Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Думы
Бердюжского
муниципального района
от 27 июля 2018 г. N 230
Положение
о территориальном общественном самоуправлении в Бердюжском муниципальном районе
26 февраля 2019 г.
Настоящее Положение определяет общие принципы и формы организации, функционирования и правового положения территориального общественного самоуправления в Бердюжском муниципальном районе.
Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодательство Российской Федерации, Законы Тюменской области, Устав Бердюжского муниципального района, настоящее Положение, иные муниципальные нормативные акты, соглашения, заключенные между органами территориального общественного самоуправления и администрацией Бердюжского муниципального района.
Органы местного самоуправления обеспечивают необходимые правовые условия для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления, по взаимному соглашению могут наделять органы территориального общественного самоуправления, обладающие правами и обязанностями юридического лица, частью своих полномочий по осуществлению социально-экономического развития территории, с их финансированием, а также оказывать финансовую и другую поддержку в рамках мероприятий утвержденной муниципальной программы за счет средств бюджета МО Бердюжский муниципальный район.
1. Общие положения
Пункт 1.1 изменен с 1 марта 2019 г. - Решение Думы Бердюжского муниципального района Тюменской области от 26 февраля 2019 г. N 282
1.1. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
Территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по их месту жительства на части территории Бердюжского муниципального района (далее - муниципального района), а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется либо непосредственно населением муниципального района посредством проведения собраний и конференций граждан, либо через создаваемые органы территориального общественного самоуправления.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального района, отнесенные к таковым федеральными законами, законами Тюменской области, Уставом Бердюжского муниципального района.
Орган территориального общественного самоуправления - это орган, избранный населением, объединившимся по месту жительства, для выполнения функций ТОС по осуществлению собственных инициатив в решении вопросов местного значения.
1.2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется на принципах:
- законности;
- добровольности;
- защиты прав и законных интересов населения;
- широкого участия граждан в выработке, принятии и реализации решений по вопросам местного значения через общие собрания, конференции и другие органы территориального общественного самоуправления;
- гласности и учета общественного мнения;
- сочетания интересов населения отдельной территории, на которой осуществляется ТОС, и интересов всего населения муниципального района.
1.3. Граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального района, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления по месту жительства.
2. Формы осуществления и территориальные границы деятельности ТОС, финансирование деятельности ТОС
2.1. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; улица, группа улиц, сельский населенный пункт, группа сельских населенных пунктов; иные территории проживания граждан.
2.2. Система территориального общественного самоуправления включает в себя собрания, конференции граждан, органы ТОС - советы сельского населенного пункта, группы сельских населенных пунктов, иных территорий проживания граждан, квартальные комитеты улиц, дворов, старшие домов, старосты сельских населенных пунктов, а также иные органы общественного самоуправления; выборные лица общественного самоуправления: председатель совета, старший по дому, по подъезду, староста, иные выборные лица.
Пункт 2.3 изменен с 1 марта 2019 г. - Решение Думы Бердюжского муниципального района Тюменской области от 26 февраля 2019 г. N 282
2.3. Границы территории, в пределах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются решением Думы Бердюжского муниципального района по предложению населения, проживающего на соответствующей территории численностью не менее 5 человек, исходя из социально-экономических, коммунальных и иных особенностей территорий с учетом интересов населения.
Для утверждения границ деятельности ТОС в Думу Бердюжского муниципального района представляются следующие документы:
- заявление об установлении территориальных границ деятельности ТОС, подписанное руководителем ТОС;
- решение собрания, конференции граждан о создании ТОС и внесении предложения об установлении границы, в пределах которой осуществляет деятельность ТОС;
- заключение администрации муниципального района о правомочности проведения собрания, конференции граждан, на котором приняты решения об образовании органа ТОС и установлении территориальных границ деятельности ТОС.
Изменение границ территории территориального общественного самоуправления осуществляется в результате:
1) изменения территории, в границах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
2) объединения территориальных общественных самоуправлений;
3) разделения территориального общественного самоуправления.
Вопрос об изменении территории, в границах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, решается на собрании (конференции) граждан.
Новые границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Думой Бердюжского муниципального района в порядке, предусмотренном настоящим Положением, и закрепляются в уставе территориального общественного самоуправления.
2.4. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
2.5. Одновременно с принятием решения об образовании органа ТОС на собрании, конференции граждан принимается устав ТОС.
Устав ТОС является учредительным документом органа ТОС. В уставе указываются:
- территория, на которой оно осуществляется;
- цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;
- порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;
- порядок принятия решений органом ТОС;
- порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
- порядок прекращения деятельности органа ТОС.
