Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
областной Думы
от 20.06.2019 N 2118
Доклад
о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей в Тюменской области за 2018 год (представлен в областную Думу Уполномоченным по правам ребенка в Тюменской области 20.05.2019)
2018 год стал первым годом Десятилетия детства. Годом не только новых вызовов, но и новых возможностей.
В конце года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации", значительно расширяющий полномочия детских омбудсменов, но в то же время налагающий на институт уполномоченных еще большую ответственность.
Перед нами сейчас множество задач по основным направлениям. Во-первых, совершенствование работы всего института уполномоченных по правам ребенка на этом новом для него этапе после принятия закона, и тут целый спектр задач: предстоит выстроить и коммуникации на новом уровне, и отработать новые инструменты работы, чтобы в полной мере использовать новые ресурсы для решения вопросов в сфере детства.
Во-вторых, завершение начатого: это вопросы воспитания, безопасности детей в общеобразовательных учреждениях и Интернете, совершенствование системы оказания паллиативной помощи, обеспечения лекарственными препаратами детей с орфанными заболеваниями, совершенствование мер поддержки семей с детьми, детей-сирот и многие другие.
В-третьих, запуск новых проектов, ориентированных на приоритетные задачи, которые стояли в сфере детства.
Неизменно высоким остается внимание к работе с личными обращениями, с каждым годом их становится все больше. За прошлый год - более 50 тысяч, в 5 раз выросло число обращений через социальные сети.
И, конечно, продолжим уже зарекомендовавшие себя проекты, которые мы реализуем с партнерами из различных ведомств, представителями общественных организаций и движений - "Письмо солдату", "Вектор детства - 2019", "Безопасность детства" и другие.
Безусловно, в нашей работе проблем еще немало, как и задач, которые стоят в сфере детской политики. Но сейчас у нас есть больше инструментов для того, чтобы их решать успешно и наиболее эффективно.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка |
А.Ю. Кузнецова |
В настоящее время в нашей стране активно идет процесс реализации государственной политики, ориентированной на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета "родительства" в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.
Так, Правительством Российской Федерации в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации о "Десятилетии детства" 6 июля 2018 года принято распоряжение N 1375-р, которым утвержден план основных мероприятий по реализации этого указа. В числе основных мероприятия, направленные на повышение благосостояния семей с детьми. Так, 19 ноября 2018 года Указом Президента Российской Федерации сформирован Совет при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, принят закон "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации". В Тюменской области принят план мероприятий на 2018 - 2020 годы, реализуемый в рамках Десятилетия детства.
В Тюменской области в 2018 году в целях реализации семейной политики, обеспечения исполнения Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства продолжилась реализация законодательных и управленческих мер по улучшению положения несовершеннолетних и семей с детьми. Эти меры были направлены на улучшение социально-экономического положения данной категории семей, повышение доступности образования и качества медицинской помощи детям, уменьшение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся в учреждениях государственного воспитания, увеличение числа устроенных в семьи детей, количества многодетных семей и снижение числа детей и семей, оказавшихся в социально опасном положении.
Выражаю признательность Губернатору Тюменской области, Тюменской областной Думе, Правительству Тюменской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области, прокуратуре Тюменской области, Управлению Министерства внутренних дел России по Тюменской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, Следственному управлению Следственного комитета России по Тюменской области, Государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования, общественным организациям, средствам массовой информации, неравнодушным гражданам за большую результативную работу в деле защиты прав и интересов детей.
Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области |
А.Э. Степанов |
Введение
В 2019 году исполняется 10 лет со дня учреждения в Тюменской области института Уполномоченного по правам ребенка (далее - Уполномоченный), в информации представлены достижения и предложения в сфере защиты детства, направленные на улучшение положения детей в Тюменской области, в Российской Федерации.
Одной из основных особенностей становления института Уполномоченного являлся тот факт, что он был создан по инициативе органов государственной власти региона, которые впоследствии оказывали ему всестороннюю поддержку.
Кроме того, в Тюменской области вопросы проблем несовершеннолетних, защиты их прав были под пристальным вниманием региональной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области, которой удалось выстроить четкий алгоритм взаимодействия всех ведомств системы профилактики на всех уровнях.
В 2009 году Правительством Тюменской области были утверждены пять межведомственных программ в интересах детей.
В этих благоприятных условиях важно было так выстроить работу Уполномоченного, чтобы новый институт, являясь гарантом обеспечения прав детей в регионе, способствовал улучшению их положения, в том числе путем выявления проблемных моментов, их причин, принятия мер по их устранению.
Как показала практика, большей частью проблемы в вопросах соблюдения прав детей были обусловлены несовершенством федерального законодательства:
- неисполнение алиментных обязательств со стороны родителей;
- ответственность родителей, находящихся в разводе, за факты психологического насилия по отношению к ребенку в ходе межличностных родительских конфликтов;
- меры ответственности лиц, виновных в дорожно-транспортных происшествиях;
- обеспечение прав детей, подвергшихся насилию, в ходе процессуальных действий и т.д.
Именно в процессе решения данных проблемных вопросов в регионе были разработаны и внедрены новые технологии профилактики разводов, дальнейшее развитие получили службы медиации, на базе учреждений социального обслуживания населения открыты кабинеты для социально-психологической диагностики, психоэмоциональной коррекции детей, подвергшихся преступным посягательствам, позволяющие в том числе проводить следственными органами действия с меньшим психологическими рисками для ребенка, сократив количество опросов потерпевших детей и т.д. Предложения по совершенствованию законодательства были направлены через Тюменскую областную Думу в Государственную Думу ФС РФ, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка, Министерства РФ. Часть из них нашла отражение в новых федеральных законодательных актах.
Распоряжением Губернатора Тюменской области 1 декабря 2009 года была назначена на должность Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области Калюжная Галина Дмитриевна. Благодаря её деятельности были приняты системные меры на региональном и федеральном уровне, направленные на профилактику преступлений, совершённых несовершеннолетними, по развитию института Уполномоченного, меры по предупреждению жестокого обращения и насилия в отношении детей, по оказанию своевременной помощи потерпевшим несовершеннолетним, снижению количества ДТП с пострадавшими детьми, в сфере информационной безопасности детей, профилактики расторжения браков, обеспечению права детей на содержание, усилению мер ответственности к родителям, не выплачивающим алименты и др. По её инициативе проводились круглые столы, дискуссионные площадки, обучающие семинары. Предложения по совершенствованию действующего законодательства РФ в интересах детей реализуются по настоящее время.
На основании распоряжения Губернатора Тюменской области от 30.09.2015 N 33-рл и Закона Тюменской области от 07.05.1998 N 24 "О защите прав ребенка" назначен на должность Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области Андрей Эдуардович Степанов, который продолжил работу по улучшению положения детей в Тюменской области в пределах своей компетенции.
Несмотря на принимаемые государством меры, проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту.
В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства 1 января 2018 года, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" 2018 - 2027 годы объявлены в Российской Федерации Десятилетием детства. В состав руководителей рабочих групп по разработке регионального плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, вошел Уполномоченный.
В Совет по реализации в Тюменской области мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, и регионального плана мероприятий по реализации Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года входит Уполномоченный. Основные направления: совершенствование медицинской помощи детям; формирование здорового образа жизни; повышение доступности качественного образования; культурное и физическое развитие детей; детский отдых и детский туризм; информационная безопасность детей и защита прав детей и их законных интересов; обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.
Планируется создание дополнительных мест в дошкольных учреждениях Тюменской области для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в рамках достижения показателей национального проекта "Демография".
В Тюменской области используется технология "социального контракта" при предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям с детьми. Данная технология применяется при предоставлении адресной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты в целях содействия в самостоятельном повышении среднедушевого дохода путем развития и реализации трудового потенциала семьи. Как правило, помощь предоставляется на создание и (или) развитие личного подсобного хозяйства.
