Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены
постановлением
Администрации города Ноябрьска
от 31 октября 2018 г. N П-1132
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Ноябрьск на 2019 - 2021 годы
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Ноябрьск (далее - муниципальное образование, город) на 2019 - 2021 годы разработаны в соответствии со статями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 3.1 статьи 8 Положения о бюджетном процессе муниципальном образовании город Ноябрьск, утвержденного решением Городской Думы от 21.11.2013 N 629-Д, с учетом преемственности базовых целей и задач бюджетной и налоговой политики прошлых лет.
При подготовке основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01 марта 2018 года, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", ежегодного доклада о результатах деятельности Правительства автономного округа, о положении дел и планах развития Ямало-Ненецкого автономного округа Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2017 года, решения Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 18.12.2014 N 54-Д "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на период до 2025 года и комплексного плана реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на период до 2025 года", постановления Администрации города Ноябрьска от 28.10.2013 N П-1385 "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск "Управление муниципальными финансами муниципального образования город Ноябрьск" на 2014 - 2025 годы".
Бюджетная и налоговая политика муниципального образования ориентирована и зависит от процессов, проводимых в Ямало-Ненецком автономном округе и в целом в Российской Федерации и разрабатывается с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта местного бюджета на 2019 - 2021 годы для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального образования, развития экономики и социальной стабильности.
Базовым принципом бюджетной и налоговой политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности местного бюджета.
II. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики муниципального образования в 2017 году и в первой половине 2018 года
Бюджетная и налоговая политика муниципального образования, являющаяся одним из инструментов достижения целей социально-экономического развития, позволила в 2017 году и в первой половине 2018 года решить задачи, связанные с обеспечением социальной и экономической стабильности.
Администрации города Ноябрьска удалось реализовать бюджетные решения, направленные на сбалансированность бюджета муниципального образования.
Благодаря сохранению преемственности бюджетной и налоговой политики, использованию действенных инструментов бюджетного регулирования, были профинансированы в полном объеме все принятые расходные обязательства, мобилизованы необходимые финансовые ресурсы, обеспечено эффективное расходование бюджетных средств.
Основной целью реализации налоговой политики города в 2017 году - начале 2018 года было сохранение условий для устойчивого роста экономики города и обеспечения сбалансированности местного бюджета.
Для достижения указанной цели был принят ряд мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности, а именно:
1) для стимулирования инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства установлены льготные ставки арендной платы по договорам аренды муниципального имущества: в первый год аренды - 40% размера арендной платы, во второй год - 60%, в третий год - 80%, в последующие годы - 100% (постановление Администрации города от 13.09.2017 N П-669 "Об установлении льготных ставок арендной платы по договорам аренды муниципального имущества, включенного в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства");
2) в помощь инвесторам разработана Карта инвестиционных площадок, включающая 29 объектов, размещенная на официальном сайте Администрации города Ноябрьска в разделе "Инвестиции", подготовлены паспорта инвестиционных площадок с необходимой информацией, позволяющей оценить инвестиционный потенциал;
3) сокращены сроки прохождения разрешительных процедур в сфере строительства при реализации инвестиционных проектов: при получении разрешения на строительство - с 10 до 7 дней; при получении градостроительного плана - с 30 до 20 дней;
4) организовано сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна"; в настоящее время в реестре инвестиционных проектов, сопровождаемых по принципу "одного окна", находятся 8 инвестиционных проектов на общую сумму около 1 373 млн. рублей, в реализации которых планируется создать 127 рабочих мест;
5) для стимулирования развития экономики, в том числе таких сфер деятельности, в которых заинтересовано муниципальное образование, утверждено постановление Администрации города Ноябрьска от 29.11.2017 N П-919 "Об утверждении Порядка принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты недвижимого имущества, приобретаемые в муниципальную собственность муниципального образования город Ноябрьск, и осуществления бюджетных инвестиций в указанные объекты".
Для финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства 2017 году особый упор был сделан на такие значимые направления деятельности, как медицина, сельское хозяйство, производство. В связи с этим была предоставлена грантовая поддержка на создание и развитие сельскохозяйственного производства, на приобретение сырья, материалов и оборудования, необходимых для создания и развития производства. Осуществлено субсидирование субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, на возмещение затрат, связанных с приобретением медицинского оборудования.
В общей сложности на финансирование значимых направлений деятельности пришлось 90% средств от предусмотренных на цели поддержки предпринимательства в соответствующей муниципальной программе.
Также в 2017 году прошла работа по информационно-консультационной поддержке малого и среднего предпринимательства, организованы различные бизнес-мероприятия, проведено более 1500 консультаций, 65 обучающих и информационных семинаров, организовано 16 встреч представителей бизнеса с представителями территориальных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации города Ноябрьска по различным вопросам, касающимся проблем ведения предпринимательской деятельности.
В 2017 году проведена юбилейная V выставка достижений и перспектив развития субъектов малого и среднего предпринимательства города. Данная выставка стала самым крупным и ожидаемым бизнес-мероприятием для нашего города. В ней приняли участие более 40 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, на территории муниципального образования прошел региональный форум "Дни малого и среднего бизнеса Ямала". Форум собрал предпринимателей со всего Ямала. В рамках мероприятия прошли обучающие тренинги, презентации проектов, круглые столы, состоялось расширенное заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе, стратегическая сессия по улучшению инвестиционного климата Ямало-Ненецкого автономного округа.
Одним из факторов, влияющих на сохранение собственных доходов бюджета, также является реализация мероприятий по обеспечению сбалансированности бюджета муниципального образования город Ноябрьск на 2017 - 2019 годы, утвержденных постановлением Администрации города Ноябрьска от 20.07.2017 N П-534, работа межведомственного взаимодействия Администрации города Ноябрьска с территориальными органами федеральных органов государственной власти, расположенными на территории муниципального образования город Ноябрьск, целью которых является реализация резервов по привлечению доходов в местный бюджет.
Результат проведенных мероприятий подтвержден положительной динамикой поступления доходов. По итогам проведенных мероприятий в 2017 году в бюджет муниципального образования дополнительно поступило 10 754 тыс. рублей.
По итогам 2017 года в бюджет муниципального образования поступило 2 537 920 тыс. рублей налоговых и неналоговых доходов, что составило 25,1% от общей суммы поступивших доходов. План выполнен на 102,3% По сравнению с 2016 годом наблюдается рост поступлений налоговых, неналоговых доходов на 43 410 тыс. рублей или на 1,7%.
По итогам шести месяцев 2018 года собственные доходы увеличились в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 2 405 тыс. рублей.