2.6. Органы ТОС, организуемые по решению собрания (конференции) жителей, действуют в соответствии с настоящим Положением и Уставом ТОС, утвержденным участниками общего собрания или конференции жителей соответствующей территории.
2.7. Порядок регистрации уставов ТОС устанавливается решением Думы Бердюжского муниципального района.
2.8. Администрация муниципального района регистрирует уставы ТОС и ведет единый учет зарегистрированных в форме некоммерческой организации ТОС.
2.9. Органы ТОС подотчетны и подконтрольны населению и не реже одного раза в год отчитываются об итогах своей деятельности перед собранием, конференцией граждан соответствующей территории, а также путем организации встреч, размещения информации в средствах массовой информации.
2.10. Для осуществления ТОС, зарегистрированным в форме некоммерческой организации, хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, на основании договора либо соглашения между органами ТОС и органами местного самоуправления могут выделяться средства местных бюджетов в соответствии с решением о бюджете (далее по тексту - местный бюджет), на очередной финансовый год и плановый период, в порядке, установленном постановлением администрации Бердюжского муниципального района.
3. Порядок создания органов территориального общественного самоуправления
3.1. Выборы органов территориального общественного самоуправления проводятся на собраниях, конференциях жителей.
3.2. Собрания, конференции жителей по избранию органов ТОС созываются инициативными группами граждан численностью не менее 5 человек, проживающих на определенной территории.
Порядок созыва и проведения собраний, конференций утверждается решением Думы Бердюжского муниципального района. Названный порядок применяется с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.
3.3. О дате и месте проведения собрания, конференции по выборам органа ТОС граждане оповещаются инициативной группой жителей, органом ТОС или администрацией муниципального района заранее, но не позднее чем за три дня до времени проведения собрания, конференции.
3.4. Подготовку и проведение собрания, конференции по выборам органа ТОС осуществляет инициативная группа жителей, которая при взаимодействии с администрацией муниципального района:
- согласовывает с администрацией муниципального района время и место проведения собраний, конференций, норму представительства делегатов;
- организует подготовку предложений по оптимальным границам соответствующей территории и обоснование этих предложений;
- разрабатывает проект устава ТОС;
- разрабатывает порядок работы собрания, конференции жителей;
- организует работу собрания, конференции вплоть до избрания органа ТОС;
- решает иные вопросы в соответствии со своей компетенцией.
Подготовка и проведение собрания, конференции граждан по выборам органа ТОС осуществляется открыто и гласно.
3.5. Участники конференций делегируются собраниями жителей домов, подъездов, улиц, групп домов в частном секторе, сельских населенных пунктов.
Депутаты Думы Бердюжского муниципального района имеют право быть делегатами конференции жителей своего избирательного округа без дополнительных выборов.
3.6. В собрании, конференции могут принимать участие с правом совещательного голоса представители органов местного самоуправления муниципального района, предприятий, организаций, учреждений, расположенных на данной территории, представители общественных организаций и органов ТОС иных территорий.
3.7. Общее собрание по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если на нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16 лет. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
3.8. Решения собраний, конференций граждан принимаются большинством голосов присутствующих, оформляются протоколом, в котором указываются дата и место проведения собрания, общее число граждан, имеющих право участвовать в собрании (для конференции - количество избранных представителей), количество граждан, принявших участие в их работе (для конференции - количество прибывших представителей), и принятые решения. Протоколы подписываются председателем и секретарем собрания (конференции).
3.9. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
- установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
- принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
- избрание органов территориального общественного самоуправления;
- определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
- утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о исполнении;
- рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
3.10. Решения общих собраний, конференций жителей, а также органов ТОС, принимаемые в пределах своих полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, организациями, учреждениями, их органами, должностными лицами и жителями соответствующих территорий.
3.11. В целях обмена информацией и опытом работы, объединения усилий и проведения согласованной политики по развитию и защите прав территориального общественного самоуправления органы ТОС могут проводить совместные заседания, объединяться в территориальные группы общественного самоуправления, а также создавать координационные и совещательные органы в пределах своих полномочий, объединения ТОС (ассоциации (союзы), иные объединения), действующие на территории муниципального образования.
4. Совет сельского населенного пункта, группы сельских населенных пунктов, иных территорий проживания граждан
4.1. Совет сельского населенного пункта, группы сельских населенных пунктов, иных территорий проживания граждан (далее по тексту - Совет) представляет интересы жителей соответствующей территории в органах местного самоуправления муниципального района, в других органах и организациях и осуществляет свои полномочия в соответствии с действующим законодательством, решениями органов местного самоуправления муниципального района, настоящим Положением и Уставом Совета.