В 2016 - 2018 годах адресную социальную помощь на основе социального контракта за счёт средств областного бюджета получили 900 семей с детьми. Также социальный контракт применяется при предоставлении материальной помощи за счёт средств областного бюджета малообеспеченным семьям по критериям нуждаемости, связанным с жизнеобеспечением семей (недостаточность средств для приобретения топлива, одежды, обуви, продуктов питания, средств гигиены, для оплаты рекомендованных медицинских услуг, которые не предоставляются на бесплатной основе, и др.). В 2016 - 2018 годах социальный контракт при получении материальной помощи по критериям нуждаемости заключили более 4 000 семей с детьми.
В соответствии с рекомендацией Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей использование в Тюменской области "социального контракта" как эффективного механизма государственной поддержки малообеспеченных семей с детьми будет продолжено. Средства для предоставления адресной социальной помощи и материальной помощи на основе социального контракта в соответствии с законодательством Тюменской области предусмотрены областным бюджетом.
В докладе обозначены отдельные вопросы, связанные с нарушением прав несовершеннолетних в основных сферах их жизнедеятельности и находившиеся в зоне особого внимания Уполномоченного. Прежде всего, это вопросы насилия и жестокого обращения с детьми, социального сиротства, проблемы, связанные с образованием детей, медицинской помощью, социальной защитой несовершеннолетних, оказания медицинской помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения безопасности детей на дороге, открытых водоёмах, при угрозе пожара.
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного в 2018 году подготовлен в соответствии со статьей 31.1 Закона Тюменской области от 07.05.1998 N 24 "О защите прав ребенка".
Он основан на анализе:
поступивших в 2018 году к Уполномоченному обращений;
устных обращений граждан в ходе личного приёма;
материалов, собранных по итогам посещений учреждений для детей;
проверочных мероприятий;
результатов работы форумов, конференций, круглых столов, межведомственных рабочих групп;
соглашений о взаимодействии, заключенных с правоохранительными органами.
В ежегодном докладе Уполномоченного изложены факты, оценки, выводы и предложения, основанные на анализе состояния обеспечения прав и законных интересов ребенка в Тюменской области.
1. Анализ работы Уполномоченного в 2018 году
В 2018 году в адрес Уполномоченного поступило 1 014 обращений (2017 г. - 839, 2016 г. - 788). Письменных обращений - 560 (2017 г. - 459, 2016 г. - 499). В ходе личного приема к Уполномоченному обратились 254 человека (2017 г. - 230 чел., 2016 г. - 143 чел.). В 2018 году на телефон "горячей линии" обратилось 200 заявителей (2017 г. - 150, 2016 г. - 146).
Тематика обращений (в ходе личного приёма граждан и письменных обращений) отражена на слайде:
Наблюдается незначительная тенденция к снижению количества обращений по защите жилищных прав детей.
Благодаря содействию Уполномоченного было отменено полностью в Тюменском областном суде решение Калининского районного суда по г. Тюмени от 07.05.2018 N 2-1649/2018, по результатам рассмотрения заключения Уполномоченного Ленинский районный суд г. Тюмени в отношении несовершеннолетнего П. из г. Тюмени, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство), был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 107 УК РФ (убийство, совершённое в состоянии аффекта), так как государственный обвинитель после рассмотрения заключения отказался поддержать обвинение П. по ч. 1 ст. 105 УК РФ и квалифицировал его действия по ч. 1 ст. 107 УК РФ как убийство, совершённое в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным и аморальным поведением потерпевшего (отца ребенка). Благодаря совместной работе службы с адвокатом некоммерческой организации межтерриториальной коллегии адвокатов "Константа" Плоховой М.Ю. несовершеннолетнему было назначено наказание в виде исправительных работ на срок 9 месяцев с удержанием 5% от заработной платы в доход государства. Мера пресечения, избранная в отношении него, в виде заключения под стражу была изменена, он освобождён из-под стражи в зале суда.
По запросу Уполномоченного прокуратура Тюменской области подала исковое заявление по вновь открывшимся обстоятельствам для восстановления жилищных прав М. (по заключению, подготовленному Уполномоченным).
По запросу Уполномоченного в адрес Управления Минюста по Тюменской области были привлечены два адвоката к дисциплинарной ответственности за отказы в предоставлении бесплатной юридической помощи 2 гражданам.
По результатам запросов Уполномоченного была в полном объеме выплачена компенсация на приобретение технических средств реабилитации для 4 детей-инвалидов; оказана материальная помощь на приобретение одежды, обуви, вещей первой необходимости, а также обеспечены продуктовыми наборами 5 семей, в том числе многодетных; ребенок-сирота, находящийся под опекой, был принят на бесплатной основе в частное общеобразовательное учреждение; родителям ребенка-инвалида была возобновлена ежемесячная выплата по уходу; 9 детей получили места в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
По обращению жительницы г. Тюмени в отношении должника по алиментам совместно с УФССП России по Тюменской области 14.12.2018 была взыскана 231 500 рублей по исполнительным производствам от 04.05.2018, 20.06.2018.
По анонимным обращениям граждан на телефон "горячей линии" службы Уполномоченного УМВД России по Тюменской области был выявлен наркопритон, граждане неоднократно обращались в адрес участкового полиции, но надлежащих мер не принималось, подтверждены факты попрошайничества детей в Центральном и Ленинском АО г. Тюмени, приняты меры административной ответственности в отношении 6 родителей.
По обращению многодетной семьи из Нижнетавдинского района по телефону "горячей линии" было оказано содействие в подключении жилья семьи к электроэнергии, оказано содействие в подготовке заявления о реструктуризации задолженности.
По обращению семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, из г. Ишима оказано содействие в установке откидного пандуса с креплением к стене.
В 2018 году с участием Уполномоченного были проведены следующие мероприятия:
1) мероприятия, приуроченные к Всероссийскому дню правовой помощи детям, проводятся Уполномоченным системно в течение всего года в соответствии с Перечнем мероприятий по проведению открытых уроков по правовому просвещению учащихся общеобразовательных учреждений Тюменской области на 2018 - 2019 гг., проводятся совместно с прокуратурой Тюменской области, Тюменским областным судом, ТРО ООО "Ассоциация юристов России", УМВД России по г. Тюмени, Департаментом образования и науки Тюменской области, ИГиП ТюмГУ. Только за 3-й и 4-й кварталы 2018 года проведено более 20 выездных мероприятий: в Заводоуковский, Нижнетавдинский, Исетский районы, школы городов Тюмени, Ишима, Ялуторовска, Тобольска, Сладковского, Казанского района и др.
Единый открытый урок права в рамках празднования Всемирного дня ребенка прошёл 20 ноября в городах и районах Тюменской области в режиме видео-конференц-связи, в 2018 году технические возможности позволили принять в нём участие более 4,5 тыс. школьников Тюменской области в 90 студиях, где помимо преподавателей находились работники прокуратуры. Уполномоченный принял участие в 27 выездных мероприятиях за 1-й, 2-й кварталы 2018 года в рамках правового просвещения;
2) Уполномоченный является председателем оргкомитета ежегодного регионального детского литературно-художественного конкурса "Азбука Тюмени".
