Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 03 декабря 2018 г. N 476-п
Прогноз
социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2030 года
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Тюменской области за 2015 год
В 2015 году в области наблюдался устойчивый рост промышленного производства, достигнуты высокие объемы ввода жилья. Продолжена реализация перспективных инвестиционных проектов. Сохранилась динамика роста численности населения региона.
Валовой региональный продукт в текущих ценах составил 905,7 млрд рублей, темп рост ВРП в сопоставимых ценах - 105,3% к уровню 2014 года.
Индекс промышленного производства по итогам 2015 года составил 109,7% (в среднем по России - 99,2%).
Индекс производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" - 111,0%. Добыто 11,9 млн тонн нефти (110,4% к уровню 2014 года).
В обрабатывающем секторе рост производства составил 110,9%. Наибольшие темпы роста достигнуты в производстве химических веществ и химических продуктов (139,8%), производстве нефтепродуктов (128,8%), электрического оборудования (130,7%), металлургическом производстве (126,2%), производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (117%), деревообработке (109,9%), производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (109,1%), машин и оборудования (107%).
Выпуск дизельного топлива возрос на 65,4%, сжиженных углеводородных газов (пропана и бутана) - на 33,6%, автомобильных аккумуляторов - на 26,8%, фанеры клееной - на 19,2%, древесностружечных плит - на 18,1%, бутылок из цветного стекла для напитков и пищевых продуктов - на 12,1%, сборных металлических конструкций - на 8,3%. Обеспечен прирост производства лекарственных средств (в фактически действовавших ценах) на 63,4%.
В пищевой промышленности выпуск цельномолочной продукции увеличился на 9,7%, мясных полуфабрикатов - на 9,8%, мясных консервов - на 75,4%, сыров и продуктов сырных - на 72,1%.
В "Обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха" индекс производства за 2015 год составил 97,6%. Выработано 10,95 млрд кВт-час электроэнергии, что на 2,5% меньше, чем в предыдущем году. Производство теплоэнергии возросло на 1,4% до 16,3 млн Гкал.
Индекс производства в "Водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений" за 2015 год составил 107,6%.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2015 году составил 67,1 млрд рублей.
Хозяйствами всех категорий произведено 148 тыс. тонн мяса, 522,5 тыс. тонн молока, 1410,5 млн штук яиц.
Средний надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях области повысился на 3% и составил 5764 кг. Птицефабриками региона поддерживается на высоком уровне яйценоскость кур-несушек - 337 яиц.
Наращивается поголовье чистопородного крупного рогатого скота мясного направления. На 01.01.2016 оно составило 15,3 тыс. голов (102% по сравнению с началом 2015 года).
Валовой сбор зерна составил 1337 тыс. тонн (в весе после доработки), картофеля - 576,9 тыс. тонн и овощей - 170,3 тыс. тонн. Объемы производства позволяют полностью закрыть потребности региона в продовольственном и кормовом зерне, картофеле и овощах.
Объем инвестиций в основной капитал в 2015 году составил 217,4 млрд рублей (78,9% к 2014 году в сопоставимых ценах). При этом 176,8 млрд руб. (81,3%) из общего объема инвестиций освоено крупными и средними организациями. По объему инвестиций на душу населения область в 1,6 раза превышает среднероссийский показатель (150,8 тыс. руб. и 94,9 тыс. руб. соответственно).
За 2015 год организациями, осуществляющими строительную деятельность, выполнено работ собственными силами на сумму 134,4 млрд рублей.
Организациями всех форм собственности, включая индивидуальных застройщиков, введено 2131,5 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 20,1% больше, чем в предыдущем году (в расчете на 1000 человек населения - 1478,2 кв. метра).
Доля жилья, введенного населением за счет собственных и привлеченных средств, составила 36,6%. Ввод индивидуальных жилых домов, построенных населением, по сравнению с 2014 годом увеличился на 12,7%.
В 2015 году оборот розничной торговли составил 326,6 млрд рублей (91,3% к предыдущему году в сопоставимых ценах). В расчете на душу населения реализовано товаров на сумму 226,5 тыс. рублей.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий - 47,7%, непродовольственных товаров - 52,3%.
