Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Основные направления
бюджетной политики муниципального образования город Ноябрьск на 2017 - 2019 годы
(утв. постановлением Администрации муниципального образования г. Ноябрьск
от 10 ноября 2016 г. N П-847)
1. Общие положения
Основные направления бюджетной политики муниципального образования город Ноябрьск (далее - муниципальное образование, город) на 2017 - 2019 годы подготовлены в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 3.1 статьи 8 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Ноябрьск, утвержденного решением Городской Думы от 21.11.2013 N 629-Д "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Ноябрьск".
Разработка основных направлений бюджетной политики муниципального образования осуществлена на основе основных направлений бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2017 - 2019 годы, разработанных Правительством автономного округа, Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (далее - Указы Президента РФ) в части поэтапного повышения заработной планы отдельным категориям работникам бюджетной сферы, решения Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 18.12.2014 N 54-Д "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на период до 2025 года и комплексного плана реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на период до 2025 года", постановления Администрации города Ноябрьск от 28.10.2013 N П-1385 "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск "Управление муниципальными финансами муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2025 годы", постановления Администрации города Ноябрьска от 24.07.2015 N П-823 "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (муниципальными) финансами в муниципальном образовании город Ноябрьск на период до 2018 года".
Целью разработки основных направлений бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования город Ноябрьск (далее - местный бюджет, бюджет муниципального образования), определения основных подходов к формированию проекта местного бюджета на 2017 - 2019 годы для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
2. Итоги бюджетной политики в 2015 году и в первой половине 2016 года
В качестве основных результатов успешно реализуемой Администрацией города Ноябрьска бюджетной политики муниципального образования в 2015 году и первом полугодии 2016 года являются:
- обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования;
- обеспечение условий для эффективного использования муниципальных финансов;
- оптимизация расходов связанных с муниципальным управлением;
- повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок;
- развитие внутреннего финансового контроля на ведомственном уровне;
- создание механизмов дальнейшего совершенствования бюджетного процесса. Сложности в экономике, вызванные кризисными явлениями, обязали в рамках проводимой
бюджетной политики мобилизовать усилия всех участников бюджетного процесса на поиск и внедрение современных методов повышения эффективности бюджетных расходов.
Так, в 2015 - 2016 годах бюджет муниципального образования сформирован в структуре муниципальных программ, охватывающих все ключевые отрасли муниципального управления. Охват муниципальными программами расходов местного бюджета составил 99%.
Первостепенной задачей стоящей перед органами местного самоуправления при реализации бюджетной политики в 2016 году на среднесрочную перспективу является увязка бюджетного планирования с задачами социально-экономического развития муниципального образования. В этой связи, ответственными исполнителями муниципальных программ проводятся мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и переориентация бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития путем инвентаризации основных мероприятий соответствующих муниципальных программ и их корректировки.
Реализуемая в муниципальном образовании бюджетная политика за отчетный период, в условиях сложной экономической ситуации, позволила, прежде всего, сохранить социальную стабильность, исключить риски неисполнения принятых обязательств перед населением.
Структура расходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск сохранила социальную направленность. Так расходы бюджета направленные на образование, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт в 2015 году составили 77%, а в 2016 году почти 79%.
За отчетный период, при реализации бюджетной политики, основное внимание уделялось сохранению, а в некоторых случаях увеличению объемов финансового обеспечения социально-значимых обязательств. Так, в 2015 году объем средств, направленных на исполнение публичных нормативных обязательств, составил почти 1 245 млн. рублей, в 2016 году данный показатель увеличился и составил более 1 339 млн. рублей.
Одним из наиболее важных направлений реализации бюджетной политики муниципального образования за период 2015 года и первой половине 2016 года остается исполнение Указов Президента РФ. В результате совокупности проведенных мероприятий, в соответствии с графиком поэтапного повышения средней заработной платы в рамках реализации Указов Президента РФ, целевое значение показателей по средней заработной плате педагогов образовательных учреждений и работников культуры достигнуто.
В целях сохранения сбалансированности местного бюджета, одним из основных направлений реализации бюджетной политики за прошедший период являлась оптимизация бюджетных расходов, путем выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития муниципального образования.
