Заслушав информацию председателя Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера об итогах выездного заседания Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера на тему "Актуальные проблемы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере рыболовства", Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Информацию об итогах выездного заседания Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера на тему "Актуальные проблемы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере рыболовства" принять к сведению.
2. Комитету Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера продолжить работу по исполнению пунктов протокольного решения выездного заседания.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа |
С.М. Ямкин |
Информация
об итогах выездного заседания Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера на тему "Актуальные проблемы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере рыболовства"
22 апреля 2016 года в селе Аксарка Приуральского района состоялось выездное заседание Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера на тему "Актуальные проблемы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере рыболовства" (далее - выездное заседание комитета, автономный округ). До начала выездного заседания члены комитета посетили крестьянско-фермерское хозяйство "Олейник" в г. Салехарде, одно из частных хозяйств, где выращивают осетра, а также муниципальное предприятие "Аксарковское рыбопромышленное предприятие Приуральского района" в селе Аксарка.
Заседание открыл председатель Комитета Законодательного Собрания автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера Марат Шамилевич Абдрахманов.
С приветственным словом выступили Председатель Законодательного Собрания автономного округа Сергей Миронович Ямкин, а также Глава Приуральского района Иван Иванович Сакал.
В выездном заседании комитета приняли участие 40 человек, в том числе депутаты Районной Думы муниципального образования Приуральский район, представители глав муниципальных образований Ямальский, Приуральский, Шурышкарский районы, представители предприятий и организаций агропромышленного комплекса, в том числе общин коренных малочисленных народов Севера.
В рамках темы выездного заседания рассмотрены следующие вопросы:
1. "Актуальные проблемы агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере промышленного рыболовства".
Докладчик: Жедулев Вячеслав Олегович - заместитель директора Департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. "О состоянии рыбных запасов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и планируемых изменениях в Правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна".
Докладчик: Матковский Андрей Константинович - начальник отдела эколого-сырьевых исследований ФГБНУ "Госрыбцентр".
3. "Охрана водных биологических ресурсов в рамках межведомственного взаимодействия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
Докладчик: Истрати Олег Сергеевич - начальник управления по охране и регулированию использования животного мира Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
4. "Информация о результатах работы отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Ямало-Ненецкому автономному округу по борьбе с браконьерством за 2015 год".
Докладчик: Рубашин Андрей Николаевич - начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Ямало-Ненецкому автономному округу.
5. "Участие государственной ветеринарной службы в деятельности органов государственной власти по охране водных биологических ресурсов".
Докладчик: Листишенко Андрей Александрович - руководитель Службы ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа.
6. "Итоги деятельности пограничной службы в сфере охраны водных биологических ресурсов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа за период 2015 - 2016 годов".
Докладчик: Карташев Сергей Анатольевич - заместитель начальника отдела ПОГК Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району.
7. "О результатах работы территориальных подразделений УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу по выявлению и расследованию преступлений в сфере незаконной добычи водных биоресурсов".
Докладчик: Демин Сергей Борисович - начальник отдела организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу.
По информации Департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа известно, что на территории автономного округа зарегистрировано 82 рыбодобывающих предприятия, из них 47 - это те предприятия, которые получают государственную поддержку в рамках программы развития агропромышленного комплекса, из них 19 - именно рыбодобывающих предприятий, 12 - сельскохозяйственных предприятий, 13 - малых форм хозяйствования, 3 - рыбодобывающих комплекса. В 2015 году добыча водных биологических ресурсов в автономном округе рыбодобывающими предприятиями всех форм собственности составила 8615 тонн. Обеспеченность автономного округа рыбой и рыбопродуктами составляет порядка 70%. За счет освоения новых рыболовецких участков, повышения уровня технического оснащения отрасли ежегодная добыча рыбы с 9 тысяч тонн может возрасти до 12 тысяч.
В связи с уменьшением квот на вылов ценных видов рыб (запрещение вылова муксуна и нельмы) возросли объемы добычи частиковых и тресковых видов. Если в 2010 году их объем составлял 46% от общего улова, то в 2015 году процент вырос до 56%. Предприятия округа выполняли свои производственные программы за счет увеличения вылова таких видов рыб, как щука, язь, налим, плотва, ряпушка.
Несмотря на динамичное развитие агропрома Ямала, в отрасли существуют проблемы, которые касаются не только нашего региона и решение которых возможно лишь на федеральном уровне. Одной из проблем, сдерживающих развитие рыбодобывающей отрасли, остается вопрос неэффективного использования выделяемых квот на добычу водных биоресурсов, связанного с несовершенством нормативно-правовой базы, не позволяющей во время путины оперативно перераспределить их. По итогам 2010 года неосвоение квот составило 20%, в 2011 году - 17%, в 2012 году - 25%, в 2013 году - 20%, в 2014 году - 24%, в 2015 году - 22%. Ежегодное неосвоение доведенных до автономного округа квот добычи составляет порядка 20%. Необходимо скорейшим образом решить вопрос передачи полномочий по оперативному перераспределению квот на уровень субъекта Федерации. Существующая система малоэффективна, не учитывает короткое время путины в Арктике. Страдает обеспечение рыбными продуктами, рыбаки теряют в зарплате.
