Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы
Муниципальная программа "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Нижнетавдинского муниципального района на 2019 - 2021 годы" (далее - Программа) соответствует целям, задачам и приоритетным направлениям развития социальной сферы Нижнетавдинского муниципального района: стимулирование гражданской активности и социального предпринимательства, развитие социального партнерства в системе "власть - бизнес - общество", содействие процессу коммуникации между представителями "третьего сектора" - физическими и юридическими лицами.
Муниципальные меры по поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) принимаются на общем фоне позитивной государственной политики по развитию институтов гражданского общества. Эффективная и качественная поддержка возможна только при условии программно-целевого управления развитием данного процесса.
Соблюдение нормативно правовой и организационно-экономической базы в разработке и реализации Программы основа целевого подхода к качественному решению вопросов поддержки и развития СОНКО на территории района.
Программа разработана в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, муниципальными правовыми актами.
В последние годы наблюдается рост участия негосударственных организаций, включая социально ориентированные некоммерческие организации в реализации муниципальных социально значимых проектов и программ во взаимодействии с органами муниципальной власти.
На протяжении нескольких лет, начиная с 2010 года в регионах РФ ведется работа по поддержке сектора социально-ориентированных некоммерческих организаций ("третьего" сектора). И если раньше указания на желаемые действия органов власти в этом направлении носили рекомендательный характер, то теперь оказание поддержки некоммерческой деятельности - функция обязательная к исполнению.
Еще в 2015 году в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин обозначил задачу поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению. В частности, сказал: "...считаю правильным поэтапно направлять некоммерческим организациям до 10 процентов средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счёт бюджетов".
Правительством РФ на период до 2020 года предусмотрено увеличение объемов социальных услуг, оказываемых СОНКО, запланирована поддержка социального предпринимательства. Развитие СО НКО, осуществляющих деятельность в области образования, просвещения, науки, пропаганды здорового образа жизни, воспитания детей и молодёжи, во многом определяется государственной политикой и государственным курсом на межсекторное партнерство с подобными некоммерческими организациями.
Изменения, внесённые в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ года "О некоммерческих организациях" предоставили прямые полномочия органам местного самоуправления по поддержке СО НКО, благотворительности и добровольчества (ст. 31.1):
- Финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО.
- Предоставление СО НКО льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством; осуществление закупок товаров, работы услуг для обеспечения муниципальных нужд у СО НКО.
- Предоставление юридическим лицам, оказывающим СО НКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством.
В настоящее время некоммерческие организации постепенно становятся заметной составляющей общественно-политического и экономического развития города. Вовлекая в свою деятельность граждан, некоммерческий сектор все активнее включается в решение актуальных задач, стоящих перед обществом и государством.
Опыт оказания услуг со стороны некоммерческих организаций свидетельствует о более рациональном использовании ресурсов (оперативное реагирование на запросы и предпочтения населения, доступность услуг, их качество, более эффективное использование персонала и т.д.).
Муниципальное образование, предоставляя возможность негосударственным поставщикам социальных услуг выходить на рынок, может достичь вполне реальных результатов:
- Повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, выделяемых на социальную сферу за счет увеличения конкурентной составляющей среди СО НКО
- Внедрение клиентоориентированного подхода во все отрасли социальной сферы (дети, инвалиды, многодетные семьи, творческая молодежь, малоимущие граждане и т.д.)
- Внедрение в практику инновационных социальных технологий
- Привлечение внебюджетных инвестиций для развития объектов социальной инфраструктуры
- Возможность быстрого реагирования на проблемную ситуацию без необходимых административных формальностей (например, издание соответствующего нормативно-правового акта)
- Возможность выбора Получателем оптимального варианта, в соответствии с ценой и качеством предоставляемых услуг.
- Оказание комплексной услуги (НКО, долгое время работающая с целевой группой по различным проектам, больше внимания уделяет деталям в общении с получателем услуг, и ее услуги зачастую отличаются от муниципальной набором дополнительных сервисов.
- Увеличение ассортимента (СОНКО более оперативно расширяются свои услуги, проверенные временем и востребованные населением, но до сих пор не внесенные в реестр государственных или муниципальных услуг, а, следовательно, не оказываемые государственными и муниципальными учреждениями).
Сотрудничество органов местного самоуправления и некоммерческих организаций оправдало себя в таких формах, как совместная реализация социальных проектов, семинары, конференции, организационно-правовое консультирование, общественные советы, и другие мероприятия. Все они показали, насколько эффективнее решаются общественные проблемы, когда потенциал негосударственных организаций получает поддержку органов местного самоуправления и включается в совместную работу.
Однако в процессе создания устойчивых взаимоотношений выявлены некоторые проблемы, решение которых позволило бы повысить эффективность участия некоммерческих организаций в реализации многих, стоящих перед органами местного самоуправления задач.
Одна из главных проблем российского третьего сектора - неустойчивость деятельности некоммерческих организаций, многие из которых находятся в зависимости от краткосрочных субсидий и грантов. Но, 2017 год принес новый статус для НКО - "исполнитель общественно полезных услуг" (возможность получать субсидии из бюджета и имущественную поддержку на два года и более).
Постановлением Правительства РФ от 27.10.2016 N 1096 определен перечень общественно полезных услуг, оказание которых может быть передано СОНКО. Исполнительным органами государственной власти Тюменской области сформирован перечень общественно полезных услуг, которые в плановом режиме в течение 2017 - 2020 годов будут переданы СОНКО.
В числе проблем решение которых необходимо для повышения результативности деятельности некоммерческих организация также можно выделить такие как:
- сохранение социально потребительских настроений населения, при котором некоммерческая организация, не получая поддержки органов местного самоуправления, становится неспособной самостоятельно достигнуть цели, ради которой она была создана;
- отсутствие устойчивой взаимосвязи между органами местного самоуправления и некоммерческими организациями, что приводит к информационному вакууму между властью и населением;
- бессистемный характер взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций;
- ситуативный характер деятельности многих некоммерческих организаций, общественных объединений;
- низкий уровень партнерства некоммерческих организаций, в достижении совместных интересов и другие;
- отсутствие разработанных стандартов социальных услуг, наиболее востребованных у населения и общества;
- нехватка квалифицированных кадров;
- не все формы государственной поддержки (и/или недостаточно) осуществляются СОНКО;
- недостаточный уровень доверия у потенциальных потребителей социальных услуг и их заказчиков.
Реализация Программы позволит создать систему многоуровневого партнерства широких слоев населения с органами местного самоуправления и между собой, объединить ресурсы муниципалитета и общества в решении социально значимых проблем, повысить качественный уровень местного самоуправления, развить некоммерческий сектор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.