Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика развития образования в Сладковском муниципальном районе
1.1. Правовая основа для принятия и реализации Программы
Муниципальная программа "Основные направления развития образования в Сладковском муниципальном районе на 2019 - 2021 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии:
- со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Уставом Сладковского муниципального района;
- постановлением администрации района от 25.02.2016 N 149 "Об утверждении порядка формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ";
- распоряжением администрации района от 26.10.2018 N 149 "О разработке муниципальных программ".
1.2. Состояние, тенденции и динамика развития сферы образования Сладковского района
Всего в 2018 году на территории Сладковского района функционирует пять средних, четыре основных, три начальных общеобразовательных учреждения, одно учреждение дополнительного образования и одно учреждение дошкольного образования. Структура сети учреждений образования соответствует запросам населения.
Общие итоги работы отражены в краткой характеристике состояния подсистем сферы образования - дошкольное, общее образование, дополнительное образование (таблица 1).
Таблица 1
Структура сети образовательных учреждений
Уровни образования |
Количество учреждений, ед. |
Дошкольное образование |
1 учреждение, оказывающее услуги дошкольного образования - муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение; Кроме того: 2 филиала при общеобразовательных учреждениях; 7 отделений дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях; 1 группа кратковременного пребывания при общеобразовательном учреждении. |
Общее образование (начальное общее, основное общее, среднее общее) |
3 учреждения, оказывающие услуги общего образования: муниципальные автономные общеобразовательные учреждения; кроме того 9 филиалов общеобразовательных учреждений. |
Дополнительное образование |
1 учреждение, оказывающее услуги дополнительного образования детей - муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ДООЦ "Прометей"; кроме того услуги дополнительного образования детей в рамках муниципального задания оказывает муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Маслянская средняя общеобразовательное школа. |
За последние пять лет сеть учреждений продолжала изменяться (таблица 2).
Таблица 2
Оптимизация сети учреждений
Уровни образования |
Количество учреждений |
Динамика (по отношению к 2017 году) |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||
| ||||||
Дошкольное образование |
МАДОУ - 1; структурное подразделение ОУ - 2; отделение дошкольного образования - 7; ГКП - 2 |
МАДОУ - 1; структурное подразделение ОУ - 2; отделение дошкольного образования - 7; ГКП - 2 |
МАДОУ - 1; филиалы ОУ - 2; отделение дошкольного образования - 7; ГКП - 2 |
МАДОУ - 1; филиалы ОУ - 2; отделение дошкольного образования - 7; ГКП - 1 |
МАДОУ - 1; филиалы ОУ - 2; отделение дошкольного образования - 7; ГКП - 1 |
МАДОУ: 0; филиалы ОУ: 0; отделение дошкольного образования: 0; ГКП: - 1 |
Начальное, основное, среднее общее образование |
средняя школа - 6, основная школа - 4, начальная школа - 3 |
средняя школа - 6, основная школа - 4, начальная школа - 2 |
средняя школа - 6, основная школа - 3, начальная школа - 3 |
3 учреждения, оказывающие услуги общего образования, 9 филиалов общеобразовательных учреждений. |
3 учреждения, оказывающие услуги общего образования, 9 филиалов общеобразовательных учреждений. |
учреждения, оказывающие услуги общего образования: 0, филиалы общеобразовательных учреждений: 0. |
Дополнительное образование | ||||||
Дополнительное образование детей |
1 учреждение: МАОУ Сладковского района ДОД ДООЦ "Прометей" |
1 учреждение: МАОУ Сладковского района ДОД ДООЦ "Прометей" |
1 учреждение: МАОУ Сладковского района ДОД ДООЦ "Прометей" |
1 учреждение: МАУДО ДООЦ "Прометей" |
1 учреждение: МАУДО ДООЦ "Прометей" |
0 |
1.2.1. Дошкольное образование
Дошкольные образовательные учреждения района осуществляют свою деятельность по пяти приоритетным направлениям развития детей: художественно-эстетическому, социально-личностному, познавательно-речевому, духовно-нравственному и оздоровительному.
Следует отметить нестабильную динамику прироста численности детского населения (таблица 3).
Таблица 3
Численность детского населения от 0 до 7 лет
Показатели/годы |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Численность детей дошкольного возраста (от 0 до 7 лет) |
911 |
920 |
815 |
831 |
813 |
824 |
В Сладковском районе услуги дошкольного образования на 01.09.2018 г получают 708 воспитанников. Информация о численности воспитанников представлена в таблице 4.
Таблица 4
Численность воспитанников ДОУ
Показатели |
Численность воспитанников, чел. |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Численность детей в возрасте от 1 до 7 лет, проживающих в районе, чел. - всего |
893 |
798 |
771 |
740 |
732 |
737 |
Численность воспитанников ДОУ, чел. - всего |
753 |
778 |
751 |
706 |
705 |
708 |
Задача обеспечения детей местами в детских садах решена в полном объеме для детей от 3 до 7 лет.
