Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к Порядку
предоставления субсидии
субъектам малого и среднего
предпринимательства
Армизонского муниципального района
Бизнес-план
1. Общие положения
Информация в бизнес-плане должна быть объективной. Основываться на обоснованных данных.
Ключевые числовые данные и предположения сопроводить ссылками на источники информации с указанием даты. По состоянию на которую приведена информация.
Изложение информации в бизнес-плане должно быть понятным, логичным и структурированным.
Рекомендуется включить в бизнес-план справочный материал, в том числе:
1. информацию о составителях бизнес-плана;
2. содержание с указанием страниц;
3. словарь ключевых технических и иных узкоспециализированных терминов, используемых в бизнес плане;
4. список определений и расчетных формул для финансовых показателей (коэффициентов), которые упоминаются в бизнес-плане и рассчитываются в финансовой модели;
5. информацию о нормативно-методической базе, использованной рои составлении бизнес-плана проведения анализа;
6. краткую информацию о технико-экономических, маркетинговых и иных исследованиях, использованных при составлении бизнес-плана.
2. Структура и содержание бизнес-плана
1. Резюме проекта
Раздел должен содержать следующую информацию:
1. Инициатор проекта (Наименование юридического лица, организационно-правовая форма, ОГРН, ИНН, учредителей, дата регистрации, номер регистрационного свидетельства, место государственной регистрации и почтовый адрес, фактическое место нахождения; учредители, доли, адреса учредителей, номера телефонов, ФИО, номера телефонов руководителя (руководителей).
2. Вид (виды) экономической деятельности предприятия. (в случае, если на момент подачи заявки предприятие осуществляет несколько видов экономической деятельности, указать процент прибыли, приходящийся на каждый из видов деятельности в общем объеме прибыли в среднем за последний отчетный год деятельности).
3. Наименование проекта.
4. Адрес места реализации проекта.
5. Общая стоимость проекта.
6. Источники финансирования:
- сумма запрашиваемого займа;
- сумма участия собственными средствами;
- другие источники.
7. Срок реализации/ окупаемости проекта.
8. Результаты проекта:
- ключевые прогнозные финансовые показатели (объем выручки, чистая прибыль NP, IRR, DPBP, DSCR).
2. Информация об Инициаторе проекта и Основных участниках проекта
Раздел должен содержать следующую информацию:
1. Инициатор проекта и иные Основные участники проекта:
Указать направление деятельности, опыт работы в отрасли и ведения бизнеса руководителя (Инициатора проекта) и Основных участников проекта.
2. Роли и порядок взаимодействия участников в ходе реализации проекта.
Причины заинтересованности участников в проекте.
3. Иная существенная информация об основных участниках проекта.
Рекомендуется:
1. Кратко изложить историю развития компании (виды производимых товаров/услуг, среднесписочная численность).
2. Представить ключевую финансовую информацию по Инициатору проекта и Основных участников проекта (выручка, чистая прибыль, активы предприятия).
3. Предоставить информацию о постоянных контрагентах (поставщики/покупатели)
4. Если Инициатор проекта принадлежит к Группе лиц, представить в графическом виде организационную структуру Группы, включив в нее Основных участников проекта, если они также входят в Группу, и указать доли участия в уставном капитале или иные отношения, связывающие членов Группы.
5. Величина долговых обязательств предприятия (кредиты (наименование банка, сумма кредита, остаток) (если применимо).
6. Система налогообложения.
7. Информация о финансовых показателях предприятия - Инициатора проекта/ организации - поручителя за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (Таблица 1).
Таблица 1
Млн. руб |
Год - месяцы |
|||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
|
Выручка |
|
|
|
|
|
|
Расходы |
|
|
|
|
|
|
Прибыль |
|
|
|
|
|
|
Млн. руб |
Год - месяцы |
|||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
|
Выручка |
|
|
|
|
|
|
Расходы |
|
|
|
|
|
|
Прибыль |
|
|
|
|
|
|
3. Описание проекта
Раздел должен содержать следующую информацию:
1. Указать адрес реализации проекта, отрасль.
