Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 12.04.2019 N 2025
Отчет
о работе Счетной палаты Тюменской области за 2018 год (представлен в областную Думу председателем Счетной палаты Тюменской области Д.О. Огородниковым 01.03.2019)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом Тюменской области от 28.09.2011 N 54 "О Счетной палате Тюменской области" Счетная палата Тюменской области (далее также - Счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Тюменской области.
Настоящий отчет о работе Счетной палаты за 2018 год подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и статьи 20 Закона Тюменской области от 28.09.2011 N 54 "О Счетной палате Тюменской области" (далее - Закон Тюменской области "О Счетной палате Тюменской области").
1. Основные направления деятельности Счетной палаты в 2018 году
В 2018 году контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты осуществлялась в соответствии с планом работы Счетной палаты, который был сформирован на основании поручения Тюменской областной Думы, предложений Правительства Тюменской области, аудиторов Счетной палаты, обращений граждан. При формировании плана особое внимание было уделено Стратегии деятельности Тюменской областной Думы шестого созыва, посланию Губернатора Тюменской области областной Думе от 23.11.2017 "О положении дел в области и перспективах ее развития".
Основными задачами внешнего государственного финансового контроля являлись оценка обоснованности и эффективности бюджетных расходов, выявление резервов для увеличения доходной части областного бюджета, контроль за соблюдением требований действующего бюджетного законодательства, а также анализ актуальных проблем социально-экономического развития области, выявление пробелов в нормативном правовом регулировании.
В соответствии с предоставленными полномочиями Счетной палатой в отчетном году осуществлялся предварительный, текущий и последующий контроль областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области (далее - ТФОМС Тюменской области).
1.1. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность
В 2018 году Счетной палатой Тюменской области проведено 98 комплексных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (что превышает аналогичный показатель 2017 года на 5,4%).
В отчетном году в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палатой охвачено 498 объектов контроля, строительно-монтажных работ, техники и оборудования.
Информации о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в отчетном году, ежеквартально направлялись в Тюменскую областную Думу, Правительство Тюменской области. Все информации были подробно рассмотрены и утверждены на заседаниях комитета по бюджету, налогам и финансам Тюменской областной Думы, в том числе:
- за I квартал - 10 мая 2018 года (решение от 10.05.2018 N 237);
- за II квартал - 6 сентября 2018 года (решение от 06.09.2018 N 273);
- за III квартал - 8 ноября 2018 года (решение от 08.11.2018 N 312);
- за IV квартал - 24 января 2019 года (решение от 24.01.2019 N 355).
В отчетном периоде по материалам проведенных мероприятий Счетной палатой направлено 27 представлений, 1 предписание и 43 информационных письма с предложениями о принятии мер по устранению нарушений на сумму 379,2 млн руб. Всего выявлено 1398 нарушений и недостатков.
По результатам принятых Счетной палатой мер устранены нарушения на сумму 345,9 млн руб. (восстановлены бюджетные средства, выполнены работы, предоставлены документы, материалы фотофиксации). Отдельные нарушения были устранены в ходе контрольных мероприятий (на сумму 9,5 млн руб.).
В рамках предварительного контроля проведены экспертизы проектов законов об областном бюджете и о бюджете ТФОМС Тюменской области, в том числе проектов законов о внесении изменений в вышеуказанные законы.
Особое внимание Счетной палаты в 2018 году уделено экспертно-аналитическим мероприятиям по мониторингу расходов областного бюджета на реализацию государственных программ Тюменской области.
Проведена финансово-экономическая экспертиза проектов государственных программ Тюменской области, представленных в Тюменскую областную Думу одновременно с проектом закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Одним из важных направлений деятельности Счетной палаты в отчетном году стало проведение мероприятий в части аудита формирования и контроля исполнения реализации приоритетных проектов, направленных на структурные изменения в экономике и социальной сфере, а также на повышение темпов экономического роста.
Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам был определен перечень из 11 основных направлений стратегического развития, в рамках которых разрабатывались и реализовывались приоритетные проекты и программы (здравоохранение, образование, ипотека и арендное жилье, ЖКХ и городская среда, малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, безопасные и качественные дороги, экология и другие).
Текущий контроль исполнения областного бюджета и бюджета ТФОМС Тюменской области осуществлялся ежемесячно в форме мониторинга, в ходе которого оценивалась полнота и своевременность поступлений доходов в областной бюджет и бюджет ТФОМС Тюменской области, уровень кассового
исполнения расходной части областного бюджета и бюджета ТФОМС Тюменской области в сравнении с утвержденными показателями.
Согласно положениям Закона Тюменской области "О Счетной палате Тюменской области" в Тюменскую областную Думу направлялась информация о ходе исполнения областного бюджета за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев 2018 года.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетной палатой проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета за 2017 год, которая включала внешнюю проверку бюджетной отчетности 47 главных администраторов бюджетных средств; а также внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС Тюменской области за 2017 год.
Исполнение областного бюджета в различных сферах деятельности проверено в ходе последующего контроля путем проведения комплексных и тематических контрольных мероприятий, а также экспертно-аналитических мероприятий.
Счетной палатой продолжена работа по анализу и оценке эффективности системы межбюджетных отношений. В соответствии с требованиями статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведены комплексные проверки использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетам муниципальных образований из областного бюджета (в Казанском, Омутинском, Сладковском муниципальных районах), а также в части оказания услуг и проведения работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства (в Тобольском муниципальном районе, Московском муниципальном образовании Тюменского муниципального района).
Согласно статье 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) Счетная палата осуществляет контрольные полномочия по аудиту в сфере закупок, в рамках которых проводится проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
В отчетном году с применением аудита в сфере закупок Счетной палатой проведено 8 комплексных контрольных мероприятий. По результатам указанных мероприятий выявлено 195 нарушений в сфере закупок на сумму 25,9 млн руб., основная часть которых приходится на случаи неправомерного изменения условий контрактов, ненадлежащего исполнения контрактов на строительные работы, непредъявления неустойки за несвоевременное исполнение контрактов, неразмещения информации об исполнении и оплате контрактов.
