Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к протоколу согласия
Совета Законодателей Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
и Ямало-Ненецкого автономного округа
N 143 от 11 апреля 2019 года
Информация
о 25-летии образования законодательных (представительных) органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа (представлена Тюменской областной Думой)
Принятие Конституции на референдуме 12 декабря 1993 года, а также выборы в Государственную Думу заложили основу новой российской государственности. После осуществления конституционной реформы в конце 1993 года органы советской власти прекратили свою работу как на общегосударственном уровне (съезд, Верховный Совет), так и в большинстве субъектов Федерации.
6 марта 1994 года состоялись выборы депутатов Тюменской областной Думы первого созыва. Первое заседание нового регионального парламента прошло 6 апреля 1994 года.
Председателем Тюменской областной Думы был избран Барышников Николай Павлович, заместителями председателя - Третьяков Владимир Николаевич и Сайфитдинов Фуат Ганеевич (в июне 1994 года).
В составе областной Думы были образованы 4 постоянные комиссии - по бюджету, налогам и финансам (председатель Киричук Степан Михайлович), по вопросам законодательной деятельности (председатель Каюмов Ахтям Хамитович), по региональной политике и местному самоуправлению (председатель Шерегов Сергей Александрович), по социально-экономическим вопросам (председатель Силукова Галина Николаевна).
Дума первого созыва начинала свою работу в период, когда социально-экономическое положение области было напряженным: в экономике наблюдался спад, нарастали неплатежи, бюджет в значительной своей части формировался на основе взаимозачетов. Соответственно, возможности государственной поддержки промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы были минимальными, росла задолженность по заработной плате, выплатам пенсий, детских пособий и т.д.
Областная Дума первого созыва столкнулась с ситуацией правового вакуума, когда федеральное законодательство во многом не соответствовало нормам и принципам принятой Конституции и регулирование большого блока общественных отношений выпало на долю региональных законодателей. Сохранялась также неопределенность отношений области с входящими в ее состав Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.
Перед депутатами стояла задача формирования основ законодательства, сохранения экономики региона, обеспечения минимальной социальной защиты населения.
Дума с первых дней своей работы предложила администрации области, органам государственной власти округов и органам местного самоуправления определить приоритетные направления развития промышленного и сельскохозяйственного производства в целях улучшения финансового состояния предприятий, повышения жизненного уровня населения, обеспечения нормального функционирования учреждений социальной сферы.
В октябре 1994 года впервые была принята Стратегия деятельности областной Думы, в качестве первоочередных задач которой определены создание в Тюменской области благоприятного инвестиционного климата и сохранение целостности Тюменской области.
В ноябре 1994 года в Ханты-Мансийске состоялось совместное заседание Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, на котором был согласован Регламент взаимодействия данных органов законодательной власти и образован постоянно действующий орган - Совет Дум. Его первое заседание состоялось 20 января 1995 года.
Результатом совместной работы явилось подписание 10 апреля 1997 года Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, который установил, что его участники самостоятельно осуществляют государственную власть в пределах своей компетенции, определил сферы и формы сотрудничества органов государственной власти области и автономных округов.
В июле 1997 года единство территории и населения Тюменской области было подтверждено Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации.
Важнейшей заслугой Тюменской областной Думы первого созыва явилось создание региональной нормативно-правовой базы.
Первым региональным законом стал принятый 15 июня 1994 года Закон Тюменской области "О статусе депутата Тюменской областной Думы", определивший полномочия депутата и условия их досрочного прекращения, условия, порядок, формы и гарантии осуществления депутатской деятельности. Был утвержден Регламент Тюменской областной Думы.
В июне 1995 года принят Основной Закон - Устав Тюменской области, который стал важнейшим нормативно-правовым документом, позволившим закрепить статус области как субъекта Российской Федерации, установить основы областного законодательства.
Всего за время работы Тюменской областной Думы первого созыва были приняты 142 закона, из них 87 базовых. Была создана правовая база, регулирующая социальную, экономическую, культурную сферы жизнедеятельности населения, правил формирования бюджет области, основы деятельности органов государственной власти, организацию местного самоуправления. Утверждены государственные символы области - герб и флаг. Образована Счетная палата Тюменской области.
В 1995 году впервые утвержден областной бюджет.
Создан аппарат Тюменской областной Думы. Первым руководителем аппарата стал Емельянов Андрей Анатольевич.
В период деятельности областной Думы первого созыва было положено начало международным парламентским связям. Состоялся первый официальный визит делегации ландтага земли Нижняя Саксония в Тюменскую область.
Выборы депутатов Тюменской областной Думы второго созыва состоялись 14 декабря 1997 года. Избраны 25 депутатов по одномандатным избирательным округам. Первое заседание Тюменской областной Думы второго созыва состоялось 16 января 1998 года.
