Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 18.12.2018 N 1784
Информация
о реализации Закона Тюменской области "О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области" (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 26.11.2018)
В рамках предусмотренного статьей 3 Закона Тюменской области от 05.07.2013 N 63 "О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области" полномочия исполнительных органов государственной власти Тюменской области по разработке, утверждению и реализации областных программ развития образования с учетом социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Тюменской области постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 698-п утверждена государственная программа Тюменской области "Развитие образования и науки" до 2020 года и на плановый период до 2025 года (далее - государственная программа).
Государственная программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Цели и задачи государственной программы соответствуют системе целей, приоритетов и задач, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, и направлены на повышение уровня и качества жизни населения в части обеспечения качественными услугами образования, в том числе:
- обеспечение потребностей населения в услугах образования,
- создание условий для развития детей дошкольного возраста,
- формирование конкурентоспособного и социально-адаптированного выпускника,
- обеспечение региона востребованными квалифицированными профессиональными кадрами.
В целях определения стратегических направлений реформирования и концепции развития образовательных организаций приняты Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством Российской Федерации от 28.05.2014 N 3241п-П8, и План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в сфере образования Тюменской области, направленные на повышение эффективности и качества услуг", утвержденный распоряжением Правительства Тюменской области от 06.03.2013 N 306-рп.
На условиях софинансирования принимается участие в федеральных программах и проектах, в частности:
- государственной программе Российской Федерации "Развитие образования";
- "Доступная среда" (предусмотрено увеличение числа образовательных организаций, в которых создаются все необходимые условия для совместного обучения детей-инвалидов, других маломобильных групп населения и детей, не имеющих отклонений в развитии, развитие системы информационно-методического и кадрового обеспечения в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов);
- приоритетных проектах в сфере образования. Так, например, в рамках проекта "Создание современной образовательной среды для школьников" продолжается реализация мероприятий по взаимодействию с частными инвесторами, осуществляющими застройку новых жилых микрорайонов с целью своевременного создания образовательной инфраструктуры, в том числе на основе государственно-частного партнерства.
Государственная программа финансируется за счет средств областного бюджета.
Финансовое обеспечение государственной программы в 2017 - 2018 годах составляет:
- 2017 год - 18 769 558,7 тыс. рублей;
- 2018 год - 21 887 559,6 тыс. рублей.
Источниками финансирования мероприятий государственной программы могут являться федеральные средства. Объем средств федерального бюджета составляет:
- 2017 год - 87 383,2 тыс. рублей;
- 2018 год - 258 615,3 тыс. рублей.
В рамках реализации мероприятий государственной программы предусматривается поддержка городских округов и муниципальных районов Тюменской области в виде субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов.
Информация о плановых и фактических значениях показателей государственной программы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Показатель |
Фактическое значение за 2017 год |
2018 год |
Примечание |
|
плановое значение |
фактическое значение по состоянию на 30.06.18 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Удельный вес численности обучающихся в образовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования, % |
88 |
90 |
88 |
До конца года планируется достижение планового значения показателя. В плановом значении предусмотрен контингент 2018/2019 учебного года |
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, % |
100 |
100 |
100 |
- |
Доля обучающихся по программам общего образования, охваченных организованной внеурочной занятостью и дополнительным образованием на базе организаций всех видов и типов, % |
90 |
91 |
91 |
- |
Доля научно-инновационных разработок вузов и научных организаций, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Тюменской области, от общего количества научно-инновационных разработок, % |
84 |
84 |
84 |
- |
Доля образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций, % |
53 |
53 |
53 |
- |
Доля профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций, % |
80 |
80 |
80 |
- |
Доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций, % |
87 |
92 |
92 |
- |
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и услуг дошкольного образования, % |
80 |
85 |
81 |
До конца года ожидается достижение планового значения |
Доля выпускников очной формы обучения профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), % |
70 |
72 |
72 |
- |
Удельный вес числа общеобразовательных организаций, имеющих все виды благоустройства (водоснабжение, центральное отопление, канализация), в общем числе общеобразовательных организаций, % |
96 |
96 |
96 |
- |
в том числе на сельских территориях |
93,1 |
93,4 |
93,1 |
- |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в сфере общего образования региона, % |
99,5 |
100 |
92,3 |
Невыполнение целевых ориентиров обусловлено резким увеличением средней заработной платы в сфере общего образования за первое полугодие 2018 года в связи с включением отпускных выплат в фонд заработной платы июня |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в регионе (начиная с 2015 года - к среднемесячному доходу от трудовой деятельности), % |
102,8 |
100 |
121,3 |
- |
Отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, к средней заработной плате в регионе (начиная с 2015 года - к среднемесячному доходу от трудовой деятельности), % |
109,4 |
100 |
130,9 |
- |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к средней заработной плате в регионе (начиная с 2015 года - к среднемесячному доходу от трудовой деятельности), % |
105,8 |
100 |
109,5 |
- |
Удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций, % |
28,3 |
29 |
28,3 |
До конца года ожидается достижение планового значения |
Доля представителей работодателей, привлекаемых к проведению учебных занятий в рамках профессионального цикла дисциплин, от общего количества преподавателей профессионального цикла дисциплин, % |
40 |
40 |
40 |
- |
Доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году), % |
102 |
103 |
103 |
- |
Доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости, % |
4 |
3 |
3 |
- |
Доля профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, % |
40 |
40 |
40 |
- |
Количество новых мест в общеобразовательных организациях, ед. |
8 354 |
4 788 |
8 354 |
Указано число созданных мест в 2017/2018 учебном году за счет оптимизации загруженности школ и иных мероприятий, ориентированных на эффективное использование внутренних резервов образовательного пространства различных организаций |
Доля общеобразовательных школ, имеющих скорость подключения к сети Интернет - от 10 Мбит/с и выше, % |
16 |
34 |
41 |
- |
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Тюменской области, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), в том числе Порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений, утвержден постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 426-п.
В рамках полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечению дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), утверждению нормативов расходов областного бюджета на обеспечение указанных государственных гарантий и определению условий их применения распоряжением Правительства Тюменской области от 28.12.2016 N 1596-рп "О предоставлении субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в образовательных организациях" утверждены:
- значения нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в расчете на одного обучающегося в год;
- поправочные коэффициенты к нормативам финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.
