Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 апреля 2018 г. N 423-П
"Об утверждении комплексной программы "Защита прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 - 2020 годы в сфере торговли"
В целях реализации перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N Пр-1004ГС и развития системы защиты прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе, направленной на минимизацию рисков нарушений законных прав и интересов потребителей и создание необходимых условий для их эффективной защиты, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Защита прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 - 2020 годы в сфере торговли".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа |
Д.Н. Кобылкин |
Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 20 апреля 2018 г. N 423-П
Комплексная программа
"Защита прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 - 2020 годы в сфере торговли"
Паспорт программы
Наименование программы |
комплексная программа "Защита прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 - 2020 годы в сфере торговли" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- поручение Президента Российской Федерации, определенное по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N Пр-1004ГС; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р "Об утверждении Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года" |
Заказчик и основной исполнитель Программы |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа |
Соисполнители Программы |
Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономном округу) (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе (по согласованию) |
Цель Программы |
развитие системы защиты прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе в сфере торговли, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей, а также обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты с учетом динамики развития потребительского рынка товаров и обеспечения необходимых условий для максимальной реализации потребителей своих законных прав и интересов |
Задачи Программы |
- координация деятельности всех участников системы защиты прав потребителей по достижению цели Программы; - повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения Ямало-Ненецкого автономного округа навыков рационального потребительского поведения; - создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров; - систематическая оценка состояния потребительского рынка Ямало-Ненецкого автономного округа и системы защиты прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе в сфере торговли; - повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере торговли; - содействие органам местного самоуправления в муниципальных образованиях в Ямало-Ненецком автономном округе, общественным организациям Ямало-Ненецкого автономного округа в решении задач по защите прав потребителей; - развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей; - обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий потребителей |
Сроки реализации Программы |
2018 - 2020 годы |
Ресурсное обеспечение Программы |
основой финансирования Программы являются средства, предусмотренные в государственной программе Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы" |
Целевые показатели Программы |
- доля принятых обращений потребителей, по которым проведена работа и (или) даны соответствующие разъяснения, от общего количества обращений; - количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности; - количество проведенных совещаний, круглых столов, конференций, заседаний рабочих групп и других мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе с участием органов, входящих в систему защиты прав потребителей, представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Ямало-Ненецкого автономного округа; - количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности Ямало-Ненецкого автономного округа; - количество проведенных просветительных мероприятий среди учащихся учебных заведений Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам защиты прав потребителей и основ потребительских знаний; - количество образовательно-организационных мероприятий (семинаров, конференций, лекций, тренингов и др.) для специалистов органов и организаций Ямало-Ненецкого автономного округа, входящих в систему защиты прав потребителей; - количество ярмарок различных форматов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа; - объем отбора проб для исследования на санитарно-химические, физические и микробиологические показатели |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе и общественных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей; - повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации; - повышение правовой грамотности населения Ямало-Ненецкого автономного округа за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей; - снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка Ямало-Ненецкого автономного округа; - повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе по защите прав потребителей за счет государственной поддержки; - поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов за счет создания устойчивой системы развития саморегулируемого (добросовестного) бизнеса, производящего (реализующего) конкурентоспособные, качественные товары; - увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами, в том числе с применением процедуры медиации |
I. Характеристика текущего состояния сферы защиты прав потребителей
Одной из основных задач социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) является повышение качества жизни населения. Неотъемлемым элементом качества жизни становится реализация гражданами своих потребительских прав, рациональное использование полученных доходов для приобретения товаров, которые должны иметь соответствующие параметры потребительских свойств и отвечать установленным требованиям безопасности при использовании и утилизации.
Сфера торговли обладает существенной значимостью по целому ряду аспектов для автономного округа, его жителей, для развития бизнеса.
Потребительский рынок автономного округа обеспечивает занятость около 7,4 процента экономически активного населения и характеризуется положительной динамикой основных показателей. Участие потребительского рынка в формировании валового регионального продукта составляет 7,1 процента.
Вместе с тем одним из факторов, препятствующих дальнейшему развитию сегмента торговли, является недостаточный уровень развития инфраструктуры (особенно в сельских населенных пунктах автономного округа).
В свою очередь инфраструктурные проблемы во многом сказываются на неравномерности обеспеченности населения региона торговыми площадями, особенно в части обеспеченности площадями для продовольственной торговли в различных муниципальных образованиях в автономном округе.