По данным проведенного в 2018 году анализа средней фактической посещаемости дошкольных образовательных учреждений отмечены:
- стабильный охват дошкольной образовательной услугой детей в возрасте от 1 до 7 лет - 96 процентов;
- стабильный охват дошкольной образовательной услугой детей в возрасте от 3 до 7 лет - 100 процентов;
Не первый год детские сады района реализуют ФГОС дошкольного образования. В шести детских садах разработаны и реализуются основные образовательные программы дошкольного образования на основе примерной региональной образовательной программы дошкольного образования "Мозаика", в четырех - на основе примерной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы". Программы предусматривают использование единых унифицированных подходов к организации образовательного процесса в детском саду в соответствии с запросами родителей, решение образовательных задач через различные виды детской деятельности и двигательной активности, расширение форм взаимодействия с семьёй, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.
В перспективе планируется акцентировать внимание на следующих аспектах работы:
- полное удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей, начиная с раннего детского возраста;
- создание условий, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, во всех дошкольных учреждениях с учётом специфики социокультурного окружения и запросов родителей;
- приведение программно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- обеспечение комфортной среды развития дошкольника (режим дня, двигательная активность, разнообразие игр);
- взаимодействие семьи и детского сада в обеспечении социального благополучия и успешного развития каждого ребёнка;
- реализация деятельностных форматов подготовки и переподготовки кадров для дошкольных учреждений;
- достижение преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации новых стандартов.
1.2.2. Начальное общее, основное общее, среднее общее образование
В системе образования Сладковского муниципального района особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования. Проводится серьезное обновление материально-технической базы общеобразовательных организаций, программ и методов работы школы, устранение искусственной дифференциации школ по качеству образования.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования должны обеспечить деятельностный подход в обучении, формирование ключевых компетенцией школьников, доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его способностям и жизненным планам.
По состоянию на 01.09.2018 г. в школах Сладковского района обучается 1495 обучающихся.
Анализ показателей качества учебной деятельности по результатам года позволяет сделать ряд выводов.
Показатель общей успеваемости по итогам годовых оценок за прошедший учебный год составил 100%.
Таблица 5
Общая успеваемость обучающихся по итогам годовых оценок
2013 - 2014 уч. год |
2014 - 2015 уч. год |
2015 - 2016 уч. год |
2016 - 2017 |
2017 - 2018 |
99,9% |
100% |
99,9% |
99,9% |
100% |
Динамика качественной успеваемости колеблется в диапазоне от 41 до 45%.
Таблица 6
Качественная успеваемость обучающихся
2013 - 2014 уч. год |
2014 - 2015 уч. год |
2015 - 2016 уч. год |
2016 - 2017 |
2017 - 2018 |
41,8% |
43,6 |
42,3 |
45,8 |
45 |
Для достижения нового качества образования особенно актуальным является решение следующих вопросов:
- привлечение молодых высококвалифицированных специалистов в образовательные учреждения района;
- формирование единой социально-воспитательной образовательной среды, способной объединить усилия школы, семьи, общества, направленные на полноценное интеллектуальное, нравственное, гражданское развитие детей и привитие культуры здоровье сбережения;
- полномасштабное использование возможностей информационного пространства;
- развитие системы работы с одарёнными детьми с привлечением ресурсов учреждений среднего и высшего профессионального образования;
С 2015 - 2016 учебного года ФГОС основного общего образования реализуется во всех общеобразовательных учреждениях района, ФГОС среднего общего образования - в 10-11 классах МАОУ Маслянская СОШ, ФГОС дошкольного образования - во всех детских садах района.
С 2017 - 2018 учебного года ФГОС основного общего образования реализуется во всех общеобразовательных учреждениях района (5, 6 и 7, 8 классы - все общеобразовательные учреждения, 9 классы - МАОУ Маслянская СОШ и МАОУ Усовская СОШ).
В 2017 - 2018 учебном году ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью реализуются во всех общеобразовательных учреждениях района.
На 01.10.2018 года доля обучающихся по новым стандартам составила в дошкольном образовании 100%, в общем образовании - 76,7%.
В настоящее время сохраняет свою актуальность направление работы, связанное с выявлением, поддержкой и развитием талантливых и одарённых детей и молодёжи.
Расширяется спектр вариативных дополнительных услуг, направленных на выявление и развитие детских талантов. 100 процентов детей охвачены дополнительным образованием различной направленности (творческой, спортивной, общественной).
В настоящее время в школах района созданы все необходимые условия для выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одарённых детей:
- обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными помещениями (актовые залы, лаборатории, компьютерные кабинеты, библиотеки). В конце 2017 и середине 2018 года на базе МАОУ Сладковская СОШ, МАОУ Маслянская СОШ и МАОУ Усовская СОШ открыты аудитории с доступом к удаленному электронному читальному залу Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина;
- развито дополнительное образование, проектно-исследовательская деятельность обучающихся (ежегодное участие обучающихся в районном форуме молодых исследователей "Шаг в будущее", интеллектуальных и творческих конкурсах, многочисленных проектах, реализуемых МАОУ Маслянской СОШ и МАУДО ДООЦ "Прометей" в рамках муниципальных заданий по военно-патриотическому воспитанию и социально-педагогическому направлению);
Деятельность стажировочных площадок на базе Маслянской и Сладковской средних школ направлена на работу с одаренными детьми.
