Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 22.11.2018 N 1707
Информация
для проведения выездного заседания комитета областной Думы по социальной политике на тему: "Дополнительное образование детей в Тюменской области. Проблемы и перспективы" (представлена в областную Думу заместителем Губернатора Тюменской области, начальником Главного правового управления Правительства Тюменской области Е.С. Еремеевой 26.10.2018)
Обеспечение доступности услуг дополнительного образования, повышение степени удовлетворенности населения качеством услуг дополнительного образования детей
В регионе сохранена и действует многовариантная сеть учреждений дополнительного образования детей, которая состоит из 149 организаций (дома детского творчества, спортивные школы, школы искусств, загородные оздоровительно-образовательные центры и др.). Особое внимание уделяется доступности предоставляемых услуг. Организовано сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования с общеобразовательными организациями (более 40% услуг дополнительного образования оказываются на базе общеобразовательных школ), а также с дошкольными организациями, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, учреждениями культуры, спорта и социальной защиты населения. Режим работы учреждений - до 21:00.
Охват детей в возрасте 5 - 18 лет, занимающихся по программам дополнительного образования, составляет 85,7% от числа детей в возрасте 5 - 18 лет, что превышает среднероссийское значение показателя (67,7%).
В настоящее время в сфере дополнительного образования представлен широкий спектр услуг. Реализуются все 6 направленностей дополнительного образования, предусмотренных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам": техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, социально-педагогическая, туристско-краеведческая.
В целях обеспечения информационной открытости учреждений дополнительного образования потребителям данных услуг предоставлен доступ к полной информации о деятельности учреждений (у всех учреждений дополнительного образования разработаны и действуют сайты), о реализуемых программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальной образовательной траектории детей и молодежи. Информация о данных услугах размещается в общеобразовательных организациях. Также создан интернет-ресурс "Банк лучших практик дополнительного образования", разработан сборник типовых моделей реализации различных программ дополнительного образования (разноуровневые, модульные, сетевые, краткосрочные и др.).
При этом особое внимание уделяется содержанию реализуемых программ. Кроме реализации традиционных программ дополнительного образования, предусмотрено обучение по модульным и краткосрочным программам дополнительного образования, востребованным в молодежной среде. Активно внедряются программы научно-технической направленности.
Также внедрена система персонифицированного финансирования дополнительного образования школьников младших классов с выдачей сертификатов, имеющих финансовое обеспечение, на занятия по краткосрочным (ознакомительным) модулям программ различной направленности. В 2017/2018 учебном году более 7,3 тыс. детей получили данные услуги на основе сертификатов. В результате расширился контингент детей, вовлеченных в систему дополнительного образования (80% сертификатов получили дети, проживающие в сельской местности, при этом 15% из них ранее не занимались по программам дополнительного образования).
Внедрена в практику система независимой оценки деятельности учреждений. Ежегодно проводится оценка качества предоставления услуг учреждениями сферы дополнительного образования детей (информация по данному вопросу представлена в разделе "Система оценки качества дополнительного образования детей").
По результатам проведенного в декабре 2017 года социологического исследования на тему "Удовлетворенность населения Тюменской области услугами учреждений дополнительного образования" большинство потребителей услуг дополнительного образования оценивают качество предоставляемых услуг в Тюменской области как "высокое" (39% респондентов) и "нормальное" (55% респондентов).
В настоящее время услуги внеурочной занятости и дополнительного образования детей предоставляются во всех образовательных организациях Тюменской области.
В учреждениях дошкольного образования оказывается более 2 тыс. дополнительных услуг, которыми охвачено более 70,5 тыс. воспитанников.
Согласно данным банка персонального учета школьников внеурочной занятостью и услугами дополнительного образования охвачено более 178 тыс. обучающихся, из них около 150 тыс. обучающихся занимаются на базе школ.
В общеобразовательных учреждениях реализуется более 9,9 тыс. дополнительных общеразвивающих программ. Перечень кружков, секций, студий различной направленности формируется с учетом выявленных приоритетных направлений.
Внеурочная занятость и дополнительное образование детей осуществляются по нескольким направлениям. С учетом многоразового охвата занятость по художественно-эстетическому направлению составляет 51,8%, по техническому - 7,5%, физкультурно-спортивному - 55,7%, гражданско-патриотическому - 32,1%, социальному - 33,1%, естественно-научному - 32,6%. Кроме того, 30,9% школьников посещают предметные кружки и секции.
