Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены
постановлением
Администрации города
от 10.11.2017 N 587
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Муравленко на 2018 - 2020 годы
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Муравленко на 2018 - 2020 годы подготовлены в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Муравленко, утвержденным решением Городской Думы города Муравленко от 04.04.2014 N 592. Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Муравленко (далее - муниципальное образование) осуществлена на основе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01 декабря 2016 года, Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2018 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования на 2018 - 2020 годы являются базой для формирования городского бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов и определяют действия органов местного самоуправления в части получения доходов и осуществления расходов городского бюджета.
Целью разработки основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования является определение основных подходов к формированию проекта городского бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов для обеспечения сбалансированности и устойчивости городского бюджета, развития экономики и социальной стабильности.
II. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2016 году и в первой половине 2017 года
Реализуемая бюджетная политика муниципального образования и Ямало-Ненецкого автономного округа в отчетном периоде позволила определить цели и задачи в области муниципальных финансов, разработать механизмы мобилизации денежных средств в городской бюджет, определить направления использования бюджетных средств, а также создать условия для эффективного расходования финансовых ресурсов. Основными итогами бюджетной и налоговой политики являются: обеспечение сбалансированности городского бюджета, финансирование всех принятых бюджетных обязательств, повышение эффективности бюджетных расходов, погашение муниципального долга.
Бюджет города по доходам за 2016 год исполнен на 3731 млн. рублей или на 100,7% от годового плана. По сравнению с 2015 годом доходы увеличились на 64 млн. рублей или на 1,7%. Сумма налоговых и неналоговых доходов составила 621 млн. рублей или 16,6% от общих поступлений. По сравнению с 2015 годом поступление налоговых и неналоговых доходов увеличилось на 43 млн. рублей или 7,5% за счет увеличения поступлений налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, штрафных санкций.
Расходная часть бюджета города Муравленко в 2016 году исполнена на 3729 млн. рублей, или на 99%. Общий объем расходов в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 156 млн. рублей или на 4,4%. Решение приоритетных вопросов развития города осуществлялось в отчетном году посредством финансирования муниципальных и государственных программ на общую сумму 3717 млн. рублей или 99,7% бюджета исполнена по программному принципу.
Предусмотренное первоначальным планом привлечение кредитов кредитных организаций на покрытие дефицита бюджета и возможное исполнение обязательств по предоставленным муниципальным гарантиям не производилось, исходя из фактических показателей исполнения бюджета за 2016 год и в связи с самостоятельным исполнением принципалами своих обязательств.
Бюджет города за 2016 год исполнен с профицитом 2,1 млн. рублей. Муниципальный долг в 2016 году погашен полностью.
В рамках реализации принятой бюджетной и налоговой политики в 2016 году и 1 полугодии 2017 года выполнялся план мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов городского бюджета и совершенствованию долговой политики муниципального образования город Муравленко.
В целях реализации плана проводились мероприятия по обеспечению стабильного поступления налоговых доходов и сокращению недоимки, повышению уровня собираемости налогов.
Осуществлялась работа с налогоплательщиками городского бюджета по обеспечению своевременного поступления платежей в бюджет, увеличению налогооблагаемой базы. Администрацией города и территориальным отделением Федеральной налоговой службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу в активном взаимодействии проводилась разъяснительная работа по информированию граждан о сроках уплаты налогов и необходимости погашения задолженности в различных формах - в средствах массовой информации, на официальном сайте муниципального образования, на информационных стендах.
В целях укрепления финансовой самостоятельности бюджета осуществляли свою функциональную деятельность межведомственная рабочая группа при Администрации города и рабочая группа при антикризисном штабе при Администрации города по повышению устойчивости экономики муниципального образования. Рассматривались вопросы, связанные с увеличением доходов городского бюджета, с сокращением задолженности работодателей по уплате налога на доходы физических лиц в бюджет города, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды.
На заседания рабочей группы приглашались представители организаций, выплачивающих заработную плату ниже установленной в Ямало-Ненецком автономном округе.