На базе МАОУ Сладковская СОШ продолжает свою деятельность лаборатория естественно-математического направления. Назначены руководители предметных лабораторий, сетевые педагоги. На 01.10.2018 г. охват "сетевых" обучающихся составил: 5-8 классы - 9 человек, 9-11 классы - 36 человек.
Соблюдается традиция проведения мероприятия "Мы - будущее России", осуществляется стимулирование лучших обучающихся за значительные успехи в учебе и спорте.
Расширен диапазон форм и характер работы МАУДО ДООЦ "Прометей": кроме летних оздоровительных смен для одаренных обучающихся района и творческих каникул в течение учебного года, проводятся ежемесячные мероприятия, организуются двухдневные конкурсы (к примеру, "Класс года").
Целевая адресная поддержка талантливых детей обеспечивается через Грант одарённых детей и подростков, учреждённый Главой Сладковского муниципального района.
Исходя из имеющегося опыта работы, анализа результатов и выявленных проблемных вопросов, приоритетными задачами на 2019 и последующие годы можно назвать:
- расширение спектра социальных проб, практик и проектов обучающихся с учетом сфер их индивидуальных способностей и запросов, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (расширение форм работы с одаренными детьми на школьном и муниципальном уровнях, в том числе дистанционные, очно-заочные, сетевые школы, научные общества);
- оказание помощи в профессиональном самоопределении и поддержка в дальнейшей социализации одарённых детей и эффективном применении выявленных талантов и склонностей.
Во всех школах функционируют спортивные клубы, тимуровские и волонтерские отряды, музеи либо музейные комнаты. Проведена работа по уточнению музейных фондов: количество подлинных музейных экспонатов насчитывает более 12 тысяч. Разделы экспозиций освещают темы развития Сладковского края, жизни и деятельности района в годы Великой Отечественной войны, восстановления хозяйства в послевоенное время, развития системы образования района. Планы работы музеев, кроме традиционных экскурсий, встреч, уроков мужества, содержат поисковые операции в школьных музеях.
С целью развития социальной и творческой активности детей и молодежи в образовательных учреждениях работают органы ученического самоуправления. В настоящее время в органах ученического самоуправления 9 школ 110 человек, 14 волонтёрских отрядов насчитывают 236 участников, в 32 тимуровском отряде - 666 обучающихся. Первичные отделения Российского движения школьников функционируют в пяти образовательных учреждениях района. В каждой школе были сформированы четыре команды и выбраны кураторы по основным направлениям деятельности "РДШ". Еженедельно в формате "Дней единых действий" и в соответствии с разработанным планом проводились мероприятия "РДШ". Формат мероприятий - разный: от акции до флэш-моба с обязательным использованием атрибутики "РДШ".
Вся информация о мероприятиях "Российского движения школьников" размещается в социальных сетях.
Одно образовательное учреждение вступило в ряды "Юнармия". Члены движения в свободное от учёбы время занимаются волонтерской деятельностью, принимают участие в культурных и спортивных мероприятиях, получают дополнительное образование, навыки оказания первой помощи
Профориентационная работа школ системно оформилась в проекте "Агропоколение", в рамках которого осуществляется общение общеобразовательных учреждений с хозяйствующими субъектами района, учреждениями среднего профессионального образования области.
Значительный воспитательный потенциал реализуемого МАОУ Маслянская СОШ муниципального задания по оказанию услуг дополнительного образования военно-патриотического направления используется 9 общеобразовательными школами через 17 кружков для 266 обучающихся. Для сказания методической помощи по патриотическому воспитанию подрастающего поколения педагоги - члены оргкомитета выпускают сборники методических рекомендаций, разработок мероприятий, материалов для проведения внеклассных мероприятий по краеведению. Следствием системной работы по патриотическому воспитанию явилось установление мемориальных досок в честь участников Великой Отечественной войны из числа педагогов и выпускников ОУ, в ряде образовательных учреждений - в честь работников детских домов, размещенных в населенных пунктах Сладковского района в годы Великой Отечественной войны.
Система мероприятий по развитию воспитательного пространства на территории района позволила достичь положительной динамики по ряду показателей. Приоритетной задачей по-прежнему остается снижение, а далее - отсутствие преступлений, совершенных несовершеннолетними обучающимися (таблица 7).
Таблица 7
Показатели развития воспитательного пространства
показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием на базе образовательных учреждений (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля обучающихся - активных членов органов ученического самоуправления, молодежных общественных объединений (%) |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними обучающимися |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
В образовательных учреждениях района реализуется комплекс мероприятий по формированию у обучающихся (воспитанников) толерантности, законопослушного поведения, потребности в здоровом и безопасном образе жизни.
Приоритетами в части развития воспитания являются:
- создание благоприятной социальной среды для самоопределения, успешного саморазвития и дальнейшего жизнеустройства обучающихся;
- расширение новых форм внеурочной занятости, в том числе творческих переменок, хобби - студий, мастер - классов и т.д.
