Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
от 28.06.2019 N 128-рк
Муниципальная программа
"Повышение эффективности управления и распоряжения муниципальной собственностью города Тюмени на 2015 - 2022 годы"
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Повышение эффективности управления и распоряжения муниципальной собственностью города Тюмени на 2015 - 2022 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени, в том числе:
Гражданским кодексом РФ;
Земельным кодексом РФ;
Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности";
Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности";
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции";
постановление Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 457-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие имущественного комплекса" и признании утратившим силу некоторых нормативных правовых актов";
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
национальным проектом "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденным президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16);
Уставом города Тюмени;
решением Тюменской городской Думы от 25.06.2002 N 295 "О Порядке приватизации муниципального имущества г. Тюмени";
решением Тюменской городской Думы от 31.05.2007 N 575 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени";
решением Тюменской городской Думы от 27.12.2007 N 754 "О Положении об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тюмени";
решением Тюменской городской Думы от 11.02.2008 N 786 "О порядке передачи муниципального имущества города Тюмени в аренду, безвозмездное пользование";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 11.07.2016 N 208-пк "Об утверждении Регламента работы Администрации города Тюмени, муниципальных бюджетных, автономных учреждений по приему в муниципальную собственность города Тюмени имущества от юридических и физических лиц по договору дарения, договору пожертвования";
постановлением Администрации города Тюмени от 29.08.2016 N 269-пк "Об утверждении Регламента организации сноса (согласования сноса) муниципальных объектов недвижимости";
распоряжением Администрации города Тюмени от 30.08.2007 N 1283-рк "Об утверждении Порядка выявления, постановки на учет и обслуживания бесхозяйных вещей, приема и хранения находок на территории города Тюмени";
распоряжением Администрации города Тюмени от 04.06.2012 N 267-рк "Об утверждении Регламента работы Администрации города Тюмени по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений муниципального жилищного фонда города Тюмени".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Проблемами, препятствующими повышению эффективности управления имуществом, составляющим муниципальную казну города Тюмени (за исключением жилых помещений), являются:
1. Наличие неактуальной (неполной) информации о муниципальном имуществе в Едином государственном реестре недвижимости.
Причины возникновения проблемы:
изменение порядка описания и изготовления документации на объекты недвижимости, содержащей технические характеристики;
отсутствие технических планов на объекты недвижимости, необходимых для постановки объектов на государственный кадастровый учет;
наличие объектов муниципальной собственности, в отношении которых не осуществлена постановка на государственный кадастровый учет.
В период с 2012 года по 01.01.2015 зарегистрировано право муниципальной собственности на 6073 объекта, в том числе на 1564 бесхозяйных объекта.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) изменился порядок описания и изготовления документации на объекты недвижимости, содержащей технические характеристики для государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости (помещения, здания, сооружения (в том числе бесхозяйные)) и сделок с объектами недвижимости, в том числе с их частью, в связи с чем, необходимо проведение государственного кадастрового учета таких объектов.
Государственный кадастровый учет помещения, здания, сооружения возможен только на основании документов, предусмотренных Законом о регистрации. Документом - основанием для постановки на кадастровый учет помещения, здания, сооружения является технический план, изготовленный по результатам кадастровых работ. Снятие с государственного кадастрового учета, в соответствии с Законом о регистрации, осуществляется на основании акта обследования, являющегося результатом кадастровых работ.
Необходима предварительная постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, в случаях проведения регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости или совершения сделок по аренде (купле-продаже) части объекта недвижимости, сведения о котором ранее внесены в единый государственный реестр недвижимости.
При совершении сделок (аренда, купля-продажа, оформление права оперативного управления), а также при сносе, уничтожении, утрате объектов муниципальной собственности, в том числе в отношении части нежилого помещения, здания, сооружения, необходима постановка на государственный кадастровый учет либо снятие с учета объектов недвижимости.
Для решения данной проблемы необходимо продолжить реализацию мероприятий по изготовлению технических планов и постановке объектов муниципальной собственности на государственный кадастровый учет.
В период 2015 - 2016 годов зарегистрировано право муниципальной собственности на 531 объект.
В период 2017 - 2018 зарегистрировано право муниципальной собственности на 5436 объектов, согласно запланированным значениям по состоянию на 01.01.2017.
По итогам 2018 года выполнен план, установленный на 01.01.2017.
2. Наличие на территории города Тюмени бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения, препятствующих организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Причины возникновения проблемы:
Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения, необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, представляют определенную проблему для ресурсоснабжающих организаций по их обслуживанию и эксплуатации.
В процессе обслуживания и эксплуатации бесхозяйных сетей инженерно-технического обеспечения возникают аварийные ситуации, препятствующие бесперебойному обеспечению населения коммунальными ресурсами.
