Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Новый Уренгой
от 26 сентября 2017 г. N 325
Стратегия
инвестиционной политики муниципального образования город Новый Уренгой
1. Введение
Определяющую роль в решении проблем социально-экономического развития регионов Российской Федерации играют инвестиции. Привлечение инвестиций в экономику городов и регионов является стратегическим стержнем повышения доходности территории, важнейшим источником финансовых поступлений и роста экономической активности.
Настоящая Стратегия разработана с учетом анализа действующих документов федерального, окружного и городского уровней, развития промышленности и предпринимательства, уровня инвестиционной активности в 2002 - 2016 годах.
На основе анализа факторов, формирующих инвестиционный климат муниципального образования город Новый Уренгой, проведена оценка текущей ситуации и сформированы стратегические цели по улучшению инвестиционного климата и активизации инвестиционного процесса.
Инвестиционная политика муниципального образования город Новый Уренгой рассчитана на использование внутреннего инвестиционного потенциала (средств предприятий, кредитующих организаций, населения и др.), формирование благоприятного инвестиционного имиджа муниципального образования город Новый Уренгой, что, в свою очередь, создаст предпосылки для привлечения внешних инвестиций.
2. Характеристика муниципального образования город Новый Уренгой
Муниципальное образование город Новый Уренгой расположено в приполярной широте центральной части Ямало-Ненецкого автономного округа на расстоянии 2 336 км от Москвы, 1 200 км от Тюмени, 450 км от Салехарда.
Государственная регистрация поселка Новый Уренгой произошла в 1975 году, дата присвоения поселку Новый Уренгой статуса города относится к 1980 году. Поселки Коротчаево и Лимбяяха были образованы решением исполкома Тюменского областного Совета народных депутатов в 1982 и 1988 годах соответственно. В 2004 году муниципальное образование город Новый Уренгой наделен статусом городского округа, в который также вошли районы Коротчаево и Лимбяяха.
Площадь муниципального образования город Новый Уренгой составляет 22,65 тыс. га. Муниципальное образование город Новый Уренгой граничит на юге и северо-востоке с Пуровским районом, на западе - с Надымским районом.
Районы Коротчаево и Лимбяяха находятся в 80 км от города Новый Уренгой. Это железнодорожные и водные ворота города. От железнодорожного узла станции Коротчаево Сургутского отделения Свердловской железной дороги тянутся ветки на Новый Уренгой, Сургут и Надым, а, уходя на юг, железная дорога через Тобольск и Тюмень соединяется с общероссийской системой железных дорог. Речной порт Коротчаево является узловым на речных путях, связывающих населенные пункты Ямало-Ненецкого автономного округа с Северным морским путем - через Обскую губу, а также через Обь - с городами и поселками Тюменской, Омской, Новосибирской и Томской областей.
Связь между городом Новый Уренгой и районами Коротчаево и Лимбяяха осуществляется также по автодороге Новый Уренгой-Коротчаево, которая совпадает с сетью автомобильных дорог общего пользования Ямало-Ненецкого автономного округа и входит в состав строящейся автомагистрали Сургут-Салехард, которая при завершении строительства свяжет города и поселки автономного округа, в том числе и административный центр Салехард, с сетью дорог Российской Федерации. Законченное хозяйственное значение автомагистраль имеет на участке от Сургута до Надыма, участок "Надым-Салехард" находится в стадии строительства, однако в зимнее время года пользоваться ею можно уже сейчас. В перспективе автомобильная дорога общего пользования Сургут-Салехард будет передана в федеральную собственность.
Климат континентальный, формируется под влиянием близости моря, наличия вечной мерзлоты, циркуляции атлантических масс воздуха, что вызывает довольно частое прохождение циклонов и большое количество осадков. Зима - 284 дня в году, средняя температура самой холодной пятидневки - 47 °С, редкие потепления зимой часто сопровождаются усилением ветра, буранами и метелями, характерны резкие перепады атмосферного давления и температуры, самый короткий день в декабре - 1 час 7 мин. Лето - 35 дней, среднесуточная температура июля: + 10 - 14 С.