1.2. Методологическая деятельность
В целях повышения эффективности деятельности Счетной палаты в отчетном периоде продолжена работа по совершенствованию действующих и разработке новых методических документов для обеспечения исполнения полномочий Счетной палаты. Так, в 2018 году утверждены новые редакции 19 стандартов организации деятельности (далее - СОД) и внешнего государственного финансового контроля (далее - СФК) Счетной палаты:
- СОД "Планирование работы Счетной палаты Тюменской области";
- СОД "Подготовка ежегодного отчета о деятельности Счетной палаты Тюменской области и информации о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий";
- СОД "Организация совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий";
- СОД "Организация методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Тюменской области";
- СФК "Проведение экспертизы проектов государственных программ Тюменской области";
- СФК "Проведение стратегического аудита";
- СФК "Проведение финансового аудита";
- СФК "Проведение экспертизы проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области";
- СФК "Последующий контроль исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области (внешняя проверка отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области)";
- СФК "Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой Тюменской области";
- СФК "Проведение аудита эффективности";
- СФК "Последующий контроль исполнения областного бюджета (внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета)";
- СФК "Проведение аудита в сфере закупок";
- СФК "Экспертиза проектов нормативных правовых актов Тюменской области";
- СФК "Управление качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий";
- СФК "Общие правила проведения контрольного мероприятия";
- СФК "Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия";
- СФК "Оперативный контроль исполнения областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области";
- СФК "Проведение экспертизы проекта закона об областном бюджете". Кроме того, с целью унификации подходов контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Тюменской области, к разработке стандартов внешнего муниципального финансового контроля Счетной палатой подготовлен и утвержден новый СФК "Общие требования к стандартам внешнего муниципального финансового контроля для контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Тюменской области".
1.3. Взаимодействие с контрольно-счетными органами
Одним из важных направлений работы Счетной палаты Тюменской области в 2018 году являлось взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации. Так, в соответствии с планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено 3 совместных (параллельных) контрольных и экспертно-аналитических мероприятия со Счетной палатой Тюменской области:
1) проверка реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Тюменской области в 2016 - 2017 годах (пункт 2.4.6.3.3 плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год);
2) анализ расходования бюджетных средств в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Тюменской области, включая финансирование, материально-техническое и иное обеспечение деятельности мировых судей (пункты 3.5.0.5, 3.5.0.5.1 плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год);
3) анализ использования субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, выделенных в 2016 - 2017 годах (пункты 3.6.0.7, 3.6.0.7.1, 3.6.0.7.2 плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год).
В отчетном году Счетная палата продолжала активное сотрудничество в целях обмена опытом в области совершенствования государственного финансового контроля с Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации и Союзом муниципальных контрольно-счетных органов России.
В рамках деятельности отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Уральском федеральном округе сотрудники Счетной палаты приняли участие в 2 заседаниях отделения:
- по вопросам практики применения проектного управления в органах государственной власти (июль 2018 года, г. Екатеринбург);
- по вопросам совершенствования методологического обеспечения деятельности контрольно-счетных органов, входящих в Уральский федеральный округ (ноябрь 2018 года, г. Тюмень).
Кроме того, сотрудники Счетной палаты принимают активное участие в работе комиссий Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации и входят в состав комиссии по вопросам методологии, комиссии по правовым вопросам и информационно-аналитической комиссии.
В частности, в рамках деятельности комиссии по вопросам методологии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации Счетной палатой Тюменской области сформирована и направлена информация:
- о применяемых в практической деятельности стандартах внешнего государственного финансового контроля;
- о практике осуществления бюджетных полномочий по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств на реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации;
- о вопросах по результатам практического применения подраздела "Нарушения в ходе исполнения бюджета" Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), и другая.
В рамках деятельности комиссии по правовым вопросам Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации сформирована и направлена информация:
- о рассмотрении и одобрении информации по результатам сбора, обобщения опыта организации деятельности в контрольно-счетных органах субъектов Российской Федерации по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации текущего финансового года;
- об имеющейся административной практике за 2017 год;
- по проекту Рекомендаций Межрегионального круглого стола на тему "Вопросы совершенствования законодательства о внешнем государственном и муниципальном финансовом контроле и правоприменительной практики" и другая.
В рамках деятельности информационно-аналитической комиссии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации сформирована и направлена информация:
- по основным показателям деятельности контрольно-счетных органов, входящих в состав отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Уральском федеральном округе, в 2017 году;
- по мониторингу и контролю реализации приоритетных проектов "Безопасные и качественные дороги" и "Формирование комфортной городской среды" и другая.
Кроме того, в декабре 2018 года в целях повышения эффективности деятельности муниципальных контрольно-счетных органов Счетной палатой проведено заседание Совета органов внешнего финансового контроля Тюменской области с участием муниципальных контрольно-счетных органов Тюменской области.
1.4. Взаимодействие с Тюменской областной Думой, Правительством Тюменской области
В отчетном году одним из приоритетов деятельности Счетной палаты являлось взаимодействие с Тюменской областной Думой, Правительством Тюменской области.
Взаимодействие с Тюменской областной Думой осуществлялось посредством:
- проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с предложениями Тюменской областной Думы;
- подготовки и направления заключений Счетной палаты на проекты законов об областном бюджете, бюджете ТФОМС Тюменской области, других проектов законов в части, касающейся расходных обязательств Тюменской области;
- участия в работе согласительной комиссии по доработке проекта закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" и подготовки аналитических материалов по изменению характеристик бюджета, динамики доходной и расходной частей областного бюджета;
- подготовки предложений, направленных на совершенствование бюджетного процесса в Тюменской области;
- подготовки предложений по совершенствованию механизма контроля за реализацией мероприятий программы "Сотрудничество" по поручению Тюменской областной Думы;
- обсуждения результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
- участия в заседаниях Тюменской областной Думы, комитетов и постоянной комиссии областной Думы, иных мероприятиях, проводимых областной Думой и подготовки документов к ним.