Населению области предоставлено платных услуг на сумму 75,7 млрд рублей (103% к уровню 2014 года в сопоставимых ценах), в расчете на душу населения - 52,5 тыс. рублей. Наибольший удельный вес в структуре платных услуг занимали услуги связи (19,5%), коммунальные (17,9%), транспортные (12,6%), системы образования (10,3%), бытовые (9,4%) и медицинские услуги (9,3%).
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января 2016 года составила 4950 человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,7% от численности экономически активного населения.
Коэффициент напряженности на региональном рынке труда составил 0,3 человека на 1 вакансию.
Денежные доходы населения в расчете на одного жителя в 2015 году составили 28,9 тыс. рублей (109,2% к уровню 2014 года). Снизились реальные располагаемые денежные доходы населения и составили 99,1%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2015 год сложилась в сумме 35,9 тыс. рублей (105,1% к предыдущему году).
Численность населения региона на 1 января 2016 года составила 1454,6 тыс. человек, увеличившись за прошедший год на 25,4 тыс. человек.
Естественный прирост населения за 2015 год составил 7461 человек, миграционный прирост - 17933 человека.
2. Определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития, оценка факторов и ограничений экономического роста, направления социально-экономического развития и целевые показатели, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития Тюменской области по отдельным видам деятельности, на долгосрочный период
2.1. Условия и характеристики вариантов социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Тюменской области разработан в трех вариантах (сценариях) в зависимости от сочетания внутренних и внешних условий, с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204, макроэкономических параметров социально-экономического развития Тюменской области, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года (распоряжение Правительства Тюменской области от 25.05.2009 N 652-рп).
Тенденции развития национальной экономики и внешнеэкономические условия определяют параметры внешней среды для развития Тюменской области.
Внутренние факторы связаны с особенностями экономического развития области и спецификой стоящих перед ней целей и задач.
При формировании сценариев учтены тенденции, взаимосвязи между показателями социально-экономического развития области, в том числе демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов.
Инерционный вариант подготовлен с учетом консервативных оценок темпов экономического роста, ухудшения внешнеэкономических и иных условий.
Вариант характеризуется умеренными темпами роста экономики на основе модернизации ее традиционных секторов.
Основные факторы экономического роста в данном сценарии - отрасли, динамика которых зависит от роста доходов населения (торговля и др.), а также отрасли социальной сферы. Инвестиционный спрос на период до 2030 года по данному варианту будет невысоким.
Внешние стимулы для роста также невысоки, внутренние будут ограничиваться невысокими темпами роста доходов населения и старением основных производственных фондов.
Базовый вариант характеризует основные тенденции и параметры развития экономики при сохранении траекторий изменения внешних и внутренних факторов, основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов.
Вариант предполагает сохранение инвестиционной направленности роста экономики, развитие транспортной инфраструктуры.
Развитие сервисного сектора экономики и усиление в этом процессе инновационных факторов будут способствовать увеличению внутреннего и внешнего спроса на продукцию и услуги области.
Инновационная составляющая технологического обновления традиционных отраслей будет базироваться преимущественно на развитии сложившегося научно-образовательного потенциала области.
Оптимистический вариант долгосрочного прогноза основан на активизации социально-экономического развития, учитывающего достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.
Вариант характеризуется форсированными темпами роста экономики на фоне роста ее конкурентоспособности, повышением инвестиционной активности частного бизнеса, развитием высокотехнологичных отраслей.
Эффективно используется собственная сырьевая база, активно развивается глубокая переработка углеводородного сырья, происходит интенсификация агропромышленного производства за счет улучшения качественных характеристик продукции, активно развиваются транспортная инфраструктура и транспортно-логистические узлы.
Институциональные преобразования, формирование эффективных моделей взаимодействия власти и бизнеса повышают инвестиционную привлекательность области.
Развитие сервисного сектора способствует повышению конкурентоспособности региональной экономики и качества человеческого капитала.
Все варианты прогноза предполагают рост численности населения области как за счет естественного, так и за счет миграционного прироста (в том числе за счет внутрирегиональной миграции). Среднегодовая численность населения области в 2030 году по инерционному варианту составит более 1640 тыс. человек, по базовому варианту - 1705 тыс. человек, по оптимистическому варианту - 1761 тыс. человек.