Основание города связано с началом разработки Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, которое по своим масштабам является крупнейшим в мире. Протяженность месторождения - 250 км, ширина - от 30 до 60 км, площадь газоносности составляет более 6 тысяч квадратных метров. В разрезе месторождение представляет собой три этажа газоносности. Детальнее всего изучен верхний этаж - сеноманская газовая залежь, которая охватывает Уренгойский вал, Ен-Яхинское и Песцовое поднятия. К северу от Ен-Яхинского поднятия на расстоянии 50 км расположено Северо-Уренгойское месторождение. Глубина залегания - от 1 030 до 1 260 метров. Средний этаж - газонефтеконденсатные залежи, залегают на глубине от 1 700 до 3 100 метров.
Самый сложный в геологическом отношении - нижний этаж. Это пять газонефтеконденсатных залежей ачимовской свиты, которые залегают на глубинах 3 550 - 4 000 метров и до настоящего времени находятся в стадии разведки.
3. Анализ инвестиционной ситуации в муниципальном образовании город Новый Уренгой
Динамика инвестиций за последние 15 лет не придерживается определенной тенденции. Периоды роста сменялись периодами снижения инвестиций в основной капитал.
Уменьшение объема инвестиций наблюдалось в 2004, 2005 и 2008 годах. Наиболее значительное снижение произошло в 2008 году - на 40% по сравнению с 2007 годом, что явилось отражением мирового финансово-экономического кризиса. Указанное снижение произошло, главным образом, за счет уменьшения объема инвестиций в отрасль добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, которая тесно интегрирована в мировую экономику. Также существенно снизились инвестиции в строительную отрасль. Незначительное снижение объема инвестиций в основной капитал наблюдалось в 2012 и в 2013 годах: на 6% и 7% соответственно.
Период роста объема инвестиций наблюдался в 2009 - 2011 годах. В связи с предпринятыми антикризисными мероприятиями рост объема инвестиций в основной капитал составил 27% в 2009 году, 77% в 2010 году и 90% в 2011 году.
В 2012 - 2014 показатель объема инвестиций был стабильным, в 2015 году произошло снижение на 29% (что связано со второй волной кризисных явлений). В 2016 году объем инвестиций остался на уровне 2015 года - 1% роста (43,21 млн. рублей).
В совокупных инвестициях Ямало-Ненецкого автономного округа доля инвестиций в основной капитал муниципального образования город Новый Уренгой к 2009 году по сравнению с 2008 годом возросла почти в 3 раза.
К 2016 году доля муниципального образования город Новый Уренгой в общем объеме инвестиций по Ямало-Ненецкому автономному округу составила 4,01%. По данному показателю в абсолютном выражении муниципальное образование город Новый Уренгой среди городских округов автономного округа занимает 1 место.
В отраслевой структуре инвестиций в основной капитал с 2003 года наблюдалась устойчивая тенденция по снижению доли инвестиций в добывающую отрасль с 87,7% до 53,7% в 2009 году. В 2010 году объем инвестиций в данную отрасль увеличился более чем в 2 раза, за счет чего доля данной отрасли повысилась до 67,6% от общего объема инвестиций.
В 2013 году доля газодобывающей отрасли составила 60,8% от общего объема инвестиций по муниципальному образованию город Новый Уренгой. Существенно увеличилась доля инвестиций в производство и распределение электроэнергии, газа и воды; доля инвестиций в строительство; транспорт и связь; оптовую и розничную торговлю. С 2010 года увеличивается доля инвестиций в здравоохранение и предоставление социальных услуг.
В 2016 году структура инвестиций представлена следующим образом: 84% от общего объема инвестиций составляет добывающая промышленность; 4,8% - производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 2,6% - предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг.
Одновременно наблюдается развитие и активизация деятельности финансово-кредитных организаций. Так, в 2013 году значительная часть средств (54,9% от общего объема инвестиций или 95,3% от привлеченных средств) привлекалась за счет банковских кредитов, а в 2002 году на долю кредитов банков приходилось всего 7,5%) от общего объема или 9,4% от объема привлеченных средств соответственно. К 2016 году доля привлеченных средств в общем объеме инвестиций увеличилась до 82% (35,56 млн. рублей).
В 2016 году объем строительных работ, выполненных собственными силами организаций (без субъектов малого предпринимательства) по виду деятельности "строительство" составил 14 907,35 млн. рублей. В общем объеме строительных работ на территории Ямало-Ненецкого автономного округа доля муниципального образования город Новый Уренгой составляет 9,95%. По данному показателю в абсолютном выражении и в расчете на душу населения муниципальное образование город Новый Уренгой среди городских округов автономного округа занимает 1 место.