В рамках взаимодействия Счетной палаты с Правительством Тюменской области продолжается работа по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Важно отметить, что конструктивный характер такого взаимодействия сложился благодаря много лет действующему распоряжению Правительства Тюменской области от 26.10.2011 N 1963-рп, которым предусмотрен детально регламентируемый порядок рассмотрения документов, поступающих из Счетной палаты по результатам контрольных мероприятий.
Помимо этого в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, повышения эффективности использования средств областного бюджета, бюджета ТФОМС Тюменской области, областной собственности и иных ресурсов с Правительством Тюменской области 21.03.2018 заключено соглашение о сотрудничестве.
Основными направлениями соглашения о сотрудничестве определены вопросы планирования контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, разработки механизмов предупреждения нарушений бюджетного законодательства, а также взаимодействие при реализации результатов проведенных мероприятий в рамках осуществления внутреннего финансового аудита (финансового контроля).
В целях проведения единой политики по противодействию коррупции на всей территории области, формирования системы управления по противодействию коррупции должностные лица Счетной палаты принимали участие в заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Тюменской области с участием Губернатора Тюменской области.
Специалисты Счетной палаты принимали участие в заседаниях межведомственных рабочих групп и совещаниях при главном федеральном инспекторе по Тюменской области Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
1.5. Информационная деятельность Счетной палаты
В отчетном году Счетная палата обеспечивала доступ к информации о своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, Тюменской области и Регламентом Счетной палаты.
Отчет о работе Счетной палаты за 2017 год был направлен в Тюменскую областную Думу, рассмотрен на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам, а также на заседании Тюменской областной Думы (которое транслировалось на сайте областного парламента в режиме онлайн) и постановлением от 19 апреля 2018 года N 1222 принят к сведению. Документ опубликован в сетевом издании "Вестник Тюменской областной Думы", на официальном сайте Счетной палаты Тюменской области и в справочных правовых системах.
На заседаниях комитета по бюджету, налогам и финансам Тюменской областной Думы в присутствии представителей средств массовой информации рассматривались результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Информационные сообщения о деятельности Счетной палаты опубликованы на портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации (11 ед.), в средствах массовой информации (13 ед.).
В отчетном периоде была продолжена работа по информационному и тематическому наполнению официального сайта Счетной палаты Тюменской области (www.rfspto.ru) (размещено свыше 100 новых информационных сообщений и материалов), актуализации размещенной на сайте информации. На официальном сайте размещаются новости Счетной палаты, информация о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, об устранении нарушений, информация о работе с обращениями граждан и другая. В 2018 году в сети Интернет зарегистрировано свыше 6,5 тысяч посетителей сайта и порядка 40 тысяч просмотров сайта.
2. Основные итоги деятельности Счетной палаты в 2018 году
В отчетном году в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палатой охвачено 105 объектов контроля и аудита (в 2017 году - 98), включая:
- 47 главных администраторов бюджетных средств;
- 18 органов местного самоуправления (администрации города Ишима, города Тобольска, Заводоуковского, Голышмановского городского округа (Голышмановского муниципального района), Абатского, Армизонского, Вагайского, Казанского, Ишимского, Омутинского, Сладковского, Тобольского, Тюменского, Уватского, Упоровского, Юргинского, Ярковского муниципальных районов, Московского муниципального образования);
- 17 учреждений социальной сферы, здравоохранения (ГАУ ТО "Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района", Управление социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, территориальные управления социальной защиты населения, ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" (г. Ишим), ГБУЗ ТО "Центр по профилактике и борьбе со СПИД", ГАУЗ ТО "Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр "Надежда", ГАУ ТО "Областная спортивная школа каратэ");
- 4 организации в сфере жилищно-коммунального хозяйства (МКУ "Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима", МКУ "Служба заказчика Тюменского района", АО "Водоканал" (г. Ишим), ГАУ ТО "Центр государственной жилищной поддержки").
Осуществлены выездные проверки для проведения осмотров:
- 66 объектов строительно-монтажных работ (выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Дом генерал-губернатора, в котором в 1836 - 1851 гг. бывали многие декабристы по делам, связанным с пребыванием их на поселении", ремонт объекта "Ишимский театр", проведение ремонтных работ в с. Ярково Ярковского муниципального района Тюменской области в части ремонта и реконструкции улицы Новая, реконструкция Соколовского водозабора и водоочистных сооружений в г. Тобольске, строительство объекта "Театр драмы и комедии г. Тюмень (2 этап - благоустройство)" и другие);
- 327 объектов наличия и состояния техники и оборудования (медицинское и спортивное оборудование, оборудование жилищно-коммунального хозяйства, транспортные средства, оргтехника и др.).
В 2018 году (без учета внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета) проверено использование бюджетных средств в размере 30 507,0 млн руб.
Наибольший уровень охвата средств в ходе проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий составили расходы на:
- здравоохранение - 16 552,5 млн руб. (54,3%);
- общегосударственные вопросы - 1 934,8 млн руб. (6,3%);
- жилищно-коммунальное хозяйство - 1 362,1 млн руб. (4,5%);
- культуру - 779,6 млн руб. (2,6%);
- национальную экономику - 459,8 млн руб. (1,5%);
- межбюджетные трансферты - 348,5 млн руб. (1,1%);
- социальную политику - 159,2 млн руб. (0,5%).
Кроме того, в ходе внешней проверки отчета об исполнении бюджета ТФОМС Тюменской области объем проверенных средств ТФОМС Тюменской области составил 7 429,9 млн руб. (24,4%).