В 2015 году в соответствии с распоряжением Администрации города от 19.05.2015 N Р-508 "Об утверждении плана мероприятий по оптимизации расходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск на 2015 - 2016 годы" структурными подразделениями Администрации города были утверждены и исполнены ведомственные планы мероприятий по оптимизации расходов местного бюджета. Проведенные мероприятия позволили перенаправить на более значимые расходы бюджета муниципального образования более 184 млн. рублей.
В текущем году в рамках проводимой работы по оптимизации бюджетных расходов реализуются следующие мероприятия:
- сокращение расходов на оплату труда лиц, состоящих в штате органов местного самоуправления на 10% связанных с выплатой денежного содержания муниципальным служащим, а также заработной платы работникам, не замещающим должности муниципальной службы и исполняющим обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Ноябрьск;
- сокращение прочих расходов, связанных с текущим содержанием органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, на 10%;
- рассмотрение предложений структурных подразделений Администрации города, являющихся учредителями муниципальных учреждений, по оптимизации сети и штатной численности муниципальных учреждений.
В результате проведенных мероприятий на заседании бюджетной комиссии Администрации города Ноябрьска по представлению главных распорядителей средств бюджета муниципального образования, в 2016 году были оптимизированы расходы в объеме более 94 млн. рублей, в том числе фонд оплаты труда органов местного самоуправления сокращен на 61,6 млн. рублей.
В отчетном периоде создана нормативная правовая база в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, а также осуществлен комплекс мер организационного характера, направленных на обеспечение реализации Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В муниципальном образовании за 2015 год доля остатков бюджетных ассигнований на закупки, не используемых на конец финансового года составила менее 1% от общего объема расходов бюджета. Общий объем экономии средств бюджета по результатам процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в 2015 году составил более 66 млн. рублей.
В 2015 году Администрация города приступила к реализации Программы повышения эффективности управления общественными (муниципальными) финансами в муниципальном образовании город Ноябрьск на период до 2018 года (постановление Администрации города от 24.07.2015 N П-823). В рамках данной Программы утвержден план мероприятий, который содержит меры направленные на совершенствование нормативной правовой базы муниципального образования в области общественных финансов, а также в него включены мероприятия аналитического характера по организации и осуществлению бюджетного процесса.
В ходе исполнения Программы повышается качество предоставления муниципальных услуг, внедряются современные методы финансового контроля, повышается прозрачность бюджетного процесса и обеспечивается большая вовлеченность граждан в планирование и контроль исполнения бюджета, обеспечивается соответствие бюджетной политики муниципального образования формируемым на окружном и федеральном уровнях принципам управления общественными финансами и синхронизация проводимых на федеральном уровне реформ в сфере бюджетных правоотношений и развития бюджетной системы.
В целях проведения грамотной и взвешенной бюджетной политики муниципального образования, повышения ответственности главных распорядителей средств бюджета муниципального образования с 2012 года проводится мониторинг качества финансового менеджмента осуществляемого главными администраторами средств городского бюджета. В соответствии с Программой данное направление бюджетной политики стало процессом, встроенным в деятельность каждого главного распорядителя средств местного бюджета и охватывает все элементы бюджетного процесса: составление и исполнение бюджета, учет и отчетности, финансовый контроль.
Средняя оценка уровня качества финансового менеджмента за 2015 год составила 3,70 балла по 5-балльной шкале и по сравнению с 2014 годом уменьшилась на 0,07 балла. По результатам проведенной оценки департаментом финансов Администрации города Ноябрьска в адрес главных администраторов доходов, главных распорядителей средств бюджета, ухудшивших показатели, направлены рекомендации по повышению (совершенствованию) финансового менеджмента.
Результаты мониторинга качества финансового менеджмента размещены на официальном сайте Администрации города Ноябрьска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Муниципальные финансы".
За отчетный период обеспечено своевременное подключение к системе "Электронный бюджет" организаций, осуществляющих функции и полномочия муниципальных учреждений муниципального образования город Ноябрьск.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2016 года участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия только при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в сводный реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. Таким образом, одним из важных направлений реализации бюджетной политики в 2015 году и первой половине 2016 года стало формирование сводного реестра в системе "Электронный бюджет".
