Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика сфер национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений, ситуации (включая описание ситуации в иммиграционном сообществе), а также на предмет экстремистских проявлений на территории муниципального образования
В состав Нижнетавдинского района входит 78 населенных пунктов, 17 сельских поселений, проживает на конец 2015 года почти 28000 человек. Нижнетавдинский район - многонациональный, проживают и трудятся: русские, татары, чуваши, украинцы, немцы, белорусы, азербайджанцы, казахи, армяне, молдаване, грузины, удмурты, башкиры, марийцы, мордва, узбеки, поляки, коми, ханты, болгары, коми - пермяки, лезгины, чеченцы и др.
Одним из принципов государственной политики в области "Образование" является "развитие национально - региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства". Конечный результат образовательной деятельности нацелен на решение задач поликультурного образовательного пространства: формирование уважения к своему народу, традициям, истории, стремление владеть своим национальным языком и культурой; формирование уважения к другим народам; чувства ответственности за судьбы народов, населяющих нашу землю. В школах нашего района обучаются и воспитываются дети 18 национальностей.
На территории района созданы условия для реализации основных направлений Концепции национальной образовательной политики, для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей в 4 общеобразовательных учреждениях изучается родной (татарский) язык.
На изучение родного языка для обучающихся 2-11 классов отводится, в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, 2 часа в неделю. Этнокультурный компонент базисного учебного плана во многом дает возможность более полно представить богатство национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции социальной нормы поведения, духовные цели и ценности. Этнокультурный компонент реализуется и через систему дошкольного образования: 2 группы отделения дошкольного образования Тарманской средней школы посещают более 60 детей. Большое внимание в школах с этнокультурным компонентом уделяется работе с одарёнными детьми.
Создаются все условия для повышения качества профессиональной подготовки педагогических работников всех образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным содержанием образования: учителя татарского языка и литературы проходят курсовую подготовку, аттестацию, принимают активное участие в работе конференций, съездов, форумов, семинаров муниципального и регионального уровней, районных методических объединений по вопросам этнокультурного образования и воспитания. Педагоги школ с этнокультурным компонентом являются постоянными участниками конкурсов и открытых уроков, представляют опыт работы по изучению родного языка в классной и внеурочной деятельности, что находит своё отражение в статьях районной газеты "Светлый путь", областных газет "Янарыш", "Тюменская область сегодня".
Реализация этнокультурного направления в рамках предоставления дополнительных образовательных услуг осуществляется через вовлечение обучающихся в кружковую работу. В 5 школах района учащиеся посещают кружки с этнокультурным направлением. В Тарманской средней школе работает 2 кружка: "Народная педагогика" и "Родник"; в Киндерской школе - "Татарский театр". Изучение потребности в изучении родного языка обучающихся разных национальностей привело к расширению спектра услуг дополнительного образования: в Велижанской средней школе работает кружок "Ингушский язык и литература"; в Канашской основной школе - кружок с чувашским этнокультурным компонентом "Тандаш".
Участники клубных формирований АУ "Культура" ежегодно принимают участие в районных, областных национально-культурных и религиозных мероприятиях:
- рождественский спектакль и выставка детских творческих работ,
- областной чувашский народный праздник "Сурхури",
- областной смотр - конкурс детского творчества тюрко-язычных народов "Тан йолдызы" (Утренняя звезда). VIII областной смотр конкурс художественной самодеятельности "Халык сенгате" (народное искусство),
- уличное гуляние "Масленица блинница, Весны именинница",
- открытый областной конкурс вокального искусства "Сибирский соловей и Сибирская соловушка",
- районный фестиваль - конкурс детского, юношеского и взрослого творчества "Щедра талантами родная сторона" в рамках государственной программы празднования Дней славянской письменности и культуры,
- районный фестиваль народного творчества "Дари добро",
- областной чувашский национальный праздник "Акатуй",
- митинг - концерт "Под небом России, святой и державной",
- областной национальный праздник "Сабантуй",
- концертная программа, посвященной 432-летию города Тюмени и 1030 летию Крещения Руси,
- областной фестиваль казачьей культуры "Благовест",
- международный фестиваль - конкурсе историко-культурного наследия сибирских татар "Искер - жиен",
- Казачье гуляние "На Покрова".
- "Мост дружбы".
Отношения между нациями и народностями должны строиться на основе взаимопонимания, уважения друг к другу, к национальным меньшинствам. Национальность и многонациональность - источник социального и культурного богатства, динамичного развития района.