- содействие развитию форм самоорганизации обучающихся на основе ученического самоуправления, детских и молодежных объединений;
- противодействие асоциальным проявлениям в подростково-молодежной среде (профилактика наркомании, агрессивности, жестокости, алкоголизма и др.);
- актуализация подходов к организации профилактической работы, в том числе совершенствование в каждом образовательном учреждении работы службы школьной медиации.
В настоящее время в образовательных учреждениях функционируют Управляющие и Наблюдательные советы, родительские комитеты.
Активно развиваются механизмы предоставления информации о результатах работы в режиме публичных отчётов, направленных на расширение открытости работы школ. Ежегодно публичные доклады представлены на сайтах ОУ.
В целях перехода на качественно новый уровень равноправных партнёрских взаимоотношений и взаимодействия образовательных учреждений с обществом необходимо:
- дальнейшее развитие форм и механизмов непосредственного участия государственно-общественных органов управления образованием в деятельности учреждений, в том числе с учётом межуровневой преемственности (детский сад - школа);
- активизация и расширение форм конструктивного взаимодействия с общественностью, в том числе с использованием информационных технологий, сети Интернет;
- формирование у руководителей навыков реализации принципов современного менеджмента образования, направленных на расширение открытости и повышение эффективности работы учреждений;
- внедрение механизмов привлечения широких кругов общественности к участию в формировании социального заказа системе образования, построении образовательного процесса, объективного оценивания эффективности работы образовательных учреждений с привлечением независимой общественной экспертизы;
- поиск каждым образовательным учреждением востребованных и результативных форм совместной работы, направленных на привлечение общественного потенциала к решению образовательных задач и широкого круга вопросов воспитания.
Одним из ключевых условий повышения результативности работы, общественной привлекательности и конкурентоспособности образовательных учреждений является уровень оценки достижений выпускников.
В дошкольных учреждениях района в течение ряда лет внедряется система единой диагностики уровня развития школьно-значимых функций и готовности к обучению в школе выпускников детских садов, которые фиксируются в Индивидуальной карте развития ребенка. Данная информация предоставляется в школу для обеспечения преемственности в образовании, оптимального выбора программы обучения и траектории дальнейшего развития детей.
В настоящее время в диагностическом тестировании участвуют все выпускники детских садов, в том числе в группах кратковременного пребывания (100% от числа всех будущих первоклассников).
Системной стала работа по проведению и анализу стартовой диагностики первоклассников как этапа успешного вхождения ребенка в школьную жизнь.
Диагностирование дошкольников и первоклассников является частью региональной системы оценки качества образования, которая развивается с 2007 года и охватывает также обучающихся 4, 8, 9, 10, 11 классов. В течение ряда лет в связи с введением новых стандартов в муниципальной системе оценки качества - комплексные работы в 5 классах, гуманитарного и естественно-математического направления в 8 классах, репетиционное сочинение в 11 классах.
Целью развития данной системы является:
- получение объективных сведений об уровне образования школьников на всех уровнях обучения, о результативности работы отдельных педагогов, школ и системы образования в целом:
- отработка критериев и инструментов оценивания метапредметных результатов обучения,
- своевременное выявление и ликвидация пробелов в освоении образовательных программ, формирование индивидуальных и групповых траекторий обучения.
Кроме того, внедрение муниципальных контрольных работ повышает статус процедуры промежуточной аттестации, положительно влияет на рост мотивации обучения школьников, позволяет эффективно и системно готовиться к государственной аттестации в выпускных классах.
Переход к проведению единого государственного экзамена на одном пункте приема экзаменов (МАОУ Сладковская СОШ) с организацией видеонаблюдения в режиме "on-line" осуществлен с 2014 года. Второй год в ППЭ была реализована технология печати и сканирования экзаменационных материалов. ППЭ оборудован специальным программным обеспечением ПАО "Ростелеком" (CCTV-решение), позволяющее общественным наблюдателям, членам ГЭК вести видеонаблюдение за аудиториями в штабе ППЭ.
Для подготовки к итоговой аттестации продолжена деятельность "Сетевой школы" и тьюторов по предметам для обучающихся. Осуществлялась организационная и психологическая подготовка выпускников к новым условиям организации пункта приема экзаменов. По итогам сдачи государственной итоговой аттестации по обязательным предметам 100% выпускников средней школы успешно прошли ГИА (в 2017 году - 96,5%, 85 человек из 88).
Положительная динамика среднего балла по предметам позволяет сделать вывод о правильном подходе к подготовке к ЕГЭ в части процедуры экзамена и дает основания для выбора вариантов коррекции плана и процесса подготовки к государственной итоговой аттестации 2018 года в части содержания ЕГЭ (таблица 8).
Таблица 8
Динамика среднего балла
предмет |
средний балл |
динамика |
|
2017 |
2018 |
||
русский язык |
59,9 |
57,9 |
- 2 |
математика (базовый уровень) |
63 |
63 |
стабильная |
математика (профильный уровень) |
27,5 |
37,5 |
+10 |
биология |
48,4 |
39,6 |
-8,8 |
обществознание |
42 |
40,6 |
-1,4 |
химия |
52 |
43,2 |
-8,8 |
история |
46,7 |
46,9 |
+0,2 |
физика |
37 |
43,4 |
+6,4 |
английский язык |
41,5 |
76 |
+34,5 |
Четыре выпускника награждены медалями "За особые успехи в учении" (в 2017 году - 5.)