Хочется отменить, что с 2017 года вступили в силу законодательные акты, непосредственно влияющие на местный бюджет, это:
1) Федеральный закон от 30.11.2016 N 409-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", уменьшающий норматив зачисления доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации. В 2017 году норматив уменьшен на 26,3%, в 2018 - с 01 января по 30 июня на 30,9%, с 01 июля по 31 декабря - на 3,6%.
Данное изменение соответственно снизит дифференцированный норматив отчисления в местный бюджет по данным акцизам.
2) Приказ департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.11.2016 N 415-О "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением земель". В соответствии с приказом среднее значение кадастровой стоимости по жилым домам (помещениям) снижено почти в 2 раза, минимальные удельные показатели кадастровой стоимости жилых домов, многоквартирных домов, помещений снижены в разы.
Также, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", осуществлен переход с 01 января 2018 года на концессионные соглашения с ресурсо-снабжающими организациями муниципального образования. Данное требование приведет к выпадающим доходам местного бюджета порядка 60 млн. рублей ежегодно по арендным платежам за пользование муниципальным имуществом.
Несмотря на внесенные изменения в федеральное и региональное законодательство, оказывающее отрицательное влияние на местный бюджет, удалось сохранить положительную динамику поступлений собственных доходов.
Одним из показателей, характеризующих налоговую систему муниципального образования, является объем налоговых расходов, то есть выпадающих доходов местного бюджета, возникающих в результате применения налогоплательщиками налоговых льгот по местным налогам, предоставленных в соответствии с налоговым законодательством и решениями Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск.
В таблице приведена динамика налоговых расходов за 2016 - 2017 годы по видам налогов.
тыс. руб. | ||
Наименование налога (основание установления налоговых льгот) |
2016 год |
2017 год |
Налог на имущество физических лиц, в т.ч.: |
5 843 |
6 627 |
в соответствии с Налоговым кодексом РФ |
5 810 |
6 581 |
в соответствии с решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 20.11.2014 N 37-Д "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Ноябрьск" |
33 |
46 |
Земельный налог, в т.ч.: |
67 327 |
63 931 |
в соответствии с Налоговым кодексом РФ |
50 636 |
53 240 |
в соответствии с решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 21.11.2013 N 632-Д "О ставках земельного налога на территории муниципального образования город Ноябрьск" |
16 691 |
10 691 |
Итого: |
73 170 |
70 558 |
в % к налоговым доходам местного бюджета |
3,8 |
3,5 |
Как видно из таблицы, установленные на федеральном уровне налоговые льготы, приводят к значительному сокращению доходной части местного бюджета по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, компенсация которых из федерального бюджета не осуществляется.
Несмотря на то, что сумма выпадающих доходов существенная, в целях поддержи социально незащищенных слоев населения в муниципальном образовании, продолжает действовать налоговая льгота, в виде 100% освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц, по отдельным категориям налогоплательщиков. Кроме ранее установленных льгот, с 01 января 2019 года данной льготой также могут воспользоваться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В целом бюджет города за 2017 год по доходам исполнен в сумме 10 092 869 тыс. рублей, при плане 10 108 411 тыс. рублей или на 99,8%, по расходам, исполнен в сумме 10 050 397 тыс. рублей, при годовом плане 10 243 186 тыс. рублей или на 98,1%. Профицит бюджета составил 42 472 тыс. рублей.
Стоящие перед Администрацией города Ноябрьска задачи в 2017 году успешно реализованы, о чем свидетельствуют итоги исполнения бюджета муниципального образования. Реализуемая бюджетная политика за
отчетный период позволила, прежде всего, сохранить социальную стабильность, исключить риски неисполнения принятых обязательств перед населением.
С целью сохранения сбалансированности местного бюджета, одним из основных направлений реализации бюджетной политики за прошедший период являлась оптимизация бюджетных расходов, путем выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития муниципального образования.
В 2017 году продолжена работы по сокращению объемов незавершенного строительства, проведена оценка всех видов муниципальных преференций. Проведена работа по сокращению, и подготовлены предложения по оптимизации сети муниципальных учреждений, расходов на содержание структурных подразделений Администрации города Ноябрьска. В целом проведенные мероприятия позволили перенаправить на более значимые расходы бюджета муниципального образования город Ноябрьск 281 274 тыс. рублей.
В 2017 году продолжена реализация Программы повышения эффективности управления общественными (муниципальными) финансами в муниципальном образовании город Ноябрьск на период до 2018 года (постановление Администрации города Ноябрьска от 24.07.2015 N П-823). В ходе исполнения Программы внедряются современные методы финансового контроля, повышается прозрачность бюджетного процесса и обеспечивается большая вовлеченность граждан в планирование и контроль исполнения бюджета, обеспечивается соответствие бюджетной политики муниципального образования формируемым на окружном и федеральном уровнях принципам управления общественными финансами и синхронизация проводимых на федеральном уровне реформ в сфере бюджетных правоотношений и развития бюджетной системы.
Более 75% расходов бюджета муниципального образования ежегодно направляется на образование, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт, что характеризует бюджет города как социально направленный.
В 2018 году Администрацией города Ноябрьска реализуется 13 муниципальных программ, охватывающих все ключевые отрасли муниципального управления. Охват муниципальными программами расходов местного бюджета составляет 99%. В муниципальных программах определены задачи, которые должны быть решены для достижения целей, закрепленных в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск на период до 2025 года.
В течение 2017 года на территории города Ноябрьска осуществлялась реализация 12 муниципальных программ, включающих 52 подпрограммы, на реализацию которых за счет всех источников финансирования было предусмотрено 10 169 860 тыс. рублей. По итогам года кассовые расходы на реализацию указанных документов стратегического планирования составили 9 987 543 тыс. рублей или 98,2% от запланированного объема бюджетных средств.
На реализацию муниципальных программ привлекаются средства федерального и окружного бюджетов. Так, в отчётном году объем привлеченных средств достиг 5 040 390 тыс. рублей, из них в форме субсидий на реализацию муниципальных программ с целями аналогичными региональным государственным программам - 751 971 тыс. рублей, в форме субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий - 4 288 419 тыс. рублей.
Следует отметить, что в 2017 году объём финансирования муниципальных программ увеличился относительно уровня 2016 года на 8,2% (755 тыс. рублей).
Оценка эффективности реализации муниципальных программ проводится на основе анализа выполнения целевых показателей, установленных в программах и подпрограммах, а также полноты использования финансовых средств. По итогам проведённой оценки реализация всех муниципальных программ в отчётном году признана эффективной.
