Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утвержден
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 20 ноября 2018 г. N 1179-П
Порядок
проведения окружного конкурса педагогического мастерства
I. Общие положения
1.1. Порядок проведения окружного конкурса педагогического мастерства (далее - конкурс), учредителями которого являются департамент образования Ямало-Ненецкого округа, Ямало-Ненецкая окружная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее - учредители конкурса, автономный округ), разработан в соответствии с Положением об окружном конкурсе педагогического мастерства.
1.2. Порядок устанавливает перечень документов и материалов, предъявляемых для участия в конкурсе, структуру конкурсных испытаний, формат их проведения и критерии их оценки.
II. Представление документов и материалов для участия в конкурсе
2.1. Для участия кандидата в конкурсе органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, официальным письмом направляют в оргкомитет конкурса (далее - оргкомитет) следующие документы и материалы:
представление кандидата на участие в конкурсе по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
выписку из протокола заседания оргкомитета муниципального этапа конкурса о выдвижении кандидатуры на участие в конкурсе по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
заявление кандидата на участие в конкурсе по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;
информационную карту кандидата на участие в конкурсе по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку;
справку об итогах муниципального этапа конкурса по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку;
согласие кандидата на участие в конкурсе на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку;
копия паспорта кандидата на участие в конкурсе;
копию трудовой книжки кандидата на участие в конкурсе.
Копии документов, представленных по почте, должны быть заверены органом, выдавшим документ, либо нотариально.
2.2. Кандидаты на участие в конкурсе должны пройти электронную регистрацию на официальном сайте конкурса www.pedagog.riro-yanao.ru (далее - сайт конкурса).
2.3. Кандидатам, представившим документы и материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению, а также, не зарегистрировавшимся на сайте конкурса в течение 10 дней, направляется письменное уведомление об отказе в рассмотрении представления.
2.4. Материалы, представляемые в оргкомитет не возвращаются.
III. Структура конкурсных испытаний, формат их проведения и критерии их оценки *
3.1. Конкурс проводится по четырем номинациям:
"Учитель года Ямала";
"Воспитатель года Ямала";
"Педагогический дебют";
"Лучший директор школы Ямала".
3.2. Конкурсная номинация "Учитель года Ямала".
3.2.1. Номинация проходит в очной (3 этапа) и заочной (2 этапа) формах. Конкурсные испытания транслируются на сайте конкурса. В двух заочных и первом очном этапах принимают участие все конкурсанты. Во втором очном этапе - лауреаты конкурса (5 человек). В третьем очном этапе - призеры конкурса (3 человека).
3.2.2. Заочный этап "Методическое портфолио".
Заочный этап "Методическое портфолио" включает 2 конкурсных испытания: "Интернет-ресурс" и "Я - учитель". Срок проведения - за 10 дней до начала очного этапа конкурса. В заочном этапе проводится экспертиза методического портфолио участников конкурса, размещённого на интернет-ресурсе конкурсанта и на сайте конкурса.
Максимальное количество баллов за оба конкурсных испытания заочного этапа "Методическое портфолио" - 56 баллов.
3.2.2.1. Конкурсное испытание "Интернет-ресурс".
Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.
Формат конкурсного испытания: представление интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.
* Все критерии и показатели являются равнозначными, а порядок их перечисления не имеет приоритетного значения.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 7 показателей (таблица 1). Соответствие конкретному показателю оценивается в 0 или 1 балл.
Таблица 1
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Информационная насыщенность |
количество представленной информации |
1 |
0 |
образовательная и методическая ценность (развивающий характер) |
1 |
0 |
|
различное структурирование информации (тексты, таблицы, схемы и т.п.) |
1 |
0 |
|
разнообразие содержания |
1 |
0 |
|
тематическая организованность информации |
1 |
0 |
|
научная корректность |
1 |
0 |
|
методическая грамотность |
1 |
0 |
|
Безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды |
понятное меню (рубрикация) |
1 |
0 |
удобство навигации |
1 |
0 |
|
разумная скорость загрузки |
1 |
0 |
|
удобный формат для коммуникации |
1 |
0 |
|
языковая культура |
1 |
0 |
|
наличие инструкций и пояснений для пользователей |
1 |
0 |
|
защищённость и адекватность виртуальной среды образовательным целям |
1 |
0 |
|
Эффективность обратной связи |
разнообразие возможностей для обратной связи |
1 |
0 |
доступность обратной связи |
1 |
0 |
|
наличие контактных данных |
1 |
0 |
|
возможности для обсуждений и дискуссий |
1 |
0 |
|
удобство использования механизмов обратной связи |
1 |
0 |
|
систематичность и адресная помощь в проведении обратной связи |
1 |
0 |
|
интенсивность обратной связи и количество вовлечённых пользователей |
1 |
0 |
|
Актуальность информации |
регулярность обновления информации |
1 |
0 |
связь информации с текущими событиями |
1 |
0 |
|
наличие информации о нормативно-правовой базе |
1 |
0 |
|
разнообразие групп пользователей |
1 |
0 |
|
новизна и оригинальность информации |
1 |
0 |
|
возможности создания детско-взрослых виртуальных сообществ |
1 |
0 |
|
наличие возможностей использования информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями |
1 |
0 |
|
Оригинальность и адекватность дизайна |
выстроенная информационная архитектура |
1 |
0 |
грамотные цветовые решения |
1 |
0 |
|
оригинальность стиля |
1 |
0 |
|
корректность обработки графики |
1 |
0 |
|
сбалансированность разных способов структурирования информации |
1 |
0 |
|
учёт требований здоровьесбережения в дизайне |
1 |
0 |
|
внешний вид размещённой информации |
1 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
35 |
3.2.2.2. Конкурсное испытание "Я - учитель".
Цель: раскрытие мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.
Формат конкурсного испытания: текст эссе (до 5 страниц), тема которого определяется учредителями конкурса и объявляется на установочном семинаре. Время написания эссе в аудитории, оснащенной видеокамерами, - до 4 часов.
Во время написания и сканирования эссе производится видеозапись, которая направляется в оргкомитет. При написании эссе использование технических средств и дополнительных материалов не допускается.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 7 критериям, каждый из которых включает 2 - 4 показателя (таблица 2). Соответствие конкретному показателю оценивается в 0 или 1 балл.
Таблица 2
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Языковая грамотность текста (речевая, грамматическая, орфографическая и пунктуационная) |
речевая грамотность |
1 |
0 |
грамотность в области грамматики |
1 |
0 |
|
орфографическая грамотность |
1 |
0 |
|
пунктуационная грамотность |
1 |
0 |
|
Обоснование актуальности |
широта и масштабность взгляда на профессию |
1 |
0 |
умение видеть тенденции развития образования |
1 |
0 |
|
связь с практикой, обращение внимания на вызовы времени и запросы социума |
1 |
0 |
|
Наличие ценностных ориентиров |
понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции |
1 |
0 |
постановка воспитательных целей |
1 |
0 |
|
обращение внимание на формирование гражданской позиции обучающихся |
1 |
0 |
|
Аргументированность позиции |
чёткость аргументов, отделение фактов от мнений |
1 |
0 |
использование иллюстрирующих примеров и фактов |
1 |
0 |
|
наличие выводов и обобщения |
1 |
0 |
|
Умение формулировать проблемы и видеть пути их решения |
чёткость и обоснованность при формулировании проблем |
1 |
0 |
способность выделять значимое и последовательность в изложении своей позиции |
1 |
0 |
|
нестандартность предлагаемых решений |
1 |
0 |
|
Рефлексивность |
понимание смысла собственной педагогической деятельности (навыки самоанализа педагогической деятельности) |
1 |
0 |
анализ и оценка собственных принципов и подходов к образованию |
1 |
0 |
|
Оригинальность изложения |
художественный стиль и нестандартность изложения |
1 |
0 |
яркость и образность изложения |
1 |
0 |
|
ясность и целостность изложения |
1 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
21 |
3.2.3. Первый (очный) этап ("Учитель-профи").
