Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению
от 21.11.2018 N 329-рк
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена муниципальная программа
Проблемы, препятствующие эффективному развитию культуры и искусства в городе Тюмени:
1. Недостаточный уровень духовного развития населения.
Причины возникновения проблемы:
объемы и виды услуг, оказываемые учреждениями культурно-досугового типа, не в полной мере соответствуют запросам, предпочтениям и ожиданиям населения;
недостаточное оснащение муниципальных автономных учреждений культуры города Тюмени (далее - учреждения культуры) современным высокотехнологичным оборудованием для досуговой и творческой деятельности, образования и самообразования, проведения мероприятий, деятельности клубных формирований, а также средствами обеспечения доступности учреждений культуры для различных категорий населения, в том числе маломобильных групп населения и с иными ограничениями жизнедеятельности;
недостаточное использование возможностей негосударственных структур, в том числе некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере искусства и культуры, неразвитость форм взаимодействия с ними муниципальных учреждений культуры и, как следствие, недостаточное развитие услуг в сфере искусства и культуры, оказываемых негосударственными (общественными, некоммерческими, частными) организациями;
Досуг является неотъемлемой частью жизни человека. Особое место в структуре свободного времени занимает семейный досуг, который представляет собой часть свободного времени, используемого для общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству.
Выполнение мероприятий, направленных на обеспечение разнообразного, интересного и содержательного досуга населения решает такие социально значимые задачи, как рекреативную (или восстановительную) и задачу духовного развития человека, формирования его личности.
2. Неравномерность территориальной доступности услуг учреждений культурно-досугового типа и организаций дополнительного образования для населения города.
Причины возникновения проблемы:
недостаточный уровень развития социокультурной инфраструктуры;
отставание темпов развития сети учреждений культуры организаций дополнительного образования в сфере искусства и культуры от темпов застройки города;
отсутствие свободного муниципального фонда помещений, соответствующих условиям и требованиям к размещению учреждений культурно-досугового типа и организаций дополнительного образования.
По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей.
Необходимость удовлетворения этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере искусства и культуры и дополнительного образования детей, требует перехода к качественно новому развитию данных услуг. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.
Таким образом, необходимо обеспечить условия для занятий техническими видами творчества, совершенствования дополнительного образования для привлечения детей к занятиям научными изысканиями и творчеством, развития их способности решать нестандартные задачи; использовать и развивать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение, при реализации образовательных программ.
Одновременно с решением этих задач необходимо преодолевать сохраняющиеся диспропорции, вызванные разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры и дополнительного образования на территории города, в том числе территориальной доступности.
В городе Тюмени существует проблема дефицита площадей для размещения муниципальных учреждений культурно-досугового типа и организаций дополнительного образования. Прежде всего, это связано с отставанием темпов развития сети учреждений сферы культуры от темпов застройки города.
Развитие города Тюмени исторически определило концентрацию помещений организаций дополнительного образования в его центральной части. Более половины микрорайонов не имеют таких организаций, что снижает возможность для значительного количества горожан получать эту услугу по месту жительства. Вместе с тем, наметилась устойчивая тенденция к повышению востребованности данных услуг у жителей города.
Однако, рост контингента обучающихся невозможен без увеличения учебных площадей. Особенно актуален данный вопрос в связи с внедрением вариативного подхода к реализации образовательных программ в школах искусств и созданием студий по различным направлениям искусства, что позволяет расширить спектр предоставляемых услуг и удовлетворить потребности населения, связанные с реализацией творческого потенциала.
Учитывая вышеизложенное, требуются помещения для размещения организаций дополнительного образования в районах Восточного административного округа (МЖК, 4, 5, 6 мкр-ны), ул. Воровского, в районе ул. Бабарынки, а также обширного массива Калининского административного округа (в границах улиц З. Космодемьянской - Московский тракт - Червишевский тракт), в активно развивающихся жилых районах - Ямальский, Тюменский, Южный, Дом Обороны.
Основным критерием эффективности деятельности организаций дополнительного образования является увеличение доли детей, охваченных дополнительными образовательными программами, что является стратегической задачей государственной культурной политики. Так, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в результате реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" (в рамках национального проекта Министерства просвещения Российской Федерации "Образование"), 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет к 2024 году должны быть охвачены услугами дополнительного образования.
Ограниченность охвата населения услугами напрямую связана с недостаточностью площадей для предоставления данного вида услуг.
В соответствии с правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (СанПиН 2.4.4.3172-14), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41, с учетом имеющегося контингента, для полноценной организации учебного процесса требуется не менее 23 000 . С учетом имеющихся площадей - 10 181 дефицит составляет около 13 000 , что затрудняет доступ населения к данным услугам.
