Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению областной Думы
от 30.05.2019 N 2070
Информация
о реализации Закона Тюменской области "О мировых судьях в Тюменской области" (представлена в областную Думу председателем Тюменского областного суда А.М. Сушинских 13.05.2019)
1. Согласно пункту 4 статьи 37 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (пункт 1 статьи 37 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014).
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В Тюменской области организационное обеспечение деятельности мировых судей, включающее мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, осуществляется в порядке, установленном Законом Тюменской области от 06.05.2000 N 179 "О мировых судьях в Тюменской области" (далее - Закон N 179).
Согласно статье 12.1 Закона N 179 материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, структура и штатное расписание аппарата мирового судьи, организационное и кадровое обеспечение работы аппарата мирового судьи устанавливаются и осуществляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области либо в соответствии с соглашением между Правительством Тюменской области и Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Тюменской области.
Между Правительством Тюменской области и Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Тюменской области (далее - Управление Судебного департамента в Тюменской области) заключено Соглашение от 28.04.2008 N 27 "О материально-техническом обеспечении деятельности мировых судей и финансировании расходов работников аппарата мировых судей" (далее - Соглашение N 27) (с учетом дополнительных соглашений от 10.06.2010 N 1, от 22.07.2010 N 2, от 05.10.2010 N 3, от 12.04.2011 N 2, от 29.03.2012 N 4, от 23.10.2012 N 5, от 29.05.2013 N 6, от 04.03.2015 N 7). Согласно Соглашению N 2 от 08.01.2003, предшествовавшему Соглашению N 27, материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется ранее созданным государственным органом Тюменской области - Управлением по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области (далее - Управление).
2. Управление наделено правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество.
Задачи Управления:
- организационно-правовое обеспечение деятельности судебных участков;
- осуществление кадровой работы с кандидатами на должности сотрудников аппарата мировых судей и Управления;
- финансовое обеспечение деятельности мировых судей и аппарата мировых судей Тюменской области;
- осуществление контроля за расходованием бюджетных средств судебными участками области;
- организация строительства и эксплуатации зданий и помещений судебных участков;
- материально-техническое обеспечение судебных участков;
- социальная и правовая защита мировых судей, работников аппарата судебных участков и Управления.
В соответствии с Соглашением N 27 Правительство Тюменской области обязуется обеспечивать финансирование расходов, связанных с организационным обеспечением деятельности мировых судей, и расходов на заработную плату и социальные выплаты работникам Управления и аппаратов мировых судей за счет средств областного бюджета, а также обеспечивать мировых судей и Управление служебными помещениями.
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона N 179 средства, необходимые для материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и оплаты труда работников аппарата мирового судьи, предусматриваются в областном бюджете в соответствии с действующим законодательством. Управление состоит в ведомственной структуре расходов областного бюджета и является главным распорядителем средств областного бюджета. Мероприятия финансового, материально-технического характера (в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в Тюменской области) осуществляются во взаимодействии Управления и Департамента финансов Тюменской области в рамках реализации соответствующих бюджетных полномочий.
Управление формирует и направляет в Департамент финансов Тюменской области бюджетную отчетность главного распорядителя средств областного бюджета, выполняя требования пункта 2.7 Соглашения N 27.
2.1. В части мероприятий кадрового характера - денежное содержание государственных гражданских служащих Управления и аппарата мировых судей обеспечивается в порядке, установленном для государственных гражданских служащих Тюменской области, в соответствии с Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 327 "О государственной гражданской службе Тюменской области". Должности государственной гражданской службы Управления и аппарата мировых судей включены в реестр должностей государственной гражданской службы Тюменской области (Закон Тюменской области от 23.09.2005 N 395 "О реестре должностей государственной гражданской службы Тюменской области").
Размер должностных окладов служащих, не отнесенных к должностям государственной гражданской службы, и рабочих Управления определяется в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 24.04.2006 N 344-рп "О должностных окладах и условиях оплаты труда служащих исполнительных органов власти Тюменской области, занимающих должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы, и рабочих, занятых в исполнительных органах власти Тюменской области".
Изменения штатной численности Управления (включая аппарат мировых судей) осуществляются на основании дополнительных соглашений к Соглашению N 27, заключаемых Правительством Тюменской области с Управлением Судебного департамента в Тюменской области.