3) участие в мероприятиях, проводимых отцами - участниками проекта "Отцовский meet-up": закладка Аллеи отцов, автопробег акции #ДОМАЖДУТ, отцовский патруль;
4) Всероссийский социальный проект "Повод для обгона?!";
5) 15 июня по инициативе Уполномоченного в Тюменской воспитательной колонии УФСИН России по Тюменской области обсудили результаты реализации мероприятий по реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних, освобождающихся из исправительных учреждений юга Тюменской области. В мероприятии приняли участие уполномоченные по правам ребенка в Свердловской области - Игорь Мороков, Курганской области - Алена Лопатина, ХМАО - Югре - Татьяна Моховикова, старший помощник прокурора Тюменской области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Анна Петрова, специалисты комиссии по делам несовершеннолетних Наталья Южакова и Светлана Блинова, начальник управления по вопросам семьи и детства Департамента социального развития Тюменской области, директор центра социальной реабилитации г. Тобольска Татьяна Лавина, а также врио заместителя начальника УФСИН России по Тюменской области Анатолий Кротких, помощник начальника УФСИН России по Тюменской области по соблюдению прав человека Виктор Могилевич, начальник Тюменской воспитательной колонии Евгений Опарин и сотрудники учреждения;
6) на постоянной основе осуществляется сотрудничество и участие Уполномоченного в мероприятиях, проводимых региональным отделением Российского движения школьников;
7) в целях обеспечения максимальной гарантии государственной защиты, соблюдения и уважения прав и законных интересов несовершеннолетних в Тюменской области Уполномоченный в течение всего года на постоянной основе принимал участие в работе следующих коллегиальных совещательных органов региона:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области (заместитель председателя);
- межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления населения и занятости несовершеннолетних в Тюменской области;
- координационного совета по патриотическому воспитанию граждан Тюменской области;
- Совете при Губернаторе Тюменской области по делам инвалидов;
- Совете при Тюменской областной Думе по повышению правовой грамотности населения Тюменской области;
- межведомственном Совете по дополнительному образованию в Тюменской области;
- Совете по вопросам добровольчества (волонтерства) Тюменской области;
8) Уполномоченный принимал активное участие в проектах, реализующихся в рамках федеральной программы Десятилетия детства:
- составление регионального плана мероприятий в составе рабочей группы;
- запуск социального навигатора - телефона "117". Социальный навигатор планируется создать в ряде регионов в пилотном режиме по опыту создания системы вызова экстренных служб "112";
- Тюменская область вошла в число восьми пилотных регионов проекта "Наставничество". Программа призвана помочь воспитанникам детских домов и социальных учреждений развить свои способности, социализироваться, выбрать профессию. "Наставничество" реализуется в восьми субъектах Российской Федерации: Республике Карелия, Ставропольском крае, Приморском крае, Калужской, Ульяновской, Волгоградской, Кемеровской и Тюменской областях. Проект в регионе реализован успешно;
- участие в федеральном проекте "Вектор "Детство - 2018", запущенный по инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой. По результатам тюменская социальная служба экстренного реагирования "Ребенок и семья" стала победителем этого конкурса.
Мероприятия, проводимые с участием Уполномоченного, регулярно освещались в СМИ.
В течение 2018 года жалоб на действия Уполномоченного, специалистов службы не поступали, нарушения действующего законодательства отсутствуют.
Информация о взаимодействии Уполномоченного с УОД УУПиПДН УМВД России по Тюменской области за 2018 год
В 2018 году Уполномоченный продолжил активное сотрудничество с УОД УУПиПДН УМВД России по Тюменской области (далее - ПДН) в рамках соглашения о взаимодействии по вопросам защиты прав и интересов ребенка между УМВД России по Тюменской области и Уполномоченным по правам ребенка в Тюменской области, подписанного 26.12.2011.
Взаимодействие ведется по следующим основным направлениям:
- на постоянной основе представляется в адрес Уполномоченного информация о совершённых в отношении несовершеннолетних преступлениях и преступлениях, совершенных несовершеннолетними, о случаях детского травматизма, смерти (в период 2018 года таких информаций было получено 110);
- заместитель начальника ПДН входит в утвержденный постоянный состав рабочей группы при Уполномоченном по проведению всестороннего анализа практики изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью, созданной в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 01.01.2017 N Пр-21 (заседания рабочей группы проводятся ежеквартально);
- оказывается содействие при проведении проверок по жалобам о нарушении прав и свобод ребенка, поступивших в адрес Уполномоченного. За 2018 год в адрес ПДН Уполномоченным било направлено запросов о проверке сведений о неблагополучии несовершеннолетних (в 2018 году проверено более 25 информаций, поступивших от граждан);
- осуществляется взаимодействие в части проверки поступающей информации о несоблюдении развлекательными заведениями Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
За 2018 год были проверены и по итогу обеспечено соблюдение возрастных ограничений на более чем 10 мероприятиях;
- в 2018 году был осуществлен совместный выезд в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Тюменской области с целью проведения обследования комфортного пребывания детей, получения ими полноценного образования, был проведен личный приём. Во время осмотра нарушений и замечаний не выявлено, в ходе личного приёма жалоб не поступило;
- Уполномоченным с участием ПДН и совместно с представителями органов системы профилактики Тюменской области в 2018 году были проведены 4 рабочие встречи по рассмотрению частных обращений граждан, вызывающих опасение, по вопросам надлежащего исполнения родителями своих обязанностей. По результатам все материалы были направлены в соответствующие комиссии по делам несовершеннолетних в целях привлечения родителей к административной ответственности по ст. 3.35 КоАП РФ.
Информация о взаимодействии Уполномоченного с органами прокуратуры Тюменской области
Соглашение прокуратуры Тюменской области и Уполномоченного о взаимодействии в вопросах защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов несовершеннолетних заключено на неопределённый срок 01.06.2012.
Осуществляется обмен информацией, проводятся совместные приёмы граждан, проверки и выездные мероприятия, сбор и анализ информации о причинах роста преступлений, совершенных несовершеннолетними, и в отношении несовершеннолетних, участие в правовом просвещении детей, информационной безопасности детей в Тюменской области и т.д.
Учитывая задачи, направленные на исполнение поручения Президента РФ от 01 января 2017 года N Пр-21, поставленные перед рабочей группой при Уполномоченном, продолжается осуществление мониторинга случаев принудительного разлучения детей с семьёй; анализ деятельности органов, уполномоченных на осуществление мероприятий по изъятию детей из семей, на правомерность действий и др., в состав рабочей группы при Уполномоченном по правам ребенка входит представитель прокуратуры Тюменской области. Таким образом, обеспечивается законность, всестороннее проведение проверки по каждому обращению.
Благодаря совместной работе с прокуратурой Тюменской области были обеспечены права детей ВИЧ-инфицированных, родители которых уклонялись от их лечения и обследования, было проведено 4 заседания, в результате которых центром СПИД стали инициироваться исковые заявления, был разработан алгоритм действий.
Прокуратурой по запросам Уполномоченного направляются исковые заявления в суд. Так, например, в 2018 году было восстановлено право на жилое помещение заявительницы М. из г. Тюмени - лица из числа детей-сирот.
По обращению жительницы Л. из Сорокинского района по вопросу размещения информации в социальных сетях (ВКонтакте), так как в свободном доступе был выявлен факт размещения графического изображения, содержащего нацистскую символику, такую как нацистский символ (свастика). Благодаря совместной работе Уполномоченного с прокуратурой Тюменской области 19.07.2018 года направлено административное исковое заявление о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с URL-адресом: https://vk.com/greshkiishim4ik, запрещённой, обращение было рассмотрено и удовлетворено.
По обращению жительницы г. Тюмени К. по факту отказа в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по категории "малоимущие", по запросу Уполномоченного в прокуратуру Тюменской области прокуратурой г. Тюмени 23.04.2018 было внесено представление главе администрации г. Тюмени. Согласно положению 2.1 постановления Правительства Тюменской области N 132-п оказание адресной помощи является одним из обязательных условий в постановке на учёт. Таким образом, несмотря на наличие правовой неопределённости в применении положений Закона Тюменской области N 137, с учётом исчерпывающего перечня документов, необходимых для принятия граждан на указанный учёт, которые могут быть запрошены органом местного самоуправления, нарушаются права граждан при принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении и при подтверждении такого статуса. При этом администрацией г. Тюмени всего комплекса необходимых мер и своевременных мер по инициированию изменений правового регулирования не предпринималось, что повлекло принятие многочисленных решений об отказе в признании граждан нуждающимися (в их постановке на учёт).
Уполномоченный принимает непосредственное участие в заседаниях группы по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних при прокуратуре Тюменской области, в расширенных заседаниях коллегии при прокуратуре Тюменской области.
По результатам проведения проверки областными ведомствами системы профилактики вносятся коррективы в организацию работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации и группе "социального риска".
В Положение о банке данных в качестве основания для постановки семьи и несовершеннолетнего на учет в банк данных (путем обработки персональных данных) с целью социального сопровождения включено такое основание, как признание многодетных, неполных семей нуждающимися в социальном обслуживании и социальном сопровождении в связи с выявлением обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности, что повысило уровень ответственности специалистов ведомств за эффективность работы с такими семьями и детьми и т.д.