4.2. Совет избирается на собрании, конференции граждан открытым или тайным голосованием сроком на 2 года.
Собрание, конференция граждан вправе установить другой срок полномочий Совета.
4.3. В состав Совета могут быть избраны граждане не моложе 18 лет, постоянно проживающие на территории деятельности Совета, а также депутаты, избранные жителями данной территории, участковые полиции общественной безопасности и представители предприятий, организаций и учреждений, расположенных на данной территории, независимо от их постоянного места жительства.
Избранными в состав Совета считаются граждане, набравшие большее число голосов от присутствующих на собрании, конференции.
4.4. Члены Совета из своего состава избирают председателя, заместителя председателя и секретаря Совета.
Председатель Совета по решению собрания, конференции может быть избран непосредственно на собрании, конференции.
4.5. Председатель имеет право:
- представлять Совет на всех уровнях и во всех организациях, без доверенности - подписывать документы и заключать договоры;
- проводить прием граждан, проживающих на территории деятельности Совета;
- принимать участие в заседаниях комиссий, комитетов, советов, общественных формирований, образованных органами местного самоуправления с правом совещательного голоса;
- в период между заседаниями Совета самостоятельно принимать решения по вопросам, отнесенным Советом к его ведению.
4.6. Председателю Совета выдается удостоверение установленного образца за подписью главы муниципального района.
4.7. Совет самостоятельно определяет периодичность своих заседаний и порядок их проведения, образует рабочие комиссии по направлениям своей деятельности, утверждает их состав, полномочия и порядок работы, определяет круг вопросов, решения по которым председатель Совета принимает самостоятельно и отчитывается по ним на очередном заседании Совета.
Депутаты Думы муниципального района, избранные жителями данной территории, могут принимать участие в заседании Совета с правом решающего голоса.
4.8. Совет правомочен принимать решения при наличии на заседании не менее половины от числа избранных членов Совета.
Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета и оформляются протоколом.
4.9. Полномочия Совета:
- обеспечивает выполнение решений собраний, конференций граждан;
- содействует реализации решений органов местного самоуправления муниципального района;
- содействует защите прав и законных интересов граждан;
- принимает решения о проведении собраний, конференций жителей, проводит опросы общественного мнения на территории деятельности Совета и на основе анализа дает соответствующие предложения органам местного самоуправления, организациям и учреждениям;
- осуществляет общественный контроль любых направлений жизни, затрагивающих интересы жителей данной территории;
- осуществляет контроль за техническим использованием жилого фонда, ходом подготовки жилого фонда к работе в осенне-зимний период, за использованием по назначению помещений для работы с детьми и подростками, для спортивной и другой работы, за рациональным использованием всех средств, выделяемых из различных источников на содержание и социально-экономическое развитие территории ТОС;
- осуществляет координацию деятельности уличных, дворовых, домовых комитетов;
- заслушивает на своих заседаниях объяснения лиц, допустивших нарушения общественного порядка, правил санитарной гигиены, другие нарушения, принимает решения о применении к ним мер общественного воздействия, в необходимых случаях направляет материалы в соответствующие компетентные органы для привлечения нарушителей к административной ответственности;
- обращается в органы местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы жителей данной территории;
- оказывает содействие в организации встреч с населением, приеме избирателей и проведении другой работы депутатами в избирательном округе;
- открывает в банках счета для денежных операций, приобретает имущество, формирует собственный аппарат, самостоятельно определяет штатное расписание и порядок труда работников, оплачиваемых за счет собственных средств;
- кооперирует на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений, организаций для развития социальной инфраструктуры соответствующей территории, создает фонды местной инициативы;
- выходит с ходатайством о поощрении наиболее активных жителей, являющихся примером в выполнении гражданских обязанностей, в органы местного самоуправления муниципального района;
- совместно с Советом ветеранов (через социальные службы и родственников) оказывает помощь участникам ВОВ, инвалидам, вдовам погибших, неимущим престарелым гражданам в решении их нужд и запросов;
- самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, проживающих на соответствующей территории, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета, учреждает в установленном порядке предприятия, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах, создает клубы по интересам, любительские объединения, центры досуга и другие формирования;
- содействует в профилактике правонарушений, поддержании общественного порядка и безопасности, в профилактике наркомании и токсикомании;
- вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов;
- иные вопросы, отнесенные к компетенции органа ТОС уставом ТОС в соответствии с действующим законодательством;
- вправе осуществлять сбор первичных материалов об административных правонарушениях и направлять их должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях;
- делегирует представителей для участия в работе заседаний Думы, постоянных комиссий муниципального района, совещаний и других мероприятий, проводимых администрацией муниципального района.
