Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 01 ноября 2017 года N 53/514-6
Информация
о практике работы Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, государственных органов, органов местного самоуправления по осуществлению регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2017 году
В настоящее время нормативной правовой основой функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) являются:
1. Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
2. Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденное постановлением ЦИК России от 06 ноября 1997 года N 134/973-II (далее - Положение).
3. Регламент применения Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для решения задач, связанных с регистрацией (учетом) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденный постановлением ЦИК России от 28 февраля 2006 года N 172/1112-4 (далее - Регламент).
4. Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2014 года N 48-ПГ "О мерах по реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации".
5. Постановление Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2014 года N 82/675-5 "Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 17 апреля 2014 г."
Кроме того, во всех муниципальных районах, городских округах автономного округа приняты соответствующие решения органами местного самоуправления, направленные на исполнение данных нормативных актов.
В рамках работы по изучению практики осуществления регистрации (учета) избирателей, участников референдума, проводимой Избирательной комиссией автономного округа, ежегодно обобщается и анализируется информация по данному вопросу.
С этой целью Избирательной комиссией автономного округа были направлены главам (главам местных администраций) муниципальных районов, городских округов в автономном округе (далее - главам местных администраций), территориальным избирательным комиссиям, сформированным на территории автономного округа (далее - ТИК), в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, службу записи актов гражданского состояния Ямало-Ненецкого автономного округа, военному комиссару Ямало-Ненецкого автономного округа, Управление судебного департамента в Ямало-Ненецком автономном округе, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу запросы о проблемах, возникших в текущем году и связанных непосредственно с регистрацией (учетом) избирателей, участников референдума.
Из полученных ответов следует, что регистрация (учет) избирателей, участников референдума на территории автономного округа осуществляется в соответствии с Положением и иными нормативными правовыми актами.
В то же время в некоторых случаях у участников Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации возникают сложности, связанные с наличием неоднократной регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства на территории различных муниципальных образований (субъектов Российской Федерации). Это происходит, как правило, из-за возникающих задержек (до нескольких месяцев) в передаче сведений о регистрации гражданина Российской Федерации по новому месту жительства в подразделение по вопросам миграции территориальных ОМВД России по старому месту жительства для снятия гражданина с регистрационного учета. Поэтому работа по уточнению информации о дважды и более раз учтенных избирателях, участниках референдума (далее - "двойники") является одной из основных в настоящее время. В соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об указанных избирателях, участниках референдума ежеквартально выявляются на комплексах средств автоматизации (далее - КСА) ГАС "Выборы" ТИК, Избирательной комиссии автономного округа, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и направляются через глав местных администраций в территориальные органы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу для их уточнения.
Как показал анализ данной работы, общее количество "двойников" в Регистре избирателей, участников референдума (далее - Регистр) в 2017 году стабильно снизилось в одних муниципалитетах, а в других, наоборот, выросло. По состоянию на 01 июля 2017 года в Регистре находился 4 521 "двойник", что на 250 меньше в сравнении с их количеством по состоянию на 01 января 2017 года (приложение N 1). В связи с подготовкой к проведению предстоящих выборов Президента Российской Федерации главам администраций муниципальных районов, городских округов автономного округа совместно с соответствующими органами регистрационного учета граждан Российской Федерации необходимо активизировать работу в данном направлении по уточнению "двойников" для дальнейшего исключения их из списков избирателей.
Избирательной комиссией автономного округа также был проведен анализ в части уточнения сведений об избирателях, использующих в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт гражданина СССР. По состоянию на 31 августа 2017 года в базе данных имеются сведения о 16 таких гражданах (приложение N 2). Главам администраций города Ноябрьска, Красноселькупского, Надымского, Тазовского, Ямальского районов совместно с территориальными органами Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу рекомендуется провести разъяснительную работу среди граждан Российской Федерации, использующих в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт гражданина СССР, о необходимости замены паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.
Кроме того, на территории автономного округа продолжалась работа по реализации положений Федерального закона от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 5242-1) в части регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статьи 6.1 Федерального закона N 5242-1 регистрация таких избирателей осуществляется в одном из поселений (по выбору данного гражданина), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. По состоянию на 31 августа 2017 года на территории автономного округа 2 818 избирателей имеют адрес места жительства "Тундра" (приложение N 3). В целях исполнения требований Федерального закона N 5242-1 органам местного самоуправления Приуральского, Тазовского и Ямальского районов необходимо активизировать информационно-разъяснительную работу с данной категорией избирателей.