В этой связи Законодательное Собрание автономного округа подготовило и направило обращение Министру сельского хозяйства Российской Федерации по вопросу передачи полномочий по оперативному перераспределению квот добычи водных биоресурсов во внутренних водоемах на уровень субъектов Российской Федерации, на что был получен ответ, что в настоящий момент проводится работа по сбору и обобщению информации, поступающей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросу совершенствования разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, что предложения Законодательного Собрания автономного округа будут включены в проект доклада Минсельхоза России. В настоящий момент вопрос этот не решен.
В этих же целях комитетом подготовлена законодательная инициатива по внесению изменений в статью 38 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части наделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по проведению аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации.
Кроме того, Департаментом агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа подготовлено и направленно обращение Министру сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачёву от 18 августа 2015 года N 103-12/04/143 об отмене долевого принципа распределения квот для водных биоресурсов, чей жизненный цикл проходит во внутренних пресноводных водных объектах (сиг-пыжьян, пелядь, омуль, чир). На заседании Нижнеобского научно-промыслового совета Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна было принято решение поручить ФГБНУ "Госрыбцентр" проработать вопрос исключения пеляди, пыжьяна, чира и омуля из перечня видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов в пресноводных водных объектах автономного округа. Данный вопрос рассмотрен в апреле 2016 года на заседании Нижнеобского научно-промыслового совета Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, и решение этого вопроса отложено до октября 2016 года, когда Росрыболовством будет разработана Методика об исключении из перечня определенных водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов. Возможно, это решится осенью 2016 года. Данный вопрос находится на контроле Департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа.
Одна из проблем, которая мешает рыбодобывающим предприятиям автономного округа, - это достаточно сложная форма тоневого журнала, то есть этот тоневой журнал был разработан прежде всего для рыбодобывающих предприятий, которые ведут промысел в морских водах. Соответственно, были обращения в Минсельхоз России о том, что необходимо внести подобные изменения.
В целях внесения изменений в Правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна были подготовлены предложения и направлены сначала в ФГБНУ "Госрыбцентр", которое рассмотрело их и одобрило, далее они направлены в Росрыболовство. На сегодняшний день Росрыболовство одобрило внесение таких поправок. Наиболее важным является то, что одобрено изменение в предоставлении отчетов по традиционному рыболовству для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера с одного раза в квартал на один раз в год. Законодательное Собрание автономного округа еще в марте 2015 года приняло постановление об обращении к Министру сельского хозяйства Российской Федерации Н.В. Федорову по вопросу внесения изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 октября 2014 года N 402 "Об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна". Есть надежда, что эти изменения будут приняты до конца года. Принята и вторая поправка, которая касается Приуральского района (запрет, который был с 20 мая по 16 июня, будет отменен, соответственно, промысел будет начинаться для рыбодобывающих предприятий с распаления льда; это очень важно как для Приуральского, так и для Ямальского районов).
Актуальной проблемой в рыбной отрасли является снижение запасов сиговых видов рыб. С введением системы квотирования увеличилась промысловая нагрузка на рыбные ресурсы. По оценкам специалистов Института экологии и животных УрО РАН, за 35 лет численность муксуна в Оби снизилась примерно в 5 раз. Для спасения популяции приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации вылов муксуна в автономном округе сейчас запрещен и может производиться только в научно-исследовательских целях, а также для разведения рыбы. Основные причины снижения численности сиговых рыб - чрезмерно высокая интенсивность промысла, сокращение нерестилищ и браконьерство. По данным ФГБНУ "Госрыбцентр", на магистрали Оби количество плавных сетей на территории автономного округа увеличилось в два раза, по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - в десятки раз. Увеличилась нагрузка на те популяции, которые идут в верховья реки Оби для нереста, - нельма, муксун, пелядь. Все это сказалось на численности и вообще на структуре популяции, отмечается сокращение возрастного состава, уменьшение средних размеров рыбы, то есть идет перелов пополнения.
Наблюдается также сокращение численности чира (щёкура). Причиной этому послужило то, что практически все рыбодобывающие предприятия настроены на вылов рыбы сиговых пород в осенний период, когда фактически промысел ведется в отношении нерестовой ее части, то есть с икрой; самки, самцы, половозрастная, нерестовая часть - это основа воспроизводства. При анализе данных добычи чира в 2015 году получается, что на территории автономного округа добыто 103 тонны щёкура. Из них до конца августа добыто всего 5 тонн, а остальная рыба выловлена именно в тот период, когда рыба идет на нерест. В этой связи комитетом рекомендовано Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа рассмотреть возможность установления ограничения промышленного рыболовства в отношении сиговых видов рыб на путях их миграции на нерест (конец августа - сентябрь).
