Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Новый Уренгой
от 20 октября 2017 г. N 347
Основные направления
налоговой и бюджетной политики муниципального образования город Новый Уренгой на 2018 - 2020 годы
1. Общие положения
Основные направления налоговой и бюджетной политики муниципального образования город Новый Уренгой на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов подготовлены в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.4 статьи 5 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Новый Уренгой, утверждённого решением Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 31.05.2007 N 206.
Разработка основных направлений налоговой и бюджетной политики муниципального образования город Новый Уренгой (далее - муниципальное образование) проводится в соответствии с основными направлениями бюджетной политикой Ямало-Ненецкого автономного округа на 2018 - 2020 годы.
Целью основных направлений налоговой и бюджетной политики является описание условий, применяемых для составления проекта бюджета муниципального образования на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов, подходов к его формированию, финансовых взаимоотношений с бюджетом Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - окружным бюджетом), а также сохранение бюджетной устойчивости, обеспечение сбалансированности бюджета, прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Основные результаты налоговой и бюджетной политики муниципального образования в 2016 году и в первом полугодии 2017 года
В течение 2016 и в первом полугодии 2017 года органами местного самоуправления последовательно решались основные задачи налоговой и бюджетной политики, поставленные ранее. Основными итогами реализуемой налоговой и бюджетной политики является достижение стабильности бюджетного процесса и повышение эффективности управления общественными финансами.
По итогам 2016 года в местный бюджет поступило налоговых платежей на сумму 3 618 520 тыс. рублей, что составило 37,1% общей суммы налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. По сравнению с 2015 годом наблюдается рост налоговых поступлений на 294 864 тыс. рублей (1,09%).
Как и в предыдущие годы, основной объем налоговых доходов местного бюджета сформировался за счет поступлений налога на доходы физических лиц, налогов на совокупный доход, налогов на имущество.
Структура налоговых доходов бюджета муниципального образования в 2016 году
N |
Наименование |
Исполнено за 2016 год, тыс. рублей |
Удельный вес |
Исполнено за 2015 год, тыс. рублей |
Удельный вес |
Рост / снижение, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Налог на доходы физических лиц |
3 002 668 |
83,0% |
2 729 561 |
82,2% |
273 107 |
2 |
Налоги на совокупный доход |
488 105 |
13,5% |
476 643 |
14,3% |
11 462 |
3 |
Налоги на имущество |
65 453 |
1,8% |
69 537 |
2,0% |
- 4 084 |
4 |
Прочие налоговые доходы |
62 2 (Ы |
1,7% |
47 915 |
1,5% |
14 379 |
5 |
Итого |
3 618 520 |
100% |
3 323 656 |
100% |
294 864 |
Несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике, отмечается рост вышеперечисленных доходов, за исключением налогов на имущество. Здесь отмечается незначительное снижение поступлений.
За I полугодие 2017 года исполнение доходной части бюджета муниципального образования составило 5 858 млн. рублей, что на 18,5% больше суммы поступлений за аналогичный период 2016 года или на 1 086 млн. рублей. Данная сумма перевыполнения образовалась за счет поступлений по налоговым и неналоговым источникам, исполнение 1 полугодия 2017 года к аналогичному периоду 2016 года составило 170 млн. рублей, перевыполнение по безвозмездным поступлениям составило 916 млн. рублей.
С 2015 года в муниципальном образовании действует новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. За 1 полугодие 2017 года поступления по налогу на имущество физических лиц составили 22,9% от плановых годовых назначений, основная сумма поступлений ожидается в ноябре, так как Налоговым кодексом установлен срок уплаты по данному налогу не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Изменений в Бюджетный кодекс РФ, касающихся изменений по нормативам отчислений, на 2018 год не предусмотрено.
В 2015 году и начале 2016 года в законодательство Ямало-Ненецкого автономного округа о налогах и сборах были внесены изменения, направленные на создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
В целях дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, установлена налоговая ставка в размере 0% в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности не только в производственной, социальной и (или) научной сферах, но и в сфере бытовых услуг населению.