Администрацией города Ноябрьска большое внимание уделяется исполнению Указов Президента Российской Федерации. В связи с этим в муниципальном образовании разработано соответствующее нормативное и методическое обеспечение, создана комплексная система планирования и контроля за исполнением Указов Президента Российской Федерации. В результате совокупности проведенных мероприятий, в соответствии с графиком поэтапного повышения средней заработной платы в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации, целевое значение показателей по средней заработной плате педагогов образовательных учреждений и работников культуры достигнуто.
При реализации бюджетной политики в отчетном периоде одним из направлений являлось стимулирование инвестиционной активности на территории муниципального образования.
Так в рамках муниципального частного партнерства заключены два концессионных соглашения с ОАО "Вынгапуровский тепловодоканал" и АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" в отношении объектов централизованных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения муниципального образования город Ноябрьск.
В рамках Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется капитальное строительство объектов муниципальной собственности за счет средств окружного бюджета и средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск на условиях софинансирования в приоритетном порядке с высокой степенью готовности и предполагаемые к завершению.
В отчетном периоде разработана проектно-сметная документация на строительство улицы между "8" и "10" микрорайонами города Ноябрьска и реконструкцию ул. Советской (от перекрестка ул. Цоя до ул. Проектируемой между "8" и "10" мкр.) города Ноябрьска. В 2018 году в рамках заключенных муниципальных контрактов выполняются работы по строительству данных объектов.
Продолжается строительство объектов "Сооружение очистки подземных вод на водозаборе мкр. Вынгапуровский г. Ноябрьск" и "Газопровод для жилых домов в мкр. Б-2 г. Ноябрьск".
С целью осуществления мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на территории муниципального образования город Ноябрьск, в 2017 году приобретено в муниципальную собственность 6 однокомнатных квартир капитального исполнения для предоставления гражданам по договорам социального найма, снесены 154 аварийных объекта, произведен выкуп жилья у 124 собственников.
Также стоит отметить, что в 2018 году на территории муниципального образования город Ноябрьск впервые реализуется проект по созданию новых объектов благоустройства в рамках приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды". В рамках данного проекта осуществляются мероприятия по благоустройству общественных и дворовых территорий. Выполняются работы по благоустройству территории Детского парка, устройству шести детских площадок, а также благоустройство дворовых территорий по 87 адресам.
В условиях реализации программного бюджета, благодаря реализации ранее намеченных положений бюджетной политики, удалось в полном объеме охватить все направления использования бюджетных средств внутренним муниципальным финансовым контролем на всех стадиях бюджетного процесса.
При реализации полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений департаментом финансов Администрации города Ноябрьска в 2017 году и первом полугодии 2018 года проведено 22 контрольных мероприятия в форме выездных проверок, в том числе 19 проверок - в соответствии с утвержденным планом контрольной деятельности и 3 внеплановые проверки. Объем средств местного бюджета, охваченных контрольными мероприятиями, составил 1 692 014 тыс. руб. По результатам контрольных мероприятий субъектам контроля выдано 19 представлений, предусмотренных статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые исполнены (исполняются) объектами контроля в установленные сроки.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в 2017 году и первом полугодии 2018 года департаментом финансов проведено 20 контрольных мероприятий. Контрольные действия осуществлены в отношении 3168 закупок. Общий объем проверенных средств составил 557 537,7 тыс. руб. По результатам контрольных мероприятий в целях принятия надлежащих мер по устранению выявленных нарушений руководителям 5 субъектов контроля направлены предписания органа внутреннего муниципального финансового контроля об устранении нарушений Федерального закона N 44-ФЗ. Результаты контрольных мероприятий находятся на контроле департамента финансов до полного устранения нарушений и недостатков в работе проверенных субъектов контроля.
Органом внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с пунктом 4 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации ежегодно проводится анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств, не являющимися органами, указанными в пункте 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
По результатам анализа оценивается состояние внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых главными администраторами бюджетных средств, и разрабатываются предложения по повышению их качества.
Другим значимым направлением бюджетной политики 2017 - первой половины 2018 годов было совершенствование системы оказания муниципальных услуг путем оптимизации и повышения качества их предоставления.
В соответствии с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации по введению федеральных и региональных перечней государственных и муниципальных услуг и работ, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни, в автономном округе утвержден Региональный Перечень государственных и муниципальных услуг и работ автономного округа. Данное мероприятие позволило более оперативно включать новые услуги и работы, необходимые для составления заданий муниципальным учреждениям.
В отчётном периоде продолжена работа по проведению оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами доходов, главными распорядителями средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск, направленной на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах их деятельности, а также на выявление проблем, связанных с исполнением полномочий участников бюджетного процесса. Все результаты мониторинга качества финансового менеджмента размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Ноябрьска, в разделе "Муниципальные финансы", а также на портале "Бюджет для граждан".
В соответствии с законодательством Российской Федерации для покрытия временных кассовых разрывов департамент финансов Администрации города имеет право привлекать свободные остатки средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений.
Такая мера позволяет повысить ликвидность счета местного бюджета, при этом не препятствуя своевременному проведению кассовых выплат муниципальных бюджетных и автономных учреждений.
Одним из направлений бюджетной политики муниципального образования город Ноябрьск с 2017 года стала реализация требований части 5 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ в части контроля:
1) за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) за соответствием информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов;
3) за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
- в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
- в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
- в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Одним из направлений работы в системе "Электронный бюджет" является формирование реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее - сводный реестр). Участники бюджетного процесса осуществляют бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации после включения сведений о бюджетных полномочиях в сводный реестр. В связи с этим департамент финансов Администрации города Ноябрьска обеспечивает включение информации и документов в сводный реестр.
Эффективное управление общественными финансами - это важнейший фактор успешной реализации органами публичной власти своих функций. В связи с этим внедряются прогрессивные методы управления бюджетным процессом.
Администрацией города Ноябрьска принято решение по реализации внедрения практики инициативного бюджетирования на территории города. Данная практика основана на гражданской инициативе по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств с последующим контролем за реализацией отобранных проектов.
В 2018 году проведены "стартовые" мероприятия по внедрению проекта "Бюджетная инициатива граждан", приняты соответствующие нормативные правовые акты, создана межведомственная консультативная комиссия по вопросам реализации указанного проекта, разработан план предстоящих мероприятий по его реализации в муниципальном образовании.
Важнейшим приоритетом в сфере управления общественными финансами является открытость и доступность бюджетных данных. Одним из достижений в осуществлении бюджетной политики прошедшего периода стало внедрение интернет-ресурса "Бюджет для граждан город Ноябрьск", который позволяет населению города в упрощенной форме ознакомиться с основными этапами бюджетного процесса, наглядно увидеть поступление доходной части городского бюджета, следить за исполнением бюджета в разрезе учреждений города, видов расходов и муниципальных программ, в том числе в динамике за ряд лет. Подробно представлена информация о самих муниципальных программах. Весь процесс отражения исполнения бюджета автоматизирован.
