Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Новый Уренгой
от 09.11.2018 N 427
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Новый Уренгой на 2019 - 2021 годы
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Новый на 2019 - 2021 годы подготовлены в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.4 статьи 5 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Новый Уренгой, утверждённого решением Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 31.05.2007 N 206, на основе базового сценария прогноза социально-экономического развития, с учетом преемственности целей и задач бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Новый Уренгой (далее - муниципальное образование) прошлых периодов.
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики является описание условий, применяемых для составления проекта бюджета муниципального образования на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов, подходов к его формированию, финансовых взаимоотношений с бюджетом Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - региональный бюджет), а также сохранение бюджетной устойчивости, обеспечение сбалансированности бюджета, прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика муниципального образования на среднесрочную перспективу ориентирована на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Основные результаты бюджетной и налоговой политики муниципального образования в 2017 году и в первом полугодии 2018 года
Сохраняя преемственность бюджетной политики и используя действенные инструменты бюджетного регулирования, в условиях ограниченности бюджетных ресурсов муниципальному образованию в 2017 году и первом полугодии 2018 года удалось достичь цели по созданию условий для стабильного и сбалансированного функционирования бюджета муниципального образования (далее - местный бюджет, бюджет муниципального образования).
Это позволило реализовать принятые ранее направления бюджетной политики по обеспечению сохранения социально-ориентированной направленности местного бюджета и повышению благосостояния жителей муниципального образования.
Стабильное поступление доходов обеспечило устойчивое положение местного бюджета и планомерное финансирование расходов по запланированным направлениям.
По итогам 2017 года в местный бюджет поступило налоговых платежей на сумму 3 898 253 тыс. рублей, что составило 35% общей суммы налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. По сравнению с 2016 годом наблюдается рост налоговых поступлений на 279 733 тыс. рублей (1,07%).
Как и в предыдущие годы, основной объем налоговых доходов местного бюджета сформировался за счет поступлений налога на доходы физических лиц, налогов на совокупный доход, налогов на имущество.
Структура налоговых доходов местного бюджета в 2017 году
N п/п |
Наименование |
Исполнено за 2017 год, тыс. рублей |
Удельный вес, % |
Исполнено за 2016 год, тыс. рублей |
Удельный вес, % |
Рост / снижение, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Налог на доходы физических лиц |
3 237 389 |
83,0 |
3 002 668 |
83,0 |
234 721 |
2 |
Налоги на совокупный доход |
530 251 |
13.6 |
488 105 |
13,5 |
42 146 |
3 |
Налоги на имущество |
79 189 |
2,0 |
65 453 |
1,8 |
13 736 |
4 |
Прочие налоговые доходы |
51 424 |
1,4 |
62 294 |
1,7 |
-10 870 |
5 |
Итого |
3 898 253 |
100 |
3 618 520 |
100 |
279 733 |
Несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике отмечается рост вышеперечисленных доходов, исключение составили прочие налоговые доходы. По налогам на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, государственной пошлине отмечается незначительное снижение поступлений.
За I полугодие 2018 года исполнение доходной части местного бюджета составило 5 858 млн. рублей, что на 0,5% меньше суммы поступлений за аналогичный период 2017 года или на 286 626 млн. рублей. Данная сумма образовалась за счет дополнительных поступлений по налоговым и неналоговым источникам, исполнение первого полугодия 2018 года к аналогичному периоду 2017 года составило 50 млн. рублей, неисполнение по безвозмездным поступлениям составило 337 млн. рублей (низкое поступление межбюджетных трансфертов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Стабильное увеличение налогов на совокупный доход происходит благодаря принятию ряда законодательных актов Ямало-Ненецкого автономного округа, направленных на стимулирование инвестиционной активности, а также поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе установлена пониженная ставка налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 5 процентов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы. Пониженная ставка налога может применяться налогоплательщиками непрерывно в течение двух лет со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Нормативные правовые акты, содержащие положения, негативно влияющие на порядок и условия уплаты налогов в местный бюджет, за истекший период не принимались.