Председателем Тюменской областной Думы был избран Корепанов Сергей Евгеньевич.
Заместителями председателя были избраны Асеев Владимир Михайлович (председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам), Маров Игорь Петрович (председатель постоянной комиссии по общему законодательству), Классин Сергей Валентинович (председатель постоянной комиссии по региональной социально-экономической политике).
Председателем постоянной комиссии по социальным вопросам и местному самоуправлению избран Барышников Николай Павлович.
Руководителем аппарата Тюменской областной Думы был утвержден Сайфитдинов Фуат Ганеевич.
На работу Тюменской областной Думы второго созыва значительное влияние оказал финансовый кризис августа 1998 года, резкое падение курса рубля. Следствием этого для региональной экономики стал спад производства товаров и услуг, продукции сельского хозяйства, инвестиций. Произошло падение цен на нефть, снизились объемы ее добычи, уменьшились отчисления в бюджет. Более четверти населения области находились за чертой бедности. Уровень инфляции в декабре 1998 года составил 64,5% к уровню декабря 1997 года, цены на непродовольственные товары возросли на 79,7%, на продукты питания - на 75,9%. Существенно (на 20%) уменьшились реальные денежные доходы населения.
Поэтому областная Дума определила в качестве своей стратегической цели создание законодательной основы для достижения к 2001 году устойчивого экономического роста, увеличения доходной части бюджета, реальных доходов населения, обеспечения трудовых и социальных прав жителей области.
Прежде всего решалась проблема дефицита областного бюджета. Результатом совместных согласованных действий органов государственной власти области и автономных округов явилось изменение на федеральном уровне принципов распределения платы за недра. Это позволило успешно решить задачу наполняемости областного бюджета, увеличило возможности органов государственной власти Тюменской области в решении социальных проблем населения.
Областной Думой второго созыва принят 451 закон, из них базовых - 155.
Впервые проведена кодификация избирательного законодательства - принят Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области. Принят комплекс законов, регулирующих жилищные отношения. Создана законодательная база в сферах защиты детства, охраны здоровья населения, земельных отношений. Введен институт мировых судей.
Принят Закон "Об основах организации и деятельности Тюменской областной Думы", определивший основные функции и задачи областной Думы, структуру и организационные основы ее деятельности, компетенцию и гарантии законности деятельности.
Большое внимание было уделено совершенствованию механизмов взаимодействия депутатов с избирателями. Принят Закон "О наказах избирателей, данных депутатам Тюменской областной Думы". Начали применяться новые формы работы - выездные заседания Думы, парламентские слушания, дни депутата, "круглые столы" и конференции. В целях поощрения граждан и организаций, внесших значительный вклад в социально-экономическое развитие региона, установлены награды и почетные звания Тюменской области, учреждена областная премия им. В.И. Муравленко.
Дальнейшее развитие получила система местного самоуправления. Почти в 8 раз увеличилась финансовая помощь бюджетам муниципальных образований. Впервые органы местного самоуправления наделены полномочиями органов государственной власти Тюменской области.
Деятельность депутатов областной Думы второго созыва характеризовалась новым качеством взаимоотношений органов государственной власти области и автономных округов, направленных на совместные действия по защите финансовых и экономических интересов территории. Одним из результатов этого сотрудничества явилось учреждение общественно-политической парламентской газеты Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов "Тюменские известия".
В декабре 2000 года Тюменская областная Дума одобрила Соглашение "Основные направления согласованной политики в социально-экономической сфере органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа".
Активно развивалось межрегиональное сотрудничество. В марте 1999 года в Тюмени была проведена межрегиональная научно-практическая конференция "Пять лет региональному законодательству: проблемы, опыт, перспективы", в рамках которой подписаны Соглашения о сотрудничестве между Тюменской областной Думой и Московской городской Думой, Законодательным Собранием Красноярского края, Законодательным Собранием Краснодарского края соответственно.
Возросшая интенсивность работы, необходимость оперативного решения возникающих задач потребовала организационных изменений. Был создан Совет Тюменской областной Думы, первое заседание которого состоялось 15 декабря 1998 года.
В результате выполнения стратегических задач, стоявших перед депутатами областной Думы второго созыва, в Тюменской области к концу 2001 года были созданы условия для стабилизации политической ситуации и разработана достаточно развитая законодательная база, обеспечивающая поступательное развитие экономики и социальной сферы на основе интеграции регионов области.
Выборы депутатов Тюменской областной Думы третьего созыва состоялись 16 декабря 2001 года. Избраны 25 депутатов по одномандатным избирательным округам. Первое заседание Тюменской областной Думы третьего созыва состоялось 11 января 2002 года.
Председателем Тюменской областной Думы избран Корепанов Сергей Евгеньевич, заместителями председателя - Барышников Николай Павлович и Корепанов Геннадий Семенович.