Развитие научно-инновационной сферы Тюменской области на период до 2030 года будет направлено на решение приоритетных задач, установленных Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р: повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний; формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.
Одним из важнейших факторов развития тюменской экономики в долгосрочной перспективе должны стать комплексные меры по повышению производительности труда. Это будет способствовать росту конкурентоспособности производств и увеличению результатов их деятельности. Ожидается, что производительность труда по области в 2030 году вырастет по инерционному варианту в 1,3 раза, по базовому - в 1,4 раза и по оптимистическому - в 1,6 раза к уровню 2015 года.
Особое внимание будет уделено состоянию окружающей среды и природных ресурсов. В долгосрочном периоде будут продолжены мероприятия по строительству и модернизации систем водоснабжения, канализационных очистных систем и гидротехнических сооружений; очистке и экологической реабилитации водных объектов, созданию водоохранных зон; проведению работ по берегоукреплению, защите территорий от подтопления; ликвидации несанкционированных мест размещения отходов и бесхозных пестицидов и агрохимикатов, рекультивации загрязненных земель; сбору и переработке биологических отходов агропромышленного комплекса; ликвидации бесхозяйных аварийных скважин, формированию инфраструктуры по организации сбора, транспортировки и сортировки твердых коммунальных отходов, строительство мусороперерабатывающих заводов.
2.2. Оценка факторов и ограничений социально-экономического роста Тюменской области на долгосрочный период.
Определяющее воздействие на экономику Тюменской области будут оказывать следующие внешние факторы: состояние и тенденции развития мировой и российской экономики, конъюнктура мировых товарно-сырьевых рынков, налоговая политика, таможенно-тарифная политика, параметры инфляции, динамика обменного курса рубля и др. Внутренние факторы - пространственная организация территории, тенденции демографического развития, региональная бюджетная политика и др.
2.3. Направления социально-экономического развития Тюменской области, количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития по отдельным видам деятельности (по вариантам прогноза).
2.3.1. Инвестиции
В прогнозном периоде динамика инвестиций будет неравномерной. В период 2019 - 2021 годов прогнозируется снижение физических объемов инвестиций по всем вариантам прогноза, что объясняется сроками реализации крупнейшего проекта "ЗапСибНефтехим". Начиная с 2022 года прогнозируется возобновление положительных темпов роста инвестиций в основной капитал.
В 2030 году по инерционному варианту прогноза на развитие экономики будет направлено 401,2 млрд рублей инвестиций (99,1% к уровню 2015 года в сопоставимой оценке), по базовому варианту - 504,9 млрд рублей (124,7% к уровню 2015 года), по оптимистическому - 618,0 млрд руб. (152,6% к уровню 2015 года).
Динамика показателя обусловлена завершением до 2020 года реализации целого ряда крупнейших, в том числе в масштабах страны, инвестиционных проектов в нефтепереработке и химии (строительство Антипинского НПЗ и комплекса производств "ЗапСибНефтехим"), а также завершением основных объемов работ по созданию нефтедобывающей инфраструктуры в Уватском районе.