Кроме того, с 54 до 70 увеличено количество видов предпринимательской деятельности (в том числе по дополнительному перечню видов деятельности, относящихся к бытовым услугам населению), при осуществлении которых индивидуальные предприниматели вправе применять патентную систему налогообложения.
Нормативные правовые акты, содержащие положения, негативно влияющие на порядок и условия уплаты налогов в местный бюджет, за истекший период не принимались.
В муниципальном образовании продолжено ежегодное проведение оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам. По состоянию на 1 июля 2017 года нормативными правовыми актами муниципального образования установлены налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога либо установления пониженных налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу. Налоговые льготы предоставляются учреждениям, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории муниципального образования, которые финансируются из местного бюджета, а также отдельным категориям физических лиц. В 2016 году налоговыми льготами воспользовалась 61 организация, а также 3 1 социально незащищенная категория физических лиц. Общая сумма выпадающих доходов по местным налогам в связи с установлением налоговых льгот составила 145 404 тыс. рублей. Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия льгот, установленных на территории муниципального образования, к общему объему поступивших налоговых доходов за 2016 год составило 4,0 процента.
В течение 2016 года и первом полугодии 2017 года органами местного самоуправления муниципального образования решались основные задачи социально-экономического развития муниципального образования в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета.
Основными результатами успешно реализуемой бюджетной политики муниципального образования в 2016 году и первом полугодии 2017 года явилось обеспечение сбалансированности местного бюджета, исполнение всех принятых социальных и публичных обязательств; обеспечение условий для эффективного использования общественных финансов, создание механизмов дальнейшего совершенствования бюджетного процесса.
Начиная с 2014 года, осуществлен переход на принцип планирования и исполнения бюджета муниципального образования в программном формате, что позволяет обеспечить увязку бюджетного и стратегического планирования. В течение последующих лет в целях интеграции формирования бюджета муниципального образования и муниципальных программ были внесены изменения в нормативные правовые акты Администрации города Новый Уренгой, призванные обеспечить повышение эффективности муниципальных программ.
С 2015 года проводится оценка эффективности реализации муниципальных программ. В ходе оценки проведен анализ степени достижения целей и решения задач муниципальных программ, степени выполнения основных мероприятий программ.
По результатам оценки эффективности реализации муниципальных программ за 2016 год 7 из 11 муниципальных программ признаны высокоэффективными, 4 программы - умеренно эффективными.
В целях более полной интеграции программ в бюджетный процесс Министерством финансов Российской Федерации в 2016 году были внесены изменения в бюджетную классификацию расходов. В соответствии с вышеуказанным, с 2016 года отражение бюджетных ассигнований осуществляется не только в разрезе муниципальных программ, подпрограмм, но и в разрезе основных мероприятий. Включение в структуру кода целевой статьи расходов кода основного мероприятия муниципальных программ позволило обеспечить увязку бюджетных ассигнований непосредственно с основными мероприятиями и соответствующими им целевыми показателями (индикаторами), а также возможность оценки достижения целей, задач и запланированных результатов реализации муниципальных программ.
В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях муниципальных программ, их всесторонней проработки и учета предложений физических, юридических лиц внесены изменения в Порядок разработки и реализации муниципальных программ муниципального образования.
В 2016 году в целях обеспечения сбалансированности бюджета велась работа по оптимизации бюджетных расходов в рамках реализации Плана мероприятий расходов бюджета, утвержденного распоряжением Администрации города Новый Уренгой от 18.03.2015 N 301-р "Об утверждении Плана мероприятий по оптимизации расходов бюджета муниципального образования на 2015 - 2017 годы". В результате проделанной работы в отчетном году удалось добиться экономии бюджетных средств, сократить неэффективные расходы, разработать ряд правовых актов, направленных на повышение эффективности бюджетных средств.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета в 2016 году в Департаменте финансов Администрации города Новый Уренгой (далее - Департамент финансов) создана комиссия по оптимизации расходов.
Расходная часть бюджета в результате оптимизации расходов в 2016 году уменьшена на 171,9 млн. рублей, из них расходы на финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления составили 107,3 миллиона рублей.