В школах области активно развивается хоровое искусство, создано более 530 хоровых коллективов, участниками которых являются около 14,5 тыс. школьников.
Приобрели популярность театральные кружки и студии. Для развития театрального искусства и популяризации театрального творчества в общеобразовательных организациях работают более 450 театральных кружков и студий. Кроме того, для организации культурно-массовых мероприятий, проведения праздников создаются временные творческие коллективы.
Стали традиционными конкурсы "Самая поющая школа", "Символы региона", "Мы о России будем говорить", конкурсы музыкально-литературных композиций, фестиваль театральных постановок "Премьера", в которых принимают участие профессиональные актеры, хормейстеры, преподаватели ФГБОУ ВО "Тюменский государственный институт культуры", а также представители регионального отделения Всероссийского хорового общества.
В текущем году состоялся региональный этап II Всероссийского конкурса школьных хоров "Поют дети России". Тюменскую область на всероссийском этапе конкурса представлял хор девочек НОУ "Православная гимназия" г. Тюмени. По итогам конкурса данный коллектив стал лауреатом второй степени и выступил в гала-концерте в составе сводного хора лучших детских коллективов России.
Приобщению обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом способствовал процесс организации школьных спортивных клубов. В настоящее время школьные спортивные клубы функционируют в 173 общеобразовательных организациях. В них представлены 36 видов спорта, наиболее распространенными являются волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, шахматы, лыжи, теннис. Общее количество занимающихся в данных клубах составляет 70 тыс. человек.
Реализуется система сетевого взаимодействия различных организаций (в том числе некоммерческих), работающих в области культуры, спорта, образования, молодежной политики, предприятий реального сектора экономики. Развитию сетевого взаимодействия способствует совместная реализация социальных, профориентационных и других проектов. Так, с 2014 года осуществляется межведомственный проект "Физкультура по интересам", направленный на подбор и использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и других особенностей, на развитие потребности в занятии физической культурой и спортом.
Созданы сетевые классы робототехники (5 классов "РобоЛаб") и программирования (9 классов "АйтиЛаб") в 12 базовых школах области (города Тюмень, Тобольск, Ишим, Заводоуковск, Ялуторовск). Информация по данному вопросу представлена в разделе "Разработка и внедрение инновационных программ дополнительного образования детей".
В Тюменской области организовано сотрудничество в сфере профессиональной ориентации со всеми образовательными организациями высшего образования и 18 учреждениями среднего профессионального образования, направленное на совместную работу с учащимися общеобразовательных организаций.
Для информирования детей и родителей о реализуемых дополнительных общеразвивающих программах общеобразовательные организации используют различные формы, в т.ч. презентации, пиар-акции, дни открытых дверей, отчетные концерты.
На официальных сайтах учреждений представлена полная информация об их деятельности, реализуемых программах, обеспечена консультационная поддержка при выборе программ и планировании индивидуальной образовательной траектории детей.
В учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры представлены следующие направления: изобразительное, хореографическое, декоративно-прикладное, театральное, фольклор, пение (сольное академическое, хоровое, эстрадно-джазовое), фортепиано, народные инструменты (баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара), духовые и ударные инструменты (флейта, кларнет, саксофон, труба, валторна, тромбон), смычково-струнные инструменты (скрипка, виолончель), электронные инструменты (синтезатор) и т.д. Наиболее востребованными продолжают оставаться музыкальные и художественные специальности. По результатам мониторинга количество обучающихся в детских школах искусств ежегодно увеличивается.
Около 35% учащихся учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства обучаются в учреждениях, расположенных в сельской местности. В ряде муниципальных образований Тюменской области наблюдается устойчивая тенденция по увеличению количества бюджетных мест в детских школах искусств.
Открыты структурные подразделения детских школ искусств на базе общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности. Так, работают отделения изобразительного искусства, хорового пения, хореографии, изобразительного искусства, академического и народного пения.