Фактические расходы на обеспечение данного полномочия в 2017 году составили 12 130,11 млн. рублей, на 2018 год запланировано 13 496,99 млн. рублей.
В рамках организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях Тюменской области реализуется комплекс мероприятий.
ГАОУ ТО "Физико-математическая школа" (контингент - 360 чел.) обеспечивается реализация основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования, предоставление дополнительного образования профильной (физико-математической и химико-биологической) направленности.
Кроме того, учреждением осуществляются организация и проведение олимпиад, конкурсов, мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности.
ГАОУ ТО "Гимназия российской культуры" (контингент - 502 чел.) обеспечивается реализация основных общеобразовательных программ начального, основного и среднего общего образования, предоставление дополнительного профильного (гуманитарного) образования.
Фактические расходы на обеспечение данного полномочия в 2017 году составили 176,34 млн. рублей, на 2018 год запланировано 215,74 млн. рублей.
Государственных дошкольных образовательных организаций в Тюменской области не имеется. Вместе с тем во всех муниципальных образовательных организациях, расположенных в Тюменской области, созданы условия, необходимые для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей. По состоянию на 01.11.2018 дошкольное образование в группах "полного дня" получают 95,1 тыс. детей, что на 4 тыс. детей больше относительно аналогичного показателя прошлого года.
В рамках полномочия по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами распоряжением Правительства Тюменской области от 25.12.2017 N 1555-рп утверждены нормативы для предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечения дополнительного образования детей в образовательных организациях.
Наравне с муниципальными организациями предусмотрено финансирование частных дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, в соответствии с установленными нормативами. Размер субсидии зависит от численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации, формы предоставления услуги и режима пребывания ребенка в детском саду.
Фактические расходы на обеспечение данного полномочия в 2017 году составили 74,94 млн. рублей, на 2018 год запланировано 100,16 млн. рублей.
В рамках полномочия по организации предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования, реализуется комплекс мероприятий.
Постановлением Правительства Тюменской области от 24.02.2014 N 71-п утвержден Порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема (в том числе порядок определения общего объема контрольных цифр приема) для обучения за счет средств областного бюджета.
Контрольные цифры приема устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, ежегодно по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки с выделением очной, очно-заочной и заочной форм обучения в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете.
Контрольные цифры приема устанавливаются в рамках определенных уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области общих объемов контрольных цифр приема.
Общие объемы контрольных цифр приема определяются уполномоченным органом исполнительной власти области на основе анализа потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах и взаимодействия с работодателями и их объединениями, исходными материалами для которого являются:
а) данные о текущем состоянии рынка труда и прогнозные данные состояния рынка труда на трехлетний период в разрезе муниципальных образований;
б) текущая и прогнозная потребность предприятий в работниках с учетом планируемого высвобождения, замещения работников и расширения (сокращения) производства на ближайшие три года в разрезе муниципальных образований;
в) данные о подготовке, выпуске и распределении специалистов, предоставляемые организациями, оказывающими образовательные услуги в сфере среднего профессионального и высшего образования;
г) данные о количестве выпускников общеобразовательных организаций в текущем учебном году.
Фактические расходы на обеспечение данного полномочия в 2017 году составили 1 896,32 млн. рублей, на 2018 год запланировано 2 006,02 млн. рублей.
Фактические расходы на обеспечение полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях Тюменской области в 2017 году составили 10,62 млн. рублей, на 2018 год запланировано 12,93 млн. рублей. Организация предоставления дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств (хореографическое творчество, фортепиано, народные инструменты, духовые и ударные инструменты, хоровое пение) осуществляется в рамках государственного задания, доводимого до отделения искусств и культуры им. А.А. Алябьева ГАПОУ ТО "Тобольский многопрофильный техникум". Среднегодовой контингент обучающихся составляет 196 человек.
Фактические расходы на обеспечение полномочия по организации предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях Тюменской области в 2017 году составили 76,1 млн. рублей, на 2018 год запланировано 76 млн. рублей.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" принято распоряжение Правительства Тюменской области от 31.03.2014 N 445-рп, которым определен комплекс мер по увеличению доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37%. Комплексом мер предусмотрено создание условий для непрерывного обучения взрослого населения, расширение перечня и форм предоставления образовательных услуг.
По данным статистического наблюдения, всего в Тюменской области в 2017 году профессиональную подготовку и повышение квалификации в организациях, реализующих программы дополнительного профессионального образования (независимо от формы собственности), прошли 225 758 слушателей.
Дополнительные профессиональные программы реализуют все подведомственные уполномоченному органу исполнительной власти области в сфере образования образовательные организации, в том числе Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.
В 2017 году в профессиональных образовательных организациях профессиональную переподготовку и повышение квалификации прошли 18 589 слушателей, в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования - 10 333 слушателя (в том числе за счет средств регионального бюджета - 8 187 слушателей).
Структурными подразделениями всех федеральных образовательных организаций высшего образования, расположенных в Тюменской области, также осуществляется реализация дополнительных профессиональных программ, в том числе с учетом потребности региона в подготовке кадров соответствующей квалификации (профессии). Подготовку по программам дополнительного профессионального образования в данных образовательных организациях прошли 15 094 слушателя.
Фактические расходы на обеспечение полномочия по организации обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Тюменской области учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, в 2017 году составили 1,54 млн. рублей, на 2018 год запланировано 11,06 млн. рублей.
Обеспечение учебниками осуществляется за счет средств областного бюджета (централизованные закупки), муниципальных бюджетов и средств школ (субвенция на реализацию государственного образовательного стандарта и внебюджетные средства). К началу 2018/19 учебного года все школы области были обеспечены учебниками (100%), количество учебников на 1 ученика составляет 18 экземпляров.
В рамках введения единого историко-культурного стандарта во всех общеобразовательных организациях к началу 2017/2018 учебного года была проведена замена учебников по курсу "История России" (6 - 10 кл.). За счет средств областного бюджета приобретено 156,5 тыс. экз.
Кроме того, в 2018 году в рамках государственной программы "Доступная среда" приобретено за счет средств областного и федерального бюджетов 2 367 экз. учебников для обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам.
Обучающиеся общеобразовательных организаций обеспечены бесплатными учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Общеобразовательные организации в течение года приобретали учебники, заключая договоры поставки непосредственно с издательствами, которым принадлежит исключительное право на выпуск данной литературы.