Проводились мероприятия, направленные на снижение неформальной занятости населения. Рабочей группой велась разъяснительная работа среди работодателей и населения города о последствиях нелегальных трудовых отношений и необходимости соблюдения трудового законодательства. Соответствующие информационные материалы размещались на официальном сайте муниципального образования, в средствах массовой информации.
В рамках внедрения успешных муниципальных практик реализован комплекс мероприятий, направленный на снижение административных барьеров, сокращение сроков разрешительных процедур, совершенствование муниципальной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, что в свою очередь приводит к улучшению инвестиционного климата на территории муниципального образования, увеличению числа потенциальных инвесторов, а впоследствии к созданию новых рабочих мест и увеличению поступлений в бюджет.
В рамках рассмотрения вопроса по мобилизации налога на доходы физических лиц проводился мониторинг муниципальных контрактов, заключенных на территории города и анализ контрагентов градообразующего предприятия, заключивших договоры на осуществление работ и оказание услуг. Организована работа по направлению налогоплательщикам информационных писем о наличии обязанности уплаты налога на доходы физических лиц и регистрации обособленных подразделений и возможных правовых последствиях в случае уклонения от постановки обособленных подразделений на налоговый учет. В отдельных случаях направлялись письма в налоговые органы по месту регистрации налогоплательщиков с целью осуществления налогового контроля.
Осуществлялась деятельность, направленная на повышение эффективности использования муниципальной собственности.
Осуществлялись мероприятия по повышению качества администрирования неналоговых доходов городского бюджета с целью увеличения их собираемости. Продолжена реализация мероприятий, направленных на снижение дебиторской задолженности по неналоговым платежам, проводилась адресная работа с должниками, велась претензионная работа, осуществлялись меры принудительного взыскания задолженности.
Осуществлялась реализация муниципального имущества, не обеспечивающего выполнение функций и полномочий муниципального образования город Муравленко.
Активизирована работа по вовлечению неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот, проведению инвентаризации земельных участков и регистрации права муниципальной собственности на землю.
Осуществлялись мероприятия, направленные на актуализацию сведений об объектах недвижимости, содержащихся в реестрах муниципального имущества и сведений, включенных в государственный кадастр недвижимости в Единый государственный реестр прав.
Результат проведенных мероприятий подтвержден положительной динамикой поступлений доходов.
При формировании городского бюджета на 2017 год учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципального образования, вступающие в силу с 1 января 2017 года и оказывающие влияние на формирование доходной базы бюджета города.
Бюджет города по доходам за 1 полугодие 2017 года исполнен на 1940 млн. рублей или на 53,0% от уточненного годового плана. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы увеличились на 168 млн. рублей или на 9,5%.
В первом полугодии 2017 года расходная часть бюджета города Муравленко исполнена на 3 021 млн. рублей, или на 78,1%. Общий объем расходов за I полугодие 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличился на 362 млн. рублей или на 3,1%.
Бюджет города за 1 полугодие 2017 года исполнен с дефицитом 46,7 млн. рублей при утвержденном годовом дефиците 59,3 млн. рублей.
В целях оптимизации системы налоговых льгот и сокращения потерь бюджета продолжена практика проведения ежегодной оценки эффективности налоговых льгот, предоставляемых в соответствии с решениями Городской Думы города Муравленко, по налогам, подлежащим зачислению в городской бюджет.
Информация о предоставляемых налоговых льготах по местным налогам, подлежащим зачислению в городской бюджет
Наименование налога |
Наименование категории налогоплательщиков |
Налог на имущество физических лиц | |
|
- несовершеннолетние дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; - дети до 18 лет, воспитываемые одиноким родителем; - налогоплательщики, имеющие на иждивении ребенка инвалида, инвалида с детства |
Земельный налог | |
|
Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны |
По состоянию на 01 января 2016 года общее количество льготных категорий по местным налогам, установленных решениями Городской Думы города Муравленко, составило 4, из них по налогу на землю - 1, по налогу на имущество физических лиц - 3.
За 2016 год сумма налога на имущество физических лиц, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налоговой льготы, установленной решением представительного органа муниципального образования, составила 31 тыс. рублей. Налоговыми льготами воспользовалось 33 человека.
Налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, которым за 2016 год предоставлены налоговые льготы по налогу на землю, установленные нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, не имеется (по сведениям отчетности федеральной налоговой службы формы 5-МН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам" за 2016 год).
Предоставление льгот направлено на поддержку малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, снижение доли расходов на оплату обязательных платежей. Налоговые льготы, предоставленные отдельным категориям граждан, проживающим на территории города Муравленко, в виде полного освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц признаны минимальными и эффективными.
Удельный вес недополученных налоговых доходов в результате действия налоговых льгот по местным налогам, установленным представительным органом муниципального образования, в общем объеме доходов за 2016 составляет около 0,0008%.
Учитывая социальную направленность предоставленных налоговых льгот, данные льготы сохраняются и далее.
Проводимые мероприятия по реализации бюджетной и налоговой политики позволили исполнить расходную часть бюджета на высоком уровне. Удалось обеспечить исполнение в полном объёме принятых социальных, публичных и инициативных обязательств, сохранить социальную направленность городского бюджета, изыскать средства не только на текущие расходы, но и на бюджет развития. Введено в эксплуатацию муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Прогимназия "Эврика". Благодаря поддержке Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 году был произведен капитальный ремонт МБДОУ "ДС "Снежинка". За счет бюджетных средств решались задачи по созданию комфортной городской среды: выполнялись работы по благоустройству территории города, ремонту дорог, подготовке образовательных учреждений к новому учебному году.
В муниципальном образовании реализуется 18 муниципальных программ. Традиционно наибольшую долю в структуре муниципальных программ составляют расходы на социальную сферу (образование, культура, социальная политика, физическая культура и спорт) - 70% от общего объёма финансирования муниципальных программ. По итогам проведённой оценки реализация всех муниципальных программ в отчётном году признана эффективной: из 77 показателей эффективности реализации муниципальных программ выполнено и перевыполнено 60 показателей, не выполнены по обоснованным причинам 17 показателей (22%). Соотношение фактического и планового объёма затрат на реализацию государственных программ составило 98,6%.
За 2016 год и за истекший период 2017 года реализованы мероприятия по достижению целевых показателей "Дорожных карт", направленных на повышение уровня оплаты труда категорий работников учреждений бюджетной сферы в соответствии с графиком поэтапного повышения средней заработной платы в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации.
Проводится работа по совершенствованию систем оплаты труда с учетом эффективности деятельности работников, дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, установлению соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих выплат.
В целях сохранения сбалансированности городского бюджета одним из основных направлений реализации бюджетной политики за прошедший период являлась оптимизация бюджетных расходов путем выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития бюджетной сферы муниципального образования.
В 2014 - 2016 годах начат процесс реформирования структуры бюджетных расходов, поскольку значительная их часть направлялась на содержание учреждений и органов власти. Так, ежегодно сокращались расходы, связанные с текущим обеспечением бюджетного сектора. Выявленная экономия направлялась на решение первоочередных социально значимых задач.
В 2016 году Администрацией города принято решение о поэтапной передаче на аутсорсинг следующих непрофильных функций муниципальных учреждений: по уборке помещений, по уборке территории и очистке кровель, по ночной охране объектов в сферах культуры и молодежной политики, физической культуры и спорта; обслуживание бассейнов в сферах образования, физической культуры и спорта. В 2016 году были переведены на договорную основу услуги по охране объектов сферы культуры. Заключен муниципальный контракт по профессиональной уборке (клининговые услуги) помещений вновь введенного учреждения "Центр спорта Муравленко". В рамках оптимизации бюджетной сети муниципальных учреждений завершены мероприятия по реорганизации муниципального бюджетного учреждения "Спортивный зал "Каштан" в форме присоединения к муниципальному бюджетному учреждению "Спортивно-оздоровительный комплекс "Ямал".
