Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы муниципального образования Надымский район "Развитие образования"
Деятельность Департамента образования Надымского района как исполнителя муниципальной программы направлена на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования. Департамент образования Надымского района действует на основании Устава и осуществляет свою работу по исполнению полномочий, закреплённых действующим законодательством (Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") за органами местного самоуправления, и поручений (инициатив) в сфере образования.
Развитие системы образования Надымского района с целью обеспечения качественного образования в соответствии с запросами населения и перспективными задачами развития экономики в муниципальном образовании Надымский район, последние 3 года проходило в контексте реализации муниципальной программы "Развитие образования Надымского района" на 2014 - 2016 годы и включенных в нее подпрограмм:
- "Основные направления развития системы образования Надымского района";
- "Здоровое питание - здоровый ребенок";
- "Педагогические кадры Надымского района";
- "Обеспечение безопасных и комфортных условий для участников образовательного процесса";
- "Организация обучения и воспитания отдельных категорий воспитанников".
Анализ результатов реализации муниципальной программы позволяет говорить о позитивных изменениях в муниципальной системе образования.
Изменилась инфраструктура муниципальной сети образовательных организаций. После капитального ремонта за эти годы открылось 4 детских сада, возвращенные из аренды ООО "Газпром добыча Надым": "Искорка" и "Улыбка" п. Пангоды, "Аленький цветочек" и "Медвежонок" г. Надыма. Путем присоединения центра дополнительного образования и детского сада к школе создан "Центр образования" в п. Пангоды.
Произошло объединение Муниципального общеобразовательного учреждения "Школа-интернат среднего общего образования с. Кутопьюган" и дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Оленёнок" с. Кутопьюган Надымского района".
В связи с реализацией в муниципалитете программы переселения из ветхого аварийного жилья в п. Старый Надым ликвидированы с 1 сентября 2016 года средняя общеобразовательная школа и детский сад "Незабудка".
Изменилась организационно-правовая форма Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом" в Муниципальное учреждение "Детский дом "Юнона", а у МОУ дополнительного образования "Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр "Дельфин" изменилась с 01.08.2016 подведомственность в пользу Управления по физической культуре, спорту, молодежной политике и туризму Администрации муниципального образования Надымский район.
Таким образом, к концу 2016 года Департамент образования Надымского района осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении 45 образовательных организаций (23 детских садов, 19 школ, 3 центров дополнительного образования) и 1 муниципального учреждения "Детский дом "Юнона".
С целью обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, актуальным и перспективным запросам общества и личности, в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" развивалась инфраструктура инновационного поля. Актуальный педагогический опыт формировался в рамках 3 федеральных экспериментальных и 2 инновационных площадок, 1 региональной и 4 муниципальных инновационных площадок. В результате целенаправленных управленческих действий сформированы центры развития начального технического творчества на базе МдоУ "Детский сад "Журавленок" г. Надыма", информационно-коммуникационного направления на базе МДОУ "Центр развития ребёнка "Детский сад "Умка" г. Надыма", исследовательской деятельности на базе МДОУ "Детский сад "Буратино" г. Надыма". Современные аспекты образования представлены: практикой использования электронной учительской на базе третьей школы, бинарными уроками по конвергентному образованию в школе N 5, образовательными путешествиями на уроках в Приозерной школе, "Лекотекой" для детей с ОВЗ в детском саду "Ёлочка", технологией "Образовательный форсайт" в Ягельной школе и др.
Эффективность деятельности образовательных организаций, работающих в инновационном режиме, стимулировалась грантовой поддержкой: 3 гранта в 2014 году и по 7 грантов в 2015, 2016 годах.
Сформирована современная образовательная среда детских садов (на данные цели израсходовано 15% от общего объёма финансирования) за счет приобретения нового развивающего оборудования, модернизации развивающих зон по экспериментированию (77 /100% групп) и конструированию (156/78%), познавательно-исследовательской деятельности для развития логического мышления детей (42/55% групп). Обновлены новым музыкальным и спортивным оборудованием 4 детских сада. Для учащихся старших классов школы N 5 оснащён класс для конвергентного образования, в том числе в формате 3D (химия, биология, физика).