Всего в 2017/2018 учебном году приобретено 746 834 экз. на печатной основе, 2 469 экз. в электронном формате.
Обеспечивается осуществление мониторинга в системе образования на уровне Тюменской области.
Мониторинг системы образования осуществляется:
- в соответствии со статьей 97 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Правилами осуществления мониторинга системы образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", в целях обеспечения открытости и доступности информации о системе образования Тюменской области;
- на основе показателей мониторинга системы образования (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 N 955) и методики их расчета (письмо Минпросвещения России от 11.10.2018 N 02-72) в соответствии с перечнем обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу (постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662).
Фактические расходы на обеспечение полномочия по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, в 2017 году составили 46,55 млн. рублей, на 2018 год запланировано 55,29 млн. рублей.
В Тюменской области функции Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи выполняет региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Семья". Вместе с тем в области работают центральная психолого-медико-педагогическая комиссия и муниципальные психолого-медико-педагогические комиссии.
С 2014 года во всех муниципальных образованиях созданы психолого-педагогические комиссии и/или центры, действующие на постоянной основе, в состав которых включены психологи, логопеды, дефектологи и другие узкие специалисты, осуществляется методическое сопровождение деятельности комиссий, организована работа постоянно действующего семинара, консультирование для специалистов муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий специалистами областной комиссии. В области действуют 26 психолого-медико-педагогических комиссий.
За 2017/2018 учебный год центральной психолого-медико-педагогической комиссией осмотрено 634 ребенка, проконсультировано 942 ребенка, 970 родителей и 416 специалистов сопровождения. Муниципальными психолого-медико-педагогическими комиссиями всего осмотрено 7 525 детей, проконсультировано 3 396 детей, 6 251 родитель и 3 748 специалистов сопровождения.
Все комиссии работают на основании положения о психолого-медико-педагогической комиссии и порядка проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, утвержденных совместно органами исполнительной власти в сфере образования и в сфере здравоохранения.
Основными направлениями деятельности муниципальных комиссий и/или центров являются:
- диагностическое (проведение комплексного обследования детей с целью своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций);
- психолого-педагогическое (консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников);
- коррекционно-развивающее (проведение компенсирующих занятий с обучающимися, оказание логопедической помощи обучающимся);
- консультативно-просветительское (помощь обучающимся в профориентации, получении профессий и социальной адаптации);
- организационно-методическое (обеспечение деятельности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, специалистов служб сопровождения в области коррекционной педагогики).
Сопровождение детей-инвалидов в общеобразовательных организациях осуществляется как специалистами психолого-медико-педагогических комиссий, так и школьными консилиумами.
Школьные консилиумы обеспечивают сопровождение учащихся в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, с учетом состояния соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
В каждой общеобразовательной организации разработана программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, которая включает следующие направления:
- своевременное выявление детей данной категории;
- формирование учебного плана и программы сопровождения в соответствии с рекомендуемой адаптированной программой обучения, реализация специальной индивидуальной программы развития;
- подготовка рекомендаций по оказанию помощи семье и детям в условиях образовательной организации;
- проведение мероприятий для учителей, специалистов сопровождения по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения образования и коррекционных услуг;
- обеспечение возможности обучения, воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- оказание консультационной и методической помощи родителям (законным представителям) детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья по социальным, правовым и другим вопросам.
С целью систематизации и своевременного контроля реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов ведется "Банк данных инвалидов, детей-инвалидов Тюменской области".
Психолого-медико-педагогической комиссией г. Тюмени реализуется механизм совместного с некоммерческой организацией "Открой мне мир" оказания консультационной помощи родителям, педагогам по вопросам обучения, сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
Услуги коррекционного характера оказывают 145 учителей-логопедов, 178 педагогов-психологов, 22 учителя-дефектолога, 652 медицинских работника. Указанные педагогические работники входят в штат образовательных организаций. Кроме того, в области реализуются сетевые формы организации работы и предоставления услуг различными специалистами, в том числе входящими в штат иных организаций и ведомств и оказывающими услуги на безвозмездной основе в рамках межведомственного взаимодействия.
В рамках полномочия по созданию условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализуется комплекс мероприятий.
Во исполнение Федерального закона N 392-ФЗ от 05.12.2017 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" на основании протокола заочного голосования Совета Общественной палаты Тюменской области от 24.04.2018 при уполномоченном органе исполнительной власти области в сфере образования сформирован Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - Общественный совет). Утверждено положение об Общественном совете. Председателем Общественного совета избрана Худякова В.Т., председатель Тюменской межрегиональной профсоюзной организации работников народного образования и науки. Сформирован план работы Общественного совета на 2018 год.
В соответствии с планом работы решением Общественного совета утверждены перечни организаций, подлежащих независимой оценке в 2018 году.
В 2018 году проведение независимой оценки качества оказания услуг проводится в отношении 131 образовательной организации Тюменской области (32% от общего количества образовательных организаций, подлежащих оценке), из них:
- 47 муниципальных общеобразовательных школ г. Тюмени;
- 56 муниципальных учреждений дошкольного образования г. Тюмени;
- 15 государственных профессиональных образовательных организаций;
- 13 организаций дополнительного образования детей г. Тюмени.
Сформировано и рассмотрено на заседании Общественного совета техническое задание на оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации для проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность в Тюменской области.
По результатам электронного аукциона заключен контракт с исполнителем на оказание указанных услуг.
В настоящее время организацией-оператором (ООО "Валькнут") завершается проверка сайтов образовательных организаций, начинаются работы по анкетированию получателей услуг.
Фактические расходы на обеспечение проведения независимой оценки качества образования в 2017 году составили 0,32 млн. рублей, на 2018 год запланировано 0,58 млн. рублей.
Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 571-п утвержден Порядок признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками.
Региональными инновационными площадками признаются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные действующие в сфере образования организации, а также их объединения, независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности, реализующие проекты (программы), которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования, с учетом основных направлений социально-экономического развития Тюменской области, реализации приоритетных направлений развития Тюменской области в сфере образования.
В рамках полномочия по созданию условий для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику реализуется комплекс мероприятий.
Инициируются перспективные образовательные проекты, в том числе Высшая политехническая школа. В рамках этого проекта реализуется магистерская программа "Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа". В обучении используется новая модель инженерного образования, предусматривающая выполнение групповых проектов (5 - 7 человек), направленных на решение реальных производственных задач в российских нефтегазовых компаниях. Выпускники программы отличаются не только наличием инженерных компетенций, но и приобретают лидерские навыки, умение работать в команде, знание иностранных языков. В 2018 году проведено обучение руководителей и специалистов ПАО "Газпром нефть" и ПАО "СИБУР Холдинг" по программе "HSE-Менеджмент".