Одним из инструментов, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения и заинтересованности горожан к бюджетной информации, стало создание информационного мультипликационного фильма на тему: "Бюджет города Ноябрьска". Основная цель мультфильма - донести до жителей процедуру формирования городского бюджета, в понятной форме объяснить, какие доходы поступают в казну города, и в каких направлениях и сферах они расходуются.
В рамках участия во Всероссийской акции "Дни финансовой грамотности в учебных заведениях" в образовательном учреждении города была организованна встреча представителей финансового органа с учащимися старших классов. Слушателям была представлена информация об истории профессии финансист, необходимых профессиональных качествах и навыках обладателей данной профессии, об основных терминах в сфере бюджетных правоотношений и этапах бюджетного процесса в городе.
Участие в IV Всероссийской неделе сбережений в ноябре 2017 года ознаменовалось проведением станционной игры с учащимися городских школ.
В процессе игры ребята узнали основные правила финансовой безопасности и возможные риски при управлении финансами, общие знания экономики и финансовой арифметики, основные правила планирования и управления личными финансами.
Таким образом, подрастающему поколению со школьной скамьи прививаются основы финансовой культуры, воспитание успешного гражданина города и своей страны, понятие своей роли в обществе на государственном и муниципальном уровне.
Несмотря на имеющиеся сложности при реализации бюджетной политики в истекшем периоде, в муниципальном образовании удалось достичь положительных показателей, характеризующих динамику развития финансовой сферы деятельности органов местного самоуправления. Важнейшими показателем качества управления муниципальными финансами является:
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности;
- отсутствие муниципального долга на конец отчетного периода;
- высокая доля средств местного бюджета, распределенных программно-целевым методом.
Подтверждением высоких результатов деятельности в области эффективного и ответственного управления системой общественных финансов является присвоение департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа городу Ноябрьску на протяжении последних трех лет 1 степени качества организации и осуществления бюджетного процесса.
Также следует отметить, что город Ноябрьск по итогам 2017 года получил диплом в номинации "За открытость и прозрачность управления финансами" XI Всероссийского конкурса "Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами".
III. Цели и задачи бюджетной политики на 2019 - 2021 годы
Важнейшим приоритетом бюджетной политики муниципального образования в среднесрочном периоде сохранится преемственность ранее принятых бюджетных решений, обеспечивающих стабильность бюджета и направленных на исполнение в полном объеме принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, мобилизация финансовых ресурсов, а также формирование условий, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности.
Всем участникам бюджетного процесса необходимо сконцентрировать усилия на реализации целого комплекса мер, главными из которых являются:
1. Поддержание долгосрочной сбалансированности местного бюджета с учетом безусловного исполнения принятых обязательств и проведения мероприятий по инвентаризации действующих обязательств, сокращению (перераспределению) неэффективных расходов.
Основной задачей бюджетной политики остается обеспечение сбалансированности местного бюджета. Развитие экономики, создание благоприятных условий комфортной жизни населения, финансирование строительства объектов социальной инфраструктуры невозможно без создания определенного финансового базиса.
Принимая во внимание преемственность с проводимой ранее бюджетной политикой муниципального образования, а также необходимость структурных изменений системы финансирования бюджетных расходов с учетом реализации национальных проектов, необходимо сохранить равновесие доходной и расходной частей бюджета, создать механизмы обеспечения финансовыми ресурсами расходных обязательств с учетом сформированного перечня приоритетов бюджетных расходов.
Не менее важным является предсказуемость бюджетного планирования. В связи с этим в рамках формирования трехлетнего бюджета необходимо обеспечить достоверность и прозрачность планирования на весь период действия местного бюджета. Задачей главных распорядителей бюджетных средств местного бюджета является исключение случаев недофинансирования муниципальных учреждений, образование кредиторской задолженности, невыполнение муниципальных заданий.
При формировании местного бюджета на предстоящий бюджетный цикл необходимо руководствоваться ранее принятым правилом о безусловном выполнении принятых расходных обязательств, а также первоочередном финансовом обеспечении социально значимых обязательств. Принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учетом оценки их эффективности, возможных сроков и механизмов их реализации в пределах имеющихся финансовых ресурсов. При этом необходимо усилить ответственность главных распорядителей бюджетных средств за принимаемые бюджетные решения, где основной акцент должен быть сконцентрирован на достижении максимального результата с наименьшими бюджетными затратами. Каждый бюджетный рубль должен быть потрачен экономно, с достижением максимального эффекта.
В этой связи, целесообразным является сохранить ранее используемый подход бюджетного планирования, определив предельные объемы по каждому главному распорядителю бюджетных средств, предназначенные как правило на текущую деятельность, после чего, по мере определения объема доходов бюджета, рассматривать на заседаниях бюджетной комиссии Администрации города Ноябрьска (далее - бюджетная комиссия), предложения по планированию бюджетных ассигнований на развитие соответствующей отрасли с одновременным обоснованием ожидаемого конечного результата.
Процедура отбора проектов, нуждающихся в дополнительном финансировании будет состоять в отборе проектов (новых расходных обязательств), которые служат увеличению экономического потенциала города, а также проекты, влияющие на качество жизни населения.
Также, в рамках работы бюджетной комиссии Администрации города Ноябрьска, главным распорядителям средств местного бюджета, в случае наличия потребности в увеличении расходных обязательств, необходимо формулировать предложения по источникам их финансирования, в качестве которого могут выступать привлеченные средства из окружного бюджета, либо сокращение неэффективных расходов (расходов с низким социальным и (или) экономическим эффектом) в пределах соответствующего ведомства.
Обеспечение сбалансированности бюджета не может быть реализовано без повышения эффективности расходования бюджетных средств всеми участниками бюджетного процесса, от стадии планирования до стадии исполнения бюджета.
Механизмы, позволяющие эффективно расходовать бюджетные средства с достижением необходимых результатов могут быть разными, каждый участник бюджетного процесса в рамках своих бюджетных полномочий определяет их самостоятельно.
В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по усовершенствованию системы мониторинга качества финансового менеджмента, по увязке с внутренним финансовым контролем и внутренним финансовым аудитом, которые будут осуществляться с учетом необходимости достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств. Мониторинг результатов достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента будет направлен на оценку деятельности органов местного самоуправления.
Также одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является совершенствование систем оплаты труда в муниципальных учреждениях, создающее условия для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективных результатах деятельности учреждения и повышении качества оказываемых учреждением услуг.
