Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики Тюменской области в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений
Ситуация в межнациональной сфере в Тюменской области характеризуется как стабильная, прогнозируемая, управляемая и сохраняет позитивную динамику развития благодаря эффективно проводимой работе по обеспечению этноконфессионального согласия в Тюменской области.
Протестных акций, публичных конфликтов на этнической основе в области нет. В Тюменской области нет этнических анклавов. В регионе не допускаются случаи, ведущие к пространственной сегрегации и проявлениям социальной исключительности мигрантов.
Вместе с тем, вопросы этноконфессиональных, общественно-политических отношений приобретают все большую актуальность в Российской Федерации и Тюменской области. Обусловлено это, прежде всего, спецификой и деликатностью этнических, религиозных чувств граждан, важной их ролью в системе нравственных координат.
На развитие межнациональных (межэтнических) отношений влияют следующие негативные факторы:
- всё большая значимость этнической и религиозной самоидентификации на фоне формирующегося общероссийского гражданского самосознания;
- неудовлетворенность отдельных представителей этнических групп объемом, предоставляемых этнокультурных прав;
- этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;
- недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;
- рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;
- рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
- правовой нигилизм и значительный уровень преступности;
- попытки политизации этнического и религиозного фактора.
В настоящее время основные угрозы национальной и общественной безопасности Тюменской области в этноконфессиональном контексте обусловлены:
- присутствием в регионе приверженцев псевдорелигиозных течений;
- наличием неформальных молодежных объединений, склонных к радикализму;
- продвижением идей радикализма и экстремизма в социальных сетях Интернета.
Указанные проявления нередко становятся орудием недобросовестных деятелей, используются в далеких от общественных благ подстрекательских и провокационных целях, что ведет к разжиганию этноконфессиональной розни и вражды.
Питательной почвой для экстремистских проявлений является низкий уровень культуры общения между людьми, бытовые конфликты, чреватые перерастанием в противостояние и столкновения на этнической и религиозной основе, социально-экономические проблемы, усугубляемые последствиями мировых финансово-экономических кризисов, что провоцирует рост социальной напряженности, протестной активности граждан, проявляемой в радикальных, а порой и в экстремистских формах.
Наряду с этим, угрозы экстремистских проявлений на этнической, религиозной и политической основе обусловлены целым рядом субъективных факторов. Среди них - имеющая место у определенной части населения приверженность к националистическим и шовинистическим взглядам, пропаганда идей мусульманского фундаментализма, культивирование псевдопатриотических настроений.
Определенное влияние на общественные отношения оказывает интенсивная иммиграция в Тюменскую область. Приезжие из государств СНГ, а также других регионов Российской Федерации являются носителями и воплощением иных культур, менталитета, традиций, образа жизни, отличных от местных условий, что создает предпосылки конфликтов, которые могут иметь этническую окраску.
В этих условиях этнический и религиозный факторы являются для многонациональной и поликонфессиональной России залогом национальной безопасности. Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными элементами дальнейшего устойчивого развития страны.
В регионе создана необходимая нормативная правовая база по реализации государственной политики в сферах этноконфессиональных и общественно-политических отношений в соответствии с федеральным законодательством в сфере государственной национальной политики.
Сформированная нормативная правовая база детально регламентирует организационную, кадровую, финансовую, научно-аналитическую, информационно-пропагандистскую и иные составляющие деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению этноконфессионального согласия.
На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуальной становится цель укрепления единства российской нации, обеспечения межнационального согласия и профилактика проявлений этнического экстремизма.
Вышеуказанная цель соответствует приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, государственной программой Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики".
Цель государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики" соответствует приоритету "Повышение безопасности жизни населения" и задаче "Обеспечение безопасности населения от угроз национальных конфликтов" Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.
Основными задачами государственной программы Тюменской области являются:
- содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области и профилактики экстремизма в этнической среде;
- содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов России. Профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере;
- объединение усилий и ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в реализации мероприятий устойчивого общественно-политического развития. Профилактика социально-политического экстремизма.
Достижение поставленных задач осуществляется по следующим направлениям деятельности в рамках постановления Правительства Тюменской области от 18.05.2005 N 30-п "Об утверждении Положения о Комитете по делам национальностей Тюменской области":
1. Содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области и профилактики экстремизма в этнической среде.
2. Гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений.
3. Реализация мероприятий национально-культурного развития в этнической среде.
