данной зоной, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав административного истца. Факт отказа административному истцу в выдаче разрешения на строительство также не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного акта. Данный нормативный правовой документ принят в пределах полномочий органов местного самоуправления с соблюдением установленного порядка принятия, их содержание в оспариваемой части и не противоречит ГрК РФ и Земельному кодексу РФ, в связи с чем оснований для признания его недействующим не имеется.
В дополнениях к возражениям на административное исковое заявление представитель Тюменской городской Думы Г.Н.Н. указала, что территориальная зона ИТ-1 (зона, предназначенная для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур) в отношении территории, соответствующей местоположению земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Авторемонтная, ранее относящейся к территориальной зоне П-1 (зона размещения производственных объектов IV - V классов опасности), была установлена в Правилах землепользования и застройки города Тюмени (далее - Правила) решением Тюменской городской Думы от 29 августа 2013 г. N 1101 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154".
Решение Тюменской городской Думы от 27 сентября 2012 г. N 903 "О внесении изменений в решение Тюменской городской Думы от 27 Марта 2008 г. N 9 "О Генеральном плане городского округа город Тюмень" опубликовано в спецвыпуске газеты "Тюменский курьер" 10 октября 2012 г. N 44.
В возражениях на административное исковое заявление представитель Администрации города Тюмени - Т.Н.С., считая требования административного истца не подлежащими удовлетворению, ссылается на отсутствие нарушения или ограничения прав и законных интересов административного истца оспариваемым решением, которое соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. Установление территориальной зоны ИТ-1 (инженерной и транспортной инфраструктуры) в соответствии с утвержденной функциональной зоной: транспортной инфраструктуры в Генеральном плане городского округа города Тюмени применительно к земельному участку административного истца не противоречит законодательству, более того, приводит документ градостроительного зонирования в соответствие документу территориального планирования, не свидетельствует о невозможности использования земельного участка по назначению, следовательно, не нарушает прав и законных интересов административного истца. Факт отказа административному истцу в выдаче разрешения на строительство нового объекта не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного акта и нарушении прав административного истца, так как административный истец обратился в муниципальный орган за разрешением на строительство после утверждения оспариваемого Решения. Указывает, что оспариваемый нормативный акт соответствует форме и процедуре принятия уполномоченным органом. Расположенные на земельном участке строения, принадлежащие административному истцу на праве собственности, могут использоваться по назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.
В дополнениях к возражениям на административное исковое заявление представитель Администрации города Тюмени Пакулова Л.Ю. указывает, что Генеральный план городского округа город Тюмень (далее - Генеральный план) первоначально был утвержден решением Тюменской городской Думы N 9 от 27 марта 2008 г. Генеральным планом в указанной редакции была утверждена функциональная зона "Производственная и коммунально-складская". Правилами землепользования и застройки города Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 г. N 154 (далее - ПЗЗ) была установлена территориальная зона П-1 (зона размещения производственных объектов IV - V классов опасности). В данную зону попадал земельный участок административного истца, право собственности на который было зарегистрировано 19 декабря 2012 г.
Между тем, в целях комплексного и устойчивого развития транспортной инфраструктуры города Тюмени, решением Тюменской городской Думы от 27 сентября 2012 г. N 903 в Генеральный план были внесены изменения, а именно, функциональная зона "Производственная и коммунально-складская" была изменена на функциональную зону "Транспортная инфраструктура". Учитывая изложенное, уполномоченным органом Администрацией города Тюмени были предприняты меры по приведению ПЗЗ в соответствие с Генеральным планом, по результатам которых Решением Тюменской городской Думы от 29 августа 2013 г. N 1101 в ПЗЗ были внесены изменения, которыми территория, в границах которой расположен земельный участок, была отнесена к территориальной зоне ИТ-1.
Неотражение границ территориальной зоны размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (ИТ-1) на данной территории в ПЗЗ означало бы несоответствие нормативного правового акта Генеральному плану и противоречило бы требованиям Градостроительного кодекса РФ. Позиция административного истца о том, что у уполномоченного органа была законная возможность учесть интересы административного истца и не изменять территориальную зону П-1 на ИТ-1 для спорной территории несмотря на тот факт, что Генеральным планом для данной территории ранее была установлена функциональная зона ИТ-1, является ошибочной.
Прокурор М.Н.Т. в судебном заседании при даче заключения по делу указала, что оспариваемый нормативный акт принят Тюменской городской Думой в пределах полномочий, с соблюдением порядка и процедуры принятия, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Считает, что оспариваемое решение соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Изменение функциональной зоны обусловлено имеющимися изменениями в Генеральном плане города Тюмени.
Суд, выслушав участвующих лиц, пояснения специалиста Д.И.Ю., заключение прокурора, исследовав материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом, АО "ГЕОТРОН" является собственником земельного участка с кадастровым номером <.......> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, площадь 10 809 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Авторемонтная и расположенных на нем двух нежилых зданий: производственного назначения и вспомогательного назначения - гаража, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19 декабря 2012 г. и от 11, 12 марта 2014 г. (т.1 л.д.50-52).