Продолжена работа по повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса, главной целью которой является повышение информационной открытости и понятности действий Администрации города при формировании бюджета муниципального образования.
Так, в отчетном периоде в рамках работы над "Бюджетом для граждан" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Администрации города Ноябрьска в разделе "Муниципальные финансы" размещена информация для граждан к местному бюджету на 2016 год и к отчетам об исполнении бюджета города за 2014 год и за 2015 год.
При разработке "Бюджета для граждан", принимая во внимание методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2015 N 145н, особое внимание было уделено доведению до различных групп пользователей в удобной и доступной форме информации о всех стадиях бюджетного процесса, формировании доходной части местного бюджета и разбивки бюджетных назначений в разрезе муниципальных программ и важных социальных направлениях расходования средств.
Вопрос совершенствования механизмов муниципального финансового контроля входит в ряд приоритетных направлений развития бюджетной политики.
Основными направлениями деятельности стали контроль обоснованности, эффективности и результативности использования бюджетных средств, экономности их расходования, мониторинг качества предоставления муниципальных услуг, достижения показателей муниципальных программ, а также целей осуществления закупок.
План контрольной деятельности органа внутреннего муниципального финансового контроля на 2015 год и первое полугодие 2016 года исполнен полностью.
По итогам проведенных проверок за нарушение бюджетного законодательства и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, департаментом финансов Администрации города Ноябрьска выносились представления и предписания.
Принципиально новыми полномочиями, усиливающими действенность финансового контроля, наделены органы внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с частью 4 статьи 8.1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях" и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2008 N 58-ЗАО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
Привлечение к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, повысило дисциплинированность должностных лиц объектов контроля.
В целях профилактики нарушений бюджетного законодательства осуществлялись мероприятия в рамках соглашения о взаимодействии, заключенного между Администрацией города Ноябрьска и прокуратурой города Ноябрьска.
Для обеспечения действенного контроля исполнения предписаний Счетной палаты города Ноябрьска, а также во исполнение распоряжения Администрации города от 11.02.2013 N Р-75 "О мерах по устранению нарушений и недостатков, выявленных контрольно-счетными органами и органами прокуратуры при проведении проверок соблюдения бюджетного законодательства" между департаментом финансов Администрации города Ноябрьска и Счетной палатой города в 2016 году заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии.
В целом стоит отметить, что несмотря на имеющиеся сложности при реализации бюджетной политики в прошедшем периоде, в муниципальном образовании удалось достичь положительных показателей, характеризующих динамику развития финансовой сферы деятельности органов местного самоуправления.
Важнейшими показателем качества управления муниципальными финансами является:
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности;
- отсутствие муниципального долга на конец отчетного периода;
- высокая доля средств местного бюджета, распределенных программно-целевым методом.
Подтверждением высоких результатов деятельности в области эффективного и ответственного управления системой общественных финансов является признание департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа лидирующей позиции, занимаемой городом Ноябрьск среди муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа, по оценке качества организации и осуществления бюджетного процесса по итогам 2015 года.
3. Цели и задачи бюджетной политики на 2017 - 2019 годы
Развитие бюджетного сектора экономики на предстоящий бюджетный цикл будет осуществляться в условиях умеренного роста основных экономических показателей. Ограниченность в финансовых ресурсах является объективной реальностью и в этих условиях предстоит формировать бюджет города на трехлетний период 2017 - 2019 годов.
Таким образом, первостепенной задачей стоящей перед органами местного самоуправления является минимизация рисков связанных с формированием и исполнением местного бюджета. Главная задача, стоящая в области управления муниципальными финансами, это обеспечение и создание условий для структурных изменений экономики города в условиях ограниченности финансовых ресурсов. При реализации данной задачи особую роль приобретает результат использования бюджетных средств, а также поиск резервов и оптимизация бюджетных расходов с учетом оценки их эффективности и выбранных экономических приоритетов.