В муниципальном образовании продолжено ежегодное проведение оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам. По состоянию на 1 июля 2018 года нормативными правовыми актами муниципального образования установлены налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога либо установления пониженных налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу.
Главным инструментом сохранения сбалансированности местного бюджета является проведение мероприятий по оптимизации бюджетных расходов и повышение их эффективности.
В рамках реализации Плана мероприятий по оптимизации расходов бюджета утверждено распоряжение Администрации города Новый Уренгой от 01.06.2017 N 659-р "Об утверждении Плана мероприятий по оптимизации расходов бюджета муниципального образования город Новый Уренгой на 2017 - 2019 годы", а также распоряжение Администрации города Новый Уренгой от 30.03.2017 N 365-р "Об экономии бюджетных средств".
Бюджет муниципального образования в 2017 году по доходам исполнен в сумме 11 141 252 564,40 рублей или 100,8% утверждённых назначений, по расходам - 11 077 408 356,43 рублей (98,6%), профицит составил 63 844 207,97 рублей. Бюджет муниципального образования был сформирован на основе утвержденных 11 муниципальных программ. Доля "программных"
расходов местного бюджета составила в 2017 году по плановым показателям 99,6%, по исполнению - 99,7% от общего объема расходов. Формирование бюджета муниципального образования на основе муниципальных программ позволяет гарантированно обеспечить финансовыми ресурсами действующие расходные обязательства.
Следует отметить, что в 2017 году объём финансирования муниципальных программ увеличился относительно уровня 2016 года на 6,9% (725 млн. рублей).
В рамках реализации муниципальных программ привлекались средства федерального и регионального бюджетов. Так, в отчётном году объем привлеченных средств достиг 5,8 млрд. рублей, из них в форме субсидий на реализацию муниципальных программ с аналогичными целями - 1,9 млрд. руб., в форме субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий -3,9 млрд. руб.
Другим значимым направлением бюджетной политики 2017 года - первой половины 2018 определено совершенствование системы оказания муниципальных услуг путем оптимизации и повышения качества их предоставления.
В соответствии с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации по введению федеральных и региональных перечней государственных и муниципальных услуг и работ, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни, проведена оперативная работа по направлению в департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа перечня услуг (работ) для включения их в Региональный Перечень государственных и муниципальных услуг и работ Ямало-Ненецкого автономного округа (распоряжение Правительства ЯНАО от 22.12.2017 N 902-РП). Данное мероприятие позволило включить новые услуги и работы, необходимые для составления заданий муниципальным учреждениям.
Объем финансового обеспечения муниципальных заданий на 2018 и плановый период 2019 - 2020 годов рассчитывался на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и нормативных затрат на выполнение работ, утверждаемых с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Кроме того, проведены мероприятия по увеличению платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и организациями. Увеличилось не только количество муниципальных учреждений и организаций, оказывающих платные услуги, но и расширился перечень платных услуг.
Продолжена работа по проведению оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств (далее - ГРБС). Оценка качества финансового менеджмента направлена на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности ГРБС, а также на выявление проблем, связанных с исполнением полномочий участников бюджетного процесса. По результатам проведенной оценки качества за 2017 год грант за высокое качество финансового менеджмента получили два главных распорядителя бюджетных средств. Результаты мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС, размещены на официальном сайте муниципального образования.
Еще одним значимым направлением бюджетной политики является реализация мероприятий, направленных на повышение осведомленности населения муниципального образования об управлении финансами.
В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы продолжено начатое в предыдущие периоды проведение мероприятий финансовой грамотности с целью повышения осведомленности населения муниципального образования о грамотном и безопасном личном финансовом планировании. В учебных заведениях муниципального образования проводились "Дни финансовой грамотности для школьников".
В целях обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса формируется и размещается на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет "Бюджет для граждан", а также отчет об исполнении бюджета муниципального образования город Новый Уренгой за 2017 год в доступной для восприятия информации форме.