В Нижнетавдинском районе четыре общеобразовательных учреждения (Кускургульская ООШ, Киндерская, Тарманская, Чугунаевская СОШ) являются школами с этнокультурным компонентом. Из 407 обучающихся в этих школах изучают татарский язык 216 человек. Количество педагогов, преподающих татарский язык и татарскую литературу, составило 6 человек, в т.ч. 2 - учителя начальных классов. Родной язык через организацию внеурочной деятельности изучают в семи общеобразовательных учреждениях 252 ребенка (татарский, чувашский, ингушский языки), национальным художественным и прикладным творчеством охвачено 228 детей.
В общеобразовательных учреждениях района профилактика экстремизма является одним из направлений воспитательной работы.
В рамках данного направления:
- обучающиеся проходят ежегодно интернет-тестирование по толерантности;
- вопросы по профилактике экстремизма обсуждаются на совещаниях при директоре; родительских собраниях/ родительских лекториях;
- проводятся различные районные ("Танцевальная палитра"; Фестиваль детского творчества и т.д.) и школьные мероприятия.
Для защиты обучающихся от информации, которая может нанести моральный и психологический вред, во всех школах района установлены контент-фильтры (Интернет Цензор, NetPoliceLite), которые обеспечивают фильтрацию сайтов. В программах при необходимости настроены "черные списки" для блокирования доступа к порноресурсам, сайтам с информацией об оружии и наркотиках, сайтах содержащих информацию о суицидах и экстремизме, также закрыт доступ к социальным сетям.
Мероприятия патриотической и духовно-нравственной направленности проводятся в школах района регулярно. Как показывает мониторинг количества обучающихся, участвующих в мероприятиях патриотической направленности за 1 полугодие 2018 года, охват детей составляет 2822 человек по району (АППГ - 2821). Ежегодно, в январе - феврале месяце, во всех образовательных учреждениях проходят месячники военно-патриотического воспитания.
В рамках патриотического воспитания во всех общеобразовательных учреждениях проводятся различные мероприятия: на уроках истории, обществознания, литературы, географии, ОБЖ, музыки и др. учителя помогают обучающимся формировать активную жизненную позицию, приобрести опыт гражданских действий, развивают умения и навыки конструктивно-критического мышления, самостоятельности, воспитывают уважение к народным традициям и культуре, традициям других народов, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе;
- классные часы, уроки мужества, беседы: "И помнит мир спасённый", "Изучение Государственных символов РФ", "День народного единства", "День толерантности", "Мы славим женщину чье имя мать", "Невинно осужденные", "Суровая драма народа", "Читаем книги о мужестве", "Я - гражданин России", "Мы помним о героях", "Земляки - герои Вов", "Готов к защите Отечества", "Есть такая профессия - Родину защищать!", "День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом в 1943 году", "У войны не детское лицо", "Пионеры - герои в годы ВОВ", "Афганистан болит в душе моей", "Есть память, которой не будет забвенья";
- Тематические вечера, конкурсы, викторины, познавательные игры: "Наша армия сильна", "Армия вчера, сегодня, завтра", "Дни воинской славы России", "Защитник Отечества", "Служу Отечеству", "Русский солдат умом и силой богат", "Служу России", "Подвигу народа жить в веках!", конкурсы чтецов, встречи с ветеранами войны и труда и т.д.;
- Конкурсы рисунков;
- Выставки книг в библиотеках: "Русский солдат умом и силой богат", "Российская армия", "Память огненных лет";
- Ребята принимают участие в заочных районных акциях: "Напиши солдату!" (февраль); для волонтёрских и тимуровских отрядов "Поколение NEXT" (март); "Песни военных лет"; "Синий платочек"; "Георгиевская ленточка"; конкурс, посвященный Дню семьи "Суперсемейка"; "Против курения" (май); "Я - гражданин России" (июнь).
Обучающиеся общеобразовательных учреждений принимают участие в областном конкурсе социальных проектов "Символы региона".
В целях повышения уровня военно-патриотического воспитания ежегодно проводится районная военно-спортивная игра "Зарница", посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне. В 2018 году в игре приняли участие 16 команд из образовательных учреждений района. Соревнования предусматривали: тестирование, смотр строя и песни, военизированная эстафета.
В рамках укрепления единства и духовной общности многонационального народа Нижнетавдинского района (российской нации), с целью обеспечения межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений: организовано проведение совместных научно-практических конференций, конкурсов, "круглых столов"; проведение календарных, торжественных, традиционных, специализированных, национальных театрализованных и праздничных программ:
Большое внимание уделяется развитию в общеобразовательных учреждениях района различных форм урочной и внеурочной деятельности, реализующих этнокультурное содержание образования. В общеобразовательных учреждениях района действуют 160 предметных кружков, 159 кружков по - интересам, с сентября функционируют 90 спортивных секций. Всего в школах района создано 93 кружка по техническому (в т.ч. 41 в рамках ФГОС), 112 - художественно-эстетическому (43 - ФГОС); 90 - физкультурно-спортивному (33); 42 - гражданско-патриотическому (15) направлениям; на базе 5 школ занимаются 8 кадетских классов (СГ ДПВС). С целью воспитания духовно-нравственных качеств, толерантности по отношению друг другу организуются встречи обучающихся общеобразовательных учреждений с представителями религиозных конфессий.