Одним из инструментов повышения экономности и результативности использования бюджетных средств является развитие внутреннего муниципального финансового контроля. В рамках мероприятий по его совершенствованию оказывалась методическая помощь объектам контроля в целях соблюдения бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок. В рамках осуществления внутреннего финансового контроля в 2016 году было проверено 176 муниципальных контрактов и 596 гражданско - правовых договоров.
В целях обеспечения функционирования информационной среды управления общественными финансами проведена работа по модернизации АС "Бюджет" в части планирования бюджетных ассигнований, формирований муниципальных заданий, ведения аналитического учета деятельности учреждений в разрезе муниципальных услуг, анализа и оценки показателей деятельности учреждений.
В рамках исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ и услуг утверждены:
- правила определения требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (постановление Администрации города Новый Уренгой от 11.05.2016 N 139);
- правила определения нормативных затрат на обеспечение функций Администрации города Новый Уренгой, подведомственных ей учреждений, органов Администрации города Новый Уренгой и подведомственных им учреждений (постановление Администрации города Новый Уренгой от 23.05.2016 N 157).
С 01.01.2017, руководствуясь изменениями, внесенными в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Управление казначейства Департамента финансов осуществляет контроль за соответствием:
- информации об объеме финансового обеспечения в соответствии с планами закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика;
- информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансирования закупок, представленной в различных документах, например в плане-графике и в плане закупок.
Руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", утверждена типовая форма соглашения (договора) между главным распорядителем средств местного бюджета и юридическим лицом (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из местного бюджета на возмещение недополученных доходов и (или) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В целях обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса публикуется "Бюджет для граждан", где в доступной для понимания форме предоставлена информация о бюджете на 2017 год и плановый период 20182019 годов. Бюджет для граждан размещен на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет. Второй год публикуется "Бюджет для граждан" по отчету об исполнении бюджета муниципального образования. В рамках исполнения мероприятий Всероссийской программы "Дни финансовой грамотности в учебных заведениях" в 2016 году были проведены открытые уроки в двух учебных заведениях города: МБОУ СШ N 16, МАОУ СОШ N 3. Тема открытых уроков: "Финансовая грамотность для школьников".
Одним из инструментов в данном направлении также является реализуемая во всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет". В муниципальном образовании с 2015 года ведется работа по размещению информации в вышеуказанной информационной системе.
Местный бюджет сохранил свою социальную направленность. В 2016 году бюджетные средства, предусмотренные на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с утвержденным графиком поэтапного повышения средней заработной платы, позволили существенно сократить разрыв средней заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению со средней заработной платой по экономике автономного округа.
Продолжена реализация бюджетной реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг. В связи с поправками, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, внесены изменения в порядок формирования и финансового обеспечения муниципального задания.
Объем финансового обеспечения муниципальных заданий на 2017 и плановый период 2018 - 2019 годов рассчитывался на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и нормативных затрат на выполнение работ, утверждаемых с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Продолжена работа по проведению оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств (далее - ГРБС). Оценка качества финансового менеджмента направлена на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности ГРБС, а также на выявление проблем, связанных с исполнением полномочий участников бюджетного процесса. По результатам проведенной оценки качества за 2016 год грант за высокое качество финансового менеджмента получили три главных распорядителя бюджетных средств. Результаты мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС, размещены на официальном сайте муниципального образования.
Стабильное поступление доходов обеспечило устойчивое положение бюджета муниципального образования и планомерное финансирование расходов по запланированным направлениям.
В целом следует отметить, что в прошедшем периоде бюджет муниципального образования был сбалансирован, кассовых разрывов при его исполнении не возникало. Все взятые бюджетные обязательства выполнены. Несмотря на исполнение бюджета с дефицитом, не пришлось привлекать кредитные ресурсы для выполнения взятых обязательств. Муниципальный долг на 01.01.2017 равен нулю. На протяжении 2016 года и первого полугодия 2017 года муниципалитетом продолжалось последовательное решение задач устойчивого функционирования инфраструктуры города, повышения эффективного муниципального управления.
