Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе
1.1. Правовая основа для принятия и реализации Программы
Муниципальная программа "Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе на 2019 - 2021 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
- со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Федеральным законом от 12 января 1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей";
- Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
- Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.07.2010 N 602 "Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре";
- Законом Тюменской области от 05.07.2001 N 354 "О регулировании торговой деятельности в Тюменской области";
- Законом Тюменской 08.12.2015 N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
- Законом Тюменской области от 05.05.2008 N 18 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области";
- Постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2018 N 540-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развития потребительского рынка и защиты прав потребителей" до 2020 года;
- Постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2010 N 361-п "О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов";
- распоряжением Правительства Тюменской области от 27.04.2018 N 451-рп "Об утверждении региональной программы "Обеспечение и защита прав потребителей в Тюменской области на период с 2018 по 2020 годы";
- Уставом Сладковского муниципального района;
- Решением Думы Сладковского муниципального района от 26.03.2008 N 26 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Сладковском муниципальном районе";
- Решением Думы Сладковского муниципального района от 03.03.2018 N 113 "Об утверждении Порядка предоставления грантов субъектам малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района на создание и развитие собственного бизнеса";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 18.12.2009 N 1118 "Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Сладковского района до 2020 года и перспективу до 2030 года";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 04.02.2013 N 77 "Об утверждении программы комплексного социально-экономического развития Сладковского муниципального района на 2013 год и на период до 2022 года".
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 24.05.2018 N 602 "О Совете по развитию малого и среднего предпринимательства и улучшения инвестиционного климата";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 25.06.2013 N 595 "Об отборе для предоставления субсидий на поддержку инвестиционной деятельности в Сладковском районе";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 29.04.2013 N 393 "Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов в Сладковском муниципальном районе";
- постановлением администрации Сладковского муниципального района от 25.02.2016 N 149 "Об утверждении порядка формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ";
- распоряжением администрации Сладковского муниципального района от 26.10.2018 N 149 "О разработке муниципальных программ".
Программа учитывает специфику социально - экономического развития района и приоритетные сферы развития малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района.
Уполномоченным органом, ответственным за проведение единой политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе, является администрация Сладковского муниципального района.
1.2. Состояние, тенденции и динамика развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском муниципальном районе
Малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) является составным элементом любой развитой хозяйственной системы как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Развитие малого и среднего предпринимательства обеспечивает решение целого комплекса экономических и социальных задач, в том числе формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и снижению безработицы. Малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития района, повышении гибкости его экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Малое и среднее предпринимательство района - это особый сектор экономики района, представляющий собой совокупность индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий, которые имеют определенные специфические черты, обуславливающие их поведение в условиях рынка.
Анализ развития малого и среднего предпринимательства Сладковского района показывает, что это одна из наиболее динамично развивающихся сфер в районе.
На территории района на 01.01.2019 зарегистрировано 226 субъектов малого предпринимательства (56 малых предприятий и 170 индивидуальных предпринимателей), увеличение на 7 субъектов к уровню предыдущего года.
Основными направлениями деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства района является розничная торговля, оказание бытовых услуг населению, строительство, сельскохозяйственное производство, грузоперевозки, пищевая промышленность.
В сфере малого и среднего предпринимательства трудится 463 человека, что составляет 10% от числа занятых в экономике.
1.2.1. Торговая деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства
На потребительском рынке товаров и бытовых услуг в районе доминирует малое предпринимательство: на его долю приходится 75% от всего оборота розничной торговли и объема бытовых услуг населению.
Следует отметить вклад торговли в общее развитие предпринимательства в районе, так как, зачастую, именно торговля является для многих предпринимателей "первым шагом" в бизнесе. В последние годы одним из положительных направлений развития потребительского рынка является совершенствование инфраструктуры розничной торговли, связанное, прежде всего, с укрупнением и специализацией торговых предприятий.
На начало 2019 года в районе функционируют 106 объектов розничной торговли, принадлежащих субъектам малого и среднего предпринимательства (продовольственных - 8; непродовольственных - 31; со смешанным ассортиментом товаров - 67).
