Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к протоколу согласия
Совета Законодателей Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
и Ямало-Ненецкого автономного округа
от 23 октября 2018 года N 138
О законодательном обеспечении
общественного контроля в Ямало-Ненецком автономном округе
Процесс формирования правовых основ российской государственности уходит корнями в далекую историю. Одной из основных составляющих этого массива, безусловно, является законодательное закрепление механизмов участия населения в управлении государством.
В ходе исторических перемен геополитической конфигурации мира, системы государственного устройства нашей страны менялась роль и степень участия народа в принятии решений и контроле за их исполнением. Совершенствование этого механизма, направленное на расширение охвата населения, вовлеченного в процесс обсуждения проблем и принятия грамотных решений, контроля и корректировки результатов, с течением времени достигло значительных результатов.
Общественный контроль, являясь действенным правовым механизмом, предоставляет возможность гражданам оказывать воздействие на деятельность органов государственной власти, учреждений и организаций с целью обеспечения законности и эффективности их деятельности. Таким образом, общественный контроль занимает особое место в системе форм непосредственной реализации народом своей власти, что положительно влияет на развитие государственности в стране.
В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ), как и в России в целом, особое внимание уделяется законодательному закреплению механизмов общественного контроля.
В развитие федерального законодательства в автономном округе принят Закон автономного округа N 139-ЗАО от 21 декабря 2015 года "Об общественном контроле в Ямало-Ненецком автономном округе", который регулирует вопросы осуществления общественного контроля в автономном округе, отнесенные к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Законодательно закреплен статус субъектов общественного контроля в автономном округе, таких как:
Общественная палата автономного округа,
Общественный совет при Законодательном Собрании автономного округа,
общественные советы при исполнительных органах государственной власти автономного округа,
общественные палаты (советы) муниципальных образований.
Также предусмотрено, что для осуществления общественного контроля могут создаваться общественные инспекции и группы общественного контроля, которые формируются в составе от 5 до 15 человек на основании решения субъектов общественного контроля, в случае, если в их адрес поступила соответствующая инициатива.
Общественный контроль осуществляется в порядке, определяемом федеральным законодательством, в таких формах, как:
общественная проверка,
общественная экспертиза,
общественные обсуждения и прочие.
При этом определены сроки принятия решения о проведении контрольных мероприятий, сроки доведения в письменной форме информации о контрольных мероприятиях, месте их проведения и определения результатов до сведения руководителей органов и организаций в автономном округе.
Также определено, что срок проведения общественной проверки не должен превышать 30 календарных дней, а срок проведения общественной экспертизы не может превышать 120 дней, если иное не установлено федеральными законами.
По результатам контрольных мероприятий в зависимости от формы их проведения организатор подготавливает итоговый документ в виде акта общественной проверки, заключения общественной экспертизы, протокола общественного обсуждения, которые направляются в соответствующие органы или организации, в отношении которых проводились контрольные мероприятия, а также размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, подлежат обязательному рассмотрению органами и организациями, в отношении которых осуществлялся общественный контроль. Предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля, подлежат обязательному учету органами и организациями, в отношении которых осуществлялся общественный контроль, при осуществлении их деятельности в случаях, если в них содержатся указания на нарушение органом и организацией прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов некоммерческих организаций, на факты коррупции, а также предложения по повышению качества оказываемых государственных услуг.
Учитывая тот факт, что общественный контроль - это принципиальный курс, выбранный на открытость власти, на взаимодействие общества и государственных институтов, становится вполне понятным статус и значимость общественных формирований различного уровня как ключевых звеньев общественного воздействия в каждом субъекте Российской Федерации.
Причина выбора именно общественных палат как платформ общественного контроля заложена в самом порядке формирования общественных палат.
Так, на территории автономного округа правовым основанием деятельности Общественной палаты автономного округа является принятый в новой редакции Закон автономного округа от 25 ноября 2016 года N 89-ЗАО "Об Общественной палате Ямало-Ненецкого автономного округа".
Закон меняет подходы к формированию Общественной палаты. Если раньше представители гражданского общества и общественных организаций могли входить в данный орган по своей инициативе, предложению Губернатора автономного округа или Законодательного Собрания автономного округа, то сейчас правом выдвижения кандидатов обладают лишь общественные организации. То есть каждый ее член теперь будет представлять конкретную некоммерческую организацию. Принятый закон также увеличивает численный состав до тридцати членов. Одна треть будет утверждаться Губернатором автономного округа по представлению зарегистрированных в автономном округе структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений, вторая - Законодательным Собранием автономного округа по представлению региональных некоммерческих организаций. Затем утвержденные две трети членов Общественной палаты определят остальной состав из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями.
Такой порядок формирования, при котором членами Общественной палаты автономного округа становятся члены общественных объединений всех уровней (местные, региональные, общероссийские), позволит расширить диалоговую площадку и усилить консолидирующую основу гражданского общества.
Анализ материалов правоприменительной практики, экспертных мнений показывает, что результаты осуществления общественного контроля обладают особым значением. Для повышения доверия граждан к органам власти важно, чтобы люди видели, что органы государственной власти прислушиваются к их мнению. Поэтому в автономном округе все чаще стали проводиться общественные обсуждения нормативных правовых актов на официальных сайтах органов государственной власти автономного округа. По этой причине довольно популярными становятся и так называемые "нулевые" чтения, проводимые органами государственной власти автономного округа с представителями общественности, по законопроектам, имеющим большой резонанс.
Таким образом, система общественного контроля в автономном округе совершенствуется, расширяется круг направлений ее деятельности. Основным фактором, служащим соблюдению баланса и взаимной ответственности в отношениях общества и государства для становления социальной справедливости, обеспечивающим не только гарантирование государством прав и интересов человека, но и их приоритетное значение в деятельности государственных органов, безусловно, является участие населения в управлении государства.
Ведь в конечном итоге, обеспечивая участие общественности в осуществлении контроля за деятельностью власти на всех уровнях, вовлекая население в процесс управления и принятия управленческих решений, государство стремится обеспечить истинное народовластие. Принятие решений с учетом мнения населения - такова главная задача, которой стараются следовать органы власти автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.