Проведены комплексные контрольные мероприятия в следующих областях:
- социальная сфера (культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, предоставление социальных выплат) - 7 контрольных мероприятий;
- использование муниципальными образованиями межбюджетных трансфертов - 5 контрольных мероприятий;
- национальная экономика (поддержка малого и среднего предпринимательства, дорожное хозяйство, занятость населения) -4 контрольных мероприятия;
- жилищно-коммунальное хозяйство (развитие жилищного строительства, ремонт жилищного фонда, реконструкция Соколовского водозабора и водоочистных сооружений в г. Тобольске) - 3 контрольных мероприятия;
- агропромышленный комплекс - 1 контрольное мероприятие;
- правоохранительная деятельность (профилактика правонарушений) -1 контрольное мероприятие;
- охрана окружающей среды - 1 контрольное мероприятие.
2.1. Расходы на здравоохранение проверялись в ходе 3 контрольных и 2 экспертно-аналитических мероприятий в Департаменте здравоохранения Тюменской области, ТФОМС Тюменской области и государственных учреждениях здравоохранения (ГАУЗ ТО "Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр "Надежда", ГБУЗ ТО "Центр по профилактике и борьбе со СПИД", ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" (г. Ишим)).
Проверенные бюджетные средства направлялись на реализацию государственной программы Тюменской области "Развитие здравоохранения".
При осуществлении контроля приоритетными являлись вопросы исполнения бюджета ТФОМС Тюменской области, эффективность использования медицинского оборудования, закупленного Департаментом здравоохранения Тюменской области и его подведомственными учреждениями, а также анализ расходования средств учреждениями здравоохранения.
В 2017 году за счет средств областного бюджета для оснащения учреждений здравоохранения приобретено более 2,2 тыс. единиц медицинского оборудования. В ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий специалистами Счетной палаты проведены осмотры на предмет наличия и использования более 500 ед. медицинского оборудования в 13 медицинских учреждениях Тюменской области.
Также в ходе проведенных мероприятий установлены нарушения законодательства о контрактной системе, нарушения требований по ведению бюджетного учета и прочие нарушения.
2.2. Расходы на общегосударственные вопросы охвачены преимущественно в рамках экспертно-аналитического мероприятия по анализу расходования бюджетных средств в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Тюменской области, включая финансирование, материально-техническое и иное обеспечение деятельности мировых судей.
В рамках мероприятия проведены анализ и оценка соблюдения требований нормативных правовых актов, иных правовых и организационно-распорядительных документов по финансированию, материально-техническому и иному обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области.
Установлены отдельные факты несоблюдения требований Федерального закона N 44-ФЗ (ненаправление либо несвоевременное направление информации и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками), неполного обеспечения участков мировых судей залами судебных заседаний, архивными помещениями и др.
2.3. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство проверялись в основном в рамках проверок:
- использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию государственной программы Тюменской области "Развитие жилищного строительства";
- использования средств областного бюджета, направленных в бюджет муниципального образования городской округ город Тобольск на реализацию мероприятия "г. Тобольск. Реконструкция Соколовского водозабора и водоочистных сооружений Q=25000 /сутки";
- межбюджетных трансфертов в Тюменском муниципальном районе в части оказания услуг и проведения работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Московского муниципального образования;
- межбюджетных трансфертов в Тобольском муниципальном районе в части оказания услуг и проведения работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Объектами контрольных мероприятий являлись органы исполнительной власти Тюменской области (Главное управление строительства Тюменской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области), органы местного самоуправления, получатели бюджетных средств (администрации г. Тобольска, Ярковского, Тобольского, Сладковского муниципальных районов, ГАУ ТО "Центр государственной жилищной поддержки", МКУ "Служба заказчика Тюменского района" и др.).
Проверенные бюджетные средства направлялись на реализацию государственных программ Тюменской области "Развитие жилищного строительства", "Развитие жилищно-коммунального хозяйства".
В целях переселения граждан из непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда муниципальным образованиям в 2017 году приобретено 115 квартир общей площадью 5 083,90 кв. м для расселения 135 граждан.
Следует отметить, что реконструкция Соколовского водозабора и водоочистных сооружений осуществляется с использованием финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ, средств областного бюджета в рамках государственно-частного партнерства на основании концессионного соглашения.
Запроектированный комплекс водозаборных и водоочистных сооружений предназначен для добычи подземных вод, их очистки для дальнейшей подачи очищенной воды питьевого качества в существующие сети водопровода г. Тобольска. Планируемый эффект от реализации мероприятия: повышение надежности системы водоснабжения г. Тобольска; снижение удельного энергопотребления; повышение качества питьевой воды.
В рамках проверки использования межбюджетных трансфертов в Тюменском муниципальном районе в части оказания услуг и проведения работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Московского муниципального образования проверено использование бюджетных средств на строительство объекта "Инженерная подготовка площадки для жилищного строительства в п. Московский и с. Гусево Московского муниципального образования Тюменского муниципального района. Строительство дорог".
Наибольшее количество нарушений связано с несоблюдением требований Федерального закона N 44-ФЗ, Гражданского кодекса Российской Федерации (оплата невыполненных (завышенных) объемов работ, замена материалов, некачественное выполнение работ).
2.4. Расходы на культуру проверялись в основном в рамках проверки строительства объекта "Театр драмы и комедии г. Тюмень (2 этап - благоустройство)", а также проверки выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Дом генерал-губернатора, в котором в 1836 - 1851 гг. бывали многие декабристы по делам, связанным с пребыванием их на поселении".
Проверенные бюджетные средства направлялись на реализацию государственных программ Тюменской области "Развитие культуры", "Сохранение и использование объектов культурного наследия".
Выявлены нарушения Федерального закона N 44-ФЗ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и иные нарушения.
2.5. Расходы на национальную экономику проверялись в ходе контрольных мероприятий на следующих объектах: Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области, ГАУ Тюменской области "Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района", администрации Вагайского, Ярковского, Омутинского, Казанского и Сладковского муниципальных районов и др.