На протяжении прогнозного периода значительные вложения инвестиций в развитие экономики будут обеспечены:
в производстве химических веществ и химических продуктов благодаря реализации компанией "СИБУР" проекта по строительству самого крупного в стране и одного из крупнейших в мире по мощности комплекса глубокой переработки углеводородного сырья "ЗапСибНефтехим" в г. Тобольске, реализации проектов по созданию новых производственных мощностей по выпуску химической продукции;
в нефтедобыче за счет дальнейшей реализации Уватского проекта компанией "Роснефть", реализации проектов по созданию нефтедобывающей инфраструктуры компаниями "Сургутнефтегаз" и "Газпромнефть-Хантос", а также реализации иных проектов по освоению новых месторождений;
в нефтепереработке за счет развития мощностей Антипинского НПЗ, новых мощностей по переработке легкого углеводородного сырья на Тобольской промышленной площадке;
в производстве пищевых продуктов за счет строительства новых заводов по глубокой переработке зерна, переработке овощей и картофеля, развития биотехнологий, кондитерских производств, а также традиционных направлений - мясной и молочной переработки;
в деревообработке, производстве бумаги и бумажных изделий - создание новых производственных мощностей по выпуску пиломатериалов, мебельных заготовок, фанеры, заводов по производству древесных плит, целлюлозно-бумажного (картонного) производства, а также производств глубокой переработки древесины с использованием биохимических процессов, выпуском древесно-полимерных композитов и иных видов продукции;
в производстве лекарственных средств за счет создания ряда фармацевтических производств, как новых, так и завершения уже начатых проектов;
в транспорте планируется реализация уже разработанного проекта по созданию в областном центре магистралей непрерывного движения (включает строительство и реконструкцию 56 крупных инфраструктурных объектов, в том числе завершение строительства Тюменской кольцевой автомобильной дороги), реконструкция автомобильных дорог с доведением их до I технической категории (с увеличением числа полос движения до 4-х вместо 2-х в настоящее время) на участках Тюмень - Ишим - граница Омской области федеральной автодороги "Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск", Тюмень - Тобольск - граница ХМАО-Югры федеральной автодороги "Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск" и Тюмень - граница Курганской области федеральной автодороги "Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск, подъезд к г. Тюмени" ("Иртыш"), строительство отдельных участков второго обхода г. Тюмени, строительство аэропорта в г. Тобольске, развитие Тюменского железнодорожного узла, строительство третьего электрифицированного железнодорожного пути на участке Екатеринбург-Тюмень (Транссиб), организация скоростных городских и пригородных железнодорожных перевозок, развитие общественного транспорта в Тюменской агломерации и иных муниципальных образованиях.
Деловая и инвестиционная активность субъектов предпринимательства обеспечит повышение финансовых результатов деятельности организаций. Прибыль прибыльных организаций в 2030 году увеличится по сравнению с 2015 годом в 2,1 раза по инерционному, в 2,4 раза по базовому и в 2,8 раза по оптимистическому вариантам прогноза.
2.3.2. Строительство
На развитие строительного комплекса будут оказывать влияние реализация в регионе мероприятий по активному развитию системы транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, а также реализация крупных проектов строительства промышленных производств.
В 2030 году объем строительных работ составит 376,8 млрд рублей (163,6% к уровню 2015 года в сопоставимой оценке) по инерционному варианту развития, 414,5 млрд рублей (180% к уровню 2015 года) - по базовому или 478,5 млрд руб. (207,7% к уровню 2015 года) - по оптимистическому.
Значительное влияние на прогнозируемый рост объема строительных работ будет оказывать формирование рынка доступного жилья - одного из приоритетных направлений социально-экономического развития области. Основной задачей этого направления является повышение доступности жилья для населения путем строительства стандартного жилья, в первую очередь малоэтажного, отвечающего требованиям ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, а также арендного жилья.
Ввод общей площади жилых домов в 2030 году ожидается в объеме 1600 тыс. кв. метров - по инерционному, 1740 тыс. кв. метров - по базовому и 2150 тыс. кв. метров - по оптимистическому вариантам развития. Всего в долгосрочной перспективе с 2016 по 2030 годы предполагается построить 20,5 млн кв. метров, 23,8 млн кв. метров, 25,8 млн кв. метров жилых домов в зависимости от вариантов развития.
2.3.3. Промышленность
В долгосрочной перспективе (2016 - 2030 годы) ожидается устойчивая среднегодовая динамика прироста промышленного производства в пределах 2,2%, 3,1%, 4,2% по вариантам развития, с сохранением тенденции опережающего роста обрабатывающих производств (среднегодовой темп прироста - 3,3%; 4,2%, 5,5%).
Индекс промышленного производства в 2030 году по сравнению с 2015 годом по инерционному варианту прогноза составит 137,7%, по базовому -157,9%, по оптимистическому - 185,8%.
Индекс производства в добыче полезных ископаемых в 2030 году составит 88%, 102,3%, или 116,4% в зависимости от вариантов развития (по сравнению с 2015 годом) за счет дальнейшей реализации проектов по добыче нефти компаниями "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Газпромнефть-Хантос" и др.