С учетом прохождения государственной итоговой аттестации закончили обучение на "4" и "5" - 31 выпускник, что составило 35,6%.
В 2018 году с учетом пересдачи в осенний период успешно прошли процедуру ГИА 100% выпускников основной школы (130 человек).
По обязательным предметам в ОГЭ участвовало 130 человек, (русский язык - 100 общей, 60% качественной успеваемости; математика - 100% общей, 72% качественной успеваемости).
Выпускники 9-х классов в качестве предметов по выбору сдавали следующие предметы:
Таблица 9
Динамика качественной успеваемости по результатам ОГЭ (предметы по выбору)
N |
Предмет |
Кол-во участников |
% от общего кол-ва выпускников |
% общей успеваемости |
% качественной успеваемости в 2018 году |
% качественной успеваемости в 2017 году |
Динамика |
1 |
География |
60 |
46 |
100 |
65 |
61,7 |
+3,3 |
2 |
История |
16 |
12 |
100 |
62,5 |
50 |
+12,5 |
3 |
Биология |
57 |
44 |
100 |
59,6 |
49 |
+10,6 |
4 |
Физика |
9 |
7 |
100 |
66,7 |
42,8 |
+23,9 |
5 |
Химия |
6 |
5 |
100 |
100 |
86 |
+14 |
6 |
Обществознание |
107 |
82 |
100 |
58,9 |
66 |
-7,1 |
7 |
Информатика |
3 |
2 |
100 |
33,3 |
22 |
+11,3 |
Аттестаты с отличием получили 2 выпускника (1,5%) МАОУ Сладковская СОШ. Закончили обучение по программам основного общего образования на "4" и "5" 46 выпускников, что составило 35%.
Важным фактором повышения открытости аттестационных процедур является увеличение числа общественных наблюдателей за ходом проведения единого государственного экзамена. В 2018 году аккредитовано в качестве общественных наблюдателей 10 человек для участия в процедуре ГИА. Общественное наблюдение обеспечивают представители родительской общественности, общественных организаций, органов местного самоуправления.
Продолжается развитие материально-технической базы и организация внешней образовательной среды учреждений. Работа по созданию современных условий обучения и воспитания ориентирована на требования федеральных государственных образовательных стандартов.
Благодаря системным подходам к реализации единых типовых решений по осуществлению эксплуатации и комплексных ремонтных работ, получены следующие результаты:
- нет ветхих и аварийных зданий, во всех образовательных учреждениях созданы безопасные и комфортные условия пребывания;
- удельный вес числа учреждений, имеющих все виды благоустройства - 100%;
- удельный вес числа учреждений, имеющих тревожную кнопку - 100%, имеющих систему видеонаблюдения - 42,9%;
Все общеобразовательные учреждения оборудованы таким элементом обеспечения доступности, как пандус. Приоритетными объектами для оборудования элементами доступности по программе "Доступная среда" остаются МАДОУ Сладковский детский сад "Сказка" и МАОУ Сладковская СОШ.
Обеспечена доставка обучающихся до места обучения и проживания современными транспортными средствами (доля единиц автотранспорта, соответствующего современным ГОСТ, составила 100%), все школьные автобусы оборудованы устройствами ГЛОНАСС, тахографами и проблесковыми маячками.
Немало внимания уделяется и обновлению материально-технических средств обучения в соответствии с требованиями ФГОС. За последние годы в образовательные учреждения района было поставлено современное учебно-наглядное, лабораторное и мультимедийное оборудование. Полностью оснащены необходимым учебным и технологическим оборудованием базовые школы, что способствует созданию условий для качественного обучения школьников независимо от места жительства.
В перспективе необходимо решение задач:
- расширения открытости созданной базы для организации урочной и внеурочной деятельности, в том числе спектра детско-родительских мероприятий, привлечения взрослого населения,
- дальнейшего развития инфраструктурного комплекса отрасли в соответствии с постоянно обновляемыми требованиями к условиям реализации процесса образования.
Приоритетом в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности для образовательных учреждений является рациональное использование энергетических ресурсов и воды. Для достижения данных задач в ходе проведения капитального и текущего ремонтов зданий применяются эффективные теплоизоляционные материалы, осуществляется замена старых окон и наружных дверей на энергоэффективные с высоким сопротивлением теплопередаче, модернизация систем отопления, замена приборов учета энергоресурсов, установка энергоэффективных ламп, счетчиков.
В целях дальнейшего выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности основными задачами для образовательных учреждений являются:
- обязательный учет потребления ресурсов с использованием соответствующих приборов учета;
- снижение объемов потребления используемых ресурсов посредством внедрения инновационных решений, обеспечивающих экономию энергетических ресурсов и воды.
