Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к протоколу согласия
Совета Законодателей Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
и Ямало-Ненецкого автономного округа
от 21 июня 2019 г. N 149
Информация
о региональной практике реализации законодательства в сфере охраны здоровья граждан в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе (представлена Председателем Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа С.М. Ямкиным)
Охрана здоровья граждан в Ямало-Ненецком автономном округе осуществляется в рамках реализации мероприятий государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие здравоохранения на 2014 - 2021 годы", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 N 1142-П (далее - государственная программа, автономный округ).
В настоящей информации приведены основные итоговые показатели реализации государственной программы за 2018 год.
Демографическая ситуация в автономном округе характеризуется стабильной положительной динамикой, поскольку суммарный коэффициент рождаемости преобладает над коэффициентом смертности.
Показатель смертности населения от всех причин в автономном округе за 2018 год составил 4,7 на 1 000 населения, что ниже аналогичного показателя за прошлый год на 4,1%.
Показатель смертности от болезней системы кровообращения населения автономного округа за 2018 год снизился по сравнению с аналогичным показателем за 2017 год на 6,8% и составил 190,4 на 100 тыс. населения.
Для увеличения доступности внутрисосудистых вмешательств с учетом транспортной схемы округа организована работа двух региональных сосудистых центров и двух первичных сосудистых отделений, в регионе работают два ангиографа.
С целью снижения смертности от болезней системы кровообращения осуществляется контроль за проведением тромболизиса на догоспитальном и госпитальном этапах больным с острым инфарктом миокарда, за направлением больных с хронической ишемической болезнью сердца на коронарную ангиопластику и стентирование. Процент больных, которым была проведена тромболитическая терапия, от общего количества поступивших больных с острым и повторным инфарктом миокарда составил 43,0% (рекомендованное значение - не менее 25%).
Широко развернута информационно-коммуникационная кампания о преимуществах здорового образа жизни на основе межведомственного взаимодействия.
Отмечается снижение смертности от новообразований по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года на 1,7%. За 2018 год показатель смертности от новообразований составил 86,3 на 100 тыс. населения.
На сегодняшний день в автономном округе выстроена трехуровневая модель онкологической службы, работает утвержденная нормативная правовая база, в том числе и по ведению онкологического регистра, налажена система сверок статистической информации.
Ежегодно на мероприятия по борьбе с онкологическими заболеваниями (далее - ЗНО), приобретение лекарственных препаратов выделяются значительные средства окружного бюджета. Общий объем финансирования в 2018 году составил 540 млн рублей.
С июля 2018 года в автономном округе проводится дистанционное обучение врачей первичного звена по теме "Онконастороженность и ранняя диагностика онкологических заболеваний в практике врача первичного звена" посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
За 2018 год в автономном округе проведено 6 977 заочных консультаций по всем профилям, из них по онкологии 1 791 консультация (из них с федеральными медицинскими организациями проведено 95 телемедицинских консультаций).
Ежеквартально проводятся дни онкологической безопасности.
В структуре смертности от инфекционных и паразитарных болезней основной причиной смертности является туберкулез.
За истекший год умерло 27 человек, что на 7 человек больше, чем в 2017 году. Показатель смертности от туберкулеза за 2018 год составил 5,9 на 100 тыс. населения. Показатель дал рост по сравнению с показателем предыдущего года на 20,3%. Ежемесячно проводится разбор всех случаев смерти от туберкулеза и случаев неэффективного лечения туберкулеза на уровне Департамента здравоохранения автономного округа с личным участием главных врачей медицинских организаций, а также с участием специалистов всех специальностей, принимавших участие в лечении данных пациентов. Кроме того, проводится ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности всех посмертно диагностированных случаев туберкулеза и случаев смерти от туберкулеза на первом году наблюдения.
За отчетный период отмечается снижение значения показателя смертности от внешних причин на 5,0% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года, который составил 81,9 на 100 тыс. Показатель смертности от ДТП за 2018 год составил 7,8 на 100 тыс. населения.