Правилами землепользования и застройки города Тюмени, утвержденными Решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154, статьей 13-4 Фрагмент карты градостроительного зонирования города Тюмени 4-й планировочный район "Затюменский" (в ред. решения Тюменской городской Думы от 29 августа 2013 г. N 1101) для земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Авторемонтная (в границах пересечения улиц Авторемонтная и объездная дорога согласно Градостроительному плану земельного участка N <.......> от 13 февраля 2013 г.), установлена территориальная зона ИТ-1, вместо ранее существовавшей П-1.
Изменение территориальной зоны было осуществлено Решением Тюменской городской Думы от 29 августа 2013 г. N 1101 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени".
В силу частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Из взаимосвязанных положений пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что утверждение Генерального плана городского округа, Правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 названного федерального закона).
В соответствии с Уставом города Тюмени (ст. 27), принятого Решением Тюменской городской Думы N 162 от 16 марта 2005 г., утверждение Генерального плана города, Правил землепользования и застройки города Тюмени отнесено к компетенции Тюменской городской Думы.
Решением Тюменской городской Думы от 27 сентября 2012 г. N 903 "О внесении изменений в решение Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 г. N 9 "О Генеральном плане городского округа город Тюмень" Генеральный план города Тюмени был изложен в новой редакции. Решение Тюменской городской Думы от 27 сентября 2012 г. было опубликовано в спецвыпуске газеты "Тюменский курьер" 10 октября 2012 г. N 44.
Правила землепользования и застройки города Тюмени утверждены Решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154. Решение Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени" было опубликовано в спецвыпуске газеты "Тюменский курьер" N 5 от 13 ноября 2008 г.
Решение Тюменской городской Думы от 29 августа 2013 г. N 1101 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени" было опубликовано в газете "Тюменский курьер" N 165 от 12 сентября 2013 г.
Изменения, внесенные решением Тюменской городской Думы от 29 августа 2013 г. N 1101, приняты для приведения Правил в соответствие с Генеральным планом города Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 г. N 9 (с изменениями, внесенными решением Тюменской городской Думы от 27 сентября 2012 г. N 903).
Согласно ч. 1 ст. 61 Устава муниципального образования городского округа города Тюмени (в редакции, действовавшей на момент принятия Тюменской городской Думой Решения N 154 от 30 октября 2008 г.), муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию.
Как следует из материалов дела, оспариваемый нормативный акт опубликован для всеобщего сведения в печатном издании "Тюменский курьер" N 5 от 13 ноября 2008 г. с последующим внесением изменений в указанные Правила, в печатном издании "Тюменский курьер" N 165 от 12 сентября 2013 г.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения предусмотрен статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ). В силу ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки производится в порядке, установленном ст. 31, 32 ГрК РФ.
Главой города Тюмени создана комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Тюмени и утверждено Положение о порядке деятельности данной комиссии (распоряжение Главы города Тюмени от 26 июля 2006 г. N 155-рг "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Тюмени").
Публичные слушания по проекту решения Тюменской городской Думы "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154" были назначены решением Тюменской городской Думы от 25 апреля 2013 г. N 1047, которое было опубликовано в спецвыпуске газеты "Тюменский курьер" N 10 от 30 апреля 2013 г.
Решение Тюменской городской Думы от 29 августа 2013 г. N 1101 было принято по результатам публичных слушаний от 02, 04, 09, 11 июля 2013 г. и заключения о результатах публичных слушаний о внесении изменений в Правила от 05 августа 2013 г. Данное решение было опубликовано в газете "Тюменский курьер" N 165 от 12 сентября 2013 г.
Таким образом, Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные Решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154 (далее - Правила) с изменениям от 29 августа 2013 г. N 1101, приняты уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме с соблюдением порядка, включая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам публичных слушаний, официально опубликованы для всеобщего сведения.
Процедура принятия нормативного правового акта, включающая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам публичных слушаний, официального опубликования соблюдена. Сведения и доказательства в подтверждение указанного в материалы дела представлены. Сторонами административного дела данное обстоятельство не оспаривалось.
В силу статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ). Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно п. 8 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим в том числе территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В соответствии с Решением Тюменской городской Думы N 154 от 30 октября 2008 г., с изменениями от 29 августа 2013 г. N 1101 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени", картой градостроительного зонирования земельный участок, принадлежащий на праве собственности административному истцу АО "ГЕОТРОН", расположенный по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Авторемонтная, находится в территориальной зоне, предназначенной для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур (ИТ-1).
Как следует из материалов дела, внесение изменений решением Тюменской городской Думы от 29 августа 2013 г. N 1101 в Правила землепользования и застройки г. Тюмени было обусловлено необходимостью приведения их в соответствие с изменениями приятными в Генеральный план города Тюмени, внесенными решением Тюменской городской Думы 27 сентября 2012 г. N 903.
Принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, закреплен в ч. 3 ст. 9, ч.9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из анализа положений ч. 3 ст. 9 и п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ следует, что генеральный план городского округа, как документ территориального планирования, является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при разработке ими правил землепользования и застройки. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Генеральный план, определяя назначение территории исходя из развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Суд находит несостоятельным довод административного истца об отсутствии в Генеральном плане городского округа города Тюмени данных об изменении функциональной зоны в месте расположения спорного земельного участка.
Согласно ч. 3, 6, 7 ст. 23 ГрК РФ генеральный план городского округа содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Из представленного суду Генерального плана городского округа города Тюмени - карты функциональных зон городского округа города Тюмени (т.1 л.д. 104), в том числе обозреваемого фрагмента на электронном носители, с отражением информации в бумажном варианте (скриншоте), фрагмента карты функциональных зон городского округа города Тюмени (т.2 л.д. 52), комплексной транспортной карты следует, что земельный участок с кадастровым номером: <.......> расположен в функциональной зоне транспортной инфраструктуры.
Необоснованной является ссылка административного истца на нецелесообразность изменения функциональных зон в Генеральном плане городского округа г. Тюмени, утвержденного решением Тюменской городской Думы от 27 марта 2009 г. N 9 с изменениями, принятыми решением Тюменской городской Думы от 27 сентября 2013 г. N 903, поскольку указанный нормативный акт не является предметом оспаривания в рассматриваемом деле.
Согласно п. 8 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе, территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Согласно п. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом содержащихся в документах территориального планирования положений о территориальном планировании, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 названной нормы, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 года, вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 ГрК РФ.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Исходя из ст. 14, 31 Правил, ст. 35, 37 ГрК РФ земельный участок с кадастровым номером <.......> отнесен к зоне, предназначенной для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры ИТ-1, что соответствует функциональному зонированию, установленному Генеральным планом города Тюмени.
Довод административного истца о том, что принятые Правила создают препятствия для дальнейшей эксплуатации вышеуказанного земельного участка и реализации прав собственника, не обоснован.
В силу статьи 8 Градостроительного кодекса РФ и статьи 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ объектов. Данной нормой права прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков.
Следовательно, принятие оспариваемых Правил не исключает возможность использования заявителями спорного земельного участка по целевому назначению.
Доводы административного истца о несоответствии части оспариваемого акта требованиям Конституции Российской Федерации, Градостроительного кодекса РФ являются несостоятельными по приведенным выше мотивам.
Кроме того, несоответствие территориального зонирования функциональному (по Генеральному плану города Тюмени) не ограничивает возможность распоряжения ранее сформированными земельными участками с установленным видом разрешенного использования, если это не создает препятствий, предусмотренных частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые положения Правил землепользования и застройки города Тюмени полностью соответствуют Генеральному плану города Тюмени и Градостроительному кодексу РФ.
Учитывая, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления в документах территориального планирования муниципального образования определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем, доводы АО "ГЕОТРОН" о принятии нормативного правового акта без учета существующего порядка землепользования подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
При таких обстоятельствах, установление территориальной зоны ИТ-1 (инженерной и транспортной инфраструктуры) в соответствии с утвержденной функциональной зоной: транспортной инфраструктуры в Генеральном плане городского округа город Тюмень применительно к земельному участку административного истца не противоречит законодательству, более того, приводит документ градостроительного зонирования в соответствие документу территориального планирования, не свидетельствует о невозможности использования земельного участка по назначению, следовательно, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Ограничения, установленные федеральным законодательством, в частности, статьей 263 ГК РФ, статьей 40 ЗК РФ, гл. 4 ст. 30 - 40 ГрК РФ в части необходимости соблюдения градостроительных и строительных норм и правил и установления территориальных зон, не является нарушением прав граждан или иных субъектов.
Факт отказа административному истцу в выдаче разрешения на строительство нового объекта, не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного акта.
На основании положений Градостроительного кодекса РФ, Федерального законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого нормативного акта действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку предусмотренной законом совокупности условий для признания оспариваемого нормативного акта незаконным не имеется, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Тюменский курьер", обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Думу городского округа города Тюмени.
Руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска акционерного общества "ГЕОТРОН" о признании недействующим решения Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени" в части установления для земельного участка с кадастровым номером <.......> расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Авторемонтная, территориальной зоны ИТ-1 - зоны размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры - отказать.
Возложить на Думу городского округа города Тюмени обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании - газете "Тюменский курьер".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме составлено 11 июля 2018 года.
Судья Тюменского областного суда (подпись) М.В. Подкорытова
Копия верна
Судья Тюменского областного суда |
М.В. Подкорытова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 6 июля 2018 г. N 3А-65/2018~М-70/18
Текст решения опубликован на официальном сайте Тюменского областного суда (www.oblsud.tum.sudrf.ru)
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2017 г. N 89-АПГ17-3 настоящее решение оставлено без изменения