В сентябре 2017 года в Тюменском государственном университете открыто новое научно-образовательное подразделение - Школа перспективных исследований. Стратегической целью является обеспечение уникального высококлассного образования для наиболее подготовленных, талантливых и мотивированных студентов из России и из-за рубежа. На постоянную работу приглашены профессора, имеющие опыт работы в этих форматах в университетах различных стран мира. Обучение будет осуществляться по семи специальностям (история, биология, медиакоммуникации, прикладная информатика, социология, экономика, искусство и гуманитарные науки) на двух языках (русский и английский).
Также в 2017 году на базе Тюменского государственного университета в рамках гранта за счет средств федерального бюджета "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" создан Тюменский региональный центр компетенций в области онлайн-обучения, целью которого является создание условий для развития онлайн-обучения, формирования региональной инфраструктуры и кадрового потенциала онлайн-обучения, компетенций в области онлайн-обучения сотрудников и обучающихся образовательных организаций различных уровней образования Тюменской области для широкого и эффективного использования онлайн-курсов при реализации основных образовательных программ.
В 2018 году состоялся первый набор в Высшую инженерную школу на базе Тюменского индустриального университета. Внедрение новых методов обучения и принципов организации образовательного пространства позволит сформировать инженеров, способных конструировать инструменты управления будущим и быть конкурентоспособными на рынке труда. Студенты самостоятельно выстраивают образовательную траекторию, выбирают дисциплины, которые необходимы для реализации их проекта.
Такие образовательные программы предусматривают развитие soft-компетенций и инженерного творчества. Неотъемлемой частью обучения является вовлечение в общественную, творческую, научную и предпринимательскую деятельность.
Также в 2018 году создан Институт экологической и сельскохозяйственной биологии Тюменского государственного университета (X-BIO). Институт включает в себя исследовательские группы в области микрофлюидики, химии природных соединений, растениеводства, биологии почв, микробиологии и антимикробной резистентности, энтомологии, акарологии, фитопатологии и защиты растений.
Создание условий для развития инновационной деятельности и формирование инновационного пространства остаются на протяжении нескольких лет одними из главных направлений в образовательной деятельности в Тюменской области.
Координация в управлении деятельностью региональных инновационных площадок осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти области в рамках Совета по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования.
В образовательных организациях разработаны программы внедрения инновационных технологий. Определены тактика и стратегия работы с руководителями образовательных организаций, педагогами для развития их творческого потенциала (поддержка инновационных начинаний педагогов, повышение квалификации педагогов, обучающие сессии).
Сопровождение деятельности инновационных площадок осуществляет Тюменский областной государственный институт развития регионального образования по следующим актуальным направлениям:
а) развитие образовательной робототехники на базе школьных технопарков и образовательных организаций.
С этой целью разработаны варианты внедрения образовательной робототехники в учебном плане основной школы (включение во внеурочную деятельность, в том числе в рамках интеграции с дополнительным образованием).
В МАОУ СОШ N 41 г. Тюмени в процессе развития политехнического образования в области "Образовательная робототехника" совместно с региональным ресурсным центром по развитию образовательной робототехники в Тюменской области реализуется инженерное направление в рамках кружка "Робототехника".
В МАОУ Викуловская СОШ N 1 работа кружков носит прикладной характер в проектировании роботов.
В МАОУ СОШ N 88 г. Тюмени, МАОУ СОШ N 9 г. Тобольска образовательная робототехника включена во внеурочную деятельность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами через комплексную систему кружков, секций и учебных курсов: "Программирование в игровых средах: Lego" для 5-х классов, "Программирование Scratch Arduino" для 6-х классов, "Компьютерное рисование" для 6-х классов, "Лаборатория "RoboLab" для 6 - 9-х классов, "Лаборатория "Практико-ориентированное IT-обучение" для 9 - 10-х классов, "Компьютерная графика" для 5 - 8-х классов, "Основы объектно-ориентированного программирования" для 9 - 10-х классов, "Увлекательное программирование" для 8-х классов, "IT инструменты: современные офисные технологии" для 8-х классов, "Практическое моделирование. Компьютерный эксперимент" для 11-х классов, "Основы сайтостроения" для 11-х классов;
б) в рамках деятельности рабочей группы по развитию математического образования в Тюменской области и деятельности региональной ассоциации учителей математики разработаны учебные модули для специализированного повышения квалификации на базе опорных школ учителей математики, осуществляющих профессиональную деятельность в условиях профильной и профориентационной школы: "Основные особенности математической подготовки школьников в условиях агротехнологического профиля", "Основные особенности математической подготовки учащихся в профориентационном поле общеобразовательной школы", "Использование математических методов в решении исследовательских и проектных задач предметов естественно-научного направления со школьниками в условиях полевой школы". Осуществляется внедрение разнообразных форм оценки образовательных достижений обучающихся всех уровней образования по математике, информатике;
в) внедрение в практику работы новых учебно-методических комплексов и инструментов, в том числе в электронной форме, а также новых on-line информационных образовательных ресурсов по математике и информатике (Учи.ру);
г) Центром по работе с одаренными детьми Тюменского областного государственного института развития регионального образования проводится сопровождение 56 образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся. При этом используются дистанционные формы обучения. Проводятся семинары и вебинары по следующим тематикам: "Организация участия одаренных и мотивированных к обучению учащихся в конкурсных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровня", "Эффективные направления научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в различных предметных областях", "Мотивационная одаренность: от отбора к развитию".
Постановлением Правительства Тюменской области от 16.10.2013 N 439-п регламентированы порядок и условия предоставления мер социальной поддержки при организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в государственных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях, а также порядок оформления отношений государственной образовательной организации Тюменской области, муниципальной образовательной организации с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, а также детьми-инвалидами, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях.
При организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья государственная (муниципальная) образовательная организация, в которую с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии зачислены такие обучающиеся, предоставляет им:
- бесплатно на время обучения специальные учебники и учебные пособия в соответствии с требованиями адаптированных образовательных программ, а также учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательной организации;
- услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения);
- бесплатное питание (для обучающихся, проживающих в соответствующей образовательной организации, - на условиях полного государственного обеспечения, для иных обучающихся - на условиях обеспечения бесплатным двухразовым питанием);
- одежду, обувь, мягкий и жесткий инвентарь по нормам обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Правительством Тюменской области, - для обучающихся, проживающих в соответствующей образовательной организации;
- ежемесячную денежную выплату в размере, установленном Правительством Тюменской области, - для обучающихся по программам профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации по профессиям рабочих, должностям служащих.
Порядок организации обучения по основным общеобразовательным программам несовершеннолетних обучающихся, которые не могут посещать образовательные организации в связи с нахождением в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, утвержден постановлением Правительства Тюменской области от 22.06.2015 N 279-п.
Организация обучения по основным общеобразовательным программам несовершеннолетних обучающихся, которые не могут посещать образовательные организации в связи с нахождением в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее - несовершеннолетние обучающиеся, находящиеся в ЦВСНП), осуществляется уполномоченной общеобразовательной организацией на основании решения органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (далее - уполномоченная образовательная организация).
Прием в уполномоченную образовательную организацию несовершеннолетних обучающихся, находящихся в ЦВСНП, осуществляется в соответствии с утвержденными в ней правилами приема.
Организация обучения несовершеннолетних обучающихся, находящихся в ЦВСНП, обеспечивается руководителем уполномоченной образовательной организации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и требованиями, а также в соответствии с примерными учебными планами для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе адаптированных, с учетом фактического уровня знаний обучающегося, включая возможность формирования индивидуального учебного плана.
Организация образовательного процесса для несовершеннолетних обучающихся, находящихся в ЦВСНП, осуществляется в групповой или индивидуальной форме по учебникам, находящимся в пользовании обучающихся или предоставленным уполномоченной образовательной организацией.
Финансовое обеспечение организации обучения несовершеннолетних обучающихся, находящихся в ЦВСНП, осуществляется в рамках средств субвенции местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
В рамках полномочия по установлению дополнительных мер социальной поддержки и стимулирования обучающихся, работников образовательных организаций Тюменской области и муниципальных образовательных организаций реализуется комплекс мероприятий.
Статьей 24 Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области" предусмотрены следующие меры социальной поддержки работников образовательных организаций Тюменской области и муниципальных образовательных организаций в Тюменской области:
- возмещение расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений независимо от формы собственности жилищного фонда в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для предоставления социальной поддержки, в размере 100% процентов от установленных тарифов, - в отношении педагогических работников, работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), независимо от их места жительства;
- возмещение расходов на оплату услуг по отоплению и освещению независимо от формы собственности жилищного фонда, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на приобретение и доставку твердого топлива, в пределах регионального стандарта, установленного для определения нормативов потребления коммунальных услуг, в размере 100% процентов от установленных тарифов - в отношении педагогических работников, работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), независимо от их места жительства;
- единовременное вознаграждение в размере, установленном Правительством Тюменской области, не ниже среднего уровня фактической выплаты, педагогическим работникам по достижении возраста 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами, вне зависимости от продолжения или прекращения ими трудовых отношений с образовательными организациями.
Постановлением Правительства Тюменской области от 16.04.2014 N 162-п в целях установления дополнительных мер стимулирования работников образовательных организаций и содействия развитию их творческого потенциала учреждены премии Губернатора Тюменской области, которые присуждаются победителям и призерам ежегодного областного конкурса профессионального мастерства "Педагог года Тюменской области" в соответствии с его итогами. Работникам образовательных организаций, подготовившим победителей или призеров мероприятий всероссийского или международного уровня, выпускников, набравших сто баллов по результатам единого государственного экзамена, выплачивается единовременное денежное поощрение.
Постановлением Правительства Тюменской области от 16.04.2014 N 161-п утверждено Положение о мерах стимулирования обучающихся и выпускников образовательных организаций, проявивших выдающиеся способности.
Выпускники общеобразовательных организаций, реализующих имеющую государственную аккредитацию основную общеобразовательную программу среднего общего образования, проявившие выдающиеся способности и достигшие особых успехов в учебе, награждаются золотой и серебряной медалями "За особые успехи в учении".
Решение о награждении выпускников общеобразовательных организаций золотой и серебряной медалями "За особые успехи в учении" принимается педагогическим советом общеобразовательной организации.
Обучающимся и выпускникам образовательных организаций, проявившим выдающиеся способности и имеющим достижения высокого уровня (являющимся победителями или призерами региональных, окружных, всероссийских, международных конкурсных мероприятий, обладателями иных достижений - грантов, премий, наград, почетных званий), выплачивается единовременное денежное поощрение.
Финансирование расходов, связанных с осуществлением мер стимулирования обучающихся и выпускников образовательных организаций, проявивших выдающиеся способности, обеспечивается за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию государственной программы Тюменской области развития образования и науки.
Фактические расходы на поощрение педагогов в 2017 году составили 4,08 млн. рублей, на 2018 год запланировано 5,4 млн. рублей.
Фактические расходы на стимулирование выпускников, проявивших выдающиеся способности, и именные стипендии Губернатора области в 2017 году составили 3,64 млн. рублей, на 2018 год запланировано 4,71 млн. рублей.
Для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Тюменской области ежегодно формируется организационно-территориальная схема. Утверждается "дорожная карта" организации и проведения государственной итоговой аттестации в Тюменской области. Мероприятия "дорожной карты" сформированы с учетом критериев эффективности организационно-технологического обеспечения проведения ЕГЭ, разработанных Рособрнадзором.
Проводится работа по повышению объективности и качества проведения государственной итоговой аттестации по следующим направлениям:
- создание единых пунктов проведения экзаменов (далее также - ППЭ) в 9-х и 11-х классах, оптимизация их количества;
- установление постоянного дежурства видеонаблюдателей за ходом проведения экзаменов в аудиториях ППЭ в рамках работы ситуационно-информационного центра, что позволяет в оперативном порядке устранять проблемные ситуации до начала и в ходе экзамена;
- использование технологии сканирования экзаменационных материалов во всех ППЭ;
- переход на технологии печати полного комплекта контрольных измерительных материалов в аудиториях 100% ППЭ;
- привлечение в качестве общественных наблюдателей студентов старших курсов образовательных организаций высшего образования;
- организация зональных выездов представителей государственных экзаменационных комиссий в ППЭ с целью проведения совещаний-тренингов, подписания протоколов готовности ППЭ, а также определения оптимальной схемы логистики в ППЭ;
- разработка инструктивных памяток для всех категорий работников ППЭ с учетом нововведений в процедуру проведения экзамена;
- работа по подготовке кадров, работающих в ППЭ, экспертов предметных комиссий и других лиц, задействованных в проведении ЕГЭ, в форме семинаров, тренингов, мастер-классов по обмену передовым педагогическим опытом, форумов;
- обеспечение безопасности и охраны правопорядка совместно с Управлением МВД России по Тюменской области.