За 2018 год показатель младенческой смертности составил 5,6%. По сравнению с аналогичным показателем прошлого года отмечается снижение на 15,1%.
В целях снижения младенческой смертности разработан региональный план по снижению младенческой смертности на 2019 год.
В автономном округе во всех медицинских организациях созданы и работают комиссии по анализу материнской, перинатальной и детской смертности, на которых разбирается каждый случай смертности. Итоги рассмотрения направляются в профильный исполнительный орган государственной власти автономного округа и рассматриваются с участием членов Правительства автономного округа.
Особое внимание уделяется разделу охраны материнства и детства. Система охраны материнства и детства остается одним из приоритетных направлений. С целью повышения качества и доступности оказания медицинской помощи и медицинских услуг в автономном округе за счет средств регионального бюджета осуществляются следующие мероприятия:
организована работа трехуровневой системы родовспоможения;
внедрена пренатальная диагностика, направленная на выявление генетических нарушений у плода.
Важным компонентом комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение количества абортов, является обращение в кабинеты медико-социальной помощи беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, основной задачей которых является медицинская и социально-психологическая помощь женщинам в случаях незапланированной беременности, направленная на обеспечение позитивной альтернативы аборту. На территории автономного округа в составе женских консультаций функционирует 12 кабинетов медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В регионе заметно увеличивается спрос на проведение медицинской услуги по проведению экстракорпорального оплодотворения (далее - ЭКО). Так, за 2018 год выдано более 500 направлений на проведение процедуры ЭКО за счет средств фонда обязательного медицинского страхования. Очередность для проведения процедур ЭКО в автономном округе отсутствует, направляются все желающие женщины.
В 2018 году была продолжена последовательная реализация комплекса медико-профилактических мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья и повышение медицинской грамотности населения, пропаганду здорового образа жизни и мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье. В регионе сформирована полноценная структура медицинской профилактики, которая включает окружной Центр медицинской профилактики, шесть отделений и восемь кабинетов медицинской профилактики, работающих во всех медицинских организациях автономного округа, четыре центра здоровья. Координационно-методическое обеспечение деятельности профилактических структур региона с 2013 года осуществляет ГБУЗ ЯНАО "Центр медицинской профилактики". Главная задача данных субъектов профилактики - формирование у населения региона компетентностного подхода к здоровому образу жизни и предупреждению заболеваний, мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.
На сегодняшний день в округе функционирует 15 кабинетов по отказу от курения, в 15 медицинских организациях автономного округа организована работа "телефона доверия" по вопросам профилактики заболеваний, в том числе по профилактике употребления табака, алкоголя, наркотических и психотропных веществ.
За 2018 год специалистами всех структур медицинской профилактики активно проводились различные виды профилактической работы с населением (индивидуальная, групповая и популяционная), направленной на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику наркомании и алкоголизма, противодействие потреблению табака.
Одной из приоритетных задач в сфере здравоохранения является повышение доступности оказания высокотехнологичной медицинской помощи. За 2018 год высокотехнологичная медицинская помощь была оказана 3 755 пациентам, основные объемы предоставлялись за пределами автономного округа.
За счет средств окружного бюджета высокотехнологичная медицинская помощь в 2018 году была оказана 923 пациентам на сумму 166 091 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 1 575 пациентам. За счет средств фонда обязательного медицинского страхования высокотехнологичная медицинская помощь оказана 1 324 пациентам.
Для оказания первичной медико-санитарной, в том числе первичной специализированной, помощи сельским жителям труднодоступных территорий в 8 медицинских организациях региона созданы мобильные медицинские бригады, которые оснащены необходимым медицинским оборудованием, лекарственными препаратами, перевязочным материалом и медицинскими изделиями.
Кроме того, в проведении комплексных профилактических обследований тундрового населения участвуют центры здоровья 4 медицинских организаций автономного округа. Для выездных профилактических обследований жителей Ямала функционирует "Мобильный центр здоровья" на базе автобуса с размещенным на нем высокоточным диагностическим оборудованием.