Вместе с тем, будет продолжена работа по совершенствованию системы внедрения "эффективного контракта" в отношении денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности, денежного содержания муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления города.
Еще одним направлением повышения эффективности бюджетных расходов является совершенствование подходов к предоставлению мер социальной поддержки, путем контроля за соблюдением критерия нуждаемости.
Эффективность расходования бюджетных средств возможна при постоянной связи между гражданами и властью. Именно уровень социального спокойствия свидетельствует об эффективности расходования средств бюджета. Для повышения качества в этой связи необходимо повышать информационную прозрачность бюджетного процесса и принимаемых в его рамках решениях. Участие общественности в бюджетном процессе, открытость в муниципальном секторе повышает и эффективность политики, проводимой в бюджетной сфере, и является необходимым условием реализации экономической стратегии.
Необходимо продолжать в муниципальном образовании мероприятия, направленные на повышение прозрачности (открытости) бюджетной информации, которые позволят достичь таких положительных эффектов как:
- повышение финансовой грамотности населения;
- вовлечение граждан в процесс распоряжения общественными финансами;
- усиление общественного контроля.
2. Реализация Указов Президента Российской Федерации.
Бюджетная политика на предстоящий трехлетний период будет основываться на безусловном исполнении задач, обозначенных в Указе о национальных целях. Параметры местного бюджета на 2019 - 2021 годы должны быть сформированы в объеме финансовых ресурсов, необходимых для исполнения целевых показателей установленных в рамках данного Указа.
При реализации национальных проектов (программ) особое внимание следует обратить на решение следующих задач:
1) в сфере демографического развития: на формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом;
2) в сфере образования: на обеспечение качественного и конкурентоспособного российского образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций, создание и развитие центров выявления и поддержки одаренных детей, создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3-х лет, реализацию программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование;
3) в сфере жилья и городской среды: на создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития города с учетом индекса качества городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, обеспечение механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда и сокращение аварийного жилищного фонда;
4) по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог: на увеличение доли автомобильных дорог местного значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности, внедрение общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожного фонда, внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения;
5) в сфере культуры: на увеличение числа обращений к цифровым ресурсам культуры, обеспечение детских музыкальных школ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами, создание (реконструкция) культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства, реконструкцию культурно-досуговых организаций клубного типа, развитие муниципальных библиотек;
6) в сфере экологии: на создание и эффективное функционирование системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок, повышение качества питьевой воды;
7) в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы: на создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, социальная сфера и экология, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами;
8) в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации": на использование преимущественно отечественного программного обеспечения органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями и предприятиями.
Одной из задач в данном направлении является обеспечение погружения уже реализуемых приоритетных проектов, а также отдельных мероприятий муниципальных программ, в национальные, тем самым, увеличив их масштабность. Реализация национальных проектов позволяет более эффективно использовать бюджетные ресурсы по методу "затраты - результат".
Стоит отметить, что реализация национальных проектов требует непрерывности в планировании бюджета. Правильный выбор бюджетного периода является основополагающим фактором бюджетирования, что и определяет длительность предстоящего бюджетного планирования, горизонт которого расширяется до 6 лет.
Но данная продолжительность бюджетного планирования не должна превратиться лишь в индикативное планирование с определением общих ориентиров. Несмотря на длительность этого процесса, планирование должно остаться достаточно детализированным, точным и обязательным к исполнению.
В силу того, что в планах федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию национальных проектов, отказаться от директивного установления целевых показателей для конкретных субъектов Российской Федерации, структурным подразделениям Администрации города Ноябрьска необходимо будет проработать во взаимодействии с соответствующим исполнительными органам государственной власти автономного округа вопрос установления целевых показателей, учитывающих специфику, состояние подведомственных сфер и возможности местного бюджета.
Отдельно хотелось бы отметить, что приоритетным направлением бюджетной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов является сохранение достигнутых в 2018 году показателей средней заработной платы работников в сфере образования и культуры в соответствии с Указами. В период 2019 - 2021 годов при формировании местного бюджета в рамках данного направления следует обеспечить в необходимом объеме концентрацию бюджетных ресурсов на достижении значений установленных показателей.
Также необходимо обеспечить финансовыми ресурсами повышение уровня минимального размера оплаты труда в бюджетном секторе до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в автономном округе.
3. Совершенствование бюджетного планирования на основе муниципальных программ.
Бюджетная политика в части, касающейся планирования местного бюджета, традиционно осуществляется в рамках программно-целевых механизмов. При этом с первого года применения данного метода планирования, свыше 90 процентов всех бюджетных средств распределены в рамках муниципальных программ.
Вместе с тем, исполняя Указ о национальных целях, структурные подразделения Администрации города Ноябрьска, участвующие в реализации национальных проектов, обязаны скорректировать и утвердить соответствующие изменения отдельных муниципальных программ.
Учитывая сроки реализации национальных проектов, горизонт которых определен 2024 годом, необходимо бюджетное планирование также распространить до конца этого срока, путем подготовки изменений в соответствующие стратегические документы. Планируемые изменения повысят общую результативность и управляемость бюджетной политики в муниципальном образовании.
Главной целью национальных проектов является стимулирование инициативы на местах к повышению эффективности проводимой социальной политики государства, а также создания механизмов для экономического роста.
Исходя из этого, перспективным направлением бюджетной политики будет являться работа по внедрению процедур проектного управления в деятельность Администрации города.
Развитие института муниципальных программ на проектных принципах управления в предстоящем бюджетном цикле будет основным инструментом планирования местного бюджета.
Особо остро стоит вопрос о контроле за полнотой и эффективностью использования межбюджетных субсидий из окружного бюджета на реализацию мероприятий муниципальных программ и выполнением целевых показателей, установленных в Соглашениях между Администрацией города и Правительством автономного округа (далее - Соглашения).
Для решения данного вопроса необходимо регулярно проводить мониторинг ожидаемой оценки выполнения показателей и полноты использования окружных средств.
В постановление Администрации города Ноябрьска от 11.09.2013 N П-1168 "Об утверждении Порядка разработки, реализации, оценки эффективности и корректировки муниципальных программ муниципального образования город Ноябрьск" следует внести норму, обязывающую включать показатели, предусмотренные Соглашениями, в соответствующие муниципальные программы и устанавливать для данных показателей больший удельный вес (значимость).
Таким образом, структурным подразделениям Администрации города Ноябрьска, являющимся получателями средств из окружного бюджета в форме межбюджетных субсидий, необходимо усилить контроль за эффективностью использования данных средств.