4.10. Компетенция Совета определяется его Уставом, исходя из добровольно принимаемых Советом обязательств, с учетом настоящего Положения и полномочий, передаваемых ему органами местного самоуправления муниципального района на основе соответствующих договоров.
4.11. К исключительной компетенции Совета относятся следующие вопросы:
- определение периодичности своих заседаний и порядка их проведения;
- распределение обязанностей между членами Совета, образование рабочих комиссий по направлениям своей деятельности, утверждение их состава, полномочий и порядка их работы;
- утверждение планов благоустройства и развития соответствующей территории, финансируемых за счет собственных средств Совета, принятие решений по финансированию отдельных программ;
- утверждение положений, уставов клубов, объединений и других формирований, образованных Советом и осуществляющих свою деятельность на его средства.
4.12. По договору с органами местного самоуправления муниципального района Совет самостоятельно имеет право осуществлять следующие полномочия:
- по подготовке и заключению договоров с предприятиями на выполнение работ по благоустройству, санитарной очистке и озеленению территории, по ремонту и эксплуатации жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов;
- по контролю за использованием арендуемых помещений и участков под строительство, за техническим состоянием внешних инженерных сетей;
- по выявлению, учету и оказанию помощи малоимущим, одиноким престарелым, инвалидам и другим категориям социально незащищенных граждан;
- по установке и содержанию малых архитектурных форм;
- по проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий, государственных, местных и народных праздников.
К компетенции Совета по договору с органами местного самоуправления муниципального района может быть отнесено самостоятельное решение иных вопросов местного значения.
4.13. С учетом предложений Совета или собрания, конференции жителей органы местного самоуправления определяют с Советом сферу совместной компетенции, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с Советом. К ним могут быть отнесены следующие вопросы:
- участие в подготовке и реализации планов социально-экономического развития сельского населенного пункта в разработке и исполнении социальных программ, затрагивающих интересы жителей данной территории;
- участие в экспертизе проектов строительства, реконструкции и ремонта объектов социально-бытового и культурного назначения, жилых домов и объектов благоустройства, в экологической экспертизе объектов производственной и социальной сферы;
- участие в размещении и регулировании уличной торговли, сезонных рынков;
- другие вопросы, определяемые соответствующими решениями и постановлениями органов местного самоуправления по предложению Совета или собрания, конференции жителей.
Порядок рассмотрения и согласования данных вопросов, формы участия представителей Совета в их решении с правом совещательного или решающего голоса устанавливаются соответствующими правовыми актами администрации муниципального района.
4.14. Финансовые ресурсы Совета состоят из собственных и заемных средств, средств, передаваемых Совету по договору органами местного самоуправления муниципального района.
Собственные средства Совета образуются за счет целевых перечислений, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц и за счет доходов от собственной деятельности Совета.
Собственные средства изъятию не подлежат и расходуются Советом самостоятельно для решения вопросов, определенных его уставом.
В соответствии с решениями органов местного самоуправления финансовые ресурсы Совета могут формироваться из разовых и долговременных поступлений из местного бюджета под определенные цели и из других источников.
4.15. Объектами собственности Совета могут быть:
- земля, выкупленная или приобретенная на средства Совета или безвозмездно отчужденная собственником в пользу Совета;
- имущество, переданное Совету собственниками, созданное или приобретенное за счет собственных средств Совета;
- жилой и нежилой фонд;
- техника, оборудование и другие материалы и интеллектуальные ценности.
Порядок передачи и перечень объектов собственности, передаваемых Совету органами местного самоуправления муниципального района, определяется соответствующими договорами.
4.16. Совет в своей деятельности подотчетен и подконтролен населению соответствующей территории и органам местного самоуправления в части выполнения делегированных ему полномочий и использования передаваемых средств.
4.17. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности Совета проводится не реже одного раза в год ревизионной комиссией, которая избирается из состава Совета на срок полномочий Совета.
4.18. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за законностью финансово-хозяйственной деятельности, за соответствием расходования финансовых и материальных средств целям и задачам, принятым уставом Совета.
4.19. Отчеты о деятельности ревизионной комиссии не реже одного раза в год заслушиваются на заседании Совета.
4.20. Совет может быть досрочно переизбран (полностью или частично) по решению собрания, конференции.
Избрание новых членов Совета производится в порядке, предусмотренном уставом Совета.