Одним из инструментов в данном направлении также является реализуемая во всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации работа в государственной интегрированной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". Департаментом финансов Администрации города Новый Уренгой в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2014 N 163н "О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса", вносились необходимые данные, актуализируя информацию об участниках в Сводном реестре участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, в государственной интегрированной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Эффективным инструментом управления финансами, в частности, для повышения экономности и результативности использования бюджетных средств, является развитие внутреннего муниципального финансового контроля, а также контроля в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В 2017 году органом внутреннего муниципального финансового контроля было проведено 31 контрольное мероприятие.
По итогам проведения контрольных мероприятий выявлено финансовых нарушений на сумму 27 859 141 руб., из них: нарушения бюджетного законодательства - 17 686 933 руб. и по контролю в сфере закупок - 10 172 207 руб.
В целом следует отметить, что в 2017 финансовом году и первом полугодии 2018 года бюджет муниципального образования был сбалансирован, кассовых разрывов при его исполнении не возникало. Все взятые бюджетные обязательства выполнены. Муниципальный долг на 01.01.2018 равен нулю. На протяжении 2017 года и первого полугодия 2018 года муниципалитетом продолжалось последовательное решение задач устойчивого функционирования инфраструктуры муниципального образования, повышения эффективного муниципального управления.
Реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в 2017 финансовом году и первом полугодии 2018 года имела высокий приоритет при исполнении расходных обязательств муниципального образования Новый Уренгой. В обозначенный период установленные данным Указом показатели, в части повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, выполнены в полном объеме. Все целевые показатели повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы полностью достигнуты.
III. Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов
Налоговая политика на 2019 - 2021 годы ориентирована на увеличение доходов с учетом изменений федерального и регионального налогового законодательства.
Приоритеты налоговой политики направлены на организацию работы по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, в том числе путем совершенствования механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и территориальных органов федеральных органов государственной власти в части качественного администрирования доходных источников местного бюджета.
В целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц будет продолжена работа по координации деятельности с федеральными службами по выявлению и пресечению нелегальной выплаты заработной платы или невыплаты заработной платы и обязательных платежей, обеспечению зачисления налога на доходы физических лиц по месту ведения хозяйственной деятельности, в частности в рамках работы антикризисного штаба при Главе города Новый Уренгой по повышению устойчивости экономики муниципального образования город Новый Уренгой.
Важная роль в обеспечении устойчивости бюджетной системы отводится снижению рисков неисполнения первоочередных и социально значимых обязательств, недопущению принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками.
В предстоящий трехлетний период будет продолжена работа по:
- повышению ответственности главных администраторов доходов бюджета муниципального образования при планировании доходов, в соответствии с утвержденными ведомственными приказами о методике прогнозирования администрируемых доходов, разработанных на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации";
- реализации плана мероприятий по увеличению доходов бюджета муниципального образования на 2017 - 2019 годы, утвержденного распоряжением Администрации города Новый Уренгой от 02.06.2017 N 674-р, а также формирование плана мероприятий на 2020 - 2022 годы;
- проведению работы по вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимого имущества физических лиц, включая земельные участки;
- активизации работы в части обеспечения полноценного и достоверного учёта муниципального имущества, в том числе земельных участков.
В условиях замедлившегося экономического роста перед налоговой системой помимо традиционной задачи обеспечения доходной части местного бюджета стоит задача активного использования налоговых стимулов для ускорения экономического роста. В 2019 году и плановом периоде 2020 - 2021 годов налоговая политика муниципального образования будет реализовываться по следующим направлениям:
3.1. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В среднесрочной перспективе будет продолжено содействие дальнейшему развитию субъектов малого и среднего предпринимательства с целью их вовлечения в развитие экономики и увеличения налоговых поступлений в местный бюджет.
В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, направленные на снижение налоговой нагрузки на экономические субъекты, применяющие специальные налоговые режимы, в том числе путем возможности установления пониженных налоговых ставок, предоставления "налоговых каникул".
С 01 января 2021 года Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусмотрена отмена главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Налогоплательщикам придется адаптироваться к измененному законодательству и более внимательно выстраивать свою бизнес-стратегию при переходе на другие виды специальных налоговых режимов.
3.2. Налогообложение имущества физических лиц.