В целях обеспечения доступности информации в сети Интернет с 2010 года функционирует Интернет-портал системы образования Сладковского муниципального района, на страницах которого размещены сайты всех образовательных учреждений района. Обратная связь с населением обеспечена за счет "горячих линий", введения системы интернет-дневников и журналов и др. Автоматизированные информационные системы "Электронная школа Тюменской области" и "Электронный детский сад" на текущий момент уже не являются новыми и активно используются родителями и педагогами. Внедрена региональная информационная система "Мониторинг цен", позволяющая контролировать финансовые потоки при организации питания дошкольников и школьников, отдавать приоритет продукции местных производителей.
В результате повышения уровня технической обеспеченности школ число персональных компьютеров (включая планшеты и ноутбуки), используемых в учебных целях, в расчете на 100 учащихся общеобразовательных учреждений составило 25,9. Пропускная способность школьного Интернет-канала для всех общеобразовательных учреждений являющихся филиалами осталась на прежнем уровне - 5 М/бит в секунду. В МАОУ Маслянская СОШ, МАОУ Сладковская СОШ и МАОУ Усовская СОШ пропускная способность канала увеличена в 20 М/бит в секунду. Доля числа образовательных учреждений, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных технологий, равна 100%. Педагоги школ района активно применяют BYOD-технологии ("принеси свое мобильное устройство") в образовательном процессе, что позволяет обучать разумному использованию современных гаджетов.
В ходе реализации проекта "Информатизация системы образования Сладковского муниципального района" все общеобразовательные учреждения муниципалитета были оснащены современным оборудованием: каждый учебный кабинет оснащен автоматизированным рабочим местом учителя, в состав которого входят современный компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска. Каждый компьютер в образовательных учреждениях имеет доступ к сети Интернет, во всех образовательных учреждениях созданы локально-вычислительные сети.
Все общеобразовательные учреждения имеют возможность видеоконференцсвязи и сетевого взаимодействия через систему Lync.
В МАОУ Сладковская СОШ, МАОУ Маслянская СОШ и МАДОУ Сладковский детский сад "Сказка" установлены тренажеры, основанные на технологии биологической обратной связи (БОС). Так, в МАОУ Сладковская СОШ, установлены тренажеры БОС-дыхание, коррекции опорно-двигательного аппарата и психоэмоциональной разгрузки. В МАДОУ "Сказка" и МАОУ Маслянская СОШ - БОС - дыхание и логотерапевтический. В МАОУ Сладковской СОШ используется комплект для дистанционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В 2015 году педагоги вышеназванных образовательных учреждений прошли курсовую подготовку по использованию технологии биологически обратной связи (БОС), в 2016 году семинар по данному направлению.
В образовательных учреждениях осваивается направление - образовательная робототехника, которая помогает воспитанникам ДОУ и обучающимся осваивать основы программирования, развивать техническое мышление и на практике закреплять теоретические знания по физике, математике, геометрии.
На первый план в развитии единого информационного пространства образования района выходят следующие задачи:
- адаптация имеющихся информационных технологий обучения с учётом индивидуальных особенностей и различных потребностей обучающихся с особыми нуждами (одарённые, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, профильно-ориентированные дети);
- полномасштабное внедрение информационных технологий дистанционного обучения на всех уровнях образования;
- эффективное использование потенциала образовательных медиа-ресурсов и электронного взаимодействия для решения вопросов конструктивного сотрудничества и мобильного реагирования на запросы всех участников образовательного процесса.
Главными направлениями комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков являются формирование культуры здоровья, внедрение здоровьесберегающих технологий, организация питания и медицинского сопровождения, повышение квалификации педагогических работников по вопросам здорового образа жизни, создание безопасных комфортных условий для всех категорий обучающихся.
В соответствии с федеральными требованиями в учреждениях созданы необходимые условия для обеспечения постоянного медицинского сопровождения: медицинские кабинеты МАОУ Сладковская СОШ, МАОУ Маслянская СОШ, МАДОУ "Сказка" оснащены оборудованием, имеют лицензии; остальные общеобразовательные учреждения имеют соглашения с ГБУЗ ТО "Областная больница N 14 им. В.Н. Шанаурина" (с. Казанское) на обслуживание специалистами ФАП, медицинское обслуживание осуществляется и в период каникулярного отдыха в МАУДО ДООЦ "Прометей", и при организации соревнований.
Особое внимание уделяется организации питания и информационной работе с родителями, направленной на привитие культуры здорового питания. Школьное питание организовано в соответствии с районным Положением "Об организации питания школьников в общеобразовательных учреждениях Сладковского района", также реализуется Программа "Совершенствование организации питания обучающихся образовательных организаций Сладковского муниципального района" на период 2018 - 2020 гг., включающая обновление оснащённости школьных пищеблоков, внедрение современных технологий приготовления питания, повышение уровня организации и квалификации работников, занятых в этой сфере.
Качество закупок продуктов питания в настоящее время поддается всестороннему контролю благодаря внедрению региональной информационной системы "Мониторинг цен".
Ежегодно школьники и воспитанники детских садов принимают участие в областном фестивале - конкурсе детских тематических проектов "Питание и здоровье", в рамках которого проводится презентация различных проектов, созданных детьми совместно с родителями.