4. Государственная поддержка общественно полезных (значимых) программ (мероприятий) некоммерческих организаций, национально-культурных автономий и иных национальных общественных объединений в форме субсидий.
5. Содействие социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Тюменской области.
6. Развитие российского казачества в Тюменской области.
7. Этнокультурное развитие цыган, их интеграция в тюменское сообщество, преодоление общественных стереотипов в отношении цыганского населения.
8. Социально - культурная адаптация и интеграция мигрантов. Противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации.
9. Реализация мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Тюменской областью.
В Тюменской области проживают представители свыше 150 этнических групп населения (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры, в том числе: русские - 83,8% (1 066 066 чел.), татары - 8,1% (109 193 чел.), украинцы - 1,3% (16 988 чел.), казахи - 1,0% (13 232 чел.), немцы - 0,9% (12 048 чел.), чуваши - 0,7% (8 623 чел.), азербайджанцы - 0,7% (8 282 чел.), армяне - 0,6% (7 594 чел.), белорусы - 0,4 (4 465 чел.).
Решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия России требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, иных общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности.
Всего в Тюменской области (без учета автономных округов) осуществляет свою деятельность около 113 региональных и местных национальных общественных объединений. Количество их постоянно возрастает, что свидетельствует о расширении их сферы влияния, об актуализации национального фактора в общественном сознании.
Важнейшими звеньями в системе работы по реализации государственной национальной политики являются:
Координационный Совет по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в Тюменской области, осуществляющий комплексное рассмотрение актуальных вопросов в сферах национальных и государственно-конфессиональных отношений в целях гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений, профилактики возникновения конфликтных ситуаций, содействия диалогу между представителями различных этнических общностей;
Координационный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области, объединяющий на добровольной основе руководителей 35 национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, представляющих, в том числе и интересы местных (районных и городских) национальных общественных объединений.
Последние годы характеризуются изменением этнического состава населения области вследствие активных миграционных процессов.
Работа по адаптации мигрантов и их интеграции в тюменское сообщество ведется на основе взаимодействия органов власти и руководителей некоммерческих организаций, национальных общественных объединений, религиозных организаций в формате регулярных рабочих встреч, совещаний, многочисленных мероприятий национально-культурного развития. При этом в приоритетном порядке к решению вопросов социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов привлекаются работодатели, использующих иностранную рабочую силу.
Мониторинг и контроль миграционных процессов в Тюменской области осуществляются с учетом полномочий межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Тюменской области, межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Тюменскую область соотечественников, проживающих за рубежом, межведомственной комиссии по противодействию экстремизму, антитеррористической комиссии Тюменской области и других коллегиально-совещательных органов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия" на базе Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета создан Центр адаптационных коммуникаций и тестирования мигрантов, в котором с сентября 2012 г. осуществляется языковая и общекультурная подготовка приезжих, проводятся контрольные мероприятия с выдачей сертификатов государственного образца, дающих, в том числе, право на получение гражданства РФ. Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели Тюменского государственного университета. Организационное содействие осуществляют руководители областных национальных общественных объединений.
В сотрудничестве с головным центром тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку Российского университета дружбы народов Центр адаптационных практик и тестирования стал Локальным пунктом тестирования, и в январе 2013 года провел первое лингводидактическое тестирование граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному. В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22.02.2018 N 130 Тюменский государственный университет проводит тестирование по русскому языку как иностранному и выдает сертификаты государственного образца, подтверждающие владение тем или иным уровнем языка.
Продолжая сотрудничество с Российским университетом дружбы народов в рамках государственной системы тестирования, с января 2015 года Центр адаптационных практик и тестирования осуществляет прием комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации у иностранных граждан, желающих получить патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство. Ежемесячно тестирование проходят более 800 человек. В Тюменском индустриальном университете (далее - ТИУ) вопросами проведения тестирования иностранных граждан / трудовых мигрантов по русскому языку как иностранному занимается Региональный Центр тестирования ТИУ.
В целях адаптации мигрантов и их интеграции в тюменское сообщество в регионе функционирует Миграционный центр тюменского филиала ФГУП "Паспортно-визовый сервис" МВД России, организованный по принципу "одного окна". В центре можно получить государственные услуги по постановке на миграционный учет, выдаче патентов, пройти дактилоскопию, медицинское освидетельствование, сдать Комплексный экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации, а также получить другие виды услуг.