В структуру Управления входят руководство, отделы Управления и аппарат мировых судей, которые обеспечивают работу мировых судей. Мировые судьи осуществляют свою работу в пределах судебных районов на судебных участках. Штатная численность Управления на текущий момент составляет 426 единиц, в том числе 357 государственных гражданских служащих Тюменской области и 69 единиц обслуживающего персонала. В целях осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Управления утверждено Положение о контрактной службы Управления (далее - Положение). В соответствии с Положением контрактная служба создана без образования отдельного структурного подразделения. Персональный состав контрактной службы имеет дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, что свидетельствует о соблюдении принципа профессионализма заказчика в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 44-ФЗ.
2.2. В части мероприятий информационного характера - требования к техническим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами, на которых размещается информация о деятельности мировых судей (сайт www.tyum.mirsudrf.ru), устанавливаются Управлением Судебного департамента в Тюменской области по согласованию с Департаментом информатизации Тюменской области согласно Соглашению N 27.
Управление включено в систему межведомственного информационного взаимодействия Тюменской области, уполномоченным органом по созданию, внедрению и развитию которой в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 15.02.2011 N 110-рп является Департамент информатизации Тюменской области. Управлением заключено соглашение от 18.10.2016 N 16 об организации информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Тюменской области с государственным казенным учреждением Тюменской области "Центр информационных технологий Тюменской области" (подведомственное учреждение Департамента информатизации Тюменской области).
Создание и обслуживание системы электронного архива мировой юстиции в Тюменской области осуществляется в рамках государственной программы Тюменской области по развитию информатизации (Электронная Тюменская область), ответственным исполнителем (государственным заказчиком) которой является Департамент информатизации Тюменской области.
2.3. Обеспечение Управления и аппарата мировых судей Тюменской области служебными помещениями осуществляется за счет передачи Управлению объектов областной собственности, составляющих казну Тюменской области, в безвозмездное пользование на основании соответствующих договоров, заключенных с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области (Департаментом имущественных отношений Тюменской области) в соответствии с Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 307 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области".
2.4. Взаимодействие Управления с Управлением Судебного департамента в Тюменской области регулируются Порядком взаимодействия по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области от 28.03.2013 и Порядком взаимодействия по организации ведения статистики на судебных участках мировых судей от 28.03.2013.
3. На территории Тюменской области по состоянию на текущую дату находятся 24 судебных района и 67 судебных участков (с 2000 года 60 судебных участков, с 01.01.2015 - 67 судебных участков). С момента принятия Закона Тюменской области от 06.05.2000 N 179 "О мировых судьях в Тюменской области" (далее - Закон N 179) количество судебных участков на территории юга Тюменской области увеличилось на 10%.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 179 в муниципальных образованиях, имеющих на своей территории более одного судебного участка, может быть создана единая канцелярия мировых судей при условии размещения их в одном здании.
Отделы делопроизводства (единые канцелярии) созданы в структуре аппарата судебных участков мировых судей Центрального (8 судебных участков), Ленинского (13 судебных участков) и Калининского (8 судебных участков) судебных районов города Тюмени, судебных участков Ишимского судебного района города Ишима (3 судебных участка) и судебных участков Тобольского судебного района города Тобольска (5 судебных участков) - всего на 37 судебных участках (55% от общего числа).
Организация ведения судебной статистики на судебных участках мировых судей осуществляется в соответствии с утвержденным порядком взаимодействия Управления Судебного департамента в Тюменской области с Управлением.
В соответствии с указанным порядком к ведению Управления относится ряд вопросов, в частности:
- организация первичного учета статистических данных о работе мировых судей на судебных участках;
- сбор, обработка, свод статистической информации о работе мировых судей по запросам Судебного департамента и направление ее в Управление Судебного департамента в Тюменской области в установленные сроки;
- сбор, обработка и составление сводных статистических отчетов о работе мировых судей по утвержденным Судебным департаментом формам и предоставление их в Управление Судебного департамента в Тюменской области в установленные сроки;
- контроль и анализ полноты, своевременности и достоверности предоставления статистических отчетов;
- другие вопросы.
Утвержденная статистическая отчетность о деятельности мировых судей предоставляется в Управление по каждому судебному участку на электронном носителе и бумажном бланке.
Управление размещает на официальном сайте сведения о нагрузке мировых судей по рассмотрению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, материалов уголовно-процессуального производства, материалов в порядке исполнения судебных решений (форма 102).