Информация о взаимодействии Уполномоченного с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области
Службой по обеспечению деятельности Уполномоченного и УФССП России по Тюменской области проводится совместный приём граждан.
В обеспечение реализации Соглашения между Управлением Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее - Управление) и Уполномоченным о взаимодействии по вопросам защиты прав и интересов ребенка от 05.04.2011 Управлением предоставлены данные статистической отчётности.
По данным ведомственной статистической отчетности, в Управлении за 12 месяцев 2018 года на исполнении находилось 21 514 исполнительных производств о взыскании алиментных платежей на сумму 1 218 000 тыс. руб., что на 848 (4,10%) больше, чем АППГ.
Возбуждено в отчетном периоде 13 804 исполнительных производства на сумму 726 000 тыс. руб., увеличение на 1 192 (9,45%), чем АППГ.
Окончено и прекращено в отчетном периоде 14 030 исполнительных производств, что составило 65,21% от общего количества находившихся на исполнении исполнительных производств о взыскании алиментных платежей, на сумму 582 380 тыс. руб. По сравнению с АППГ окончено и прекращено на 1 108 (8,57%) исполнительных производств больше (АППГ - 12 922).
Окончено направлением копий исполнительных документов в организации для удержания периодических платежей 11 298 исполнительных производств на сумму 282 000 тыс. руб.
Остаток исполнительных производств на конец отчетного периода составил 7 469 исполнительных производств, сумма задолженности по которым составила 493 357 тыс. руб.
По сравнению с АППГ остаток исполнительных производств на конец отчетного периода уменьшился на 265 исполнительных производств, что составило (3,4%).
Остаток суммы, подлежащей взысканию по алиментам, по сравнению с АППГ значительно снизился - на 458 319 тыс. руб., что составило 48,1%.
Вместе с тем из общего остатка исполнительных производств на конец отчетного периода 392 исполнительных производства находятся в остатке в связи с тем, что должники ведут асоциальный образ жизни, по 141 исполнительному производству должники отбывают наказание в исправительных учреждениях.
С целью исполнения решения суда в полном объеме, а равно побуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, судебными приставами исполнителями применяются к должникам меры принудительного исполнения.
Должники объявляются в розыск. Так, в 2018 году в розыске в соответствии со ст. 65 ФЗ "Об исполнительном производстве" находилось 711 должников, из них по выплате алиментов - 529.
Особое внимание уделяется работе по применению к должникам мер административной юрисдикции и мер уголовно-правового характера. Так, в 2018 году привлечен к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ 1 021 должник.
К уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ привлечено 452 должника, из них вступило 405 приговоров в законную силу. В АППГ (451 должник был привлечен и 389 приговоров вступило в законную силу).
Управление регулярно принимает участие в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области, на которых обсуждаются вопросы уклонения родителей от уплаты алиментов на детей, а также меры, принимаемые к родителям, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание детей.
Примеры взаимодействия (системной работы):
в марте 2018 года в рамках личного приема к Уполномоченному обратилась мать двух несовершеннолетних детей с просьбой оказать ей содействие в выплате ее бывшим супругом алиментов, назначенных детям судом. Согласно решению суда с 2014 года отец обязан был выплачивать на содержание детей алименты в размере 1/3 доли доходов ежемесячно, однако не исполнял решения. Уполномоченным с целью восстановления нарушенных отцом имущественных прав детей был направлен запрос в Управление, была организована рабочая встреча с заместителем руководителя службы Е.А. Лоскутовой. По итогам проведенной совместной работы должник по алиментам выплатил около 500 тыс. руб.
По результатам рассмотрения обращения бабушки - опекуна ребенка, проживающей в г. Севастополе, в пользу ребенка списаны 32 829,38 со счета должника, должница объявлена в федеральный розыск и ограничена в праве выезда за пределы РФ, заявителю направлен образец иска для признания матери ребенка безвестно отсутствующей для оформления пенсии по потере кормильца. Жительница г. Тюмени обратилась по факту неисполнения решения суда о взыскании алиментов с отца ребенка, обращено взыскание на заработную плату должника, вынесены постановления о взыскании алиментов, о временном ограничении на выезд за пределы РФ.
Анализ судебной практики, взаимодействие Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области с органами судебной власти Тюменской области
Наиболее эффективным инструментом обеспечения прав детей показала себя практика работы с 2012 года по 2018 год по направлению в судебные органы власти заключений в защиту прав детей.
В соответствии с действующим законодательством Уполномоченный не наделен самостоятельной гражданской процессуальной правоспособностью по защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей, правом обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов ребенка либо правом по собственной инициативе вступать в судебный процесс.
Однако Уполномоченный в соответствии с Указом Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка", ст. 31.1 Закона Тюменской области от 07.05.1998 N 24 "О защите прав ребенка" в случае, если в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, вправе направлять заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов.
В настоящее время в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" Уполномоченный не наделён правом направлять своё заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов. К сожалению, Федеральным законом от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" не предусмотрено участие Уполномоченного в субъектах РФ по гражданским, уголовным делам, подготовке заключений в суд, а только обращение в суд с административными исками. При этом для граждан это являлось существенной поддержкой в суде, необходимо также учитывать, что граждане остаются без какой-либо помощи, так как в Тюменской области имеются факты письменных отказов адвокатов в оказании бесплатной юридической помощи, несмотря на то что гражданами предоставляются документы, подтверждающие льготную категорию граждан, и вопросы, по которым заявители обращаются, входят в Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". По запросам Уполномоченного в адрес Управления Минюста по Тюменской области за 2018 - 2019 годы были привлечены три адвоката к дисциплинарной ответственности за отказы в предоставлении бесплатной юридической помощи 3 гражданам (при этом учитываются только письменные отказы адвокатов, при устных отказах для них никакой ответственности не наступает, что неоднократно выявлялось сотрудниками службы Уполномоченного).
Вопросы оказания квалифицированной бесплатной юридической помощи крайне актуальны, так как в современном обществе практически любой вопрос переходит в плоскость права, а отказы адвокатов льготным категориям граждан недопустимы. Кроме того, крайне важно в рамках уголовного дела, чтобы обвиняемому несовершеннолетнему бесплатную юридическую помощь оказывал один и тот же адвокат, что очень редко бывает на практике, так как адвокат может быть в другом процессе, при этом родители ребенка не всегда могут обратиться за оказанием юридической помощи на платной основе. Адвокаты также ссылаются на то, что бесплатно работать им не выгодно, так как бывают случаи, когда оплата их услуг бывает несвоевременной. Иногда бесплатная юридическая помощь осуществляется формально, например, в 2018 году был выявлен случай допроса несовершеннолетнего в ночное время до 3 часов ночи, при этом присутствующий адвокат не разъяснил родителям ребенка прав, не давал никаких рекомендаций, только присутствовал при допросе ребенка.