Всего с 01 января 2017 года в Избирательную комиссию автономного округа от глав местных администраций поступило в обобщенном виде 23 119 сведений о регистрации граждан, 18 405 - о снятии с регистрации граждан, 4 819 - о выдаче паспорта, 15 922 - о замене паспорта.
Отделами загс муниципальных образований автономного округа представлялись сведения о регистрации смерти граждан, достигших 14 лет, главам местных администраций в порядке и по форме, установленным Положением. Сведения представлялись на машиночитаемом и бумажном носителях. В 2017 году поступило в Избирательную комиссию автономного округа 2 510 таких сведений.
На территории автономного округа сведения о призыве на военную службу и поступивших в военные учебные заведения представлялись регулярно главам местных администраций по форме, установленной Положением.
В соответствии с директивой генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации N ДГШ-37 от 15 июля 2004 года призыв граждан на военную службу на территории автономного округа осуществляется один раз в год, с 01 октября по 31 декабря.
В соответствии с пунктом "в" статьи 31 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае осуждения к лишению свободы или принудительным работам на основании вступившего в законную силу приговора суда.
На территории автономного округа сведения о гражданах, поступивших отбывать наказание в места лишения свободы по приговору суда, представлялись главам администраций органами уголовно-исполнительной системы регулярно и по форме, установленной Положением. Порядок предоставления сведений о лицах, отбывающих наказание в виде лишения свободы, определен пунктом 8 постановления Избирательной комиссии автономного округа от 17 апреля 2014 года N 82/675-5 "Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
Сведения направлялись главам администраций муниципальных образований Приуральского района и города Лабытнанги, на территории других муниципальных образований автономного округа исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2.11 Положения суд, приняв решение о признании гражданина недееспособным, а также решение о признании дееспособным гражданина, ранее признанного судом недееспособным, сообщает о принятом решении главе местной администрации. В 2017 году в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа поступила информация о 72 лицах, признанных решением суда недееспособными. От районных судов, расположенных на территориях Шурышкарского и Приуральского районов, указанные решения не поступали. Поступило 2 решения о признании дееспособным гражданина, ранее признанного судом недееспособным в городе Губкинском.
В установленном Положением порядке суды сообщают главам администраций муниципальных районов, городских округов о признании граждан недееспособными и о признании дееспособными граждан, ранее признанных недееспособными.
В апреле 2017 года постановлением ЦИК России внесены изменения в Положение. Соответствующие изменения внесены в постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2014 года N 48-ПГ, постановление Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2014 года N 82/675-5 и решения органов местного самоуправления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа следует читать как "от 17 апреля 2014 г."
Изменился порядок осуществления главами местных администраций контроля правильности ввода в базу данных сведений, поступивших в Избирательную комиссию автономного округа, установленный новой редакцией пункта 7 постановления Избирательной комиссии автономного округа от 17 апреля 2014 года N 82/675-5 "Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа". За 2017 год акты с результатами проведения контрольной проверки по новому порядку не поступили от глав Надымского, Приуральского, Пуровского и Тазовского районов. По поступившим актам замечаний по вводу в базу данных сведений не выявлено.
В соответствии с пунктом 2.6. постановления Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2014 года N 82/675-5 сведения о переименовании населенных пунктов, улиц, изменении и присвоении новых адресов жилых домов должны передаваться в Избирательную комиссию автономного округа. Необходимо отметить, что в 2017 году сведения о переименовании населенных пунктов, улиц, изменении и присвоении новых адресов жилых домов в Избирательную комиссию автономного округа не поступили от глав администраций Красноселькупского, Приуральского и Шурышкарского районов, что требует дополнительного уточнения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 17 апреля 2014 г."
На основании пункта 4.1 Положения установление численности зарегистрированных на территории автономного округа избирателей, участников референдума осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории автономного округа по состоянию на 1 июля 2017 года, составила 360 614 избирателей (приложение N 4).
Необходимо отметить незначительное расхождение официально утвержденных данных о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории муниципальных районов, городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе по состоянию на 01 января и 01 июля, с данными, содержащимися в подсистеме "Регистр избирателей, участников референдума" ГАС "Выборы" на те же даты. Это объясняется заблаговременным формированием сведений о числе избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального района, городского округа, работником информационного центра Избирательной комиссии автономного округа, исполняющего функциональные обязанности системного администратора территориальной избирательной комиссии и (или) поздним утверждением главой администрации формы 3.2 Риур.