Основная причина ухудшения воспроизводства сиговых, осетровых, сокращения нерестилищ - гидростроительство (Новосибирская ГЭС, которая отрезала часть нерестилищ муксуна, пеляди, нельмы, осетра). Пострадали главные нерестилища осетра. Многие нерестовые реки, которые давали значительную часть пополнений, загрязняются. К примеру, на реке Томь ведется добыча ПГС. Все это сказывается на воспроизводстве. После гидростроительства, а Новосибирская ГЭС была построена еще в 1959 году, запасы стабилизировались на более высоком уровне только в 80-е годы. Аналогичная ситуация и с нельмой. Осетр в 2008 году попал в Красную книгу, потому что основная его живая форма, полупроходная, существует только за счет мизерного искусственного воспроизводства на Абалакском рыборазводном заводе.
Вторая причина - это браконьерство. В 2015 году на территории автономного округа зарегистрировано 86 преступлений, которые относятся к сфере незаконной добычи биоресурсов. В 2014 году поставлено на учет 77 таких преступлений. В основе этой группы преступлений - преступление, предусмотренное статьей 256 УК РФ, - незаконная добыча, вылов водных биоресурсов и преступление, предусмотренное статьей 256.1 УК РФ, - оборот ценных водных биоресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу. Эти преступления относятся к категории высоколатентных, выявляются они при проведении рейдовых мероприятий, специальных и оперативно-розыскных мероприятий. В подавляющем большинстве эти преступления совершены на территории Надымского, Ямальского, Тазовского и Приуральского районов. Завершено расследование по 33 уголовным делам этой категории, 25 дел направлено в суд и 8 дел прекращено по нереабилитирующим основаниям, в основном это применение акта амнистии, связанной с юбилеем Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. По оконченным делам сумма причиненного ущерба составила более 6 млн 900 тысяч рублей, сумма возмещенного ущерба - чуть более 5,5 млн рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "статьей 258.1 УК РФ"
Сотрудниками отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по автономному округу в 2015 году выявлено также достаточно много нарушений в области рыболовства. Было возбуждено 860 дел об административных правонарушениях, 24 материала было направлено в УМВД России по автономному округу для принятия решения о возбуждении уголовных дел. К административной ответственности из числа 860 дел привлечено 168 юридических лиц. Наложено штрафов на сумму 8,9 млн рублей и предъявлено исков на сумму 8,7 млн рублей.
Сотрудниками пограничного управления во взаимодействии с другими структурами, полицией, Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа в общей сложности проведено более 150 рейдовых мероприятий, в результате которых было выявлено более 200 правонарушений в области рыболовства, к различным видам ответственности привлечено более 30 лиц, наложено штрафов на сумму около 7 млн рублей, изъято из водной среды незаконно установленных орудий лова длиною около 50 км.
В структуре общей преступности преступления этого вида занимают очень незначительную долю. Ущерб, причиненный при совершении этих преступлений, в общей структуре причиненного материального ущерба превышает 35%. Это преступления, влекущие за собой крупный ущерб. При расследовании, квалификации преступлений, обусловленных статьей 256 УК РФ, существует ряд проблемных вопросов. Одним из проблемных вопросов в сфере уголовно-правовой квалификации деяний при совершении преступлений, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов, является отсутствие четких критериев определения крупного ущерба, что не позволяет в полной мере применять требование пункта "а" части 1 статьи 256 УК РФ. В целях решения этой проблемы комитетом готовится законодательная инициатива по внесению изменений в статью 256 УК РФ в части дополнения ее примечанием с указанием конкретного размера крупного ущерба, причиненного в результате незаконной добычи водных биологических ресурсов, исчисляемого по таксам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 724 от 26 сентября 2000 года.
В целях стабилизации обстановки в сфере рыболовства, незаконной реализации водных биологических ресурсов УМВД России по автономному округу рекомендовано усилить меры по выявлению и пресечению фактов браконьерства на территории автономного округа, пресечению фактов вывоза незаконно выловленной рыбы в особо крупных размерах, проверке законности реализации рыбы осетровых пород, муксуна, нельмы на рынках и предприятиях торговли в населенных пунктах автономного округа, а Правительству автономного округа рекомендовано рассмотреть возможность выделения бюджетных средств на проведение научно-исследовательских работ по определению (идентификации) видов популяции рыб (выявлению генетических маркеров), запрещенных к вылову на территории автономного округа, что продиктовано практической необходимостью при осуществлении борьбы с браконьерством пресечения незаконной реализации запрещенных к вылову видов рыб.