Первый (очный) этап ("Учитель-профи") включает 3 конкурсных испытания: "Визитная карточка", "Урок" и "Методический семинар".
3.2.3.1. Конкурсное испытание "Визитная карточка".
Видеоролик*, представляющий педагогического работника, рассказывающий о его учебной, воспитательной и общественной деятельности, достижениях и увлечениях.
Формат: видеоролик продолжительностью не более 3-х минут, с возможностью воспроизведения на большом количестве современных цифровых устройств; качество не ниже 360; видеоролик должен быть оформлен информационной заставкой с указанием имени участника, региона и образовательной организации, которую он представляет.
* Участники сами определяют жанр видеоролика (интервью, репортаж, видеоклип, мультфильм и т.п.).
Таблица 3
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Соответствие теме |
соответствие содержания целевым установкам конкурса |
5 |
0 |
Информативность |
раскрытие разносторонних личностных качеств |
2 |
0 |
ясность идеи |
2 |
0 |
|
эстетичность дизайна |
1 |
0 |
|
Оригинальность |
творческий замысел, оригинальность формы представления, режиссерское решение |
3 |
0 |
артистичность, эмоциональность и яркость |
2 |
0 |
|
полнота и корректность подачи информации |
уместность и сбалансированность информации |
2 |
0 |
рациональное использование отведенного времени |
2 |
0 |
|
умение представить себя и общая культура речи |
1 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
20 |
3.2.3.2. Конкурсное испытание "Урок".
Цель: раскрытие конкурсантами своего профессионального мастерства в условиях планирования, проведения и анализа эффективности урока (учебного занятия), проявление знания своего предмета, творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации и способности выстраивания межпредметных и метапредметных связей в обучении.
Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент - 45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри - 10 минут), который проводится в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом в качестве площадки проведения первого и второго этапов конкурса. Темы уроков согласовываются с образовательной организацией (в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учётом их фактического выполнения в соответствующих классах), которые публикуются на сайте конкурса за 2 дня до начала конкурсных испытаний и доводятся до сведения членов жюри.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 10 критериям, каждый из которых включает 5 показателей (таблица 4). Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов. В случае несоответствия урока установленной теме выполнение испытания автоматически оценивается в 0 баллов.
Таблица 4
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Информационная и языковая грамотность |
корректность учебного содержания и использования научного языка (термины, символы, условные обозначения), глубина и широта знаний по теме |
2 |
0 |
доступность изложения, адекватность объёма информации (возрастным особенностям обучающихся и требованиям образовательной программы) |
2 |
0 |
|
навыки в информационных технологиях и компьютерных коммуникациях, культура поведения в виртуальной среде и визуализация информации |
2 |
0 |
|
языковая культура учителя и обучающихся (наличие испытаний на составление связного текста и развитие культуры речи) |
2 |
0 |
|
использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) |
2 |
0 |
|
Результативность |
достижение предметных результатов |
2 |
0 |
достижение метапредметных результатов |
2 |
0 |
|
достижение личностных результатов |
2 |
0 |
|
вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации) |
2 |
0 |
|
соотнесение действий с планируемыми результатами |
2 |
0 |
|
Методическое мастерство и творчество |
разнообразие методов и приёмов, смена видов деятельности |
2 |
0 |
новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя |
2 |
0 |
|
использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования |
2 |
0 |
|
разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников |
2 |
0 |
|
соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов) |
2 |
0 |
|
Мотивирование к обучению |
использование различных способов мотивации и умение удивить |
2 |
0 |
системность и последовательность проведения мотивации в структуре занятия |
2 |
0 |
|
доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда |
2 |
0 |
|
использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт учеников) |
2 |
0 |
|
поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями |
2 |
0 |
|
Рефлексивность и оценивание |
объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием |
2 |
0 |
разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе |
2 |
0 |
|
обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения |
2 |
0 |
|
понятность процедуры и критериев оценивания |
2 |
0 |
|
адекватность оценки и рефлексии проведенного урока, точность ответов на вопросы |
2 |
0 |
|
Организационная культура |
постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов |
2 |
0 |
наличие инструкций и пояснений для выполнения испытаний |
2 |
0 |
|
установление правил и процедур совместной работы на уроке |
2 |
0 |
|
обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования |
2 |
0 |
|
осознание своей деятельности, понимание достижений и проблем, умение оценить проведенный урок и провести критический анализ |
2 |
0 |
|
Эффективная коммуникация |
организация взаимодействия и сотрудничества обучающихся между собой, с учителем и с различными источниками информации |
2 |
0 |
поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания учащимися своей точки зрения |
2 |
0 |
|
наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации |
2 |
0 |
|
использование вопросов на понимание, развитие умений учащихся формулировать вопросы |
2 |
0 |
|
развитие навыков конструктивного диалога в том числе и при самоанализе |
2 |
0 |
|
Наличие ценностных ориентиров |
воспитательный эффект урока и педагогической деятельности учителя |
2 |
0 |
поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни |
2 |
0 |
|
обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания |
2 |
0 |
|
поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям |
2 |
0 |
|
создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности |
2 |
0 |
|
Метапредметный и междисциплинарный подход |
формирование универсальных учебных действий разных видов |
2 |
0 |
использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин |
2 |
0 |
|
понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от использования междисциплинарных связей |
2 |
0 |
|
системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов |
2 |
0 |
|
умение анализировать проведённое занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока |
2 |
0 |
|
Поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся |
использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т. п.) |
2 |
0 |
создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения |
2 |
0 |
|
поддержка личной и групповой ответственности при выполнении испытаний |
2 |
0 |
|
решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке |
2 |
0 |
|
уважение личного достоинства каждого ученика и доброжелательная атмосфера |
2 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
100 |
3.2.3.3. Конкурсное испытание "Методический семинар".
Цель: демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования (далее - ФГОС), профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года N 544н (далее - профессиональный стандарт "Педагог").