Рост обрабатывающего сектора в 2030 году к 2015 году составит 161,7% - по инерционному, 185,2% - по базовому, 222,6% - по оптимистическому вариантам развития.
Рост ожидается в производстве химических веществ и химических продуктов, лекарственных средств, резиновых и пластмассовых изделий, кокса и нефтепродуктов, машин и оборудования, обработке древесины и производстве изделий из дерева.
Стабильная положительная динамика развития прогнозируется в производстве пищевых продуктов, где сосредоточен большой потенциал роста как за счет импортозамещения, так и за счет создания производств по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, в том числе с применением биотехнологий.
Индекс производства пищевых продуктов в 2030 году по инерционному варианту прогноза составит 120,8%, по базовому - 128,5%, по оптимистическому - 155,8% по сравнению с 2015 годом.
Индекс производства в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха в 2030 году по сравнению с 2015 годом составит 132,1%, 140,9% или 155,4% по вариантам развития. Рост по данному виду деятельности прогнозируется за счет увеличения выработки электроэнергии, который будет обеспечен в основном загрузкой генерирующих мощностей компании "Фортум" в городе Тюмени и генерирующих мощностей компании "СИБУР" в городе Тобольске для обеспечения нужд создаваемых крупных химических производств, развитием малой генерации, в том числе на возобновляемых источниках энергии, а также роста производства тепловой энергии для производственных нужд предприятий компании "СИБУР" на Тобольской промышленной площадке.
Значимым приоритетом развития жилищно-коммунального хозяйства области в прогнозном периоде является использование механизмов привлечения частных инвестиций (государственно-частное партнерство). Получение частным оператором долгосрочного права управления коммунальным имуществом позволит создать условия для привлечения внебюджетных средств с целью финансирования мероприятий по модернизации объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
2.3.4. Агропромышленный комплекс
Главными приоритетами развития на долгосрочный период определены следующие направления: в животноводстве - наращивание поголовья крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, создание собственной племенной базы в молочном и мясном животноводстве, развитие промышленного производства свиней мясных пород на основе достижений селекционно-гибридного центра, рост объемов производства в мясном и яичном птицеводстве; в растениеводстве - развитие зернового производства, картофелеводства и овощеводства, в том числе закрытого грунта с целью импортозамещения и максимального обеспечения населения Тюменской области (включая автономные округа) отечественной продукцией, развитие производств по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья с высокой добавленной стоимостью. Особое внимание по-прежнему планируется уделять развитию малых форм хозяйствования. Трансформации части ЛПХ в крестьянские (фермерские) хозяйства и дальнейшему их развитию как формы малого предпринимательства в сельском хозяйстве будет способствовать предоставление государственной грантовой поддержки, развитие потребкооперации, интеграция с рыночной торговлей в городах, крупными и средними субъектами рынка.
Важным инструментом развития аграрного комплекса станет реализация инвестиционных проектов, создание благоприятного инвестиционного климата. Продолжится работа по оказанию государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности путем субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займов, полученных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, компенсации части понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, создания инфраструктуры.
По инерционному варианту развития объемы продукции сельского хозяйства в 2030 году планируется увеличить до 108,4 млрд рублей, что на 8,9% превышает уровень 2015 года в сопоставимых ценах.
Реализация приоритетных инвестиционных проектов обеспечит поступательное развитие сельского хозяйства с доведением объемов продукции сельского хозяйства по базовому варианту развития в 2030 году до 112,3 млрд рублей или 113,0% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.
Темпы роста продукции сельского хозяйства, в том числе по отраслям, определены Соглашением между Министерством сельского хозяйства РФ и Правительством Тюменской области о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
По оптимистическому варианту развития объемы продукции сельского хозяйства в 2030 году увеличатся до 117,7 млрд рублей с темпом роста 118,3% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года. Данные объемы производства достаточны для обеспечения потребности населения Тюменской области по рациональным нормам (зерно, овощи, картофель, молоко, яйца, мясо (за исключением говядины)), позволят обеспечить увеличение загрузки молоко и мясоперерабатывающих производственных мощностей области до 80% и нарастить поставку продукции в другие регионы, включая автономные округа.