III. Основные направления налоговой политики на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов
В рамках составления проекта местного бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период на основе федерального и регионального законодательства с учетом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2017 - 2019 годы подготовлены основные направления налоговой политики муниципального образования на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов.
Приоритетным направлением при проведении налоговой политики по-прежнему остается недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. В планируемом периоде не планируется внесение предложений о повышении налоговой нагрузки и иных масштабных изменений в налоговой системе.
При формировании доходов местного бюджета учтены одобренные Правительством Российской Федерации изменения в области налоговой политики в среднесрочной перспективе, непосредственно влияющие на размер доходов бюджета муниципального образования.
Администрацией города Новый Уренгой будет продолжена работа по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем совершенствования механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и территориальных органов федеральных органов государственной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджета.
Важная роль в обеспечении устойчивости бюджетной системы отводится снижению рисков неисполнения первоочередных и социально значимых обязательств, недопущению принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками.
В предстоящий трехлетний период будет продолжена работа по увеличению налогового потенциала местного бюджета, в том числе за счет:
- повышения ответственности главных администраторов доходов бюджета муниципального образования при планировании доходов, в соответствии с утвержденными ведомственными приказами о методике прогнозирования администрируемых доходов, разработанных на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации";
- продолжения работы в соответствии с планом мероприятий, направленных на увеличение доходной части бюджета муниципального образования город Новый Уренгой на 2015 - 2017 годы, утвержденным распоряжением Администрации города Новый Уренгой от 02.06.2017 N 674-р "Об утверждении плана мероприятий по увеличению доходов бюджета муниципального образования город Новый Уренгой на 2017 - 2019 годы";
- проведения работы по вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимого имущества физических лиц, включая земельные участки;
- активизации работы в части обеспечения полноценного и достоверного учёта муниципального имущества, в том числе земельных участков.
В условиях замедлившегося экономического роста перед налоговой системой помимо традиционной задачи обеспечения доходной части бюджета стоит задача активного использования налоговых стимулов для ускорения экономического роста. В 2018 году и плановом периоде 20192020 годов налоговая политика муниципального образования будет реализовываться по следующим направлениям:
3.1. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В среднесрочной перспективе будет продолжено содействие дальнейшему развитию субъектов малого и среднего предпринимательства с целью их вовлечения в развитие экономики и увеличения налоговых поступлений в местный бюджет.
В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, направленные на снижение налоговой нагрузки на экономические субъекты, применяющие специальные налоговые режимы, в том числе путем возможности установления пониженных налоговых ставок, предоставления "налоговых каникул".
С целью оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также предотвращения кризисных явлений в сферах малого и среднего предпринимательства предполагается продление срока оказания имущественной поддержки, стимулирующих проведение экономической и градостроительной политики на территории муниципального образования.
На территории муниципального образования планируется внесение изменений по применению специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход, пересмотрены действующие корректирующие коэффициенты базовой доходности, учитывающие совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (коэффициент К2).
3.2. Налогообложение имущества физических лиц.
С 01 января 2015 года имущество физических лиц на территории муниципального образования облагается исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. В планируемом периоде 2017 - 2019 годов налоги на имущество физических лиц будут поступать с применением повышающих коэффициентов (за 2017 год - 0,6; за 2018 год - 0,8; за 2019 год коэффициент равен 1), что соответственно приведет к увеличению поступлений.
3.3. Оптимизация налоговых льгот и налоговых ставок по местным налогам.
В 2018 - 2020 годах будет продолжена практика проведения ежегодной оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных (планируемых к предоставлению) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
При этом льготы, установленные нормативными правовыми актами муниципального образования, имеют высокую экономическую, бюджетную или социальную эффективность и направлены на оказание муниципальной поддержки отдельным категориям налогоплательщиков.
При этом принятие любой новой налоговой льготы должно сопровождаться определением "источника" для такого решения, в частности за счет отмены существующих "неэффективных" льгот.
