Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 14.03.2019 N 1957
Информация
комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.05.2016 N 3712 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений" (представлена в областную Думу председателем комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям В.А. Ковиным 20.02.2019)
Постановлением Тюменской областной Думы от 08.02.2018 N 1066 "Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.05.2016 N 3712 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений" комитету было поручено проработать вопрос о целесообразности подготовки обращения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу о внесении изменений в земельное законодательство в части:
- установления порядка продажи с публичных торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения, изъятых за ненадлежащее использование по решению суда;
- уточнения порядка планирования или компенсации бюджетных расходов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возникающих при приобретении изъятых за ненадлежащее использование земельных участков сельскохозяйственного назначения и не проданных с публичных торгов;
- совершенствования института муниципального земельного контроля.
Во исполнение данного поручения текст соответствующего обращения был комитетом подготовлен. В основу текста обращения положена информация Правительства Тюменской области от 15.03.2018 N 31/2926Д18-1462.
Соответствующее обращение Тюменской областной Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о необходимости дополнительного правового регулирования отдельных вопросов, связанных с изъятием земельных участков сельскохозяйственного назначения, было принято постановлением Тюменской областной Думы от 24.05.2018 N 1292.
Обращение поддержано 17 субъектами Российской Федерации и принято в работу двумя комитетами Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации.
При Комитете Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям специально создана рабочая группа по совершенствованию законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Аппаратом данного комитета запрошены дополнительные материалы, послужившие основанием для подготовки обращения. В октябре 2018 года соответствующие материалы, содержащие фактологический материал (судебные прецеденты, обращения граждан, уполномоченных органов, статистика и т.п.), послужившие основанием для написания обращения, аппаратом комитета были собраны и направлены в адрес Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
Комитетом Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока получены разъяснения Минсельхоза России по поводу вопросов, поднятых в обращении.
В указанных разъяснениях Минсельхоза России (письмо от 20.07.2018 N ДС-15-15/7565) сообщается, что данным министерством разрабатывается законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", направленный на совершенствование процедуры изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Предложения Тюменской областной Думы о необходимости дополнительного правового регулирования отдельных вопросов, связанных с изъятием земель сельскохозяйственного назначения, могут быть учтены при доработке законопроекта.
Вместе с тем Минсельхоз России отметил следующее:
1. Действующее земельное законодательство, в том числе Земельный кодекс Российской Федерации, не содержит специального порядка проведения публичных торгов по продаже изъятых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по основаниям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте).
Минсельхоз России поддерживает внесение в федеральное законодательство изменений, направленных на определение такого порядка.
В целях формирования единообразной правоприменительной практики Минсельхоз России письмом от 11 мая 2017 года N ДХ-15-27/5675 направлял руководителям высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разъяснения порядка проведения публичных торгов по продаже изъятых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен порядок проведения торгов при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
В частности, статьями 39.11, 39.12, 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок подготовки, организации и проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
При подготовке, организации и проведении публичных торгов по продаже изъятых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по основаниям, предусмотренным статьей 6 Закона об обороте, необходимо руководствоваться общими принципами проведения торгов, установленными Земельным кодексом Российской Федерации для случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом при проведении публичных торгов по продаже изъятых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения должны учитываться характер правоотношений, возникающих в данном случае, а также особенности таких торгов, установленные статьей 6 Закона об обороте, в том числе:
- способ определения начальной цены изъятого земельного участка;
- возможность уменьшения начальной цены земельного участка на величину расходов, связанных с необходимостью проведения работ по культуртехнической мелиорации;
- возможность проведения повторных публичных торгов и необходимость снижения начальной цены земельного участка на повторных торгах.
2. Предложение Тюменской областной Думы о внесении изменений в Закон об обороте, предусматривающих возможность безвозмездной передачи изъятого земельного участка в муниципальную или государственную собственность, не поддерживается, поскольку такая мера ответственности не отвечает требованиям соразмерности, а также противоречит статье 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Вопросы возможной передачи полномочий по осуществлению государственного земельного надзора органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ранее неоднократно рассматривались федеральными органами исполнительной власти, в том числе в связи с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26 октября 2012 года N Пр-2869 (подпункт "д" пункта 2), а также в соответствии с пунктом 4 раздела V протокола заседания Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от 28 марта 2017 года N 3.
Позиция о нецелесообразности передачи указанных полномочий была поддержана Правительством Российской Федерации и доложена Президенту Российской Федерации.
Кроме того, в рамках исполнения протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 17 января 2018 года N ДМ-П11-2пр (пункт 4) большинство субъектов Российской Федерации, представивших предложения по существу прорабатываемого вопроса, не поддержали передачу органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления полномочий Россельхознадзора по осуществлению государственного земельного надзора за соблюдением требований, связанных с использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом об обороте.
Минсельхоз также уведомил, что подготовленным им законопроектом предлагается ввести в качестве дополнительного основания для изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения результаты муниципального контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.