В сфере сельского хозяйства осуществлена проверка использования средств областного бюджета, предоставленных в 2016 - 2017 годах Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области животноводческо-заготовительному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Усадьба" (с. Упорово). В ходе проверки установлен ряд нарушений и недостатков в части реализации Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 N 180-п.
Также вопросы использования средств, предоставленных на поддержку сельского хозяйства, рассматривались в рамках проверок межбюджетных трансфертов в Омутинском и Казанском муниципальных районах. В ходе проверок установлены отдельные нарушения и недостатки. Так, в Казанском муниципальном районе установлены случаи предоставления субсидии малым формам хозяйствования при отсутствии полного комплекта документов, необходимых для получения субсидии.
При проверке средств, направленных на проведение мероприятий в сфере занятости населения, осуществлено контрольное мероприятие в ГАУ Тюменской области "Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района" в части средств областного бюджета, выделенных ООО "Системы управленческих решений" (г. Тюмень). Установлены факты возмещения обществу затрат на мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов с превышением установленных нормативов, что свидетельствует о недостаточной организации центром занятости текущего контроля за использованием средств.
С целью проверки средств областного бюджета, предоставленных в 2016 - 2017 годах на реализацию мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Тюменской области, проведена проверка в Департаменте инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области. В ходе проверки Счетной палатой осуществлены осмотры оборудования, приобретенного 35 субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) с использованием средств субсидий в соответствии с Порядком отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 N 99-п (далее - Порядок N 99-п).
Выявлены случаи предоставления субсидий на возмещение затрат субъектов МСП по уплате первого взноса при заключении договоров лизинга оборудования при имеющихся основаниях для отказа. Имели место случаи неиспользования просубсидированного оборудования по причине отсутствия помещений, при этом Порядком N 99-п не предусмотрено предоставление субъектами МСП документов, подтверждающих наличие и готовность помещений для установки просубсидированного оборудования, а также ответственность за неиспользование объектов лизинга. По результатам проверки внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы отбора субъектов МСП для предоставления государственной поддержки в форме субсидии.
Вопросы в сфере транспорта рассматривались в рамках проверки межбюджетных трансфертов в Сладковском, Казанском и Омутинском муниципальных районах. В ходе проверок установлены случаи невключения администрациями Казанского, Сладковского и Омутинского муниципальных районов в заключенные с получателями субсидий договоры субсидирования обязательных условий, предусмотренных нормативными правовыми актами.
2.6. Расходы областного бюджета по разделу "Межбюджетные трансферты", включая дотации, субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные межбюджетные трансферты на решение вопросов местного значения (далее - межбюджетные трансферты общего характера), охвачены преимущественно в рамках проверок межбюджетных трансфертов в Казанском и Омутинском муниципальных районах.
За счет субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в частности, решаются вопросы организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организации предоставления дополнительного образования детей и др.
В ходе контрольных мероприятий Счетной палатой рассматривались вопросы организации электро-, тепло и водоснабжения населения в рамках мероприятий по повышению надежности и эффективности работы инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства и др.
2.7. Расходы на социальную политику проверялись в рамках 6 контрольных и 1 экспертно-аналитического мероприятия на 8 объектах.
Объектами мероприятий являлись главные распорядители бюджетных средств (Департамент социального развития Тюменской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства), органы местного самоуправления (администрации Тобольского Сладковского, Казанского, Омутинского, Тюменского муниципальных районов), получатель субсидий (АО Водоканал" г. Ишим).
Проверенные бюджетные средства направлялись на реализацию государственных программ "Развитие отрасли "Социальная политика", "Развитие агропромышленного комплекса", "Развитие жилищно-коммунального хозяйства", "Развитие жилищного строительства".
По виду расходов областного бюджета наибольший объем приходится на межбюджетные трансферты (субвенции и субсидии) - 53,8%.
В ходе контрольных мероприятий были проверены средства, выделенные с целью:
- предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, а также молодым семьям (молодым специалистам), проживающим на селе;
- оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату газификации жилых помещений;
- оказания социальных услуг населению;
- компенсации расходов перевозчиков в отношении перевозок льготных категорий граждан автомобильным транспортом;
- предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, возникающих в результате предоставления мер социальной поддержки граждан за коммунальные услуги.
Выявлены отдельные нарушения при проверке социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам), проживающим на селе, оказании социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату газификации жилых помещений, предоставлении социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, предоставлении субсидий ресурсоснабжающим организациям.
В ходе эксперто-аналитического мероприятия "Анализ расходования средств областного бюджета, выделенных на реализацию государственной программы Тюменской области "Основные направления развития отрасли "Социальная политика", в части исполнения постановления Правительства Тюменской области от 09.06.2012 N 217-п "О дополнительных мерах социальной поддержки семей погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел" анализировались выплаты ежемесячного пособия родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву, родителям и вдовам офицеров и прапорщиков (мичманов), военнослужащих рядового состава, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) при прохождении военной службы в ходе вооруженных конфликтов на территории России, республик бывшего СССР и иностранных государств, родителям и вдовам сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия внесены изменения в порядок, регулирующий предоставление социальной поддержки семьям погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.
Необходимо отметить, что в целом ассигнования, запланированные в областном бюджете на социальную политику, исполняются в полном объеме (в части охваченных средств).
Между тем межбюджетные трансферты из областного бюджета, поступившие в местные бюджеты, используются не в полном объеме. Одной из причин неосвоения средств является нарушение сроков строительства и ввода в эксплуатацию межпоселковых и уличных газопроводов.
2.8. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях контроля полноты и достоверности годового отчета об исполнении областного бюджета, бюджета ТФОМС Тюменской области Счетной палатой проведены:
- внешняя проверка отчета об исполнении бюджета ТФОМС Тюменской области за 2017 год;
- внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета за 2017 год, в том числе проверка бюджетной отчетности 47 главных администраторов бюджетных средств (далее - ГАБС).