В этой связи, необходимо обеспечить реализацию поставленных ранее целей и задач, определить проблемные места и по возможности обеспечить максимальный рост экономики. При этом, неизменной позицией органов местного самоуправления остается безусловное исполнение всех принятых на себя обязательств перед населением.
Всем участникам бюджетного процесса необходимо сконцентрировать усилия на реализации целого комплекса мер, главными из которых являются:
1. Обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования с учетом выполнения имеющихся обязательств в условиях сокращения бюджетных расходов.
Первостепенной целью бюджетного планирования является достижение сбалансированности местного бюджета. Достичь этого возможно только при строгом контроле за расходованием бюджетных средств. Каждый бюджетный рубль должен быть потрачен экономно с достижением максимального эффекта.
Остается неизменным принятое в предыдущем бюджетном цикле правило, что принятие новых расходных обязательств, либо увеличение действующих расходных обязательств, должно быть подкреплено соответствующим источником финансирования и учитываться только при условии оптимизации имеющихся расходов в рамках соответствующей муниципальной программы и (или) ведомства главного распорядителя средств местного бюджета.
Более того, стоит отметить, что вынужденной мерой для обеспечения сбалансированности местного бюджета является сокращение ряда расходов не относящихся к социально-значимым.
Необходимо повышать ответственность главных распорядителей бюджетных средств местного бюджета за конечный результат достижения показателей эффективности их деятельности, на всех этапах бюджетного процесса, включая планирование и формирование проекта решения о бюджете муниципального образования. Субъекты бюджетного планирования обязаны иметь представление о приоритетности своих расходов и в зависимости от общих тенденций, увеличения либо сокращения доходов местного бюджета, давать свои предложения по изменению расходной части своих ведомств. При формировании своих предложений субъектам бюджетного планирования необходимо исходить из реалистичности реализации заявленных расходных обязательств, учитывать наличие финансовых ресурсов и, главное, соответствие таких предложений направлениям социально-экономического развития муниципального образования.
Важным моментом в обеспечении сбалансированности местного бюджета является направленность бюджетной политики автономного округа в сфере межбюджетного регулирования, на представление в 2017 - 2019 годах в форме нецелевой финансовой помощи в виде дотаций значительного объема межбюджетных трансфертов. При этом, окружным центром планируется ввести правило о не снижении дотаций местным бюджетам по сравнению с объемом, уже утвержденным законом об окружном бюджете на плановый период, что позволит укрепить финансовую самостоятельность органов местного самоуправления.
2. Совершенствование механизмов реализации муниципальных программ.
Внедрение в систему планирования социально-экономического развития муниципального образования муниципальных программ стало основой для интеграции стратегического и бюджетного планирования на долгосрочную перспективу.
В тоже время еще не полностью решены проблемы увязки стратегических документов и принимаемых бюджетных решений, которые находят отражение в процессе бюджетного планирования. Это вызвано ограниченностью финансовых ресурсов, а также нежеланием субъектов бюджетного планирования строго следовать намеченным стратегическим целям в угоду решения текущих проблем.
Объем бюджетных ассигнований по муниципальным программам должен определяться в рамках объективных возможностей местного бюджета, с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов в соответствующей сфере деятельности по итогам реализации муниципальных программ. Недопустимо формирование муниципальных программ, исходя из сложившейся структуры расходов конкретного ведомства с применением метода индексации. Основой формирования муниципальной программы должна стать стратегическая составляющая, а бюджетная составляющая лишь определяет финансовые возможности по достижению тех или иных результатов.
Следует установить предельные объемы расходов по муниципальным программам, которые позволят определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, создать стимулы для ответственных исполнителей по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
Существующие финансовые ограничения требуют изменения в реализации бюджетной политики, связанной с планированием бюджетных расходов. На первый план выходит достижение поставленных целей при минимизации затрат. В этой связи, основой планирования должен стать проектный подход, применение которого обеспечит взаимосвязь целеполагания и объёма финансовых ресурсов.
Для этого в предстоящем бюджетном цикле ответственным исполнителям муниципальных программ необходимо начать работу и представить в Администрацию города Ноябрьска предложения по формированию приоритетных проектов, элементы которых будут интегрированы в муниципальные программы муниципального образования город Ноябрьск.