Ведется системная работа по обеспечению условий для участия в творческих мероприятиях детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Преподавателями учреждений дополнительного образования в сфере культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов созданы программы по предметам: рисунок, живопись, композиция, пленэрная практика, разработаны образовательные программы по музыкальному направлению, адаптированные для указанной категории детей. Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом, предполагающим занятия детей с ограниченными возможностями в группах. Проведенный в детских школах искусств анализ возможностей художественно-эстетического воспитания рассматриваемой категории детей показал, что большим эффектом обладает изобразительная деятельность.
Обязательным условием работы с детьми-инвалидами является привлечение детей и их родителей к участию в различных мероприятиях детских школ искусств, к организации выставок, конкурсов, праздников.
Дети, обучающиеся в учреждениях дополнительного образования в сфере культуры, принимают участие в таких мероприятиях, как областной этап регионального конкурса молодых исполнителей эстрадной песни Уральского федерального округа "Песня не знает границ", областной конкурс "Дебют", областной фестиваль-конкурс детского национального творчества "Радуга", Всероссийский фестиваль семейного творчества "Жароптицево перо", в мероприятиях, проводимых межрегиональным благотворительным общественным фондом "Новые имена".
В 2017 году Боровская ДШИ "Фантазия" Тюменского муниципального района стала лауреатом Всероссийского конкурса "50 лучших детских школ искусств" Министерства культуры Российской Федерации. Заводоуковская детская школа искусств стала победителем конкурса "Лучшее - детям" (г. Москва), проводимого Общественной палатой Российской Федерации.
Наличие льготных категорий получателей услуг по дополнительному образованию детей
В рамках государственного (муниципального) задания учреждения дополнительного образования оказывают услуги по дополнительному образованию на бесплатной основе.
Наряду с этим в соответствии с планами финансово-хозяйственной деятельности организации дополнительного образования оказывают платные услуги. При этом категории граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малоимущих семей (на соответствующий период), дети из многодетных семей и лица с ограниченными возможностями здоровья, дети, состоящие в областной базе "Банк данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания"), нуждающиеся в помощи государства, получают данные услуги на льготной основе. Условия предусмотрены положениями учреждений по оказанию платных услуг.
Также внедрена система персонифицированного финансирования дополнительного образования с выдачей сертификатов на получение услуг дополнительного образования на бесплатной основе (информация представлена в разделе "Обеспечение доступности услуг дополнительного образования, повышение степени удовлетворенности населения качеством услуг дополнительного образования детей)".
Поддержка талантливых детей и молодежи
В целях систематизации работы по выявлению и адресному сопровождению талантливых детей и молодежи в Тюменской области создан областной межведомственный информационно-программный комплекс "Региональная база данных талантливых детей и молодежи" (далее также - База данных). В Базу данных вносится информация о детях и молодежи Тюменской области, ставших победителями и призерами мероприятий различного уровня и направлений. Операторами Базы данных являются все ведомства, курирующие различные направления работы с одаренными детьми. Создан межведомственный экспертный совет по координации работы по выявлению и продвижению талантливых детей и молодежи. В настоящее время число участников Базы данных составляет около 5 тыс. человек, т.е. 2,3% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Основными формами работы, направленной на поддержку талантливых детей и молодежи, развитие их интеллектуального и творческого потенциала, являются деятельность учреждений дополнительного образования, профильных (многопрофильных) учреждений по работе с молодежью, проведение культурно-массовых мероприятий, обеспечение участия детей и молодежи региона в региональных, межрегиональных, окружных, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, форумах и др.
Сформирован перечень мероприятий регионального, всероссийского и международного уровней, по итогам которых информация о победителях вносится в региональную базу данных талантливых детей и молодежи в Тюменской области. Данный перечень обновляется по мере необходимости.
В целях информирования специалистов в муниципальных образованиях области, работодателей, а также общественности о достижениях талантливых детей и молодежи в 2016 году создана виртуальная версия Базы данных, которая размещена на официальном портале органов государственной власти Тюменской области.
Ежегодно около 1,2 тыс. человек, включенных в Базу данных, получают различные виды поощрения и поддержки, в частности, предоставление льгот по оплате образовательных услуг, предоставление рекомендательных писем в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования, информирование о достижениях в СМИ, участие в сменах во всероссийских детских и молодежных центрах ("Артек", "Орленок", "Океан", "Сириус" и т.д.) и другие.