Ежегодно проводятся муниципальные конкурсы. В 4 квартале 2016 года был проведен конкурс "Рациональное питание в школе и дома - залог здоровья", в декабре 2017 года проведен муниципальный конкурс "Лучший повар", в ноябре 2018 года - муниципальный конкурс на лучшую систему организации питания обучающихся образовательных учреждений.
В итоге комплексных здоровьесберегающих мероприятий были достигнуты следующие результаты:
- укреплена материально-техническая база столовых, возросла оснащённость пищеблоков современным технологическим оборудованием (удельный вес общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми - 92 процента);
- охват горячим питанием в 2018 году составил 99,5 процентов от общей численности школьников, при этом дети с ограниченными возможностями здоровья охвачены двухразовым бесплатным горячим питанием;
- дополнительное питание получают дети, посещающие группы продленного дня;
- повысилось качество питания и кадровое обеспечение его организации;
- систематически реализуются меры социальной поддержки в форме компенсации части средств на оплату питания с учётом дифференцированного подхода к объёму финансирования различных категорий обучающихся.
В ОУ района функционируют 3 логопункта (МАОУ Сладковская, Маслянская, Усовская СОШ), имеются учителя-логопеды еще в 2 ОУ. Все дети, нуждающиеся в логопедической услуге, имеют возможность ее получения в базовых школах.
Внедряются новые подходы к организации школьных перемен, ориентированных на доступные и интересные детям всех ступеней обучения формы двигательной активности, в классах введены ежедневные утренние зарядки. Кроме того, третий час физической культуры носит развивающий, оздоровительный, реабилитационный характер.
В целом, реализация запланированных мероприятий позволяет достичь позитивной динамики по всем показателям эффективности работы в данном направлении, в том числе увеличить долю детей, относящихся к 1, 2 группам здоровья с 88,2 процентов (2012 г.) до 90 процентов (2017 г.) с учетом позитивной динамики по первой группе с 33,8% в 2012 г. до 62% в 2017 г.
Вместе с тем, требуют дальнейшего решения такие вопросы, как:
- недостаточный уровень двигательной активности детей и подростков;
- наличие вредных привычек (курение) в школьной среде, негативно влияющих на формирование и соблюдение принципов здорового образа жизни;
- несформированность приоритета культуры здоровья среди обучающихся и их родителей, педагогов.
В этой связи необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях работы:
- реализация доступных методов и технологий укрепления здоровья, в том числе расширяющих двигательную активность детей, в практику работы каждого педагога;
- поиск возможностей формирования общего уклада жизни образовательного учреждения, обеспечивающего развитие культуры здоровья через баланс традиционных и новых форм работы;
- организация полноценного сбалансированного питания с учётом запросов родителей и детей;
- создание условий для обеспечения постоянного медицинского сопровождения обучающихся и консультирования их родителей;
- привитие навыков здорового образа жизни всем субъектам образовательного процесса (дети, родители, педагоги).
В районе ведется активная работа по созданию условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают образовательные услуги, исходя из своих возможностей и запросов, в том числе по адаптированным основным общеобразовательным программам. Общий охват детей данной категории образовательными услугами - 100 процентов.
Этому способствует создание условий для постоянного психолого-медико-педагогического сопровождения, оказания необходимой ситуационной помощи обучающимся и их родителям. Во всех образовательных учреждениях работают психолого-медико-педагогические консилиумы. С 01.01.2014 года как отдельная структура отдела образования администрации Сладковского муниципального района функционирует территориальная психолого-медико-педагогическая служба, в том числе выполняющая функции психолого-медико-педагогической комиссии.
За 10 месяцев 2018 года проведено 40 заседаний ПМПК. Обследовано 75 несовершеннолетних, из них 20 дошкольников. Проведены консультации со специалистами служб сопровождения образовательных учреждений (151), родителями (107), по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья или отклонениями в поведении, по проблемам детско-родительских отношений. Несовершеннолетним (53) была оказана консультативная помощь в решении личностных затруднений, получении профессионального обучения.
Сформирована база данных о детях с ОВЗ, прошедших через ПМПК (электронный банк, на бумажном носителе). Разработаны предложения по совершенствованию помощи детям, имеющим проблемы в развитии и образовании.
Результатом работы явилось:
- увеличение количества обращений по обследованию детей раннего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии;
- сокращение количества необоснованных представлений детей на ПМПК;
- увеличение количества детей, обследованных перед школой;
- повысился качественный уровень предоставления документации на ПМПК образовательными учреждениями;
- увеличилось количество обращений по инициативе родителей (законных представителей);
С 2012 года по показаниям осуществляются дистанционные формы обучения детей-инвалидов.
Продолжает свою деятельность Клуб для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов "За руку с семьёй", целью создания которого является формирование психолого-педагогической и социальной компетенций родителей (законных представителей), имеющих детей указанных категорий.
В части обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей предстоит решить следующие задачи:
- повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и специалистов образовательных организаций по сопровождению детей с отклонениями в развитии;
- повысить эффективность деятельности межведомственной системы по выявлению и коррекции недостатков в развитии детей раннего дошкольного возраста;
- содействовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей с особыми нуждами.