- В структуре областной Думы образованы четыре постоянные комиссии:
по бюджету, налогам и финансам - председатель Крамской Владимир Федорович;
по государственному строительству и местному самоуправлению - председатель Сидоров Александр Леонидович;
по социальным вопросам - председатель Столяров Владимир Алексеевич;
по экономической политике и природопользованию - председатель Хохряков Борис Сергеевич.
Руководителем аппарата областной Думы утвержден Емельянов Андрей Анатольевич.
При разработке Стратегии деятельности Тюменской областной Думы третьего созыва впервые было организовано ее обсуждение с участием представителей политических партий, общественных объединений и движений. По его итогам целями своей деятельности областная Дума третьего созыва определила дальнейшее развитие экономических и социально-политических интеграционных процессов в Тюменской области, законодательное обеспечение трудовых и социальных прав жителей области, устойчивый экономический рост, увеличение доходной части бюджета, повышение реального уровня жизни населения.
Областная Дума третьего созыва продолжила осуществлять политику социально-экономической интеграции области и автономных округов. Итогом этой работы стал концептуально новый Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, который 9 июля 2004 года был подписан губернаторами области и автономных округов, а 12 августа 2004 года одобрен депутатами и подписан председателем областной Думы.
Механизмом реализации Договора стала областная программа "Сотрудничество", выполнение которой началось с 1 января 2005 года.
Тюменской областной Думой третьего созыва принято 535 законов, из них базовых - 140.
В этот период была сформирована нормативная база, обеспечившая в дальнейшем рост промышленности и инвестиционной привлекательности региона: приняты законы "О поддержке отдельных видов промышленной деятельности в Тюменской области" и "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области".
Принятые меры позитивно сказались на наполнении областного бюджета. В течение пяти лет объем его доходов увеличился почти в 6,7 раза - с 20 до 134,5 млрд рублей.
Приоритетом в деятельности депутатов оставалось совершенствование законодательства в социальной сфере. Особое внимание было уделено вопросам образования, здравоохранения, культуры, жилищной политики, охраны труда, предоставления адресной социальной помощи. Доля утверждаемых Думой расходов бюджета области на социальную политику достигла 47 процентов. Это обеспечило финансирование областных программ, исполнение социальных обязательств.
Совместно с администрацией области, прокуратурой, органами юстиции, при активном участии полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе проведена большая работа по приведению областных законов в соответствие с изменившимся федеральным законодательством.
Особое внимание уделялось вопросам недропользования и природопользования, повышению эффективности расходования бюджетных средств и управления государственной собственностью. При планировании бюджета начал применяться программно-целевой метод.
В связи с принятием в октябре 2003 года Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" все отраслевое законодательство приведено в соответствие с новыми подходами к разграничению полномочий. Принято более 40 базовых законов, напрямую связанных с реализацией органами местного самоуправления делегированных им полномочий.
В феврале 2002 года впервые состоялось избрание члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Тюменской областной Думы. Им был избран Артюхов Андрей Викторович.
В сентябре 2002 года впервые образовано депутатское объединение по партийному признаку - депутатская фракция "Единая Россия". В состав фракции вошли 10 депутатов. Руководителем фракции был избран Усольцев Сергей Леонидович.
В декабре 2005 года при Тюменской областной Думе создана Общественная молодежная палата.
В связи с возросшими требованиями к качеству законодательной работы, необходимостью более полного информирования населения о деятельности регионального парламента у работников аппарата Думы появились новые функции. Началась работа по систематизации областного законодательства, изучению общественного мнения.
В 2006 году в Тюменской областной Думе появилась своя телерадиостудия.
Создан Совет по информационной политике областной Думы.
Значительно повышен уровень информатизации областной Думы. Введена в эксплуатацию система автоматизации делопроизводства и документооборота. Внедрена система электронной почты. Проведена модернизация оборудования в залах заседаний Думы.
В 2002 году начал работать официальный сайт Тюменской областной Думы.
В 2005 году проведен первый областной конкурс "Юрист-профессионал".
Тюменская областная Дума четвертого созыва была избрана 4 марта 2007 года. Население Тюменской области делегировало в высший законодательный орган области 34 депутата, 17 из которых были избраны по одномандатным округам (все - представители партии "Единая Россия"), другие 17 - по спискам партий (в том числе 13 депутатов от партии "Единая Россия", два депутата от ЛДПР и по одному - от КПРФ и партии "Справедливая Россия").
В составе Думы были сформированы четыре депутатские фракции, созданы аппараты фракций.
Первое заседание Тюменской областной Думы четвертого созыва состоялось 5 апреля 2007 года.