Созданы условия для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Обучение русскому языку, обучение традициям и обычаям через классные часы: "Толерантность в современном мире", "Мы - сограждане". Проведение мероприятий: с целью стирания барьерных (языковых) границ, способствующих быстрой адаптации детей мигрантов.
Ежегодно проводится тестирование обучающихся на степень толерантного отношения. Результаты 2018 года распределили ответы обучающихся по типам толерантности: позитивная идентичность ("норма") - 35,2 балла этнонигилизм (равнодушие по отношению к этническим нормам и непринятие культуры своего народа/ этническая идентичность) - 5,2 балла; этническая индифферентность (равнодушие к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений) - 13,6 балла; этноэгоизм (ощущение "природного" приоритета ценностей и интересов одной этнической группы над другими) - 8,85 балла; этноизоляционизм (превосходство своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп) - 7,48 балла; этнофанатизм (национализмом) - 10 баллов. Результаты направлены в общеобразовательные учреждения. С детьми, выразившими малый процент толерантного отношения (позитивную идентичность - менее 10-12 б.) и большую этноэгоизма, этноизоляционизма, этнофанатизма (более 10 б.), работают в общеобразовательных учреждениях: больше привлекают к различного уровня мероприятиям, занятиям в кружках и секциях и т.д.
Профилактика экстремизма невозможна без целенаправленной работы по формированию межнациональных отношений в молодежной среде. Это обусловлено также и тем, что по данным органов внутренних дел России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистских направлений составляют лица до 30 лет. Поэтому в автономном учреждении "Культура" считают очень важной работу именно с подростками и молодежью. Так за 10 месяцев 2018 года учреждениями культуры для детей и подростков проведено 2770 мероприятий, с количеством посещений 127 601. Важное место уделяется деятельности детских, молодежных любительских объединений, клубных формирований, задачей которых является организация позитивного развивающего досуга подростков и молодежи. Так в клубных формированиях для детей и подростков занимаются 1354 человека.
Ведется активная работа по военно-патриотическому воспитанию, которое в наибольшей степени влияет на формирование толерантного сознания молодежи, профилактику экстремизма. В учреждениях культуры проходят встречи с ветеранами тыла, ветеранами Великой Отечественной войны. Работая в данном направлении, учреждениями культуры уделяется большое внимание мероприятиям, где главным является пропаганда любви к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям. Такими мероприятиями являются праздники сел, доброй традицией становится проведение районного праздника "День семьи, любви и верности", праздничные мероприятия, посвященные Дню России и Дню Российского флага. Автономное учреждение "Культура" целенаправленно и систематически решает вопросы, связанные с поддержкой и развитием национальных культур народов, проживающих на территории района. Среди многочисленных творческих акций и мероприятий самыми массовыми и широкомасштабными являются: праздник, посвящённый Дню России и Дню Нижнетавдинского района, чувашский праздник "Акатуй" и татарский праздник "Сабантуй", а также празднование Дня народного единства, которые ярко демонстрируют творческую инициативу, многонациональное, единое содружество всех поселений района. Автономное учреждение "Культура" активно сотрудничает с Храмом Святой Троицы при проведении совместных мероприятий. Данная поддержка национально-культурных традиций в районе предотвращает развитие питательной почвы для проявления экстремизма на национальной основе.
Данные мероприятия позволяют развивать политическую грамотность молодого поколения, выявлять мнение молодежи относительно актуальных вопросов о международной угрозе человечеству - терроризму, экстремизму и сформировать отрицательное отношение к данным явлениям, а также определит уважительное отношение друг к другу как единственный путь к обеспечению мира и безопасности в обществе.
В сельских библиотеках - филиалах района единовременно прошла беседа - игра "В дружбе сила", направленная на воспитание толерантного отношения к окружающим. Кроме того. Во всех библиотеках района был оформлен фотостеллаж "Многоликая война" с целью воспитания в молодом поколении патриотизма и демонстрации разнообразия национальностей людей, защищающих свою страну и объединившихся перед угрозой войны.
Одним из приоритетных направлений в этом процессе является сохранение нематериальной культуры. Значительный ее пласт составляет социально-культурная деятельность сотен тысяч людей всех возрастов, национальностей и малых этнических групп.