Формат конкурсного испытания: методический семинар (регламент - 20 минут) проводится после завершения для всех участников конкурсного испытания "Урок", что позволяет соотнести заявленные теоретические положения с практикой их реализации. Конкурсант в тезисной форме в течение 5 - 10 минут излагает свои концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы. Представление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог". Затем в течение 10 - 15 минут проходит диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и ответов.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей (таблица 5). Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Таблица 5
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Результативность и практическая применимость |
применение методики на практике и внесение изменений в практику преподавания (связь с проведённым уроком) |
2 |
0 |
наличие количественных и качественных показателей достижения результата и разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные) |
2 |
0 |
|
соотнесение методики преподавания с планируемыми результатами |
2 |
0 |
|
воспитательный и ценностный потенциал представленного опыта педагогической деятельности учителя |
2 |
0 |
|
осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания |
2 |
0 |
|
Коммуникативная культура |
умение вести диалог и понимать суть обсуждаемых проблем |
2 |
0 |
точность и полнота ответов на вопросы экспертов |
2 |
0 |
|
широкий взгляд на существующие проблемы, умение выделять главное и наличие собственной позиции по обсуждаемым вопросам |
2 |
0 |
|
целеполагание и проведение рефлексии |
2 |
0 |
|
толерантное отношение к различным позициям и уважение различных точек зрения |
2 |
0 |
|
Оригинальность и творческий подход |
умение увидеть новые стороны в обсуждаемых вопросах преподавания |
2 |
0 |
творческий подход и способность найти неожиданные решения педагогических задач |
2 |
0 |
|
проявление индивидуальности и отход от существующих шаблонов |
2 |
0 |
|
яркие примеры и образы, используемые в выступлении и ответах на вопросы |
2 |
0 |
|
разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал |
2 |
0 |
|
Научная корректность и методическая грамотность |
убедительное и аргументированное методическое обоснование эффективности представленного педагогического опыта |
2 |
0 |
точность и корректность использования педагогической терминологии, отсутствие фактических ошибок |
2 |
0 |
|
технологичность и логическая последовательность в представлении опыта педагогической деятельности (выстраивание шагов и наличие алгоритмов) |
2 |
0 |
|
использование активных и интерактивных подходов для мотивации и поддержки самостоятельности обучающихся |
2 |
0 |
|
адекватная оценка и мониторинг собственных педагогических достижений в области методики преподавания |
2 |
0 |
|
Информационная и языковая грамотность |
визуализация информации и иллюстративность |
2 |
0 |
грамотность речи, ясность выражения мыслей и владение навыками ораторского мастерства |
2 |
0 |
|
разнообразие источников информации и образовательных ресурсов |
2 |
0 |
|
структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) |
2 |
0 |
|
педагогический кругозор и общая эрудиция |
2 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
50 |
3.2.4. Второй (очный) этап ("Учитель-мастер").
Второй (очный) этап ("Учитель-мастер") включает 3 конкурсных испытания: "Мастер-класс", "Педагогический совет" и "Образовательный проект".
3.2.4.1. Конкурсное испытание "Мастер-класс".
Цель: демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.
Формат конкурсного испытания: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приёмов и др.). Регламент: выступление конкурсанта - до 20 минут, вопросы жюри и ответы участника - до 5 минут. Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 10 критериям, каждый из которых включает 5 показателей (таблица 6). Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Таблица 6
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Актуальность и методическое обоснование |
доказательство значимости методической проблемы для образования |
2 |
0 |
убедительное и аргументированное методическое обоснование предлагаемых способов обучения |
2 |
0 |
|
оригинальность и новизна методических приёмов |
2 |
0 |
|
технологичность и практическая применимость, внесение изменений в практику преподавания на основе требований ФГОС |
2 |
0 |
|
разнообразие методических приёмов |
2 |
0 |
|
Творческий подход и импровизация |
творческий подход, оригинальность решений и способность удивить |
2 |
0 |
проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач |
2 |
0 |
|
использование приёмов театральной педагогики, артистизм |
2 |
0 |
|
умение осмыслить и переработать имеющийся опыт |
2 |
0 |
|
удачное сопровождение выступления (иллюстрации, компьютерная презентация, яркие примеры) |
2 |
0 |
|
Исследовательская компетентность |
демонстрация культуры организации и проведения исследования |
2 |
0 |
способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы |
2 |
0 |
|
мониторинг индивидуальных достижений обучающихся |
2 |
0 |
|
понимание разных подходов в педагогике к решению ряда теоретических и практических вопросов |
2 |
0 |
|
использование сравнительных подходов в представлении педагогического опыта (сопоставление и использование лучших практик) |
2 |
0 |
|
Коммуникативная культура |
умение выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса |
2 |
0 |
включение разных групп в работу и взаимодействие с аудиторией, использование вопросов для проверки понимания и конструктивного диалога |
2 |
0 |
|
выстраивание эффективной обратной связи в педагогической деятельности и способность учителя задавать модель коммуникации |
2 |
0 |
|
поддержка толерантного отношения к различным позициям, уважение различных точек зрения |
2 |
0 |
|
владение культурными нормами и традициями (понимание и учёт в своей педагогической практике социокультурных особенностей страны, региона и учащихся своей школы) |
2 |
0 |
|
Рефлексивная культура |
способность к анализу своей деятельности и осмыслению опыта (включение рефлексных компонентов) |
2 |
0 |
умение оценить выбор методов и достигнутые результаты |
2 |
0 |
|
осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте |
2 |
0 |
|
осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания |
2 |
0 |
|
адекватность оценки и рефлексии проведённого мастер-класса, точность ответов на вопросы |
2 |
0 |
|
Информационная и языковая культура |
корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок, глубина и широта знаний по теме |
2 |
0 |
разнообразие источников информации и форм работы с образовательными ресурсами |
2 |
0 |
|
использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) |
2 |
0 |
|
удачная обработка и представление информации (структурирование, интерпретация, сравнение, обобщение) |
2 |
0 |
|
грамотность речи |
2 |
0 |
|
Ценностные ориентиры и воспитательная направленность |
акцент на воспитательный эффект в педагогической деятельности |
2 |
0 |
обращение внимания на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания |
2 |
0 |
|
поддержка уважения достоинства личности и толерантного отношения к культурным различиям |
2 |
0 |
|
поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни |
2 |
0 |
|
педагогическая деятельность в области формирования ценностей морально-нравственной и гражданско-патриотической направленности |
2 |
0 |
|
Метапредметность и универсальность подходов |
разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал |
2 |
0 |
доступность для понимания и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания, опора на реальные ситуации) |
2 |
0 |
|
формирование универсальных учебных действий разных видов |
2 |
0 |
|
системность и целесообразность использования метапредметных подходов |
2 |
0 |
|
потенциал транслируемости педагогического опыта |
2 |
0 |
|
Развивающий характер и результативность |
развивающий характер преподавания и поддержка индивидуальности в образовании |
2 |
0 |
опора на потенциал личностного развития обучающихся, самостоятельность и самореализацию |
2 |
0 |
|
выдвижение планируемых результатов |
2 |
0 |
|
учёт разнообразных образовательных потребностей (в том числе и использование инклюзивного подхода) |
2 |
0 |
|
разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные) |
2 |
0 |
|
Проектная деятельность с опорой на разнообразные образовательные потребности обучающихся |
умение выявить и обосновать ключевую проблему (сформулировать проблему, темы для обсуждения или исследования) |
2 |
0 |
конструктивность и видение путей решения проблем |
2 |
0 |
|
выстраивание целеполагания (понимание целей, задач и ожидаемых результатов) |
2 |
0 |
|
наличие количественных и качественных показателей достижения результата и проведение оценки результативности |
2 |
0 |
|
планирование и подведение итогов (анализ и осмысление) |
2 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
100 |
3.2.4.2. Конкурсное испытание "Педагогический совет".
Цель: организация открытого профессионального пространства для обсуждения существующих проблем, путей (способов) их решения и перспектив развития образования.
Тема педагогического совета определяется учредителями конкурса и объявляется накануне его проведения, после завершения мастер-классов.