Ежегодно более 55% финансовых средств направляется на приобретение интерактивных и компьютерных средств обучения: рабочие места педагогов, мобильные классы, интерактивные доски для классов и групп общеобразовательных и дошкольных организаций в рамках регионального проекта "1 ученик - 1 компьютер". За последние три года приобретено 3448 персональных компьютеров (2014 г. - 1497 шт., 2015 г. - 1029 шт., 2016 год - 922 шт.). В 23 детских садах 187 групп (93%) оборудованы автоматизированными рабочими местами воспитателя, 143 (71%) - интерактивными досками. 256 двухэкранных девайсов с персональным доступом к электронным образовательным комплексам "Пред-школа нового поколения" и "Живой урок" используются с 2014 года в 4 школах и 4 детских садах в рамках реализации образовательного проекта "Электронный учебник".
Комплекс мер, предусмотренных муниципальной концепцией информационно-технологического образовательного пространства, позволил достичь практических результатов регионального проекта "Цифровая школа Ямала":
- сформировано и эффективно работает муниципальное тьюторское сообщество в рамках проекта "1 ученик -1 компьютер";
- численность обучающихся на 1 компьютер сократилась за три года с 1,4 до 1,06;
- 100% школ осуществляют безбумажное ведение журналов и дневников (2015 год - 12 (80%) школ);
- количество посещений автоматизированной информационной системы "Сетевой город. Образование" возросло более чем в 2 раза (2014 год - 317 012, 2015 год - 689 321);
- в 1,3 раза увеличилось количество родителей, воспользовавшихся услугой подачи заявления на зачисление в организацию общего образования в электронном формате через автоматизированную информацию систему "Е-услуги. Образование" (2014 год - 547, 2015 год - 735);
- 100% образовательных организаций имеют официальные сайты;
- 100% муниципальный общеобразовательных организаций имеют Wi-Fi покрытие;
- функционируют 3 центра дистанционного обучения детей на базе школ;
- организовано дистанционное обучение 15 детей-инвалидов на базе центра дистанционного обучения в МОУ СОШ N 3 г. Надыма. Успеваемость по итогам учебного года составила 100%, качество обученности - 46,2%;
- в 1,2 раза увеличилось количество муниципальных образовательных организаций, имеющих подключение к широкополосному доступу сети Интернет (2014 год - 57%, 2016 год - 71%);
- доля учащихся, охваченных обучением с применением дистанционный технологий, за 3 года возросла практически в 2 раза - до 23,1%;
Автоматизация системы управления оптимизировала и интенсифицировала процесс работы с документацией, увеличила скорость и качество принятия решений, повысила производительность труда, обеспечила мобильность работников.
Развитие информационно-образовательного пространства, включение и использование современных средств в обучении, ресурсы инновационной инфраструктуры позволили обеспечить в муниципальной системе образования реализацию крупномасштабный преобразований.
Планово осуществлялся поэтапный переход на федеральные образовательные стандарты на всех уровнях образования. Охват детей, обучающихся по ФГОС общего образования, достиг 67,6%, дошкольного - 100%.
Три года стали переломными в развитие профильного обучения. В 16 (84,2%) школах 92,9% старшеклассников имеют возможность обучения по профильным дисциплинам 14 направлений. В 2013 году такую образовательную услугу получало 65% школьников. Предпрофильной подготовкой охвачены 100% обучающихся 9-х классов по 19 направлениям (2014/2015 уч. г. - 16). Изменились условия предоставления услуги: приоритет отдается профессиональным пробам, развивается практика индивидуальных учебных планов, корпоративных классов, сетевого взаимодействия, и др. С сентября 2015 года по инициативе ООО "Газпром добыча Надым", при поддержке Администрации муниципального образования Надымский район и Департамента образования Надымского района, функционирует "Газпром-класс" на базе МОУ СОШ N 1 г. Надыма.
В муниципальной системе образования успешно реализуются задачи поэтапного выполнения плана ("дорожная карта") по обеспечению обучения в школах Надымского района в одну смену на 2014 - 2020 годы. Доля обучающихся во вторую смену составила 7,63%, что лучше регионального показателя на 12,37% (20%) и муниципального показателя 2014 года на 3,26% (10,89%). В школах Надымского района реализуется ступенчатое расписание, осуществлена ревизия и перепрофилирование площадей образовательных организаций, перераспределены территории г. Надыма, закрепленные за ними.
Системность предпринятых действий обеспечила совершенствование системы выявления и поддержки одаренных и талантливых детей.
Организовано обучение школьников в каникулярных, интенсивных, предметных школах и тренингах муниципального, регионального и федерального уровней, в том числе с участием преподавателей ведущих вузов региона и России. За последние три года охват обучающихся данными мероприятиями увеличился с 3,4% до 8,6% и составил 728 человек.