Таблица 1
Анализ заключений, подготовленных Уполномоченным в защиту прав детей в судебные органы Тюменской области
В защиту прав и интересов детей |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Всего: |
30 |
22 |
8 |
11 |
12 |
54 |
37 |
- по охране жизни и здоровья |
3 |
4 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
- жилищных прав |
16 |
15 |
4 |
10 |
12 |
47 |
32 |
- имущественных прав |
3 |
2 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
- о защите прав ребенка, пострадавшего в результате ДТП |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
- отмены ограничения родительских прав |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- об изменении места жительства ребенка (в ситуациях, когда конфликт между родителями представляет угрозу для жизни и здоровья ребенка) |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- об изменении порядка общения с ребёнком, установленного по решению суда 1-й инстанции |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- ходатайство об отсрочке исполнения приговора по уголовному преступлению матери ребенка |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Заключение в защиту прав подозреваемых, обвиняемых несовершеннолетних по уголовным делам |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
- участие представителя службы Уполномоченного в судебных заседаниях |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
1 |
Примеры:
1. 21.02.2018 подготовлено заключение в Ленинский районный суд г. Тюмени законному представителю ребенка - многодетному отцу К. Обращение к Уполномоченному было мотивировано тем, что 09 июня 2017 г. между истцами и ответчиком был заключен договор купли-продажи квартиры с использованием заемных средств, согласно которому истцы приобрели в общую совместную собственность жилое помещение, расположенное по <адрес>. Свои обязательства по договору истцы выполнили, оплатили стоимость квартиры в размере 5 000 000 руб. Обязательства, предусмотренные договором, касающиеся качества квартиры, соответствия условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям, продавец не выполнил. В ходе обследования результатов выполненных строительно-монтажных и отделочных работ выявлены дефекты, являющиеся недопустимыми согласно действующим нормативным документам (трещины на поверхности штукатурного слоя, просветы при наложении 2-метровой рейки на поверхность стяжки в помещениях, многочисленные трещины на поверхности стяжки пола, выбоины, отклонения поверхностей откосов оконных проемов в помещениях жилых комнат и др.). Данные дефекты являются нарушением требований, указанных в п. 4.15 СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия" и п. 8.11 Пособия к СНиП 3.04.01-87 "Рекомендации по устройству полов", п. 9.20 СП 54.13330.2011 "Дома жилые многоквартирные" и п. 7.2. СП 29.13330.2011 "Полы", п. 3.12 СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия", п. 5.1.6 ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия" и др. По решению Ленинского районного суда г. Тюмени от 26.06.2018 года исковые требования к АО "АИЖК по Тюменской области" были удовлетворены, взысканы с АО "АИЖК по Тюменской области" в пользу многодетной семьи К. стоимость устранения выявленных недостатков, неустойка, компенсация морального вреда, убытки на аренду, штраф, судебные расходы, расходы по оплату услуг представителя. Взыскать с АО "АИЖК по Тюменской области" в доход государства государственную пошлину в размере 8 078 руб. Взыскать с АО "АИЖК по Тюменской области" в пользу ОАО "ТДСК" судебные расходы по оплате судебных экспертиз в размере 57 000 руб.
2. Заключение в Тюменский районный суд от 04.04.2018 N 12/0243-2018, подготовленное для взыскания в судебном порядке морального вреда с владельца собаки, укусившей несовершеннолетнюю Я. в СНТ "Лесовод" в п. Боровский Тюменского района Тюменской области. Благодаря совместной работе Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области с прокуратурой Тюменского района исковые требования были удовлетворены, взысканы с ответчика: расходы на оплату судебной экспертизы, моральный вред в размере 30 000 руб. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывал, что нападение и укус собаки, безусловно, вызывают страх и боль, что является общеизвестным фактом и не подлежит доказыванию, учитывая малолетний возраст потерпевшей. То, что в результате укуса собаки ребенок испытал боль, страх и страдания, характер причинённых повреждений, которые не вызвали серьёзных физических повреждений и не причинили вред здоровью, суд также учитывает отсутствие умысла со стороны ответчика на причинение вреда здоровью потерпевшей, обстоятельства происшествия, пояснения ответчика, о том, что он не ожидал, что в тёмное время суток малолетний ребенок окажется на улице один, и не принял надлежащих мер к предотвращению нападения собаки, предотвратил дальнейшее нападение собаки, увел девочку домой и принёс извинения родителям, - также руководствуется принципами разумности и справедливости и учитывает материальное положение ответчика, нахождение на его иждивении несовершеннолетнего ребенка, страдающего заболеванием ДЦП (решение Тюменского районного суда Тюменской области от 04.03.2019 года).
3. По заключению Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области от 04.04.2018 N 12/0244-2018 о компенсации морального вреда в связи с причинением вреда жизни и здоровью несовершеннолетней Б. - получению травмы на уроке физкультуры в МАОУ СОШ N 40, удовлетворены требования законного представителя Б. к ответчику МАОУ СОШ N 40 (решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21.02.2019). В ходе проверки факт наличия наледи на дорожке спортивной площадки подтверждён. Руководителю школы указано на недопустимость проведения уроков физической культуры либо иных мероприятий при наличии факторов, влияющих на безопасность обучающихся, усиление контроля за содержанием пришкольной территории, своевременной очисткой от снега и наледи тротуаров и беговых дорожек: необходимость рассмотрения вопроса о применении дисциплинарных взысканий к лицам, виновным в получении травмы Б. С целью профилактики травматизма в учреждении проведены дополнительные инструктажи с сотрудниками учреждения, а также с обучающимися.
2. Основные показатели соблюдения прав детей в Тюменской области в 2018 году
Демография
По состоянию на 1 января 2019 года в Тюменской области проживает более 349 тысяч детей. Основную долю - 291 516 составляют дети в возрасте до 13 лет включительно, а количество детей, которым исполнилось от 14 до 17 лет, достигает 57 878.
Значительная их часть проживает в многодетных семьях, количество которых превысило в 2018 году 25 тысяч семей. Всего за последние три года детское население региона увеличилось почти на 7%, т.е. почти на 23 тысячи детей. Таким образом, тенденция роста количества несовершеннолетних, несмотря на снижение рождаемости, пока сохраняется. Вызвано это сохранением значительного положительного баланса возрастной категории несовершеннолетних до 13 лет. Ежегодно порядка 30 тысяч несовершеннолетних достигают возраста 18 лет. Рождается более 20 тысяч. Пока эта разница будет положительной - увеличение количества несовершеннолетних сохранится.
Смертность несовершеннолетних в последние годы почти не изменилась. В 2016 году это 219, в 2018 году - 215 в абсолютных значениях. В то же время младенческая смертность неуклонно снижается. С 2016 года это снижение составило 25,5%, со 114 до 85 в 2018 году в абсолютных значениях (табл. 2).
Следует отметить, что снижению смертности несовершеннолетних во многом способствовали те меры, которые были предприняты уполномоченными ведомствами в последние годы, по снижению младенческой смертности и гибели детей в результате чрезвычайных происшествий.
Таблица 2
Численность детского населения Тюменской области
Таблица 3
Основные демографические показатели
N |
Наименование |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|
1. |
Численность населения в регионе на 01.01, чел. |
1454626 |
1477903 |
1498779 |
|
2. |
в т.ч. в возрасте |
0 - 13 лет (вкл.) на 01.01 |
274026 |
283829 |
291516 |
3. |
14 - 17 лет (вкл.) на 01.01 |
53018 |
54955 |
57878 |
|
4. |
Среднегодовая численность населения в регионе, чел. |
1466265 |
1488341 |
1508581 *(1) |
|
5. |
в т.ч. в возрасте |
0 - 13 лет (вкл.) среднегодовая |
278928 |
287684 |
...*(2) |
6. |
14 - 17 лет (вкл.) среднегодовая |
53986 |
56417 |
...*(2) |
|
7. |
Количество родившихся, всего |
23269 |
21309 |
20728 *(1) |
|
8. |
в расчете на 1000 чел. населения |
15,9 |
14,3 |
13,8 *(1) |
|
9. |
Количество умерших несовершеннолетних (до 17 лет вкл.), всего |
219 |
198 |
215 *(1) |
|
10. |
в расчете на 1000 чел. населения в возрасте до 17 лет вкл. |
0,7 |
0,6 |
0,6 *(1) |
*(1) предварительные данные;
*(2) данные будут сформированы 01.10. 2019 г.
Образование
В 2018 году 107,6 тыс. детей посещали 502 дошкольных образовательных учреждения (13,4 тыс. работников, из них 4,7 тыс. воспитателей) (далее - ДОУ), в том числе:
- 487 муниципальных образовательных организаций, из них:
94 детских сада,
34 структурных подразделения детских садов,
9 образовательных комплексов "начальная школа - детский сад",
350 школ с дошкольными группами,
- 15 негосударственных образовательных организаций.
В 2017 году это количество составило 105,6 тыс. детей, ДОУ - 499.
Более 201 тыс. детей обучались в 474 общеобразовательных учреждениях (17,4 тыс. работников, из них 10 тыс. учителей). В том числе:
- структурных подразделений и филиала (201 478 учащихся, 17,4 тыс. работников, из них 10 тыс. учителей), в том числе:
- 468 государственных и муниципальных общеобразовательных организаций (в том числе 4 вечерние школы, 16 коррекционных школ),
- 6 негосударственных общеобразовательных организаций.
В 2017 году - 190 тыс. школьников в 476 учреждениях.
