Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
Ялуторовского района
N 337-п от 23 апреля 2019 года
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Ялуторовского района
1. Общие положения
1.1. Настоящим Порядком устанавливаются правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Порядок), а также процедура оформления и направления соответствующих заключений по итогам антикоррупционной экспертизы.
1.2. Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является обеспечение выявления при подготовке и принятии нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов коррупциогенных факторов и коррупциогенных норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
1.3. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов осуществляет отдел правового обеспечения и муниципальных закупок Администрации Ялуторовского района (далее - уполномоченный орган (лицо)) в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. N 96.
1.4. Руководители структурных подразделений Администрации Ялуторовского района (далее - разработчики проектов) обеспечивают подготовку нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, не содержащих коррупционных факторов, перечисленных в разделе 2 настоящего порядка, в том числе несут персональную ответственность за полноту, достоверность и соответствие нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов антикоррупционным требованиям.
На стадии разработки нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов разработчик проекта осуществляет обязательное визирование проектов и обеспечивает отсутствие коррупционных факторов в разрабатываемых документах.
2. Основные требования к проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
2.1. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
2.2. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
2.3. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
2.4. По результатам проведения экспертизы, в случае выявления коррупциогенных факторов, составляется заключение, в котором отражаются возможные негативные последствия сохранения в нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов выявленных коррупциогенных факторов. Факторы, не относящиеся к коррупциогенным в рамках данного порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
2.5. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным органом (лицом) на стадии согласования документов, одновременно с проведением правовой экспертизы.
2.6. При выявлении в рамках правовой экспертизы квалифицирующих признаков, относящихся к коррупциогенным факторам в действующих нормативных правовых актах и проектов нормативных правовых актов, принятых до введения настоящего порядка, в том числе связанных с необходимостью внесения в них соответствующих изменений и дополнений, обусловленных вступлением в силу федеральных и областных нормативных правовых актов, по решению уполномоченного органа (лица) проводится антикоррупционная экспертиза с последующим направлением заключения разработчикам проектов.
Разработчики проектов при получении соответствующего заключения уполномоченного органа (лица), в котором отражены сведения о наличии коррупциогенных факторов, в 10-дневный срок разрабатывают соответствующие проекты нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений либо о признании утратившими силу действующих нормативных правовых актов.
2.7. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупционных факторов, определенных в подпунктах 2.7.1. и 2.7.2. настоящего порядка.
2.7.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменении объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный муниципальный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта сверх компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.7.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органом местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.8. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится институтами гражданского общества и гражданами Российской Федерации за свой счет, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
2.9. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):
1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 в Федеральном законе N 172-ФЗ от 17.07.2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
4) международными и иностранными организациями;
5) некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.
3. Оформление результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
3.1. При проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и при выявлении в них коррупциогенных факторов в заключении уполномоченного органа (лица) проводится их описание, указываются предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действий таких факторов, в том числе следующие сведения:
- основания для проведения антикоррупционной экспертизы;
- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков, ссылками на структуру документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) в соответствии с настоящим порядком.
3.2. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, направляется разработчикам проектов.
Доработанные с учетом заключений нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов направляются в уполномоченный орган (лицу) для повторной антикоррупционной экспертизы. При отсутствии в доработанных материалах коррупциогенных факторов проекты визируются уполномоченным органом (лицом) без заключения и возвращаются разработчикам проектов, по инициативе которых были подготовлены соответствующие документы.
В случае несогласия с заключением экспертизы разработчик проекта готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение в уполномоченный орган для принятия, к материалам проекта прилагаются все поступившие заключения и возражения.
4. Независимая экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
4.1. Независимая экспертиза проводится юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами), аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. N 96.
4.2. Для проведения независимой экспертизы разработчик проекта размещает проект нормативного правового акта в сети Интернет на официальном сайте Ялуторовского района в течение рабочего дня, соответствующего дню направления их на согласование в соответствующие структурные подразделения.
4.3. При размещении проекта нормативного правового акта в сети Интернет на официальном сайте Ялуторовского района разработчиком указывается период (срок) для проведения независимой экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами.
По результатам независимой экспертизы составляется экспертное заключение, которое независимыми экспертами направляется разработчику проекта по адресу, указанному в сети Интернет на официальном сайте Ялуторовского района.
К проекту нормативного правового акта прилагаются все поступившие разработчику проекта экспертные заключения независимых экспертов. В случае если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данная информация указывается в пояснительной записке к проекту.
По внесенным экспертным заключениям разработчик проекта, в случае несогласия экспертного заключения, готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение в уполномоченный орган для принятия, к материалам проекта прилагаются все поступившие экспертные заключения и возражения.
4.4. Не позднее недели с момента принятия нормативного правового акта разработчик обязан удалить его с официального сайта Ялуторовского района.
4.5. Независимая экспертиза не проводится в случае приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством на основании акта прокурорского реагирования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Ялуторовского муниципального района Тюменской области от 23 апреля 2019 г. N 337-п "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.