По состоянию на 01 января 2018 года обеспеченность населения автономного округа торговыми площадями составила 915,8 квадратного метра, обеспеченность сельского населения - 513,9 квадратного метра на 1000 жителей.
Важно отметить, что потребительский рынок автономного округа активно развивается. Развитие потребительского рынка автономного округа в настоящее время имеет устойчивый положительный характер. Торговля входит в число ведущих отраслей экономики, определяющих направление и результаты развития автономного округа.
К положительным тенденциям, закрепившимся на потребительском рынке в последние годы, относятся стабильный рост товарооборота, развитие торговых сетей, сокращение доли реализации товаров через рынки в общем объёме товарооборота.
К негативным изменениям потребительского рынка региона можно отнести общее снижение динамики оборота розничной торговли. Основной причиной отсутствия явно выраженных позитивных тенденций динамики оборота розничной торговли остается усиливающийся дефицит платежеспособного спроса. Снижение роста реальных располагаемых денежных доходов населения, высокий уровень цен усугубились высоким уровнем кредитной нагрузки для населения.
В течение последних лет в автономном округе наблюдается универсализация торговли продуктами питания и сопутствующими товарами, позволяющая совершить комплексную покупку в одном торговом предприятии и тем самым сокращающая время на приобретение товаров первой необходимости. При этом розничная торговля непродовольственными товарами специализируется, углубляя и расширяя ассортимент предлагаемых товаров.
Также внедряются прогрессивные технологии продаж. Повсеместное распространение получило самообслуживание, продажа товаров по образцам, в кредит, по каталогам, развивается интернет-торговля.
Однако при стабильном росте товарооборота и развитии торговых сетей в регионе сохраняется проблема качества и безопасности продовольственных и непродовольственных групп товаров. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по автономному округу, на территории региона за 2017 год проинспектировано около 60 тонн продовольственных товаров. При этом изъято из оборота около 2,26 тонны пищевой продукции по различным признакам несоответствия продукции действующему законодательству.
Особую озабоченность вызывает присутствие на продовольственном рынке автономного округа пищевых продуктов, реализуемых с отсутствием товарно-сопроводительных документов.
Специалистами Управления Роспотребнадзора по автономному округу в ходе проверок в 2017 году приостанавливалась реализация продовольственных и непродовольственных товаров ненадлежащего качества, с истекшими сроками годности, без маркировки и с неполной маркировкой, с отсутствием товарно-сопроводительной документации, в том числе без сертификатов соответствия или деклараций. В связи с действием Технических регламентов Таможенного Союза особое внимание при проведении контрольно-надзорных мероприятий было уделено лабораторному исследованию продовольственных товаров.
Импортные пищевые продукты на региональном продовольственном рынке, по данным Управления Роспотребнадзора по автономному округу, в большей степени не соответствуют заявленным требованиям относительно продукции российского производства. Доля изъятых импортных товаров в 2017 году составила 6 процентов.
Обеспечение населения Ямала безопасной продукцией и продовольствием является стратегической целью продовольственной безопасности. Поэтому для предотвращения поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественных и опасных пищевых продуктов и предупреждения заболеваний (отравлений), связанных с употреблением таких продуктов, возникает необходимость дополнения существующей системы мониторинга путем проведения лабораторных исследований по отдельным группам социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
Проведение лабораторных исследований позволит провести объективную оценку качества и безопасности пищевых продуктов, производимых на территории автономного округа и ввозимых из-за ее пределов.
Широкое освещение результатов мониторинга с использованием в том числе интернет-рубрик "Школа потребителя" и "Защита прав потребителей" органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе обеспечит население автономного округа достоверной информацией для осуществления выбора товаров, а также предоставит хозяйствующим субъектам возможность принятия решения по вопросам производства и реализации продукции.
В автономном округе после принятия Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей") в целом сформирована достаточно гибкая и разветвленная система защиты прав потребителей. В регионе сделаны шаги к консолидации усилий всех органов по обеспечению надежной защиты прав и интересов потребителей. Со второго полугодия 2017 года в регионе реализуется комплексный план мероприятий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции и защите прав потребителей в автономном округе, утвержденный комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в автономном округе, которая образована распоряжением Губернатора автономного округа от 09 апреля 2015 года N 67-Р.