Предполагается дальнейшее развитие крупного агробизнеса, основанного на достижении уровня урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота, сопоставимых с аналогичными показателями в европейских странах, с широким использованием автоматизированного и роботизированного производства, высоким уровнем производительности труда.
Потребуются значительные инвестиции в развитие животноводства: строительство современных молочных комплексов, реконструкцию животноводческих помещений, приобретение современной техники и оборудования, развитие племенных заводов и репродукторов.
Предполагается дальнейшее укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативов, развитие системы заготовительной деятельности для ЛПХ и КФХ.
Одновременно с наращиванием производства будет продолжена работа по организации новых каналов поставок продукции, включая экспорт продукции АПК.
2.3.5. Транспорт и связь
В прогнозном периоде планируются активные работы по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог и мостовых сооружений, развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В связи с ростом экономики и модернизацией транспортной инфраструктуры прогнозируется увеличение объемов грузоперевозок (в том числе за счет транзитных грузов), улучшение качественных характеристик и скоростей движения грузо и пассажиропотоков.
Приоритетными направлениями развития отрасли "Связь" в долгосрочной перспективе станет формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, высокий уровень ее доступности и качества предоставляемых услуг. Это создаст дополнительные возможности для широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовании, медицинском обслуживании, науке, культуре, социальной защите населения, средствах массовой информации, взаимодействии с органами государственной власти и повышения качества услуг в данных сферах.
Объем услуг связи к 2030 году увеличится с 15,7 млрд руб. в 2015 году до 21 млрд руб. - по инерционному, 23,7 млрд руб. - по базовому и 26,7 млрд руб. - по оптимистическому вариантам развития.
2.3.6. Малое и среднее предпринимательство
В долгосрочной перспективе одним из важных факторов экономического роста Тюменской области останется развитие малого и среднего предпринимательства и повышение его роли в экономике. В первую очередь, это сфера услуг, отрасли обрабатывающих производств и сельское хозяйство.
Важное значение в развитии малого и среднего предпринимательства имеют реализуемые на территории области крупные инвестиционное проекты, которые позволяют задействовать предпринимателей региона в процессе создания новых предприятий, привлекать к выполнению части заказов для нужд крупных предприятий, а также способствуют развитию сферы услуг.
Развитие туристской отрасли (на территории области имеются различные рекреационные ресурсы, в том числе термальные воды, объекты историко-культурного наследия и т. п.) позволит инициировать новые виды деятельности для населения в сфере услуг в туристской индустрии, развивать малое предпринимательство на базе традиционных (национальных) ремесел и промыслов.
По прогнозу в 2030 году:
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства составит 76 тыс. единиц по инерционному (122% к 2015 году), 80,6 тыс. единиц - по базовому (130%), 90,8 тыс. единиц - по оптимистическому вариантам развития (146%).
- численность занятых в секторе малого и среднего предпринимательства достигнет 212 тыс. человек (106% к 2015 году), 237,8 тыс. человек (119%), 253,6 тыс. человек (127%) по вариантам развития;
- оборот малых, средних предприятий и выручка индивидуальных предпринимателей составит 1291 млрд руб. (121% к уровню 2015 года в сопоставимой оценке), 1448 млрд руб. (135%), 1628 млрд руб. (152%) по вариантам развития.
2.3.7. Потребительский рынок
Для эффективного развития потребительского рынка в долгосрочной перспективе планируется реализация следующих проектов: создание условий для развития регионального сетевого ритейла, привлечения инвестиций в развитие объектов потребительского рынка, развития эффективной логистической инфраструктуры с целью сокращения издержек, связанных со сбытом продукции местных товаропроизводителей и поставками товаров, произведенных за пределами области; реализация проектов по развитию магазинов шаговой доступности, специализированных и фирменных магазинов, мобильной торговли, альтернативных каналов сбыта продукции местных товаропроизводителей, в том числе КФХ и ЛПХ; дальнейшее развитие проекта "Покупаем Тюменское!"; содействие развитию конкуренции на рынках товаров и услуг региона.
Прогноз потребительского рынка сформирован с учетом различных тенденций спроса на основные виды товаров и услуг в зависимости от вариантов развития экономики, учетом внешнего спроса со стороны жителей автономных округов Тюменской области.