Утверждается состав комиссии, в который включаются представители образовательных организаций региона, представители контрольно-надзорных органов, а также специалисты и руководители муниципальных органов управления образованием.
Наряду с этим в регионе проводится работа по повышению открытости и прозрачности проведения государственной итоговой аттестации путем привлечения общественности и студентов педагогических вузов к общественному наблюдению на выпускных экзаменах. Так, с 2016 года студенты Тюменского государственного университета участвуют в экзаменах в качестве общественных наблюдателей. Аккредитация общественных наблюдателей производится ежегодно в период с декабря по май. Обучение общественных наблюдателей производится специалистами Центра оценки качества образования в апреле - мае текущего года (в 2018 году было обучено 120 студентов - общественных наблюдателей).
Фактические расходы на обеспечение данного полномочия в 2017 году составили 92,09 млн. рублей, на 2018 год запланировано 93,45 млн. рублей.
Постановлением Правительства Тюменской области от 24.02.2014 N 70-п утверждено Положение о размере и порядке выплаты компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении Единого государственного экзамена.
Выплата компенсации, установленной данным Положением, осуществляется организацией, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляющей функции по организационному, технологическому, методическому, финансово-экономическому обеспечению проведения ЕГЭ, на основании договора со специалистом на оказание соответствующих услуг (работ) в период подготовки и проведения ЕГЭ путем выдачи наличных денежных средств специалистам в течение 30 календарных дней со дня подписания актов выполненных работ.
Средства областного бюджета на выплату компенсации предоставляются уполномоченной организации в рамках государственного задания на соответствующий финансовый год.
Объем средств на выплату компенсации определяется с учетом установленных трудовым законодательством Российской Федерации отчислений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Выплата компенсации осуществляется следующим категориям специалистов:
а) при подготовке и проведении ЕГЭ:
- руководителям территориально-координационных пунктов, создаваемых на период проведения ЕГЭ;
- руководителям пунктов проведения ЕГЭ;
- помощникам руководителя ППЭ;
- организаторам в аудиториях в ППЭ;
- организаторам вне аудиторий в ППЭ;
- ассистентам;
б) при проверке экзаменационных работ:
- председателям предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом экзаменационных работ;
- помощникам председателей предметных комиссий;
- экспертам предметных комиссий;
- экспертам предметных комиссий конфликтной комиссии ЕГЭ.
Приказом уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере образования от 15.01.2018 утвержден регламент, состав и график работы аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников организаций Тюменской области, муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
Проведение аттестации осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
Постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 422-п утверждено Положение о компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в Тюменской области.
Положением установлены размер компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, порядок обращения за получением указанной компенсации и порядок ее выплаты.
Компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в организациях (далее - компенсация) предоставляется одному из родителей (законных представителей), вносящему в соответствии с договором с организацией родительскую плату за присмотр и уход за детьми (включая усыновленных, приемных детей), и производится путем уменьшения размера платы за присмотр и уход фактически взимаемой с родителя (законного представителя) в текущем месяце:
а) в государственных и муниципальных образовательных организациях всех типов:
на 20% - на первого ребенка в семье;
на 50% - на второго ребенка в семье;
на 70% - на третьего или каждого последующего ребенка в семье;
б) в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования:
на 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся в Тюменской области, - на первого ребенка в семье;
на 50% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком в вышеуказанных государственных, муниципальных образовательных организациях - на второго ребенка в семье;
на 70% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком в вышеуказанных государственных, муниципальных образовательных организациях - на третьего или каждого последующего ребенка в семье.
Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных образовательных организациях, находящихся в Тюменской области, устанавливается Правительством Тюменской области на очередной календарный год до 30 декабря текущего календарного года и применяется для расчета размера компенсации в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 25.12.2017 N 556-рп на 2018 год установлен средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся в Тюменской области, равный 2 330 руб. в месяц.
Фактические расходы на обеспечение данного полномочия в 2017 году составили 551,92 млн. рублей, на 2018 год запланировано 625,41 млн. рублей.
Постановлением Правительства Тюменской области от 16.04.2014 N 163-п утверждено Положение об определении случаев и порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения.
Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в образовательные организации осуществляется образовательными организациями в соответствии с данным Положением, а также в соответствии с законодательством, регламентирующим вопросы организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующим правила приема, порядок и основания перевода обучающихся.
Индивидуальный отбор при приеме либо переводе в образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения осуществляется в целях обеспечения потребностей обучающихся, имеющих высокий уровень учебной мотивации, в получении дополнительных знаний и компетенций по отдельным, в том числе профильным, предметам, образовательным областям.
Индивидуальный отбор при приеме либо переводе в образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения проводится в образовательных организациях в следующих случаях:
1) прием или перевод в образовательную организацию для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов во всех классах обучения;
2) прием или перевод в образовательную организацию, обеспечивающую реализацию программ дополнительной (углубленной) подготовки обучающихся по отдельным предметным областям или программ профильного обучения;
3) прием или перевод в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов или в класс дополнительной (углубленной) подготовки по отдельным предметным областям, а также в класс профильного обучения.
В рамках полномочия по обеспечению получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования, реализуются следующие мероприятия.
На уровне профессиональных образовательных организаций обеспечивается реализация мер по развитию инклюзивного обучения лиц с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, для внедрения и развития которого осуществляется обучение преподавателей по специальным программам повышения квалификации и семинарам по обучению студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Сформировано сетевое взаимодействие со специализированными (коррекционными) школами и интернатами Тюменской области. Выработаны совместные требования к результату взаимодействия: изменение эффективности профориентационной работы, поддержка информационного взаимодействия с родителями абитуриентов, школами, предоставление площадки для стажировок педагогов профессионального образования.