По результатам внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС составлено 47 актов. В ходе проведения проверки были выявлены 66 нарушений и недостатков у 37 ГАБС.
В числе нарушений и недостатков, отраженных в актах внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС, необходимо отметить следующие:
- неточности при формировании сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164);
- неточности при формировании сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
- неточности при формировании текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160);
- на балансе отдельных ГАБС длительное время (по некоторым объектам более 10 лет) числятся вложения в нефинансовые активы (например, проектная документация, вложения в реконструкцию зданий, не введенных в эксплуатацию, и др.).
При этом выявленные нарушения и недостатки, отраженные в актах внешней проверки отдельных ГАБС, с учетом представленных пояснений не повлияли на достоверность бюджетной отчетности ГАБС.
Проверка бюджетной отчетности за 2017 год показала, что ГАБС в основном учтены нарушения и недостатки, отраженные в актах внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС за предыдущий период.
2.9. При проведении контрольных мероприятий в 2018 году были выявлены нарушения отдельных требований:
- Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Гражданского кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона N 44-ФЗ;
- Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н;
- Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н;
- Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 307 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области";
- постановления Правительства Тюменской области от 28.01.2008 N 26-п "О порядке и условиях предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета";
- постановления Правительства Тюменской области от 30.12.2015 N 638-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления государственной поддержки отдельных направлений развития сельского хозяйства Тюменской области, источником финансового обеспечения которой являются субсидии из федерального бюджета";
- постановления Правительства Тюменской области от 01.04.2008 N 99-п "О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии";
- постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2014 N 106-п "О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках направления (подпрограммы) "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы";
- постановления Правительства Тюменской области от 05.05.2008 N 127-п "Об утверждении Порядка расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления на исполнение государственного полномочия по социальной поддержке отдельных категорий граждан в отношении газификации жилых домов (квартир) в населенных пунктах Тюменской области";
- постановления Правительства Тюменской области от 22.06.2015 N 263-п "О дополнительных мерах социальной поддержки граждан в целях недопущения превышения роста платы граждан за коммунальные услуги выше установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Тюменской области";
- постановления Правительства Тюменской области от 28.12.2007 N 348-п "О порядке предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам";
- постановления Правительства Тюменской области от 12.10.2015 N 468-п "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Тюменской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания";
- других нормативных правовых актов Российской Федерации и Тюменской области, в том числе по ценообразованию в строительной деятельности.
Доля нарушений от общего количества нарушений в разрезе разделов Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), сложилась следующим образом:
- нарушения порядка предоставления субсидий (грантов) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - 10,9%;
- иные нарушения при формировании и исполнении бюджетов - 22,4%;
- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности - 14,6%;
- нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью - 5,0%;
- нарушения при приемке и оплате выполненных строительных (ремонтных) работ, не соответствующих условиям контрактов (договоров), -13,0%;
- нарушения, связанные с непредставлением, несвоевременным представлением информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, или связанные с направлением недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, - 4,1%;
- нарушения условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (договору) - 3,3%;
- иные нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц - 14,3%;
- прочие нарушения - 12,4% (в части неиспользования отдельного оборудования, непроведения индексации арендной платы за пользование недвижимым имуществом по отдельным договорам аренды, непринятия мер по взысканию неустойки и другие).
2.10. Все выявленные нарушения находятся на постоянном контроле Счетной палаты до полного их устранения. В 2018 году в ходе контроля за устранением нарушений специалистами Счетной палаты направлено 210 заключений на поступившие письма и документы о принятии мер по устранению нарушений и недостатков.
В 2018 году по результатам мер, принятых органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления, руководителями проверяемых предприятий, учреждений и организаций и направленных на устранение нарушений и недостатков, в том числе за прошедшие периоды, Счетной палатой с контроля снято 77 представлений и 2 предписания.
В соответствии с требованиями законодательства в отчетном периоде Счетная палата направила в Департамент финансов Тюменской области 1 уведомление о применении бюджетных мер принуждения.
По фактам выявленных нарушений специалистами Счетной палаты составлено 5 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.11 и статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По всем протоколам приняты постановления суда о привлечении виновного лица к административной ответственности.
Кроме того, специалисты Счетной палаты принимали участие в 27 судебных заседаниях по вопросам взыскания бюджетных средств, использованных с нарушением нормативных правовых актов, по 13 исковым заявлениям (удовлетворены исковые требования на сумму 10,8 млн руб.).
Важно отметить, что одной из основных задач Счетной палаты является не только выявление, но и предупреждение нарушений. С этой целью в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий уделяется особое внимание комплексному анализу и систематизации причин, приводящих к различного рода нарушениям, разработке предложений и рекомендаций по принятию мер, направленных на их предотвращение.
Также Счетная палата осуществляет системный постоянный анализ нормативной правовой базы Тюменской области и муниципальных образований в целях предупреждения фактов нарушений. В 2018 году в Правительство Тюменской области, органы исполнительной власти Тюменской области и органы местного самоуправления Тюменской области Счетной палатой направлялись предложения и рекомендации по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты.
