Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Основные направления
налоговой политики муниципального образования город Ноябрьск на 2017 - 2019 годы
(утв. постановлением Администрации муниципального образования г. Ноябрьск
от 10 ноября 2016 г. N П-847)
1. Общие положения
Основные направления налоговой политики на 2017 - 2019 годы подготовлены с целью составления проекта местного бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период, с учетом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2016 - 2018 годы.
При разработке основных направлений налоговой политики учтены положения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основные направления налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2017 - 2019 годы, утвержденные постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2016 N 1024-П.
Налоговая политика муниципального образования разрабатывается с целью определения для участников бюджетного процесса общих параметров повышения эффективности управления муниципальными финансами в среднесрочной перспективе, решения текущих задач для сохранения стабильности и сбалансированности местного бюджета муниципального образования город Ноябрьск.
2. Итоги налоговой политики муниципального образования в 2015 году и в первой половине 2016 года
По итогам 2015 года в бюджет муниципального образования (далее - местный бюджет) поступило 1 839 668 тыс. рублей налоговых доходов, что составило 77,9% суммы налоговых и неналоговых доходов. По сравнению с 2014 годом наблюдается снижение налоговых поступлений на 18 947 тыс. рублей или на 1,0%, в основном за счет налога на доходы физических лиц. Уменьшение связано со снижением фонда оплаты труда.
Структура
налоговых доходов местного бюджета в 2015 году
N п/п |
Наименование |
Исполнено за 2015 год, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Исполнено за 2014 год, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Рост (+)/ Снижение (-), тыс. руб. |
1 |
Налог на доходы физических лиц |
1281664 |
69,7 |
1 309 851 |
70,5 |
-28 187 |
2 |
Налоги на совокупный доход |
410 070 |
22,3 |
407150 |
21,9 |
2 920 |
3 |
Налоги на имущество |
104 812 |
5,7 |
108 469 |
5,9 |
-3 657 |
4 |
Прочие налоговые доходы |
43 122 |
2,3 |
33 145 |
1,7 |
9 977 |
5 |
Итого |
1 839 668 |
100 |
1 858 615 |
100 |
-18 947 |
По-прежнему существенную долю налоговых доходов местного бюджета в 2015 году составили поступления налога на доходы физических лиц и налоги на совокупный доход, это 69,7% и 21,9% от суммы налоговых поступлений. Доля поступлений по местным налогам составила всего 5,9%.
Средний уровень прочих налогов и сборов, таких как акцизы по подакцизным товарам, государственная пошлина составляет менее 2%.
За первое полугодие 2016 года сумма поступлений по налоговым платежам составила 970 334 тыс. рублей, это на 54 049 тыс. рублей больше поступлений за аналогичный период прошлого года. Основное увеличение произошло по налогу на доходы физических лиц и акцизам по подакцизным товарам, соответственно за счет увеличения фонда оплаты труда и увеличения с 01.04.2016 налоговых ставок по видам подакцизных товаров.
В 2015 году и начале 2016 года в законодательство автономного округа о налогах и сборах были внесены изменения, направленные на создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
Так для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, установлена налоговая ставка в размере 0% в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности не только в производственной, социальной и (или) научной сферах, но и в сфере бытовых услуг населению.
Кроме того, с 54 до 70 увеличено количество видов предпринимательской деятельности (в том числе по дополнительному перечню видов деятельности, относящихся к бытовым услугам населению), при осуществлении которых индивидуальные предприниматели вправе применять патентную систему налогообложения.
С 01.01.2015 года в муниципальном образовании действует новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц, отражающий нормы 32 главы Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. налоговая база в отношении объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, определяется исходя из кадастровой стоимости.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в бюджеты муниципальных образований. Изменение порядка его исчисления по замыслу законодателей в перспективе должно заметно нарастить поступления в местные бюджеты.
При этом, в целях поддержки социально незащищенных слоев населения в муниципальном образовании определены категории налогоплательщиков, которым предоставлено право на налоговую льготу в виде 100% освобождения от уплаты налога.
В муниципальном образовании продолжено ежегодное проведение оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам. По состоянию на 01 июля 2016 года решениями Городской Думы муниципального образования установлены налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц и земельного налога по 4 категориям налогоплательщиков, также по земельному налогу установлены пониженные налоговые ставки.
В 2015 году общая сумма льгот, предоставленных в муниципальном образовании по местным налогам, составила 53 476 тыс. рублей, в том числе:
- по налогу на имущество физических лиц - 922 тыс. рублей;
- по земельному налогу - 52 554 тыс. рублей, из них 37 539 тыс. руб. за счет снижения ставок земельного налога в отношении отдельных категорий земельных участков.
Выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные применением налоговых льгот, фактически являются налоговыми расходами бюджета соответствующего уровня.
Налоговые расходы
местного бюджета в 2014 и 2015 годах по видам налогов
тыс. рублей
N п/п |
Наименование показателя |
2014 год |
2015 год |
Рост(+)/снижение (-) |
|
% |
сумма |
||||
1 |
Сумма налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц |
1 049 |
922 |
-12,1 |
-127 |
2 |
Сумма налоговых льгот по земельному налогу |
49 667 |
52 554 |
+5,8 |
+2 887 |
3 |
Итого |
50 716 |
53 476 |
+5,4 |
+2 760 |
4 |
% к сумме налоговых, неналоговых доходов |
1,8 |
2,3 |
|
|
Налоговые расходы местного бюджета в результате предоставления налоговых льгот и пониженных налоговых ставок в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 5,4% или на 2 760 тыс. рублей.