В области реализуются специализированные программы профессионального обучения для выпускников школ, освоивших специальные коррекционные программы. За время обучения предусматриваются получение не менее двух востребованных на рынке труда профессий (сборщик изделий из древесины, слесарь механосборочных работ, кондитер, цветовод-декоратор, штукатур, вышивальщица, каменщик и т.п.), а также реализация дополнительных занятий, тренингов и стажировок, направленных на дальнейшую социализацию обучающихся в профессиональных коллективах и на предприятиях региона.
Прием обучающихся на 2018/2019 учебный год для обучения за счет средств областного бюджета по программам профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации составил 1 060 человек.
При завершении профессионального обучения лицам с ограниченными возможностями здоровья оказывается содействие в последующем трудоустройстве. В профессиональных образовательных организациях созданы попечительские советы, члены которых содействуют в трудоустройстве выпускника. Партнерами образовательных организаций по трудоустройству инвалидов являются Тюменская региональная общественная организация выпускников Института государства и права Тюменского государственного университета, Тюменская областная организация "Всероссийское общество слепых", окружная общественная организация "Всероссийское общество инвалидов", Всероссийское общество инвалидов Центрального района г. Тюмени, центры занятости населения.
В рамках полномочия по организации подготовки, повышения квалификации руководителей и педагогических работников образовательных организаций Тюменской области реализуются следующие мероприятия.
Согласно положениям статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Областная система повышения квалификации, основанная на результатах диагностики уровня развития профессиональных компетенций педагогов, направлена на создание условий для непрерывного повышения квалификации. Инструментом осуществления непрерывности повышения квалификации является используемая в области зачетно-накопительная система. Порядок формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута по повышению квалификации предполагает возможность выбора учреждения, на базе которого осуществляется повышение квалификации. Программы курсов состоят из общих для всех - инвариантных модулей и модулей по выбору, связанных с предметной специализацией педагогов и целевой аудиторией. Проведение курсовой и семинарской подготовки осуществляется с использованием очно-заочных и дистанционных форм. Ежегодно различными формами повышения квалификации охвачено более 70% педагогических работников.
Фактические расходы на обеспечение данного полномочия в 2017 году составили 52,7 млн. рублей, на 2018 год запланировано 52,4 млн. рублей. Незначительное снижение расходов в 2018 году обусловлено динамикой контингента слушателей.
В рамках полномочия по созданию, формированию и ведению государственных информационных систем уполномоченный орган исполнительной власти области предоставляет информацию о реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", государственной программы развития отрасли образования посредством государственной автоматизированной системы "Управление".
В целях осуществления взаимодействия в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, реализуются следующие мероприятия.
Тюменский государственный университет и Тюменский индустриальный университет входят в Университет Арктики - международный сетевой университет. В Ассоциацию входят более 170 участников приполярных стран (университеты, колледжи, другие организации в сфере высшего образования и исследовательской деятельности на Севере).
Тюменский государственный университет участвует в проекте Гете-института "Международный сетевой онлайн-университет "Связь культур" совместно с университетами Германии, Австрии, России, Грузии и Украины. В программе онлайн-университета дистанционные курсы по истории культурных контактов, межкультурной коммуникации и по другим темам.
Партнером Тюменского государственного университета в международном проекте Erasmus+: "Повышение компетенций устойчивого управления отходами в российских и казахских вузах" выступает консорциум из 3 европейских университетов: Университет прикладных наук Тампере (Финляндия), Бизнес-академия Малого Бельта (Дания) и Университет Вальядолида (Испания), 3 казахских и 2 российских вуза.
В марте 2018 года Тюменский государственный университет принял участие в Пятой Международной промышленной выставке "Expo-Russia Serbia 2018" и Пятом Белградском бизнес-форуме (г. Белград, Сербия). На форуме прошел круглый стол по проблемам научно-технического сотрудничества совместно с Министерством образования, науки и технологического развития Сербии и Министерством образования и науки России. Среди участников круглого стола были представители ведущих вузов двух стран.
Российско-японский симпозиум по совместной подготовке кадров прошел в марте 2018 года в Университете Киндай (г. Осака, Япония). Симпозиум был приурочен к открытию новой 5-летней программы научно-образовательного сотрудничества между Университетом Киндай и восемью российскими вузами (среди которых Тюменский государственный университет) по гранту Правительства Японии. Программа сотрудничества Университета Киндай и Тюменского государственного университета предусматривает координацию научных исследований и формирование совместных коллективов в области инжиниринга.
Ежегодно студенты Тюменского государственного университета выезжают в японский университет в рамках программ студенческого обмена.
В 2018 году четыре студента Тюменского индустриального университета направлены на стажировку в Университет Хельсинки, Университет прикладных наук Оулу, Университет Мидсвиден и Мемориальный университет Нью-Фаундленда по стипендиальной программе "Север Северу". Гранты данной программы можно выиграть на обучение в вузах, входящих в Университет Арктики. В рамках данной программы 3 студента Тюменского государственного университета получили гранты для обучения в Стокгольмском университете, Университетском центре на Шпицбергене.
Студенты образовательных организаций высшего образования, расположенных в Тюменской области, активно участвуют в программах академической мобильности с Германией, Францией, Финляндией, Хорватией, Словенией и другими странами.
В рамках полномочия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к образовательным организациям Тюменской области в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 81-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реализуется комплекс мероприятий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 181-ФЗ"
Распоряжением Правительства Тюменской области от 16.08.2018 N 1014-рп утверждена региональная программа "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (Доступная среда) до 2020 года и на плановый период до 2023 года.
В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Тюменской области "Развитие отрасли "Социальная политика" до 2020 года утвержден Перечень приоритетных объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Тюменской области.
Количество приоритетных объектов образования в общем количестве объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения составляет 111 ед. Общее количество доступных объектов образования составляет 81 ед.
Работа по повышению доступности приоритетных объектов образования (оборудование зданий пандусами, мобильными подъемниками, тактильными знаками, беспроводной системой вызова помощника, информационными терминалами и другими элементами доступности) осуществляется ежегодно в плановом порядке.
Так, в 2018 году на повышение доступности 7 приоритетных объектов образования в бюджетах муниципальных образований предусмотрено 5 503,0 тыс. рублей для следующих МАОУ:
- "Заводоуковская СОШ N 1" Заводоуковского городского округа;
- Падунская СОШ - филиал МАОУ СОШ N 4, с. Падун Заводоуковского городского округа;
- "Нижнетавдинская СОШ", с. Нижняя Тавда;
- для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Горизонт" г. Тюмень;
- СОШ N 41 г. Тюмень;
- "Юргинская СОШ", с. Юргинское;
- МА(к)ОУ для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 и 2 вида, г. Ишим" (корпус 2).