В течение 2018 года проведено 550 выездов мобильных медицинских бригад, с целью профилактики обследовано 34 401 человек, у 8 898 человек выявлены заболевания различной этиологии.
В целях повышения доступности и качества оказания первой помощи, первичной медико-санитарной помощи жителям сельских малочисленных населенных пунктов округа численностью менее 100 человек, не имеющих на своей территории медицинских организаций, организованы домовые хозяйства.
В 2018 году организовано 19 домовых хозяйств, из них 13 в Шурышкарском районе и 3 в Ямальском районе (п. Яптик-Сале, д. Порц-Яха, д. Тамбей). Лица, ответственные за функционирование домовых хозяйств, обучены принципам оказания первой помощи.
В рамках реализации мероприятий по медицинской реабилитации 01.10.2018 в ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская центральная городская больница" открыто отделение медицинской реабилитации на 36 коек по профилям "заболевания опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы", "заболевания центральной нервной системы", "соматические заболевания", в том числе "кардиология", для осуществления 2-го этапа реабилитации.
Тема укомплектования медицинских организаций квалифицированными кадрами продолжает оставаться актуальной для автономного округа, поэтому значительное внимание органами государственной власти автономного округа уделяется реализации установленных законодательством автономного округа и, соответственно, финансируемых за счет средств окружного бюджета мер социальной поддержки работников окружных учреждений здравоохранения.
К таким мерам относятся:
ежемесячное пособие молодым специалистам в размере 8 тыс. рублей;
единовременное пособие молодым специалистам при устройстве на работу в размере 100 тыс. рублей;
единовременное пособие при достижении работником пенсионного возраста при наличии стажа работы в учреждениях отрасли не менее 10 лет;
единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в рамках программ "Земский доктор" по 1,0 млн руб. и "Земский фельдшер" по 500 тыс. руб. на человека.
Кроме того, в рамках реализации мероприятий по обеспечению амбулаторного звена медицинских организаций автономного округа высококвалифицированными кадрами по наиболее дефицитным специальностям средства окружного бюджета выделяются для осуществления единовременной выплаты, размер которой на одного врача составляет 1,0 млн рублей.
Так, в 2018 году:
выплачены единовременные пособия 238 молодым специалистам на сумму 23 800,0 тыс. рублей;
ежемесячные пособия получили 766 молодых специалистов на сумму 73 568,0 тыс. рублей;
на работу в сельскую местность принято 11 медицинских работников (7 врачей и 4 средних медицинских работника) с выплатами в общей сумме 9 000,0 тыс. рублей;
единовременное пособие работающим пенсионерам получил 381 человек на сумму 19 050,0 тыс. рублей.
Традиционно в целях социальной поддержки работников сферы здравоохранения автономного округа производится единовременная выплата к Дню медицинского работника. В 2018 году выплату получили 15 620 человек на сумму 234 300,0 тыс. рублей.
В рамках реализации постановления Правительства автономного округа от 05.02.2018 N 92-П "Об установлении размера и порядка осуществления единовременной компенсационной выплаты врачам медицинских организаций Ямало-Ненецкого автономного округа, подведомственных департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях по дефицитным специальностям ("врачи, нужные Ямалу")" в 2018 году были приняты на работу 23 врача с первоначальной выплатой в размере 500 тыс. рублей.
С целью привлечения молодых специалистов для работы в медицинских организациях автономного округа организованы презентационные выезды в медицинские институты.
Лекарственное обеспечение населения является важнейшей составляющей медицинской помощи, и от того, насколько полно удовлетворяются потребности в лекарственных препаратах, во многом зависит уровень здоровья граждан и в конечном итоге - продолжительность и качество жизни населения.
В автономном округе сохранен гарантированный уровень лекарственного обеспечения населения, предусмотренный территориальной программой государственных гарантий.