Инерционный вариант характеризуется невысокими темпами роста потребительского спроса.
В период с 2016 по 2030 год среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли составят 101,5%. Темп роста в 2030 году к 2015 году составит 125,1%.
Среднегодовые темпы роста платных услуг населению составят 102,5%, в 2030 году к 2015 году - 144,0%.
Базовый вариант предусматривает сдержанную динамику потребительского спроса. По мере роста реальных располагаемых доходов и реальной заработной платы ожидается постепенное восстановление потребительской активности.
Среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли составят в период с 2016 по 2030 год - 102,2%. Темп роста в 2030 году к 2015 году составит 139,2%.
Среднегодовые темпы роста платных услуг составят 102,7%, в 2030 году к 2015 году - 148,8%.
Оптимистическим вариантом предполагаются устойчивые темпы роста потребительского спроса.
Среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли составят в период с 2016 по 2030 год - 102,9%, в 2030 году к 2015 году - 153,8%.
Среднегодовые темпы роста платных услуг составят 102,9%. Темп роста в 2030 году к 2015 году составит 153,8%.
2.3.8. ВРП
Одним из ключевых индикаторов, позволяющих оценить развитие региональной экономики, является валовой региональный продукт.
Инерционный сценарий развития области будет характеризоваться умеренными темпами роста экономики за счет традиционных секторов, в том числе из-за невысокого инвестиционного спроса. К 2030 году ВРП в сравнении с 2015 годом в сопоставимых ценах увеличится в 1,3 раза. Развитие сервисного сектора экономики и усиление в этом процессе инновационных факторов по базовому сценарию будут способствовать увеличению темпов роста ВРП (в 2030 году рост в сопоставимых ценах по отношению к 2015 году составит 1,4 раза). Оптимистический сценарий характеризуется ускоренными темпами роста экономики на фоне роста ее конкурентоспособности, повышения инвестиционной активности частного бизнеса, динамичным развитием высокотехнологичных отраслей. В 2030 году ВРП в сопоставимых ценах увеличится по отношению к 2015 году в 1,6 раза.
Развитие сервисного сектора, которое невозможно рассматривать без взаимодействия с реальным сектором экономики, в долгосрочной перспективе будет способствовать повышению конкурентоспособности региональной экономики.
Экономическое развитие области создаст условия для роста доходов населения, среднемесячная номинальная заработная плата в 2030 году вырастет по инерционному варианту в 2,56 раза, по базовому - в 2,65 раза и по оптимистическому - в 2,74 раза к уровню 2015 года, фонд начисленной заработной платы в 2030 году вырастет в 2,6 раза, в 2,7 раза и в 2,8 раза к уровню 2015 года соответственно.
Дальнейшее совершенствование социальной политики области связано с решением задач, обозначенных в "майских" Указах Президента Российской Федерации, реализацией приоритетных направлений развития отраслей социальной сферы, включенных в государственные программы Тюменской области.