Запланированные на 2018 год мероприятия по организации доступности зданий для маломобильных групп населения выполнены в 6 организациях. Устройство пандуса и расширение входной группы в МАОУ "Юргинская средняя общеобразовательная школа" Юргинского муниципального района планируется завершить до конца 2018 года.
На 2019 год запланированы средства в размере 2 750,0 тыс. рублей в общей сумме расходов бюджетов муниципальных образований на выполнение мероприятий по организации физической (архитектурной) доступности зданий 4 объектов образования, включенных в перечень приоритетных объектов Тюменской области:
- МАОУ "Армизонская средняя общеобразовательная школа" Армизонского муниципального района;
- МАОУ "СОШ N 2" Заводоуковского городского округа;
- МАОУ "Прииртышская СОШ" Тобольского муниципального района;
- МАДОУ "Детский сад N 40 - Центр развития ребенка", г. Тобольск.
Во исполнение приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" на все организации, предоставляющие услуги в сфере образования, разработаны "паспорта доступности", согласованы с территориальными управлениями социальной защиты населения и обществом инвалидов.
Перечень приоритетных объектов образования ежегодно проходит актуализацию, в т.ч. включаются новые объекты образования, построенные в соответствии с требованиями для обеспечения доступности маломобильным группам населения.
При разработке технического задания на проектирование объекта капитального строительства для обеспечения доступности для инвалидов и маломобильных групп населения предусматривается раздел "Доступная среда".
Так, в 2018 году введены в эксплуатацию 3 новые школы и 2 детских сада, соответствующих требованиям доступности маломобильных групп населения.
По итогам выполнения мероприятий паспорта объектов актуализируются, соответствующая информация заносится на карту доступности объектов портала "Жить вместе".
Фактические расходы на осуществление мероприятий в рамках программы "Доступная среда" в 2017 году составили 68 млн. рублей (в том числе на приобретение оборудования для муниципальных учреждений образования - 64,6 млн. рублей), на 2018 год запланировано 3,32 млн. рублей.
Уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в сфере образования и науки обеспечивается осуществление следующих полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Тюменской области (за исключением организаций, лицензирование образовательной деятельности которых отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;
- лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Тюменской области (за исключением организаций, лицензирование образовательной деятельности которых отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти);
- государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Тюменской области (за исключением организаций, лицензирование образовательной деятельности которых отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти);
- подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях.
Финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (2017 год - 6,3 млн. рублей, 2018 год - 7,35 млн. рублей), а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете (2017 год - 12,32 млн. рублей, 2018 год - 12,32 млн. рублей).
Постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 423-п "Об утверждении Положения об обеспечении питанием обучающихся государственных и муниципальных организаций, расположенных в Тюменской области" установлен порядок и условия осуществления социальной поддержки семей, имеющих детей школьного возраста, в отношении организации питания детей во время учебного процесса. Вопросы финансового обеспечения организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях относятся к компетенции органов местного самоуправления. Порядок, размер и условия предоставления средств местного бюджета образовательным организациям в целях обеспечения питанием обучающихся общеобразовательных школ определяются соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления для каждой категории обучающихся. Размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за обеспечение питанием обучающихся, определяется образовательными организациями самостоятельно в соответствии с локальным правовым актом образовательной организации с учетом мнения органа государственно-общественного управления данной образовательной организации.
Объем субвенции на финансовое обеспечение государственного полномочия по организации питания обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) в 2017 году определен из расчета 803 обучающихся, в 2018 году - 966 обучающихся. Фактические расходы на обеспечение питания в частных общеобразовательных организациях в 2017 году составили 2,55 млн. рублей, на 2018 год запланировано 3,12 млн. рублей.
В целях реализации опережающего профессионального обучения кадров для работы в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики, в 9 многофункциональных центрах прикладных квалификаций, созданных на базе профессиональных образовательных организаций (в городах Тюмени, Ялуторовске, Тобольске, Ишиме), ежегодно обеспечивается подготовка около 3 000 человек, в том числе для инвестиционных проектов региона. Финансирование подготовки осуществляется из расчета 20% за счет предприятия-заказчика и 80% - за счет средств областного бюджета.
На базе многофункциональных центров прикладных квалификаций продолжена работа по расширению доступа к получению профессиональных квалификаций занятого населения, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения.
Порядок участия исполнительных органов государственной власти Тюменской области, государственных учреждений Тюменской области в отношениях, связанных с целевым обучением по образовательным программам высшего образования, установлен Постановлением Правительства Тюменской области от 28.05.2014 N 292-п.
В целях организационно-методического сопровождения и координации участия исполнительных органов государственной власти Тюменской области в отношениях, связанных с целевым обучением по образовательным программам высшего образования, уполномоченный орган исполнительной власти области в сфере образования:
- формирует и размещает на официальном портале органов государственной власти Тюменской области сводный перечень направлений подготовки (специальностей) для целевого приема граждан, а также информацию о квотах целевого приема;
- направляет в исполнительные органы государственной власти Тюменской области информацию о порядке целевого приема в текущем учебном году, в том числе проводит консультирование по вопросам целевого приема и целевого обучения;
- оказывает содействие в выборе образовательных организаций для целевого обучения граждан;
- размещает на официальном портале органов государственной власти Тюменской области информацию об итогах целевого приема;
- ежегодно, в срок до 1 ноября, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти области отчет о состоянии работы по целевому приему, целевому обучению граждан.
В 2017 году в рамках целевого приема в образовательные организации высшего образования в Тюменской области зачислен 501 студент, в 2018 - 391 студент.
Органы исполнительной власти области имеют право на оказание поддержки образовательным организациям (включая образовательные организации высшего образования).
Фактические расходы на осуществление преференций Тюменскому индустриальному университету, Тюменскому государственному университету, Тюменскому государственному институту культуры в 2017 году составили 415,97 млн. рублей, на 2018 год запланировано 225,61 млн. рублей.
Проблемных вопросов при реализации Закона Тюменской области "О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области" не имеется.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 18 декабря 2018 г. N 1784 "Об информации Правительства Тюменской области о... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.