Более 31 тыс. студентов обучаются в 17 организациях профессионального образования, более 63 тыс. - в организациях высшего образования.
Число общеобразовательных школ, в которых организованы службы школьной медиации, - 405 (90%). Результатом работы служб школьной медиации стало разрешение 1 247 конфликтов за 2018 год (97, 5%).
В 2017/ 2018 учебном году в ежедневном подвозе задействованы 539 автобусов, которые осуществляют доставку 19 692 обучающихся к 315 общеобразовательным учреждениям из 885 населенных пунктов.
С целью обеспечения безопасности перевозок утвержден План мероприятий по обеспечению исполнения требований, установленных пунктом 3 Правил организованной перевозки группы детей (постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177), согласно которому в плановом режиме определяется потребность в замене транспортных средств. Все транспортные средства, задействованные на подвозе школьников и студентов ПОО, оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.
В целях создания условий для реализации конституционного права на обучение и воспитание детей на родном языке в области в школьный компонент учебного плана включены часы изучения родного (татарского) языка и литературы. Кроме уроков и факультативов, используются разнообразные формы приобщения к родному языку и культуре: кружки, студии, объединения по интересам, музеи, клубы, где школьники приобщаются не только к родному языку, но и национальным народным промыслам, видам спорта, искусства, традициям.
Реализуемая программа внеурочной деятельности предусматривает вовлечение школьников в активный познавательный досуг с учётом этнокультурных интересов. В школах работают кружки, клубы, научные общества по изучению языка, культуры, истории народов России и стран СНГ (2 012 участников), 3 162 школьника заняты в национальных художественных коллективах (всего 5 174 чел.). Школы сотрудничают с учреждениями дополнительного образования, где востребованными являются программы художественной направленности: ансамбли народной песни и народных танцев, изучаются народные игровые традиции, организуются фольклорные праздники и концерты.
В 2018 году в Тюменской области реализован единый механизм оценочных процедур, включающий проведение работ с привлечением независимых экспертов. С целью повышения качества образования и успешного прохождения итоговой аттестации в области осуществляется комплекс мер:
- формирование сетевого взаимодействия педагогов;
- развитие межведомственного сотрудничества для организации профильного образования старшеклассников;
- организация совместных информационных площадок, круглых столов, мастер-классов, тренингов, собраний с участием родителей, представителей общественных организаций;
- выявление проблемных зон в содержании обучения, в знаниях и умениях обучающихся и профессиональной компетентности педагогов;
- создание условий для очно-дистанционного обучения и методического сопровождения педагогов в целях введения в практику их работы индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- обеспечение участия выпускников школ в репетиционных (пробных) экзаменах на базе пунктов проведения экзамена.
Деятельность по созданию современных условий обучения и воспитания детей ориентирована на требования новых образовательных стандартов. По итогам 2018 года доля школьников, обучающихся в современных условиях, достигла 95%.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО также ежегодно проводится обновление образовательных программ. Доля таких модернизированных программ составляет 84%.
В 2018 году удельный вес численности обучающихся по ФГОС, включая школы-пилоты, составил: 1-е - 4-е кл. - 100%; 5-е - 9-е кл. - 62%; 10-е - 11-е (12-е) кл. - 5%. В штатном режиме на новые стандарты перешли дети всех школ с 1-го по 8-й класс.
В 2018 году наряду с областными олимпиадами, учебно-тренировочными сборами, конференциями широко внедрялись в практику работы по выявлению и развитию молодых талантов командные турниры, научно-исследовательские и проектные форумы, сетевые проектные лаборатории, круглогодичные выездные научные школы ведущих вузов области - ТИУ и ТюмГУ.
В мероприятиях регионального уровня принимают участие ежегодно более 6 тыс. человек.
В 2018 году в профильных образовательных и проектных сменах на базе образовательного центра "Сириус" приняли участие 200 школьников из 21 образовательной организации региона.
В ряде образовательных организаций области проходит апробация деятельности профильных классов с участием представителей реального производства - классы корпоративного партнерства: физико-математического профиля (МАОУ лицей N 81 г. Тюмени, ООО "НОВАТЭК НТЦ"); химико-технологического профиля (2 школы г. Тобольска, ООО "СИБУР"; Туртасская школа Уватского района, МАОУ СОШ N 25 г. Тюмени, ОАО "РОСНЕФТЬ").
В системе образования Тюменской области в 2018 году продолжилась системная работа по формированию здорового образа жизни.
Реализуемая в рамках проекта "Здоровье на 5+" подпрограмма "Физкультура по интересам" направлена на использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их особенностей, развития потребности в занятии физической культурой и спортом.
Во всех общеобразовательных учреждениях ведется работа с родителями, способствующая формированию заинтересованного отношения детей и родителей к собственному здоровью.
Успешная реализация запланированных мероприятий способствует внедрению здоровьесберегающих технологий, что позволило достичь позитивной динамики показателей. В частности, показатель количества школьников, отнесённых к 1-й и 2-й группам здоровья, уже на протяжении последних пяти лет устойчиво превышает 88% (2014 г. - 88,1%, 2015 г. - 89,1%, 2016 г. - 88,0%, 2017 г. - 89,3%, 2018 г. - 90,2%).
Оценивая представленные показатели системы дошкольного и общего (среднего профессионального) образования, можно отметить те положительные тенденции, которые связаны с достижением ряда показателей, определенных в "майских указах" Президента Российской Федерации.
В Тюменской области созданы условия для получения доступной и оперативной психологической помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Сеть образовательных учреждений в Тюменской области оптимальна, отвечает потребностям населения на получение образовательных услуг.
По результатам социологического исследования, проведенного АНО "Центр мониторинга социальных процессов", достигнут следующий уровень удовлетворенности:
- дошкольное образование: 72% жителей, в семьях которых есть дети дошкольного возраста, в целом удовлетворены работой системы дошкольного образования, 67% родителей удовлетворены территориальной доступностью садов, 61% - доступностью дополнительных услуг, 70% - профессиональной подготовкой воспитателей;
- общее образование: 69% респондентов, имеющих в своих семьях детей школьного возраста, удовлетворены качеством общего образования.
Социальная политика
С 2016 года в Тюменской области незначительно, но постоянно уменьшается общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2016 году количество таких детей составило 6 384 человека, в 2018 году - 6 279. При этом в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2018 году находились 255 несовершеннолетних (в 2016 году - 252).
По состоянию на 1 января 2019 года семейными формами воспитания охвачены 6 003 ребенка, что составляет 95,6% всех детей, оставшихся без попечения родителей. При этом в приёмных семьях воспитывались 1 088 несовершеннолетних, или 18% от всех детей, находящихся в замещающих семьях (табл. 4).
На фоне увеличения числа случаев семейного устройства детей снижается и количество случаев возврата ребенка в госучреждения ("вторичное" сиротство).
Ситуация с лишением и ограничением законных представителей родительских прав в целом коррелирует с количествами изъятий детей, помещённых в социально-реабилитационные учреждения и учреждения здравоохранения, и отображений детей в порядке ст. 77 Семейного кодекса. В 2018 году зафиксирован 1 такой случай.
Численность родителей, лишённых родительских прав, в 2018 году составила 220 человек, что на 10% меньше, чем в 2017 году, из них восстановлено в родительских правах 6 (в 2017 году - 8).
Численность родителей, ограниченных в родительских правах, - 70 (в 2017 году - 59), из них в 2018 году в отношении 2 ограничение отменено (в 2017 году в отношении 4). Количество таких случаев от года к году остается примерно на одном уровне, хотя тенденции к небольшому снижению наблюдаются. Причиной являются проблемы в эффективности профилактики асоциального поведения родителей, злоупотребляющих алкоголем или наркозависимых. Это подтверждается и тем, что процент восстанавливаемых в родительских правах родителей остаётся стабильно невысоким - порядка 3 - 4%. Например, в 2017 году он составил 3% для лишённых прав и 6% для ограниченных, а в 2018 году соответственно - 2,7% и 2,8% (табл. 5).