1.2.3. Кадровый потенциал системы образования
Приоритетным вопросом системы образования является обеспечение района квалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной компетентности, готовности к деятельности в условиях модернизации системы образования района.
В системе образования Сладковского муниципального района работает более 300 человек, из них педагогическую деятельность осуществляют 189 работников.
Таблица 10
Кадровый потенциал муниципальной системы образования
Уровни образования |
Численность работников, чел. |
Дошкольное образование |
Всего работников - 84, из них педагогических работников - 37, в т.ч. воспитателей - 25 |
Начальное, основное, среднее общее образование |
Всего работников - 226, из них педагогических работников - 152, в т.ч. учителей - 132 |
Дополнительное образование |
Всего работников - 4, из них педагогических работников - 1 |
В районе принимаются серьезные меры по повышению заработной платы педагогов. Средняя номинальная начисленная заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений за 11 месяцев 2018 года составляет: у учителей - 33,676 тыс. руб., педагогов дошкольного образования - 29,559 тыс. руб., в т.ч. воспитателей - 29,267 тыс. руб.
Профессионально-личностное развитие педагогического сообщества района осуществляется по следующим направлениям:
- повышение квалификации на основе вариативного выбора программ, форм обучения и дистанционного обучения (ежегодно не менее 45 процентов педагогов повышают свою квалификацию на курсах и 70 процентов - на семинарах зонального, регионального и всероссийского уровня, из них 65% - в режиме видеоконференцсвязи и дистанционного обучения);
- организация практических занятий и стажировок, ориентированных на конкретные потребности педагогов и педагогических коллективов с привлечением возможностей руководителей районных методических объединений и сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
- формирование активной профессиональной позиции педагогов, в т.ч. через развитие профессиональных, включая сетевые, сообществ (тьюторское сообщество, районное сообщество Всероссийского педагогического собрания).
Проблемным остается вопрос укомплектованности общеобразовательных учреждений педагогами, имеющими высшее профессиональное образование (в большей степени - в дошкольном образовании), что представлено в таблице 11.
Таблица 11
Качественный состав педагогических кадров
Показатель |
Значение показателя (район) |
Доля педагогов общеобразовательных учреждений, имеющих высшее педагогическое образование |
81,7% |
Доля педагогов общеобразовательных учреждений, имеющих квалификационную категорию |
91,4% |
в том числе: - высшую квалификационную категорию |
40,1% |
- первую квалификационную категорию |
46% |
- соответствие занимаемой должности |
5,3% |
Имеющих стаж педагогической деятельности до 5 лет |
9,21% |
Доля педагогов дошкольного образования, имеющих высшее педагогическое образование |
68,4% |
Доля педагогов дошкольного образования, имеющих квалификационную категорию |
81,5% |
в том числе: - высшую квалификационную категорию |
18,4% |
- первую квалификационную категорию |
52,6% |
- соответствие занимаемой должности |
10,5% |
Имеющих стаж педагогической деятельности до 5 лет |
26% |
Доля педагогических работников ОУ и ДОУ, прошедших курсы повышения квалификации |
91% |
Вместе с тем необходимо продолжить:
- развитие муниципальной профессиональной диагностики педагогических кадров с целью построения непрерывных траекторий повышения квалификации, актуальных для каждого педагога, в т.ч. с использованием возможностей дополнительного образования федерального уровня, сетевого взаимодействия всех уровней (школьного, муниципального, регионального, федерального)
- расширение компетентностного диапазона педагогов через изменение стратегии повышения квалификации, предусматривающей освоение педагогами новых функциональных позиций (консультант, тьютор, модератор, опекун-наставник);
- реализация технологий адаптации педагогов в течение первых трех лет работы с обязательным раскрытием дальнейших перспектив карьерного роста;
- полноценное развитие педагогической среды как сообщества единомышленников, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, социальных устремлений и нравственных установок.
В целом, для дальнейшего прогрессивного развития системы образования района необходимо решение следующих ключевых задач:
- качественное обновление кадрового состава, повышение уровня профессиональной подготовки и компетентности педагогов и административных работников через обеспечение непрерывного повышения квалификации с учетом индивидуальных затруднений и использования различных форм обучения, включая проектные, дистанционные, очно-заочные и др.;
- привлечение в образовательные учреждения молодых специалистов и повышение социального статуса педагогов;
- формирование устойчивой управленческой и педагогической практики открытого образовательного пространства, ориентированного на поддержку семьи и детства, преемственности на всех ступенях образования, понимания необходимости общественного участия во всех аспектах образовательной деятельности;
- обеспечение тесного взаимодействия педагогов как внутри профессионального сообщества, так и с родительской общественностью и другими заинтересованными организациями и ведомствами.
Отметим, что, согласно Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, для обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, должны быть решены следующие приоритетные задачи:
- формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;
- развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;
- модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;
- создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
- обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.
Таким образом, проблемы, планируемые к решению в рамках Программы, учитывая срок ее реализации (2019 - 2021 годы), соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития района, а также ключевым направлениям развития российского образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.