Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика текущего состояния транспортной инфраструктуры Казанского муниципального района
Развитие транспортной системы Казанского муниципального района является необходимым условием улучшения качества жизни населения.
Транспортная инфраструктура района является составляющей инфраструктуры Тюменской области.
Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для района. Они связывают территорию района с соседними территориями, населенные пункты района с районным центром, обеспечивают жизнедеятельность всех населенных пунктов, во многом определяют возможности развития района, по ним осуществляются автомобильные перевозки грузов и пассажиров, обслуживание коммунальных систем и потребностей территорий. Сеть внутрирайонных автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки.
Рост парка автомобилей особенно активизировался в последние несколько лет. Этот процесс повысил мобильность населения и увеличил долю перевозок на индивидуальном транспорте.
Развитие экономики Казанского МР во многом определяется эффективностью функционирования автомобильного транспорта, которая зависит от уровня развития и состояния сети внутрирайонных автомобильных дорог общего пользования.
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям экономики и населения района, является одним из наиболее существенных ограничений темпов роста социально-экономического развития Казанского муниципального района, поэтому совершенствование сети внутрирайонных автомобильных дорог общего пользования имеет важное значение.
Это в будущем позволит обеспечить приток трудовых ресурсов, развитие производства, а это в свою очередь приведет к экономическому росту района.
Автомобильные дороги подвержены влиянию природной окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог. Для их соответствия нормативным требованиям необходимо выполнение различных видов дорожных работ:
- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
- капитальный ремонт автомобильной дороги - дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
- реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущих к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущих за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Состояние сети дорог определяется своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции дорог и зависит напрямую от объемов финансирования и стратегии распределения финансовых средств в условиях их ограниченных объемов.
Хорошее состояние улично-дорожной сети - необходимое условие успешного развития экономики района и улучшения условий жизни населения.
Увеличение количества автотранспортных средств у населения и интенсивности их эксплуатации существенно обостряет проблему безопасности дорожного движения при сохранении тенденции увеличения человеческих и экономических потерь, а также негативного влияния на окружающую среду.
Это в полной мере относится к улично-дорожной сети Казанского муниципального района. В результате недостаточного финансирования работ по содержанию и ремонту муниципальных улиц и дорог их транспортно-эксплуатационные показатели не соответствуют нормативным требованиям, что приводит к дополнительному увеличению затрат на автомобильные перевозки в 1,3 - 1,5 раза.
Неразвитость улично-дорожной сети Казанского муниципального района усугубляет проблемы в социальной сфере: несвоевременное оказание срочной и профилактической медицинской помощи, дополнительные потери времени и ограничения на поездки.
Постоянное повышение уровня развития улично-дорожной сети, Казанского муниципального района, сопоставимое с темпами роста парка автотранспортных средств, приведет к поступательному социально-экономическому развитию района.
Потери от дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранениями людей, а также с повреждением автотранспортных средств, влекут за собой расходы бюджетной системы на медицинское обслуживание, административные расходы, затраты по восстановлению разрушенных элементов автомобильных дорог.
Отсутствие возможности у местного бюджета финансировать в полном объеме объекты улично-дорожной сети Казанского муниципального района является сдерживающим фактором развития экономики района и требует финансовой помощи за счет средств областного бюджета.
Указанные проблемы обусловливают необходимость решения их программными методами.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
1.2. Влияние развития сети автомобильных дорог местного значения на социально-экономическое развитие Казанского муниципального района
Дорожное хозяйство является одной из отраслей экономики страны, развитие, которого очень сильно зависит от общего ее состояния, вместе с тем дорожное хозяйство, как один из элементов инфраструктуры экономики, оказывает такое же влияние на ее развитие.
Автомобильный транспорт - один из самых распространенных, мобильных видов транспорта требует наличия развитой сети автомобильных дорог с комплексом различных инженерных сооружений на ней. Автомобильные дороги, являясь сложными инженерно-техническими сооружениями, имеют ряд особенностей, а именно:
представляют собой линейные сооружения, очень материалоемкие, трудоемкие, а следовательно, требующие больших финансовых затрат;
в отличие от других видов транспорта автомобильный транспорт наиболее доступный для всех вид транспорта, а его неотъемлемый элемент - автомобильная дорога доступна абсолютно всем гражданам страны, водителям и пассажирам транспортных средств и пешеходам;
помимо высокой первоначальной стоимости строительства, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, тротуаров также требуют больших затрат.
Как и любой товар, автомобильная дорога, внутриквартальные проезды, тротуары обладают определенными потребительскими свойствами, а именно:
удобство и комфортность передвижения;
скорость движения;
пропускная способность;
безопасность движения;
экономичность движения;
долговечность;
стоимость содержания;
экологическая безопасность;
безопасность передвижения.
Одним из направлений деятельности государства по финансированию дорожного хозяйства является максимальное удовлетворение потребности населения и экономики страны в автомобильных дорогах с высокими потребительскими свойствами при минимальных и ограниченных ресурсах.