4.21. Досрочное прекращение полномочий Совета может быть осуществлено:
по решению собрания, конференции граждан в связи с признанием нецелесообразности его существования;
по решению Совета, принятому большинством в две трети от числа избранных членов Совета, в случае его самороспуска.
Решения о досрочном прекращении полномочий Совета могут быть обжалованы в судебном порядке.
При принятии решения о ликвидации Советом совместно с органами местного самоуправления создается ликвидационная комиссия, к которой на срок ликвидации переходят все полномочия по управлению делами Совета.
После ликвидации Совета имущество и средства, находящиеся в его собственности, после расчетов по обязательствам переходят в ведение муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.
5. Домовые, дворовые, уличные комитеты
5.1. Уличные, дворовые, домовые комитеты (далее по тексту - комитет) представляют интересы жителей соответствующей территории в органах местного самоуправления, в других органах и организациях и осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством, решениями органов местного самоуправления, настоящим Положением и Уставом комитета конкретной улицы, конкретного двора, дома.
5.2. Комитет избирается на общем собрании или конференции жителей соответствующей территории открытым голосованием сроком на 2 года.
Собрание или конференция жителей вправе установить другой срок полномочий комитета.
Структура комитета и количество его членов устанавливается общим собранием, конференцией граждан.
В состав комитета могут быть избраны граждане не моложе 18 лет, постоянно проживающие на территории деятельности комитета.
5.3. Члены комитета из своего состава избирают председателя, заместителя председателя и секретаря комитета.
Председатель комитета по решению общего собрания (конференции) может быть избран непосредственно на общем собрании (конференции) граждан.
Председателю комитета выдается удостоверение установленного образца за подписью главы муниципального района.
5.4. Комитет самостоятельно определяет периодичность своих заседаний, порядок их проведения, распределяет обязанности между членами комитета, определяет круг вопросов, решения по которым председатель комитета принимает самостоятельно и отчитывается по ним на очередном заседании комитета, образовывает рабочие комиссии по направлениям своей деятельности с участием в них жителей, утверждает план работы комитета и т.д.
5.5. Заседания комитета являются открытыми и правомочны при наличии более половины его состава. Все вопросы решаются простым большинством голосов членов Совета, присутствующих на заседании.
Протоколы заседания комитета подписываются председателем и секретарем комитета.
5.6. В заседании комитета могут принимать участие с правом совещательного голоса представители предприятий жилищно-коммунального хозяйства, представители органов ТОС, органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, учреждений.
5.7. Полномочия комитета:
- организует выполнение решений общих собраний, конференций граждан, а также содействует исполнению решений органов местного самоуправления муниципального района;
- привлекает население к работе по благоустройству, озеленению и улучшению санитарного состояния улиц, придомовых территорий, домов, спортивных и детских игровых площадок и других объектов, расположенных на территории деятельности комитета;
- содействует органам социальной защиты в оказании помощи инвалидам, одиноким престарелым гражданам, многодетным семьям, малоимущим и другим категориям социально незащищенных граждан;
- оказывает помощь учреждениям здравоохранения в проведении профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, в выявлении фактов самовольного строительства индивидуальных гаражей, органам пожарного надзора в осуществлении мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности жилых домов и других объектов, расположенных на территории деятельности комитета;
- рассматривает в пределах своих полномочий заявления, предложения и жалобы граждан, принимает по ним соответствующие меры и осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Положением;
- следит за своевременным и качественным выполнением работ по капитальному и текущему ремонту жилых домов;
- проводит опрос граждан, проживающих на территории деятельности ТОС, с целью выявления мнения населения по вопросам, затрагивающим интересы жизни и деятельности жителей;
- выходит с ходатайством о поощрении наиболее активных жителей, являющихся примером в выполнении гражданских обязанностей, в органы местного самоуправления муниципального района;
- вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов;
- иные вопросы, отнесенные к компетенции органа ТОС уставом ТОС в соответствии с действующим законодательством.
5.8. Комитет имеет право:
- созывать собрания, конференции граждан, проживающих на территории деятельности комитета, для решения вопросов, относящихся к ведению комитета;
- обращаться по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории, в органы государственной власти и местного самоуправления муниципального района, организации и учреждения;
- заслушивать объяснения лиц, допустивших нарушения общественного порядка, правил санитарной гигиены, другие нарушения, принимать решения о применении к ним мер общественного воздействия, в необходимых случаях направлять материалы в соответствующие компетентные органы для привлечения нарушителей к административной или иной ответственности;
- ходатайствовать перед органами местного самоуправления муниципального района о материальном поощрении наиболее активных своих членов;
- кооперировать по решению общего собрания, конференции добровольные взносы граждан на социальные, культурные и иные общественно полезные цели;
- вносить предложения в органы местного самоуправления муниципального района по определению сферы совместной компетенции по вопросам размещения и регулирования уличной торговли, согласования отвода земельных участков под размещение и строительство тех или иных объектов на территории деятельности комитета, по вопросу обследования жилого фонда, использования нежилых помещений и по другим вопросам.