Причины появления бесхозяйных инженерных сетей.
Чаще всего бесхозяйными оказываются инженерные сети следующих объектов:
- государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества, которые не были внесены в реестры федерального и государственного имущества и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность;
- предприятий, признанных банкротами;
- частного сектора жилой застройки;
- вновь построенных объектов на территории города Тюмени, которые не были оформлены и переданы эксплуатирующим организациям заказчиками строительства;
- самовольно реконструированных застройщиками объектов недвижимости, без получения соответствующих разрешений, и, как следствие, образование новых бесхозяйных объектов.
Главными задачами выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества и оформления муниципального права собственности на них являются:
обеспечение нормальной, безаварийной и безопасной технической эксплуатации объектов;
создание условий для организации в границах городского округа электро-, тепло-, газои водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, только орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, вправе признать право собственности на данное имущество. Для осуществления главных задач департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени в части реализации полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом проводятся мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения.
Работа по выявлению и постановке на учет бесхозяйных сетей инженерно-технического обеспечения осуществляется в соответствии с распоряжением Администрации города Тюмени от 30.08.2007 N 1283-рк "Об утверждении Порядка выявления, постановки на учет и обслуживания бесхозяйных вещей, приема и хранения находок на территории города Тюмени".
Процесс выявления и последующего оформления в муниципальную собственность бесхозяйных сетей инженерно-технического обеспечения является непрерывным и требует финансовых затрат из бюджета города Тюмени на проведение кадастровых работ по изготовлению технических планов в отношении выявленного бесхозяйного имущества.
В период 2015 - 2018 годов зарегистрировано право муниципальной собственности на 1989 объектов бесхозяйного имущества.
По состоянию на 01.01.2019 дополнительно выявлено 5155 бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения, на которые необходимо зарегистрировать право муниципальной собственности.
Признание права собственности на бесхозяйные объекты инженерно-технического обеспечения позволит создать условия для организации в границах городского округа электро-, тепло-, газои водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
3. Недостаточная вовлеченность муниципального имущества в хозяйственный оборот субъектов малого и среднего предпринимательства и некоммерческих организаций на территории города Тюмени.
Перечень имущества, находящегося в собственности муниципального образования, определяется в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом объекты муниципальной собственности, предназначенные для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений закрепляются на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.
Учитывая, что целями управления муниципальной собственностью являются обеспечение реализации полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления города Тюмени и устойчивое социально-экономическое развитие города Тюмени, законодательно определены приоритетные
направления использования имущественного потенциала муниципального образования.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" органы местного самоуправления обязаны утверждать перечни муниципального имущества для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в долгосрочную аренду, в том числе на льготных условиях.
Паспорт Национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" предусматривает к 1 декабря 2024 года обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к предоставляемому на льготных условиях имуществу за счет дополнения общего количества объектов, в том числе неиспользуемых, неэффективно используемых или используемых не по назначению в перечнях.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р утверждена Целевая модель "Поддержка малого и среднего предпринимательства" которая задает целевые значения показателей по направлению имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства до конца 2021 года, включая ежегодный рост на 10% количества объектов включенных в перечни, и увеличение доли таких объектов, сданных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства будет способствовать вовлечению муниципального имущества в хозяйственный оборот, укреплению имущественной базы малого и среднего бизнеса, а также последующего выкупа имущества арендаторами.
По состоянию на 01.01.2019 в перечень муниципального имущества включено 83 объекта для использования в целях предоставления его во владение, пользование на долгосрочной основе субъектами малого и среднего предпринимательства.
Пополнение перечня позволит обеспечить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к муниципальному имуществу, что позволит им получить имущественную поддержку за развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Тюмени.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органами местного самоуправления может оказываться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, определенных законом.
Исходя из целей создания социально ориентированных некоммерческих организаций, установленных законом, они создаются для разрешения наиболее значимых и актуальных социальных проблем, в связи с чем, существует необходимость выстраивания системы взаимоотношений органов власти и некоммерческих организаций как равноправных субъектов взаимодействия в целях объединения усилий для решения задач социально-экономического развития города, расширения участия местных сообществ в решении социально-экономических проблем города путем обеспечения социально ориентированных некоммерческих организаций муниципальным имуществом в рамках оказания имущественной поддержки.
По состоянию на 01.01.2019 в перечень муниципального имущества включено 26 объектов для использования в целях предоставления его во владение, пользование социально ориентированным некоммерческим организациям.
Пополнение перечня позволит социально ориентированным некоммерческим организациям получить имущественную поддержку для развития и, в конечном итоге, и осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем.
Имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения либо не востребованное органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 4 части 8 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подлежит отчуждению в порядке приватизации либо перепрофилированию.