4. Оптимизация сети муниципальных учреждений и повышение качества предоставления муниципальных услуг.
Главной задачей бюджетной политики в любых условиях ее функционирования является получение максимального социально-экономического эффекта, при этом минимизируя финансовые затраты.
В связи с этим, следует продолжить практику оптимизации бюджетных расходов на содержание органов местного самоуправления города по следующим направлениям:
- оптимизация установленных функций и полномочий, порядка их исполнения, централизация обеспечивающих функций;
- повышение "производительности" персонала, стимулирующей роли оплаты труда в увязке с результативностью деятельности, а также на сокращение расходов, непосредственно не связанных с результатами деятельности, в том числе расходов на услуги повышенной комфортности, транспортное обслуживание, связь, командировки;
- перевод муниципальных служащих категории "обеспечивающие специалисты" на должности, не являющиеся должностями муниципальной службы;
- недопущение изменений в течение финансового года состава основных структурных подразделений, структур органов местного самоуправления, приводящих к увеличению расходов на оплату труда.
Также представляется целесообразным продлить ранее установленный запрет на рост штатной численности в органах местного самоуправления, за исключением случаев, связанных с изменением функций и полномочий в соответствии с федеральным законодательством.
Кроме того, актуальны вопросы функционирования ряда учреждений, деятельность которых не соответствует полномочиям органов местного самоуправления. Главным распорядителям бюджетных средств, в ведомственной подчиненности которых находятся такие учреждения, необходимо осуществить реорганизацию учреждений.
В новом бюджетном цикле необходимо продолжить работу по совершенствованию предоставления муниципальных услуг. Планируется продолжить расширение перечней муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ, а также в электронной форме.
Для сокращения издержек при осуществлении информационного обмена МФЦ с органами местного самоуправления, в том числе при внедрении принципа экстерриториальности при предоставлении услуг, необходимо продолжить внедрение электронного документооборота во всех случаях, когда передача бумажных документов необязательна.
В целях обеспечения справедливой конкуренции на рынке муниципальных услуг, а также повышения качества их оказания в предстоящем периоде предстоит завершение формирования нормативной правовой базы по обеспечению доступа немуниципальных организаций к оказанию муниципальных услуг, в том числе по предоставлению субсидий некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями.
5. Стимулирование инвестиционной деятельности на территории города, развитие механизмов финансирования инвестиционных проектов.
Важнейшей задачей предстоящего периода является поддержка инвестиционных проектов, обеспечивающих наибольший вклад в достижение целей экономического развития муниципального образования.
В связи с этим необходимо принимать решения, направленные на поддержку приоритетных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики города, которые принесут в ближайшей перспективе экономический эффект, а также будут иметь важное социальное значение.
Необходимо учитывать задачи, определенные Указом о национальных целях, по повышению уровня жизни граждан, а также в сфере жилищной политики. В связи с этим, следует бюджетные средства в приоритетном порядке направлять на строительство объектов образования, включая объекты дошкольного образования для обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, объектов спорта и объекты культуры. Также необходимо продолжить мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города.
Для повышения эффективности расходов на осуществление капитальных вложений в муниципальном образовании необходимо создать условия, которые послужат снижению вероятности рисков связанных со срывом сроков строительства.
В состав расходов местного бюджета на осуществление бюджетных инвестиций должны включаться расходы на осуществление капитальных вложений при наличии принятых нормативных правовых актов и утвержденных проектных документаций, получивших положительные заключения по результатам их государственной экспертизы и проверки сметной стоимости объектов капитального строительства.
При осуществлении бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности в качестве приоритетов инвестиционной деятельности необходимо концентрировать ресурсы на завершении объектов высокой степени готовности, объектов, строительство которых способствует достижению принятых муниципальными программами целевых показателей, а также объектов, строительство которых обеспечивается с привлечением средств из окружного бюджета и за счет внебюджетных источников.
Также не стоит исключать возможность приобретения готовых объектов, необходимых органам местного самоуправления для выполнения возложенных на них функций и целей социально-экономического развития города, с учетом оценки эффективности бюджетных инвестиций.
Применение механизма муниципального - частного партнерства в реализации стратегических проектов носит приоритетный характер, т.к. влечет за собой снижение финансовой нагрузки на бюджет. В сложившихся экономических условиях МЧП следует рассматривать, с одной стороны, как механизм для привлечения дополнительных ресурсов в общественную инфраструктуру, с другой - как инструмент стимулирования экономической активности. Важно отметить, что при отборе частных инвесторов должны применяться открытые и прозрачные конкурсные процедуры, не нарушающие принципы равенства и конкуренции.
6. Развитие проекта "Бюджетная инициатива граждан" на территории муниципального образования. Совершенствование механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств является важным направлением бюджетной политики муниципального образования.
В этой связи, представляется целесообразным продолжить работу по вовлечению групп бюджетополучателей, экспертного сообщества в обсуждение бюджетных вопросов.
Вовлеченность граждан в бюджетные инициативы автоматически приводит к росту заинтересованности общественности (не только бюджетополучателей) в бюджетной информации, повышает эффективность форм предоставления информации, но самое главное, обеспечивает сопричастность граждан к решению насущных проблем общества.
Внедрение и развитие инициативного бюджетирования позволит достичь положительного экономического и социального эффекта:
- повышение эффективности расходования бюджетных средств;
- повышение сохранности реализованных проектов;
- привлечение дополнительного финансирования;
- рост вовлеченности граждан в бюджетный процесс;
- повышение бюджетной грамотности населения;
- снижение иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в территориальном развитии.
7. Повышение открытости бюджетных данных, путем внедрения информационной системы "Электронный бюджет".
В целях обеспечения прозрачности осуществления бюджетного процесса, открытости и подотчетности деятельности органов местного самоуправления города, а также повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных технологий в сфере управления муниципальными финансами, в муниципальном образовании активно развивается система, внедряемая Министерством финансов Российской Федерации "Электронный бюджет".
В рамках данной системы соответствующие органы местного самоуправления обязаны обеспечить информационное взаимодействие своих информационных систем с системой "Электронный бюджет" на основе утвержденных стандартов.
С 01 января 2019 года начнется работа по наполнению единой информационной системы "Электронный бюджет".
Следует отметить, что система "Электронный бюджет" также будет использоваться для реализации своих бюджетных полномочий, в частности обмена документами с участниками бюджетного процесса (в рамках заключения и исполнения договоров (соглашений), реализации других правоотношений), исполнения бюджета соответствующего уровня, формирования и предоставления различной информации о состоянии бюджета.