5.9. Органы местного самоуправления муниципального района могут делегировать комитету часть своих полномочий, материально-технических, финансовых и иных ресурсов, передавать ему в оперативное управление муниципальное имущество, о чем принимается соответствующее решение или постановление.
Объем передаваемых полномочий и средств закрепляется в договоре, заключаемом между комитетом и соответствующим органом, который в этом случае осуществляет контроль за выполнением делегированных полномочий и за использованием передаваемых средств.
5.10. Комитет в своей деятельности подотчетен и подконтролен населению и не реже одного раза в год отчитывается об итогах своей деятельности перед собранием, конференцией граждан соответствующей территории, а также путем организации встреч, размещения информации в средствах массовой информации.
5.11. Комитет несет ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений.
5.12. Комитет может быть досрочно переизбран (полностью или частично) по решению общего собрания, конференции граждан.
5.13. Комитет может быть упразднен по решению общего собрания, конференции жителей в связи с признанием нецелесообразности его существования или по собственному решению комитета, принятому большинством в две трети голосов из числа избранных членов комитета, в случае его самороспуска.
Решения о досрочном прекращении полномочий комитета могут быть обжалованы в судебном порядке.
При принятии решения об упразднении комитета, являющегося юридическим лицом, комитетом совместно с органами местного самоуправления муниципального района создается ликвидационная комиссия, к которой на срок ликвидации переходят все полномочия по управлению комитетом.
После ликвидации комитета, являющегося юридическим лицом, имущество и средства, находящиеся в его собственности, после расчетов по обязательствам, переходят в ведение муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.
6. Старший по дому, подъезду многоквартирного дома
6.1. Старший по дому, подъезду многоквартирного жилого дома (далее по тексту - старший по дому) является выборным лицом общественного самоуправления жителей дома, подъезда многоквартирного жилого дома в том случае, если жильцы не избирают домовой комитет, и представляет интересы жителей дома, подъезда в отношениях с обслуживающей дом организацией и учреждениями, органами территориального общественного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления муниципального района.
6.2. Старший по дому избирается на общем собрании жильцов дома, подъезда тайным либо открытым голосованием простым большинством голосов сроком на 2 года. Собрание вправе установить другой срок полномочий.
Старшим по дому может быть избран любой житель данного дома, подъезда, достигший 18-летнего возраста и обладающий активным избирательным правом.
Протокол собрания составляется в 3-х экземплярах, один из которых направляется в обслуживающую дом организацию, второй - в администрацию муниципального района, третий хранится у старшего по дому.
6.3. Старший по дому не реже одного раза в год отчитывается о своей деятельности перед общим собранием жильцов, путем организации встреч с жильцами.
6.4. Полномочия старшего по дому:
- организует жителей на проведение работ по благоустройству домов и придомовой территории;
- рассматривает в пределах своих полномочий заявления и предложения жителей дома и доводит их до сведения соответствующих служб и органов;
- имеет списки квартиросъемщиков (собственников жилья) и проживающих;
- требует от квартиросъемщиков (собственников жилья) выполнения правил общежития и общественного порядка;
- хранит ключи от дверей мест общего пользования (подвалов, чердаков и т.п.);
- сотрудничает с участковыми уполномоченными полиции общественной безопасности, оказывая посильную помощь в проведении намеченных мероприятий;
- оказывает помощь органам пожарного надзора в осуществлении мероприятий по обеспечению противопожарного состояния жилого дома;
- оказывает содействие органам социальной защиты по выявлению и оказанию помощи малоимущим гражданам.