Общая служебная нагрузка мировых судей Тюменской области (в расчете на 1 судью в месяц) выросла более чем в 3 раза с 171 ед. в 2011 году до 494 ед. в 2018 году (в основном за счет увеличения нагрузки по гражданским делам с 83,4 ед. за 2011 год до 408,6 ед. в 2018 году, то есть более чем в 4,9 раза).
4. В соответствии со статьей 13 Закона N 179 материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей включает в себя:
1) предоставление служебного помещения, его содержание и ремонт;
2) предоставление компьютерной, множительной и иной необходимой техники, а также средств связи;
3) предоставление канцелярских принадлежностей и расходных материалов;
4) организацию транспортного обслуживания;
5) прочие меры материально-технического обеспечения, в том числе выделение средств на подготовку и проведение семинаров, научно-практических конференций, съездов, конгрессов, совещаний;
6) социальные выплаты работникам аппарата мировых судей, а также обеспечение служебными жилыми помещениями работников аппарата мировых судей;
7) дополнительное профессиональное образование мировых судей;
8) оплату командировочных расходов мировых судей;
9) возмещение расходов, связанных с вызовом свидетелей, назначением экспертов, привлечением специалистов и другими действиями, подлежащими оплате, если они осуществляются по инициативе мирового судьи в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Основную долю расходов Управления составляют непрограммные расходы. Программную часть расходов Управления составляли расходы в рамках реализации государственной программы Тюменской области по развитию информатизации (Электронная Тюменская область). Наибольшие объемы бюджетных назначений для Управления в рамках указанной программы имели место в 2012 и 2013 годах (19 651,866 тыс. рублей и 23 200,000 тыс. рублей соответственно), что непосредственно связано с внедрением программно-аппаратного комплекса "Система электронного архива мировой юстиции" (СЭАМЮ) (приобретение оборудования). На 2019 год в рамках программы Тюменской области по развитию информатизации (Электронная Тюменская область) объем бюджетных назначений для Управления по указанной программе составляет 3 000 000 тыс. рублей (техническая поддержка программно-аппаратного комплекса).
Структура расходов Управления на 2019 год характеризуется следующими показателями:
- расходы Управления на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составляют 77% от общей суммы расходов;
- расходы Управления на оплату работ и услуг, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов составляют 23% от общей суммы расходов.
4.1. По состоянию на 26.04.2019 для размещения судебных участков мировых судей Тюменской области в пользовании Управления находятся нежилые помещения общей площадью 12 798,12 кв. м, из них по договорам аренды 859,4 кв. м (6,7%), в безвозмездном пользовании - 11 938,72 кв. м (93,3%).
Большая часть помещений, используемых для размещения судебных участков мировых судей и Управления, является собственностью Тюменской области - 8 384,28 кв. м (65,5%), в федеральной собственности находятся помещения площадью 343,2 кв. м (2,7%), в муниципальной собственности находятся помещения площадью 3 184,94 кв. м (24,9%), в частной собственности - 885,7 кв. м (6,9%).
Служебные помещения судебных участков мировых судей обеспечены системами водоснабжения, водоотведения, отопления, энергоснабжения, электросвязи на основе контрактов (договоров), заключенных Управлением и оплачиваемых за счет средств областного бюджета.
4.2. На текущий момент на 67 судебных участков мировых судей приходится 59 залов судебных заседаний. Залами судебных заседаний не обеспечено 8 мировых судей. С учетом размещения по одному адресу данные участки мировых судей используют один зал на два судебных участка.
Такое положение дел не повлияло на доступность для граждан правосудия, принимая во внимание то, что около 90% всех гражданских дел, рассматриваемых мировыми судьями, составляют судебные приказы, вынесение которых осуществляется без вызова сторон и судебного заседания, в этом случае зал судебного заседания не требуется.
Судебные участки юга области, с расположением в одном здании одного судебного участка, обеспечены залами судебных заседаний в полном объеме.
4.3. Все 67 судебных участков имеют архивные помещения. В соответствии с установленными нормативами рекомендуемая площадь архивного помещения составляет от 9 до 12 кв. м на одного судью. Из 67 судебных участков мировых судей Тюменской области площадь архивных помещений 17 судебных участков (25,3%) не соответствует указанному нормативу. В связи с ежегодным увеличением количества дел, поступающих на хранение в архивы судебных участков, не на всех судебных участках имеются достаточные площади архивных помещений.