Данным документом определено межведомственное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти практически со всеми заинтересованными исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе для совместного решения вопросов обеспечения населения автономного округа качественными и безопасными товарами и пропаганды знаний в сфере защиты прав потребителей.
Координации деятельности по защите прав потребителей в автономном округе способствует работа координационного торгового совета в автономном округе (далее - совет), состав которого утвержден постановлением Губернатора автономного округа от 07 марта 2018 года N 17-ПГ. Совет с 2011 года является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, созданным в целях обеспечения взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность на территории автономного округа, представителями общественности по исполнению федерального законодательства и законодательства автономного округа в сфере торговой деятельности.
В соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" на территории автономного округа осуществляют правозащитную деятельность 6 общественных организаций. В рамках взаимодействия с общественными объединениями потребителей и координации деятельности по вопросам защиты прав потребителей при Управлении Роспотребнадзора по автономному округу в октябре 2009 года создан Консультативный совет по защите прав потребителей.
За прошедшие годы практически решены такие вопросы, как доведение до потребителей необходимой и достоверной информации о продавцах (исполнителях), о товарах, в том числе импортных, на русском языке. В основном решен вопрос с выдачей потребителям кассовых чеков и иных документов, подтверждающих покупку. Прочно вошло в практику досудебное и судебное разрешение споров. Развивается конструктивное взаимодействие всех ветвей системы защиты прав потребителей. В числе основных направлений деятельности - меры по реализации прав потребителей на просвещение. Ежегодно проводятся мероприятия в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей. Средства массовой информации большое внимание уделяют просвещению населения в сфере защиты прав потребителей. Начата работа по обучению студентов и школьников основам потребительских знаний.
В то же время остается немало нерешенных вопросов правового, экономического, организационного и социального характера. Рыночные механизмы не обеспечивают потребителям равные возможности во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов товародвижения, развитие дистанционного способа продаж и другие трансформации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.
Ориентация системы защиты прав потребителей на обеспечение законных интересов конкретного человека, оправданная на стадии накопления опыта в реализации потребительского законодательства, малоэффективна, поскольку затраты на обеспечение такой защиты и ее результаты несоизмеримы. Необходимы поиск и применение новых подходов на основе баланса между активной и адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свободного развития человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке.
Данная проблематика актуальна на фоне не снижающегося в целом уровня количества обращений от граждан по вопросам защиты прав потребителей. Так в Управление Роспотребнадзора по автономному округу в 2017 году поступило 1771 обращение. Согласно представленным сведениям от администраций муниципальных образований в автономном округе, в 2017 году в органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе поступило 933 обращения от граждан о фактах нарушения требований Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Кроме того, наблюдается стагнация в работе отдельных ветвей системы защиты прав потребителей региона, а именно: отсутствие единой нормативно-правовой базы, определяющей компетенцию и обязанности, сдерживает эффективное развитие защиты прав потребителей органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе. В настоящее время не во всех администрациях муниципальных образований в автономном округе имеются отделы по защите прав потребителей. В большинстве случаев полномочиями по защите прав потребителей в органах местного самоуправления в муниципальных образованиях в автономном округе наделены специалисты торговых отделов и как таковых структурных подразделений не имеется. Исключение составляют администрация муниципального образования город Ноябрьск, где в правовом управлении имеется сектор по защите прав потребителей, а также администрация муниципального образования Тазовский район, где имеется отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей. При этом обращения от потребителей в органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе поступают ежегодно в регулярном порядке, в связи с чем целесообразно дать новое развитие обеспечению прав, законных интересов потребителей органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе региона, определив им программное направление деятельности.
В условиях вхождения России во Всемирную торговую организацию вопросы повышения качества, безопасности, конкурентоспособности пищевых продуктов приобретают стратегическое значение. Действия по решению данной проблемы и их результат определяют возможность российских товаропроизводителей, в том числе товаропроизводителей автономного округа, занять достойное место на товарном рынке.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р была утверждена Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года (далее - Стратегия). Стратегия определяет цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей, направленные на обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов в данной области. В указанном документе определено, что организация действенного взаимодействия участников региональной системы защиты прав потребителей обеспечивается в том числе практикой субъектов Российской Федерации по принятию специальных региональных программ по защите прав потребителей.