6.5. Старший по дому имеет право:
- созывать общие собрания жителей дома, подъезда по мере необходимости, но не реже 2 раз в год;
- обращаться по вопросам, затрагивающим интересы жителей дома, подъезда, в предприятия, учреждения, организации, органы местного самоуправления муниципального района, а также в соответствующие органы ТОС;
- запрашивать от предприятий жилищно-коммунального хозяйства полную информацию по платежам за техническое обслуживание дома и по оплате за коммунальные услуги и доводить ее до сведения всех жильцов дома, подъезда;
- участвовать в рабочих совещаниях в обслуживающей дом организации при обсуждении планов работы, связанных с эксплуатацией дома, согласовывать сроки текущего ремонта конструкций здания;
- участвовать в заседаниях соответствующих органов ТОС;
- требовать от обслуживающей дом организации выполнения работ по техническому обслуживанию дома согласно поданным заявкам;
- осуществлять контроль за использованием мест общего пользования (лестничные клетки, площадки, кабины лифтов и т.п.), придомовых территорий, а также за уборкой данных мест;
- осуществлять контроль за выполнением обслуживающей дом организации работ по уборке, благоустройству и оборудованию придомовой территории, за выполнением жителями дома установленных правил общежития, соблюдением порядка и чистоты в подъездах, на чердаке и в подвале дома, содержанием домашних животных;
- представлять интересы жителей дома, подъезда в суде в соответствии с действующим законодательством.
6.6. Жители дома имеют право на отзыв или на выражение недоверия старшему по дому. Вопрос об отзыве или переизбрании старшего по дому рассматривается на общем собрании, если этого потребует не менее одной трети жителей.
6.7. В случае если общее собрание жильцов принимает решение об избрании домового комитета, полномочия старшего по дому прекращаются с момента избрания домового комитета.
7. Староста сельского населенного пункта
7.1. Староста сельского населенного пункта (далее по тексту - староста) является выборным лицом общественного самоуправления жителей сельского населенного пункта и представляет интересы своего населенного пункта в отношениях с органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями городского округа.
7.2. Старостой может быть избран любой житель данного населенного пункта, достигший 18-летнего возраста и постоянно проживающий на данной территории, обладающий активным избирательным правом, сроком на 2 года.
7.3. Выборы старост проводятся на собраниях граждан. В выборах старост имеют право участвовать граждане, достигшие 18-летнего возраста и постоянно проживающие на территории сельского населенного пункта или имеющие недвижимость на правах собственности и уплачивающие налоги в местный бюджет.
7.4. Ответственность за подготовку и проведение выборов старост возлагается на глав сельских поселений.
Администрация муниципального района своим постановлением назначает выборы старост.
7.5. Кандидаты в старосты выдвигаются по предложению глав сельских поселений, либо по предложению граждан, либо в порядке самовыдвижения.
Число кандидатов не ограничивается.
7.6. Избранным старостой считается кандидат, набравший наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату.
7.7. Протокол собрания подписывается председателем и секретарем, заверяется печатью администрации сельского поселения и хранится в администрации сельского поселения до следующих выборов старост.
7.8. Староста имеет удостоверение установленного образца.
7.9. Полномочия старосты:
- участвует в работе органов, созданных при администрации сельского поселения, отстаивает интересы жителей своего населенного пункта;
- обеспечивает организацию и проведение конференций, собраний, предлагает на рассмотрение все вопросы жизнедеятельности населенного пункта;
- ведет прием граждан по личным вопросам, осуществляет постоянную связь с главой сельского поселения, информирует о состоянии дел в своем селе;
- через домовые, уличные комитеты, через организацию месячников и субботников обеспечивает работу населения по благоустройству, содержанию в чистоте домов, улиц, мест общего пользования, улучшению экологического состояния дел, организации мест отдыха жителей, спортивных и детских площадок;
- участвует в разделах сенокосов, пастбищ, коллективных огородов, следит за состоянием лесопользования, мобилизует население на борьбу со стихией, вызывает спасателей, участвует в организации работы по охране памятников истории и культуры;
- обеспечивает на своей территории соблюдение законов, охрану прав и свобод граждан, поддерживает связь с органами внутренних дел, организует население на защиту общественного порядка;
- оказывает помощь главам сельских поселений по обеспечению населения топливом, осуществляет контроль за работой транспорта на территории;
- проявляет необходимую заботу о престарелых, инвалидах, детях, оставшихся без родительского попечения, участниках Великой Отечественной войны, многодетных семьях, одиноких и малоимущих гражданах;
- не реже одного раза в год отчитывается о проделанной работе перед общим собранием граждан населенного пункта, путем организации встреч с населением;
- иные полномочия, отнесенные к компетенции органа ТОС уставом ТОС в соответствии с действующим законодательством.
7.10. Староста имеет право:
- участвовать в заседаниях совета старост;
- обращаться с письменными и устными запросами, заявлениями и документами в любые органы местного самоуправления, к руководителям предприятий, организаций и учреждений, от которых зависит решение того или иного вопроса, затрагивающего интересы граждан населенного пункта;
- заслушивать объяснения лиц, допустивших нарушения общественного порядка, в необходимых случаях направлять информацию в соответствующие компетентные органы для привлечения нарушителей к административной или иной ответственности;
- вносить на обсуждение или рассмотрение администрации сельского поселения предложения, направленные на улучшение деятельности органов местного самоуправления.