2. Изложить суть проекта, в том числе указать тип инвестиционного проекта (создание нового бизнеса/объекта с "нуля"; расширение действующего бизнеса; модернизация действующего бизнеса)
3. Включить описание продукта/продуктовой линейки (услуг), который/ая планируется к выпуску в соответствии с проектом, указать конкурентные преимущества и недостатки, целевую аудиторию.
Если проектом предусмотрен выпуск нового продукта, необходимо указать степень готовности продукта к выпуску и реализации (отметить, если применимо, на какой стадии развития находится продукт, к примеру, концепция, опытный образец, готовый рыночный продукт) реализовался ли продукт ранее на российском рынке или за рубежом, опыт производства и реализации продукта Инициатором проекта/Основными участниками проекта. Указать информацию о наличии сертификата качества, патенте и авторских правах, о необходимости лицензирования выпуска продукции.
Рекомендуется:
Привести информацию о доминирующей части продуктовой программы, составляющей значительную часть выручки от реализации (не требуется предоставлять детальную информацию по каждому продукту (продуктовой линейке). Указать возможные продукты - заменители и сопутствующие товары и услуги, планируемые изменения в ассортименте и предполагаемую модернизацию продукта в будущем.
4. Обосновать целесообразность реализации проекта для Инициатора проекта (например, возможность увеличить объем продаж и долю на рынке; снизить затраты; занять свободную нишу на рынке или создать новый рынок, учесть экологические требования и т.п.)
5. Указать стадию реализации проекта и фазу (конкретный этап внутри стадии), на которой находится проект в настоящее время.
4. Организационный план
Раздел должен содержать следующую информацию:
1. Описание общей стратегии реализации проекта.
2. Временной график реализации проекта с указанием начала реализации проекта и продолжительности основных стадий (пред инвестиционная, операционная, ликвидационная), а также промежуточных этапов в виде графика или блок-схемы (если - применимо), с указанием критических (контрольных) точек.
3. План проектно-изыскательных, геологоразведочных, строительных, монтажных, пусконаладочных и иных работ по проекту (если применимо) с указанием их продолжительности и иные организационные планы и схемы.
Организационные графики и схемы и планы работ по проекту могут быть вынесены в приложения к бизнес плану.
5. План финансирования
Раздел должен содержать следующую информацию:
1. График финансирования с указанием источников финансирования;
2. Источники собственных средств
3. Возможность внесения дополнительного (резервного) финансирования Инициатором проекта или иными Участниками проекта.
4. Размер, форма и условия (в том числе предварительные) предоставления иными Участниками проекта (если рассматривается такая возможность).
6. Анализ рынка
В данном разделе необходимо дать описание рынка сбыта, для которого предназначена продукция и/или услуги, предусмотренные проектом, и прогнозы развития рынка на ближайшую перспективу.
В разделе должен быть представлен анализ текущего состояния рынка, включая:
1. Текущий и потенциальный (прогнозный) объем рынка.
2. Степень насыщенности.
3. Динамику развития (в том числе, появление новых игроков, динамику объема продаж, ключевые изменения тенденции, текущую стадию жизненного цикла рынка).
4. Описание структуры (основных сегментов) рынка.
5. Основных прямых конкурентов.
6. Указать текущую и прогнозную долю компании на рынке (в случае, если предполагается увеличение доли рынка).
7. Барьеры входа в отрасль, включая законодательные ограничения, ограничения доступа к ключевым ресурсам, ограничения по масштабу производства (если применимо).
8. Данные о сезонности спроса и предложения.
9. Основные каналы продаж и методы стимулирования сбыта (реклама, мерчендайзинг и т. д).
10. Прогноз объема продаж или иного показателя спроса по рынку в целом и по сегментам, в которых будет позиционироваться продукция (работы, услуги), предназначенные к реализации по проекту (период прогноза, как правило, должен составлять не менее пяти лет).