Вместе с тем постепенно меняется соотношение количества родителей, лишённых родительских прав и ограниченных в родительских правах, в пользу второй группы. Обусловлено это действиями органов социальной политики, которые смещают акценты своей работы в сторону более щадящего подхода к семьям, где дети признаны находящимися в социально опасном положении. Например, в 2016 году число лиц, ограниченных в родительских правах, составляло 10,4% от количества лишенных родительских прав, в 2017 году - 24,1%, а в 2018 году - 31,8%.
На территории Тюменской области для своевременного оказания необходимых комплексных услуг семьям функционирует оптимальная сеть организаций социального обслуживания:
- комплексные центры социального обслуживания населения (25 ед.);
- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (3 ед.);
- региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Семья".
Организована работа трех центров медико-социальной помощи беременным при:
- ГБУЗ ТО "Перинатальный центр" г. Тюмени,
- ГБУЗ ТО "Перинатальный центр" г. Тобольска,
- ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" г. Ишим.
Функционируют 30 кабинетов медико-социальной помощи для беременных - во всех медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь женскому населению.
В рамках реализации комплекса мер Тюменской области по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации детей "Шаг в будущее" 29.12.2018 состоялось открытие тренинг-зоны учебного самостоятельного сопровождаемого проживания, оборудованной в однокомнатной квартире на базе филиала АУ СОН ТО и ДПО "РСРЦН "Семья" "Дом СРСиД "Борки" для привития бытовых навыков и навыков самообслуживания детям, выпускникам организаций для детей-сирот, а также детям, испытывающим сложности в адаптации и социализации. За счёт средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приобретено необходимое оборудование, которым будут пользоваться дети, в рамках самостоятельного сопровождаемого проживания. Процесс сопровождения организован в рамках действующего штатного расписания учреждения.
Постоянно снижается и количество семей и несовершеннолетних, состоящих на учёте в связи с социально опасным положением.
Таким образом, ситуация с обеспечением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на территории Тюменской области сохраняет положительный вектор.
В то же время по ряду позиций, в первую очередь связанных с профилактикой рисков социального сиротства и семейного неблагополучия, требуется принятие дополнительных мер.
Таблица 4
Основные сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей
N |
Наименование |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|
1. |
Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
6384 |
6249 |
6279 |
|
2. |
В т.ч.: |
находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
252 |
229 |
255 |
3. |
находящихся на воспитании в семьях |
6097 |
6001 |
6003 |
|
4. |
из них: в приемных семьях |
1100 |
1098 |
1088 |
|
5. |
Численность выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
760 |
609 |
680 |
|
6. |
из них: количество детей-сирот |
206 |
158 |
188 |
|
7. |
Численность детей, которые возвращены родителям в течение года, всего |
257 |
187 |
198 |
|
8. |
В т.ч.: |
из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
90 |
48 |
46 |
9. |
из числа переданных на семейные формы устройства |
167 |
139 |
152 |
Таблица 5
Информация о лишении родительских прав
N |
Наименование |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|
1. |
Численность детей, родители которых лишены родительских прав |
322 |
305 |
295 |
|
2. |
Численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель |
169 |
147 |
159 |
|
3. |
Численность родителей, лишенных родительских прав |
212 |
244 |
220 |
|
4. |
в том числе |
в связи с жестоким обращением с детьми |
- |
- |
2 |
5. |
Численность родителей, восстановленных в родительских правах |
5 |
8 |
6 |
|
6. |
Численность детей, родители которых ограничены в родительских правах |
35 |
92 |
122 |
|
7. |
Численность детей, у которых ограничены в родительских правах оба родителя или единственный родитель |
31 |
77 |
109 |
|
8. |
Численность родителей, ограниченных в родительских правах |
22 |
59 |
70 |
|
9. |
в том числе |
вследствие их поведения |
13 |
21 |
52 |
10. |
Численность родителей, в отношении которых отменено ограничение родительских прав |
1 |
4 |
2 |
Здравоохранение
Количество случаев заболеваний детей в Тюменской области снижается в течение последних трёх лет практически по всем позициям.
Присутствует постоянный рост психических расстройств и расстройств поведения, болезней нервной системы, с 2017 года по 2018 год число выросло на 6,9%.
В 2018 году в Тюменской области значительно снизились показатели алкогольного и наркотического отравления детей. По сравнению с 2017 годом показатели алкогольного отравления снизились на 68%, наркотического - на 100%, в 2018 году случаев не выявлено.
Младенческая смертность по Тюменской области в 2018 году составила 4,1 на 1 000 родившихся живыми, что ниже уровня смертности в 2016 году на 14,6%.
Снижение показателя младенческой смертности за 3 года произошло преимущественно за счет перинатальной смертности (снижение на 38,1%), что обусловлено внедрением эффективных технологий реанимации новорождённых и четкой регионализацией медицинской помощи беременным женщинам и детям первого года жизни.
В области работает трехуровневая система перинатальной помощи, функционирует сеть перинатальных центров.
Во всех учреждениях родовспоможения области внедрены семейно-ориентированные технологии: организованы индивидуальные родовые, созданы условия для совместного пребывания матери и ребенка, поощряется участие членов семьи в оказании поддержки женщине в период родов и в послеродовом периоде; практикуется раннее прикладывание к груди с приоритетом грудного вскармливания.
Медицинскую помощь детскому населению Тюменской области оказывают 42 государственных учреждения здравоохранения. Обеспеченность детского населения койками (включая специализированные) составляет 46,1 койки на 10 000 детского населения (Российская Федерация, 2017 - 50,7; УФО, 2016 - 48,4).
Специализированная амбулаторно-поликлиническая помощь детям оказывается профильными специалистами Центра охраны здоровья детей ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1", где осуществляют консультационный прием детские врачи по 13 специальностям. По показаниям дети госпитализируются в стационары соответствующего профиля для проведения диагностики и лечения (специализированные койки составляют 60,9% коечного фонда для детей).
Специализированная хирургическая помощь детям оказывается на базе многопрофильных областных больниц. На базе хирургических отделений детского стационара ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" проводится оперативное лечение детей, в том числе новорожденных, с врожденными аномалиями мочеполовой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания. Внедрение эндоскопических методик позволило снизить пребывание ребенка в стационаре, улучшило течение послеоперационного периода.
В области реализуется система этапно-курсовой реабилитации детей, которая предусматривает как курсы восстановительного лечения и реабилитации на базе специализированных учреждений, так и периоды реабилитации в условиях территориальных поликлиник или проведение самостоятельных реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
На базе ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" оказывается специализированная помощь по медицинской реабилитации детскому населению с соматическими заболеваниями по профилям эндокринология, кардиоревматология, гастроэнтерология, нефрология, ортопедия. За 2018 год реабилитационную помощь получили 1 105 детей.
Кроме того, в Тюменской области реабилитационная помощь детям в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий оказывается в учреждениях различных форм собственности. Такое лечение в 2018 году получили 1 586 детей.
Через подсистему мониторинга санаторно-курортного лечения Минздрава России осуществляется направление детей в санатории федерального значения. За 2018 год санаторное лечение, в том числе и по путевкам "Мать и дитя", получили 72 ребенка. Подсистема обеспечивает преемственность и непрерывность оказания детям реабилитационной помощи.
В 2018 году произошли качественные положительные изменения в оказании паллиативной помощи детям.
На территории Тюменской области обеспечивают деятельность паллиативной службы следующие организации здравоохранения:
- ГАУЗ ТО "Детский лечебно-реабилитационный центр "Верхний Бор";
- ГАУЗ ТО "Медицинский город";
- ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2";
- ГБУЗ ТО "Областная больница N 3", г. Тобольск;
- ГБУЗ ТО "Областная больница N 4", г. Ишим.
Паллиативная медицинская помощь оказывается в условиях круглосуточного стационара, выездной патронажной службы.
В целом ситуация с заболеваниями детей в Тюменской области, состоянием их здоровья по сравнению с прошлыми годами не ухудшилась. Во многом этому способствовали те меры, которые были предприняты для снижения имеющихся рисков со стороны Департамента здравоохранения Тюменской области и те меры, которые реализуются в рамках соответствующих программ.