Для повышения эффективности защиты прав потребителей на территории автономного округа и в целях реализации Стратегии необходим переход на качественно новый уровень защиты прав потребителей, для чего требуются новые организационные подходы, в том числе внедрение программно-целевых методов, направленных на консолидацию усилий федеральных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе и общественных организаций автономного округа. Поэтому необходима целостная долгосрочная программа мер экономического, организационного и правового характера, направленная на охрану прав и законных интересов потребителя на региональном уровне с учетом местных условий.
Настоящая Программа направлена на выполнение задач, определенных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года", методическими рекомендациями по разработке и реализации региональных программ по обеспечению прав потребителей, разработанных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
Программа представляет собой комплекс целевых ориентиров, направленных на создание в автономном округе условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке автономного округа.
Программа направлена на выполнение конкретных задач по организации защиты прав потребителей в автономном округе, обозначая роли всех составляющих системы защиты прав потребителей с учетом прогнозирования результатов и влияния реализации запланированных мероприятий на положение потребителей.
Приоритетным направлением Программы является проведение активной разъяснительной работы с населением, которая позволит повысить уровень потребительской грамотности и обеспечить реализацию системы самозащиты потребителями своих прав. Кроме того, в целях снижения правонарушений на потребительском рынке и разрешения претензий потребителей в добровольном порядке эффективной является деятельность, направленная на обучение представителей хозяйствующих субъектов.
Другим стратегическим направлением Программы является работа по стимулированию повышения качества товаров, предоставляемых на потребительском рынке автономного округа.
В Программе определены конкретные задачи по организации защиты прав потребителей, обозначена роль всех составляющих системы защиты прав потребителей в их решении, спрогнозированы результаты и влияние реализации запланированных мероприятий на положение потребителей.
Важная роль отведена организации работы по проведению мероприятий, направленных на выявление опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке, а также продукции с наилучшими потребительскими свойствами.
Отличительной особенностью этой Программы является ее комплексный подход к осуществлению поставленных целей государственной поддержки потребителей, что позволяет максимально интегрировать интересы и возможности всех структур в автономном округе, занимающихся защитой прав потребителей.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и повысит качество жизни жителей автономного округа.
II. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации Программы
Приоритетами развития системы защиты прав потребителей автономного округа определены:
обеспечение защиты прав потребителей в автономном округе;
проведение политики, ориентированной на производство продукции гарантированного качества;
предотвращение проявления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях.
Цель Программы - развитие системы защиты прав потребителей в автономном округе, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей, а также обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты с учетом динамики развития потребительского рынка товаров и обеспечение необходимых условий для максимальной реализации потребителем своих законных прав и интересов.
Задачи Программы:
координация деятельности всех участников системы защиты прав потребителей по достижению цели Программы;
повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения автономного округа навыков рационального потребительского поведения;
создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров;
систематическая оценка состояния потребительского рынка автономного округа и системы защиты прав потребителей округа в сфере торговли;
повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке автономного округа в сфере торговли;
содействие органам местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, общественным организациям автономного округа в решении задач по защите прав потребителей;
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей;
обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий потребителей.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации;
повышение правовой грамотности населения автономного округа за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;
снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка автономного округа;
обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе и общественных организаций автономного округа и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;
поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов за счет создания устойчивой системы развития саморегулируемого (добросовестного) бизнеса, производящего (реализующего) конкурентоспособные, качественные товары;
повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе по защите прав потребителей за счет государственной поддержки;
увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами, в том числе с применением процедуры медиации.
Сроки и этапы реализации Программы - 3 года (2018 - 2020 годы).
Программа реализуется в один этап.
По итогам каждого года реализации Программы планируется осуществление анализа эффективности проведения мероприятий Программы, расходования средств на основе оценки достижения плановых значений основных целевых индикаторов и показателей.
Система показателей (индикаторов), позволяющая оценить эффективность реализации Программы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в приложении N 1 к настоящей Программе. Методика расчёта показателей (индикаторов) Программы представлена в приложении N 2 к настоящей Программе.
III. Перечень основных мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы с указанием сроков их исполнения, ответственных исполнителей и ожидаемых результатов их реализации представлен в таблице.