Ведущее место в формировании оборота розничной торговли занимают торгующие организации и индивидуальные предприниматели.
Объекты розничной торговли (субъекты малого и среднего предпринимательства)
Показатели |
Единица измерения |
2017 год |
2018 год |
2018 год к 2017 году |
|
% |
+, - |
||||
Наличие объектов розничной торговли |
единиц |
112 |
106 |
94,6 |
-6 |
Торговая площадь предприятий розничной торговли |
кв. м. |
4302,4 |
4133,8 |
96,08 |
-168,6 |
Показателем развития потребительского рынка является обеспеченность населения торговыми площадями. За последние годы в районе торговые площади увеличились на 10%, при этом торговые площади под магазинами субъектов малого и среднего предпринимательства уменьшились на 3,92% или на 168,6 кв. м.
На 01.01.2018 в районе функционировало 112 объектов розничной торговли, принадлежащих субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) общей торговой площадью 4302,4 кв. м., на 01.01.2019 функционирует 106 объектов с общей торговой площадью 4133,8 кв. м.
Ежегодный прирост торговых площадей (с учетом федеральных сетей) позволил довести уровень обеспеченности населения района торговыми площадями в 2018 году до 467,8 кв. м. в расчете на 1000 жителей, что в 1,4 раза выше норматива. Это привело к ужесточению конкуренции в отрасли и, как следствие, к росту ассортимента предоставляемых товаров, повышению культуры и качества обслуживания.
В целях упорядочения размещения объектов мелкой розницы в муниципальном районе разработана и утверждена схема размещения нестационарных объектов торговли.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статьей 12 Закона Тюменской области от 05.07.2001 N 354 "О регулировании торговой деятельности в Тюменской области", постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2010 N 361-п "О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов" размещение нестационарных объектов розничной торговли регламентировано схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Сладковского муниципального района утверждена постановлением администрации Сладковского муниципального района от 19.08.2016 N 827.
Кроме того, утверждены административные регламенты исполнения муниципальных функций по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля в области торговой деятельности (контроль за размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности) и проведению проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Сладковского муниципального района.
В целях популяризации товаров тюменских товаропроизводителей и продвижения продукции местных товаропроизводителей, расширения ассортимента предлагаемых населению товаров в районе проводится ежегодная сельскохозяйственная ярмарка "Дары земли Сладковской" в рамках реализации проекта "Покупаем Тюменское!" Широкий круг товаров на ярмарочных мероприятиях представляют субъекты малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственные, пищевые и перерабатывающие предприятия, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства Сладковского района.
Основная доля в обороте розничной торговли приходится на районный центр, что является следствием более высокой платежеспособности проживающего здесь населения и расположения 1/3 всех розничных торговых объектов района. В 2018 году оборот розничной торговли на душу населения составил 80,3 тыс. руб., что больше на 6,8 тыс. руб. чем в 2017 году (73,5 тыс. руб.). Рост оборота розничной торговли связан с увеличением денежных доходов населения и ростом заработной платы.
1.2.2. Производство продукции субъектами малого и среднего предпринимательства
За 12 месяцев 2018 года в структуре объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг - 50,2% составляет объем обрабатывающих производств.
В доле обрабатывающих производств, по полному кругу предприятий, устойчиво доминирует пищевая отрасль, её доля составляет 71,6%.
В пищевой промышленности района 100% отгруженной продукции произведено субъектами малого и среднего предпринимательства
Предприятиями района производятся: хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, товарная пищевая рыбная продукция.
Наиболее крупным предприятием пищевой промышленности в районе является ООО "Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство", его доля в структуре оборота ведущих отраслей пищевой промышленности составляет 62,9%. Производство основных видов продукции за 2018 год составило: улов рыбы 1382 тонны или 100,4% к уровню прошлого года (1376 тонн), увеличение на 6 тонн; товарной пищевой рыбной продукции 655,7 тонн - снижение на 10,26 тонн (2017 год - 665,96 тонн). В два раза увеличился объем производства вяленой рыбы, но значительно снизился на 19% объем производства рыбных полуфабрикатов.