3. Основные параметры государственных программ Тюменской области
Наименование государственной программы Тюменской области* |
Цели государственной программы Тюменской области |
1. Развитие отрасли "Социальная политика" |
1.1. Содействие повышению социальной обеспеченности и социального благополучия населения Тюменской области. |
2. Развитие здравоохранения |
2.1. Обеспечение доступности медицинской помощи, повышение качества и эффективности медицинских услуг. |
3. Развитие образования и науки |
3.1. Достижение результатов нового качества образования. |
3.2. Создание и эффективное использование образовательной инфраструктуры. | |
4. Развитие физической культуры и спорта |
4.1. Создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового спорта, подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. |
5. Развитие культуры |
5.1. Удовлетворение потребностей населения в услугах культуры. |
6. Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений |
6.1. Содействие повышению эффективной занятости населения, развитие кадрового потенциала региона, содействие повышению уровня жизни населения, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. |
7. Повышение безопасности дорожного движения |
7.1. Сокращение числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, и количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. |
8. Развитие жилищного строительства |
8.1. Создание условий для развития жилищного строительства и обеспечения населения доступным и комфортным жильем. |
8.2. Создание условий для развития малоэтажного жилищного строительства, поддержка многодетных семей в целях улучшения жилищных условий. | |
8.3. Создание условий для формирования рынка арендного жилья. | |
9. Антинаркотическая программа |
9.1. Формирование потенциала противодействия общества наркотизации, устойчивое сокращение незаконного оборота и немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ. |
10. Развитие жилищно-коммунального хозяйства |
10.1. Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Тюменской области. |
11. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
11.1. Минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от ведения и вследствие ведения военных действий, совершения террористических актов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах. |
12. Реализация государственной национальной политики |
12.1. Обеспечение межнационального, межконфессионального согласия и общественно-политической стабильности в регионе. |
13. Развитие ветеринарной службы |
13.1. Обеспечение стабильной благополучной эпизоотической обстановки в Тюменской области и защита населения от болезней, общих для человека и животных. |
14. Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы |
14.1. Повышение роли малого и среднего предпринимательства в развитии конкурентной экономической среды области. |
14.2. Создание благоприятных условий для интеграции научно-технической сферы и производства, обеспечивающей внедрение новых технологий. | |
15. Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности |
15.1. Содействие развитию промышленных производств и обеспечению устойчивых темпов роста промышленности, созданию благоприятного инвестиционного климата и активизации внешнеэкономической деятельности. |
16. Развитие внутреннего и въездного туризма |
16.1. Создание условий для формирования региональных турпродуктов и повышения их конкурентоспособности на российском и международном туристских рынках. |
17. Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей |
17.1. Создание условий для комплексного развития сферы потребительского рынка, эффективной, доступной защиты прав потребителей и обеспечения населения Тюменской области качественными товарами и услугами. |
18. Развитие лесного комплекса |
18.1. Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций. |
19. Сохранение и использование объектов культурного наследия |
19.1. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их надлежащее использование. |
20. Развитие агропромышленного комплекса |
20.1. Повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного производства, создание благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий Тюменской области и защита Тюменской области от заноса и распространения вируса африканской чумы свиней. |
21. Недропользование и охрана окружающей среды |
21.1. Сокращение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. |
21.2. Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия. | |
21.3. Развитие и рациональное использование минерально-сырьевой базы. | |
21.4. Защита населения и территории от негативного воздействия вод и охрана водных объектов. | |
22. Развитие транспортной инфраструктуры |
22.1. Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, безопасность дорожного движения. |
23. Оказание содействия добровольному переселению в Тюменскую область соотечественников, проживающих за рубежом |
23.1. Стимулирование, создание условий и содействие добровольному переселению на постоянное место жительства высококвалифицированных специалистов для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий Тюменской области. |
24. Государственная программа по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа "Сотрудничество" |
24.1. Дальнейшее развитие интеграционных процессов в экономике и социальной сфере региона на основе наличия общих интересов и общей задачи обеспечения достойной жизни граждан. |
25. Развитие гражданского общества, общественные связи и молодежная политика |
25.1. Обеспечение гарантий реализации конституционного права граждан, проживающих в Тюменской области, на получение полной, своевременной и объективной информации через средства массовой информации. |
25.2. Содействие позитивной самореализации и интеграции молодежи в систему общественных отношений. | |
26. Развитие имущественного комплекса |
26.1. Формирование эффективной структуры собственности и системы управления имуществом и земельными ресурсами, позволяющих обеспечить исполнение государственных функций. |
27. Развитие информатизации |
27.1. Повышение эффективности системы государственного управления, расширение возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав и повышение качества предоставления государственных услуг гражданам и организациям за счет внедрения в деятельность органов государственной власти Тюменской области информационно-коммуникационных технологий. |
28. Профилактика правонарушений |
28.1. Укрепление общественной безопасности на территории Тюменской области, реализация субъектами профилактики мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, повышение эффективности противодействия преступности и охраны общественного порядка, а также доверия к органам внутренних дел Российской Федерации со стороны населения. |
29. Повышение конкурентоспособности экономики |
29.1. Создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий региона и повышения эффективности системы занятости. |
* на 01.09.2018
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 3 декабря 2018 г. N 476-п "О внесении изменений в постановление от 21.11.2016... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.