Данная задача частично решается за счет организации межведомственного взаимодействия, в том числе посредством оказания услуг в сфере искусства и культуры на базе общеобразовательных учреждений города, а также использования помещений в рамках договоров аренды.
Такая форма взаимодействия широко использовалась во времена существования СССР и взята за основу как одна из лучших традиций.
При хорошо организованной, стабильной, системной и плановой работе в данном направлении будет обеспечена доступность дополнительного образования для разных групп школьников, а также созданы условия для профилактики правонарушений и преступлений в детской и подростковой среде.
Вместе с тем, остается актуальной и тема предоставления освобождающихся муниципальных помещений для размещения учреждений сферы культуры.
Большинство культурно-досуговых учреждений расположены на окраинах города и построены в 50-80-х годах. На сегодняшний день данные постройки не отвечают современным требованиям, в связи с чем, возникают проблемы, препятствующие развитию досуговой деятельности (недостаточное количество мест в зрительных залах, площадей для размещения клубных объединений).
Значительно затрудняет процесс качественной организации творческой деятельности отсутствие стационарной концертной площадки в центральной части города Тюмени.
Отсутствуют культурно-досуговые учреждения в центральной части города, в Южном, в 1-6 микрорайонах, Заречном, Восточном, Тюменском микрорайонах, в районе ул. Московского тракта, Червишевского тракта, Ватутина, Парфеново, Дома Обороны, Ямальском-2, Плеханово и др.
При этом, целями государственной политики в сфере культуры, определенными в "Стратегии государственной культурной политики на период до 2030", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р, являются, в том числе: "формирование гармонично развитой личности", "создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала". Следовательно, для населения должны быть созданы благоприятные условия, в том числе для сохранения и развития традиционных культур народов, проживающих на территории Тюмени, и их взаимодействия. Это важное условие социальной стабильности.
3. Недостаточный уровень престижа профессии работника культуры и общественного статуса сферы культуры в целом.
Причины возникновения проблемы:
низкий уровень заработной платы работников культуры в сравнении с уровнем заработной платы в других отраслях социальной сферы региона;
недостаточный уровень удовлетворения культурно-досуговых потребностей населения и предоставления доступа к культурному наследию;
недостаточный уровень восприятия профессии работника культуры в общественном сознании.
Повышение общественного статуса и значимости сферы культуры является важной задачей, обеспечивающей уровень культуры в современном обществе.
В муниципальных учреждениях культуры города Тюмени ежегодно проводится масса мероприятий, направленных на формирование позитивного имиджа работника культуры, в том числе конкурсы, фестивали, мастер-классы, дни открытых дверей и др.
Имидж работника определяет статус и престиж учреждения, в котором он работает. Для того, чтобы учреждение было воспринято общественностью на должном уровне, оно должно соответствовать ожиданиям, потребностям и предпочтениям населения, пользующегося его услугами, создавая тем самым положительный образ и репутацию учреждения, а значит, и, привлекая большее количество потребителей услуг.
По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей, а выходит на уровень, позволяющий стать активным участником социально-экономических процессов. Поэтому не менее важной задачей является развитие платных услуг - дополнительного источника финансирования учреждений, что позволяет развивать материально-техническую базу, формировать фонд дополнительного стимулирования работников, повышать их квалификацию, создавать новые рабочие места. Необходимо принять меры по развитию платных услуг и вывести их к 2022 году на уровень не менее 17% от бюджетного финансирования по муниципальным учреждениям культуры города Тюмени и 33% по муниципальным учреждениям дополнительного образования города Тюмени в сфере культуры.
Для решения профессиональных задач и повышения эффективности деятельности сферы культуры работникам необходимо соответствовать требованиям современного общества, постоянно совершенствуя и повышая свой профессиональный уровень, что подразумевает и повышение оплаты труда в качестве одной из стимулирующих мер.
До 2022 года показатель средней заработной платы в отрасли планируется увеличить до уровня средней заработной платы по Тюменской области.
4. Недостаточный уровень соответствия библиотечных услуг современным требованиям, в том числе с учетом интересов молодежи.
Причины возникновения проблемы:
несоответствие возможностей библиотек читательскому спросу;
несоответствие уровня библиотечных услуг ожиданиям пользователей (особенно в небольших библиотеках).
Снижению спроса на библиотечные услуги способствует, в первую очередь, мировая и российская тенденция - снижение интереса к чтению. Она обусловлена глобализацией средств массовой информации и интенсивным развитием индустрии развлечений, которые вытесняют чтение как первоочередной источник социально значимой информации и как средство рекреации.
Более высокие требования к уровню, качеству и ассортименту библиотечных услуг предъявляет молодежная аудитория, являющаяся катализатором всего нового и отвергающая услуги, потерявшие актуальность. И именно эта возрастная категория представляет большую часть читательской аудитории библиотек.