Для Ямала муксун - это не просто рыба. Это, во-первых, бренд, а во-вторых, индикатор самочувствия коренного населения. Именно поэтому мы должны приложить все усилия, чтобы численность этого "царя водоемов" восстановилась. А чтобы восстановить стадо муксуна нужно, по информации специалистов ФГБНУ "Госрыбцентр", 800 млн молоди, для восстановления пеляди - порядка 4,5 млрд молоди. По всем сигам имеется дефицит, который необходимо восполнять, чтобы вообще забыть про квоты. Необходимо создание сети инкубационных цехов на нерестовых реках автономного округа в целях подращивания личинок сиговых видов рыб, что возможно решить за счет компенсационных средств за нанесенный ущерб водным биологическим ресурсам. Нужно "подтянуть" аквакультуру и укрепить базу восполнения водных биоресурсов. В этой связи предлагается Комитету Законодательного Собрания автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера совместно с Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа, Департаментом по науке и инновациям автономного округа, Департаментом агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа рассмотреть возможность строительства сети инкубационных цехов на нерестовых реках автономного округа. Применительно к условиям Ямала есть необходимость внесения изменений в Приказ Минсельхоза России N 25 от 31 января 2015 года "Об утверждении методики расчета объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов, необходимого для обеспечения сохранения водных биологических ресурсов и обеспечения деятельности рыбоводных хозяйств, при осуществлении рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства)" в части снижения возраста и навесок посадочного материала и возможности осуществления зарыбления выдержанной личинкой.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "от 30 января 2015 года"
Сегодня именно рыборазведение является одним из перспективных направлений ямальского агропромышленного комплекса. Такие возможности есть не у каждого субъекта. Мы можем экспортировать рыбу: у округа есть выход в Мировой океан через порт Сабетта. Население планеты растет, а рыба - один из наиболее потребляемых продуктов. Губернатор автономного округа поручил проработать закон о рыборазведении, об аквакультуре. В связи с подготовкой проекта закона автономного округа "О рыболовстве, аквакультуре (рыбоводству) и сохранении водных биологических ресурсов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" Комитетом Законодательного Собрания автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера рекомендовано Правительству автономного округа при подготовке бюджета автономного округа на 2017 - 2019 годы предусмотреть бюджетные средства на проведение научно-исследовательских работ по определению пригодности водоемов для целей рыбоводства (аквакультуры) на территории автономного округа. В округе есть потенциал для увеличения вылова - это, прежде всего, озерные системы. До сих пор не освоены пойменные системы рек Полуй, Собь, озерные системы рядом с Байдарацкой губой и сама Байдарацкая губа. Проект закона автономного округа "О рыболовстве, аквакультуре (рыбоводстве) и сохранении водных биологических ресурсов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" планируется к рассмотрению и принятию к концу 2016 года. При удачной реализации это послужит и на благо кочующих ямальцев, и на благо округа, который может занять весомую позицию в воспроизводстве биоресурса и его реализации.
Для предотвращения дальнейшего снижения запасов сиговых рыб в автономном округе планируется к реализации ряд инвестиционных проектов по их разведению, товарному выращиванию и переработке. В настоящее время осуществляется инвестиционный проект по строительству рыборазводного завода на реке Собь в районе поселка Харп производительностью до 100 млн мальков в год, из них муксуна - 20 млн мальков, пеляди - 40 млн мальков, чира - 40 млн мальков в год. Строительство завода в поселке Харп осуществлялось благодаря совместному финансированию Правительства автономного округа и ОАО "Новатэк". Реализация подобного проекта в Арктическом регионе само по себе инновация. Этот завод станет одним из крупных в России. Уже в конце марта на инкубацию загружено 5 млн икринок муксуна и 15 млн икринок пеляди. Прогноз экспертов проекта рыборазводного завода в поселке Харп говорит о том, что первые результаты производства, то есть промышленный возврат, можно ожидать через 7 - 8 лет. Это не единственное предприятие, которое начинает свою работу. Уже запущен проект по выращиванию товарного осетра в г. Салехарде. Мощность фермы составляет 20 тонн в год, уже до конца 2016 года планируется направить в розницу около 10 тонн осетра. Эксперименты с рыборазведением ведут и в Пуровском районе. Здесь в сельхозобщине "Харампуровская" решили выращивать два вида рыб: лососевых и сиговых. Запланированы предварительные исследования по разведению товарной рыбы в озерах Шурышкарского и Тазовского районов Ямала.
Комитет Законодательного Собрания автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера продолжает работу по выполнению пунктов протокольного решения выездного заседания комитета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 мая 2016 г. N 428 "Об информации об итогах выездного заседания Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера на тему "Актуальные проблемы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере рыболовства"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа (www.zsyanao.ru); в "Ведомостях Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа", май-июнь 2016 г., N 4