В общеобразовательных организациях действуют научные общества, объединяющие учащихся, заинтересованных научно-исследовательской деятельностью в различных областях знаний. В 2015/2016 учебном году участниками научных обществ стали 1148 (13,6%) обучающихся.
Важным направлением деятельности по выявлению одаренных, талантливых детей и реализации их способностей и индивидуальных творческих запросов является участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах. Ежегодно в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различных уровней принимает участие около 88% обучающихся образовательных организаций, включая дошкольные организации и организации дополнительного образования (в 2013/2014 учебном году - 79,5% обучающихся).
Сформированная система грантовой поддержки детей позволяет ежегодно стимулировать муниципальными грантами в сфере образования до 200 обучающихся образовательных организаций, которые добились высоких образовательных результатов в различных сферах. С 2013 года число муниципальных грантообладателей увеличилось в 1,4 раза.
Растет активность и результативность участия детей в дистанционных олимпиадах. Всего в дистанционных олимпиадах участвует порядка 4 тысяч школьников (2014 год - около 3 тысяч детей), из которых 45% занимают призовые места.
Продолжает действовать Центр дистанционного обучения "Одаренный ребенок" на базе МОУ СОШ N 1 г. Надыма при сотрудничестве с "Открытым молодежным университетом" (г. Томск). Более 60 человек за три года получили свидетельства об окончании учебных курсов. Более 120 учащихся ежегодно становились участниками дистанционных обучающих мероприятий и олимпиад.
За три года на 81% увеличилась численность обучающихся, включенных в региональный банк одаренных детей: с 144 в 2014 году до 211 человек в 2016 году.
Сохраняется приоритетность задач развития условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования норм поведения здорового образа жизни.
Реализован сетевой график по оснащению спортивным оборудованием и инвентарем муниципальных общеобразовательных организаций Надымского района, расположенных в сельской местности. Так, в 7 сельских школах появились "настольный теннис", "водное поло", "школьный тир", водный баскетбол и волейбол. В учебные планы школ включены дополнительные уроки по легкой атлетике, настольному теннису. Созданы 3 лыжные базы. Новым современным спортивным оборудованием оснащаются также организации дошкольного образования.
Развивается спектр доступных и массовых форм летнего отдыха, оздоровления обучающихся. Ежегодно на базе 3-х образовательных организаций Надымского района для 300 детей работают пришкольные оздоровительные лагеря ассоциации "Мечта", а в 2016 году для 510 детей. Каждое лето до 370 детей пользуются услугами 7 пришкольных площадок (2013 год - 310 детей, 2014 год - 340 детей, 2015 год - 373 ребенка).
Организация питания обучающихся является одной из значимых составляющих сохранения и укрепления здоровья детей. Это обязательный элемент образовательного процесса. В рамках подпрограммы "Здоровое питание - здоровый ребенок" в детских садах и школах Надымского района организована оптимальная система питания, способная обеспечить качественное, сбалансированное и доступное питание воспитанников и обучающихся во всех муниципальных образовательных организациях.
За последние три года объем общего финансирования организации питания обучающихся увеличился на 33,25% за счет 2-х канального поступления средств из местного и окружного бюджетов. При этом отмечается ежегодный рост среднего количества школьников, обеспеченных бесплатным горячим питанием с 2014 года: учащихся 1 - 4 классов на 8% (с 2710 до 2931 чел.), 5-11 классов поселковых школ на 36% (с 354 до 480 детей), детей льготной категории на 45% (с 955 до 1389 детей) и кадетов на 28% (с 95 до 121 чел.) при сохранившейся с 2012 года стоимости питания одного школьника в день. Количества дошкольников, обеспеченных компенсацией стоимости питания за счет бюджетных средств, возросло за период реализации подпрограммы в 2,5 раза.
Одной из основных мер в организации школьного питания является модернизация материально-технической базы пищеблоков муниципальных образовательных организаций в соответствии с санитарными нормами и правилами. В 2015 году почти в 5 раз вырос объем финансирования на приобретение современного оборудования. За последние три года укомплектованность новым оборудованием составила из расчета на 1 образовательную организацию: 15 единиц холодильного оборудования, 5,6 единиц - электроплит, 5,2 единицы - кухонных машин, по 1 мармиту и пароконвектомату на школу, по 2,6 единиц столов с охлаждающими поверхностями на школьную столовую. В результате в 2016 году доля образовательных организаций, обеспеченных современным столовым оборудованием в соответствии с санитарными правилами и нормами, увеличилась за три года с 94,50% до 97,40%.