Председателем Тюменской областной Думы избран Корепанов Сергей Евгеньевич, заместителями председателя - Корепанов Геннадий Семенович, Рейн Виктор Александрович, Усольцев Сергей Леонидович, Холманский Сергей Павлович.
Изменилась структура областной Думы - образованы пять комитетов и одна постоянная комиссия.
Комитет по бюджету, налогам и финансам возглавил Крамской Владимир Федорович, комитет по государственному строительству и местному самоуправлению - Сайфитдинов Фуат Ганеевич, комитет по социальной политике - Столяров Владимир Алексеевич, комитет по экономической политике и природопользованию - Танкеев Вячеслав Михайлович, комитет по аграрным вопросам и земельным отношениям - Конев Юрий Михайлович, постоянную комиссию по вопросам депутатской этики и регламентным процедурам - Белоконь Тамара Петровна.
В разработанной с участием общественности Стратегии деятельности Тюменской областной Думы четвертого созыва были сформулированы следующие цели: законодательное обеспечение конституционных прав и свобод жителей области; осуществление мер по преодолению бедности; развитие институтов гражданского общества, местного самоуправления; дальнейшее развитие социально-экономических интеграционных процессов в Тюменской области; обеспечение устойчивого экономического роста.
В 2008 - 2009 годах в связи с мировым финансово-экономическим кризисом усилились негативные факторы в экономике, в сфере занятости населения и других сферах жизни области. Областная Дума во взаимодействии с Губернатором и Правительством области осуществили комплекс мероприятий, направленный на нивелирование последствий кризиса, сохранение социально-экономического развития региона.
При этом особое внимание было уделено вопросам транспортной инфраструктуры, развитию государственно-частного партнерства, поддержке малого и среднего бизнеса, снижению налоговой нагрузки для организаций, занимающихся разработкой и реализацией инновационных проектов, сохранению и расширению форм поддержки реального сектора экономики, созданию новых рабочих мест.
Вынужденный пересмотр ряда бюджетных позиций в этот период осуществлялся при безусловном обеспечении выполнения всех социальных обязательств органов власти перед населением области.
В этот период были приняты законы "О ветеранах труда в Тюменской области", "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Тюменской области", "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей". Внесены изменения в Закон области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", увеличены ежемесячные выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Меры, принятые областной Думой, Губернатором и Правительством области в условиях экономического кризиса, оказались достаточно эффективными. Это выразилось в возобновлении в 2010 году роста доходной части областного бюджета, объем которой в 2011 году - последнем году полномочий Думы четвертого созыва - достиг максимума, превысив 172 млрд рублей.
В 2010 году Правительством Российской Федерации было принято решение о постепенной централизации в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых. Чтобы обеспечить финансовую стабильность региона в изменившихся условиях, депутаты вместе с Губернатором, Правительством области усилили работу по увеличению налогооблагаемой базы путем последовательного развития экономики области, ее диверсификации, минимизации сырьевой зависимости доходов бюджета.
Тюменская областная Дума четвертого созыва приняла 412 законов Тюменской области, из них 73 базовых.
Изменения, которые вносила Дума в законы области, в первую очередь были связаны с изменениями федерального законодательства. В течение созыва была завершена работа по приведению областного законодательства в соответствие с федеральным.
В это время областная Дума разрабатывает нормативно-правовую базу противодействия коррупции: принимаются Закон "О профилактике правонарушений в Тюменской области" и Кодекс Тюменской области об административной ответственности.
Дума по-прежнему уделяет особое внимание развитию местного самоуправления. В практику работы Думы вошло проведение Дней муниципальных образований в Тюменской областной Думе и Дней Тюменской областной Думы в муниципальных образованиях. При областной Думе образован Совет представительных органов муниципальных образований Тюменской области, ставший еще одной площадкой для обсуждения проблемных вопросов депутатами различного уровня.
В четвертом созыве областная Дума вместе с Правительством области в рамках проводимой в стране бюджетной реформы перешла к трехлетнему бюджетному планированию. В практике работы появились публичные слушания по проектам законов об областном бюджете.
В 2009 году областной Думой, Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательным собранием Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Счетными палатами области и автономных округов подписан Договор по осуществлению контроля за исполнением мероприятий областной целевой программы "Сотрудничество" на территориях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Началась реализация проекта "Открытая Дума", направленного на информирование жителей области о депутатской деятельности.
В 2009 году состоялся первый Тюменский социологический форум "Социокультурные проблемы развития регионов России в условиях кризиса".
4 декабря 2011 года состоялись выборы в Тюменскую областную Думу пятого созыва.
В региональный парламент вошли 48 депутатов, 24 из которых были избраны в одномандатных избирательных округах, охватывающих всю территорию области, а 24 - по партийным спискам. Наиболее крупной в Тюменской областной Думе стала фракция партии "Единая Россия", которая объединила 38 депутатов. Фракцию "ЛДПР" в областной Думе представляли 5 депутатов, фракцию "КПРФ" - 3 депутата, фракцию "Справедливая Россия" - 2 депутата.