В высших учебных заведениях региона с целью адаптации студентов-мигрантов и предупреждения межнациональных конфликтов осуществляется комплекс мероприятий, предусматривающих:
- профилактику экстремизма с учетом особенностей поликультурной среды;
- осуществление системы мониторинга политических, национальных, религиозных установок студентов и преподавателей, наблюдение за студенческими настроениями в сети Интернет, в ходе учебного и вне учебного процессов;
- организацию индивидуальной работы со студентами, склонными к проявлению экстремизма, с привлечением кураторов, психологов, других специалистов, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;
- проведение работы, способствующей социально-культурной адаптации и самореализации студентов разных национальностей. В ряде учебных заведений на постоянной основе действуют общественные объединения, задачей которых является развитие межнационального диалога в студенческой среде;
- вовлечение студентов в студийную, секционную, клубную, отрядную работу, активизирующую социальную, интеллектуальную, художественную, спортивную деятельность.
Важной составной частью этой работы является проведение профилактических встреч конкретных этнических групп студентов с руководством ВУЗов, представителями и активом национальных общественных объединений, авторитетными гражданами диаспор.
С целью преодоления у детей возможных затруднений при общении в коллективах сверстников во всех школах, где обучаются дети мигрантов, реализуется четырёхуровневая модель адаптации, основными направлениями которой являются:
- языковая адаптация - овладение мигрантами, обучающимися в школе, русским языком;
- учебная адаптация - усвоение предписываемых норм и ценностей школьного поведения, включение подростков в учебную и воспитательную деятельность класса и школы;
- социально-психологическая адаптация - обеспечение межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими учащимися школы, комфортности пребывания в учреждении;
- культурная адаптация - развитие способностей учащихся, межкультурной коммуникации, формирование культурной и этнокультурной компетентности, привитие знания истории и современной жизни региона.
Для повышения качества обучения детей мигрантов педагоги совершенствуют методику обучения детей русскому языку как иностранному, расширяют спектр технологий, направленных на адаптацию и социализацию детей из числа мигрантов.
В программу курсовой подготовки учителей начальных классов, русского языка и литературы, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования включены вопросы методики преподавания русского языка как иностранного, социально-культурной адаптации мигрантов, межкультурной коммуникации, психологического сопровождения адаптации обучающихся из семей мигрантов.
Используются возможности национальных общественных объединений по распространению среди соотечественников норм и правил бытового и общественного поведения, принятых в регионе, в стране, ведется совместная профилактическая работа по недопущению проявлений национализма и религиозной нетерпимости, противодействию социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации. Данные общественные объединения активно содействуют органам власти в преодолении различных негативных проявлений в иммиграционном сообществе, возникающих преимущественно на бытовой основе и содержащих в себе потенциальную угрозу нормальному общественному развитию.
Социально-культурной и общественной адаптации иммигрантов, удовлетворению их культурных потребностей, установлению контактов с местным населением и представителями различных этнических групп, проживающими в Тюменской области, способствуют многочисленные мероприятия национально-культурного развития (характера), проводимые национальными общественными объединениями, такие как: Дни национальных культур (русской, татарской, казахской, чувашской, узбекской, еврейской, корейской, немецкой, молдавской, узбекской, украинской, белорусской, народов Северного Кавказа и Закавказья и др. культур), национальных праздников, областные фестивали национальных культур "Мост дружбы", "Радуга", "Тан йолдызы" - "Утренняя звезда", татарского фольклора "Тугарэк уен", культурно-познавательные проекты для учащейся молодежи ("Встреча культур", "Разноцветье") и историко-мемориальные мероприятия, которые являются реальным фактором обеспечения межнационального согласия, создания условий для национальной самореализации граждан, формирования их общероссийской гражданской и духовной общности, позитивного общественного сознания, атмосферы братской дружбы и единения народов.
Несмотря на постоянное увеличение миграционных потоков, межнациональные отношения в Тюменской области характеризуются как стабильные и управляемые вследствие постоянного контроля и своевременного реагирования на процессы в иммиграционном сообществе.
Важнейшим показателем характеристики этнокультурной ситуации является наличие условий для изучения родных (национальных) языков. Сохранение и развитие языкового многообразия является неотъемлемой частью их этнокультурного развития. Язык является основой этнической самоидентификации, отражает исторический опыт, является инструментом социализации, выражения и передачи этнокультурных традиций.