При этом, для полноценного внедрения новых подходов в планировании ответственным исполнителям муниципальных программ необходимо проработать вопрос о включении в ресурсное обеспечение муниципальных программ иных источников финансирования, не являющихся средствами местного бюджета.
Еще одним направлением совершенствования в этой области является число соисполнителей отдельных муниципальных программ. В ряде случаев наличие значительного числа соисполнителей усложняет процедуры формирования муниципальных программ и управления их реализацией, а также способствует размыванию ответственности за реализацию муниципальной программы в целом.
Кроме этого, остаются достаточно острыми проблемы связанные с выстраиванием объективной системы оценки эффективности муниципальных программ, а именно:
- отсутствие взаимосвязи ряда показателей с целями и задачами соответствующих программ
- оценка эффективности проводится самим ответственным исполнителем муниципальной программы, что не позволяет в полной мере оценить эффективность реализации муниципальной программы, поскольку она является субъективной;
- результаты оценки эффективности муниципальных программ не в полной мере используются при их корректировке, а также в бюджетном планировании.
Решение изложенных задач будет способствовать становлению муниципальных программ основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов.
3. Повышение качества предоставления муниципальных услуг и оптимизация сети муниципальных учреждений.
Одним из приоритетных направлений бюджетной политики, на предстоящий бюджетный цикл, будет создание условий для улучшения качества предоставления муниципальных услуг.
Стоит отметить, что в муниципальном образовании с 2016 года муниципальные услуги (работы) предоставляются в соответствии с ведомственными перечнями муниципальных услуг (работ), утвержденными структурными подразделениями Администрации города, осуществляющими функции и полномочия учредителей муниципальных учреждений, на основе федеральных базовых перечней государственных услуг (работ), что обеспечивает увязку состава и объема муниципальных услуг с гарантиями и обязательствами государства.
Тем не менее, необходимо продолжить работу по инвентаризации ведомственных перечней в целях исключения финансового обеспечения услуг (работ), не связанных с реализацией полномочий муниципального образования, а также по мере необходимости проводить работу с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации по дополнению федеральных базовых перечней государственных услуг (работ), учитывающих потребность муниципального образования в них.
Кроме того, в новом бюджетном цикле необходимо продолжить дальнейшее совершенствование нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в целях выявления существенной дифференциации в стоимости однотипных муниципальных услуг и принятия мер по оптимизации затрат на их оказание. Данная работа должна осуществляться главными распорядителями средств местного бюджета до начала планирования бюджетных ассигнований, иначе возникнет негативная ситуация когда на счетах бюджетных и автономных учреждений будут скапливаться остатки средств, что в условиях ограниченности финансовых ресурсов городского бюджета является недопустимым. Также необходимо разработать единые базовые нормативы затрат на содержание имущества, непосредственно не связанного с оказанием муниципальных услуг, с целью оптимизации указанных расходов.
Еще одним важным направлением оптимизации бюджетных расходов и развития системы оказания муниципальных услуг является расширение практики оказания платных услуг населению. Необходимо добиться того, чтобы приносящая доход деятельность в общем объеме финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений составлял значимую величину.
При этом, необходимо не забывать и содействовать формированию рыночных механизмов оказания муниципальных услуг для юридических и физических лиц, предусматривающих развитие конкурентной среды с привлечением немуниципальных организаций к их оказанию. Рост конкуренции позволит не только обеспечить экономное и рациональное использование бюджетных средств, но и создаст стимулы для повышения качества этих услуг.
Важным направлением бюджетной политики муниципального образования остается оптимизация сети муниципальных учреждений, в том числе путем объединения и укрупнения учреждений по признаку аналогичности выполняемых задач и функций. Особенно важно реорганизовать учреждения, деятельность которых не соответствует полномочиям органов местного самоуправления.
Кроме того, необходимо проанализировать все предоставляемые услуги муниципальными учреждениями и в случае выявления невостребованных услуг принимать решение об оптимизации штатной численности данного учреждения.