Одной из ведущих отраслей пищевой промышленности является хлебопечение, его доля в структуре оборота составляет 37,1%. С октября 2018 года в районе работают 2 хлебопекарни, принадлежащие субъектам малого предпринимательства, которые в состоянии удовлетворить потребность населения района в хлебе. В октябре 2018 года закрылась пекарня Жолудева В.А.
За 12 месяцев 2018 года произведено 662 тонны хлеба и хлебобулочных изделий (99,7% к уровню 2017 года), кондитерских изделий произведено 15,27 тонны, на 6,97 тонн больше или 184% к уровню 2017 года. Рост производства кондитерских изделий произошел за счет увеличения ассортимента выпускаемой продукции ИП Крапивиным Е.Н. и ИП Черновой Н.Г.
Основными поставщиками хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий на продовольственный рынок района являются индивидуальные предприниматели Чернова Н.Г. и Крапивин Е.Н., на долю которых приходится соответственно 46,5 и 48,3% производства, 5,2% производства приходится на ИП Жолудев В.А.
1.2.3. Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе района
Основой экономики Сладковского муниципального района является агропромышленный комплекс.
Сельскохозяйственным производством в Сладковском районе из субъектов малого и среднего предпринимательства занимаются 5 предприятий, в том числе: наиболее крупные предприятия - КХ "Роса" и ООО "Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство" и 21 индивидуальных предпринимателей глав крестьянских фермерских хозяйств (ИП КФХ), в том числе, наиболее крупные - ИП КФХ Перепелкин Н.В., ИП КФХ Сажин А.Г.
Животноводством в районе занимаются 17 сельскохозяйственных предприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства: КХ "Роса", ИП КФХ "Перепёлкин Н.В.", ИП КФХ "Сажин А.Г.", ИП КФХ Ахметов Б.Р., ИП КФХ "Дубинин В.И.", ИП КФХ "Коваленко А.В.", ИП КФХ Ваньков В.В., ИП КФХ Грахова Е.И., ИП КФХ Имембаев А.И., ИП КФХ Биримжанов Б.С., ИП КФХ Абдиров Н.С., ИП КФХ Абдрахманов М.Д., ИП КФХ Сергеев И.И., ИП КФХ Куандыков З.К., ИП КФХ Биримжанов К.Ж., ИП КФХ Тумурзин Д.Т., ИП КФХ Какимова У.У.
14 из перечисленных выше индивидуальных предпринимателей получили гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам Тюменской области.
Поголовье скота в ИП, КФХ, ИП КФХ
Наименование показателя |
Единица измерения |
2018 год |
2017 год |
2018 год к 2017 году |
|
% |
+/ - |
||||
Крупный рогатый скот |
голов |
1623 |
1354 |
119,9 |
269 |
в том числе коровы |
голов |
585 |
507 |
115,4 |
78 |
Поголовье племенного крупного рогатого скота мясного направления |
голов |
379 |
400 |
94,8 |
-21 |
Поголовье крупного рогатого скота в ИП, КФХ, ИП Глав КФХ по состоянию на 01.01.2019 составляет 1623 голов или 119,9% от уровня прошлого года (1354 головы), увеличение на 269 голов. Поголовье коров составляет 585 голов или 115,4%, к уровню прошлого года (507 голов), увеличение на 78 голов.
Разведением чистопородного мясного скота породы "герефорд" в районе занимаются: ИП КФХ Перепелкин Н.В. и ИП КФХ Сажин А.Г. Поголовье чистопородного крупного рогатого скота мясного направления на 01.01.2019 составило 379 голов по району, что на 21 голову меньше или 94,8% к уровню 2017 года (400 голов). Поголовье чистопородного скота в ИП КФХ Перепелкин Н.В. составило 265 голов, в ИП КФХ Сажин А.Г. соответственно 114 голов.
