Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Тюменской городской Думы
от 31.10.2018 N 23
Мотивированное обоснование
признания вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум, не отвечающим требованиям частей 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и требованиям части 4 статьи 5 Закона Тюменской области от 03.06.2004 N 234 "О местном референдуме в Тюменской области"
В соответствии с частью 6 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ), частью 3 статьи 9 Закона Тюменской области от 03.06.2004 N 234 "О местном референдуме в Тюменской области" (далее - Закон N 234) Тюменской городской Думой проведена проверка соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Закона N 67-ФЗ и статьи 5 Закона N 234.
В ходатайстве, представленном инициативной группой по проведению местного референдума, вопрос, выносимый на местный референдум, сформулирован следующим образом:
"Вы согласны на возвращение и передачу систем электро-, тепло- и водоснабжения, и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности города Тюмени, из владения и пользования коммерческих организаций, находящихся в частной собственности, под управление муниципального образования городской округ город Тюмень?".
По результатам проведенной на соответствие требованиям действующего законодательства проверки Тюменской городской Думой установлено следующее.
Согласно статье 12 Закона N 67-ФЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству
соответствующего субъекта Российской Федерации. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Аналогичные требования содержатся в статье 5 Закона N 234.
Вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум, указанным требованиям не отвечает.
По результатам проведенной проверки установлено следующее.
Статьями 130, 132 Конституции Российской Федерации установлены положения, в соответствии с которыми местное самоуправление самостоятельно в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, и органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
В развитие данных норм статья 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) закрепляет право органов местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также наделяет органы местного самоуправления правом передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Данной норме корреспондируют статьи 125, 209, 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которым собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего собственнику имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, действующее законодательство предоставляет органам местного самоуправления право в рамках управления муниципальным имуществом принимать решение о передаче данного имущества третьим лицам во владение, пользование и распоряжение. При этом, органы местного самоуправления, оставаясь собственником переданного имущества, не лишаются конституционно установленного права управлять муниципальным имуществом.
Необходимо отметить, что вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города Тюмени нашли свое закрепление в Уставе города Тюмени и уже были предметом рассмотрения жителями города Тюмени на публичных слушаниях.
Так, статьей 66 Устава города Тюмени полномочия по установлению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесены к компетенции Тюменской городской Думы, а Администрация города Тюмени наделена правом передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Тюменской области и
органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с Федеральными законами. Также за Администрацией города Тюмени статьей 41 Устава города Тюмени закреплено осуществление полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тюмени. Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, статьей 49 Устава города Тюмени возложен на Счетную палату города Тюмени.
Принятое решением Тюменской городской Думы от 27.12.2007 N 754 Положение об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности определяет задачи и принципы управления и распоряжения муниципальным имуществом, а также конкретизирует полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Согласно формулировке вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, муниципальное имущество предлагается передать "под управление муниципального образования городской округ город Тюмень", что не соответствует требованиям статьи 132 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой управление муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления, поскольку "муниципальное образование городской округ город Тюмень" не входит в структуру органов местного самоуправления города Тюмени по нижеуказанным основаниям.
В соответствии со статьей 2 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьями 34, 44 Закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структура и порядок формирования органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Структура органов местного самоуправления города Тюмени определена статьей 6 Устава города Тюмени и включает в себя Думу городского округа город Тюмень, Главу муниципального образования городской округ город Тюмень, Администрацию городского округа город Тюмень и Счетную палату городского округа город Тюмень.
Исходя из вышеизложенного, предлагаемый к вынесению на местный референдум вопрос противоречит статье 132 Конституции Российской Федерации, статьям 2, 34, 44 Закона N 131-ФЗ, статьям 125, 209, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 6 Устава города Тюмени, то есть не отвечает требованиям статьи 12 Закона N 67-ФЗ и статьи 5 Закона N 234.
Предложенный к вынесению на местный референдум вопрос предполагает выяснение мнения ("Вы согласны...?") жителей города Тюмени в отношении вопроса владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в то время как местный референдум представляет собой в соответствии со статьей 2 Закона N 67-ФЗ форму прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом на участие в референдуме.
Между тем, из вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум инициативной группой, не усматривается, в целях принятия каких решений инициативная группа имеет намерение провести референдум. Отсутствие таких целей не позволяет отличить вопрос, предложенный для вынесения на местный референдум от опроса общественного мнения.
Положительный или отрицательный ответ на предложенный вопрос не повлечет правовых последствий, в том числе не указывает на необходимость принятия каких-либо правовых актов города Тюмени или управленческих решений в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тюмени.
Исходя из вышеизложенного, предлагаемый к вынесению на местный референдум вопрос порождает неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения, то есть не отвечает требованиям статьи 12 Закона N 67-ФЗ и статьи 5 Закона N 234.
С учетом изложенного Тюменская городская Дума считает, что предложенный инициативной группой для вынесения на местный референдум вопрос не может быть вынесен на местный референдум, как не отвечающий требованиям частей 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и требованиям части 4 статьи 5 Закона Тюменской области от 03.06.2004 N 234 "О местном референдуме в Тюменской области".
<< Назад |
||
Содержание Решение Тюменской городской Думы от 31 октября 2018 г. N 23 "О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.