IV. Основные направления бюджетной политики на 2018 - 2020 годы
Бюджетная политика муниципального образования основана на Концепции социально-экономического развития города до 2020 года и призвана обеспечивать сохранение социально-ориентированной направленности бюджета и повышение благосостояния жителей муниципального образования.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов бюджетная политика муниципального образования на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов нацелена на создание условий для стабильного и сбалансированного функционирования бюджета города путем консолидации бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях, зафиксированных в муниципальных программах города.
Основными задачами бюджетной политики остаются:
- обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета;
совершенствование механизмов реализации муниципальных программ, внедрение проектных методов при их реализации;
- повышение качества и эффективности предоставляемых населению муниципальных услуг;
- обеспечение прозрачности и открытости муниципальных финансов;
- совершенствование муниципального финансового контроля;
- обеспечение предварительного и последующего контроля при реализации процедур проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
- проведение эффективного управления муниципальным долгом.
4.1 Обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета.
Для обеспечения сбалансированности бюджета будет продолжена плановая реализация мероприятий по следующим направлениям:
- исполнение расходных обязательств исключительно в рамках полномочий муниципального образования с уточнением объема ассигнований в связи с изменением контингента получателей и исключением обязательств разового характера, увеличением ассигнований в связи с индексацией оплаты труда;
- ограничение принятия новых расходных обязательств;
- оптимизация сети муниципальных учреждений, оптимизация бюджетных расходов и повышение их эффективности;
- осуществление нормирования закупок для муниципальных нужд;
- сохранение режима экономии бюджетных средств за счет результатов конкурсных процедур с перераспределением образовавшейся экономии на актуальные первоочередные направления расходов;
- недопущение кредиторской задолженности;
- сокращение дефицита бюджета;
- обеспечение безопасного уровня муниципального долга;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходования бюджетных средств.
Учитывая вышеуказанное, в целях формирования сбалансированного местного бюджета, следует ограничить рост бюджетных расходов. Принятие новых расходных обязательств либо увеличение действующих расходных обязательств должно быть подкреплено соответствующим источником финансирования.
Главным инструментом сохранения сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является проведение мероприятий по оптимизации бюджетных расходов и повышение их эффективности.
Мероприятия по оптимизации расходов предусматривают сокращение расходных обязательств с низким социальным либо экономическим эффектом, направление экономии бюджетных средств на приоритетные направления, связанные с развитием данной отрасли.
Бюджетные учреждения по-прежнему не заинтересованы в повышении качества оказываемых ими услуг, в снижении издержек, в конкуренции за потребителем. В результате не реализуются задачи повышения эффективности бюджетных расходов. Недочеты в планировании становятся причиной неудовлетворительного исполнения, постоянных требований об увеличении расходов.
Главным распорядителям бюджетных средств необходимо проанализировать все предоставляемые услуги муниципальными учреждениями и в случае невостребованных услуг принять решение об оптимизации штатной численности данного учреждения.
По-прежнему остается актуальной работа по оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления по следующим направлениям:
- недопущение увеличения численности работников органов Администрации города Новый Уренгой;
- недопущение изменений в течение финансового года состава основных структурных подразделений, структур органов Администрации города Новый Уренгой, приводящих к увеличению расходов на оплату труда.
Кроме того, будет продолжена работа, направленная на усовершенствование системы мониторинга финансового менеджмента для использования его результатов при оценке деятельности органов местного самоуправления, создание системы мотивации по достижению наилучших показателей, оценивающих качество осуществления бюджетного процесса главных распорядителей бюджетных средств.
Планируется ввести показатели, которые позволят максимально охватить все направления деятельности, связанные с использованием бюджетных средств (в частности, процедуры организации и проведения закупок для муниципальных нужд, формирования и финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий на выполнение муниципальных услуг (работ), увязать качество осуществления главными распорядителями бюджетных средств финансового менеджмента с качеством организации ими процессов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Необходимо добиться того, чтобы в результате внесенных изменений мониторинг качества финансового менеджмента стал полноценным инструментом оценки и управления финансово-хозяйственной деятельностью главных распорядителей бюджетных средств.
Эффективность бюджетных расходов во многом опирается на создание современной и качественной системы закупок для государственных и муниципальных нужд.
