Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы
Правовое обоснование разработки программы
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы содействия развитию малого предпринимательства.
С 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого и среднего предпринимательства определены данным Законом.
Программа разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Сорокинского муниципального района, предусмотренных Программой социально-экономического развития Сорокинского муниципального района на 2013 - 2022 годы.
Состояние, тенденции и динамика развития малого и среднего бизнеса района
Малое и среднее предпринимательство района - это особый сектор экономики района, представляющий собой совокупность индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий, которые имеют определенные специфические черты, обуславливающие их поведение в условиях рынка.
Малый бизнес играет важную роль в решении экономических и социальных задач Сорокинского муниципального района, так как способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, обеспечивает экономическую самостоятельность населения района, стабильность налоговых поступлений. Развитие предпринимательства является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Сорокинского муниципального района.
На территории района на 01.01.2018 осуществляли свою деятельность 142 индивидуальных предпринимателя и 37 юридических лиц субъектов малого и среднего предпринимательства. По сравнению с 2016 годом количество юридических лиц не изменилось, число предпринимателей увеличилось на 8 человек.
Среди малых предприятий 27, или 73%, являются микропредприятиями. В сфере малого бизнеса в 2017 году было занято 814 человек, что на 1,7% ниже уровня 2016 года (828 человек).
Структура индивидуальных предпринимателей по отраслям деятельности (в %)
|
количество, единиц |
структура, % |
наемные работники, человек |
структура % |
всего занято, человек |
структура % |
||||||
|
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
бытовые услуги |
24 |
25 |
17,9 |
17,6 |
11 |
14 |
6,2 |
7,7 |
35 |
39 |
11,2 |
12,0 |
обрабатывающие |
9 |
9 |
6,7 |
6,3 |
4 |
2 |
2,2 |
1,1 |
13 |
11 |
4,2 |
3,4 |
сельское хозяйство |
13 |
14 |
9,7 |
9,9 |
39 |
37 |
21,9 |
20,2 |
52 |
51 |
16,7 |
15,7 |
строительство |
5 |
4 |
3,7 |
2,8 |
11 |
10 |
6,2 |
5,5 |
16 |
14 |
5,1 |
4,3 |
торговля |
56 |
61 |
41,8 |
43,0 |
100 |
108 |
56,2 |
59,0 |
156 |
169 |
50,0 |
52,0 |
транспортные |
9 |
14 |
6,7 |
9,9 |
12 |
12 |
6,7 |
6,6 |
21 |
26 |
6,7 |
8,0 |
прочие |
18 |
15 |
13,4 |
10,6 |
1 |
0 |
0,6 |
0,0 |
19 |
15 |
6,1 |
4,6 |
|
134 |
142 |
100,0 |
100,0 |
178 |
183 |
100,0 |
100 |
312 |
325 |
100,0 |
100,0 |
Структура малых предприятий по отраслям деятельности (в %)
|
количество, единиц |
структура % |
Среднесписочная численность, человек |
структура % |
Всего в малом бизнесе, человек |
структура % |
||||||
|
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
17 |
17 |
45,9 |
45,9 |
226 |
219 |
43,8 |
44,8 |
278 |
270 |
33,6 |
33,2 |
обрабатывающие производства |
2 |
2 |
5,4 |
5,4 |
59 |
62 |
11,4 |
12,7 |
72 |
73 |
8,7 |
9,0 |
производство и распределение электроэнергии, газа, пара и воды |
1 |
1 |
2,7 |
2,7 |
82 |
72 |
15,9 |
14,7 |
82 |
72 |
9,9 |
8,8 |
строительство |
4 |
4 |
10,8 |
10,8 |
8 |
5 |
1,6 |
1,0 |
24 |
19 |
2,9 |
2,3 |
Торговля |
10 |
10 |
27,0 |
27,0 |
99 |
99 |
19,2 |
20,2 |
255 |
268 |
30,8 |
32,9 |
Бытовые услуги |
|
|
0,0 |
0,0 |
|
|
0,0 |
0,0 |
35 |
39 |
4,2 |
4,8 |
транспорт и связь |
1 |
1 |
2,7 |
2,7 |
35 |
26 |
6,8 |
5,3 |
56 |
52 |
6,8 |
6,4 |
финансовая деятельность |
1 |
1 |
2,7 |
2,7 |
5 |
4 |
1,0 |
0,8 |
5 |
4 |
0,6 |
0,5 |
Операции с недвижимым имуществом |
1 |
1 |
2,7 |
2,7 |
2 |
2 |
0,4 |
0,4 |
2 |
2 |
0,2 |
0,2 |
прочие |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
19 |
15 |
2,3 |
1,8 |
итого |
37 |
37 |
100 |
100,0 |
516 |
489 |
100 |
100 |
828 |
814 |
100 |
100 |
Количество малых предприятий за период с 2005 по 2010 год увеличилось в 2 раза. В последние 6 лет темпы роста замедлились, а в 2016 году число малых предприятий сократилось до уровня 2009 года.