В 2017 году продолжены мероприятия:
- в пределах утвержденной штатной численности внесены изменения в структуру управления экономики и прогнозирования Администрации города с целью расширения функций управления в части полномочий по контролю за формированием и применением систем нормирования и оплаты труда работников бюджетной сферы муниципального образования;
- реорганизовано муниципальное автономное учреждение Телерадиокомпания "Муравленко-ТВ" путем присоединения к нему муниципального автономного учреждения "Редакция газеты "Наш город";
- переведены на договорную основу услуги по ночной охране учреждений физической культуры и спорта, по обслуживанию бассейнов муниципальных учреждений, по уборке помещений в учреждениях физической культуры и спорта, сферы культуры, образования и Администрации города.
В 2016 - 2017 гг. были приняты меры по оптимизации расходов городского бюджета на содержание органов местного самоуправления, в том числе на оплату труда работников, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих и иных работников.
Также приняты меры по оптимизации расходов и в сфере закупок товаров, работ и услуг. Так, продолжена практика заключения муниципальных контрактов на одноименные (однородные) товары, работы, услуги, в отношении которых потребность определена на год более 100 тыс. руб. (400 тыс. руб.) путем проведения конкурентных процедур, проведения совместных аукционов. За первое полугодие 2017 года проведено 130 аукционов в электронной форме. Экономия средств за отчетный период составила 50,5 млн. рублей или 13,2%. Особое внимание Администрацией города уделяется совместным аукционам. Опыт работы показал, что объединение мелких закупок в один крупный лот делает аукционы привлекательными для участников закупок и ведет к значительной экономии средств бюджета. В отчетном периоде проведено 18 совместных электронных аукционов, заключено контрактов на сумму 45,8 млн. рублей. Экономия средств составила 15,4 млн. рублей или 25,1% от начальной максимальной цены закупок.
Не менее важным направлением в условиях острой потребности в бюджетных ресурсах является повышение эффективности бюджетных расходов. Одним из инструментов, позволяющих качественно и экономно расходовать бюджетные средства, является развитие системы внутреннего муниципального финансового контроля.
С 2016 года Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнен положениями, в соответствии с которыми порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля определяется не только федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, но и специальными стандартами. В рамках поставленной задачи Управлением финансов Администрации города утвержден Стандарт осуществления внутреннего государственного финансового контроля.
В целом стоит отметить, что, несмотря на имеющиеся сложности при реализации бюджетной политики в прошедшем периоде, удалось достичь положительных показателей, характеризующих динамику развития финансовой сферы деятельности муниципального образования.
Подтверждением высоких результатов в области эффективного и ответственного управления системой общественных финансов является присвоение департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа по итогам 2016 года муниципальному образованию 1 степени качества за организацию и осуществление бюджетного процесса и второго места среди муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа. Также город Муравленко признан одним из победителей X Всероссийского конкурса "Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами" и удостоен диплома III степени.
III. Основные направления налоговой политики на 2018 - 2020 годы
Основными задачами налоговой политики остаются увеличение налогового потенциала и обеспечение сбалансированности городского бюджета.
Основные направления налоговой политики муниципального образования на 2018 - 2020 годы подготовлены с учетом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2017 - 2019 годы.
Приоритеты развития налоговой политики остаются прежними - это создание условий для расширения производства новых товаров, работ, услуг, повышение роли малого и среднего предпринимательства на территории города, совершенствование налогового администрирования и повышение уровня аккумулирования доходов бюджета.
В среднесрочном периоде налоговая политика города будет реализовываться по следующим основным направлениям:
1. Налогообложение доходов физических лиц.
Увеличение налоговой нагрузки на физических и юридических лиц в 2018 году не планируется.
Для расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступлений налога на доходы физических лиц будет продолжена работа по выявлению организаций, осуществляющих деятельность на территории города без постановки на налоговый учет и без осуществления уплаты в городской бюджет налога на доходы физических лиц. Также будет продолжена работа по реализации мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости населения, повышение собираемости налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Необходимо продолжить работу по обеспечению взаимодействия и координации деятельности Администрации города и федеральных фискальных, контролирующих органов по информационному взаимодействию, выявлению налоговых правонарушений, взысканию задолженности по платежам в бюджет города, в том числе посредством деятельности рабочей группы по мобилизации доходов в городской бюджет.