При этом следует отметить, что Управление осуществляет активное взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Тюменской области и органами местного самоуправления по вопросу обеспечения судебных участков мировых судей Тюменской области архивными помещениями.
Так, в 2018 году организованы дополнительные площади архивных помещений для судебных участков города Ишима и Казанского района.
Дополнительно к имеющимся площадям архивных помещений судебных участков Ленинского района организован архив площадью 116,7 кв. м по адресу: ул. Энергетиков, 98.
В целях разгрузки архивных помещений судебных участков Калининского и Центрального районов города Тюмени, организован объединенный архив по адресу: ул. Локомотивная, 116/1 площадью 255,5 кв. м.
4.4. В целях обеспечения доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения все помещения судебных участков оборудованы стационарными, мобильными пандусами и кнопками вызова специалиста.
Ежегодно планово, с учетом объема выделенных средств, на судебных участках проводится текущий ремонт служебных помещений и систем обеспечения безопасности. На 2019 год Управлением запланирован текущий ремонт на следующих объектах:
- по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов Труда (судебные участки N 5 ,6, 7, 8 Центрального судебного района г. Тюмени);
- по адресу: г. Тюмень, ул. Льва Толстого, 35 (судебные участки N 1, 2 Калининского судебного района г. Тюмени);
- по адресу: г. Тобольск, 6 мкр., д. 120б (судебные участки N 1, 2 г. Тобольска и судебный участок N 1 Тобольского района).
4.5. Судебные участки мировых судей в полном объеме обеспечены услугами связи, почтовыми услугами, мебелью, канцелярскими и хозяйственными товарами и прочими предметами снабжения и расходными материалами.
С учетом окончания строительно-монтажных работ на объекте: "Реконструкция зданий и строений, расположенных по адресу: г. Заводоуковск, ул. Васильковая, д. 6" в текущем году планируется введение данного объекта в эксплуатацию и последующее размещение в нем судебных участков N 1, 2 мировых судей Заводоуковского района.
Бюджетом Тюменской области на 2019 - 2020 годы также предусмотрено финансирование строительно-монтажных работ по объекту "Строительство административного здания в селе Уват" для размещения судебного участка мирового судьи и Уватского районного суда.
4.6. Одним из важных вопросов организации деятельности судебных участков является обеспечение безопасности мировых судей и их аппарата.
Охрана помещений судебных участков мировых судей в дневное время осуществляется судебными приставами по охране установленного порядка деятельности судов. Пропускной режим осуществляется с использованием ручных и стационарных металлообнаружителей. В ночное время помещения охраняются подразделениями ФГУП "Охрана" Росгвардии с помощью пульта центрального наблюдения.
В соответствии с нормами и правилами безопасности все помещения судебных участков обеспечены охранно-пожарной и тревожной сигнализацией, системами видеонаблюдения, за исключением судебного участка N 1 Сорокинского судебного района, который не оборудован видеонаблюдением. Все помещения архивов судебных участков оснащены системами пожаротушения.
Совместно с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области проводятся проверки условий размещения мировых судей, фактической оснащенности и укрепленности всех помещений судебных участков, по результатам которых составлены акты обследования.
4.7. Внедрение в деятельность мировых судей современных информационных технологий является одним из основных мероприятий, направленных на обеспечение открытости и прозрачности правосудия, оптимизацию сроков рассмотрения дел, исключение случаев утраты документации, повышение качества и эффективности работы аппарата мировых судей, а также на создание условий для удобного и быстрого доступа к информации. Решение данной задачи нормативно обосновано федеральным законом от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Обеспечен доступ к информации о деятельности мировых судей Тюменской области в сети Интернет на интернет-портале мировой юстиции, созданы 67 сайтов мировых судей. На сайтах размещены судебные акты, информация о режиме работы мировых судей, об условиях и порядке получения информации о деятельности мировых судей области, а также электронные адреса сайтов мировых судей в сети Интернет.
Для мировых судей и работников аппарата в полном объеме обеспечена возможность выхода в Интернет, настроена и работает электронная почта, что позволяет оперативно передавать документы, формы статистической отчетности, другую информацию и дает техническую возможность размещения сведений о рассмотрении мировыми судьями дел в сети общего пользования Интернет в соответствии с федеральным законодательством.