Произошли изменения и в механизмах организации и управления школьным питанием:
- с 2013 года успешно реализуется практика системы электронных безналичных расчетов при оплате за питание обучающихся в школьных столовых с использованием пластиковых банковских карт в 16 (80%) муниципальных общеобразовательных организациях;
- внедрена в 2014 году система "Заказное меню" в 8 (40%) школ г. Надым, когда обучающимся на выбор предполагаются несколько вариантов комплексных обедов;
- функционируют школьные кафе (Ягельная СОШ, Центр образования п. Пан-
годы);
- в 100% школ разработаны и действуют программы (проекты) по совершенствованию организации школьного питания.
Эффективен опыт проведения районного смотра-конкурса "Лучшая школьная столовая", в ходе которого представляется и поощряется лучший опыт организации школьного питания.
Система мер позволила увеличить охват горячим питанием обучающихся: с 93% в 2014 году до 95% в 2016 году, двухразовым - 44% и 45%, соответственно.
Эффективность развития системы образования определяется качеством кадрового потенциала. В современной парадигме, ориентированной на качественное, доступное, опережающее, мобильное и креативное образование, выстраивалась муниципальная система повышения социального статуса и профессионализма работников образовательных организаций.
В процессе обучения кадров наряду с традиционными формами - курсы повышения квалификации, система профессиональных конкурсов - получили развитие и новые - сетевые муниципальные платформы, школа руководителя, школа наставника, клуб молодого педагога, система олимпиадного движения. Педагоги Надымского района получили возможность реализовать себя в разных педагогических и управленческих статусных и функциональных ролях, в том числе в роли "наставник", "методист", "тьютор".
Ежегодно в очных конкурсах муниципального уровня принимает участие в среднем 60-70 человек (6%). За три года увеличилась доля педагогических работников, ставших призерами и победителями в конкурсах профессионального мастерства, методических разработок, авторских программ регионального и всероссийского уровня в общей численности направленных для участия на 3,1% и составила 82,4%.
В целом, доля педагогических и руководящих кадров, прошедших курсовую подготовку в общей численности педагогических и руководящих кадров, подлежащих обучению в 2016 году составила 94,6%, что значительно превышает целевой показатель (80%) и на 8,2% выше показателя, достигнутого в 2014 году (86,4%). Вырос удельный вес педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации в соответствии с ФГОС общего образования, с 23% в 2013 году до 98%.
Профессионализм, инициативность педагогических и управленческих кадров поддерживались действующей системой стимулирования. За три года получены 64 гранта в размерах от 5 до 45 тысяч рублей.
Продолжился процесс обновления кадрового состава за счет привлечения в систему образования молодых специалистов. Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей в муниципальных общеобразовательных организациях вырос с 22,77% до 23,60%. Три молодых специалиста являются грантополучателями в рамках регионального проекта "Новый учитель Ямала".
На протяжении трех лет обеспечено выполнение "майских" Указов Президента РФ (597, 761, 1688) в части повышения заработной платы педагогическим работникам. Все целевые значения достигнуты. Все выплаты социального характера молодым специалистам, педагогам, достигшим пенсионного возраста, выплачивались своевременно и в полном объеме. Ежегодно свыше 40% работников получали компенсацию на оздоровление.
Приоритетными условиями, обеспечивающими качество образования, являются условия комфортности и безопасности.
На территории всех образовательных организаций имеется периметральное ограждение. У ворот установлены знаки, запрещающие въезд транспортных средств на территорию образовательных организаций. У входов на территорию размещена информация о времени неограниченного доступа лиц, посещающих образовательную организацию, и наличии систем видеонаблюдения.
Благодаря консолидации регионального и муниципального бюджетов введены в эксплуатацию современные новые здания Заполярной школы на 220 учащихся в 2015 году и Школы на 528 учащихся в с. Ныда в 2016 году.
В рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" по снижению очерёдности в детские сады перепрофилированы 6 групп для детей в возрасте от 3 до 5 лет на 110 мест в 5 муниципальных детских садах.
Из 60 зданий образовательных организаций нет зданий, находящихся в аварийном состоянии. По результатам технических обследований конструкций имеются здания в ограничено работоспособном состоянии (3 школы и 1 детский сад).
С целью обеспечения готовности муниципальных образовательных организаций к новому учебному году в летний период ежегодно проводятся текущие и выборочные капитальные ремонты, направленные на поддержание объектов системы образования в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии. За 2014 - 2016 годы общий объем финансирования на проведение текущего и капитального ремонтов составил 141 599 тыс. рублей.
