Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 15 августа 2018 года N 83/805-6
Информация
об исполнении территориальными избирательными комиссиями и органами местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе пункта 7 статьи 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Руководствуясь пунктом 7 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), пунктом 7 статьи 57 Закона Тюменской области от 03 июня 2003 года N 139 "Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области", частью 9 статьи 38 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа 27 июня 2006 года N 30-ЗАО "О муниципальных выборах в Ямало-Ненецком автономном округе", частью 7 статьи 50 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 года N 51-ЗАО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа", Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа проанализировала решения территориальных избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе о предложении органам местного самоуправления о выделении специальных мест для размещения печатных агитационных материалов и соответствующие решения органов местного самоуправления.
По результатам анализа установлено следующее.
В целом по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - автономный округ) решения территориальных избирательных комиссий и органов местного самоуправления приняты с соблюдением требований законодательства.
Как положительную следует отметить практику Администрации города Ноябрьска, соответствующим постановлением которой не только выделены специальные места для размещения печатных агитационных материалов, но и утверждена схема (графическое описание) их мест нахождения.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующие замечания к решениям, принятым в следующих муниципальных образованиях.
1. Неполный состав адресообразующих элементов (решения территориальных избирательных комиссий городов Губкинский, Лабытнанги, Надымского, Пуровского, Тазовского, Шурышкарского, Ямальского районов; решения органов местного самоуправления в городах Губкинский, Лабытнанги, Салехард, а также Надымском, Пуровском, Тазовском, Шурышкарском, Ямальском районах).
С целью соблюдения гарантированного пунктом 7 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ права кандидатов на получение сведений о перечне специальных мест для размещения предвыборных печатных агитационных материалов адреса нахождения указанных мест должны быть указаны способом, позволяющим их однозначно идентифицировать и отыскать на территории муниципального образования.
При этом целесообразно руководствоваться понятием адреса, использованным в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона описание места нахождения объекта адресации включает в себя, в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
Специальные места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов не являются объектами адресации. Вместе с тем их местоположение обозначается в привязке к объекту недвижимости (здания, сооружения), присвоение адресов которым является обязательным в силу пункта 3 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 (далее - постановление Правительства РФ N 1221).
Таким образом, указание в обращении территориальной избирательной комиссии, решении органа местного самоуправления о выделении и оборудовании специальных мест для размещения предвыборных печатных агитационных материалов номера здания, сооружения, в привязке к которому описывается расположение специального места для агитации, является обязательным, поскольку позволяет однозначно его идентифицировать. Также обязательным при их наличии является указание наименований элементов планировочной структуры и улично-дорожной сети.
Между тем, в решении, принятом Территориальной избирательной комиссией города Губкинского, решениях органов местного самоуправления городов Губкинский и Салехард в отношении большинства специальных мест для размещения агитационных материалов указано название улицы без цифрового (буквенно-цифрового) обозначения номера здания.
Аналогичным образом описаны месторасположения некоторых мест для размещения агитационных печатных материалов в решениях территориальных избирательных комиссий Надымского, Пуровского, Тазовского районов и решениях соответствующих органов местного самоуправления.
В решении Территориальной избирательной комиссии города Лабытнанги, постановлении Администрации города Лабытнанги места расположения информационных стендов и тумб, предназначенных для размещения печатных агитационных материалов, описаны в привязке к границам конкретного избирательного участка. При этом не указан ни один из элементов, используемых в качестве реквизитов адресов.
В решениях территориальных избирательных комиссий Шурышкарского и Ямальского районов, постановлении Администрации муниципального образования Шурышкарский район, распоряжении Главы муниципального образования село Панаевск Ямальского района также не указан ни один элемент адреса, а местоположение специальных мест описано в привязке к наименованию организаций, занимающих то или иное здание.
Неуказание либо неполное указание реквизитов структуры адреса месторасположения специальных мест затрудняет их отыскание на территории муниципального образования, идентификацию в качестве разрешенных для размещения печатных агитационных материалов, что нарушает право кандидатов на проведение предвыборной агитации и может повлечь неумышленное распространение таких материалов в неустановленных местах.
2. Отсутствие привязки специальных мест для размещения предвыборных печатных агитационных материалов к территориям конкретных избирательных участков (решение Территориальной избирательной комиссии Ямальского района; решения органов местного самоуправления города Салехарда и Ямальского района).
Вследствие изложенного невозможно установить соблюдение требования пункта 7 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ о расположении таких мест в границах каждого избирательного участка.
Стоит отметить, что Избирательная комиссия автономного округа ранее обозначала аналогичное замечание, что было доведено до сведения председателей территориальных избирательных комиссий и глав (глав администраций) всех муниципальных районов, городских округов в автономном округе (письмо Избирательной комиссии автономного округа от 25 февраля 2018 года N 01-13/688).
3. Принадлежность специального места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов к территориям нескольких избирательных участков (решение Территориальной избирательной комиссии города Нового Уренгоя; постановление Администрации города Новый Уренгой).
Согласно пункту 7 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ специальные места для размещения печатных агитационных материалов должны располагаться на территории каждого избирательного участка.
Очевидно, что границы территорий избирательных участков соприкасаются, но не пересекают друг друга.