Возрастающие потребности пользователей требуют от библиотек постоянного совершенствования своей деятельности, поиска новых подходов к библиотечному обслуживанию, особенно молодежи, улучшения качества библиотечных услуг и расширения их ассортимента, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом обеспечения безопасной информационной среды для детей. Для того, чтобы привлечь и удержать потенциальных читателей, необходимо позиционировать библиотеку как комплексный культурно-досуговый центр с развитием широкого спектра многофункциональных библиотечных услуг, интересных, в первую очередь, молодёжи и востребованных ею, в т.ч. образовательных, культурных, консалтинговых, релаксационных и др. Библиотека в этом случае станет площадкой для коммуникации, местом для общения и позитивной самореализации молодёжи, где молодым комфортно находиться даже тогда, когда их приход в библиотеку не связан напрямую с книгой и чтением.
Повышению роли библиотеки в информационной среде города и, соответственно, росту уровня и качества оказываемых библиотечных услуг будут способствовать:
формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;
доведение технической модернизации библиотек до уровня, соответствующего информационным запросам пользователей. Поэтапное осуществление комплексной автоматизации отдельных производственных библиотечных процессов;
актуализация библиотечного фонда: комплектование традиционными и новыми для библиотеки носителями информации: "говорящие" книги, мультимедийные издания и видеоматериалы на DVD/BD, графические новеллы и "рисованные истории" (комиксы), настольные и электронные игры;
расширение сети специализированных структурных подразделений по обслуживанию молодёжи, создание профильных молодёжных библиотек: молодежный медиацентр, интеллект-центр, центр развития творческих способностей, интернет-клуб и т.п.;
организация коммуникативного пространства библиотеки, отвечающего интересам молодежи, выделение "молодёжной зоны", оформленной и оснащенной с учетом возрастных особенностей пользователей и имеющей особый набор ресурсов, технологий, услуг;
реализация просветительских программ и акций, проведение мероприятий, направленных на формирование социально-активной личности;
предоставление возможности библиотекарям, обслуживающим молодёжь, повышать свой профессиональный уровень посредством региональных и федеральных программ повышения квалификации;
использование в библиотечной практике новых несвойственных (но актуальных) форм продвижения библиотечных услуг, в числе которых: обеспечение активного присутствия библиотеки в "блогосфере", в социальных сетях для информирования и формирования лояльных групп пользователей; применение электронных информационных бюллетеней, тематических блогов для любителей чтения; создание собственных медиа-продуктов; проведение видеоконференций, видеомостов и видеодискуссий для трансляции в реальном времени и т.п.;
усиление роли молодых в процессе экспертизы и рекомендации печатной продукции с целью популяризации лучших образцов современной литературы: создание буктрейлеров, видеороликов, инстаграмм и т.п.;
обеспечение свободного доступа граждан Российской Федерации ко всем изданным, издаваемым и хранящимся в фондах российских библиотек изданиям и научным работам, - от книжных памятников истории и культуры до новейших авторских произведений, т.е. к национальной электронной библиотеке;
Вместе с тем необходимо формировать и развивать правосознание граждан и их ответственное отношение к использованию информационных технологий, в том числе потребительскую и пользовательскую культуру.
5. Высокий уровень физического износа значительного количества зданий и помещений сферы культуры.
Учреждения культуры обеспечивают социализацию личности, делают доступными для населения достижения культуры, развивают навыки культурно-творческого общения, способствуют творческой реализации через различные досуговые инициативы и занятия по месту жительства, являются центрами сохранения и возрождения традиционного народного творчества.
Вместе с тем, существующая сеть учреждений в городе Тюмени не в состоянии в полной мере обеспечить запросы жителей, в том числе детей и молодежи.
По состоянию на 01.01.2015 материально-техническая база пяти домов культуры из 8-и имеет высокую степень физического износа и требует проведения капитального ремонта.
6. Низкий уровень использования потенциала объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.
Причины возникновения проблемы:
проведение ремонта зданий без учета специфики проведения работ на объектах культурного наследия;
недостаточный уровень рекламно-информационных и культурно-просветительских мероприятий в отношении историко-культурного наследия города.
По состоянию на 01.01.2015 в муниципальной собственности города Тюмени находятся 40 объектов культурного наследия, из которых:
15 относятся к выявленным объектам культурного наследия;
25 являются объектами культурного наследия регионального значения.
Указанные объекты используются в следующих направлениях:
18 зданий передано в пользование третьим лицам (аренда, безвозмездное пользование);
19 зданий закреплено на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями и органами местного самоуправления;
2 здания используются в качестве жилых помещений;
1 здание не используется.
Из 40 объектов культурного наследия по состоянию на 01.01.2015 в удовлетворительном техническом состоянии находится 19 объектов, что составляет 47,5%.