С 1 января 2017 года вступили в силу положения федерального закона, регулирующие нормирование в сфере закупок, введен в действие казначейский контроль в сфере закупок.
Заказчики разрабатывают и утверждают нормативные затраты, а также требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ и услуг, в том числе предельные цены товаров, работ, услуг.
Основная задача на очередной год и плановый период заключается в автоматизации системы казначейского контроля в сфере закупок.
4.2. Совершенствование механизмов реализации муниципальных программ, внедрение проектных методов при их реализации.
С целью повышения качества управления, перехода к современным методам программно-целевого планирования с 2014 года осуществлен переход на программный принцип составления бюджета.
Повышение качества и эффективности реализации муниципальных программ является основным инструментом интеграции стратегического целеполагания, бюджетного планирования и операционного управления.
Учитывая, что срок действия большинства муниципальных программ завершается в 2020 году, ответственным исполнителям муниципальных программ необходимо разработать проекты муниципальных программ сроком действия до 2025 года и на период до 2030 года, взаимоувязанных по задачам, исполнителям, срокам осуществления и ресурсам, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач, определенных в документах стратегического планирования.
В целях повышения качества и эффективности реализации муниципальных программ необходимо осуществить постепенное внедрение проектных методов управления. Приоритетные проекты будут интегрированы в структуру муниципальных программ в качестве их структурных элементов, а бюджетные ассигнования, направляемые на реализацию приоритетных проектов, будут обособлены отдельными кодами бюджетной классификации.
Планируемые изменения повысят результативность и управляемость бюджетной политики муниципального образования, позволят перейти к более результативной, продуманной и рациональной реализации муниципальных программ.
4.3. Повышение качества и эффективности предоставляемых населению муниципальных услуг
Одним из направлений бюджетной политики, а значит и осуществления бюджетного процесса, является удовлетворение потребностей населения в муниципальных услугах, которые в конечном итоге должны положительным образом влиять на качество жизни населения.
Планируется продолжить реализацию мер по повышению качества оказания муниципальных услуг в социальной сфере путем обеспечения вовлечения негосударственных организаций в деятельность по оказанию данных услуг, внедрению альтернативных муниципальному заданию форм оказания муниципальных услуг путем внедрения конкурсов и аукционов, предоставления сертификатов на получение муниципальной услуги, использования механизмов муниципально-частного партнерства.
В соответствии с принятыми поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации с первого января 2018 года муниципальные задания будут формироваться в соответствии с общероссийскими (базовыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и региональным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, не включенных в общероссийский (отраслевой) перечень. Региональный перечень государственных (муниципальных) услуг и работ будет применяться при условии, что выполнение или оказание этих услуг и работ предусмотрено в региональных (при передаче на муниципальный уровень государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа) или муниципальных нормативных правовых актах. Вышеуказанные изменения позволят более оперативно включать новые услуги и работы, необходимые для составления заданий муниципальным учреждениям.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг с целью выявления существенной дифференциации в стоимости однотипных муниципальных услуг и принятия мер по оптимизации затрат на их оказание. Для выполнения вышеуказанной цели будет продолжена работа по автоматизации процесса расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и формирования муниципальных заданий.
Немаловажным направлением оптимизации бюджетных расходов остается расширение практики оказания платных услуг населению. Необходимо добиться того, чтобы платные услуги в общем объеме финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений составляли значимую величину.
4.4. Обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса.
В условиях нарастающей сложности социальных процессов задача обеспечения прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества по-прежнему остается актуальной. Население должно быть проинформировано, в каком объеме и на какие цели расходуются бюджетные средства.
Одним из инструментов в данном направлении является реализуемая во всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Как составная часть электронной модели государственного управления, система "Электронный бюджет" нацелена на реализацию следующих задач:
- повышение качества и эффективности государственного управления, включая управление бюджетными средствами;
- обеспечение открытости деятельности государственных органов, включая сам процесс этой деятельности, а не только публикацию отчетов;
- создание современных технологических решений, позволяющих гибко настраивать все бизнес-процессы и обеспечивающих возможность коллективной работы пользователей.