В каждом судебном участке введено в работу специализированное программное обеспечение - программный модуль "АМИРС" (модуль "АМИРС") подсистемы "Судебное делопроизводство и статистика" государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие". Все автоматизированные рабочие места на судебных участках включены в единую информационную систему ГАС "Правосудие". Судебные участки мировых судей Тюменской области имеют доступ к справочно-правовой системе "КонсультантПлюс" (на каждом из адресов размещения судебных участков имеется еженедельно обновляемая информационно-справочная база с возможностью до 50 одновременных подключений).
Каждый участок имеет доступ к системе CMC-уведомлений при извещении граждан о дате и времени назначения судебного заседания.
Кроме того, в работе судебных участков мировых судей Тюменской области используется программный комплекс "Приказное производство", позволяющий автоматизировать процесс регистрации заявлений о выдаче судебного приказа, создания учетно-регистрационной карточки, проекта судебного приказа и сопроводительной документации. Сотрудники судебных участков работают в единой базе ПК "Приказное производство", размещенной на серверном оборудовании Управления.
4.8. Все судебные участки мировых судей Тюменской области оснащены сканером или МФУ с функцией сканирования. На всех судебных участках мировых судей смонтированы локальные вычислительные сети. В зданиях, в которых располагаются 2 и более судебных участка мировых судей, установлено 13 серверов.
Мировые судьи и работники аппарата в полном объеме обеспечены компьютерной и копировально-множительной техникой. Ежегодно осуществляется их техническое обслуживание и модернизация. В 2018 году приобретено для обновления оргтехники на судебных участках: 55 единиц моноблоков, 55 единиц МФУ, 4 единицы ИБП, 22 струйных принтера. В 1-м квартале 2019 года приобретено 44 единицы моноблоков и 45 единиц МФУ.
4.9. В целях обеспечения открытости и прозрачности правосудия залы судебных заседаний оборудованы системами аудио-, видеофиксации судебных заседаний, на сегодня все имеющиеся залы заседаний оборудованы данными системами. На 2019 год запланировано приобретение дополнительно пяти систем мобильных систем фиксации судебных заседаний.
В 2018 году с использованием систем технической фиксации мировыми судьями проведено более 11 тысяч судебных заседаний.
4.10. В соответствии с поручением Президента РФ N Пр-3645 от 19.12.2010 по вопросу перевода судебных архивов в электронный вид и создания Единой системы электронных архивов судебных органов за счет средств областного бюджета внедрена и функционирует система электронного архива судебных документов мировых судей. Сканирование документов для электронного архива мировой юстиции осуществляется на всех судебных участках мировых судей. В настоящее время в системе электронного архива зарегистрировано более 300 пользователей и помещено свыше 720 тысяч дел.
Создание и обслуживание системы электронного архива осуществляется в рамках государственной программы Тюменской области по развитию информатизации (Электронная Тюменская область), ответственным исполнителем которой является Департамент информатизации Тюменской области.
5. Наряду с обязательствами, определенными требованиями законодательства Российской Федерации, за счет средств областного бюджета проводятся научно-практические конференции мировых судей с участием федеральных судей и судейского сообщества области и федерального округа.
Управлением было обеспечено проведение 3 тематических конференций:
- в 2013 году - "Актуальные вопросы специфики подхода по организационному обеспечению и внедрению передовых информационных технологий в деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации" (количество участников - 150);
- в 2014 году - "Развитие мировой юстиции в современных условиях: проблемы и перспективы" (количество участников - 250);
- в 2016 году - "Проблемы совершенствования и факторы, влияющие на эффективность исполнения решений мировых судей, и пути их решения" (количество участников - 250).
В июне 2019 года намечено проведение научно-практической конференции мировых судей Тюменской области с участием судей федеральных судов общей юрисдикции области, Уральского федерального округа, мировых судей, представителей научной общественности, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти области на тему: "Усовершенствование и внедрение информационных технологий".
6. В полной мере реализуются полномочия по организации повышения квалификации действующих мировых судей и переподготовке вновь назначенных мировых судей.
Ежегодно на базе учебно-методического центра в городе Тюмени вновь назначенные мировые судьи проходят переподготовке в объеме не менее 504 часов и курсы повышения квалификации в объеме не менее 72 часов. Также на базе данного центра ежегодно проводятся занятия по повышению квалификации работников аппарата мировых судей в объеме не менее 40 часов обучения с отрывом от производства. В 2018 году повышение квалификации прошли две группы (по 20 человек каждая) секретарей судебного заседания и специалисты 1-й, 2-й категории, а также 15 помощников мировых судей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.