Вместе с тем в общей долевой собственности физических лиц и муниципального образования городской округ город Тюмень находятся 14 зданий-памятников, используемых в качестве многоквартирных домов, в том числе:
9 являются объектами культурного наследия регионального значения;
5 относятся к выявленным объектам культурного наследия.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" обязанность по проведению ремонтно-реставрационных работ и содержанию объектов культурного наследия, переданных в аренду, безвозмездное пользование, оперативное управление, возложена на их пользователей: арендаторов, ссудополучателей, муниципальные учреждения, органы местного самоуправления.
В целях поддержания зданий в удовлетворительном состоянии после выполнения работ по их сохранению необходимо проводить их ремонт в зависимости от эксплуатационного износа.
По состоянию на 01.01.2015 требуются мероприятия по сохранению следующих объектов культурного наследия:
объект культурного наследия регионального значения "Дом жилой", ул. Осипенко, 25;
выявленный объект культурного наследия "Дом М.А. Брюханова с торговыми помещениями", ул. Республики, 42;
выявленный объект культурного наследия "Комплекс из 3-х зданий: 1. Административно-торговое (Дом Н.Ю. Ядрышникова). 2. Дом с торговыми лавками. 3. Производственное (пимокатная фабрика)", ул. Республики, 17;
выявленный объект культурного наследия "Частная школа Колокольниковых", ул. Луначарского, 14;
объект культурного наследия регионального значения "Дом В.С. Поповой", ул. Володарского, 7;
выявленный объект культурного наследия "Меблированный дом Ф.П. Лошкомоева", ул. Володарского, 24;
объект культурного наследия регионального значения "Дом жилой из состава усадьбы А.В. Колмакова", ул. 25-го Октября, 25;
выявленный объект культурного наследия "Жилой дом станции пристань "Тура", ул. Пристанская, 1;
выявленный объект культурного наследия "Дом с торговыми лавками (Дом А.И. Соколовой)", ул. Республики, 21 (литера А);
объект культурного наследия регионального значения "Водонапорная башня", ул. Орджоникидзе, 56, корпус 2;
объект культурного наследия регионального значения "Дом жилой из состава усадьбы", ул. Сакко, 15;
объект культурного наследия регионального значения "Жилой дом", ул. Володарского, 29;
выявленный объект культурного наследия "Флигель дома В.П. Буркова", ул. Дзержинского, 30, строение 2;
объект культурного наследия регионального значения "Городское Николаевское училище", ул. Ленина, 5;
объект культурного наследия регионального значения "Дом жилой из состава усадьбы В. Шапошникова", ул. 25-го Октября, 31;
объект культурного наследия регионального значения "Дом В.Ф. Аверкиева", ул. Орловская, 34/Камышинская, 24;
объект культурного наследия регионального значения "Дом жилой", ул. Камышинская, 26/Самарская, 17;
объект культурного наследия регионального значения "Дом Ивановых", ул. Водопроводная, 26;
объект культурного наследия регионального значения "Жилой дом", ул. Дзержинского, 32.
Вместе с тем в большинстве случаев существует практика проведения ремонта зданий на общих основаниях, без учета специфики проведения работ на объектах культурного наследия, что влечет за собой необратимые последствия утраты исторической архитектурно-планировочной структуры объектов культурного наследия, отдельных архитектурных и конструктивных особенностей, элементов декора и предметов внутреннего убранства. Износ объектов культурного наследия также приводит к снижению их потребительских свойств.
Исторический центр города обладает бесценной информацией о зарождении, развитии и становлении города Тюмени как областного центра. Помимо объектов культурного наследия, на территории города расположены объекты монументального искусства, увековечивающие выдающихся личностей и исторические события. Всего на территории города находится 245 объектов монументального искусства, из них 163 - мемориальных и пояснительных досок и 82 - монументы, памятники и памятные знаки.
Интенсивное хозяйственное освоение исторического центра ведет к постепенной утрате своеобразия историко-архитектурного облика и пространственной композиции, деформации исторически сложившейся среды и ландшафтов города Тюмени.
Для увеличения общественно-социального статуса объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, и произведений монументально-декоративного искусства, расположенных на территории города Тюмени, необходимы соответствующие мероприятия, направленные на положительное восприятие данных объектов обществом, стабильное повышение интереса населения к истории родного края и проблемам сохранения историко-культурного наследия города Тюмени.
Поскольку традиционно активный интерес к объектам культурного наследия города Тюмени проявляет, как правило, ограниченная часть населения (научное сообщество, учащиеся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций и т.п.), актуальной задачей является повышение заинтересованности граждан путем усиления мероприятий по популяризации объектов культурного наследия в максимально широком кругу общественности города Тюмени.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Распоряжение Администрации г. Тюмени от 21 ноября 2018 г. N 329-рк "О внесении изменений в распоряжение Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.