Первое заседание Тюменской областной Думы пятого созыва состоялось 15 декабря 2011 года.
Председателем Тюменской областной Думы избран Корепанов Сергей Евгеньевич, первым заместителем председателя - Артюхов Андрей Викторович, заместителями председателя - Корепанов Геннадий Семенович, Рейн Виктор Александрович, Сысоев Владимир Владимирович (в марте 2012 года), Холманский Юрий Сергеевич.
Комитет по бюджету, налогам и финансам возглавил Горицкий Дмитрий Юрьевич, комитет по государственному строительству и местному самоуправлению - Сайфитдинов Фуат Ганеевич, комитет по социальной политике - Столяров Владимир Алексеевич, комитет по экономической политике и природопользованию - Лосева Инна Вениаминовна, комитет по аграрным вопросам и земельным отношениям - Конев Юрий Михайлович, постоянную комиссию по вопросам депутатской этики и регламентным процедурам - Белоконь Тамара Петровна.
Тюменская областная Дума пятого созыва приняла 604 закона, из них 124 базовых.
Ее работа осуществлялась в условиях достаточно динамичного развития экономики и социальной сферы региона. Сохранялся рост промышленного производства. В агропромышленном комплексе при поддержке областного бюджета целенаправленно проводились модернизация, техническое и технологическое перевооружение производства, обновление генетики животных и растений. Поддерживались высокие - объемы жилищного строительства. Возросли реальные доходы населения. Значительно увеличились объемы розничного товарооборота. Увеличилась численность населения области. В 2013 году Тюменская область вышла на первое место в рейтинге Минэкономразвития по оценке эффективности деятельности органов государственной власти.
Начиная с 2014 года воздействие негативных внешних факторов привело к снижению темпов роста, однако и в этих условиях экономические показатели региона превышали среднероссийский уровень.
Для этого потребовалось оперативное принятие пакета законодательных актов, направленных на поддержку предпринимательства и реального сектора экономики. Областная Дума приняла Закон Тюменской области "О порядке предоставления государственных гарантий Тюменской области"; в Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области" были внесены изменения, устраняющие административные барьеры и излишние требования к инвесторам. В регионе введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Принято решение о сохранении до конца 2019 года налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в размере 5%. Для отдельных категорий налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения установлена налоговая ставка в размере 0%. В целях развития обрабатывающих отраслей экономики, производства новых видов продукции и внедрения новых технологий производства принят Закон "О зонах экономического развития в Тюменской области". Начато оказание государственной поддержки строящимся промышленным предприятиям.
Благодаря этому в области удалось сохранить высокий уровень инвестиционной активности.
Появились новые отрасли промышленности, активно модернизировалась транспортная инфраструктура. В 1,5 раза выросли объем добычи нефти и производство продукции сельского хозяйства. Возросли инвестиции в основной капитал - в 2015 году в Тюменской области на один бюджетный рубль приходилось более 10 рублей частных инвестиций. В регионе создано около 4000 высококвалифицированных рабочих мест.
Развитие экономики позволило обеспечить сохранение уровня жизни населения области. Денежные доходы населения в расчете на одного жителя в 2012 - 2015 годах увеличились на 24%, номинальная заработная плата - на 45%.
Тюменская область сохранила лидирующую позицию по строительству жилья - его ввод увеличился более чем в 1,5 раза, в 2015 году был достигнут показатель 2 122,3 тыс. кв. метров.
Благодаря изменениям, внесенным областной Думой в Закон "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета", более 2700 молодых семей и около 2000 работников бюджетной сферы улучшили свои жилищные условия.
Приняты меры по улучшению демографической ситуации, при этом особое внимание было уделено совершенствованию Закона "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей". В рамках его реализации в 2011 - 2015 годах многодетным семьям предоставлено более 3700 земельных участков общей площадью 455 гектаров. Право первоочередного получения земельных участков предоставлено многодетным семьям, имеющим в своем составе инвалидов. В результате количество многодетных семей в регионе увеличилось на 40%, естественный прирост населения увеличился на 18%.
В 2012 году обеспечен 100-процентный охват детей 3 - 7 лет дошкольным образованием, в 2015 году на 98% удовлетворена потребность в дошкольном образовании детей до 3 лет.
В 2015 году Тюменская область признана лучшим регионом России по развитию спорта.
В период работы Тюменской областной Думы пятого созыва произошел ряд значимых для региона политических событий. В 2014 году областной Думой одобрен Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа о порядке и условиях проведения выборов Губернатора Тюменской области. В 2015 году был впервые применен новый порядок выборов губернаторов Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Большое внимание было уделено взаимодействию с общественными институтами и гражданами. Принят Закон "Об общественном обсуждении проектов законов Тюменской области", сформирована Общественная палата Тюменской области.