Особое внимание уделяется вопросам повышения качества и доступности лекарственного обеспечения населения, а также обеспечения отдельных категорий граждан эффективными и безопасными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В автономном округе реализуются мероприятия и программы по льготному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан. Функционирует единая информационная система в сфере льготного лекарственного обеспечения населения АСУЛОН, определяющая порядок финансового, организационного, информационного взаимодействия между участниками программы.
На сегодняшний день 73 662 человека имеют право на получение социальной помощи в части лекарственного обеспечения за счет средств окружного бюджета. В 2018 году за счет средств окружного бюджета отпущено лекарственных препаратов на сумму 906,48 млн рублей, выписано 433 243 рецепта, средние расходы на одного обратившегося регионального льготника составили 19 069, 34 рубля.
В 2018 году 39 человек с орфанными заболеваниями обеспечены необходимыми лекарственными препаратами на сумму 58,25 млн рублей за счет средств регионального бюджета. Средние расходы на одного обратившегося пациента с орфанными заболеваниями составили 1 493 512, 07 рубля.
Для 12 823 граждан, проживающих на территории автономного округа и имеющих право на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета, закуплены и отпущены лекарственные препараты на сумму более 164 млн рублей, выписано 109 850 рецептов, средние расходы на одного обратившегося федерального льготника составили 21 685,32 рубля. Граждане, относящиеся к федеральным льготникам, также имеют возможность для дополнительного обеспечения медикаментами за счет средств бюджета автономного округа и пользуются этим правом.
В течение года дорогостоящими медикаментами было пролечено 238 больных с высокозатратными нозологиями на сумму 109 млн рублей, выписано 1 823 рецепта, средние расходы на одного обратившегося пациента составили 457 тыс. рублей.
В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.03.2018 N 427-р "Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов, представляемых в 2018 году бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях развития паллиативной медицинской помощи" исполнены государственные контракты и осуществлена поставка в медицинские организации автономного округа неинвазивных наркотических лекарственных препаратов и медицинских изделий на всю выделенную сумму в размере 2,7 млн рублей.
Приобретение наркотических анальгетиков позволяет достичь основной цели паллиативной медицинской помощи - эффективного и своевременного избавления от боли и облегчения других тяжелых проявлений заболевания в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
В автономном округе сформирована база данных о лицах, нуждающихся в лечении наркотическими и психотропными лекарственными препаратами.
В течение последних лет для улучшения качества лечения пациентов, больных сахарным диабетом, в России внедрен новый метод инсулинотерапии - постоянное подкожное введение инсулина с помощью инсулиновой помпы. Терапия с помощью инсулиновой помпы позволяет максимально точно приблизиться к физиологическим параметрам инсулинемии.
Показанием для перевода на инсулиновую помпу является сахарный диабет 1-го типа - тяжелое хроническое заболевание, приводящее к ранней инвалидизации, социальной дезадаптации.
Наиболее тяжелой группой являются дети, которые страдают сахарным диабетом 1-го типа. Применение инсулиновой помпы у детей улучшает качество их жизни, адаптацию к окружающей среде, помогает предотвратить раннюю инвалидизацию, а также позволяет снизить количество случаев осложнений, возникающих при сахарном диабете.
В целях обеспечения лечения детей, страдающих сахарным диабетом, в 2018 году на приобретение расходных материалов к инсулиновым помпам из окружного бюджета было направлено 16 млн рублей.
С целью повышения уровня обслуживания населения в автономном округе реализуется приоритетный проект "Бережливая поликлиника".
Во внедряемом проекте сформулированы требования к персоналу, созданию комфортной среды для пациентов, эффективности организации рабочего процесса, информированию пациентов, организации обратной связи, доступности объектов для маломобильных групп населения.
Ежеквартально проводится обучение персонала вопросам этики и деонтологии, обеспечено своевременное повышение квалификации среднего персонала. Для соблюдения порядка и устранения конфликтных ситуаций более 90% организаций установили видео и аудионаблюдение.