Согласно учебным планам общеобразовательных учреждений 10% учебного времени отводится на изучение национально-регионального компонента Тюменской области, который реализуется модульно в содержании всех предметных курсов.
Представители национально-культурных объединений вошли в состав 31 управляющих советов общеобразовательных учреждений.
Важной является и информационно-пропагандистская работа в средствах массовой информации (30 изданиями ежегодно публикуется более 1500 материалов), а также мониторинг публикаций в СМИ и сети Интернет на наличие в них проявлений экстремизма и радикализма, в том числе с использованием федеральной системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций (https://sm.fadn.gov.ru), а также выявление реальных и потенциальных субъектов подобной деятельности.
В области сформирован единый механизм по реализации государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов Российской Федерации. Разработан и реализуется межведомственный план мероприятий по реализации в Тюменской области Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации при участии некоммерческих организаций, иных общественных объединений коренных малочисленных народов Севера.
С 2010 года непосредственно в стойбищах ежегодно проводятся медицинские профилактические осмотры всех без исключения лиц из числа коренных малочисленных народов Севера. Диспансеризация коренных малочисленных народов осуществляется в соответствии с региональным стандартом медицинского осмотра коренных малочисленных народов Севера.
К коренным малочисленным народам Российской Федерации в Тюменской области в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены 100 человек, проживающих в 14 стойбищах в отдаленных труднодоступных населенных пунктах Уватского муниципального района (согласно Списку лиц, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, проживающим в Уватском муниципальном районе, а также лиц, не относящимся к коренным малочисленным народам Севера, но проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности на территории Уватского муниципального района и ведущих традиционный образ жизни). Школьники обучаются в общеобразовательных учреждениях: МАОУ "Демьянская СОШ им. А. Копотилова" и МАОУ "Уватская СОШ". В период обучения воспитанники размещаются в пришкольном интернате, в котором созданы все условия для полноценного проживания и обучения.
С целью преодоления у детей возможных затруднений в коллективах сверстников школьными психологами ведётся работа по адаптации. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом организована внеурочная деятельность по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное; общекультурное; духовно-нравственное. Школьники принимают участие в соревнованиях по биатлону, лыжным гонкам, греко-римской борьбе, волейболу, футболу, баскетболу, успешно сдают нормы ГТО.
Становлению национального самосознания способствуют "Уроки предков", которые направлены на расширение круга познания детей об обычаях своего народа, его культуре, образе жизни, истории, накопление экологических знаний, формирование уважительного отношения к своим предкам. По программе дополнительного образования "Живая нить времен" дети изучают национальный уклад жизни и отображают его в творческих проектах.
С 2012 года на плановой основе осуществляются регулярные вертолетные перевозки между стойбищами и районным центром. Важной формой социальной поддержки является ежегодное приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера.
Исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Тюменской области проводится работа по нормализации социально-экономических аспектов жизни цыганского населения, снятию (либо смягчению) возникающих проблемных ситуаций, интеграции цыган в общественную жизнь.
Вовлечению цыган в межкультурный диалог, установлению взаимопонимания способствует проведение профилактической работы с представителями цыганских таборов, а также участие самодеятельных цыганских коллективов в областном фестивале национальных культур "Мост дружбы", областном фестивале детского национального художественного творчества "Радуга", проведение Дней цыганской культуры в рамках целевого проекта "Дни национальных культур народов Тюменской области".
В регионе созданы организационные, материально-технические, финансовые и институциональные условия для возрождения и становления казачества в целях его самоорганизации и самореализации, вовлечения в решение задач социально-экономического и общественного развития региона. Органы государственной власти, органы местного самоуправления во взаимодействии с казачьими обществами и общественными организациями казаков проводят последовательную работу по исполнению областного плана мероприятий по реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года.
В Тюменской области ведется целенаправленная работа по поддержке русскоязычного населения за рубежом, сохранению и развитию языкового и культурного наследия, расширению всесторонних взаимовыгодных связей с соотечественниками в рамках реализации Сводного комплексного Плана основных мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом на период до 2020 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации".
В Тюменской области наряду с удовлетворением этнокультурных запросов в приоритетном порядке осуществляется государственная поддержка мероприятий, пропагандирующих идеи общероссийской гражданской идентичности, единства российской нации.