Формат конкурсного испытания: дискуссия в группе из 5 конкурсантов на заданную ведущим тему (проблему) с индивидуальными выступлениями по рассматриваемым вопросам и общим обсуждением. Регламент - до 45 минут.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей (таблица 7). Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Таблица 7
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Понимание проблемы |
глубина понимания проблемы |
2 |
0 |
умение чётко и понятно сформулировать свою позицию по ключевой проблеме |
2 |
0 |
|
связь высказываний с обсуждаемой темой |
2 |
0 |
|
реалистичность предложений |
2 |
0 |
|
умение отделять факты от мнений и рассматривать проблему объективно |
2 |
0 |
|
Убедительность и аргументация позиции |
понятность и конкретность занятой позиции |
2 |
0 |
чёткое и логичное выстраивание своего выступления |
2 |
0 |
|
аргументированность и доказательность |
2 |
0 |
|
признание возможности других взглядов и мнений по обсуждаемым вопросам |
2 |
0 |
|
яркие примеры и образы, подкрепляющие высказывания |
2 |
0 |
|
Взаимодействие и коммуникационная культура |
сотрудничество и выстраивание взаимодействия со всеми участниками |
2 |
0 |
умение формулировать вопросы и делать комментарии |
2 |
0 |
|
культура ведение дискуссии |
2 |
0 |
|
умение осмыслить и переработать имеющийся опыт |
2 |
0 |
|
уважение других точек зрения, толерантное отношение к различиям |
2 |
0 |
|
Творческий подход и оригинальность суждений |
творческий подход и нестандартность предлагаемых решений |
2 |
0 |
новизна и оригинальность суждений |
2 |
0 |
|
умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме |
2 |
0 |
|
проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач |
2 |
0 |
|
яркий стиль и удачная манера общения |
2 |
0 |
|
Информационная и языковая культура |
педагогический кругозор и общая эрудиция |
2 |
0 |
корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок |
2 |
0 |
|
грамотность речи |
2 |
0 |
|
знание нормативно-правовой базы современного образования |
2 |
0 |
|
понимание современных тенденций развития образования |
2 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
50 |
3.2.4.3. Конкурсное испытание "Образовательный проект".
Цель: демонстрация лауреатами конкурса культуры проектирования в образовании, видения существующих проблем и путей (способов) их решения, умения продуктивно работать в команде выстраивать конструктивное взаимодействие.
Формат конкурсного испытания: группа из 5 конкурсантов в течение 15 минут проводит обсуждение и выбирает тему образовательного проекта, распределяют зоны ответственности каждого члена команды. Группа получает не менее 3 часов для разработки образовательного проекта и его оформления в электронном и/или другом формате. Для представления образовательного проекта на сцене группа получает 20 минут и в течение 10 минут отвечает на вопросы экспертов.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей (таблица 8). Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Таблица 8
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Исследовательская деятельность |
продуманный и разносторонний анализ ситуации |
2 |
0 |
видение разных проблем и понимание сути решаемой проблемы |
2 |
0 |
|
способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы |
2 |
0 |
|
продуманность и чёткая последовательность плана действий |
2 |
0 |
|
выстраивание целеполагания (умение ставить и осознавать цели, понимание ожидаемых результатов, соотнесение задач с поставленными целями) |
2 |
0 |
|
Коммуникационная и языковая культура |
выстраивание конструктивного взаимодействия в командной работе (умение слушать и слышать) |
2 |
0 |
вовлечённость в разработку и представление проекта, умение осмыслить и переработать имеющийся опыт |
2 |
0 |
|
культура речи и корректное использование понятийного аппарата |
2 |
0 |
|
умение формулировать вопросы, делать комментарии и отвечать на поставленные вопросы |
2 |
0 |
|
культура ведение дискуссии (уважение других точек зрения, понимание других точек зрения) |
2 |
0 |
|
Актуальность и реалистичность решений |
доказательство значимости проблемы проекта для образования |
2 |
0 |
видение разных путей их решения проблемы, обоснование гипотезы и аргументированность выбора решения |
2 |
0 |
|
видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования |
2 |
0 |
|
реалистичность ресурсного обеспечения и минимизация возможных рисков |
2 |
0 |
|
возможность распространения и внедрения проекта в образовательную практику, потенциал тиражирования |
2 |
0 |
|
Результативность |
объективность и наглядность достижения поставленных целей и выполнения задач проекта |
2 |
0 |
прогнозируемость результатов, соотнесение достигнутых и планируемых результатов |
2 |
0 |
|
конкретность и продуктивность деятельности (продукты и эффекты проекта) |
2 |
0 |
|
использование сравнительных подходов в разработке и представлении образовательного проекта (сопоставление и использование лучших практик) |
2 |
0 |
|
эффектность, наглядность и культура представления проекта |
2 |
0 |
|
Творчество и оригинальность в представлении проекта |
нестандартность и оригинальность идей и предложений |
2 |
0 |
умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме |
2 |
0 |
|
инициативность и ответственность при выполнении задач образовательного проекта |
2 |
0 |
|
адекватность оценки и самооценки деятельности и результатов проекта, способность к внесению коррективов |
2 |
0 |
|
проявление творчества, индивидуальности и яркий стиль представления проекта |
2 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
50 |
3.2.5. Третий (очный) этап ("Учитель-лидер").
Третий (очный) этап ("Учитель-лидер") включает конкурсное испытание "Круглый стол образовательных политиков". В конкурсном испытании участвуют трое призеров.
3.2.5.1. Конкурсное испытание "Круглый стол образовательных политиков".
Цель: раскрытие потенциала лидерских качеств победителей конкурса, демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем.
Формат конкурсного испытания: круглый стол (регламент - до 60 минут), который проводится с участием средств массовой информации и представителей общественности. Тема круглого стола определяется оргкомитетом.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей (таблица 9). Соответствие конкретному показателю оценивается в 0 или 1 балл.
Таблица N 9
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Информированность и понимание тенденций развития образования |
понимание проблем развития образования (разносторонность взглядов и широта педагогического кругозора) |
1 |
0 |
понимание теоретических и практических аспектов образования, умение критически осмысливать достижения науки и практики |
1 |
0 |
|
включение сравнительных подходов в обсуждение вопросов образовательной политики (опора на международный и отечественный педагогический опыт) |
1 |
0 |
|
разнообразие используемой информации, умение выделять главное и отделять факты от мнений |
1 |
0 |
|
видение и оценка современных мировых и отечественных тенденций в развитии образования |
1 |
0 |
|
Масштабность и нестандартность суждений |
нестандартность, оригинальность идей и предложений (проявление индивидуальности и заинтересованности) |
1 |
0 |
умение видеть новые стороны в обсуждаемых вопросах (творческий подход и способность удивить) |
1 |
0 |
|
акцентирование внимания на актуальные вопросы развития образования и знание нормативно-правовой базы современного образования |
1 |
0 |
|
демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем |
1 |
0 |
|
обращение внимания на вызовы времени и запросы социума |
1 |
0 |
|
Аргументированность и конструктивность предложений |
способность видеть конструктивные и реалистичные пути решения имеющихся проблем |
1 |
0 |
видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования |
1 |
0 |
|
реалистичность и последовательность предложений, возможность их использования в педагогической практике |
1 |
0 |
|
убедительность, последовательность и чёткость изложения собственной позиции (конкретность и обоснованность) |
1 |
0 |
|
понимание смысла педагогической деятельности и демонстрация навыков конструктивного диалога |
1 |
0 |
|
Коммуникационная и языковая культура |
умение формулировать вопросы и давать комментарии по рассматриваемым темам |
1 |
0 |
культура речи и корректное использование понятийного аппарата |
1 |
0 |
|
уважение других точек зрения и толерантное отношение к различным позициям |
1 |
0 |
|
понимание обсуждаемых вопросов, логичность изложения своих взглядов и демонстрация способности к обобщению |
1 |
0 |
|
убедительность, наглядность и четкость в представлении своей позиции |
1 |
0 |
|
Наличие ценностных ориентиров и личная позиция |
понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции |
1 |
0 |
постановка воспитательных целей и понимание воспитательных эффектов педагогической деятельности |
1 |
0 |
|
обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования, поддержку безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни |
1 |
0 |
|
раскрытие потенциала лидерских качеств, проявление творчества и индивидуальности |
1 |
0 |
|
обращение внимание на формирование гражданской позиции в системе образования |
1 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
25 |
3.3. Конкурсная номинация "Воспитатель года Ямала".