Производство основных видов продукции в ИП, КФХ, ИП КФХ
Наименование показателя |
Единица измерения |
2018 год |
2017 год |
2018 год к 2017 году |
|
% |
+/ - |
||||
Скот и птица на убой (в живом весе) |
тонн |
61 |
54 |
113,0 |
7 |
Молоко |
тонн |
1097,5 |
1033 |
106,2 |
64,5 |
Зерно в весе после доработки |
тонн |
4,8 |
9,0 |
53,3 |
-4,2 |
Производство основных видов продукции животноводства в хозяйствах субъектов малого и среднего предпринимательства за 2018 год составило: скот на убой (в живом весе) 61 тонну или 113% к уровню прошлого года (54 тонны), молока 1097,5 тонн или 106,2% к 2017 году (1033 тонны).
Валовый сбор зерновых и зернобобовых культур за 2018 год (в весе после доработки) составил 4,8 тонн, при урожайности 9,6 цга.
На территории Сладковского района действуют 7 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, и 1 потребительский кредитный кооператив - СПКК "Капитал", относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Шестью кооперативами ведется работа по закупу молока от населения.
Реализацию молока потребительские кооперативы осуществляют по заключенным договорам в ООО "МолГрупп", АО "Тобольский городской молочный завод", АО "Любинский МКК", ООО "Молочный", Маслосыркомбинат "Тюкалинский".
Закупом скота от населения с последующей его реализацией на ООО "Ишимский мясокомбинат", ООО "Мясокомбинат Западный" г. Называевск, АО "Пурагро УК" г. Заводоуковск в районе занимаются четыре кооператива: ОСХПК "Буренка", ОСХПК "Менжинский", ОСХПК "Степновский", ОСХПК "Александровский".
1.2.4. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Для стабильного функционирования потребительского рынка, субъектам малого и среднего предпринимательства оказывалась финансовая поддержка.
В 2018 году была разработана конкурсная документация на грантовую поддержку СМСП. Решением Думы Сладковского муниципального района от 30.03.2018 N 113 принят Порядок предоставления грантов субъектам малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района на создание и развитие собственного бизнеса.
В 2018 году администрацией района был проведен конкурс по предоставлению грантов субъектам малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района на создание и развитие собственного бизнеса. По итогам конкурса были определены следующие получатели грантов на создание и развитие собственного бизнеса:
I место - Общество с ограниченной ответственностью "Оплот" (директор, Бугаев Денис Станиславович), Сладковское сельское поселение;
II место - Общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик" (директор, Жуков Дмитрий Сергеевич), Сладковское сельское поселение;
III место - Индивидуальный предприниматель Сериков Анатолий Любомирович, Никулинское сельское поселение.
На средства грантов планируется приобретение специализированной техники и оборудования.
На территории Сладковского района из 46 населенных пунктов 30 пунктов отнесено к категории труднодоступных, в данных пунктах проживает 2,1 тыс. чел. или 20 процентов населения района.
Отдаленные и труднодоступные территории района характеризуются дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. В 17 труднодоступных населенных пунктах отсутствуют объекты торговли и задача органов местного самоуправления обеспечить население в данных пунктах товарами первой необходимости через оказание помощи предпринимателям, которые возьмут на себя такие функции.
В целях выравнивания условий жизни населения и во исполнение Закона Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления ежегодно наделяются полномочиями по поддержке труднодоступных территорий, в бюджете предусматриваются целевые субвенции на обеспечение населения труднодоступных населенных пунктов товарами первой необходимости и социально значимыми видами бытовых услуг. Для выполнения данных полномочий администраций района принято постановление от 17.04.2018 N 482 "О поддержке труднодоступных территорий".
В 2018 году 7 индивидуальным предпринимателям были компенсированы расходы по доставке и реализации товаров первой необходимости в труднодоступные населенные пункты в сумме 414 тыс. рублей, завезено 144,7 тонн хлеба и хлебобулочных изделий и 40,95 тонн товаров первой необходимости.
1.2.5. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Администрация муниципального района оказывает субъектам малого и среднего предпринимательства имущественную поддержку в форме предоставления муниципальной преференции.