В целях повышения объемов поступлений в городской бюджет доходов от налога на доходы физических лиц необходимо создание условий для роста общего объема фонда оплаты труда и принятие мер, направленных на повышение дисциплины работодателей - налоговых агентов.
2. Налогообложение имущества физических лиц.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В этой связи принципиально важным является полнота учета объектов недвижимости, формирование актуальной налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.
Для обеспечения наполнения городского бюджета имущественными налогами необходимо продолжить проведение инвентаризации объектов недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, продолжить работу по выявлению объектов недвижимости, не включенных в налоговый оборот, по постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, по дополнению и уточнению сведений об объектах недвижимости.
В целях формирования актуальной налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу необходимо продолжить проводимую совместно с налоговыми и регистрирующими органами работу по полноте учета объектов недвижимого имущества.
3. Налогообложение субъектов малого и среднего предпринимательства
В целях дальнейшего создания благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе будет сохранен действующий режим налогообложения, предусматривающий пониженные ставки при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектов налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов". При этом планируется рассмотреть вопрос об установлении дифференцированных ставок налога в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Кроме того, с 01 января 2018 года снижена на 1 процентный пункт ставка налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы. Реализация мер поддержки малого и среднего предпринимательства позволит увеличить количество хозяйствующих субъектов в городе, создать новые рабочие места в реальном секторе экономики, что приведет к увеличению налоговых поступлений в городской бюджет.
На федеральном уровне в качестве мер, направленных на стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса, в 2018 году предусматривается предоставление права индивидуальным предпринимателям уменьшать суммы единого налога на вмененный доход и налога при применении патентной системы налогообложения на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники, обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы до 18 тыс. руб. на единицу техники. А также планируется предоставление налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения, возможности уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов по аналогии с плательщиками, применяющими единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения.
4. Использование муниципальной собственности.
Главными задачами в проведении мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью и увеличению доходов от ее использования в городском бюджете являются:
- совершенствование механизмов учета земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости; проведение дальнейшей инвентаризации земельных участков и регистрация права муниципальной собственности на землю;
- установление контроля за поступлением арендных платежей путем активизации контрольных функций главного администратора;
- повышение качества претензионной исковой работы по взысканию дебиторской задолженности за использование муниципального имущества;
- выполнение комплекса мероприятий по полной инвентаризации объектов муниципальной собственности с целью выявления неиспользуемых, используемых не по назначению;
- осуществление продажи муниципального имущества, не обеспечивающего выполнение функций и полномочий муниципального образования город Муравленко, с максимальной выгодой.
5. Систематизация неналоговых платежей, установленных нормативными правовыми актами муниципального образования, повышение качества их администрирования.
В текущем году на федеральном уровне будет завершена работа по систематизации и законодательному закреплению единых правил установления и взимания неналоговых платежей.
В плановом периоде аналогичная работа будет проведена и в муниципальном образовании. В 2018 году органам местного самоуправления необходимо сформировать перечни обязательных неналоговых платежей, установленных муниципальными правовыми актами.
Систематизация неналоговых платежей должна сделать условия ведения бизнеса более прозрачными и предсказуемым, а также повысить эффективность администрирования таких платежей.
При этом необходимо усилить контроль за своевременностью и полнотой поступления неналоговых платежей в городской бюджет.
6. Оптимизация налоговых льгот.
В 2018 - 2020 годах будет продолжена практика проведения ежегодной оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных (планируемых к предоставлению) в соответствии с установленным порядком оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам.
При этом на федеральном уровне Министерством финансов Российской Федерации будет разработана общая методология оценки эффективности льгот с использованием в рамках бюджетного процесса подхода к льготам как к налоговым расходам.
В целях увеличения доходов бюджетов планируется поэтапная отмена действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень.
При этом предполагается распределить действующие федеральные налоговые льготы по региональным и местным налогам на три категории в зависимости от срока их передачи на региональный уровень: льготы, отменяемые на федеральном уровне с 1 января 2018 года, с 1 января 2020 года и с 1 января 2022 года.