Конкурс состоит из 3-х этапов: заочного и 2-х очных. В заочном этапе принимают участие все педагоги, предоставившие документы в адрес оргкомитета. По итогам заочного и первого очного этапов конкурса во второй очный этап (супер финал) проходят 5 человек.
3.3.1. Заочный этап конкурса.
Заочный этап конкурса состоит из 4-х конкурсных испытаний: "Интернет-портфолио", "Я - воспитатель", "Педагогическая находка" и "Визитная карточка".
Максимальное количество баллов за четыре конкурсных испытания заочного этапа составляет 100 баллов. Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по таблицам 10 - 13.
3.3.1.1. Конкурсное испытания "Интернет-портфолио"
Участники конкурса размещают на интернет-сайте дошкольной образовательной организации методические и (или) иные авторские разработки, брошюры, опубликованные статьи, компьютерные презентации, фото- и видеоматериалы с фрагментами совместной деятельности воспитателя с детьми (любая форма работы с детьми), творческие работы детей, статьи в прессе об участнике конкурса, копии грамот, дипломов, сертификатов и иные материалы, отражающие опыт работы и демонстрирующие качество представления образовательной информации в сети Интернет. Адрес интернет-ресурса вносится в информационную карту участника (приложение N 4 к настоящему Порядку). Прописывается только один интернет-адрес. Интернет-адрес должен быть активным при открытии при входе через любой браузер.
Таблица 10
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Содержательность |
актуальность |
2 |
0 |
информативность |
2 |
0 |
|
тематическая организованность контента |
3 |
0 |
|
отражение опыта работы конкурсанта |
3 |
0 |
|
практическая значимость материалов |
3 |
0 |
|
культура представления информации |
2 |
0 |
|
Концептуальность и эргономичность |
соответствие типа ресурса его содержанию |
4 |
0 |
доступность использования |
3 |
0 |
|
обеспечение обратной связи |
3 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
25 |
3.3.1.2. Конкурсное испытание "Эссе "Я - воспитатель".
Цель: раскрыть мотивы выбора профессии воспитателя, отразить собственные педагогические принципы и подходы к воспитанию, свое понимание миссии педагога в современном мире.
Формат: документ в текстовом редакторе. Шрифт - кегль 14, межстрочный интервал - одинарный, выравнивание по ширине листа. Объем эссе не должен превышать 5000 знаков, без учета пробелов.
Таблица 11
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Языковая грамотность текста (речевая, грамматическая, орфографическая и пунктуационная) |
речевая грамотность |
1 |
0 |
грамотность в области грамматики |
1 |
0 |
|
орфографическая грамотность |
1 |
0 |
|
пунктуационная грамотность |
1 |
0 |
|
Обоснование актуальности |
широта и масштабность взгляда на профессию |
1 |
0 |
связь с практикой, обращение внимания на вызовы времени и запросы социума |
2 |
0 |
|
Наличие ценностных ориентиров |
понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции |
1 |
0 |
постановка воспитательных целей |
2 |
0 |
|
Аргументированность позиции |
чёткость аргументов, отделение фактов от мнений |
2 |
0 |
использование иллюстрирующих примеров и фактов |
1 |
0 |
|
наличие выводов и обобщения |
1 |
0 |
|
Умение формулировать проблемы и видеть пути их решения |
чёткость и обоснованность при формулировании проблем |
1 |
0 |
способность выделять значимое и последовательность в изложении своей позиции |
1 |
0 |
|
нестандартность предлагаемых решений |
1 |
0 |
|
Рефлексивность |
понимание смысла собственной педагогической деятельности (навыки самоанализа педагогической деятельности) |
1 |
0 |
анализ и оценка собственных принципов и подходов к образованию |
2 |
0 |
|
Оригинальность изложения |
художественный стиль и нестандартность изложения |
2 |
0 |
яркость и образность изложения |
2 |
0 |
|
ясность и целостность изложения |
1 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
25 |
3.3.1.3. Конкурсное испытание "Педагогическая находка".
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми по теме, выбранной участником конкурса.
Формат: план проведения образовательной деятельности с детьми с использованием иллюстративных материалов (инфографики, фото- и видеоматериалов) любой направленности и тематики. Представляется в электронном виде в текстовом редакторе. Шрифт - кегль 14, межстрочный интервал - одинарный, выравнивание по ширине листа. Объем работы не должен превышать 7 страниц формата А-4 (без учета титульного листа).
Таблица 12
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Информационная и языковая грамотность |
доступность изложения, адекватность объёма информации (возрастным особенностям детей и требованиям образовательной программы) |
6 |
0 |
языковая культура воспитателя и детей |
4 |
0 |
|
Результативность |
авторская новизна и оригинальность |
3 |
0 |
соотнесение действий с планируемыми результатами |
2 |
0 |
|
разнообразие методов и приёмов, смена видов деятельности |
3 |
0 |
|
практичность, доступность применимость |
2 |
0 |
|
Соответствие ФГОС ДО |
соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов) |
2 |
0 |
формирование универсальных учебных действий разных видов |
2 |
0 |
|
использование потенциала различных дисциплин |
2 |
0 |
|
методическая компетентность (соответствие формы, содержания, методов и приемов возрасту детей) |
2 |
0 |
|
использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т. п.) |
2 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
30 |
3.3.1.4. Конкурсное испытание "Визитная карточка".
Видеоролик*, представляющий педагогического работника, рассказывающий о его учебной, воспитательной и общественной деятельности, достижениях и увлечениях.
Формат: видеоролик продолжительностью не более 3-х минут, с возможностью воспроизведения на большом количестве современных цифровых устройств; качество не ниже 360; видеоролик должен быть оформлен информационной заставкой с указанием имени участника, региона и образовательной организации, которую он представляет.
Таблица 13
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Соответствие теме |
соответствие содержания целевым установкам конкурса |
5 |
0 |
Информативность |
раскрытие разносторонних личностных качеств |
2 |
0 |
ясность идеи |
2 |
0 |
|
эстетичность дизайна |
1 |
0 |
|
Оригинальность |
творческий замысел, оригинальность формы представления, режиссерское решение |
3 |
0 |
артистичность, эмоциональность и яркость |
2 |
0 |
|
Полнота и корректность подачи информации |
уместность и сбалансированность информации |
2 |
0 |
рациональное использование отведенного времени |
2 |
0 |
|
умение представить себя и общая культура речи |
1 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
20 |
* Участники сами определяют жанр видеоролика (интервью, репортаж, видеоклип, мультфильм и т.п.).
Члены жюри проводят оценку заочного этапа до начала первого очного этапа конкурса, заполняют оценочные ведомости и передают их в счетную комиссию конкурса не позднее дня начала первого очного этапа.
3.3.2. Первый очный этап конкурса.
Задача этапа: выявить профессиональные качества участников конкурса, уровень профессиональной компетентности, способность анализировать собственный опыт.
Участники конкурса выполняют испытания по порядку в соответствии с жеребьевкой, которую проводит ответственный секретарь оргкомитета накануне первого очного этапа.
Первый очный этап конкурса включает два испытания: "Мастер-класс" и "Педагогическое мероприятие с детьми".