Главной целью данных мероприятий является:
- повышение уровня контроля деятельности подведомственных учреждений осуществляемого главными распорядителями средств местного бюджета;
- сокращение численности административно-управленческого аппарата;
- оптимизация цены услуг в направлении снижения их себестоимости;
- укрепление материально-технической базы учреждений за счет экономии бюджетных средств.
Вместе с тем, предстоит решить в предстоящем бюджетном цикле следующие проблемы:
- повышение производительности труда работников муниципальных учреждений;
- введение менее затратных технологий, позволяющих сохранить качество предоставляемых услуг при меньшем использовании ресурсов;
- внедрение механизма возврата субсидии на выполнение муниципального задания в случае неполного или некачественного его выполнения;
- введение обязательной для учреждений практики, при которой финансирование "перевыполнения" муниципального задания осуществляется исключительно за счет собственных средств учреждений, полученных от выполнения иной приносящей доход деятельности;
- соблюдение размера кратности среднемесячной заработной платы руководителя к среднемесячной заработной плате работников муниципального учреждения.
4. Оптимизация расходов связанных с муниципальным управлением.
Эффективное использование бюджетных средств, прежде всего, должно касаться расходов на содержание органов местного самоуправления. В этой связи бюджетная политика муниципального образования, как и автономного округа, будет развиваться в следующих направлениях.
Введение моратория на повышение оплаты труда муниципальных служащих, а также оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования, и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы.
Недопущения роста штатной численности в органах местного самоуправления, за исключением случаев, связанных с изменением функций и полномочий в соответствии с федеральным законодательством.
Расширение практики нормирования материальных затрат, призванной повлиять на совершенствование механизма планирования расходов на содержание органов местного самоуправления.
Кроме этого, необходимо продолжить работу по оптимизации состава и полномочий органов местного самоуправления. Для этого необходимо путем инвентаризации полномочий и функций главных распорядителей бюджетных средств сократить дублирование функций и полномочий, что позволит сконцентрировать средства местного бюджета на приоритетных направлениях, повысить результативность, адресность и целевой характер в использовании бюджетных средств.
Актуальным в секторе муниципального управления остается и применения принципа "эффективного контракта". Внедрение показателей оценки эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих направлено на повышение заинтересованности в результатах и качестве работы. Разработка показателей оценки эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих должна быть осуществлена на основе анализа соотношения финансовых и трудовых ресурсов с выполняемыми функциями, что приведет к повышению эффективности управления.
5. Поддержка инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие экономического потенциала муниципального образования.
Важнейшей задачей предстоящего периода является поддержка инвестиционных проектов, обеспечивающих наибольший вклад в достижение целей экономического развития муниципального образования.
В этой связи необходимо принимать решения о подготовке и участии в реализации проектов, соответствующих целям социально-экономического развития и направленных на достижение целевых показателей муниципальных программ.
В состав расходов местного бюджета на осуществление бюджетных инвестиций должны включаться расходы на осуществление капитальных вложений при наличии принятых нормативных правовых актов и утвержденных проектных документаций, получивших положительные заключения по результатам их государственной экспертизы и проверки сметной стоимости объектов капитального строительства.
Таким образом, в целях повышения эффективности расходования средств местного бюджета, направленных на поддержку инвестиционных проектов, необходимо осуществить следующие мероприятия:
- провести анализ по определению приоритетности мероприятий и оптимального распределения объема бюджетных ассигнований, а также завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов высокой степени готовности;
- провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства на предмет целесообразности завершения ранее начатых проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ;
- проверить инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местного бюджета, на предмет эффективности использования средств, а также соответствия направлениям социально-экономического развития муниципального образования.
С учётом ограниченности бюджетных ресурсов, при реализации инвестиционных проектов следует использовать все возможные источники их реализации, в том числе стимулировать частных инвесторов к осуществлению капитальных вложений - как за счет предоставления отдельных мер поддержки, так и за счет привлечения их финансовых ресурсов на основе механизмов муниципального-частного партнерства.
Важно отметить, что при отборе частных инвесторов должны применяться открытые и прозрачные конкурсные процедуры, не нарушающие принципы равенства и конкуренции.
6. Повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств, их стимулирование при осуществлении бюджетного процесса.
В сложившихся экономических условиях одной из важных задач бюджетной политики муниципального образования является повышение эффективности расходования бюджетных средств. Достичь успеха в данном направлении исключительно силами департамента финансов невозможно, поэтому следует расширять практику повышения ответственности главных распорядителей бюджетных средств за качество и эффективность осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании.
Одним из инструментов, позволяющим оценить насколько эффективны принимаемые управленческие решения, направленные на социально-экономическое развитие муниципального образования, должна стать система мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.
В связи с этим необходимо в среднесрочной перспективе модернизировать систему мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств. Развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента будет направлено не только на дополнение и уточнение системы количественных показателей, характеризующих степень отлаженности бюджетных процедур, механизмов внутреннего финансового контроля, состояние бюджетной дисциплины, но и на обязательный учет показателей, характеризующих результативность и эффективность бюджетных расходов в отчетном периоде.
Совершенствование финансового менеджмента в предстоящем бюджетном цикле будет включать в себя:
- доработку методики проводимого мониторинга с учетом новаций в системе управления муниципальными финансами, в том числе создание системы оценки эффективности использования бюджетных средств;
- использование результатов мониторинга финансового менеджмента при оценке деятельности руководителей главных распорядителей бюджетных средств;
С целью повышения качества финансового менеджмента следует разработать систему мотивации главных распорядителей средств местного бюджета по достижению наилучших результатов.
7. Совершенствование механизмов муниципального финансового контроля.
Вопрос совершенствования механизмов муниципального финансового контроля в настоящее время является одним из приоритетных направлений развития бюджетной политики.
В сложившейся экономической ситуации бюджетная политика муниципального образования в среднесрочной перспективе ориентирована на повышение эффективности управления бюджетными средствами. Финансовое обеспечение задач и функций муниципального образования должно быть подкреплено выявлением резервов, оптимизацией расходов, обязательным повышением качества использования имеющихся средств, в том числе в части:
- усиления контроля выполнения муниципальных заданий бюджетными и автономными учреждениями города, включая контроль объемов и качества предоставляемых услуг (выполняемых работ);
- повышения заинтересованности муниципальных учреждений города в создании условий для сокращения внутренних издержек, в том числе за счет мер, направленных на энергосбережение и энергетическую эффективность;
- эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом;
- эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг путем исключения необоснованных видов и объемов работ с целью уменьшения начальной (максимальной) цены контракта.
Условия реализации программного бюджета потребуют внесения комплексных изменений в организацию системы муниципального финансового контроля.
При организации деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля акцент должен быть смещен с контроля финансовых потоков к контролю результатов, которые приносит их использование.
Внедрение риск-ориентированного подхода, позволяющего своевременно выявлять потенциально возможные "зоны риска", оценивать степень опасности совершения правонарушения, возможные объемы ущерба и своевременно принимать соответствующие меры, способствует оптимизации бюджетных средств, затрачиваемых на их проведение, экономии времени и трудоресурсов.
В рамках мероприятий по совершенствованию внутреннего финансового контроля в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов планируется:
- усиление финансового контроля в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств;
- проведение анализа причин возникновения нарушений в сфере бюджетных правоотношений, в том числе нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, низкой результативности расходования бюджетных средств, выявление резервов по повышению эффективности их использования;
- проведение анализа осуществления главными распорядителями средств местного бюджета, главными администраторами доходов местного бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита местного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Возрастает роль эффективности работы системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных распорядителей средств бюджета с целью своевременного выявления недостатков, формирования рекомендаций и подготовки предложений по их устранению.
В этой связи важной задачей органа внутреннего муниципального финансового контроля является проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, результаты которых направлены на своевременное выявление их недостатков, формирование рекомендаций по их устранению и предложений по изменению ведомственных актов в части уточнения конкретных процедур составления и исполнения бюджета.
Обеспечение эффективной работы системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита позволит обеспечить более полный, своевременный (включая предварительный) контроль.
Внедрение и развитие ведомственных систем внутреннего финансового контроля и аудита должно привести к повышению качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.