Также осуществляется активное вовлечение детей, информация о которых содержится в Базе данных, в областные культурно-массовые мероприятия, праздничные концерты и т.д.
В декабре 2017 года в Тюменской области в рамках взаимодействия с образовательным фондом "Талант и успех" на базе ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет" создан региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в области науки (далее - Региональный центр).
С целью реализации мероприятий Регионального центра подписано трехстороннее соглашение между Правительством Тюменской области, образовательным фондом "Талант и успех" и ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет".
ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет" имеет опыт работы по привлечению талантливой молодежи, созданию для школьников и студентов условий, позволяющих развивать их потенциал и способности для решения значимых и актуальных задач.
Определены актуальные направления работы с одаренными и талантливыми детьми образовательных учреждений области: математика, физика, информатика, естественные науки (химия, биология, география, экология), проектная деятельность, литературное творчество.
В целях реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" постановлением Правительства Тюменской области от 07.07.2017 N 300-п утверждены положение и план деятельности регионального модельного центра дополнительного образования детей, созданного на базе государственного автономного учреждения дополнительного образования Тюменской области "Дворец творчества и спорта "Пионер".
Данный центр выполняет функции ресурсного, учебно-методического, организационного, экспертно-консультационного центра в региональной системе дополнительного образования детей, платформы совершенствования профессионального мастерства специалистов, в том числе функции по обеспечению эффективного взаимодействия с центрами по выявлению и сопровождению одаренных детей и другими заинтересованными организациями.
С целью повышения эффективности работы по выявлению и продвижению творческих способностей одаренных детей и талантливой молодежи в сфере культуры и искусства на базе ФГБОУ ВО "Тюменский государственный институт культуры" осуществляет работу учебно-методический центр развития системы дополнительного образования детей в сфере искусств в Тюменской области. Кураторы данного центра организуют выездные консультации для одаренных детей в детских школах искусств, мастер-классы известных деятелей искусств для одаренных учащихся и для преподавателей.
В целях совершенствования работы по выявлению и поддержке талантливых детей к работе в качестве членов жюри исполнительских конкурсов привлекаются известные деятели искусств Тюменской области и профессорско-преподавательский состав ФГБОУ ВО "Тюменский государственный институт культуры". Одаренным детям оказывается содействие в участии в общероссийских конкурсах "Молодые дарования России", "Уникум", в мероприятиях, проводимых образовательным центром "Сириус" фонда "Талант и успех", фондом "Новые имена".
Разработка и внедрение инновационных программ дополнительного образования детей
В соответствии с разработанным проектом "Инновационный образовательный хаб и центр компетенций в сфере технического творчества детей и молодежи" государственному автономному учреждению дополнительного образования Тюменской области "Дворец творчества и спорта "Пионер", являющемуся методическим центром дополнительного образования, присвоен статус федеральной инновационной площадки, осуществляющей деятельность в сфере дополнительного образования детей (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.12.2015 N 1563 "Об утверждении перечня федеральных инновационных площадок, осуществляющих деятельность в сфере дополнительного образования детей, на 2016/2020 годы").
Реализация данного проекта направлена на создание инфраструктурного комплекса (лабораторий, проектных мастерских) инновационного образовательного хаба, на внедрение передового опыта дополнительного образования и лучших практик организации технического творчества детей и молодежи, на разработку комплексной программы обучения, развития компетенций педагогов в сфере технического творчества детей и молодежи.
На базе ГАУ ДО ТО "Дворец творчества и спорта "Пионер" организована работа детского технопарка "Кванториум" (открыты Робоквантум, ITквантум, Аэроквантум, Автоквантум, Промдизайн, Hi-Tec цех). В феврале 2018 года на площадке "Кванториума" состоялся региональный отборочный этап чемпионата "Джуниорскиллс" по шести компетенциям. При сотрудничестве с федерацией шахмат в детском технопарке открыта шахматная гостиная.
Действуют Центр прототипирования, сеть центров молодежного инновационного творчества и робототехники на базе школ и учреждений дополнительного образования, сетевые классы робототехники и программирования и др.