Планируется дальнейшее совершенствование системы "Электронный бюджет" и с 2018 года предусматривается осуществлять формирование и ведение сметы, представление отчетности, в части сведений, не содержащих государственную тайну, муниципальными учреждениями с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
С 2018 года федеральным законодательством урегулирована процедура опубликования информации об учреждениях на официальном сайте bus.gov.ru. Документы, определяющие деятельность учреждения, и содержащиеся в них сведения станет публиковать орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя муниципального учреждения, при этом он сможет передавать право размещения информации подведомственному муниципальному учреждению. Вышеуказанные изменения будут способствовать повышению качества предоставляемых сведений.
В целях обеспечения открытости бюджетного процесса, усиления роли гражданского общества в осуществлении бюджетного процесса опубликован на официальном сайте муниципального образования "Бюджет для граждан", где в доступной для понимания форме представлена информация о бюджете и об его исполнении.
В 2018 - 2020 годах будет продолжена работа по повышению финансовой грамотности населения с акцентом на подрастающее поколение. Планируется расширить практику проведения специалистами Департамента финансов уроков и лекций в учебных заведениях города.
Дальнейшее развитие информационных технологий, перевод их на качественно новый уровень сбора и обработки информации, посредством которых будет обеспечена прозрачность бюджетного процесса, позволит в дальнейшем обеспечить принятие эффективных управленческих решений, результатом реализации которых будет являться улучшение уровня жизни населения.
4.5. Совершенствование муниципального финансового контроля.
В современных условиях значение внутреннего муниципального финансового контроля неуклонно возрастает.
Основными направлениями бюджетной политики в области внутреннего муниципального финансового контроля являются:
- совершенствование правового регулирования внутреннего муниципального финансового контроля.
В сложной финансово-экономической ситуации большое значение придается повышению действенности работы органов внутреннего муниципального финансового контроля. В связи с этим необходимо уделить особое внимание дальнейшему развитию правовых и методологических основ внутреннего муниципального финансового контроля, направленных на повышение эффективности и прозрачности контрольной деятельности с учетом требований бюджетного законодательства Российской Федерации;
- организация деятельности по внутреннему муниципальному финансовому контролю в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов муниципального образования город Новый Уренгой.
Система внутреннего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании должна развиваться в направлении контроля на всех стадиях бюджетного цикла - от планирования бюджетных ассигнований до представления отчетности с обязательным контролем результативности, эффективности использования бюджетных средств.
Эффективность и результативность бюджетной политики означает эффективность распределения ресурсов, эффективность деятельности органов исполнительной власти с точки зрения достижения намеченных результатов в целях дальнейшего повышения эффективности использования бюджетных средств.
Условия реализации программного бюджета и новые формы финансового обеспечения муниципальных услуг потребуют внесения комплексных изменений в организацию системы муниципального финансового контроля.
Внедрение системы риск-ориентированного планирования контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере позволяет сформировать единый подход к планированию и проведению контроля, обеспечивает более эффективное и глубокое проведение контрольных мероприятий, позволяющее сосредоточить внимание контролирующих органов на так называемых проблемных, подконтрольных субъектах.
Система контроля на основе рисков предполагает, что осуществляемые проверки должны быть направлены на рискованные сферы и объекты надзора.
Методология оценки рисков должна позволять:
- анализировать и квалифицировать объекты надзора, согласно степени их рискованности;
- формировать базу данных по сферам деятельности и контролируемым объектам;
- внедрять эффективные механизмы контроля;
- эффективно использовать ограниченные кадровые ресурсы. Система рисков основана на анализе результатов отчетов, на сопоставлении результатов ранее проведенных контрольных мероприятий и сферы деятельности объектов.
Это, в свою очередь, способствует оптимизации бюджетных средств, затрачиваемых на контрольные мероприятия, экономии времени и трудоресурсов, затрачиваемых на проведение контрольных мероприятий. Частота осуществления проверок определяется согласно степени риска.