По результатам контрольной деятельности необходимо максимально обеспечить принцип неотвратимости наказания за допущенные нарушения.
8. Развитие системы открытости деятельности органов местного самоуправления на базе системы "Электронный бюджет".
Повышение эффективности бюджетных расходов не возможно без создания механизмов открытости бюджетного процесса. Одним из инструментов в данном направлении является реализуемая во всех уровнях бюджетной система Российской Федерации информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Как составная часть электронной модели государственного управления система "Электронный бюджет" нацелена на реализацию следующих задач:
- обеспечение публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности, в том числе информации о предоставленных государственных (муниципальных) услугах;
- обеспечение интеграции процессов составления, исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности;
- усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг, размещения заказов на их поставку и исполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
- обеспечение взаимосвязи реестров расходных обязательств с закрепленными в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями публично-правовых образований и их деятельностью, осуществляемой за счет средств соответствующих бюджетов;
- повышение качества и эффективности государственного (муниципального) управления, включая управление бюджетными средствами;
- обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, включая сам процесс этой деятельности, а не только публикацию отчетов;
- создание современных технологических решений, позволяющих гибко настраивать все бизнес-процессы и обеспечивающих возможность коллективной работы пользователей.
В среднесрочной перспективе главным распорядителям средств местного бюджета необходимо быть готовым к дальнейшему развитию информационной системы "Электронный бюджет".
Результатом интеграции бюджетной системы муниципалитета в общероссийскую единую информационную систему "Электронный бюджет" будет наличие достоверной и открытой информации о бюджете муниципального образования в автономном округе и осуществляемом бюджетном процессе.
9. Обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов, расширение практики общественного участия, модернизация портала "Бюджет для граждан" как инструмента вовлечения граждан в принятие бюджетных решений.
Одним из новых направлением в осуществлении бюджетной политики прошедшего периода стало внедрения принципа открытости и прозрачности общественных финансов, усиления роли гражданского общества в осуществлении бюджетного процесса, создание механизмов направленных на повышение доступности и понятности информации для граждан.
В качестве инструмента реализации данного направления служит развитие "Бюджета для граждан", позволяющего населению города в упрощенной форме ознакомиться с основным финансовым документом муниципального образования. Повышая свою информированность о бюджетных приоритетах, населению и общественным организациям дается возможность реализовать функции общественного контроля расходования бюджетных средств и как следствие возможность влиять на управленческие решения.
Департаменту финансов Администрации города, следует особое внимание уделить оперативности опубликования изменений информации включенной в состав "Бюджет для граждан", поскольку от этого зависит быстрота реакции общества на соответствующие бюджетные решения.
Необходимо расширять практику проведения мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения, в том числе увеличить периодичность проводимых лекции в учебных заведениях города. Также, следует продолжить работу по формированию брошюр "Бюджет для граждан", как в электронном виде с размещением их на официальном сайте Администрации города, так и в печатном варианте с последующей передачей их в городские и школьные библиотеки. Это позволит вовлечь различные слои населения в обсуждение бюджетных решений, а также повлияет на информированность и финансовую грамотность подрастающего поколения.
4. Основные подходы к формированию бюджета муниципального образования на 2017 - 2019 годы
Формирование бюджета города должно осуществляться на основе показателей прогноза социально-экономического развития города Ноябрьска на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, основных направлениях бюджетной политики на 2017 - 2019 годы, основных направлениях налоговой политики на соответствующие годы.
Направление реализации политики в отношении доходов муниципального образования ориентировано на основе предсказуемости доходных источников, что, безусловно, является положительным направлением развития города.
Формирование доходной части бюджета города Ноябрьска осуществляется с учетом:
- данных, предоставленных главными администраторами доходов местного бюджета;
- динамики поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет,
- ожидаемой оценки поступлений налогов и сборов в текущем году.
В течение последних трех лет поступления в бюджет сильно не изменялись, структура доходов бюджета стабильно характеризуется наибольшим удельным весом финансовой помощи из окружного бюджета от 72 до 75%.
Структура
доходов муниципального образования город Ноябрьск на 2013
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.