Проведена работа по оборудованию системами видеонаблюдения 43 образовательных организаций, что составляет 88% от общего их количества (2013 год - 14 (29%). 100% образовательных организаций оборудованы устройствами, осуществляющими дублирование сигнала с систем пожарной безопасности на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта и/или транслирующей этот сигнал организации, системами пожарной безопасности, кнопками экстренного реагирования с прохождением сигнала "тревога" на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны, телефонной связью, оснащены первичными средствами пожаротушения.
Принципиально важное значение приобрели задачи создания безбарьерной среды. Благодаря консолидации средств из федерального, окружного и муниципального бюджетов в школе N 2 г. Надыма созданы условия для обучения детей-инвалидов с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата. В 6 школах района появились подъемники, позволяющие детям-инвалидам мобильно передвигаться по зданию.
В системе обновлялось оборудование, обеспечивающее условия здоровье-сберегающего пространства: 30% средств бюджета направлены на приобретение спортивного, технологического и медицинского оборудования, мебели и учебной литературы для школ, детских садов, центров дополнительного образования.
В результате плановых мероприятий здания и территории образовательных организаций соответствуют современным требованиям санитарной, антитеррористической и пожарной безопасности. Ежегодно муниципальная комиссия с участием надзорных органов подписывает все акты готовности к началу учебного года. 100% предписаний отдела государственной службы пожарного надзора и управления Роспотребнадзора исполнены в установленные сроки. Удельный вес школ, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве увеличился за три года с 82,30% до 87,83%.
Особое внимание в муниципальной системе образования уделяется защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во исполнение Указа Президента РФ N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи" увеличилась численность детей МУ "Детский дом "Юнона", устроенных в семьи граждан: 2013 год - 2 чел., 2014 год- 2 чел., 2015 год - 10. Комплекс мер привел к уменьшению количества детей, находящихся на полном государственном обеспечении в МУ "Детский дом "Юнона" (2014 год-9,7%, 2015 год-8,8%, план на 2016 год-7,5%). 100% детей указанной категории оказывается своевременная социальная и финансовая помощь.
В целях сокращения числа отказов от детей опекунами (попечителями), приёмными родителями создана Служба сопровождения замещающих семей, функционирующая на базе МУ "Детский дом "Юнона".
За последние три года в Надымском районе наблюдается тенденция к повышению количества детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на воспитание в замещающие семьи, в общем числе учтенных детей: 2013 год - 89,1%, 2014 год - 89,6%/215 чел., 2015 год - 90,3%/205 чел., план на 2016 год - 91,6%.
Программно-целевой метод управления муниципальной системой образования позволил планово и своевременно консолидировать кадровые и финансовые ресурсы на точках роста. Перевод отдельных модулей в режим интенсивного развития очевиден: подготовка кадров, профильное обучение, условия для безбарьерной и безопасной образовательной среды, современное оборудование.
Вместе с тем, система образования - это пространство, требующее развития безусловно. Новый период, новое поколение детей - новые горизонты и задачи. Много будет продолжено в логике начатых инициатив:
- создание условно (и/или частично) доступной среды в образовательных организациях Надымского района;
- оснащение объектов образования современной мебелью, оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС и СанПиН;
- обеспечение комплекса условий эффективного применения имеющегося современного оборудования в образовательном процессе;
- грантовая поддержка участников образовательных отношений;
- обеспечение государственных и социальных гарантий, мер поддержки работникам муниципальной системы образования, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Ряд задач, связанных с завершающим этапом перехода на ФГОС, станут наиболее актуальными:
- введение федеральных государственных образовательных стандартов: среднего общего образования, для детей с ограниченными возможностями здоровья,
- соответствующая подготовка управленческих и педагогических работников муниципальных образовательных организаций для работы в условиях новых
ФГОС,
- модернизация материально- и информационно-технической базы, развивающих площадок, зон, студий для самовыражения обучающихся на уровне среднего общего образования в соответствии с требованиям ФГОС среднего общего образования.
Таким образом, реализация программных мероприятий, запланированных на период 2017 - 2020 годы, будет способствовать:
- развитию условий для организаций дошкольного, общего и дополнительного образования;
- обеспечению доступных, безопасных и здоровьесберегающих условий для участников образовательных отношений;
- обеспечение государственных и социальных гарантий в области труда и мер социальной поддержки в системе образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.