Кроме этого, внедрение риск-ориентированного подхода позволяет своевременно выявить потенциально возможные "зоны риска", оценивать степень опасности совершения правонарушения, возможные объемы ущерба и своевременно принять соответствующие меры. Не стоит забывать и о предупредительной функции применения риск-ориентированного подхода в финансово-бюджетной сфере, направленной на стимулирование субъектов, использующих бюджетные средства, к соблюдению бюджетного законодательства и поддержанию бюджетной дисциплины.
Учитывая, что наиболее высокий уровень нарушений в финансово-бюджетной сфере отмечается при осуществлении муниципальных закупок, в дополнение к полномочиям в сфере бюджетных правоотношений Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" органы внутреннего муниципального финансового контроля наделены полномочиями по осуществлению финансового контроля на всех стадиях закупочного цикла.
В рамках мероприятий по совершенствованию внутреннего муниципального финансового контроля в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов планируется:
- усиление финансового контроля в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств;
- проведение анализа причин возникновения нарушений в сфере бюджетных правоотношений, в том числе нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, низкой результативности расходования бюджетных средств, выявление резервов по повышению эффективности их использования;
- проведение анализа осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств местного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита местного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- проведение проверок в части соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок, соблюдения правил нормирования и иных требований в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", позволит предотвращать нарушения законодательства о контрактной системе со стороны заказчиков муниципального образования еще на стадии планирования, через обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Для полноценной реализации усовершенствованных подходов к деятельности органов муниципального финансового контроля необходимо обеспечить:
- внедрение риск-ориентированного планирования контрольной деятельности, исходя из приоритетности предметов и объектов контроля, направлений использования средств городского бюджета, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений;
- координацию планов контрольной деятельности органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля;
- ориентацию Департамента финансов на усиление контроля за деятельностью главных администраторов средств городского бюджета, в том числе путем анализа осуществления ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Возрастает роль эффективности работы системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных распорядителей средств местного бюджета с целью своевременного выявления недостатков, формирования рекомендаций и подготовки предложений по их устранению.
Проблемы организации и развития системы внутреннего финансового контроля и аудита главных распорядителей средств местного бюджета, проявляются в:
- неодинаковых исходных позициях, с точки зрения формирования современных систем внутреннего финансового контроля и аудита;
- отсутствии квалифицированных специалистов в области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- отсутствии методики оценки бюджетных рисков.
В этой связи важной задачей органа внутреннего муниципального финансового контроля является проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, результаты которых направлены на своевременное выявление их недостатков, формирование рекомендаций по их устранению и предложений по изменению ведомственных актов в части уточнения конкретных процедур составления и исполнения бюджета.
Обеспечение эффективной работы системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита позволит обеспечить более полный, своевременный (включая предварительный) контроль.
Внедрение и развитие ведомственных систем внутреннего финансового контроля и аудита должно привести к повышению качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. Главные администраторы средств местного бюджета обязаны представлять в орган внутреннего муниципального финансового контроля информацию и документы в целях осуществления полномочия по проведению анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
По результатам контрольной деятельности необходимо максимально обеспечить принцип неотвратимости наказания за допущенные нарушения.
На органы внутреннего муниципального финансового контроля возложены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
4.6. Одним из ключевых направлений бюджетной политики является проведение эффективного управления муниципальным долгом, направленного на поддержание долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, своевременное исполнение долговых обязательств и снижение расходов на обслуживание муниципальных долговых обязательств.
Необходимо обеспечить последовательность реализации целей и задач предыдущего периода, ориентируясь в первую очередь на реализацию стратегических целей развития муниципального образования.
Основными задачами в среднесрочной перспективе являются:
- соблюдение показателей и индикаторов, установленных муниципальной программой "Об утверждении муниципальной программы "Управление муниципальными финансами", утвержденной постановлением Администрации города Новый Уренгой от 08.10.2013 N 337;
- повышение прозрачности управления муниципальным долгом и доступности информации о муниципальном долге.
Проводимая бюджетная политика соответствует целям экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни граждан. Последовательная реализация стратегических ориентиров бюджетной политики позволит качественно и эффективно организовать бюджетный процесс, создать прочную основу финансовой стабильности, устойчивости бюджета муниципального образования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 октября 2017... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.