Так, по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты внесены изменения в действующие нормативные правовые акты Правительства Тюменской области и органов местного самоуправления (в целях совершенствования бюджетного законодательства), в том числе:
- в Закон Тюменской области от 06.12.2017 N 106 "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов";
- в постановление Правительства Тюменской области от 08.04.2013 N 107-п "Об утверждении Порядков предоставления субсидий из средств областного и федерального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах";
- в постановление Правительства Тюменской области от 01.04.2008 N 99-п "О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии";
- в постановление Правительства Тюменской области от 28.09.2015 N 456-п "Об определении порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Тюменской области";
- в постановление Правительства Тюменской области от 10.04.2012 N 126-п "Об утверждении Положения о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации";
- в постановление Правительства Тюменской области от 05.05.2008 N 127-п "Об утверждении Порядка расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления на исполнение государственного полномочия по социальной поддержке отдельных категорий граждан в отношении газификации жилых домов (квартир) в населенных пунктах Тюменской области";
- в постановление Правительства Тюменской области от 09.06.2012 N 217-п "О дополнительных мерах социальной поддержки семей погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел";
- в решение Думы Сладковского муниципального района от 01.12.2017 N 94 "Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества Сладковского муниципального района на 2018 год";
- в постановление Администрации Казанского муниципального района от 31.08.2017 N 92 "Об утверждении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Казанского муниципального района и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета Казанского муниципального района (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Казанского муниципального района)";
- в распоряжение Администрации Тобольского муниципального района от 09.01.2018 N 4 "Об утверждении порядка субсидирования организаций, осуществляющих производство электроэнергии дизельными электростанциями".
Кроме того, приняты новые нормативные правовые акты, в том числе:
- постановление Администрации Сладковского муниципального района от 09.06.2018 N 662 "Об утверждении порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств местного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита местного бюджета внутреннего финансового аудита";
- решение Думы Сладковского муниципального района от 30.10.2018 N 148 "Об утверждении Положения о порядке передачи имущества, находящегося в собственности Сладковского муниципального района, в аренду (безвозмездное пользование)";
- решение Думы Сладковского муниципального района от 31.08.2018 N 140 "Об утверждении Порядка подведения итогов продажи муниципального имущества и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены";
- постановление Администрации Армизонского муниципального района от 26.03.2018 N 35 "Об утверждении порядка предоставления субсидий путем возмещения расходов на оплату проезда льготных категорий граждан на автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам Армизонского муниципального района";
- постановление Администрации Ярковского муниципального района от 10.10.2018 N 79 "Об утверждении порядка переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на территории Ярковского муниципального района".
2.11. В отчетном году Счетной палатой подготовлено 5 заключений по результатам следующих экспертно-аналитических мероприятий:
- анализ расходования средств областного бюджета, выделенных на реализацию государственной программы Тюменской области "Основные направления развития отрасли "Социальная политика", в части исполнения постановления Правительства Тюменской области от 09.06.2012 N 217-п "О дополнительных мерах социальной поддержки семей погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел";
- анализ расходования средств, поступивших ГБУЗ ТО "Центр по профилактике и борьбе со СПИД" на оказание медицинских услуг и приобретение имущества;
- анализ расходования средств, поступивших ГАУЗ ТО "Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр "Надежда";
- анализ расходования бюджетных средств в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Тюменской области, включая финансирование, материально-техническое и иное обеспечение деятельности мировых судей;
- анализ использования субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, выделенных в 2016 - 2017 годах.
Кроме того, Счетной палатой подготовлены 3 заключения на отчеты по исполнению областного бюджета (за первый квартал, первое полугодие, за девять месяцев 2018 года).
Также подготовлен 21 иной аналитический материал, в том числе: мониторинг исполнения областного бюджета, исполнения бюджета ТФОМС Тюменской области, расходов на реализацию государственных программ, приоритетных проектов в Тюменской области, осуществления закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе и законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц по результатам контрольных мероприятий.
В рамках ежеквартального экспертно-аналитического мероприятия по мониторингу закупок систематизировались нарушения в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренным Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 17 декабря 2014 года.
Сведения о нарушениях в сфере закупок, выявленных в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направлялись в Комитет по контролю в сфере закупок Тюменской области.
Обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок в соответствии со статьей 98 Федерального закона N 44-ФЗ ежегодно размещается Счетной палатой на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
В 2018 году Счетной палатой проводился мониторинг расходов на реализацию приоритетных проектов, одобренных Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам и реализуемых в Тюменской области ("Создание современной образовательной среды для школьников", "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий", "Вузы как центры пространства создания инноваций", "Доступное дополнительное образование для детей", "Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий", "Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации", "Безопасные и качественные дороги" и другие).
Кроме того, в рамках указанного мероприятия проводился мониторинг расходования средств областного бюджета на реализацию областных проектов ("Тюменская инициатива для университетов", "Модернизация системы оказания медицинской помощи на территории города Тобольска и Тобольского района", "Внедрение автоматизированной системы оплаты проезда на пассажирском транспорте Тюменской области", "Введение в оборот неиспользуемой пашни земель сельскохозяйственного назначения", "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" и другие) в рамках проектной деятельности.
2.12. Важное значение при осуществлении экспертно-аналитической деятельности уделялось подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов. Подготовлено 45 заключений на проекты нормативных правовых актов Тюменской области, в том числе: 16 заключений на проекты областных законов, 29 заключений на проекты государственных программ Тюменской области, представленных в Тюменскую областную Думу одновременно с проектом закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - ГП, программа).
Экспертиза проектов программ осуществлялась в рамках участия Счетной палаты в стратегическом планировании на уровне Тюменской области, что предусмотрено Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Основными задачами экспертизы проектов программ являлись экспертиза и анализ их финансового обеспечения во взаимосвязи с проектом закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", анализ системы основных программных мероприятий, предусматривающих расходные обязательства, анализ и оценка ожидаемых конечных результатов и показателей программ.
Результаты проведения экспертизы проектов государственных программ показали, что итоговый объем финансового обеспечения проектов программ на 2019 - 2021 годы соответствует проекту закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
По результатам экспертизы проектов государственных программ выявлены отдельные замечания, в том числе: ссылки на неверные названия правовых актов, отсутствие указания на правовые акты, имеющие прямое отношение к полномочиям органов исполнительной власти в соответствующей сфере; недостатки при определении соисполнителей программных мероприятий, распределении финансирования; недостатки, связанные с формированием и обоснованием показателей, контрольных событий.