В мае 2014 года Тюменская областная Дума приняла Закон "Об утверждении заключения Соглашения о сотрудничестве между Тюменской областью и Черноморским районом Республики Крым".
Чрезвычайная ситуация весны 2016 года вызвала необходимость принятия оперативных мер по организации помощи жителям области, пострадавшим от паводка. Был принят Закон Тюменской области "О мерах поддержки, предоставляемых в связи с чрезвычайной ситуацией на территории городского округа город Ишим в апреле 2016 года, вызванной паводком", предусматривающий выделение материальной помощи на ремонт жилья и другие первоочередные нужды.
В рамках контрольной деятельности областной Думы в 2013 году впервые осуществлен мониторинг исполнения законов Тюменской области.
В 2014 году произведена масштабная модернизация официального портала Тюменской областной Думы, который стал соответствовать всем требованиям федерального и областного законодательства по обеспечению доступа к информации о деятельности органов государственной власти. Впервые на официальном портале областной Думы начались трансляции заседаний Думы.
В 2015 году учреждено средство массовой информации - сетевое издание "Вестник Тюменской областной Думы", предназначенное исключительно для официального опубликования областных законов, постановлений и иных нормативных правовых актов, принятых Тюменской областной Думой.
В 2016 году введена в эксплуатацию система автоматизированного правотворческого процесса, обеспечивающая автоматическое размещение на официальном портале областной Думы актуальной информации о прохождении законопроектов по стадиям законодательного процесса.
Введен в эксплуатацию информационно-выставочный комплекс. Всего в 2012 - 2016 годах подготовлено 56 тематических выставок, посвященных истории и основным направлениям деятельности областной Думы, с которыми познакомились более 7 000 человек.
Выборы в Тюменскую областную Думу шестого созыва состоялись 18 сентября 2016 года.
В ее составе работают 48 депутатов, 24 из которых были избраны в одномандатных избирательных округах, охватывающих всю территорию области, а 24 - по партийным спискам. Лидерство сохранила фракция партии "Единая Россия", объединяющая в настоящее время 38 депутатов. Фракцию "ЛДПР" в областной Думе представляют 4 депутата, фракцию "КПРФ" - 3 депутата, фракцию "Справедливая Россия" - 2 депутата.
Первое заседание Тюменской областной Думы шестого созыва состоялось 6 октября 2016 года.
Председателем Тюменской областной Думы избран Корепанов Сергей Евгеньевич, первым заместителем председателя - Артюхов Андрей Викторович, заместителями председателя - Пискайкин Владимир Юрьевич, Резяпова Галина Александровна, Рейн Виктор Александрович, Холманский Юрий Сергеевич.
Комитет по бюджету, налогам и финансам возглавил Горицкий Дмитрий Юрьевич, комитет по государственному строительству и местному самоуправлению - Сайфитдинов Фуат Ганеевич, комитет по социальной политике - Фальков Валерий Николаевич, комитет по экономической политике и природопользованию - Лосева Инна Вениаминовна, комитет по аграрным вопросам и земельным отношениям - Ковин Владимир Анатольевич, постоянную комиссию по вопросам депутатской этики и регламентным процедурам - Нефедьев Владимир Александрович.
Руководителем аппарата областной Думы утверждена Кащук Анна Николаевна.
За период с сентября 2016 года по декабрь 2018 года Тюменская областная Дума шестого созыва приняла 277 законов, из них 39 базовых.
Продолжена работа по финансовому обеспечению развития муниципальных образований. В этих целях законодательно установлены единые нормативы отчислений в муниципальные бюджеты в размере 50% налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Это позволило увеличить собственные доходы местных бюджетов в среднем на 1,5 млрд рублей в год.
Дальнейшее развитие получило государственно-частное партнерство. Отдельным Законом определены полномочия органов государственной власти региона, связанные с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, право собственности на объекты которых принадлежит или будет принадлежать Тюменской области. Принят Закон Тюменской области "Об участии Тюменской области в концессионном соглашении в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения городского округа город Тюмень".
В рамках решения задач по вопросам защиты прав и законных интересов участников долевого строительства многоквартирных домов Думой проведены специальные общественные слушания. В результате был принят Закон "О масштабном инвестиционном проекте, реализуемом в целях защиты прав и законных интересов пострадавших участников строительства многоквартирных домов, и о внесении изменения в статью 14.3 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области". Реализация Закона позволит полностью решить в регионе проблему "обманутых дольщиков".