С 01 января 2015 года имущество физических лиц на территории муниципального образования облагается исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. В планируемом периоде 2019 - 2021 годов налоги на имущество физических лиц будут поступать с применением повышающих коэффициентов (за 2017 год - 0,6; за 2018 год - 0,8; за 2019 год коэффициент равен 1). Отказ от применения временного коэффициента в размере 0,8, начиная с четвертого налогового периода (за 2018 год) в отношении кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, повлечет поступление указанного налога в местный бюджет в меньшем объеме.
Предполагается внести изменения по ставкам земельного налога с целью приведения ставок земельного налога на территории муниципального образования в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития от 01.09.2014 N 540.
3.3. Оптимизация налоговых льгот и налоговых ставок по местным налогам.
В 2019 - 2021 годах будет продолжена практика проведения ежегодной оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных (планируемых к предоставлению) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
При этом льготы, установленные нормативными правовыми актами муниципального образования, имеют высокую экономическую, бюджетную или социальную эффективность и направлены на оказание муниципальной поддержки отдельным категориям налогоплательщиков.
При этом принятие любой новой налоговой льготы должно сопровождаться определением "источника" для такого решения, в частности за счет отмены существующих "неэффективных" льгот.
Бюджетная политика в планируемом периоде 2019 - 2021 годов должна отвечать принципам консервативного бюджетного планирования. В условиях сокращения собственных доходов местного бюджета (вносятся изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации "Штрафы и иные суммы принудительного изъятия") на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований на достижение измеримых общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
При формировании проекта местного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов необходимо обеспечить финансированием действующие расходные обязательства. Принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учетом их эффективности и возможных сроков, и механизмов реализации в пределах имеющихся ресурсов.
Основными направлениями бюджетной политики на 2019 - 2021 годы являются обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности местного бюджета в условиях ограниченности его доходных ресурсов, а также проведение взвешенной долговой политики, направленной на минимизацию объема муниципального долга, для чего необходима реализация следующих мероприятий:
- обеспечение привлечения межбюджетных трансфертов из регионального бюджета;
- поддержание величины муниципального долга на экономически безопасном уровне;
- внедрение элементов проектного финансирования в части финансирования проектных предложений, входящих в муниципальные программы (позволит прозрачно и конкурентно распределять имеющиеся средства);
- повышение эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- усиление контроля за выполнением муниципальными учреждениями муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) по качественным и объемным показателям во взаимосвязи с объемами финансового обеспечения муниципального задания и образовавшимися остатками средств (анализ причин возникновения остатков средств финансового обеспечения выполненного муниципального задания);
- обеспечение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами, включая внедрение инструментов инициативного бюджетирования.
Расширяя подходы к взаимодействию общества с властью в новых форматах предполагается вовлечение общественности в процедуры бюджетного процесса, в частности в деятельность по принятию решений о приоритетности и эффективности бюджетных расходов.
Инициативное бюджетирование в вариациях программ поддержки местных инициатив (ППМИ), реализации практик "Народная инициатива" и "Народный бюджет" наряду с механизмом публичных слушаний по проекту бюджета становится важным инструментом обсуждения приоритетов расходования бюджетных средств, выработки и принятия бюджетных решений.
Реализация проекта "Народный бюджет" в муниципальном образовании предполагается посредством создания специальной бюджетной комиссии, как формы нового коммуникативного пространства общества и власти, которая позволит отобранным (например, по жребию) инициативным гражданам вносить свои предложения о направлениях расходования части бюджетных средств, совместно с сотрудниками Администрации города Новый Уренгой рассматривать внесенные инициативные предложения во взаимосвязи с закрепленной законодательством Российской Федерации компетенцией органов местного самоуправления, обеспечивая сбалансированность и устойчивость местного бюджета. Внедрение проекта "Народный бюджет" несомненно позволит повысить уровень бюджетной грамотности, информированности населения муниципального образования о непростых процедурах балансирования бюджетных расходов и, как следствие, сформировать необходимые компетенции у отдельных граждан, их групп.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения муниципального образования, достижения стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 ноября 2018... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.