7.11. Полномочия старосты прекращаются досрочно в следующих случаях:
- в случае подачи им лично заявления о досрочном прекращении своих полномочий;
- по решению собрания граждан;
- смерти;
- вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
- вступления в законную силу решения суда о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным;
- нахождения в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу;
- выезда за пределы населенного пункта на постоянное место жительства;
- потери им гражданства Российской Федерации.
8. Взаимодействие органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления
8.1. Дума в пределах своей компетенции:
- принимает решения и иные правовые акты, устанавливающие правовой статус, границы территории и полномочия органов ТОС в соответствии с законодательством Российской Федерации, Тюменской области и Уставом Бердюжского муниципального района;
- принимает решения о порядке поощрения жителей, активно участвующих в территориальном общественном самоуправлении;
- рассматривает предложения органов ТОС по вопросам местного значения;
- в установленном порядке может освобождать органы ТОС, имеющие статус юридического лица, от уплаты местных налогов и сборов, предоставлять льготы и оказывать финансовую поддержку органам ТОС, поощрять актив ТОС;
- устанавливает сферы совместного ведения с органами ТОС по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами ТОС;
- осуществляет контроль над деятельностью органов территориального общественного самоуправления в рамках делегированных органам ТОС полномочий;
- устанавливает своим решением порядок регистрации уставов ТОС;
- рассматривает проекты решений, внесенные органами ТОС.
8.2. Администрация муниципального района в пределах своей компетенции:
- координирует деятельность органов ТОС;
- оказывает помощь инициативным группам жителей в проведении общих собраний, конференций и принимает в них участие;
- разрабатывает нормативную документацию на ТОС, содействует в разработке Уставов ТОС;
- оказывает содействие населению в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление;
- обеспечивает взаимодействие органов ТОС с муниципальными организациями, учреждениями и предприятиями;
- решает в установленном порядке вопрос о предоставлении помещений органам ТОС для осуществления их деятельности;
- способствует выполнению решений общих собраний, конференций жителей и решений органов ТОС, принятых в пределах их компетенции;
- оказывает органам ТОС организационную и методическую помощь путем проведения учебы, консультации, знакомит органы ТОС с соответствующими актами органов государственной власти, правовыми актами органов местного самоуправления через систему учебы руководителей и актива органов ТОС и методических рекомендаций, осуществляет сбор предложений органов ТОС, их обобщение и анализ, распространяют положительный опыт деятельности органов ТОС;
- осуществляет контроль над деятельностью органов территориального общественного самоуправления в рамках делегированных органам ТОС полномочий;
- выделяет органам ТОС для осуществления их деятельности средства местного бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это предусмотрено решением Думы муниципального района, Думы сельского поселения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в порядке, предусмотренном правовым актом администрации муниципального района;
- может устанавливать сферы совместной компетенции с органами ТОС, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами ТОС;
- заключает договоры по выполнению переданных полномочий органам ТОС;
- определяет иные формы взаимодействия с органами ТОС.
8.3. Представители органов ТОС присутствуют при рассмотрении органами местного самоуправления муниципального района вопросов, затрагивающих интересы их территории в порядке, предусмотренном Регламентами органов местного самоуправления.
8.4. Орган ТОС, обладающий правами и обязанностями юридического лица, имеет право предъявить в суд (арбитражный суд) требование о признании недействительными актов государственной власти, органов местного самоуправления муниципального образования, предприятий, организаций и учреждений, нарушающих права и законные интересы жителей данной территории, а также полномочия органов ТОС в соответствии с действующим законодательством.
8.5. Органы местного самоуправления муниципального района вправе обжаловать в судебном порядке решения собрания, конференции граждан, органов ТОС, противоречащие законодательству.
До принятия решений судом или арбитражным судом действие оспариваемых решений органов ТОС приостанавливается в соответствии с действующим законодательством.
9. Ответственность органов ТОС перед жителями соответствующей территории наступает в случае нарушения ими действующего законодательства Российской Федерации, Тюменской области, нормативных правовых актов муниципального района, настоящего Положения, Устава ТОС
Споры по восстановлению нарушенных прав предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности и граждан, возникшие в результате действия или бездействия органа ТОС, решаются Думой, администрацией муниципального района, иными органами либо в судебном порядке.
Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органов ТОС, возмещается им в полном объеме предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам за счет собственных средств.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Бердюжского муниципального района Тюменской области от 27 июля 2018 г. N 230 "Об утверждении Положения о территориальном... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.