Благоприятный инвестиционный климат является основополагающим фактором для сбалансированного экономического роста, развития производственной сферы и, как следствие, повышения уровня жизни населения любого города.
Инвестиционная привлекательность муниципального образования город Новый Уренгой формируется в основном за счет таких факторов, как:
- транспортная доступность - Новый Уренгой является узловым центром железнодорожных и автомобильных путей сообщения в Ямало-Ненецком автономном округе, а также имеет выход на речные пути Оби и Северный морской путь;
- расположение на территории города административных и иных вспомогательных зданий крупных предприятий федерального значения;
- развитая инфраструктура - на территории муниципального образования город Новый Уренгой осуществляют свою деятельность различные кредитно-финансовые учреждения, консалтинговые, транспортные и страховые компании, город обеспечен стационарной и мобильной телефонной связью, высокоскоростным доступом к сети Интернет, существует множество объектов социальной инфраструктуры;
- наличие условий для подготовки кадров - в сфере профессионального образования осуществляют деятельность 2 учреждения среднего профессионального образования: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа
"Новоуренгойский многопрофильный колледж" и частное профессиональное образовательное учреждение "Газпром техникум Новый Уренгой";
- наличие свободных ниш в различных отраслях экономики муниципального образования город Новый Уренгой.
Основными факторами, оказывающими негативное воздействие на инвестиционный климат муниципального образования город Новый Уренгой, являются:
- значительная территориальная удаленность от основных поставщиков и производителей товаров и оборудования народного, а также промышленного потребления обуславливает высокий удельный вес транспортных расходов на доставку данных товаров, комплектующих и материалов (сырья) и, как следствие, увеличение себестоимости большинства товаров и услуг;
- неблагоприятные климатические условия;
- значительные затраты на коммунальные услуги и оплату рабочей силы. Высокий уровень жизни является целью деятельности администрации любого муниципального образования, но в тоже время снижает инвестиционную привлекательность для организации крупных производств.
В муниципальном образовании город Новый Уренгой для улучшения инвестиционного климата осуществляются следующие мероприятия:
- субъектам малого и среднего предпринимательства, а также лицам, принявшим решение о начале предпринимательской деятельности, за счет средств местного и окружного бюджета оказывается финансовая поддержка по различным направлениям;
- субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается имущественная поддержка;
- ежегодно на территории муниципального образования город Новый Уренгой проводятся различные тематические форумы, выставки, ярмарки и другие мероприятия с участием местных и иногородних предприятий;
- функционируют объекты инвестиционной и инновационной инфраструктуры: НО Фонд "Окружной инновационно-технологический центр "ТЕХНОПАРК ЯМАЛ", АУ Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружной технологический парк "Ямал" и НО "Новоуренгойский фонд развития предпринимательства", которые способствуют развитию на территории города инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства;
- повышена информационная наполняемость официального сайта муниципального образования города Новый Уренгой, в том числе раздела "Инвестиционная деятельность", обеспечивается обновление размещенной информации для потенциальных инвесторов.
4. Цель и задачи инвестиционной политики муниципального образования город Новый Уренгой
Основной целью инвестиционной политики муниципального образования город Новый Уренгой является создание условий для привлечения и оптимального использования инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования.
При реализации инвестиционной политики муниципального образования город Новый Уренгой приоритетными задачами, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе, являются:
- формирование и поддержание привлекательного инвестиционного имиджа города, отражающего характеристики муниципального образования город Новый Уренгой для потенциальных инвесторов;
- развитие институтов правовой, организационной, инфраструктурной и информационной поддержки инвестиционной деятельности на территории города;
- создание привлекательных для развития малого и среднего бизнеса экономических условий;
- развитие механизма муниципально-частного партнерства;
- создание условий для развития цифровой экономики в приоритетных (ключевых) сферах деятельности муниципального образования.
5. Основные направления инвестиционной политики муниципального образования город Новый Уренгой
Для достижения цели и решения задач, направленных на реализацию инвестиционной политики, предусматриваются следующие основные направления инвестиционной политики:
5.1. Реализация коммуникационной стратегии, предусматривающей продвижение позитивной информации о муниципальном образовании город Новый Уренгой в российском и международном инвестиционном сообществе:
5.1.1. Обеспечение доступности базовой информации о муниципальном образовании город Новый Уренгой (инвестиционный паспорт, инвестиционные проекты и предложения) для максимально широкого круга потенциальных инвесторов и распространителей информации.