Таблица
Перечень мероприятий Программы
N |
Содержание мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Основное мероприятие 1. Укрепление региональной системы защиты прав потребителей | ||||
1.1. |
Оказание содействия органам местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе (далее - органы местного самоуправления) и общественным объединениям потребителей автономного округа в решении задач по защите прав потребителей |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа; Управление Роспотребнадзора по автономному округу |
2018 - 2020 годы |
обеспечение органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", оперативной защиты интересов потребителей непосредственно по месту жительства граждан |
1.2. |
Организация оперативного обмена информацией в системе органов в сфере защиты прав потребителей |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа; Управление Роспотребнадзора по автономному округу |
2018 - 2020 годы |
взаимодействие исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления с Управлением Роспотребнадзора по автономному округу по вопросам выбора форм и методов защиты нарушенных прав потребителей, обмена информацией по вопросам действующего законодательства, направленного на обеспечение защиты прав потребителей |
1.3. |
Проведение совещаний, круглых столов, конференций, заседаний рабочих групп и других мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей автономного округа, в том числе с участием органов, входящих в систему защиты прав потребителей, представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке автономного округа |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа; Управление Роспотребнадзора по автономному округу; органы местного самоуправления |
2018 - 2020 годы |
|
1.4. |
Обеспечение доступности правовой помощи в сфере защиты прав потребителей для всех категорий граждан |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа; Управление Роспотребнадзора по автономному округу; органы местного самоуправления |
2018 - 2020 годы |
обеспечение защиты прав потребителей, в том числе путем развития различных программ бесплатного консультирования потребителей, с целью осознанного выбора товаров и информированности о своих правах и обязанностях |
Основное мероприятие 2. Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей | ||||
2.1. |
Освещение в средствах массовой информации и на официальных сайтах в сети "Интернет" вопросов защиты прав потребителей |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа; Управление Роспотребнадзора по автономному округу; органы местного самоуправления |
2018 - 2020 годы |
повышение уровня правовой грамотности и информированности граждан о правах потребителей и способах их защиты, потребительских свойствах товаров |
2.2. |
Разработка, изготовление и распространение для граждан информационно-справочных материалов по вопросам защиты прав потребителей |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа; Управление Роспотребнадзора по автономному округу |
2018 - 2020 годы |
|
2.3. |
Организация и проведение просветительных мероприятий среди учащихся учебных заведений автономного округа по вопросам защиты прав потребителей и основ потребительских знаний |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа; Управление Роспотребнадзора по автономному округу; органы местного самоуправления |
2018 - 2020 годы |
|
2.4. |
Организация и проведение работы "Горячей линии" по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по автономному округу; департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа; органы местного самоуправления |
2018 - 2020 годы |
|
Основное мероприятие 3. Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей | ||||
3.1. |
Разработка и распространение памяток и указаний по соблюдению обязательных требований для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке автономного округа |
Управление Роспотребнадзора по автономному округу; департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа |
2018 - 2020 годы |
уменьшение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка, повышения уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей |
3.2. |
Проведение адресной работы с недобросовестными изготовителями (продавцами, исполнителями) автономного округа, в том числе в форме совещаний и круглых столов |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа; Управление Роспотребнадзора по автономному округу; органы местного самоуправления |
2018 - 2020 годы |
|
3.3. |
Организация и проведение отраслевого профессионального конкурса в сфере потребительского рынка "Лучшее на Ямале" |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа |
2018 - 2020 годы |
|
3.4. |
Организация и проведение ярмарок с привлечением местных товаропроизводителей с целью формирования культуры потребления качественных и безопасных пищевых продуктов |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа; органы местного самоуправления |
2018 - 2020 годы |
обеспечение населения автономного округа качественной продукцией местных производителей |
Основное мероприятие 4. Кадровое обеспечение защиты прав потребителей | ||||
4.1. |
Проведение образовательно-организационных мероприятий (семинаров, конференций, лекций, тренингов и др.) для специалистов органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа; Управление Роспотребнадзора по автономному округу |
2018 - 2020 годы |
повышение квалификации специалистов, осуществляющих деятельность в системе органов в сфере защиты прав потребителей, а также обмен опытом с учетом складывающейся правоприменительной практики в сфере защиты прав потребителей |
Основное мероприятие 5. Мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей | ||||
5.1. |
Проведение мониторинга обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа; Управление Роспотребнадзора по автономному округу; органы местного самоуправления |
ежеквартально, начиная с 2018 года |
выявление проблемных вопросов |
5.2. |
Проведение мониторинга качества и безопасности товаров в том числе, посредством проведения лабораторных исследований |
Управление Роспотребнадзора по автономному округу; департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа |
2018 - 2020 годы |
обеспечение дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявление опасных, некачественных, контрафактных товаров |
Основное мероприятие 6. Совершенствование механизмов защиты прав потребителей | ||||
6.1. |
Организация совместных встреч с участием органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей, хозяйствующих субъектов с целью информирования об изменениях действующего законодательства, регулирующего сферу защиты прав потребителей |
департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа; Управление Роспотребнадзора по автономному округу; органы местного самоуправления |
2018 - 2020 годы |
повышение социальной защищенности граждан, обеспечение сбалансированной защиты интересов потребителей |
IV. Информация по ресурсному обеспечению Программы
Основой финансирования Программы являются средства, предусмотренные в государственной программе автономного округа "Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы", согласно перечню мероприятий подпрограммы 5 "Обеспечение продовольственной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа".