На базе Автономного учреждения культура работают самодеятельные коллективы, многие из них представляют самобытную культуру того или иного народа. Так русская культура представлена фольклорными коллективами: "Златница" детский и взрослый (Нижнетавдинский ПКК), "Сударушка" (Искинский СДК), вокальными ансамблями русской песни: "Рябинушка" (Красноярский СК), "Ивушка" (Кунчурский СК), "Сударушка" (Новотроицкий СДК), "Веселинки" (Миясский СДК). Два коллектива представляющие русскую культуру имеют звание "народный", это ансамбль русской песни "Реченька" (ЦК и Д) и хор "Деревенские звезды" (Тюневский СДК).
Чувашскую культуру представляют ансамбли, также имеющие звание "народный", это ансамбль чувашской песни "Танташ" (Канашский СДК) и ансамбль "Иамра" (ЦК и Д).
Богата самодеятельными творческими коллективами татарская культура, среди них: танцевальный коллектив "Байрам" (Киндерский СДК), вокальные ансамбли "Ручеек" и "Киндерские вечера" (Киндеркий СДК), коллектив татарской песни "Дуслык" (Новопокровский ПКК), вокальный коллектив "Чишме" и танцевальный "Кубэлэк" (Чугунаевского СДК). Фольклорный ансамбль "Саз" (Тарманский СДК).
Украинская культура развита в основном в Новопокровском СДК, там созданы вокальные ансамбли "Водограй" и "Чаривницы". На протяжении многих лет здесь налажено плодотворное сотрудничество с ОДНК "Строитель", Общественной организацией украинцев Тюменской области "Батьковщина".
Вокальный ансамбль "Андрюшаночка" работает в тесном взаимодействии с хуторским казачьим обществом "Нижнетавдинским" Южно-Тобольского отделения казачьего общества".
На базе Новотроицкого СДК по инициативе представителей азербайджанской диаспоры создан самодеятельный национальный коллектив "Жемчужина", который занимается постановками национальных азербайджанских танцев, пением и чтением стихов на родном языке.
Творческие коллективы Автономного учреждения "Культура", только за 2015 год приняли участие в одиннадцати Всероссийских и областных фестивалях и конкурсах национального характера. Среди них такие как: Международный фестиваль историко-культурного наследия "Искер Джиен" Всероссийский фестиваль "Тугарак уен", областной фестиваль татарского национального творчества "Утренняя звезда", областной фестиваль детского народного творчества "Радуга", областной фестиваль народного творчества "Мост дружбы", областной фестиваль "Искер" в г. Тобольске, открытый городской фестиваль "Играй гармонь, Тюменская!", областной национальный праздник "Сабантуй", областной чувашский праздник "Акатуй" и другие.
Работа по сохранению национальных традиций организована во всех учреждениях культуры района. Так в Искинском СДК история игровой культуры изучается на примере праздников Рождество, Крещение, Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Троица. Формируются этические взгляды, мировоззрение, уважительное отношение к культуре и обычаям русского народа.
Праздники чувашского фольклора в Канаше - это желание показать осколочек, того самобытного народного творчества, которым так богат и разнообразен Нижнетавдинский район. Чувашские праздники фольклора устроены по старинным обычаям. Звучат величальные, былинные песни. В Канашской основной школе действует комната - музей крестьянского быта, где насчитывается более 80 экспонатов.
В Киндерском СДК в рамках возрождения и сохранения национальных традиций наиболее удачно прошел вечер отдыха, посвященный международному Дню родного языка "Родные напевы".
Основная цель Программы в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений заключается в укреплении единства российской нации, обеспечении межнационального согласия. профилактике проявлений этнического экстремизма.
Достижение указанной цели возможно через реализацию следующих направлений:
- формирование и укрепление культуры толерантности в молодёжной среде, воспитание понимания и уважения к национальным, культурным и религиозным ценностям через систему образования;
- содействие национально-культурному взаимодействию и межконфессиональному согласию на территории Нижнетавдинского района через систему приобщения жителей района к традициям и культурному наследию;
- совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межэтнических отношений, выявление и пресечение негативных тенденций различных форм экстремизма, ксенофобии, бытового расизма и шовинизма через систему профилактики правонарушений.
Настоящая Программа является инструментом реализации основных направлений государственной политики в сфере противодействия терроризму и экстремизму в Нижнетавдинском районе. Её разработка и принятие обусловлены необходимостью координации деятельности и интеграции усилий органов местного самоуправления, федеральных и региональных органов власти в вопросах профилактики терроризма и экстремизма, разработке мер по минимизации и (или) ликвидаций их проявлений на территории района.
Применение программно-целевого подхода в решении задач, направленных на профилактику экстремизма должно на основе интеграции усилий всех заинтересованных структур способствовать укреплению антитеррористической защищённости, создать условия для преодоления национальной и религиозной нетерпимости, формирования мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы, основанной на принципах уважения прав и свобод человека и гражданина на территории Нижнетавдинского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.