Ежегодно проводится 6 областных национальных фестивалей, свыше 50 национальных праздников, множество мероприятий в рамках целевого проекта "Дни национальных культур народов Тюменской области".
Развитие этнокультурного потенциала народов России, проживающих в Тюменской области, социализация этнокультурных сообществ, их интеграция в гражданское общество, межэтническое и межрелигиозное сотрудничество, противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации экстремизму играют важную роль в укреплении общественно-политической и социально-экономической стабильности российского общества.
В основу всей организационно-управленческой деятельности, принятия решений по вопросам этноконфессиональных и общественно-политических отношений в Тюменской области положен систематический мониторинг ситуации, процессов и тенденций в курируемых сферах.
Результатом последовательно осуществляемых мер в рамках государственной программы Тюменской области является стабильная на протяжении последних лет тенденция оздоровления общественной атмосферы, выражающаяся в упрочнении единства гражданского согласия во взаимоотношениях между людьми различных национальностей, вероисповеданий, политических предпочтений, существенном снижении протестного потенциала в обществе.
Общая характеристика ситуации в религиозной сфере
Ситуация в религиозной сфере в Тюменской области характеризуется как стабильная, имеющая положительную динамику развития. Её особенностью является:
- отсутствие протестных акций на религиозной основе;
- активное участие религиозных организаций в реализации общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;
- усиление социальной направленности в деятельности религиозных организаций;
- реализация религиозными организациями программ духовно-нравственного просвещения и воспитания;
- конструктивное взаимодействие религиозных организаций и органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе в целях профилактики экстремистских проявлений на религиозной основе.
В регионе отсутствуют устойчивые религиозные группы, способные вести или ведущие системную деятельность по укоренению в общественном сознании экстремистских и террористических концепций, призывающие к насильственным действиям в отношении граждан в связи с их религиозной или национальной принадлежностью.
В тоже время, имеются факторы (явления), негативно влияющие на развитие межрелигиозных, общественно-религиозных и государственно-конфессиональных отношений в Тюменской области, способствующие снижению гражданской лояльности отдельных представителей религиозных объединений, действующих в Тюменской области, а также распространению радикальных религиозных воззрений.
Внешние факторы влияния:
- деструктивная деятельность международных фундаменталистких и экстремистских центров;
- распространение идей радикализма и экстремизма, литературы и агитационных материалов проповедующих ксенофобию в отношении инаковерующих и нерелигиозных граждан;
- активные миграционные процессы.
Внутренние факторы влияния:
- недостаточный образовательный уровень священнослужителей;
- наличие межконфессиональных предубеждений;
- попытки использования религиозного фактора в политических и иных целях;
- попытки придания религиозной окраски конфликтам на бытовой почве.
В целях предупреждения и предотвращения указанных негативных явлений, а также обеспечения межконфессионального согласия и общественно-политической стабильности в регионе, дальнейшего развития сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений, в рамках государственной программы предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на:
- укоренение в общественном сознании принципов свободы совести и свободы вероисповедания;
- противодействие распространению религиозной ксенофобии;
- неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации и Тюменской области;
- повышение правовой и социальной компетентности руководителей и актива религиозных организаций, действующих в Тюменской области;
- поощрение религиозных организаций в осуществлении социального служения.
Предупреждение проявлений религиозного экстремизма в Тюменской области осуществляется путём системной реализации программных мероприятий органами государственной власти и местного самоуправления Тюменской области совместно с религиозными объединениями, институтами гражданского общества, представителями науки, образования и бизнеса, а также территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
В результате совместной реализации указанных мероприятий, направленных на возрождение и сохранение историко-культурного наследия и духовных ценностей народов, обеспечение межконфессионального согласия, взаимодействие и укрепление сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений, общественно-религиозные и государственно-конфессиональные отношения в Тюменской области носят конструктивный характер.
В религиозных организациях значительно активизировалась практика социального служения в форме непосредственной и адресной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, детям-сиротам, бездомным, нарко и алкозависимым, лицам, находящимся в местах исполнения наказаний, а также гражданам в лечебных учреждениях.
Возросла роль религиозных организаций традиционных для России конфессий в духовно-нравственном воспитании молодёжи в результате их активного участия в реализации комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в образовательных учреждениях Тюменской области, деятельности многочисленных воскресных школ и групп по обучению основам религии и религиозному воспитанию своих последователей, а также реализации иных общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.