По истечении периода действия обязательного применения льготы муниципалитет получит право самостоятельно принимать решение о предоставлении на своей территории соответствующей налоговой льготы или отказа от нее.
IV. Цели и задачи бюджетной политики на 2018 - 2020 годы
В приоритетах бюджетной политики муниципального образования в среднесрочном периоде сохранится преемственность ранее принятых бюджетных решений, направленных на исполнение в полном объеме принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, мобилизация финансовых ресурсов, более качественная увязка бюджетных расходов с долгосрочными программами развития.
В этой связи основными направлениями бюджетной политики на 2018 - 2020 годы являются:
- поддержание сбалансированности городского бюджета с учетом безусловного исполнения принятых обязательств и проведения мероприятий по инвентаризации действующих обязательств, сокращения (перераспределения) неэффективных расходов;
- реализация заключительного этапа выполнения "майских" Указов Президента Российской Федерации;
- совершенствование бюджетного планирования на основе муниципальных программ и проектного метода управления;
- оптимизация и повышение качества предоставления муниципальных услуг;
- повышение эффективности осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе контроля за соблюдением требований к обоснованию и обоснованности закупок, соблюдением правил нормирования в сфере закупок муниципальными учреждениями и предприятиями;
- обеспечение прозрачности и открытости муниципальных финансов, путем внедрения демократических бюджетных процедур инициативного бюджетирования.
1. При формировании городского бюджета на предстоящий трехлетний период основополагающим принципом будет являться сбалансированность городского бюджета.
В связи с этим как планирование, так и исполнение городского бюджета должны осуществляться без каких-либо дисбалансов, чтобы они не привели к таким негативным последствиям, как недофинансирование бюджетных учреждений, образование долговых обязательств и кредиторской задолженности.
В первоочередном порядке при формировании городского бюджета необходимо предусмотреть финансовые ресурсы на реализацию всех принятых обязательств перед населением. Этот принцип остается неизменным в рамках проводимой бюджетной политики уже много лет.
Кроме того, бюджетная политика должна быть направлена на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Одним из таких направлений является концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях и совершенствование механизмов ответственности главных распорядителей бюджетных средств за принимаемые ими бюджетные решения.
Таким образом, в предстоящем бюджетном цикле главным распорядителям бюджетных средств необходимо продолжить работу по приоритезации бюджетных расходов с учетом необходимости реализации приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития муниципального образования.
Также важным направлением бюджетной политики на предстоящий бюджетный цикл является сокращение (перераспределение) неэффективных расходов. Работа, проводимая главными распорядителями бюджетных средств по инвентаризации бюджетных расходов, должна носить постоянный характер. Необходимо оперативно принимать решения по исключению расходных обязательств с низким социальным либо экономическим эффектом, направляя высвободившиеся финансовые ресурсы на приоритеты, связанные с развитием соответствующей отрасли. Каждый бюджетный рубль должен быть потрачен экономно с достижением максимального эффекта.
Кроме того, необходимо провести работу по инвентаризации и исключению расходных обязательств муниципального образования, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В 2018 году будет продолжен перевод на аутсорсинг непрофильной деятельности учреждений по остальным направлениям.
Повышение эффективности расходов городского бюджета невозможно без дальнейшего совершенствования системы организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Так, будет продолжена практика заключения муниципальных контрактов на одноименные (однородные) товары, работы, услуги, в отношении которых потребность определена на год более 100 тыс. руб. (400 тыс. руб.) путем проведения конкурентных процедур, проведения совместных аукционов.
Важной задачей в реализации бюджетной политики является совершенствование действующих систем оплаты труда в бюджетной сфере. Для этого необходимо провести глубокий анализ существующих систем оплаты труда в различных сферах деятельности, провести анализ штатных расписаний с фотографией рабочих мест, в частности, внедрить на практике профессиональные стандарты, провести нормирование труда работников, что позволит оптимизировать штатную численность и применить унифицированные подходы к формированию систем оплаты труда в бюджетной сфере.