На 01.01.2019 действует 32 договора передачи муниципального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, сроком от 11 месяцев до 10 лет, в том числе представлено в аренду 19 объектов недвижимого имущества, общей площадью 549,8 кв. м. и 84 единицы движимого имущества.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения муниципального имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" преимущественным правом на приобретение арендованного имущества субъекты малого и среднего предпринимательства не воспользовались.
Оказание имущественной поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется администрацией Сладковского муниципального района в виде предоставления в аренду или безвозмездное пользование муниципального имущества без проведения торгов.
1.2.6. Осуществление закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
Заказчиками Сладковского муниципального района исполняется Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Доля закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, размещенных у субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций за 2017 год составила 21%, за 2018 год - 38,5%, рост показателя на 83,3%
1.2.7. Инвестиционная деятельность
В районе продолжается реализация значимых инвестиционных проектов.
Наибольший объем инвестиций был направлен на развитие рыбоводства, сельского хозяйства.
В течение 2018 года на территории Сладковского муниципального района реализовывался 21 инвестиционный проект на общую сумму 413,7 млн. руб., в т. ч.:
- инвестиционные проекты на сопровождении, включенные в Реестр инвестиционных, инновационных проектов и инфраструктурных площадок Тюменской области (4 проекта, из них 3 - проекта СМСП) в т.ч.:
N |
Наименование инвестиционного проекта |
Инициатор проекта |
Завершение реализации проекта |
Объем инвестиций, млн. руб. |
Количество создаваемых рабочих мест |
1 |
Расширение действующего бизнеса: строительство заказника в Сладковском районе. Добыча сапропеля и производство высококачественных удобрений; мараловодческое хозяйство; утилизация биологических отходов и производство биотоплива |
ООО "Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство" |
до 2021 года |
257,8 |
42 |
2 |
Увеличение поголовья КРС и приобретение техники |
ИП КФХ Сажин А.Г. |
2019 |
8 |
3 |
3 |
Модернизация действующего бизнеса: строительство мелиоративных сооружений на озерах Станичное и Глубокое-Никулино Сладковского района с целью улучшения гидрологического режима и обеспечения производства продукции аквакультуры |
ООО "Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство" |
до 2021 года |
33 |
17 |
4 |
Развитие сельскохозяйственного производственного кооператива "Таволжан" |
СПК "Таволжан" |
2019 год |
10,7 |
- |
|
итого |
х |
х |
309,5 |
62 |
|
в т.ч. СМСП |
х |
х |
298,8 |
62 |
- инвестиционные проекты реализуемые, включенные в Реестр инвестиционных, инновационных проектов и инфраструктурных площадок Тюменской области (10 проектов) в т.ч.:
N |
Наименование инвестиционного проекта |
Инициатор проекта |
Завершение реализации проекта |
Объем инвестиций |
Количество создаваемых рабочих мест |
1 |
Реконструкция столярного цеха и приобретение оборудования |
ООО "Оплот" |
2019 |
0,5 |
2 |
2 |
Разведение КРС (мясо-молочного направления) |
ИП КФХ Абдиров Н.С. |
2019 |
4,2 |
3 |
3 |
Разведение КРС (мясо-молочного направления) |
ИП КФХ Абдрахманов М.Д. |
2019 |
4 |
3 |
4 |
Разведение КРС (мясо-молочного направления) |
ИП КФХ Сергеев И.И. |
2019 |
3,8 |
3 |
5 |
Строительство (второй) фермы на 50 голов КРС в д. Майка |
ИП КФХ Сажин А.Г. |
4 кв, 2019 |
1,7 |
1 |
6 |
Строительство фермы на 50 голов с откормочной площадкой в д. Гляден |
ИП КФХ Ваньков В.В. |
2018 |
1,6 |
3 |
7 |
Производство товарной рыбы |
ИП Сериков А.Л. |
2019 |
1,5 |
2 |
8 |
Строительство кормового цеха и водонапорной башни в с. Александровка |
КФХ "Роса" |
2 кв, 2019 |
1 |
2 |
9 |
Строительство сыроварни в с. Александровка |
КФХ "Роса" |
2 кв, 2019 |
0,6 |
1 |
10 |
Реконструкция здания под СТО |
ООО "Перевозчик" |
2 кв, 2019 |
0,5 |
2 |
|
итого |
х |
х |
19,4 |
22 |
- инвестиционные проекты реализованные в 2018 году, включенные в Реестр инвестиционных, инновационных проектов и инфраструктурных площадок Тюменской области (7 проектов, из них 6 - проектов СМСП) в т.ч.:
N |
Наименование инвестиционного проекта |
Инициатор проекта |
Завершение реализации проекта |
Объем инвестиций |
Количество создаваемых рабочих мест |
1 |
Модернизация фермы в д. Майка |
ИП КФХ Сажин А.Г. |
2018 |
0,6 |
1 |
2 |
Разведение КРС (мясо-молочного направления) |
ИП КФХ Ахметов Б.Р. |
2018 |
0,5 |
1 |
3 |
Строительство фермы на 50 голов в с. Менжинское |
ИП КФХ Имембаев А.И. |
2018 |
1,5 |
1 |
4 |
Модернизация действующего бизнеса СПК "Таволжан" |
СПК "Таволжан" |
2018 |
70,9 |
27 |
5 |
Строительство фермы на 50 голов для маточного поголовья КРС в с. Александровка |
КФХ " Роса" |
2018 |
5,6 |
3 |
6 |
Строительство фермы на 50 голов с откормочной площадкой |
ИП КФХ Дубинин В. И. |
2018 |
3,2 |
2 |
7 |
Реконструкция АЗС и приобретение оборудования |
ООО "Топливный и дорожный сервис" |
2018 |
2,5 |
8 |
|
Итого |
х |
х |
84,8 |
43 |
|
в т.ч. СМСП |
х |
х |
13,9 |
16 |
В рамках муниципальной программы "Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Сладковском муниципальном районе на 2019 - 2021 годы" реализуются мероприятия по инвестиционной деятельности, ежемесячно проводится мониторинг реестра инвестиционных проектов реализуемых и планируемых к реализации.
Информация по развитию инвестиционной деятельности размещена на официальном сайте Сладковского муниципального района.
1.2.8. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Администрация района для повышения уровня правовой и экономической грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства проводит семинары, обучения, совещания. Основные темы мероприятий: Школа фермера, Развитие малых форм хозяйствования; Защита прав предпринимателей; Государственная поддержка; Переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники, Работа в системе ФГИС "Меркурий" и др.
Систематически осуществляется информационная поддержка в сфере потребительского рынка и предпринимательства. Информация размещается на официальном сайте Сладковского муниципального района в разделах "Новости" и "Бизнес".
Для координации деятельности между органами местного самоуправления и предпринимательским сообществом с 2008 года работает Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Сладковского муниципального района.
В состав Совета входят представители администрации района, субъектов малого предпринимательства, организаций, занимающихся развитием малого предпринимательства.
1.2.9. Участие СО НКО в решении задач социально-экономического развития Сладковского муниципального района
Некоммерческие организации являются основными партнерами органов местного самоуправления в решении стоящих перед обществом социальных проблем.
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), осуществляющих деятельность на территории муниципального района, является необходимым инструментом решения задач социально-экономического и культурного развития муниципалитета и местного сообщества.
Социально ориентированные некоммерческие организации содействуют развитию гражданского общества, благотворительности и добровольчества; осуществляют поддержку людей в трудной жизненной ситуации, вносят вклад в решение проблем образования, экологии, защиты животных, популяризации культуры и здорового образа жизни и др.
К числу приоритетных направлений поддержки СО НКО в муниципальном районе можно отнести:
- обеспечение условий увеличения объемов, расширения ассортимента и повышение качества социальных услуг, предоставляемых СО НКО, включая расширение масштабов инновационных проектов в социальной сфере;
- расширение участия граждан в деятельности СО НКО на добровольной основе и увеличение благотворительных пожертвований частных лиц и организаций;
- развитие системы гражданского участия в формировании муниципальной политики, расширение возможностей влияния СО НКО на принятие решений по вопросам местного значения, развитие общественного участия в принятии решений для повышения их эффективности;
- обеспечение активного участия объединений граждан, проживающих на территории муниципального района, в развитии общественного самоуправления, принятии самостоятельных решений, самостоятельном производстве общественных благ и услуг, расширение деятельности объединений жителей муниципалитета по преобразованию местной среды и местной жизни;
- содействие развитию социального предпринимательства.