Основная форма взаимодействия - это, прежде всего, индивидуальная работа и постоянный диалог с руководителями централизованных и местных религиозных организаций. Результатом работы являются конструктивные взаимоотношения, взаимопонимание, информированность о проблемных вопросах, возникающих у религиозных организаций, и принимаемых мерах.
Важным инструментом данного взаимодействия является деятельность Координационного Совета по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений Тюменской области, Координационного совета религиозных организаций мусульман Тюменской области, Совета христианских церквей Тюменской области, Тюменского областного фонда "Оказания содействия религиозным организациям мусульман Тюменской области".
Руководители религиозных организаций традиционных для России конфессий принимают активное участие в работе Общественной палаты Тюменской области и межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Тюменской области.
По состоянию на 01.10.2018 года в Тюменской области действует 244 религиозные организации 19 конфессий, в том числе: православных - 92; мусульманских - 93; протестантских - 48; католических - 5, функционирует 223 объекта религиозного назначения.
Наибольшим числом культовых зданий располагает Тобольская Митрополия Русской Православной Церкви - 107 церквей и молельных домов и мусульманские общины - 84 мечети и молельных дома.
На партнерских условиях религиозным организациям оказывается государственная поддержка при реставрации и восстановлении культовых зданий. Данная финансовая и организационная помощь оказывается в рамках исполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации по противодействию экстремизму от 19.02.2013 NПр-336.
В Тюменской области сформирована и действует система религиозного образования и просвещения, способствующая удовлетворению граждан в свободе совести и вероисповедания, а также обеспечению религиозных организации подготовленными кадрами священнослужителей.
Сложившейся сетью учреждений духовного образования располагает православие, в том числе:
Тобольская духовная семинария, образованная в 1743 году. В настоящее время, данное учебное учреждение является крупнейшим духовным образовательным центром от Урала до Дальнего Востока. С 2014 года в семинарии открыта магистратура. В стенах семинарии обучается 282 студента из 15 епархий. Возглавляет семинарию митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий. Количество преподавателей - 71 человек. Срок обучения - 5 лет. За время деятельности семинария осуществила 26 выпусков в количестве 1089 человек;
Тюменское духовное училище - образовано в 1761 году. Учебное учреждение возрождено в 1997 году при Тюменском Свято-Троицком монастыре. С 1997 года училище осуществило 20 выпусков учащихся в количестве 280 человек. В настоящее время в училище обучается 35 учащихся, срок обучения - 2 года;
Тобольская православная гимназия - образована в 1994 году. Учебное учреждение осуществило 24 выпуска в количестве 299 учащихся. В настоящее время в гимназии обучается 231 человек;
Тюменская православная гимназия - образована в 1999 году. Учебное учреждение осуществило 17 выпусков в количестве 522 учащихся. В настоящее время в гимназии обучается - 250 человек;
Ялуторовская православная гимназия - образована в 2007 году. В настоящее время в ней обучается 50 учащихся с 1 по 4 класс. Гимназия осуществила 8 выпусков в количестве 96 человек;
Ишимская православная гимназия образована в 2003 году. В настоящее время в ней обучаются 117 учащихся. За время своей деятельности осуществила 6 выпусков учащихся в количестве 60 человек.
В системе духовного образования в Тюменской области протестантизм представлен Тюменской Библейской Семинарией Христиан Веры Евангельской, созданной в 1998 году. Данное учебное учреждение внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 14.08.2002. В 2018 году в Семинарии по 5-летней программе образования завершили обучение 48 студентов, по программе магистратуры богословия - 3 студента. В настоящее время в Семинарии обучается 180 студентов по 5-летней программе образования, а также 34 студента по программе магистратуры богословия.
В целях повышения уровня правовой, общекультурной и социальной компетентности имамов мечетей, председателей и активистов местных мусульманских религиозных организаций, в рамках государственной программы Тюменской области на системной основе проводятся учебные курсы, с привлечением преподавателей Российских исламских университетов и институтов г. Казани, и г. Уфы, г. Санкт-Петербурга и г. Москвы, а также учёных Тюменского государственного университета, специалистов Комитета по делам национальностей Тюменской области и территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти.
Духовное воспитание и просвещение осуществляется православными религиозными организациями в форме воскресных школ. При православных храмах в 60 воскресных школах обучается 1740 человек.
При мечетях действует 22 группы по обучению основам ислама, которые посещают более 200 человек.