Рекомендуется:
Включить в данный раздел:
- принципы ценообразования;
- скорость инноваций и технологических изменений в отрасли;
- степень государственного регулирования рынка/отрасли (если применимо);
- анализ уровня конкуренции в отрасли;
- по основным конкурентам: позиция на рынке (местоположение, доля рынка), основная стратегия конкурентной борьбы, конкурентные преимущества и недостатки;
- иную информацию.
7. План продаж и стратегия маркетинга
В данном разделе должна быть отражена информацию о существования рынка сбыта для Вашей продукции, услуги. Покупатели подразделяются на оптовых покупателей. Розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, местоположением (если это предприятие), либо возрастом, полом и др. (если это население). Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и др.
Раздел должен содержать следующую информацию:
1. Характеристика рынка сбыта продукции/услуг:
(охарактеризовать отраслевую направленность рынка сбыта, востребованность производимой продукции/услуг в данном регионе, конкуренты и конкурентные преимущества продукции/услуг, перспективы развития рынка и т.п.)
2. Планируемые каналы распространения продукции/услуг:
|
оптовые компании/дилеры |
|
розничные продавцы |
|
прямые продажи |
|
Другое (указать) |
3. Обеспеченность сбыта продукции/ услуг:
Таблица 2
NN |
Наименование контрагента |
Предмет договора |
Срок действия договора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Стратегия привлечения потребителей исходя из возможностей.
Возможные варианты: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.
5. Стратегия в области качества и дизайна продукции/услуг.
8. Производственно-экономический план
Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане. Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
Описание технологического процесса должно отразить:
- обеспеченность сырьем, оборудованием, комплектующими, энергией;
- потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
- потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;
- потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;
- требования к источникам энергии и их доступность;
- требования к подготовке производства;
- возможности совершенствования технологии производства;
- требования к контролю качества на всех этапах производства продукции.
Планирование и сметная стоимость работ по проекту (сроки строительства, монтажа, ввода в эксплуатацию и достижения проектной мощности оборудования - календарный план с указанием затрат на реализацию каждого этапа).
1. Анализ ресурсов
Необходимо отметить, какие ресурсы уже имеются у Инициатора проекта, и какие ресурсы необходимо привлечь дополнительно при реализации проекта.
Обеспеченность ресурсами:
|
земельные ресурсы |
|
транспорт |
|
производственные площади |
|
трудовые ресурсы; |
|
оборудование |
|
денежные средства |
|
Спецтехника |
|
Сырье, материалы, комплектующие |
2. Технико-экономические показатели проекта
Земельные участки в наличии для реализации проекта?
Таблица 3
NN |
Адрес земельного участка |
Кадастровый номер |
Площадь з/у (кв. м.) |
Разрешенное использование |
Аренда (N договора аренды) / Собственность (субъект права) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какой з/у необходим для реализации проекта (площадь, основные характеристики, адрес, источники финансирования (собственные ср-ва, инвестиционный заем, лизинг, кредит, другое (указать)
Помещения, имеющиеся в наличии?
Таблица 4
NN |
Адрес помещения |
Наименование помещения |
Площадь (кв. м.) |
Назначение помещения |
Аренда (N договора аренды, арендодатель) / Собственность (субъект права) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какие помещения необходимы - строительство/приобретение (площадь, основные характеристики, адрес, источники финансирования (собственные ср-ва, инвестиционный заем, лизинг, кредит, другое (указать).
Оборудование и техника, имеющиеся в наличии?
Таблица 5
NN |
Наименование оборудования и техники |
Кол-во (шт.) |
Источники финансирования (собственные ср-ва, инвестиционный заем, лизинг, кредит, другое (указать) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
Какое оборудование и технику необходимо приобрести (наименование, кол-во, основные характеристики, поставщики, источники финансирования (собственные ср-ва, инвестиционный заем, лизинг, кредит, другое (указать).
3. Инженерная инфраструктура
Наличие ресурсов для реализации проекта:
- Электроэнергия (описать наличие источника электрической энергии (электростанции), мощность)
- Газ (описать наличие точки подключения, объем (куб. м.)