4. Наличие части земель и земельных участков под объектами муниципальной собственности (за исключением объектов инженерно-технического обеспечения), на которые не оформлено право муниципальной собственности.
Причиной возникновения проблемы является размещение части муниципальных объектов на землях (земельных участках), относящихся к различным иным формам собственности, в том числе обремененных правами третьих лиц, а также необходимость внесения изменений в документы градостроительного зонирования, территориального планирования в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, при образовании земельных участков в соответствии с положениями земельного законодательства, что приводит к нарушению принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости.
Статья 273 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом. Кроме того, статья 552 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. Аналогичную позицию предусматривает статья 35 Земельного кодекса РФ.
Отсутствие права муниципальной собственности на земельные участки под объектами муниципальной собственности является препятствием для эффективного распоряжения муниципальным имуществом.
5. Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры, находящимся в казне города Тюмени.
Причина возникновения проблемы:
несоответствие большинства объектов, находящихся в муниципальной казне города Тюмени, требованиям действующих норм и правил по оборудованию средствами беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения;
недостаточное оснащение объектов социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной казне города Тюмени, элементами доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реализуются мероприятия по оборудованию объектов, находящихся в муниципальной казне города Тюмени, средствами беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Реализация мероприятий по повышению доступности среды для маломобильных групп населения осуществляется путем внедрения элементов безбарьерной среды, проведения переоборудования помещений (устройство пандусов, поручней, кнопки вызова, санитарного узла для инвалидов и маломобильных групп населения, монтаж подъемников и т.д.).
По состоянию на 01.07.2014 муниципальным казенным учреждением "Тюменское городское имущественное казначейство" совместно с представителями общественных организаций инвалидов проведена работа по обследованию объектов и определению технических решений, направленных на обеспечение доступности для маломобильных групп населения, по 480 объектам муниципальной казны, из них:
- признаны подлежащими оборудованию беспрепятственным доступом для инвалидов и других маломобильных групп населения 247 объектов;
- 233 объекта муниципальной казны признаны неподлежащими оборудованию средствами беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения (не посещают инвалиды, отсутствует техническая возможность, объекты включены в план приватизации).
Количество и перечень объектов муниципальной казны города Тюмени, на которых необходимо обеспечить доступность для маломобильных групп населения, согласован с представителями общественных организаций инвалидов и рассмотрен на межведомственной комиссии по вопросам реабилитации инвалидов города Тюмени в 2014 году.
В рамках Программы по объектам подлежащим оборудованию беспрепятственным доступом для инвалидов и других маломобильных групп по состоянию на 01.07.2014 запланировано полное выполнение мероприятий. Создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам муниципальной казны города Тюмени будет способствовать повышению комфортности жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и появлению дополнительных мест их обслуживания.
3. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель, на достижение которой направлена реализация Программы:
"Повышение эффективности использования государственного имущества и бюджетных средств" (постановление Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 457-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие имущественного комплекса" и признании утратившим силу некоторых нормативных правовых актов").
Сокращения:
ДИО - департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени;
ДЗОиГ - департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени;
ТГИК - МКУ "Тюменское городское имущественное казначейство".
4. Показатели результативности реализации Программы
<*> условные обозначения:
^- увеличение значения показателя (прямой показатель);
V - уменьшение значения показателя (обратный показатель);
0 - без изменений.
Сокращения:
ДИО - департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени,
ДЗОиГ - департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени.
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности реализации Программы
1. "Количество недвижимого имущества, в отношении которого изготовлены технические планы и осуществлена постановка на кадастровый учет".
Достижение годовых значений показателя результативности планируется за счет проведения мероприятий по изготовлению технических планов в отношении недвижимого имущества и постановке его на кадастровый учет, с целью дальнейшего его учета в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок.
2. "Количество недвижимого имущества (за исключением жилых помещений), принятого в муниципальную собственность в порядке признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, в отношении которого зарегистрировано право муниципальной собственности".
Достижение годовых значений показателя результативности планируется за счет признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество в судебном порядке.
3. "Доля бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения, в отношении которых зарегистрировано право муниципальной собственности".
Достижение годовых значений показателя результативности планируется за счет признания права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерно-технического обеспечения в судебном порядке.
4. "Доля недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну города Тюмени, предназначенного для решения вопросов местного значения и востребованного для реализации полномочий органа местного самоуправления".
Достижение годовых значений показателя результативности планируется за счет организации и проведения мероприятий по совершенствованию системы управления и распоряжения муниципальн
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации г. Тюмени от 28 июня 2019 г. N 128-рк "О внесении изменения в распоряжение Администрации города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.