С целью развития технических и информационно-коммуникационных компетенций обучающихся между уполномоченными органами исполнительной власти Тюменской области заключено Соглашение о взаимодействии при организации и оказании образовательных услуг для учащихся общеобразовательных организаций по направлениям робототехники и практико-ориентированного ИТ-обучения. На основании данного соглашения созданы сетевые классы робототехники (5 классов "РобоЛаб") и программирования (9 классов "АйтиЛаб") в 12 базовых школах (в городах Тюмени, Тобольске, Ишиме, Заводоуковске, Ялуторовске), поставлено необходимое компьютерное оборудование, 3D-принтеры. Данная форма работы доказала свою востребованность и эффективность. Ежегодно более 1 тыс. школьников занимаются по данным общеразвивающим программам. Ежегодно количество учащихся, желающих обучаться в таких классах, увеличивается, также увеличивается количество муниципальных образований, участвующих в реализации данного проекта.
Кадровое и материально-техническое обеспечение учреждений дополнительного образования детей
В целях администрирования системы дополнительного образования проведена работа по оптимизации сети учреждений, административно-управленческого персонала. За счет перераспределения ставок открыты новые отделения, увеличено количество получателей услуг в учреждениях дополнительного образования. Внедрена система эффективных контрактов в учреждениях, увеличено количество педагогических ставок, повышена заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования. Педагоги учреждений дополнительного образования регулярно проходят дополнительное профессиональное обучение (курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку). Также реализуемая в регионе система непрерывного образования кадров включает в себя циклы профессиональных диалоговых площадок, конкурсы педагогического мастерства, мастер-классы и выставки, вебинары по приоритетным направлениям.
Тематика обучения педагогов соответствует современным тенденциям развития системы дополнительного образования: "Инновационная педагогика в системе дополнительного образования детей", "Современные технологии организации и сопровождения проекта в системе дополнительного образования детей", "Современные принципы работы с творческими людьми и подростками с учетом возрастной специфики", "Программа для преподавателей и методистов детских технопарков "Кванториум", "Дополнительное образование детей как часть общего образования", "Инновационные технологии художественного образования детей и юношества".
В 2017 году прошел обучение 31% педагогов дополнительного образования, всего за предыдущие три года обучение прошли 89% педагогов дополнительного образования. В 2018 году работа по повышению квалификации педагогов продолжается.
Проводится работа по укреплению материально-технической базы учреждений дополнительного образования.
До конца 2018 года планируется открытие второй очереди естественно-научных квантов (Биоквантум, Нейроквантум, Энерджиквантум, Наноквантум, Лазерквантум) детского технопарка "Кванториум".
Также в настоящее время проводится конкурс дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности с ресурсной поддержкой. Победители конкурса получат призы ("Лабораторный комплекс для учебной и проектной деятельности по естествознанию" с методическими пособиями, набор LEGO Mindstorms EV3 45544, ресурсный набор для LEGO Mindstorms EV3 45544). Участниками конкурса могут выступать социально ориентированные некоммерческие организации, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного образования и реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественно-научной и технической направленности.
Система оценки качества дополнительного образования детей
В соответствии со статьей 95.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" учреждения дополнительного образования проходят процедуру независимой оценки качества образовательной деятельности один раз в три года.
Независимая оценка качества образовательной деятельности проводится с участием общественных структур. Решения Общественного совета, созданного при уполномоченном органе исполнительной власти Тюменской области, о проведении независимой оценки организаций дополнительного образования размещены на официальном портале органов государственной власти Тюменской области.
Независимая оценка качества предоставления услуг дополнительного образования проводится в соответствии с показателями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1547 от 05.12.2014 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность". В соответствии с письмом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации проведение независимой оценки качества в первую очередь осуществляется в отношении государственных и муниципальных учреждений.
В результате проведенной работы 100% бюджетных учреждений дополнительного образования в течение 3 последних лет были охвачены независимой оценкой качества деятельности.
Результаты независимой оценки качества, а также рекомендации по совершенствованию деятельности учреждений ежегодно направляются в учреждения дополнительного образования, органы местного самоуправления.
Организации, прошедшие независимую оценку, разрабатывают и размещают на своих сайтах планы мероприятий по устранению выявленных недостатков. Мониторинг данной деятельности с 2017 года осуществляет региональный модельный центр дополнительного образования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 22 ноября 2018 г. N 1707 "О дополнительном образовании детей в Тюменской области:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.