3.3.2.1. Конкурсное испытание "Мастер-класс".
Тема "Мастер-класса" участником определяется самостоятельно.
Формат: публичное выступление перед коллегами и членами жюри, демонстрирующее конкретный методический прием, метод, технологию воспитания, обучения, развития и оздоровления, отражающие современные тенденции развития дошкольного образования.
Регламент: 15 минут на выступление участника, 5 минут на вопросы членов жюри.
Таблица 14
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Актуальность и методическое обоснование |
доказательство значимости методической проблемы для образования |
2 |
0 |
убедительное и аргументированное методическое обоснование предлагаемых способов обучения |
1 |
0 |
|
оригинальность и новизна методических приёмов |
1 |
0 |
|
разнообразие методических приёмов |
1 |
0 |
|
Творческий подход и импровизация |
творческий подход, оригинальность решений и способность удивить |
2 |
0 |
проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач |
2 |
0 |
|
использование приёмов театральной педагогики, артистизм |
2 |
0 |
|
умение осмыслить и переработать имеющийся опыт |
2 |
0 |
|
удачное сопровождение выступления (иллюстрации, компьютерная презентация, яркие примеры) |
2 |
0 |
|
Исследовательская компетентность |
демонстрация культуры организации и проведения исследования |
1 |
0 |
способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы |
2 |
0 |
|
мониторинг индивидуальных достижений детей |
2 |
0 |
|
Коммуникативная культура |
включение разных групп в работу и взаимодействие с аудиторией, использование вопросов для проверки понимания и конструктивного диалога |
1 |
0 |
поддержка толерантного отношения к различным позициям, уважение различных точек зрения |
1 |
0 |
|
владение культурными нормами и традициями (понимание и учёт в своей педагогической практике социокультурных особенностей страны, региона и детей своей образовательной организации) |
1 |
0 |
|
способность к анализу своей деятельности и осмыслению опыта (включение рефлексных компонентов) |
2 |
0 |
|
Рефлексивная культура |
умение оценить выбор методов и достигнутые результаты |
2 |
0 |
адекватность оценки и рефлексии проведённого мастер-класса, точность ответов на вопросы |
2 |
0 |
|
корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок, глубина и широта знаний по теме |
1 |
0 |
|
Информационная и языковая культура |
разнообразие источников информации и форм работы с образовательными ресурсами |
2 |
0 |
грамотность речи |
1 |
0 |
|
акцент на воспитательный эффект в педагогической деятельности |
2 |
0 |
|
Ценностные ориентиры и воспитательная направленность |
обращение внимания на ценностные ориентиры и ценностные аспекты мастер-класса |
1 |
0 |
поддержка уважения достоинства личности и толерантного отношения к культурным различиям |
1 |
0 |
|
поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни |
1 |
0 |
|
педагогическая деятельность в области формирования ценностей морально-нравственной и гражданско-патриотической направленности |
2 |
0 |
|
Универсальность подходов |
доступность для понимания и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания, опора на реальные ситуации) |
2 |
0 |
потенциал транслируемости педагогического опыта |
1 |
0 |
|
развивающий характер преподавания и поддержка индивидуальности в образовании |
2 |
0 |
|
Развивающий характер и результативность |
учёт разнообразных образовательных потребностей (в том числе и использование инклюзивного подхода) |
1 |
0 |
умение выявить и обосновать ключевую проблему (сформулировать проблему, темы для обсуждения или исследования) |
1 |
0 |
|
конструктивность и видение путей решения проблем |
2 |
0 |
|
выстраивание целеполагания (понимание целей, задач и ожидаемых результатов) |
1 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
50 |
3.3.2.2. Конкурсное испытание "Педагогическое мероприятие с детьми".
Возраст детей, группа для проведения испытания определяется жеребьевкой. Участники конкурса выполняют испытание в соответствии с расписанием занятий и распорядком пребывания воспитанников в группе образовательной организации, в которой проходит конкурсное испытание.
Формат: педагогическое испытание с детьми, демонстрирующее практический опыт участника конкурса и отражающее сущность используемых образовательных технологий. Образовательная деятельность с воспитанниками дошкольного возраста может быть представлена в различных формах.
Регламент: образовательная деятельность с детьми - до 20 минут.
Таблица 15
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Информационная и языковая грамотность |
доступность изложения, адекватность объёма информации (возрастным особенностям детей и требованиям образовательной программы) |
3 |
0 |
языковая культура воспитателя и детей (наличие испытаний на составление связного текста и развитие культуры речи) |
2 |
0 |
|
Результативность |
соотнесение действий с планируемыми результатами |
2 |
0 |
разнообразие методов и приёмов, смена видов деятельности |
2 |
0 |
|
новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность воспитателя |
3 |
0 |
|
разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников |
3 |
0 |
|
Методическое мастерство и творчество |
соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов) |
3 |
0 |
использование различных способов мотивации и умение удивить |
4 |
0 |
|
доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда |
3 |
0 |
|
Рефлексивность и оценивание |
адекватность оценки и рефлексии проведенного занятия, точность ответов на вопросы |
2 |
0 |
установление правил и процедур совместной работы на занятии |
2 |
0 |
|
обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы детей, создание возможностей для инклюзивного образования |
1 |
0 |
|
Организационная культура |
осознание своей деятельности, понимание достижений и проблем, умение оценить проведенное занятие и провести критический анализ |
3 |
0 |
организация взаимодействия и сотрудничество детей между собой, с воспитателем и с различными источниками информации |
2 |
0 |
|
Эффективная коммуникация |
воспитательный эффект занятия и педагогической деятельности воспитателя |
3 |
0 |
поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям |
2 |
0 |
|
Наличие ценностных ориентиров |
формирование универсальных учебных действий разных видов |
3 |
0 |
использование потенциала различных дисциплин |
2 |
0 |
|
Поддержка самостоятельности, активности и творчества детей |
использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т. п.) |
1 |
0 |
создание на занятии ситуаций для выбора и самоопределения |
1 |
0 |
|
поддержка личной и групповой ответственности при выполнении испытаний |
1 |
0 |
|
решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на занятии |
1 |
0 |
|
уважение личного достоинства каждого ребёнка и доброжелательная атмосфера |
1 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
50 |
По итогам заочного и первого очного этапа 5 участников конкурса, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге, проходят во второй очный этап.
Баллы, набранные лауреатами по итогам первого и второго этапов, не учитываются при определении призеров конкурса.
3.3.3. Второй очный этап конкурса.
Задача этапа: определить способности участников транслировать свой опыт другим педагогам, формулировать общепедагогические проблемы, иметь свою педагогическую позицию, уметь её отстаивать.
Во втором очном этапе конкурса принимают участие 5 человек, которые выполняют испытание по порядку в соответствии с жеребьевкой, которую проводит ответственный секретарь оргкомитета после объявления итогов первого очного этапа конкурса.
Второй очный этап включает в себя два испытания: публичная лекция и ток-шоу "Профессиональный разговор".
3.3.3.1. Конкурсное испытание "Публичная лекция".
Формат: публичное выступление на заданную тему.
Темы выступлений для каждого участника, отражающие современные тенденции развития дошкольного образования, определяются и утверждаются оргкомитетом конкурса. Тема выступления (лекции) и очередность выступления определяется жеребьёвкой накануне конкурсных испытаний второго очного этапа.
Регламент: 7 минут. Ответы на вопросы жюри (2 вопроса): до 3 минут каждый.