Преступность
Статистика 12 месяцев показывает, что количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, остается почти на прежнем уровне, в 2017 году - 1 131, в 2018 году - 1 123, из них: родителями совершается почти половина таких преступлений - 516 в 2018 году (с учетом ст. 157 УК РФ). Из общего числа других преступлений в отношении детей в 2018 году 44,3% сопряжены с насильственными действиями, а 1,7% - это преступления сексуального характера.
Настораживает увеличение количества преступлений против половой неприкосновенности, совершенных в отношении детей с учетом многоэпизодности, на 15,9%, с 190 до 226.
Количество подростков, совершивших преступления в Тюменской области, в 2018 году по итогам 12 месяцев меньше, чем показатели 2017 года, на 5,44%. Если в 2017 году их число составило 625 человек, то на 31 декабря 2018 года - 591.
Количество преступлений, совершённых подростками в возрасте от 16 до 17 лет, уменьшилось по сравнению с 2017 годом на 12,9% - с 433 до 377.
При этом примечательно, что уже на протяжении трех лет точно в Тюменской области отсутствуют преступления, совершенные несовершеннолетними, не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Также обращает на себя внимание и вызывает тревогу тот факт, что увеличилась доля подростков, совершивших преступления в возрасте 14 - 15 лет, по сравнению с 2017 годом - с 192 до 214, рост на 10,3%.
Во всех муниципальных образованиях организована работа служб школьной медиации. На конец 2018 года их 405. Составлены и реализуются планы работы. Ведется мониторинг случаев конфликтных ситуаций между обучающимися, между педагогами и несовершеннолетними; между родителями и несовершеннолетними. В работу включены социальные педагоги, педагоги-психологи, заместители директоров по воспитательной работе, представители родительской общественности.
На сайте ГАОУ ТО ДПО "Тюменский областной государственный институт развития регионального образования" создана вкладка "Школьная медиация", содержащая методические рекомендации по созданию и сопровождению деятельности данных служб. В центре воспитания и социализации ведется подборка методической литературы, которой при необходимости может воспользоваться любой руководитель службы школьной медиации.
В 2018 году продолжено обучение педагогов методу "школьной медиации" (охват - более 200 чел.). Результатом работы служб школьной медиации стало разрешение 1 247 конфликтов (97,5%).
Оценивая состояние преступности в Тюменской области, можно сказать, что официальная статистика преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, не отражает реальную картину ввиду её латентности. Некоторые преступления выявить достаточно сложно, как правило, это преступления, совершаемые в отношении малолетних, которые не осознают характер совершаемых в отношении них действий, а также когда потерпевшие осознанно скрывают факты насилия либо не сообщают о них в силу своей беспомощности, тем более, если преступления совершаются в семье. Как показывает практика, выявление таких преступлений во многом носит случайный характер.
С целью повышения эффективности деятельности по профилактике преступлений и правонарушений в отношении несовершеннолетних, в том числе насильственного характера, организации психолого-педагогического сопровождения жертв, свидетелей из числа несовершеннолетних и членов их семей, проведены семинары с участием доктора психологических наук, кандидата философских наук, профессора Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, руководителя Центра юридической психологии и судебно-психологической экспертизы, научного консультанта Следственного управления Следственного комитета России по Нижегородской области Васкэ Е.В.
В декабре 2018 года продолжено обучение психологов, непосредственно сопровождающих несовершеннолетних в период проведения следственных действий. Психологи ознакомлены с особенностям работы с несовершеннолетними, пострадавшими от сексуального насилия, обучены подготовке психологических заключений по результатам работы.
С целью профилактики "уличной" преступности в городах и населённых пунктах Тюменской области сотрудниками ПДН проводится совместная работа с народными дружинами, в том числе организована работа с казачеством по совместному патрулированию улиц.
Продолжена работа со средствами массовой информации по освещению вопросов подростковой преступности, семейного неблагополучия, предупреждения несчастных случаев, в том числе на воде, объектах железнодорожного транспорта. Всего за 2018 год сотрудниками ПДН организовано и проведено 472 выступления.
3. Предложения Уполномоченного, направленные на улучшение положения детей, обеспечение защиты их прав
Защита детей ВИЧ-инфицированных родителей при сознательном заражении детей ВИЧ
Требует решения на законодательном уровне вопрос защиты детей ВИЧ-инфицированных родителей при сознательном заражении детей ВИЧ их матерью, например, когда мать ребенка кормит ребенка грудным молоком, отказывается от обследования ребенка и лечения (ВИЧ-отрицатели).
Благодаря вмешательству Уполномоченного усилен контроль за родителями, которые уклонялись от лечения своих ВИЧ-инфицированных детей (антиретровирусного лечения) на территории региона.
Считаю, что законодательство в сфере охраны здоровья несовершеннолетних: Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ нуждаются в доработке, внесении изменений при сознательном заражении ребенка при грудном вскармливании, отказе от обследования ребенка и лечения.
Предлагаю законодательно установить порядок недобровольного обследования на ВИЧ детей, родители которых уклоняются от обследования детей на ВИЧ-инфекцию, а также порядок недобровольного лечения от ВИЧ-инфекции детей, у которых установлен такой диагноз, но родители которых уклоняются от лечения.
Ограничить право родителей на использование социального пособия, начисляемого в связи с ВИЧ-инфекцией ребенка, установив порядок строгого целевого использования пособия, так как нецелевой характер предоставляемого пособия провоцирует беременных женщин на уклонение от профилактики ВИЧ-инфекции.
Зачастую привлечение к уголовной ответственности наступает уже тогда, когда исправить ничего нельзя - ребенок умирает, а привлечение к административной ответственности не способствует тому, чтобы родители изменили своё поведение.
Предлагаю внести изменения в ст. 73 Семейного кодекса РФ (ограничение родительских прав), так как предусматриваются только основания по не зависящим от родителей обстоятельствам, а отсутствие лечения и сроки рассмотрения в суде не дают возможности сохранить жизнь ребенку, родители которых злоупотребляют своими правами.
Профилактика гибели и травматизма детей в результате ДТП в жилых зонах
Предлагаю внести изменения в постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" в части снижения скорости при движении водителей автотранспортных средств в жилых зонах, на дворовых территориях до 5 км/ч, с учётом анализа обращений граждан в адрес Уполномоченного в целях снижения смертности, травмирования детей.
Обзор дороги водителем затруднён в жилых зонах из-за припаркованных во дворе машин, а ребенок, как правило, выбегает на дорогу внезапно, либо выезжает на велосипеде. Выбранная водителем скорость до 20 км/ч не позволяет избежать ДТП.
Указанное предложение было внесено в доклад за 2017 год, но мер не было принято.
Вместе с тем на начало 2019 года на 30% возросло число ДТП с участием детей (рост наблюдался также в 2017 году, с 29 до 37 возросло число пострадавших детей в результате ДТП при движении водителей в жилых зонах и на дворовых территориях. Из них 25 (ПГ - 25) детей получили травмы в качестве пешеходов и 12 (ПГ - 3) детей травмированы в качестве велосипедистов.
Определение места жительства, порядка общения с детьми, родители которых находятся в состоянии конфликта
Предлагаю внесение изменений в статьи 21, 23 Семейного кодекса РФ, в Гражданский процессуальный кодекс РФ в части дополнения обязательным досудебным порядком урегулирования спора медиацию при участии психологов, медиаторов в семейных спорах при наличии у супругов несовершеннолетних детей при расторжении брака, разделе имущества, определении места жительства ребенка.
Семейный кодекс РФ предусматривает решение вопросов родителями (по порядку общения, месту жительства и т.д.) по взаимному согласию, и только в случае, если они к согласию не пришли, обращаться в суд. При этом законодатель исходит из того, что родители здоровы, добросовестно исполняют свои обязанности, осознают возможные негативные последствия для ребенка, что на практике бывает сейчас нередко.
Находясь в неприязненных отношениях после развода, зачастую родители самостоятельно не способны договориться друг с другом, решение суда, вступившее в законную силу, не решает проблемы, не исполняется.
Родители обращаются с жалобами в прокуратуру, органы опеки, к Уполномоченному по правам ребенка, в полицию, к судебным приставам и т.д.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 20 июня 2019 г. N 2118 "О докладе Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.