2. Важным направлением бюджетной политики является завершение в очередном финансовом году поэтапного повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с установленными целевыми показателями.
Финансовое обеспечение повышения оплаты труда указанной категории работников обеспечивается за счет средств городского бюджета при поддержке Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Главным распорядителям бюджетных средств города необходимо постоянно контролировать выполнение показателей и принимать все необходимые действия в пределах своих полномочий, для реализации поставленных задач в рамках Указов.
3. Одним из передовых направлений проводимой бюджетной политики является совершенствование бюджетного планирования на основе муниципальных программ.
Перспективным направлением реализации программно-целевого метода в муниципальном образовании будет работа по внедрению процедур проектного управления в деятельность органов местного самоуправления.
На основе опыта реализации в текущем году на территории муниципального образования пилотного федерального приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" поэтапно будет внедряться практика реализации мероприятий муниципальных программ на принципах проектного управления.
Проекты, направленные на достижение уникальных результатов, будут встраиваться в систему действующих муниципальных программ в соответствии с их конкретными целями (задачами). При этом для проектов будет формироваться жёсткий график реализации, увязанный с объёмами финансирования, устанавливаться конкретные целевые показатели эффекта от их реализации и персональная ответственность руководителей органов местного самоуправления за их выполнение.
Следует отметить, что в предстоящем трехлетнем бюджетном цикле завершается срок действия всех муниципальных программ. В этой связи главным распорядителям бюджетных средств, являющимся ответственными исполнителями муниципальных программ, необходимо разработать проекты муниципальных программ, взаимоувязанных по задачам, исполнителям, срокам осуществления и ресурсам, обеспечивающим наиболее эффективное достижение целей и решение задач, определенных в документах стратегического планирования Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципального образования.
4. Принимая во внимание преемственность проводимой ранее бюджетной политики, а также необходимость реформирования системы оказания муниципальных услуг, важным направлением развития общественных финансов в предстоящий трехлетний период является оптимизация и повышение качества предоставления муниципальных услуг.
Муниципальные услуги (работы) предоставляются в соответствии с ведомственными перечнями муниципальных услуг (работ), утвержденных учредителями муниципальных учреждений на основе федеральных (отраслевых) базовых перечней государственных и муниципальных услуг (работ). Однако, в связи с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации по ведению федеральных и региональных перечней государственных и муниципальных услуг и работ, органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа предстоит разработать региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами).
Президентом Российской Федерации перед регионами поставлена задача - обеспечить поэтапный доступ социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, исходя из целесообразности доведения им до 10% средств, предусмотренных на реализацию соответствующих программ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В очередном бюджетном цикле планируется продолжить реализацию мер по повышению качества оказания муниципальных услуг путем совершенствования нормативной правовой базы по обеспечению доступа негосударственных организаций к оказанию муниципальных услуг.
Участие СОНКО в оказании услуг в социальной сфере позволит обеспечить индивидуальный подход к потребностям получателя услуги, внедрить в практику инновационные социальные технологии, привлечь через каналы СОНКО дополнительные ресурсы в виде средств благотворительных фондов, пожертвований, грантов, внебюджетные инвестиции для развития объектов социальной инфраструктуры.
В целях повышения эффективности оказания муниципальных услуг и работ необходимо продолжить оценку потребности в муниципальных услугах с учетом мониторинга изучения мнения населения о необходимости и востребованности предоставляемых услуг (работ) и, в случае выявления невостребованных услуг (работ), принимать решение об уточнении муниципальных заданий муниципальным учреждениям.
Необходимо провести инвентаризацию загруженности муниципальных учреждений в сравнении с проектной мощностью и потребностью рынка услуг и работ, а также по результатам оценки потребности в объемах муниципальных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями с учетом их конкурентоспособности и возможности оказания немуниципальными учреждениями (прежде всего, социально ориентированными некоммерческими организациями), определить потребность в муниципальных учреждениях с учетом необходимой обеспеченности муниципальными услугами.
Также существенным резервом сокращения расходов городского бюджета при предоставлении муниципальных услуг (работ) является проведение мероприятий по выявлению непрофильного имущества муниципальных учреждений.
