Решение Новоуренгойского городского суда от 23 августа 2018 г. N 2А-2281/2018
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Серовой Т.Е.,
при секретаре Габерман О.И.,
с участием прокурора Исламгуловой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности заместителя прокурора города Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Новый Уренгой о признании отдельных положений нормативно-правового акта недействующими как не соответствующими законодательству Российской Федерации, установил:
Административный истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что прокуратурой города проверен на соответствие федеральному законодательству Порядок возмещения субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, утвержденного постановлением Администрации г. Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, в ред. постановления Администрации города Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> (далее Порядок). Постановление Администрации г. Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, в ред. постановления Администрации города Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> опубликовано на официальном сайте Администрации г. Новый Уренгой http://www.newurengoy.ru от 25.09.2017 г., Новоуренгойская городская общественно-политическая газета "<данные изъяты>" ИМС N <данные изъяты> от 26.09.2017 г., зарегистрировано в Минюсте РФ за государственным регистрационным номером <данные изъяты> от 16.10.2017 г. Отдельные пункты Порядка не соответствуют требованиям федерального законодательства. Пунктом 1.6 Порядка установлены критерии отбора заявителей, в число которых отнесена регистрация и осуществление своей деятельности на территории муниципального образования г. Новый Уренгой. С учетом норм федерального законодательства, установление в качестве критерия предоставления субсидии в виде регистрации и осуществлении своей деятельности на территории муниципального образования г. Новый Уренгой, является недопустимым, ограничивающим права субъектов предпринимательской деятельности осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования г. Новый Уренгой, но зарегистрированных за его пределами. Прокуратурой города 13.04.2018 г. на постановление Администрации г. Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, в ред. постановления Администрации г. Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> принесен протест, по результатам рассмотрения которого Администрацией города отказано в удовлетворении. В своем ответе Администрация города Новый Уренгой ссылается на ст. 78 БК РФ, указывает, что органы публичной власти каждого уровня в соответствии со своей компетенцией самостоятельно определяют порядок предоставления субсидии, в том числе категории и (или) критерии отбора претендентов на получение субсидии. Мнение Администрации г. Новый Уренгой не согласуется с правовой позицией, указанной в Определениях Верховного суда РФ от 13.08.2015 N 302-КГ15-10334, от 11.11.2016 N 302-КГ16-14759. На основании вышеизложенного просит пункт 1.6 порядка возмещения субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, утвержденного постановлением Администрации города Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, в ред. постановления Администрации города Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> признать недействующим как не соответствующий законодательству Российской Федерации, со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор И.А.Ф. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители административного ответчика Администрации г. Новый Уренгой Х.Д.Ш. и Л.В.Н., действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, указали, что федеральный законодатель установил, что органы публичной власти каждого уровня в соответствии со своей компетенцией самостоятельно определяют порядок предоставления субсидий, с соблюдением общих требований, установленных Правительством РФ. Равный доступ к получению поддержки должен быть обеспечен только тем субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют предусмотренным муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм), критериям, что и отражено непосредственно в пункте 3 части 1 статьи 14 Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". В подпрограмме "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования город Новый Уренгой" муниципальной программы "Управление развитием муниципального образования", утвержденной постановлением Администрации города Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, установлено мероприятие "Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства", в целях исполнения которого был принят данный Порядок. При установлении Порядка соблюдены основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, установленные Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", в том числе принцип равного доступа. Также указывают, что в субъектах РФ в число условий на получение поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства включено требование о наличии регистрации заявителя на территории соответствующего субъекта РФ.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
В силу ст.ст. 130, 132 Конституции РФ и ст.ст. 48, 49, 52 Гражданского кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в качестве одного из принципов защиты конкуренции предусмотрено недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в том числе, органами местного самоуправления.
В силу ст. 15 указанного Закона органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренного ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" является равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Пунктом 1.6 Порядка установлены критерии отбора заявителей, в число которых отнесена регистрация и осуществление своей деятельности на территории муниципального образования город Новый Уренгой.
С учетом приведенных выше норм федерального законодательства, установление в качестве критерия предоставления субсидии в виде регистрации и осуществлении своей деятельности на территории муниципального образования город Новый Уренгой, является недопустимым, ограничивающим права субъектов предпринимательской деятельности осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Новый Уренгой, но зарегистрированных за его пределами.
Указанное условие в виде регистрации ведет к ограничению конкуренции, нарушает единство экономического пространства, не обеспечивает равный доступ субъектам малого и среднего предпринимательства к возможности получения субсидии.
Прокуратурой города 13.04.2018 г. на постановление Администрации г. Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, в ред. постановления Администрации г. Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> принесен протест, по результатам рассмотрения которого Администрацией города отказано в удовлетворении.
В своем ответе Администрация города Новый Уренгой ссылается на ст. 78 БК РФ, указывает, что органы публичной власти каждого уровня в соответствии со своей компетенцией самостоятельно определяют порядок предоставления субсидии, в том числе категории и (или) критерии отбора претендентов на получение субсидии.
Мнение Администрации г. Новый Уренгой не согласуется с правовой позицией, указанной в Определениях Верховного суда РФ от 13.08.2015 N 302-КГ15-10334, от 11.11.2016 N 302-КГ16-14759.
Постановление Администрации г. Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, в ред. постановления Администрации города Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> опубликовано на официальном сайте Администрации г. Новый Уренгой http://www.newurengoy.ru от 25.09.2017 г., Новоуренгойская городская общественно-политическая газета "<данные изъяты>" ИМС N <данные изъяты> от 26.09.2017 г., зарегистрировано в Минюсте РФ за государственным регистрационным номером <данные изъяты> от 16.10.2017 г.
Поскольку пункт 1.6 Порядка не соответствует требованиям федерального законодательства, административный иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 177, 273 КАС РФ, суд решил:
Пункт 1.6 порядка возмещения субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, утвержденного постановлением Администрации города Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, в ред. постановления Администрации города Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> признать недействующим как не соответствующий законодательству Российской Федерации, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Новоуренгойский городской суд.
Судья: |
Т.Е. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Новоуренгойского городского суда от 23 августа 2018 г. N 2А-2281/2018
Текст решения опубликован на официальном сайте Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа (http://novourengoysky.ynao.sudrf.ru/)