При протестантских церквях, входящих в состав Совета христианских церквей, действует 27 групп по религиозному обучению и воспитанию. Количество слушателей составляет более 600 человек.
Ситуация в сфере общественно-политических отношений в Тюменской области характеризуется как стабильная, имеющая в последние годы очевидную позитивную динамику. Общественная жизнь во всех поселениях Тюменской области носит конструктивный характер. По состоянию на 04.10.2018 в Тюменской области зарегистрировано 2087 некоммерческих организаций, в том числе: 925 общественных объединений и 1162 иных некоммерческих организации.
Действуют 47 региональных отделений общероссийских политических партий. В то же время публичную активность проявляет не более десятка партийных объединений.
В качестве примера, характеризующего партийно-политическую ориентацию избирателей Тюменской области, можно привести результаты распределения голосов избирателей по итогам выборов депутатов Тюменской областной Думы, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации.
В целях обеспечения общественно - политической стабильности в Тюменской области последовательно реализуется ряд специальных комплексных целевых проектов, направленных на поддержку институтов гражданского общества, в том числе:
- Общественная палата Тюменской области образована в соответствии с Законом Тюменской области N 29 от 10.06.2010 "Об Общественной палате Тюменской области" в целях содействия согласованию общественно значимых интересов граждан, государственных органов Тюменской области и органов местного самоуправления при рассмотрении наиболее важных вопросов социально-экономического и общественно-политического развития Тюменской области, защиты прав и свобод граждан.
Первое заседание действующего созыва Общественной палаты состоялось 21 апреля 2017 года (срок полномочий созыва до 21 апреля 2020 года).
В состав Общественной палаты вошли 102 представителя некоммерческих организаций, иных общественных объединений, религиозных организаций, общественных советов, общественных палат муниципальных образований Тюменской области, которые представляют интересы и объединяют инициативы десятков тысяч жителей региона (многочисленные ветеранские, профсоюзные, патриотические, спортивные, инвалидные организации, землячества и др.).
Общественная палата Тюменской области является дискуссионной площадкой и формой прямого диалога власти, бизнеса и общественности с целью построения конструктивных общественных отношений. Органами Общественной палаты Тюменской области являются Совет и 15 комиссий Общественной палаты. Для изучения, подготовки к рассмотрению вопросов и выработки рекомендаций по основным направлениям деятельности могут создаваться рабочий группы Общественной палаты.
Сегодня региональная Общественная палата стала системообразующим элементом общественного контроля в регионе, авторитетнейшим институтом гражданского общества. При Общественной палате действуют 5 групп общественного контроля в сферах строительства и ЖКХ, спорта и молодежной политики, предоставления государственной поддержки социально ориентированных НКО, экологии, по вопросам садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Ежедневно в Общественной приемной Общественной палаты Тюменской области ведется прием граждан и их обращений по социально - бытовым вопросам, правовому просвещению, еженедельно проводятся гражданские слушания (г. Тюмень, ул. Котовского, 54).
Результаты мониторингов, гражданских слушаний, актуальные вопросы общественно - политической жизни, деятельности Общественной палаты Тюменской области размещаются на официальном сайте: www.op72.ru, а также газеты "Гражданская трибуна Тюменской области" (издается с 2004 года, периодичность - 1 раз в месяц, тираж - 3000 экз.).
- Координационный совет ветеранов локальных войн, военной службы и членов их семей (действует с 2003 г.) является формой консолидации ветеранских движений, общественных объединений, органов исполнительной власти, составной частью государственной и общественной системы гражданского и патриотического воспитания, способствует распространению инновационных форм и направлений работы, созданию условий для их практической реализации, повышению эффективности и качества реализуемых программ и проектов. Координационный совет объединяет 45 общественных организаций, представляющих около 300 тыс. жителей Тюменской области, содействует увековечению памяти погибших военнослужащих, оказанию помощи и поддержки членам их семей, военно-патриотическому воспитанию молодежи.
В Тюменской области созданы благоприятные институциональные условия для налаживания конструктивного диалога различных социальных и политических сил, общества и органов государственной власти региона, для реализации гражданских инициатив, участия населения в реализации социально полезных программ и мероприятий.