В целях поддержки личных подсобных хозяйств принят Закон "О мерах по развитию производства молочной продукции в Тюменской области". Закон направлен на увеличение объемов промышленного производства и повышение конкурентоспособности молочной продукции, производимой в Тюменской области. Предусмотрено предоставление организациям, осуществляющим переработку молока в Тюменской области, субсидий за счет средств областного бюджета на частичное возмещение затрат на закупку в 2018 году молока у сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тюменской области.
В декабре 2017 года потребовалось экстренное принятие Закона "О выплатах в связи с возникновением очага африканской чумы свиней на территории Исетского района Тюменской области в ноябре 2017 года" в целях минимизации последствий создавшейся чрезвычайной ситуации. Урегулированы вопросы возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами, а также предоставления им мер поддержки.
В целях дальнейшего развития цифровой экономики принят Закон "О государственной поддержке и развитии отрасли информационных технологий в Тюменской области", которым определены субъекты, основные направления и формы государственной поддержки отрасли информационных технологий, оказываемой за счет средств областного бюджета.
Продолжена работа по социальной поддержке отдельных категорий населения. Так, Дума приняла Закон Тюменской области "О льготных тарифах", устанавливающий категории лиц, имеющих право на льготные тарифы на коммунальные услуги, основания для предоставления таких льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, предоставляющих коммунальные услуги.
Принят Закон Тюменской области "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам". Законом определены полномочия органов государственной власти Тюменской области в указанной сфере. Регламентируются вопросы участия в этой деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений инвалидов.
Законом Тюменской области "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно" предусмотрена возможность предоставления земельного участка в собственность бесплатно гражданам, владеющим индивидуальным частным домом, права на который не были оформлены и зарегистрированы в установленном законом порядке, и фактически проживающим в нем. Это позволяет создать механизм реализации конституционного права на жилище гражданами, проживающими в домах, имеющих признаки самовольных построек; способствует увеличению объектов, подлежащих налогообложению, обеспечивая поступление^ дополнительных доходов в бюджет.
В связи с реформой пенсионного законодательства внесены изменения в ряд областных законов ("О ветеранах труда в Тюменской области", "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", "О транспортном налоге"). Если раньше региональные меры социальной поддержки гражданин мог получать только при выходе на пенсию, то теперь основным критерием для их получения установлено достижение женщинами возраста 55 лет и мужчинами - 60 лет.
В 2018 году было пролонгировано действие Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июля 2004 года.
Большую роль в деятельности Думы играет взаимодействие с общественными организациями. Депутаты приняли активное участие в формировании Общественной палаты Тюменской области, избрав 1/3 ее состава.
В ходе открытого обсуждения концепции Стратегии деятельности Тюменской областной Думы шестого созыва в адрес рабочей группы поступило более трехсот предложений от общественных организаций, которые легли в основу текста Стратегии.
Примером плодотворного сотрудничества с экологическими организациями может служить работа по созданию лесопаркового зеленого пояса вокруг Тюмени.
Принят Закон "О регулировании отдельных отношений в сфере добровольчества (волонтерства) в Тюменской области".
Учреждена новая награда Тюменской области - Знак отличия "За заслуги перед Тюменской областью".
Создан Общественный совет при Тюменской областной Думе.
В 2019 году Тюменская областная Дума отмечает 25-летие с момента своего создания.
Все эти годы главной целью ее деятельности было развитие экономики, социальной и политической сферы нашего региона, повышение благосостояния и качества жизни людей.
За прошедшее время Тюменская область значительно изменилась. Преодолев трудности, она сохранила статус региона-лидера.
Основой этого явилась продуманная стратегия развития, направленная на повышение инвестиционной привлекательности, поддержку предпринимательства и инновационной активности.
В результате в регионе построены новые современные производства, созданы тысячи высокотехнологичных рабочих мест в промышленности и сельском хозяйстве.
В Тюменской области появились новые отрасли экономики - нефтепереработка, металлургия, производство изделий из полиэтилена и стекла. Значительное развитие получили машиностроение, нефтегазохимия, фармацевтическая и деревообрабатывающая промышленность. На юге региона началась промышленная добыча нефти и газа.
По сравнению с 1998 годом, когда в России прошла денежная реформа, валовый региональный продукт вырос в 30 раз, достигнув в 2016 году 927 млрд рублей.
В 2017 году объем продукции промышленного производства превысил 667 млрд. рублей, объем продукции сельского хозяйства - 76 млрд рублей.
Совместными усилиями органов власти и бизнес-сообщества удалось сформировать благоприятный инвестиционный климат, обеспечить приток средств на развитие производства и инфраструктуры.
В 2018 году Тюменская область заняла первое место в Национальном инвестиционном рейтинге субъектов Российской Федерации. Объем инвестиций в основной капитал в 2018 году составил 380,3 млрд рублей, что выше показателя 2017 года на 30,7%.