V. Методика оценки эффективности Программы
Эффективность Программы определяется на основании степени выполнения целевых показателей. Степень достижения целевых показателей Программы осуществляется по нижеприведенным формулам.
В отношении показателя, большее значение которого отражает большую эффективность, - по формуле:
,
где:
Эп - эффективность хода реализации целевого показателя Программы;
ИДп - фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации Программы;
ИЦп - целевое значение показателя, утвержденного Программой.
Если эффективность целевого показателя Программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности, эффективность по данному показателю принимается за 1.
В отношении показателя, меньшее значение которого отражает большую эффективность, - по формуле:
,
где:
Эп - эффективность хода реализации целевого показателя Программы;
ИЦп - целевое значение показателя, утвержденного Программой;
ИДп - фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации Программы.
Если эффективность целевого показателя Программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности, эффективность по данному показателю принимается за 1.
В отношении показателя, исполнение которого оценивается как наступление или ненаступление события, за 1 принимается наступление события, за 0 - ненаступление события.
Суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы определяется по формуле:
,
где:
Эо - суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы;
Эп - эффективность хода реализации целевого показателя Программы;
i - номер показателя Программы;
n - количество целевых показателей Программы.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы составляет 0,85 и выше, это характеризует высокий уровень эффективности реализации Программы по степени достижения целевых показателей.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы составляет от 0,65 до 0,85, это характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации Программы по степени достижения целевых показателей.
Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы составляет менее 0,65, это характеризует низкий уровень эффективности реализации Программы по степени достижения целевых показателей.
VI. Управление и контроль за ходом реализации Программы
6.1. Организацию исполнения мероприятий, текущее управление, координацию работ соисполнителей настоящей Программы и контроль за ходом реализации настоящей Программы (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) Программы) осуществляет заказчик Программы, который разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы.
6.2. Соисполнители Программы в пределах своих полномочий:
1) организуют исполнение мероприятий Программы;
2) выступают инициаторами корректировки программных мероприятий;
3) обеспечивают качественное и своевременное исполнение программных мероприятий;
4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа.
Для оперативного контроля (мониторинга) исполнения Программы соисполнители Программы ежегодно (по итогам года), до 15 января года, следующего за отчетным, представляют заказчику Программы информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описания выполнения или невыполнения мероприятий, достижение значений целевых показателей (индикаторов) Программы.
6.3. Заказчик Программы:
1) ежегодно (по итогам года) формирует сводный отчет о реализации настоящей Программы и ее результатах с оценкой эффективности;
2) готовит и представляет в адрес первого заместителя Губернатора автономного округа, координирующего деятельность ответственного исполнителя Программы, информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели, или о невыполнении мероприятий, достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы;
3) размещает на официальном сайте информацию о реализации настоящей Программы.