8. Дальнейшее повышение эффективности осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе контроль за соблюдением требований к обоснованию и обоснованности закупок, соблюдением правил нормирования в сфере закупок муниципальными учреждениями и предприятиями.
Бюджетная политика муниципального образования в среднесрочной перспективе будет ориентирована на совершенствование инструментов внутреннего муниципального финансового контроля.
В целях развития контрольной деятельности в муниципальном образовании утвержден Стандарт осуществления внутреннего муниципального финансового контроля "Планирование контрольных мероприятий".
В соответствии с Общими требованиями к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля за соблюдением Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" муниципальным правовым актом в новой редакции утвержден Порядок осуществления контроля за соблюдением Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" органом внутреннего муниципального финансового контроля.
Одним из направлений внутреннего муниципального финансового контроля является организация работы в рамках производства по делам об административных правонарушениях, что позволяет обеспечивать профилактику нарушений в сфере бюджетных правоотношений и в сфере закупок.
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ежегодно вносятся изменения, направленные на усиление ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Предусмотрена административная ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания, а также за невыполнение требований представлений органов государственного (муниципального) финансового контроля. Кроме того, ужесточается ответственность за нарушение порядка осуществления (предоставления) бюджетных инвестиций, а также порядка предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.
В этой связи органом внутреннего муниципального финансового контроля будет усилена работа по установлению фактов нарушения бюджетного законодательства и привлечению ответственных лиц к административной ответственности.
Повышение эффективности расходования бюджетных средств невозможно без дальнейшего развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Приоритетами деятельности в указанном направлении будут являться дальнейшее совершенствование системы внутреннего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании и повышение качества осуществления контрольной деятельности.
IV. Основные направления налоговой политики
Основными целями налоговой политики муниципального образования в среднесрочной перспективе являются обеспечение устойчивости бюджетной системы, создание предсказуемой налоговой системы, направленной на стимулирование деловой активности, рост экономики и инвестиций, упорядочение системы существующих налоговых льгот путем отмены неэффективных льгот, и предоставления льгот, носящих адресный характер.
Основными задачами налоговой политики муниципального образования остаются увеличение налогового потенциала и обеспечение сбалансированности городского бюджета.
Налоговая политика в городе будет формироваться с учетом изменений, принятых и планируемых к принятию на федеральном уровне.
Учитывая, что налоговые доходы местного бюджета за три отчетных года составляют более 78% от налоговых и неналоговых доходов, реформы, проводимые на федеральном уровне, отрицательно скажутся на формировании бюджета муниципального образования.
Так с 01 января 2019 года федеральным законодательством вводятся изменения касающиеся доходов поступающих в местные бюджеты:
1. Уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, пенсионерам, получающим пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством, а так же лицам, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
2. Для третьего налогового периода по налогу на имущество физических лиц будет применяться коэффициент, ограничивающий увеличение суммы налога не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом. Ранее Налоговым законодательством был установлен порядок уплаты налога с учетом понижающего коэффициента с первого налогового периода 0,2 с ежегодным увеличением на 0,2.
Также вводится дополнительная льготная категория налогоплательщиков "Дети - инвалиды".
3. Применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения оспоренной стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.
4. Введение единых условий налогообложения гаражей и машино-мест независимо от их места нахождения. Для гаражей и машино-мест в торгово-офисных объектах, как и для иных аналогичных объектов, будет действовать ставка, установленная нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не более 0,3% (ранее применялась ставка 2%) и право на федеральную льготу.
5. Действие единого принципа по зачислению штрафов: штраф поступает в тот бюджет, из которого финансируется орган, должностное лицо которого наложило данный штраф.
6. Увеличение норматива зачисления в бюджеты городских округов платы за негативное воздействие на окружающую среду на 5%.
7. Постепенное увеличение норматива зачисления акцизов на нефтепродукты, начиная с 2020 года (66,6%) и к 2024 году будет доведен до 100%. Данное увеличение повлияет на размер дифференцированного норматива отчисления в городские бюджеты.
В части изменений, направленных на улучшение положения налогоплательщиков земельного налога и налога на имущество физических лиц (п. 1 - 5), предусмотрено придание им обратной силы с 01.01.2017 года.
Основная доля изменений в федеральное законодательство приведет к выпадающим доходам местного бюджета.
По предварительной оценке указанные фискальные решения, принятые на федеральном уровне приведут к сокращению доходов бюджета в 2019 году более чем на 54 млн. рублей, к дополнительным поступлениям порядка 5 млн. рублей.
В этих условиях, для социальной стабильности в городе требуется принять меры по мобилизации в бюджет дополнительных доходов. Для этого планируется усилить работу по реализации следующих направлений:
1. Стимулирование инвестиционной деятельности и развитие малого и среднего предпринимательства.
С целью создания комфортных налоговых условий для привлечения инвестиций в экономику города для инвесторов в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования город Ноябрьск, находящихся в собственности инвестора, в границах которых реализуется или планируется к реализации инвестиционный проект, с 01 января 2019 года по земельному налогу установлена налоговая льгота в размере 50% от суммы земельного налога.
Для привлечения инвестиций в социальную сферу в рамках использования механизмов муниципального частного партнерства планируется строительство объектов образования.
Также планируется строительство гипермаркета, многофункционального торгово-развлекательного центра, что позволит создать не только дополнительные рабочие места, но и повысить уровень комфортных условий для жителей города.
В рамках стимулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесрочной перспективе продолжится работа:
- по финансовой поддержке приоритетных направлений бизнеса;
- по развитию социального предпринимательства;
- по развитию деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере производства.
Начата работа по разработке концепции по созданию проекта промышленного парка регионального значения типа brownfield. В промышленный парк планируется привлекать резидентов из отраслей нефтегазсервиса и строительной индустрии.
С целью создания привлекательных условий для резидентов промышленного парка, в автономный округ направлены предложения по установлению им льгот по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу.
Правительством Российской Федерации разработаны меры налоговой политики, направленные на облегчение администрирования и снижение административных издержек для субъектов малого и среднего бизнеса:
- для обеспечения благоприятных условий деятельности малого бизнеса будет разработан новый специальный налоговый режим - система налогообложения в виде налога на профессиональный доход, апробацию которого планируется провести с 2019 года в пилотных субъектах Российской Федерации;
- снижение размера государственной пошлины "до нуля" при подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа ("старт за ноль") в целях сокращения затрат организаций и физических лиц, связанных с открытием бизнеса, а также стимулирования использования электронных сервисов;
- отмена обязанности представления налоговой декларации налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующими контрольно-кассовую технику, обеспечивающую передачу фискальных данных в налоговые органы в режиме "онлайн".