При этом большое внимание всегда уделялось не только строительству крупных предприятий, но и развитию малого бизнеса. Это позволило обеспечить высокий уровень занятости, создать развитую систему торговли и оказания услуг.
Продуманная экономическая политика обеспечила стабильность бюджетной системы Тюменской области. Несмотря на серьезные изменения федерального законодательства, приведшие к снижению доходной части областного бюджета, в регионе удалось сохранить его инвестиционную направленность при одновременном обеспечении всех социальных обязательств.
Главным позитивным социальным результатом развития Тюменской области за прошедшие 25 лет является повышение уровня и качества жизни населения. Прежде всего, это выражается в росте денежных доходов населения, обусловленном развитием экономики и бюджетной сферы. Изменился образ жизни тюменцев, уровень обеспеченности семей.
Значительно выросли объемы жилищного строительства. В области выполняются обязательства по обеспечению жильем ветеранов и детей-сирот, по расселению граждан из аварийного жилья; активно реализуются программы поддержки молодых семей и работников бюджетной сферы.
Большое внимание уделяется улучшению комфортности жизни в населенных пунктах области - развивается дорожная сеть, реализуются программы газификации и обеспечения питьевой водой. Ежегодно вводятся в строй социальные объекты - детские сады, школы, учреждения культуры и здравоохранения.
Тюменская область признана лучшим регионом России по развитию физкультурно-оздоровительной работы. Численность занимающихся в спортивных секциях за 1998 - 2016 годы возросла с 90 тысяч до 388 тысяч человек.
Позитивные изменения в экономике и социальной сфере на фоне политической стабильности и снижения преступности закономерно привели к увеличению населения Тюменской области. Уже с 2007 года в регионе наблюдается естественный прирост населения. В 2018 году количество жителей Тюменской области превысило 1,5 миллиона человек.
Сегодня Тюменская область - комфортный для жизни регион с развитой многоотраслевой экономикой, отличающийся высоким уровнем инвестиционной привлекательности. Это стало результатом совместной работы жителей области, общественных организаций, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления.
Свой вклад внесла и Тюменская областная Дума.
25 лет назад, в соответствии с конституционным принципом разделения властей, она стала самостоятельным и независимым органом законодательной власти. Ее качественно новым и главным предназначением явилось принятие законов области, определяющих организацию в регионе государственной власти, местного самоуправления, экономической, социальной, культурной и иных сфер жизнедеятельности населения.
С этой задачей региональный парламент справился. В 1994 - 2018 годах проведено 250 заседаний областной Думы, на которых было рассмотрено более 15 тысяч вопросов. За это время принято 2488 законов Тюменской области, в том числе 565 базовых.
Тюменская областная Дума активно отстаивала интересы региона на федеральном уровне. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесено 127 законопроектов.
Решена политическая задача организации взаимодействия органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Его результатом стало выстраивание договорных отношений, формирование основанной, на взаимном учете интересов программы "Сотрудничество". Одной из основ этого взаимодействия является Тюменская областная Дума, депутаты которой представляют жителей всего нашего региона.
Сформирован уникальный совещательный орган - Совет Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. Начиная с 1995 года проведено 36 заседаний данного Совета.
Плодотворная и эффективная работа областной Думы основана на тесном взаимодействии с Губернатором и Правительством Тюменской области, органами государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, органами местного самоуправления.
Депутаты регионального парламента находятся в постоянном контакте с жителями области. Ежегодно рассматривается около 10 тысяч обращений граждан и организаций, регулярно проводятся встречи с избирателями. Общественные организации непосредственно участвуют в формировании Стратегии деятельности областной Думы, работе консультативных органов.
Успешная законодательная деятельность депутатов обеспечивается работой аппарата и Управления делами областной Думы. За прошедшие годы сложился высококвалифицированный и ответственный коллектив специалистов самого широкого спектра, профессионалов в экономической, аналитической, правовой, финансовой сфере. В областной Думе создан современный программно-технический комплекс сопровождения законодательного процесса.
Большое внимание уделяется информированию жителей о деятельности регионального парламента - работает своя телерадиостудия, совместно с законодательными органами государственной власти автономных округов издается "Парламентская газета "Тюменские известия", В 2017 году Тюменская областная Дума заняла первое место в конкурсе сайтов (порталов) законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Всего за 25 лет депутатами Тюменской областной Думы были избраны 135 человек. Это достойные, уважаемые государством и обществом люди - политики, бизнесмены, руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учреждений культуры, образования, здравоохранения, общественных объединений.
Их знания и опыт, умение вести дискуссию и выбирать оптимальное решение позволили создать правовую базу, обеспечившую развитие экономики и социальной сферы региона, реализацию общественных инициатив, соблюдение прав и законных интересов граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.