Реализация информационной кампании, направленной на обеспечение гражданского единства народов и гармонизацию этноконфессиональных отношений в Тюменской области
Комплексная информационная работа, направленная на обеспечение гражданского единства народов России и гармонизацию этноконфессиональных отношений в Тюменской области осуществляется в рамках Государственной программы по средством реализации целевого проекта "Информационно-пропагандистская работа с населением области в этнической среде" с использованием возможностей информационных технологий, печатных и электронных средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и социальной рекламы.
На основе государственной поддержки по инициативе и при непосредственном участии актива национальных общественных объединений, религиозных организаций в Тюменской области осуществляется содействие производству и размещению в теле и радиоэфире социальной рекламы и иной видеопродукции, создание тематических радио и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, издание художественной, научно-методической, справочной литературы, направленных на объективное информирование населения о деятельности общественных объединений граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов России.
Информационные ресурсы (при финансовой и организационной поддержке Правительства Тюменской области):
Печатные средства массовой информации:
газета "Янарыш"/ "Возрождение" на русском и татарском языках;
журнал "Мир национальностей";
научно-методический и репертуарно-информационный альманах "Национальные культуры региона";
тематические (целевые) полосы в районных и городских газетах Тюменской области.
Электронные средства массовой информации:
цикл телепрограмм "Родина";
телепрограмма "Яна сулыш" ("Новое дыхание") на русском и татарском языках;
телепрограмма "Себер йолдызлары" ("Звезды Сибири") на русском и татарском языках;
радиопрограмма "Жизнь национальностей";
радиопрограмма "Дусларга сукмак"/ "Дорога к друзьям" на русском и татарском языках.
Средства массовой информации, учредителями которых являются национальные, религиозные общественные организации Тюменский области (оказывается финансовая поддержка Правительства Тюменской области):
"Таван"/ "Родня" (газета на русском и чувашском языках, учредитель - Тюменская областная общественная организация "Ассоциация чувашей "Таван");
журнал "Православный Сибирячок", журнал "Православный просветитель", "Сибирская православная газета" (учредитель - ЦРО Тобольско-Тюменская епархия РПЦ МП );
областная духовная культурно-просветительская мусульманская газета "Хикмет" / "Суть" на татарском и русском языках (учредитель - ЦРО Духовное управление мусульман Тюменский области).
Интернет-ресурсы, направленные на обеспечение гражданского единства народов и гармонизацию этноконфессиональных отношений в Тюменской области:
официальный портал органов государственной власти Тюменской области, admtyumen.ru;
Интернет-портал общественных объединений "Диалог", www.dialog-urfo.ru;
мусульманский информационно-просветительский портал "Аль-хакк"/ "Истина", www.al-hakk.ru;
- официальные сайты и официальные аккаунты национальных общественных объединений и религиозных организации Тюменской области;
- официальные аккаунты Комитета по делам национальностей Тюменской области в социальных сетях.
Информационное сопровождение способствует решению задачи содействия укреплению гражданского единства и гармонизации этноконфессиональных отношений, формированию в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов Тюменской области, развитию культуры межнационального и межконфессионального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России.
Субъекты антиэкстремистской деятельности
Федеральные органы |
Исполнительные органы государственной власти Тюменской области, общественные органы и организации |
Органы местного самоуправления, общественные органы организации |
Управление МВД России по Тюменской области |
Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму |
Администрации муниципальных районов и городских округов |
Региональное управление ФСБ России по Тюменской области |
Координационное совещание по обеспечению правопорядка в Тюменской области |
Муниципальные координационные совещательные органы, общественные советы |
Комитет по делам национальностей Тюменской области | ||
Координационный Совет по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в Тюменской области | ||
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тюменской области |
Общественная палата Тюменской области, общественные советы при органах власти |
Муниципальные общественные палаты, местные некоммерческие организации, национальные и иные общественные объединения, религиозные организации |
Департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области | ||
Департамент образования и науки Тюменской области | ||
Управление Министерства юстиции России по Тюменской области |
Департамент физической культуры, спорта и дополнительного образования Тюменской области |
Местные СМИ |
Департамент культуры Тюменской области | ||
Совет ректоров высших учебных заведений Тюменской области | ||
Совет директоров образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования Тюменской области | ||
Координационный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области | ||
Координационный Совет ветеранов локальных войн, военной службы и членов их семей | ||
Координационный совет религиозных организаций, объединяющий ДУМ ТО, тюменский казыят ДУМ АЧР и тюменский махтасибат ЦДУМ | ||
Молодёжный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области | ||
СМИ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.