- Водопровод (описать наличие подключения объекта к централизованной водопроводной системе/наличие автономного забора воды из скважин, колодцев, водоемов)
- Канализация (описать наличие подключения к централизованной канализационной системе/наличие автономной системы с размещением и подключением к внутренней системе канализации септиков, очистителей, отстойников, объем (куб. м.))
Потребности для реализации проекта:
- Электроэнергия (описать необходимость источника электрической энергии (электростанции), мощность, возможность подключиться, требуемая мощность, планируемое потребление в месяц)
- Газ (описать необходимость проведения газопровода (м/км.), требуемая мощность (куб. м.), планируемое потребление в месяц)
- Водопровод (описать необходимость подключения объекта к централизованной водопроводной системе или создание автономного забора воды из скважин, колодцев, водоемов, объем (куб. м.), планируемое потребление в месяц)
- Канализация (указать необходимые диаметры канализационных и сточных труб, необходимость проведения дренажных работ, подключение к централизованной канализационной системе/создание автономной системы с оптимальным размещением и подключением к внутренней системе канализации септиков, очистителей, отстойников, объем (куб. м.).
4. Объемы производства продукции/ услуг
5. Трудовые ресурсы (количество создаваемых рабочих мест)
Таблица 6
N |
Должность |
Численность |
Заработная плата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Смета текущих затрат
В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство (издержки производства - переменные, постоянные).
- Расчет переменных затрат
- затраты на сырье, материалы, комплектующие;
- затраты на производственный персонал;
- затраты на электроэнергию, топливо.
- Расчет постоянных затрат
- затраты на производство (аренда, ремонт, обслуживание оборудования, топливо, энергия);
- торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, сбыт);
- административные издержки (з/п административного персонала, коммунальные услуги. услуги связи, командировочные расходы).
9. Финансовый план
Раздел должен содержать следующую информацию:
1. Основные исходные данные для построения финансовых прогнозов.
2. Ключевые финансовые показатели 9 коэффициенты по годам реализации проекта.
3. Прогнозная финансовая отчетность.
4. Иная информация, в том числе графический материал, иллюстрирующий и детализирующий результаты финансовых прогнозов.
Выручка реализации продукции в прогнозный период
Таблица 7
Наименование продукции /год |
1 год |
2 год |
3 год |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого выручка млн. руб. |
|
|
|
Расходы по реализации продукции в прогнозный период
Таблица 8
Наименование продукции /год |
1 год |
2 год |
3 год |
|
|
|
|
Итого расходы млн. руб. |
|
|
|
Прибыль реализации продукции в прогнозный период
Таблица 9
Наименование продукции /год |
1 год |
2 год |
3 год |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого прибыль млн. руб. |
|
|
|
10. Эффективность проекта
В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта.
Социально-экономический эффект реализации проекта:
|
обеспечение занятости; |
|
насыщение рынка товарами и услугами; |
|
замещение импорта; |
|
развитие экспортного потенциала; |
|
развитие новых продуктовых рынков; |
|
повышение уровня жизни населения |
|
другое (указать) |
11. Риски и гарантии
Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата денежных средств (займа).
12. Залоговое обеспечение
Предлагаемое обеспечение по целевому займу в случае, если инициатор проекта заявляется на финансовую поддержку. Необходимо предоставить перечень объектов залога, адрес местонахождения объекта залога, рыночную стоимость.
Приложения (при наличии)
- материалы, подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, лицензии, сертификаты);
- материалы, характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции и др.);
- материалы, показывающие возможности производства (фотографии предприятия, его ведущих участков, оборудования, копии документов по сертификации производства, копии договоров аренды помещения/ з/у, свидетельства о праве собственности на помещение/з/у и др.);
- обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы);
- материалы, подтверждающие реальность, мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и реальность возврата займа (гарантийные письма, договоры, состав и стоимость залога и др.);
- материалы, подтверждающие направленность, значимость (масштабность) и эффективность проекта (решения, программы, планы, акты, письма, отзывы).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.