5. Проектный подход при реализации программного бюджета и новые формы финансового обеспечения муниципальных услуг потребуют внесения комплексных изменений в организацию системы муниципального финансового контроля.
В целях повышения результативности и эффективности осуществления внутреннего муниципального финансового контроля за основу принят риск - ориентированный подход планирования контрольной деятельности, который позволяет определить степень вероятности совершения нарушений и риски для городского бюджета от деятельности объекта контроля.
Внутренний муниципальный финансовый контроль нацелен не только на обнаружение соответствующих нарушений, но и прежде всего на их предупреждение.
Для решения указанной задачи на системной и регулярной основе необходимо в дальнейшем применять метод мониторинга в отношении финансовой деятельности объектов контроля, что позволит обеспечить интегральную оценку работы каждого отдельного заказчика на предмет эффективности закупок, выявлять риски неэффективного использования бюджетных средств на приоритетных направлениях, а также предусматривать возможность осуществления оперативного контроля при минимуме финансовых и трудовых затрат.
В рамках данного инструмента предусмотрен сбор и анализ информации о предмете и деятельности объекта контроля, по результатам которого, в случае выявления отклонений от установленных требований в сфере бюджетных правоотношений объекту контроля, направляется предупреждение.
Наибольшее количество нарушений происходит на стадии планирования и обоснования закупок. В этой связи перед органами муниципального финансового контроля стоит задача (на стадии формирования плана закупок и плана-графика) не допускать такие закупки еще до начала процедуры. Тем более, что органам муниципального финансового контроля, в рамках осуществления контроля, дано право в соответствии с пунктом 3 части 27 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" выдавать предписания об устранении нарушений до начала закупки.
К основным задачам, в отношение закупок для муниципальных нужд, относится контроль за соблюдением требований к обоснованию и обоснованности закупок, соблюдением правил нормирования в сфере закупок муниципальными заказчиками.
В случае несоответствия обоснования закупок форме и порядку, установленным нормативными актами, предусмотрены меры административной ответственности.
Еще одним инструментом совершенствования внутреннего муниципального финансового контроля является организация работы в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
При выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий признаков административных правонарушений должностными лицами органа муниципального финансового контроля составляются соответствующие протоколы, возбуждаются дела об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и передаются в соответствующие органы для рассмотрения и принятия решения. Таким образом, обеспечивается профилактика нарушений в сфере бюджетных правоотношений. По данному направлению в предстоящем бюджетном цикле финансовым органом будет усилена работа.
Другим важным направлением совершенствования внутреннего муниципального финансового контроля является повышение качества оказания муниципальных услуг. В этой связи, в рамках действующего законодательства, предусмотрена административная ответственность муниципальных учреждений за невыполнение муниципального задания, установлены требования об обязательном возврате средств субсидии в случае недостижения показателей, установленных в муниципальном задании. Данный инструмент финансового контроля также будет широко задействован в предстоящем периоде.
Внесенные в статью 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации изменения позволят выдавать предписания и представления за нарушения условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, муниципальных контрактов.
6. Одна из наиболее важных задач открытого бюджета - вовлечение групп бюджетополучателей, экспертного сообщества в обсуждение бюджетов разного уровня. Вовлеченность граждан в бюджетные инициативы автоматически приводит к росту заинтересованности общественности (не только бюджетополучателей) в бюджетной информации, повышает эффективность форм предоставления информации, но самое главное - обеспечивает сопричастность граждан к решению насущных проблем общества.
Для формирования значительной аудитории потребителей информации о бюджете в понятной форме необходимо внедрение такого механизма как инициативное бюджетирование.
Инициативное бюджетирование - это совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также в последующем контроле за реализацией отобранных проектов.
Данный механизм позволит не только заинтересовать граждан в информации о бюджете и вовлечь в бюджетный процесс, а также будет способствовать эффективности и результативности использования бюджетных средств благодаря развитию общественного контроля.
В предстоящем периоде необходимо приступить к внедрению эффективного механизма инициативного бюджетирования в муниципальном образовании.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 ноября 2017... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.