5.1.2. Обеспечение целенаправленного распространения позитивной информации об имиджевых конкурентных преимуществах муниципального образования город Новый Уренгой (промышленный, трудовой, финансовый, инновационный потенциал и др.).
5.1.3. Участие в подготовке и проведении целевых презентационных мероприятий (форумы, выставки, презентации и т.д.) для потенциальных инвесторов.
5.1.4. Развитие и поддержка электронных средств массовой информации и массовых коммуникаций, информирующих о муниципальном образовании город Новый Уренгой.
5.2. Совершенствование правовой базы и механизмов поддержки инвестиционной деятельности на территории города:
5.2.1. Актуализация муниципальных правовых актов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
5.2.2. Определение приоритетных направлений инвестиционной деятельности.
5.2.3. Формирование перечня мероприятий активного управления земельными ресурсами муниципального образования город Новый Уренгой по приоритетным направлениям.
5.2.4. Обеспечение инвесторам равных прав на получение различных видов поддержки в инвестиционной деятельности.
5.2.5. Обеспечение открытости и доступности информации для всех инвесторов.
5.2.6. Содействие инфраструктурным организациям в создании и развитии инновационных производств на территории муниципального образования город Новый Уренгой.
5.2.7. Подготовка территорий для реализации инвестиционных проектов, повышение качества и доступности инженерной и транспортной инфраструктуры для инвесторов.
5.2.8. Оказание финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
5.2.9. Сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна".
5.3. Реализация механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства:
5.3.1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
5.3.2. Внедрение новых успешных практик российских городов в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
5.3.3. Оказание финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, поддержки в области подготовки и повышения квалификации кадров субъектам малого и среднего предпринимательства.
5.4. Создание условий для эффективной реализации механизма муниципально-частного партнерства:
5.4.1. Совершенствование нормативной правовой базы.
5.4.2. Актуализация реестра инвестиционных проектов (предложений).
5.5. Создание условий для развития цифровой экономики в приоритетных (ключевых) сферах деятельности муниципального образования:
5.5.1. Совершенствование правовой базы с целью развития цифровой экономики.
5.5.2. Внедрение базовых компетенций цифровой экономики для обучающихся системы общего образования.
5.5.3. Внедрение информационных систем в управление городскими ресурсами.
6. Мониторинг исполнения Стратегии инвестиционной политики
Проведение мониторинга исполнения Стратегии инвестиционной политики осуществляется Департаментом экономики Администрации города Новый Уренгой по следующим направлениям:
- формирование и рассмотрение отчета об исполнении Стратегии инвестиционной политики на заседании Инвестиционного совета муниципального образования город Новый Уренгой;
- ежегодное обновление инвестиционного паспорта муниципального образования город Новый Уренгой;
- формирование иной аналитической информации по вопросам инвестиционной политики по мере необходимости.
7. Заключение
В соответствии с ключевой целью инвестиционной политики в муниципальном образовании город Новый Уренгой на первый план выходит задача стимулирования привлечения средств частного капитала (как отечественного, так и иностранного), а также поиск новых форм совместного (государственного и частного) инвестирования в перспективные проекты.
Политика органов местного самоуправления муниципального образования город Новый Уренгой должна быть направлена на поддержку деятельности предприятий, производящих конкурентоспособную продукцию, экономически устойчивых и обладающих высокими технологиями, а также предусматривать привлечение таких предприятий к исполнению муниципального заказа.
Кроме поддержки действующих предприятий, органы местного самоуправления муниципального образования город Новый Уренгой должны способствовать созданию на территории городского округа новых производств. Особое внимание следует уделять инновационным проектам, оказывать содействие внедрению наукоемких разработок.
Увеличение объемов привлечения инвестиций на территорию муниципального образования город Новый Уренгой является одним из ключевых приоритетов Администрации города Новый Уренгой, поскольку помимо решения задач конкретных инвестиционных проектов, инвестиции обеспечивают занятость населения, пополнение местного бюджета и способствуют устойчивому социально-экономическому развитию города.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.