Поддержка и развитие СО НКО не являются самоцелью, а рассматриваются как инструмент развития муниципального района, использование которого позволит повысить эффективность решения социально-экономических задач.
1.2.10. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Несмотря на положительные тенденции развития малого и среднего предпринимательства, проблемы, препятствующие развитию бизнеса, остаются. Выявленные проблемы носят общефедеральный характер.
Сдерживающие факторы в развитии малых предприятий можно распределить на три группы проблем:
Финансовые:
- труднодоступность кредитных ресурсов (высокие процентные ставки, отсутствие залогового обеспечения);
- труднодоступность лизингового механизма;
- отсутствие стартового капитала для обеспечения деятельности СМСП.
Как правило, начинающие предприниматели не всегда располагают достаточными финансовыми средствами для развития бизнеса, поэтому потребность в денежных средствах является существенной.
Существует два способа решения данной проблемы: использовать личные накопления, либо привлекать заемные средства.
Главными причинами отсутствия возможности получения кредита предприниматели указывают на высокие процентные ставки и отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банком объемах.
Большое значение для предпринимателей имеет модернизация и технологическое обновление существующего производства, которые необходимо проводить для поддержания своей конкурентоспособности на соответствующем уровне. Однако деятельность субъектов предпринимательства характеризуется низкими темпами обновления основных фондов, что обусловлено двумя факторами: высоким сроком окупаемости инвестиционных вложений в производство (средний срок окупаемости составляет около 5 лет) и высоким процентом закрываемости субъектов малого предпринимательства в первые три года осуществления своей деятельности. В связи с этим, товары местных производителей, не проводивших модернизацию производства, уступают рыночную нишу более технологичным товарам из других регионов и стран.
Организационные:
- недостаток навыков ведения бизнеса и слабый маркетинг;
- отсутствие специализированных площадей для ведения бизнеса;
- трудности в оформлении разрешений на размещение производственных площадок, подключении их к сетям;
- изношенность и отсутствие оборудования;
- недостаток квалифицированных рабочих.
В связи с отсутствием у предпринимателей достаточной информации о ёмкости рынков они начинают вести свою деятельность в уже заполненных нишах, что является одной из причин закрытия предприятий. Наиболее часто новые предприятия возникают в сфере розничной торговли, а также в производстве потребительских товаров, наиболее массовых и устойчивых к изменению спроса видах деятельности. Отсутствие навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний являются препятствием для более эффективного развития бизнеса. Недостаточный уровень самоорганизации малого и среднего бизнеса, слабая общественная активность предпринимателей, их разобщенность - существенные проблемы, негативно сказывающиеся на развитии малого и среднего предпринимательства в Сладковском районе.
Внешняя среда и конъюнктура рынка:
- высокий уровень конкуренции на рынках по позициям товаров и услуг, производимых СМСП;
- низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
- низкая предпринимательская активность населения и низкий уровень имиджа и репутации предпринимательской деятельности;
- низкая экспортная активность СМСП.
Поддержка в продвижении продукции и услуг необходима предприятиям малого и среднего предпринимательства так же, как финансовая и имущественная поддержка. Среди распространенных способов поддержки можно назвать такие, как: проведение конкурсов, выставок, а также оказание финансовой поддержки предприятиям для возможности участия в вышеназванных мероприятиях.
Одним из видов имущественной поддержки СМСП является предоставление в аренду муниципальных нежилых помещений в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Перспективы развития малого и среднего предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого и среднего предпринимательства может успешно развиваться.
Для ускорения темпов экономического роста малого и среднего предпринимательства, как фактора борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать создание новых малых и средних предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость населения в данном секторе экономки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.