Таблица 16
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Соответствие теме выступления |
соответствие содержания целевым установкам конкурса |
10 |
0 |
Тенденций развития ДО |
отражение в выступлении социокультурной основы современного дошкольного образования и тенденций его развития |
10 |
0 |
Убедительность |
умение профессионально аргументировать и/или комментировать идеи |
5 |
0 |
актуальность высказываемых идей и положений |
5 |
0 |
|
Коммуникативная культура |
контакт с залом |
2 |
0 |
эмоциональность |
3 |
0 |
|
артистизм |
3 |
0 |
|
тайминг |
2 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
40 |
3.3.3.2. Конкурсное испытание "Ток-шоу "Профессиональный разговор".
Формат: ток-шоу, в котором лауреаты конкурса ведут обсуждение проблемных педагогических ситуаций в рамках заданной темы. Тема ток-шоу и его ведущий определяется оргкомитетом и оглашается накануне проведения мероприятия.
Регламент: 60 минут.
Таблица 17
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Информированность и понимание тенденций развития образования |
понимание проблем развития образования (разносторонность взглядов и широта педагогического кругозора) |
1 |
0 |
понимание теоретических и практических аспектов образования, умение критически осмысливать достижения науки и практики |
1 |
0 |
|
включение сравнительных подходов в обсуждение вопросов образовательной политики (опора на международный и отечественный педагогический опыт) |
1 |
0 |
|
разнообразие используемой информации, умение выделять главное и отделять факты от мнений |
1 |
0 |
|
видение и оценка современных мировых и отечественных тенденций в развитии образования |
1 |
0 |
|
Масштабность и нестандартность суждений |
нестандартность, оригинальность идей и предложений (проявление индивидуальности и заинтересованности) |
2 |
0 |
умение видеть новые стороны в обсуждаемых вопросах (творческий подход и способность удивить) |
1 |
0 |
|
акцентирование внимания на актуальные вопросы развития образования и знание нормативно-правовой базы современного образования |
1 |
0 |
|
демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем |
0,5 |
0 |
|
обращение внимания на вызовы времени и запросы социума |
0,5 |
0 |
|
Аргументированность и конструктивность предложений |
способность видеть конструктивные и реалистичные пути решения имеющихся проблем |
1 |
0 |
видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования |
1 |
0 |
|
реалистичность и последовательность предложений, возможность их использования в педагогической практике |
1 |
0 |
|
убедительность, последовательность и чёткость изложения собственной позиции (конкретность и обоснованность) |
1 |
0 |
|
понимание смысла педагогической деятельности и демонстрация навыков конструктивного диалога |
1 |
0 |
|
Коммуникационная и языковая культура |
умение формулировать вопросы и давать комментарии по рассматриваемым темам |
1 |
0 |
культура речи и корректное использование понятийного аппарата |
1 |
0 |
|
уважение других точек зрения и толерантное отношение к различным позициям |
1 |
0 |
|
понимание обсуждаемых вопросов, логичность изложения своих взглядов и демонстрация способности к обобщению |
1 |
0 |
|
убедительность, наглядность и четкость в представлении своей позиции |
1 |
0 |
|
Наличие ценностных ориентиров и личная позиция |
понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции |
1 |
0 |
постановка воспитательных целей и понимание воспитательных эффектов педагогической деятельности |
2 |
0 |
|
раскрытие потенциала лидерских качеств, проявление творчества и индивидуальности |
1 |
0 |
|
обращение внимание на формирование гражданской позиции в системе образования |
1 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
25 |
3.3.4. По итогам второго очного этапа конкурса из числа лауреатов определяются победитель, набравший наибольшее количество баллов, и два призера, следующие за победителем в итоговом рейтинге.
3.4. Конкурсная номинация "Педагогический дебют" (стаж работы участников - менее 5 лет).
3.4.1. В номинации принимают участие учителя, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, управленцы, руководители дошкольных образовательных организаций.
3.4.2. Конкурс проводится в два этапа:
первый (заочный) этап - экспертиза документов участников конкурса:
учителей по предметным группам;
педагогов-психологов по группам: "Педагог-психолог в дошкольной образовательной организации", "Педагог-психолог в общеобразовательной организации", "Педагог-психолог в профессиональной образовательной организации";
педагогов дополнительного образования по направлениям деятельности: художественно-эстетическая, эколого-биологическая, военно-патриотическая, социально-педагогическая, социально-экономическая, культурологическая, научно-техническая, физкультурно-спортивная, естественно-научная, спортивно-техническая, туристско-краеведческая;
управленцев по группам: руководитель образовательного учреждения, заместитель руководителя образовательного учреждения;
руководителей дошкольных образовательных организаций по группам: заведующие, заместители заведующих, старшие воспитатели, руководители структурных подразделений.
3.4.3. На первом (заочном) этапе проводится экспертиза:
- документов участников конкурса;
- эссе;
- образовательного проекта;
- материалов разработки учебного или внеклассного занятия;
- материалов к выступлению по обозначенным темам.
3.4.4. Оценка документов участников конкурса осуществляется по критерию, который включает 5 показателей (таблица 18). Соответствие конкретному показателю оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальное количество баллов - 10.
Таблица N 18
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Культура оформления материалов |
тематическая организованность информации |
2 |
0 |
грамотные цветовые решения |
2 |
0 |
|
оригинальность стиля |
2 |
0 |
|
структурирование документов |
2 |
0 |
|
внешний вид документов |
2 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
10 |
3.4.5. Эссе: представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии темы, мировоззренческая, культурологическая, психолого-педагогическая позиция, неординарность и глубина педагогического мышления, аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка выполнения эссе осуществляется по 7 критериям, каждый из которых включает 2 - 4 показателя (таблица 19). Соответствие конкретному показателю оценивается от 0 до 2 баллов.
Формат: документ в текстовом редакторе. Шрифт - кегль 14, межстрочный интервал - одинарный, выравнивание по ширине листа. Объем эссе не должен превышать 10 000 знаков, без учета пробелов. Максимальное количество баллов - 50.
Таблица 19
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Языковая грамотность текста (речевая, грамматическая, орфографическая и пунктуационная) |
речевая грамотность |
2 |
0 |
грамотность в области грамматики |
2 |
0 |
|
орфографическая грамотность |
2 |
0 |
|
пунктуационная грамотность |
2 |
0 |
|
Обоснование актуальности |
широта и масштабность взгляда на профессию |
2 |
0 |
умение видеть тенденции развития образования |
2 |
0 |
|
связь с практикой |
2 |
0 |
|
понимание вызовов времени и запросов социума |
2 |
0 |
|
Наличие ценностных ориентиров |
понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции |
2 |
0 |
постановка воспитательных целей |
2 |
0 |
|
обращение внимания на формирование гражданской позиции обучающихся |
2 |
0 |
|
психолого-педагогическая позиция |
2 |
0 |
|
Аргументированность позиции |
чёткость аргументов, отделение фактов от мнений |
2 |
0 |
использование иллюстрирующих примеров и фактов |
2 |
0 |
|
наличие выводов и обобщения |
2 |
0 |
|
наличие ссылок и цитат |
2 |
0 |
|
Умение формулировать проблемы и видеть пути их решения |
чёткость и обоснованность при формулировании проблем |
2 |
0 |
способность выделять значимое и последовательность в изложении своей позиции |
2 |
0 |
|
нестандартность предлагаемых решений |
2 |
0 |
|
Рефлексивность |
понимание смысла собственной педагогической деятельности (навыки самоанализа педагогической деятельности) |
2 |
0 |
анализ и оценка собственных принципов и подходов к образованию |
2 |
0 |
|
Оригинальность изложения |
художественный стиль |
2 |
0 |
нестандартность изложения |
2 |
0 |
|
яркость и образность изложения |
2 |
0 |
|
ясность и целостность изложения |
2 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
50 |
3.4.6. Образовательный проект: актуальность образовательного проекта, новизна предлагаемой проектной идеи, реалистичность образовательного проекта, содержательность образовательного проекта, жизнеспособность образовательного проекта, оформление образовательного проекта. Максимальное количество баллов - 50.