В то же время, сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории автономного округа, своевременно размещались на сайте Избирательной комиссии автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" в течение трех дней после их направления в ЦИК России.
В избирательных комиссиях автономного округа формирование и ведение Регистра осуществляется в соответствии с Положением и Регламентом.
Работники Аппарата Избирательной комиссии автономного округа, выполняющие функции системных администраторов КСА ТИК ГАС "Выборы", получают сведения от глав администраций. Поступающие сведения учитываются в специальном журнале и незамедлительно вводятся в Регистр. Изменения соответствующего территориального фрагмента базы данных ежеквартально передаются из КСА ТИК на КСА Избирательной комиссии автономного округа. Избирательная комиссия автономного округа также ежеквартально представляет на КСА ЦИК России сведения об изменениях регионального фрагмента базы данных Регистра.
В соответствии с Положением Регистр используется для образования избирательных округов, избирательных участков, определения границ частей территорий, для подготовки списков избирателей, участников референдума, для проверки достоверности персональных данных избирателей, участников референдума, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, для проверки достоверности персональных данных, указываемых гражданами при осуществлении добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, фонды референдума, а также пожертвований политическим партиям и их региональным отделениям, для проверки достоверности персональных данных членов избирательных комиссий и граждан, включенных в резерв составов участковых избирательных комиссий.
Кроме того, Регистр используется для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Избирательной комиссии автономного округа от 31 июля 2017 года N 45/445-6 "Об утверждении Порядка передачи персональных данных об избирателях главам (главам администраций) муниципальных районов, городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе для составления списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования". В 2017 году Избирательная комиссия автономного округа своевременно направила сформированные списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с поступившими запросами.
Основным критерием оценки качества работы избирательных комиссий, органов регистрационного учета населения и органов местного самоуправления по регистрации (учету) избирателей, участников референдума, формированию и ведению Регистра, составлению и уточнению списков избирателей является полнота и достоверность содержащихся в списке избирателей сведений.
В связи с этим Избирательная комиссия автономного округа регулярно проводит анализ изменения численности избирателей в ходе подготовки и проведения выборов.
Сведения о количестве избирателей, включенных в списки избирателей в единый день голосования 10 сентября 2017 года, указаны в приложении N 5. Основной категорией избирателей, включаемых в список избирателей дополнительно в день голосования на основании регистрации по месту жительства на территории избирательного участка, являются вновь прибывшие избиратели или сменившие адрес места жительства.
После проведения единого дня голосования 10 сентября 2017 года на территории автономного округа по решениям избирательных комиссий, организовывавших выборы, списки избирателей будут использованы для уточнения сведений, содержащихся в Регистре, что, несомненно, положительно скажется на их качестве.
С учетом изменений, внесенных в Положение, списки будут изъяты и использованы для уточнения после 10 декабря 2017 года, по истечении трех месяцев после официального опубликования результатов выборов.
В целях обеспечения достоверности списков избирателей на предстоящих выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года главам администраций муниципальных районов, городских округов автономного округа необходимо провести совещание со всеми заинтересованными органами по рассмотрению вопросов организации регистрации (учета) избирателей, составлению и уточнению списков избирателей, на котором требуется обсудить меры по устранению выявленных недостатков, утвердить планы мероприятий по устранению недостатков и уточнению сведений об избирателях, участниках референдума на соответствующей территории.
На основании анализа практики регистрации (учета) избирателей в автономном округе, составления и уточнения списков избирателей можно сделать вывод, что к настоящему времени избирательным комиссиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, участвующим в Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, удалось добиться хорошего качества работы по учету избирателей, участников референдума, формированию и ведению Регистра, составлению и уточнению списков избирателей. Вместе с тем, с целью подготовки к проведению предстоящих выборов в 2018 году главам администраций муниципальных районов, городских округов автономного округа, Избирательной комиссии автономного округа необходимо провести работу по устранению недостатков в осуществлении регистрации (учета) избирателей участников, референдума на территории автономного округа, учесть положительный опыт, принять меры по поддержанию территориальных фрагментов регистра избирателей, участников референдума в актуальном состоянии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.