Приложение N 1
к комплексной программе
"Защита прав потребителей в
Ямало-Ненецком автономном
округе на 2018 - 2020 годы
в сфере торговли"
Сведения
о целевых показателях (индикаторах) комплексной программы "Защита прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 - 2020 годы в сфере торговли"
N |
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Базовое значение 2017 |
Значение показателя по годам |
||
2018 |
2019 |
2020 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Доля принятых обращений потребителей, по которым проведена работа и (или) даны соответствующие разъяснения, от общего количества обращений |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности |
ед. |
418 |
420 |
425 |
430 |
3. |
Количество проведенных совещаний, круглых столов, конференций, заседаний рабочих групп и других мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе с участием органов, входящих в систему защиты прав потребителей, представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Ямало-Ненецкого автономного округа |
ед. |
30 |
30 |
32 |
35 |
4. |
Количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности Ямало-Ненецкого автономного округа |
ед. |
268 |
300 |
500 |
1000 |
5. |
Количество проведенных просветительных мероприятий среди учащихся учебных заведений Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам защиты прав потребителей и основ потребительских знаний |
ед. |
27 |
27 |
28 |
30 |
6. |
Количество образовательно-организационных мероприятий (семинаров, конференций, лекций, тренингов и др.) для специалистов органов и организаций Ямало-Ненецкого автономного округа, входящих в систему защиты прав потребителей |
ед. |
0 |
1 |
2 |
2 |
7. |
Количество ярмарок различных форматов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа |
ед. |
377 |
377 |
380 |
385 |
8. |
Объем отбора проб для исследования на санитарно-химические, физические и микробиологические показатели |
ед. |
5055 |
5055 |
5055 |
5055 |
Приложение N 2
к комплексной программе
"Защита прав потребителей в
Ямало-Ненецком автономном
округе на 2018 - 2020 годы
в сфере торговли"
Методика
расчета значений целевых индикаторов (показателей) комплексной программы "Защита прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 - 2020 годы в сфере торговли"
Таблица 1
Показатель 1. Доля принятых обращений потребителей, по которым проведена работа и (или) даны соответствующие разъяснения, от общего количества обращений | ||
Единица измерения |
% |
|
Определение показателя |
Отношение количества принятых обращений потребителей, по которым проведена работа и (или) даны соответствующие разъяснения, к общему количеству поступивших на рассмотрение обращений потребителей |
|
Алгоритм формирования показателя |
||
Наименование и определение базовых показателей |
Буквенное обозначение в формуле расчета |
Определение положительной динамики показателя |
Количество принятых обращений, по которым проведена работа и (или) даны соответствующие разъяснения |
М |
Невыполнение планового значения показателя является отрицательной динамикой |
Общее количество обращений |
С |
|
Источник информации для расчета (определения) показателя |
Исполнители программных мероприятий |
Таблица 2
Показатель 2. Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности | |
Единица измерения |
Единица |
Определение показателя |
Содержание показателя имеет абсолютное значение |
Таблица 3
Показатель 3. Количество проведенных совещаний, круглых столов, конференций, заседаний рабочих групп и других мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе с участием органов, входящих в систему защиты прав потребителей, представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Ямало-Ненецкого автономного округа | |
Единица измерения |
Единица |
Определение показателя |
Содержание показателя имеет абсолютное значение |
Таблица 4
Показатель 4. Количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности Ямало-Ненецкого автономного округа | |
Единица измерения |
Единица |
Определение показателя |
Содержание показателя имеет абсолютное значение |
Таблица 5
Показатель 5. Количество проведенных просветительных мероприятий среди учащихся учебных заведений Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам защиты прав потребителей и основ потребительских знаний | |
Единица измерения |
Единица |
Определение показателя |
Содержание показателя имеет абсолютное значение |
Таблица 6
Показатель 6. Количество образовательно-организационных мероприятий (семинаров, конференций, лекций, тренингов и др.) для специалистов органов и организаций Ямало-Ненецкого автономного округа, входящих в систему защиты прав потребителей | |
Единица измерения |
Единица |
Определение показателя |
Содержание показателя имеет абсолютное значение |
Таблица 7
Показатель 7. Количество ярмарок различных форматов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа | |
Единица измерения |
Единица |
Определение показателя |
Содержание показателя имеет абсолютное значение |
Таблица 8
Показатель 8. Объем отбора проб для исследования на санитарно-химические, физические и микробиологические показатели | |
Единица измерения |
Проба |
Определение показателя |
Содержание показателя имеет абсолютное значение |
При расчете значений целевых индикаторов (показателей) 2 - 8 применяются данные, представленные исполнителями программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 апреля 2018 г. N 423-П "Об утверждении комплексной программы "Защита прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 - 2020 годы в сфере торговли"
Настоящее постановление вступает в силу с 23 апреля 2018 г.
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 25 апреля 2018 г., спецвыпуск N 29; на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти ЯНАО (http://правительство.янао.рф) 23 апреля 2018 г.; на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2019 г. N 431-П
Изменения вступают в силу с 25 апреля 2019 г.