Оценка проекта осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 5 показателей (таблица 20). Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Таблица 20
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Исследовательская деятельность |
продуманный и разносторонний анализ ситуации |
2 |
0 |
видение разных проблем и понимание сути решаемой проблемы |
2 |
0 |
|
способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы |
2 |
0 |
|
продуманность и чёткая последовательность плана действий |
2 |
0 |
|
выстраивание целеполагания (умение ставить и осознавать цели, понимание ожидаемых результатов, соотнесение задач с поставленными целями) |
2 |
0 |
|
Актуальность и реалистичность решений |
доказательство значимости проблемы проекта для образования |
2 |
0 |
видение разных путей решения проблемы, обоснование гипотезы и аргументированность выбора решения |
2 |
0 |
|
видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования |
2 |
0 |
|
реалистичность ресурсного обеспечения и минимизация возможных рисков |
2 |
0 |
|
возможность распространения и внедрения проекта в образовательную практику, потенциал тиражирования |
2 |
0 |
|
Результативность |
объективность и наглядность достижения поставленных целей и выполнения задач проекта |
2 |
0 |
прогнозируемость результатов, соотнесение достигнутых и планируемых результатов |
2 |
0 |
|
конкретность и продуктивность деятельности (продукты и эффекты проекта) |
2 |
0 |
|
использование сравнительных подходов в разработке и представлении образовательного проекта (сопоставление и использование лучших практик) |
2 |
0 |
|
эффектность, наглядность и культура представления проекта |
2 |
0 |
|
Творчество и оригинальность в представлении проекта |
нестандартность и оригинальность идей и предложений |
2 |
0 |
умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме |
2 |
0 |
|
инициативность и ответственность при выполнении задач образовательного проекта |
2 |
0 |
|
адекватность оценки и самооценки деятельности и результатов проекта, способность к внесению коррективов |
2 |
0 |
|
проявление творчества, индивидуальности и яркий стиль |
2 |
0 |
|
Оформление образовательного проекта |
тематическая организованность информации |
2 |
0 |
грамотные цветовые решения |
2 |
0 |
|
оригинальность стиля |
2 |
0 |
|
структурирование текста |
2 |
0 |
|
дизайн оформления |
2 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
50 |
3.4.7. Разработка учебного или внеклассного занятия с применением интерактивного оборудования: методическое обоснование выбора образовательной технологии; сценарный план занятия с применением интерактивного оборудования; практическая реализация сценарного плана на примере занятия. Максимальное количество баллов - 50.
Разработка психолого-педагогического занятия (урока, тренинга и т.п.) с участниками образовательных отношений (категория участников определяется конкурсантом): логичность в построении занятия; методическая компетентность: соответствие применяемых форм работы поставленным целям и задачам, использование способов, методов и приемов, обеспечивающих эффективность занятия; соответствие применяемых форм работы целеполаганию и их эффективность; использование различных способов мотивации обучающихся во время занятия. Максимальное количество балов - 50.
Оценка материалов разработки учебного или внеклассного занятия; психолого-педагогического занятия осуществляется по 4 критериям, каждый из которых включает 4 - 12 показателей (таблица 21). Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Таблица 21
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Технологичность занятия |
ясность и четкость постановки цели |
2 |
0 |
наличие четкой структуры занятия |
2 |
0 |
|
наличие планируемых результатов на каждом этапе |
2 |
0 |
|
целостность и системность проектирования деятельности учащихся |
2 |
0 |
|
Содержание занятия |
соответствие содержания занятия, поставленной цели |
2 |
0 |
креативность и оригинальность подачи материала |
2 |
0 |
|
глубина раскрытия темы учебного занятия |
2 |
0 |
|
создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся |
2 |
0 |
|
учет эмоционально-нравственного опыта детей и психолого-возрастных особенностей школьников |
2 |
0 |
|
Использование эффективных методов, приемов, средств, технологий |
оригинальность методических приемов |
2 |
0 |
педагогическая оправданность выбора методов, форм и способов обучения |
2 |
0 |
|
целесообразность и достаточность используемых современных технических и информационных средств обучения |
2 |
0 |
|
рациональность, логичность учебных испытаний, их характер (творческий, продуктивный, репродуктивный) |
2 |
0 |
|
общая культура и эрудиция |
2 |
0 |
|
согласованность действий учителя и учащихся на уроке |
2 |
0 |
|
оптимальное сочетание форм работы |
2 |
0 |
|
воспитательный потенциал занятия |
2 |
0 |
|
целесообразность использования педагогических технологий |
2 |
0 |
|
использование обучающимися разных источников знаний |
2 |
0 |
|
наличие самоконтроля, самооценки, самокоррекции |
2 |
0 |
|
контроль результатов деятельности |
2 |
0 |
|
Оформление материалов |
орфографическая грамотность |
2 |
0 |
пунктуационная грамотность |
2 |
0 |
|
терминологическая грамотность |
2 |
0 |
|
дизайн оформления |
2 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
50 |
3.4.8. Выступления по темам: "Создание и внедрение новых моделей внутри школьного управления для повышения эффективности работы образовательных учреждений", "Современная школа как социальная система и как объект управления": соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам; глубина изучения состояния проблемы; логичность работы; оригинальность работы; анализ и внедрение результатов работы в своей практике; использование наглядного материала. Максимальное количество баллов - 50.
Выступления по темам: "Технология управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения", "Формирование индивидуального стиля педагога дошкольного образовательного учреждения как целевая функция управления": соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам; глубина изучения состояния проблемы; логичность работы; оригинальность работы; анализ и внедрение результатов работы в своей практике; использование наглядного материала. Максимальное количество баллов - 50.
Оценка материалов к выступлению по обозначенным оргкомитетом темам осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает 4 - 7 показателей (таблица 22). Соответствие конкретному показателю оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов.
Таблица 22
Критерий |
Показатель |
Балл |
|
да |
нет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Информированность и понимание тенденций развития образования |
понимание проблем развития образования (разносторонность взглядов и широта педагогического кругозора) |
2 |
0 |
понимание теоретических и практических аспектов образования, умение критически осмысливать достижения науки и практики |
2 |
0 |
|
включение сравнительных подходов в обсуждение вопросов образовательной политики (опора на международный и отечественный педагогический опыт) |
2 |
0 |
|
разнообразие используемой информации, умение выделять главное и отделять факты от мнений |
2 |
0 |
|
видение и оценка современных мировых и отечественных тенденций в развитии образования |
2 |
0 |
|
Масштабность и нестандартность суждений |
нестандартность, оригинальность идей и предложений (проявление индивидуальности и заинтересованности) |
2 |
0 |
акцентирование внимания на актуальные вопросы развития образования и знание нормативно-правовой базы современного образования |
2 |
0 |
|
демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем |
2 |
0 |
|
обращение внимания на вызовы времени и запросы социума |
2 |
0 |
|
Аргументированность и конструктивность предложений |
способность видеть конструктивные и реалистичные пути решения имеющихся проблем |
2 |
0 |
видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образовательной организации |
2 |
0 |
|
реалистичность и последовательность предложений, возможность их использования в педагогиче |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.