По результатам проведения Счетной палатой экспертизы проектов программ Правительством области были учтены 87 замечаний (в 2017 году - 65), внесены изменения в 24 программы (в 2017 году - 20).
Учтены замечания Счетной палаты по следующим государственным программам:
- "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 21.12.2018 N 527-п);
- "Развитие гражданского общества, общественные связи и молодежная политика" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 449-п);
- "Профилактика правонарушений" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 21.12.2018 N 516-п);
- "Повышение конкурентноспособности экономики" (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 21.12.2018 N 534-п);
- "Развитие лесного комплекса" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 505-п);
- "Развитие имущественного комплекса" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 457-п);
- "Развитие ветеринарной службы" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 455-п);
- "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2020 годы (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 21.12.2018 N 520-п);
- "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 456-п);
- "Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 511-п);
- "Развитие жилищного строительства" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 507-п);
- "Развитие транспортной инфраструктуры" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 21.12.2018 N 530-п);
- "Развитие внутреннего и въездного туризма" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 489-п);
- "Оказание содействия добровольному переселению в Тюменскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2013 - 2020 годы" (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 501-п);
- "Антинаркотическая программа" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 453-п);
- "Развитие отрасли "Социальная политика" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 452-п);
- "Развитие здравоохранения" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 450-п);
- "Развитие образования и науки" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 479-п);
- "Развитие физической культуры, спорта и дополнительного образования" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 454-п);
- "Развитие культуры" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 451-п);
- "Развитие промышленности и инвестиционной деятельности" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 458-п);
- "Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 498-п);
- "Повышение безопасности дорожного движения" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 21.12.2018 N 517-п);
- "Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей" (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2018 N 540-п).
3. Осуществление контроля за исполнением мероприятий программы "Сотрудничество"
Деятельность по осуществлению контроля за реализацией мероприятий программы "Сотрудничество" осуществляется Счетной палатой в рамках Договора, заключенного 06.10.2009 между органами государственной власти и органами внешнего государственного финансового контроля Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по следующим направлениям:
1) Взаимодействие Счетной палаты Тюменской области с контрольно-счетными органами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В рамках Договора от 06.10.2009 Счетной палатой Тюменской области в установленные сроки были направлены предложения по включению контрольных мероприятий в планы работы контрольно-счетных органов на 2018 год (указанные предложения поступили от депутатов Тюменской областной Думы):
- в Счетную палату Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (письмо от 29.09.2017 N 1113);
- в Счетную палату Ямало-Ненецкого автономного округа (письмо от 29.09.2017 N 1114).
Планом работы Счетной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа на 2018 год было предусмотрено проведение 3 мероприятий, в том числе:
- экспертно-аналитического мероприятия "Анализ исполнения мероприятий областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 N 150 "Сотрудничество" за 2005 - 2014 годы и государственной программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа "Сотрудничество" за 2015 - 2016 годы (по Ямало-Ненецкому автономному округу)". Сведения о результатах указанного мероприятия направлены в Тюменскую областную Думу (письмо от 24.10.2018 N 1061);
- контрольного мероприятия "Проверка использования бюджетных средств, направленных на строительство автомобильных дорог" (информация о результатах мероприятия будет направлена Счетной палатой Ямало-Ненецкого автономного округа в Счетную палату Тюменской области дополнительно (письмо Счетной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.01.2019));
- контрольного мероприятия "Проверка исполнения мероприятий государственной программы "Сотрудничество", направленных на государственную поддержку доставки сельскохозяйственной и продовольственной продукции Ямало-Ненецкого автономного округа на потребительский рынок Тюменской области, в 2017 году" (информация о результатах мероприятия будет направлена Счетной палатой Ямало-Ненецкого автономного округа в Счетную палату Тюменской области дополнительно (письмо Счетной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.01.2019)).
Счетной палатой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 году осуществлялся контроль за реализацией результатов:
- контрольного мероприятия "Контроль исполнения мероприятий государственной программы "Сотрудничество в части строительства объекта "Укрепление берега р. Иртыш в г. Ханты-Мансийске (2 очередь, 2 этап)";
- контрольного мероприятия "Контроль исполнения мероприятий областной целевой программы "Сотрудничество" в части строительства объекта "Участковая больница на 50 коек/135 посещений в смену (пос. Горноправдинск Ханты-Мансийского района)";
- контрольного мероприятия "Проверка эффективности управления акциями АО "Инвестиционная компания" (ИНН 8601044254), находящимися в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
При подготовке планов работы контрольно-счетных органов на 2019 год предложения по контролю за реализацией программы "Сотрудничество" на территориях автономных округов Счетной палатой Тюменской области были направлены:
- в Счетную палату Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (письмо от 27.09.2018 N 986);
- в Счетную палату Ямало-Ненецкого автономного округа (письмо от 27.09.2018 N 985).
2) Проведение Счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, контроль реализации результатов указанных мероприятий.
В соответствии с планом работы Счетной палаты Тюменской области на 2018 год проведено контрольное мероприятие, в рамках которого осуществлялся контроль эффективности использования медицинского оборудования, закупленного в 2017 году Департаментом здравоохранения Тюменской области по государственной программе "Сотрудничество". По результатам проведенной проверки в адрес главного распорядителя бюджетных средств направлено представление о принятии мер по устранению выявленных нарушений.
Кроме того, при проведении экспертно-аналитического мероприятия "Экспертиза проекта закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" проведена экспертиза проекта государственной программы "Сотрудничество", по итогам которой направлены рекомендации (информационное письмо) Счетной палаты в Правительство Тюменской области.
Таким образом, в отчетном периоде Счетной палатой в полной мере обеспечена реализация целей и задач, возложенных на нее Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Тюменской области, Законом Тюменской области "О Счетной палате Тюменской области" и иными нормативными правовыми актами.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 12 апреля 2019 г. N 2025 "Об отчете о работе Счетной палаты Тюменской области за... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.