Дислокация специального места для агитационных материалов на территории, близкой к границе двух избирательных участков, не является соблюдением требований пункта 7 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ в смысле расположения его на территории каждого из этих участков.
В связи с изложенным стоит особо отметить, что на территориях избирательных участков N 605, 606, 619, 622, 623, 625, 626, 631, 632, 641 выделено лишь по одному специальному месту для печатных агитационных материалов, при этом оно отнесено к территориям двух смежных участков. Таким образом, на территориях как минимум пяти избирательных участков в городе Новом Уренгое не выделены специальные места для размещения печатных агитационных материалов.
4. Подмена выделения специальных мест для размещения печатных агитационных материалов предоставлением согласия на их размещение в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах муниципальной собственности (решения территориальных избирательных комиссий Приуральского, Тазовского, Шурышкарского, Ямальского районов; решения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований).
Из совокупного толкования пунктов 7 и 8 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что специальные места для размещения печатных агитационных материалов представляют собой обособленные конструкции (например, тумбы, информационные щиты), расположенные за пределами помещений и не закрепленные на зданиях, сооружениях.
Выделение таких специальных мест обязанность, а не право органа местного самоуправления (пункт 7 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ).
Выражение органом местного самоуправления согласия как собственника муниципального имущества на использование помещений, зданий, сооружений для размещения агитационных материалов, в том числе оформленное в виде постановления администрации муниципального образования, является реализацией права собственника на распоряжение имуществом, гарантированного пунктом 8 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ, однако не может подменять собой выделение специальных мест, указанных в пункте 7 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ.
Стоит отметить ряд важных особенностей, отличающих специальные места для размещения печатных агитационных материалов (пункт 7 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ) от мест размещения агитационных материалов, расположенных в помещениях, на зданиях, сооружениях (пункт 8 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ):
специальные места могут использоваться не только кандидатами, избирательными объединениями для размещения агитационных материалов, но и избирательными комиссиями для размещения информационных материалов;
площадь выделенных специальных мест должна быть достаточной для ее использования кандидатами, избирательными объединениями и избирательными комиссиями;
перечень специальных мест доводится до сведения кандидатов, избирательных объединений;
специальные места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией.
В Шурышкарском районе абсолютное большинство мест для размещения агитационных материалов, поименованных специальными, фактически представляют собой помещения внутри зданий, находящихся в муниципальной собственности. Таким образом, обязанность по выделению специальных мест в районе не исполнена.
В Приуральском, Тазовском, Ямальском районах специальные места не выделены на территориях отдельных избирательных участков.
5. Принятие решения о выделении и оборудовании специальных мест для размещения печатных агитационных материалов органами местного самоуправления статуса сельского поселения (Тазовский, Ямальский районы).
Напрямую статус муниципального образования, органы местного самоуправления которого по предложению избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить и оборудовать на территории каждого избирательного участка специальные места для размещения печатных агитационных материалов, не указан ни в Федеральном законе N 67-ФЗ, ни в законах автономного округа.
Вместе с тем, при определении статуса муниципального образования, глава которого призван утверждать перечень специальных мест, необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 19 Федерального закона N 67-ФЗ, в соответствии с которым избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа. Из указанного следует, что выделить и оборудовать специальные места для агитационных материалов на территории избирательных участков обязаны органы местного самоуправления того муниципального образования, который утвердил перечень таких участков, то есть органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в автономном округе.
В целях реализации указанных выше требований Федерального закона N 67-ФЗ Избирательная комиссия автономного округа обращает внимание на неукоснительное выполнение территориальными избирательными комиссиями и органами местного самоуправления в автономном округе следующего алгоритма:
1. Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов готовят предложения по каждому избирательному участку о выделении и оборудовании специальных мест для размещения предвыборных печатных агитационных материалов, информационных материалов избирательных комиссий. Под специальным местом для размещения предвыборных печатных агитационных материалов следует понимать отдельно стоящие обособленные конструкции (например, тумбы, информационные щиты), с указанием адреса их места расположения. Предложения органов местного самоуправления муниципального района, городского округа направляются в письменном виде в соответствующую территориальную избирательную комиссию, которая по итогам их рассмотрения принимает решение по внесению соответствующих предложений главе муниципального района, городского округа.
2. Территориальные избирательные комиссии направляют решения о предложении перечня специальных мест для размещения предвыборных печатных агитационных материалов на соответствующих выборах главе муниципального района, городского округа.
3. Глава муниципального района, городского округа рассматривает представленные территориальной избирательной комиссией предложения и своим правовым актом утверждает Перечень специальных мест для размещения предвыборных печатных агитационных материалов при проведении соответствующих выборов. Указанный правовой акт подлежит опубликованию в муниципальных (районных, городских) средствах массовой информации, а также обнародованию на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в адрес территориальной избирательной комиссии.
4. Территориальная избирательная комиссия доводит до сведения избирателей и кандидатов перечень специальных мест для размещения предвыборных печатных агитационных материалов путем размещения на информационном стенде территориальной избирательной комиссии, на сайте территориальной избирательной комиссии. Кандидаты вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения предвыборных печатных агитационных материалов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 августа 2018 г. N 83/805-6 "Об исполнении территориальными... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.