Также, одним из элементов поддержки малого и среднего бизнеса является предсказуемость таких элементов фискальной системы как неналоговые платежи. Стабильность и предсказуемость неналоговых (квазианалоговых) платежей это основная задача, поставленная Правительством Российской Федерации. Данная задача будет решаться поэтапно. На первом этапе по тем из них, которые обладают признаками налогов или сборов, предполагается регулирование в рамках налогового законодательства. В дальнейшем предполагается выработать подходы к регулированию остальных платежей по результатам их инвентаризации и анализа.
Кроме того, со стороны автономного округа организациям, осуществляющим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа инвестиционную деятельность, предоставлены права на применение пониженных ставок по налогам, зачисляемым в окружной бюджет.
2. Повышение качества администрирования доходов и собираемости доходов.
Особо актуальным остается вопрос повышения эффективности администрирования доходов бюджета, т.к. эффективное администрирование позволяет увеличить объем поступающих доходов в бюджет.
В 2019 - 2021 годах планируется продолжить реализацию комплекса мер по улучшению администрирования неналоговых доходов местного бюджета, в частности:
- обеспечение достаточности и достоверности данных для прогнозирования доходов бюджета;
- повышение уровня ответственности главных администраторов неналоговых доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов;
- эффективное управление задолженностью по администрируемым доходам с возможной разработкой специальных порядков работы с данной задолженностью;
- обеспечение администраторами доходов положений нормативных правовых актов, регулирующих основы исчисления и уплаты доходов в бюджет;
- снижение доли невыясненных поступлений, зачисляемых в местный бюджет;
- использование в полной мере возможности электронного документооборота.
Основной задачей Министерства финансов Российской Федерации на ближайшие годы остается создание системы налогового администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе, что обеспечит рост собираемости налогов и снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса и налогоплательщика.
В рамках усовершенствования налогового администрирования, Министерством финансов Российской Федерации планируется проведение цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации, потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки массивов.
Цифровизация администрирования с одной стороны станет одним из наиболее эффективных инструментов пресечения неформальных практик, а с другой стороны позволит существенно упростить и облегчить взаимодействие между государством и добросовестными налогоплательщиками.
Отдельным направлением в этой области будет являться ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения, путем обеспечения тесного взаимодействия со всеми администраторами доходов, направленного, на безусловное исполнение всеми налогоплательщиками платежной дисциплины.
Будет продолжена работа в рамках межведомственной комиссии по мобилизации доходов и межведомственной рабочей группы по снижению неформальной занятости на территории муниципального образования город Ноябрьск, взаимодействие с налогоплательщиками, направленное на соблюдение налоговой дисциплины и предупреждение уклонения от уплаты платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Также планируется продолжить работу по укреплению доходной части бюджета в рамках утвержденных мероприятий по увеличению доходов местного бюджета, целью которых является реализация резервов по привлечению доходов в местный бюджет, в том числе взыскание задолженности; продолжить мероприятия по выявлению организаций, работающих в муниципальном образовании, но не состоящих на налоговом учете на территории города с целью их привлечения в налоговую среду.
Продолжится информационная кампания по разъяснительной работе среди населения о необходимости своевременного исполнения обязанности по уплате местных налогов.
3. Оценка налоговых льгот на основе концепции налоговых расходов.
В настоящее время остается актуальной задача по эффективному использованию финансовых ресурсов, в том числе за счет анализа бюджетных расходов и повышения их эффективности.
Налоговые льготы в определенном смысле аналогичны расходам бюджета, их использование и тем более расширение использования должно сопровождаться обоснованием их необходимости и эффективности.
В связи с этим на федеральном уровне разработан механизм внедрения системы управления налоговыми расходами (выпадающими доходами бюджета, обусловленными налоговыми льготами, преференциями по налогам и сборам, предусмотренными в качестве мер поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики, не относящимися к государственным (муниципальным) программам).
Необходимость внедрения в бюджетный процесс системы учета, оценки и контроля налоговых расходов обусловлена их значимостью для достижения целей социально-экономической политики, необходимостью оценить полный объем бюджетных ресурсов, направленных на достижение указанных целей.
В муниципальном образовании будет осуществляться внедрение системы управления налоговыми расходами и обеспечение ее интеграции в бюджетный процесс с учетом всех требований бюджетного законодательства. Будет проведена работа по систематизации и анализу предоставленных (предоставляемых) налоговых расходов, а также оценка их эффективности с соблюдением общих требований, установленных на федеральном уровне.
Оценка эффективности налоговых расходов будет осуществляться исходя из критериев целесообразности и результативности. Льготы, установленные решениями Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск должны соответствовать целям муниципальных программ либо иным целям социально-экономической политики, быть востребованными налогоплательщиками.
Проведение на регулярной основе мониторинга и оценки налоговых расходов бюджета и осуществление на основании такой оценки их пересмотра или уточнения тех или иных режимов их действия позволит повысить эффективность управления бюджетными средствами. Это будет способствовать как более эффективному и рациональному использованию инструментов налогового стимулирования, направленных на решение определенных задач государственной политики, так и повышению эффективности программно-целевого бюджетирования в целом.
V. Основные направления долговой политики
Политика в сфере управления муниципальным долгом будет направлена на обеспечение устойчивости и сбалансированности местного бюджета, а также сохранение высокой степени долговой устойчивости.
В предшествующем периоде долговая политика была ориентирована на недопущение необоснованного привлечения заемных средств для обеспечения потребностей муниципального образования и проведение сдержанной политики в отношении предоставления муниципальных гарантий.
По итогам 2017 года и 1 полугодия 2018 года в муниципальном образовании долговые обязательства равны нулю, предоставление муниципальных гарантий не предусматривалось.
Для эффективной реализации долговой политики муниципального образования в 2019 - 2021 годов планируется достижение следующих целей и задач:
- недопущение необоснованных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с потребностями местного бюджета в привлечении заемных средств;
- осуществление оценки потенциальных рисков, возникающих при предоставлении муниципальных гарантий, а также ограничение объема их предоставления;
- повышение прозрачности управления муниципальным долгом и доступности информации о муниципальном долге.
Долговая политика напрямую связана с бюджетной политикой и формируется для обеспечения сбалансированности, устойчивости бюджетной системы муниципального образования, а также развития экономики и социальной стабильности.
Для обеспечения возможно минимального уровня дефицита бюджета необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на увеличение поступлений доходов бюджета, оптимизацию расходов местного бюджета и недопущение необоснованного муниципального долга. В этой связи будет, как и раньше, применен механизм привлечения свободных денежных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений в соответствии с действующим законодательством.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 октября 2018 г. N П-1132 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.