Оценка влияния дорожного хозяйства на экономику включает целый ряд более сложных проблем, чем оценка экономических затрат. Это определяется рядом причин. Во-первых, ряд полезных результатов, таких как повышение комфорта и удобства поездок за счет улучшения сети дорог или экономии времени за счет увеличения средней скорости движения, с большим трудом могут быть оценены в денежном выражении, поскольку для них отсутствуют естественные рыночные цены, показывающие ту сумму, которую люди согласны платить за это. Во-вторых, результат в форме снижения транспортных затрат распылен по широкому спектру большого числа людей за длительный период времени поэтому его трудно спрогнозировать и проследить его влияние. В-третьих, многие виды полезных результатов от совершенствования дорожного хозяйства являются непрямыми, например стимулирование общего развития экономики. Чтобы реально оценить этот вид результата, как правило, необходимо учесть капитальные вложения в другие сферы народного хозяйства. Однако оценка последних не всегда может быть гарантирована.
Наиболее важные виды результатов улучшения дорожной сети включают следующие элементы:
снижение текущих издержек, в первую очередь для пользователей автомобильными дорогами;
стимулирование общего экономического развития прилегающих территорий;
снижение числа дорожно-транспортных происшествий и нанесенного материального ущерба;
повышение комфорта и удобства поездок.
Оценка социальной роли автомобильных дорог может быть проведена по следующим показателям: экономия свободного времени; изменение уровня здоровья населения; увеличение занятости, снижение миграции населения и т.д.
В целом улучшение дорожных условий способствует:
сокращению времени на перевозки грузов и пассажиров (за счет увеличения скорости движения);
снижению стоимости перевозок (за счет сокращения расхода горючесмазочных материалов, далее - ГСМ) за счет снижения износа транспортных средств от плохого качества дорог, повышения производительности труда);
повышению спроса на услуги дорожного сервиса;
повышению транспортной доступности;
снижению последствий стихийных бедствий;
сокращению числа дорожно-транспортных происшествий:
улучшению экологической ситуации (за счет роста скорости движения уменьшается расход ГСМ).
Таким образом, дорожные условия оказывают влияние на все важные показатели экономического развития Казанского муниципального района.
Во многих странах мира выход из кризисных экономических ситуаций начинается с бурного развития дорожного строительства. Это объясняется также и тем, что порядка 35 - 40 процентов средств, направляемых в дорожное хозяйство, возвращается в бюджеты всех уровней в форме соответствующих налоговых платежей организаций дорожного хозяйства.
Отсутствие развитой сети автомобильных дорог - одна из главных причин фактической деградации системы расселения населения. Одним из следствий недостаточной развитости дорожной сети страны, ее неспособности обеспечить даже минимально необходимые уровни мобильности товаров и подвижности населения стала гипертрофированная урбанизация, породившая целый комплекс известных проблем развития городов.
Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для Казанского муниципального района. Они связывают обширную территорию района с соседними территориями, обеспечивают жизнедеятельность всех населенных пунктов поселения, во многом определяют возможности развития района, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки.
Развитие экономики района во многом определяется эффективностью функционирования автомобильного транспорта, которая зависит от уровня развития и состояния сети автомобильных дорог местного значения.
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям экономики и населения поселения, является одним из наиболее существенных ограничений темпов роста социально-экономического развития Казанского муниципального района, поэтому совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования имеет важное значение для района.
1.3. Программные решения проблемы развития сети автомобильных дорог местного значения Казанского муниципального района
Перечисленные проблемы автодорожного комплекса Казанского муниципального района ставят в число первоочередных задач реализацию проектов по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог местного значения, приведение технических параметров и уровня инженерного оснащения дорог в соответствие с достигнутыми размерами интенсивности движения.
Стратегически важной задачей развития местной сети автомобильных дорог Казанского муниципального района является доведение технических параметров дорог до нормативных требований.
Себестоимость грузоперевозок, осуществляемых по автомобильным дорогам, имеющих транспортно-эксплуатационные показатели, не соответствующие нормативным требованиям, повышается, а безопасность движения ухудшается.
Учитывая вышеизложенное, в условиях ограниченных финансовых средств стоит задача их оптимального использования с целью максимально возможного снижения количества проблемных участков автомобильных дорог.
Применение программно-целевого метода в развитии автомобильных дорог местного значения Казанского муниципального района позволит системно направлять средства на решение неотложных проблем дорожной отрасли в условиях ограниченных финансовых ресурсов и координировать усилия бюджетов всех уровней.
Реализация комплекса программных мероприятий сопряжена со следующими рисками:
- риск ухудшения социально-экономической ситуации на территории поселения, что выразится в снижении темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновении бюджетного дефицита, сокращении объемов финансирования дорожной отрасли;
- риск снижения объемов денежных средств ежегодно балансируемых в бюджете района расходов на финансирование работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, тротуаров в соответствии с нормативами денежных затрат, что не позволит в период реализации Программы существенно сократить накопленное в предыдущий период отставание в выполнении ремонтных работ на сети автомобильных дорог местного значения и достичь запланированных в Программе величин показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.