При этом льготы по налогу на имущество физических лиц снизились на 127 тыс. рублей. Это связано с тем, что по результатам проведенной в 2014 году оценки эффективности и востребованности налоговых льгот было принято решение о необходимости пересмотра действующих льгот и применении только особо требуемых. С 01 января 2015 года на территории муниципального образования установлено право на дополнительные налоговые льготы для граждан, которые относятся к категориям, нуждающимся в социальной поддержке к налоговым льготам, установленным статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации, по трем категориям (ранее налоговой льготой пользовались 7 категорий).
По земельному налогу действует одна льгота, освобождаются от уплаты налога только учреждения, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск.
В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости местного бюджета, определения финансовых возможностей для реализации муниципальных программ проводился ряд мероприятий по увеличению доходов местного бюджета.
Одним из факторов, влияющих на сохранение роста собственных доходов бюджета, является реализация мероприятий, направленных на пополнение доходной части местного бюджета, утвержденных постановлением Администрации города Ноябрьска от 04.04.2014 N П-346. В процессе проведения мероприятий своевременно вносятся изменения и дополнения, направленные на актуализацию и оптимизацию мероприятий, проводимых на территории муниципального образования.
Результат проведенных мероприятий подтвержден положительной динамикой поступления доходов. По итогам проведенных мероприятий в 2015 году в бюджет муниципального образования дополнительно поступило 10 133 тыс. рублей, за первое полугодие 2016 года - 10 313 тыс. рублей.
С целью организации взаимодействия территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций города по всем вопросам, касающимся нарушений трудового законодательства, также в целях минимизации потерь местного бюджета по причине выплаты "теневых" зарплат, при Администрации города Ноябрьска создана рабочая группа по вопросам легализации заработной платы и трудовых отношений граждан, привлекаемых к трудовой деятельности в хозяйствующих субъектах, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Ноябрьск.
В рамках рабочей группы проводятся мероприятия, направленные на снижение неформальной занятости населения, повышение собираемости страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налога на доходы физических лиц и т.д.
За 2015 год достигнуто значение контрольного показателя по снижению неформальной занятости, а именно, количество выявленных работников с которыми не были заключены трудовые договоры, составило 116 человек, с 93 из которых заключены договоры в соответствии с Трудовым кодексом РФ. За первое полугодие 2016 выявлено 856 человек, с 837 - заключены договоры.
В течение 2015 года и 1 полугодие 2016 года совместно с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу проводилась работа по выявлению подрядных и субподрядных организаций привлекаемых для выполнения работ, оказания услуг и не поставленных на налоговый учет на территории муниципального образования.
При проведении налоговой политики в указанном периоде большое внимание уделялось регулированию направлений инвестиционной деятельности в муниципальном образовании.
Постановлением Администрации города от 24.08.2016 N П-653 утвержден план мероприятий (дорожная карта) по внедрению изменений, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и снятие административных барьеров, в том числе успешных практик, включенных в Атлас муниципальных практик, на территории муниципального образования город Ноябрьск.
Принят комплекс нормативных правовых актов, устанавливающих основные направления инвестиционной политики муниципального образования город Ноябрьск.
Несмотря на устойчивое социально-экономическое развитие города в последние годы существует ряд проблем, решение которых возможно только на федеральном уровне.
Одним из основных отрицательных изменений, влияющих на исполнение местного бюджета, явилось то, что с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", изменились правила оспаривания кадастровой стоимости недвижимого имущества. Т.е. оспорить результаты кадастровой стоимости земельных участков можно теперь в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Ранее предусматривалось рассмотрение споров, возникающих при проведении государственной кадастровой оценки земель, лишь в судебном порядке.
Согласно установленным правовым нормам, при изменении кадастровой стоимости по решению комиссии или решению суда производится перерасчет земельного налога и арендной платы с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Это привело к перерасчету земельного налога и арендных платежей в сторону уменьшения начиная с 01 января 2015 года.
В соответствии с Законом автономного округа от 01.12.2014 N 100-ЗАО "О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с 01 января 2015 года государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием розничной продажи алкогольной продукции подлежит зачислению в полном объеме в окружной бюджет.
Кроме того, проблемой для местных бюджетов являются действующие налоговые льготы по местным налогам, установленные на федеральном уровне. Так, потери местного бюджета от предоставленных налоговых льгот, в соответствии с федеральным законодательством, в 2015 году составили 56 997 тыс. рублей.
На сегодняшний день федерацией планируется поэтапная отмена действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень соответственно.
При этом предполагается распределить действующие федеральные льготы по региональным и местным налогам на три категории в зависимости от срока их обязательного применения субъектами (муниципальными образованиями) на своей территории: льготы, обязательные к применению на всей территории Российской Федерации в течении пяти лет, трех лет и одного года.
По истечении действия обязательного применения льготы субъект (муниципальное образование) получает право самостоятельно принимать решение о предоставлении на своей территории соответствующей льготы или отказа от нее.
3. Основные направления налоговой политики
В настоящей статье приведены основные меры в области налоговой политики, которые предлагается реализовать в плановом периоде.
Характер основных направлений налоговой политики был определен Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 03 декабря 2015 года.
Основными целями налоговой политики в трехлетней перспективе являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости и увеличение налогового потенциала посредством получения необходимого объема бюджетных доходов, с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечение социальных гарантий.
Налоговая политика в городе будет формироваться с учетом изменений, принятых и планируемых к принятию на федеральном и региональном уровне.
В рамках достижения намеченных направлений в 2017 - 2019 годах будет продолжена реализация основных направлений налоговой политики предыдущих лет и реализованы мероприятия по следующим направлениям:
1. Реализация мер, направленных на увеличение доходного потенциала налоговой системы, повышение уровня собственных доходов местного бюджета, в том числе посредством реализации мер направленных на взыскание задолженности.
Отдельными направлениями в этой области будут являться ликвидация имеющихся воз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.