Количество малых предприятий по годам
Наибольшее количество малых предприятий и предпринимателей заняты в отрасли сельского хозяйства и розничной торговли.
Повысилась инвестиционная активность малых предприятий. За счет собственных средств в 2009 году сдано в эксплуатацию здание коммерческого назначения, в 2010 году - здание торгового центра и складских помещений в с. Б.Сорокино. В 2011 году открыто кафе на 100 мест. В 2013 году построен магазин , в 2015 году построено кафе на 100 мест. В 2015 году начато строительство торгового центра в с. Б.Сорокино (ИП Чечулин В.А.), СТО и автомойки (ИП Мягких Е.Н.). Автомойка введена в эксплуатацию в 2017 году, СТО - в 2018. В 2017 году ИП Кужикаевым К.К. начата реализация инвестиционного проекта "Приобретение и реконструкция здания столовой". ООО "Сорокинские сыры" в 2017 год начало реализовывать проект по строительству молочной фермы на 200 голов в с. Ворсиха.
Большая часть объектов финансировались за счет средств Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области.
Субъекты малого предпринимательства участвуют в конкурсах по размещению заказов на поставку продукции и товаров (услуг) для муниципальных нужд. Доля заключенных контрактов и сделок с субъектами малого предпринимательства в общем количестве заключенных контрактов и сделок в 2017 году - 27,3 процентов.
Администрацией района ведется реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки. По состоянию на начало 2018 г. в реестр включено 38 субъектов малого и среднего предпринимательства. Были оказаны следующие виды поддержки: финансовая (2 субъекта); имущественная (36 субъектов).
Для координации деятельности между органами местного самоуправления и предпринимательскими структурами продолжает работать Совет по развитию малого и среднего предпринимательства. В 2012 году на территории района зарегистрировано местное отделение общественной организации предпринимателей Опора России.
Несмотря на положительные тенденции развития малого предпринимательства, проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса, остаются. Выявленные проблемы носят общефедеральный характер.
Сдерживающие факторы в развитии малых предприятий можно распределить на три группы проблем:
Финансовые:
- труднодоступность кредитных ресурсов (высокие процентные ставки, отсутствие залогового обеспечения);
- отсутствие стартового капитала для обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства.
Организационные:
- недостаток навыков ведения бизнеса и слабый маркетинг;
- изношенность и отсутствие оборудования;
- недостаток квалифицированных рабочих.
Внешняя среда и конъюнктура рынка:
- высокий уровень конкуренции на рынках по позициям товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства;
- низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
- низкая предпринимательская активность населения и низкий уровень имиджа и репутации предпринимательской деятельности;
- низкая экспортная активность субъектов малого предпринимательства.
Администрация района рассматривает малый бизнес как надежный гарант социальной стабильности и решает задачу по привлечению к предпринимательской деятельности трудоспособных малоимущих и безработных жителей через областную программу самозанятости населения.
Увеличения численности субъектов малого предпринимательства, повышения занятости населения в сфере малого бизнеса, роста объемов продукции, произведенной предприятиями малого бизнеса во всех отраслях экономики Сорокинского муниципального района, можно достичь только путем активизации механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства, объединением усилий и согласованностью действий органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, общественных объединений и некоммерческих организаций предпринимателей, субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем возникает необходимость принятия муниципальной программы "Основные направления развития инвестиционной и предпринимательской деятельности в Сорокинском муниципальном районе" на 2019 - 2021 годы
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию условий для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности района, оказанию информационной, консультационной и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организацию процесса контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.