В поликлиниках ведется работа по организации электронной системы управления очередью, что позволило увеличить пропускную способность регистратур. Все поликлиники организовали работу по созданию комфортных условий в зонах ожидания. Минимизирован физический барьер между регистратором и пациентом.
Также c 2019 года в рамках реализации регионального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" предусмотрено создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, на основе применения lean-технологий (далее - Новая модель). Отличительными чертами Новой модели станут открытая и вежливая регистратура, сокращение времени ожидания пациентом в очереди, упрощение записи на прием к врачу, уменьшение бумажной документации, комфортные условия для пациента в зонах ожидания, понятная навигация, бережное отношение к медицинском персоналу.
В рамках реализации мероприятий регионального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" запланированы открытие 3 центров амбулаторной онкологической помощи в 2019 - 2021 годах, переоснащение медицинским оборудованием 3 медицинских организаций.
Региональным проектом "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" предусмотрено переоснащение медицинским оборудованием 2 региональных сосудистых центров и 2 первичных сосудистых отделений.
В рамках реализации регионального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" запланировано оснащение первичного сосудистого отделения ангиографом для проведения эндоваскулярных вмешательств для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в г. Новом Уренгое.
В рамках реализации регионального проекта "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" планируется укрепление материально-технической базы детских поликлиник и детских стационаров.
Развитие системы здравоохранения в современных условиях в полной мере зависит от освоения и внедрения информационных технологий.
В настоящее время все медицинские организации автономного округа подключены к медицинским информационным системам и используют их в своей работе, 100% рабочих мест сотрудников медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения автономного округа, оборудованы компьютерной техникой.
В целях применения методов дистанционного оказания медицинских услуг населению в округе организована сеть телемедицины на базе Департамента здравоохранения автономного округа и 27 подведомственных медицинских организаций. Сформированная в автономном округе инфраструктура готова для включения в многоуровневую телемедицинскую сеть Минздрава Российской Федерации.
В 2018 году в рамках государственных контрактов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации были проведены работы по подключению сети Интернет в 20 медицинских организациях (участковые больницы и амбулатории).
Качество и доступность работы поликлиник, в том и числе и регистратур, по сокращению очередей и улучшению комфортности ведется не первый год посредством следующих сервисов:
региональный сервис "Единая электронная регистратура ЯНАО";
сервис "Запись на прием к врачу" в электронной форме;
сервис "Запись на прием к врачу" посредством голосового диалогового сервиса сайта (РОБОТ);
сервис "Вызов врача на дом" в электронной форме;
сервис "Заказ и выдача медицинской документации".
Говоря о финансировании мероприятий государственной программы, следует отметить, что значительную часть расходов медицинских организаций составляют расходы на заработную плату, в том числе в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента РФ N 597).
Показатели, установленные Указом Президента РФ N 597, в 2018 году в отрасли выполнены по всем установленным категориям персонала. Так, среднемесячная заработная плата на одного работника отрасли в 2018 году составила 97,07 тыс. руб.
За 6 лет произошел рост заработной платы медицинских работников:
по младшему медицинскому персоналу почти в 3,5 раза;
по врачебному и среднему медицинскому персоналу в среднем почти в 1,7 раза.
За счет средств окружного бюджета в 2018 году в рамках реализации мероприятий государственной программы осуществлялось финансирование расходов:
на предоставление государственных работ и услуг;
финансирование текущего ремонта объектов здравоохранения, приобретение оборудования и транспортных средств;
оплату отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой как за пределами автономного округа, так и медицинскими организациями автономного округа;
обеспечение работы санитарной авиации для оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах;
вакцинацию тундрового кочующего населения от сибирской язвы;
санаторно-курортную помощь, восстановительное лечение после стационарного лечения для отдельных категорий населения;
обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет;
лекарственное обеспечение льготных категорий населения;
обеспечение бесплатными комплектами при выписке из родильного отделения новорожденных из числа коренных малочисленных народов Севера;
социальные выплаты работникам учреждений здравоохранения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.