Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития муниципального образования Надымский район
1.1. Характеристика и системные проблемы социально-экономического развития муниципального образования Надымский район
Надымский район располагается в центральной части Ямало-Ненецкого автономного округа и занимает 13% его территории. Площадь муниципального района составляет 99,8 , плотность населения - 0,6
.
На севере муниципальный район омывается водами Обской и Тазовской губы, на северо-востоке граничит с Тазовским районом (ЯНАО), на востоке - с Пуровский районом (ЯНАО), на юге и юго-западе - соответственно с Сургутским и Белоярским районами (ХМАО), на западе - с Приуральским и Ямальским районами (ЯНАО).
С севера на юг Надымский район протянулся более чем на 600 км, с запада на восток - на 330 км.
К особенностям географического положения Надымского района относится наличие уникальных ресурсов углеводородного сырья в сочетании с суровыми природно-климатическими условиями и крайне уязвимой к антропогенному воздействию окружающей природной средой.
Надымский район расположен в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.
Территория Надымского района неравномерно освоена. По побережью Обской Губы характерно оленеводческо-промысловое расселение. Здесь расположены национальные поселки Ныда, Кутопьюган, Нори, в которых проживает большая часть коренного населения района: ненцы, коми-зыряне, ханты.
Центральная часть Надымского района характеризуется промышленным расселением, здесь сосредоточен основной экономический потенциал и трудовые ресурсы района: г. Надым, п. Пангоды и п. Правохеттинский. Развито транспортное сообщение, характеризующееся наличием железных дорог (Новый Уренгой - Ямбург, Коротчаево - Новый Уренгой - Пангоды - Надым), автодорог с твердым покрытием (Надым - Новый Уренгой), аэропорта в г. Надыме, речного порта (правобережная территория города Надыма).
В Надымском районе также отмечается промышленно-транспортное расселение вдоль магистральных газопроводов с "трассовыми" поселками Лонгъюган, Ягельный, Приозерный.
В состав территории Надымского района входит 10 поселений - три городских: город Надым, поселок Пангоды, поселок Заполярный и семь сельских: поселок Правохеттинский, поселок Лонгъюган, поселок Приозерный, поселок Ягельный, село Ныда, село Кутопьюган, село Нори, объединенных общей территорией, границы которой установлены законом автономного округа.
Административным центром Надымского района является город Надым.
В состав территории района входит вахтовый поселок Ямбург, не наделенный статусом поселения и расположенный на межселенной территории. Всего, включая п. Ямбург, в районе насчитывается 11 населенных пунктов.
Надымский район - индустриально развитый район Ямало-Ненецкого автономного округа с большим потенциалом развития. Недра Надымского района хранят богатейшие ресурсы углеводородного сырья. Уникальный природно-ресурсный потенциал Надымского района определяет основные задачи стратегического развития этой территории. Устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса Российской Федерации во многом будет обеспечиваться вводом в эксплуатацию месторождений полуострова Ямал. Роль Надымского района в освоении уникальных месторождений полуострова Ямал заключается в том, что город Надым определен основным базовым городом реализации крупнейшего инвестиционного проекта в Российской Федерации - проекта освоения месторождений полуострова Ямал.
В масштабах Ямало-Ненецкого автономного округа Надымский район обладает значительным демографическим потенциалом, занимая третье место по численности населения после городов Новый Уренгой и Ноябрьск.
Численность населения Надымского района на 1 января 2018 года составила 64 288 человек, что на 151 человека больше, чем за 2016 год. Из общей численности населения, проживающего на территории района, городские жители составляют 87,8%, сельское население - 12,2%. На территории района проживает более трех тысяч человек из числа коренных малочисленных народов Севера, что составляет 4,8% от общей численности населения района. Кочевой образ жизни, сохраняя многовековые традиции и обычаи своих предков, ведет 921 человек (29,9%).
На протяжении ряда лет в Надымском районе показатели рождаемости почти в три раза превышают уровень смертности. По состоянию на 1 января 2018 года естественный прирост населения имеет положительную динамику, число родившихся на территории района превысило число умерших на 519 человек. Коэффициент рождаемости на 1000 человек - 12,5 человек (по России - 11,5 чел.), коэффициент смертности - 4,4 человека на 1000 человек (по России - 12,4 чел.).
Рост численности населения Надымского района, обеспеченный значительным превышением рождаемости над смертностью, сдерживается его миграционным оттоком. За 2017 год в Надымском районе численность выбывших за пределы района превысила численность прибывших, но темпы выбытия населения с территории в отчётном году значительно снизились, и механическая убыль населения составила 381 человек. В 2017 году естественный прирост населения превысил механическую убыль, благодаря чему численность населения района увеличилась впервые за несколько лет.
Естественный прирост населения в районе обеспечивается в основном за счет преобладания молодежи. Средний возраст населения Надымского района составляет 34 года.
Но тенденция старения населения в России, актуальна и для Надымского района. Несмотря на то, что суровый климат Крайнего Севера малопригоден для пенсионеров, за последние 10 лет в Надымском районе их доля увеличилась на 6,5% и составила 27,2% от общей численности населения.
Высокий уровень рождаемости и рост численности пожилого населения способствует увеличению демографической нагрузки на трудоспособное население.
Во всех сферах экономики Надымского района занято более 43,5 тысяч человек, из которых 10,6 тысяч - привлеченные трудовые ресурсы из других регионов (межрегиональная вахта).
В районе традиционно регистрируется низкий уровень безработицы. По состоянию на 1 января 2018 года в Надымском районе в качестве безработных зарегистрировано 259 человек, в том числе 41 человек из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в с. Ныда и с. Кутопьюган. Уровень безработицы на 01.01.2018 составил 0,62% от численности экономически активного населения.
В рейтинге муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа Надымский район занимает первое место по уровню среднемесячной заработной платы. Средняя заработная плата работников крупных и средних предприятий на территории Надымского района по состоянию на 01.01.2018 составила 114,3 тыс. рублей, что на 7,4% выше, чем за 2016 год и на 21,3% превышает среднеокружной показатель.
Однако, для Надымского района, как и для Ямало-Ненецкого автономного округа характерна высокая отраслевая и территориальная дифференциация. Наиболее высокий уровень заработной платы наблюдается в топливно-энергетическом комплексе, где среднемесячная заработная плата почти на треть превышает среднерайонный уровень.
В территориальном разрезе наиболее высокий уровень заработной платы отмечается на межселенной территории и газотранспортных поселениях, наиболее низкий - в сельских поселениях Ныда, Нори, Кутопьюган, где население преимущественно занято оленеводством и рыболовством.
По итогам 2017 года в Надымском районе обеспечено достижение целевых показателей по всем категориям работников, определенным "майскими" указами Президента Российской Федерации. С 2012 по 2017 годы заработная плата различных категорий работников бюджетной сферы выросла от 1,5 до 2,5 раз.
Одной из наиболее острых социальных проблем остается проблема обеспечения жильем граждан. Улучшение жилищных условий граждан является первоочередной задачей жилищной политики Надымского района и преимущественно осуществляется за счет мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, а также мероприятий по обеспечению жильем молодых семей.
На территории Надымского района по состоянию на 01 января 2018 года признаны аварийными и подлежащими сносу 109 жилых домов, общая площадь которых составляет 43 472,4 кв. м или 2,8% от общей площади жилых помещений. Количество граждан, подлежащих отселению, составляет 1 113 человек или 385 семей, в том числе в г. Надыме 316 человек или 119 семей.
Предпринятые меры по ликвидации аварийного жилья и увеличение темпов жилищного строительства позволили снизить долю аварийного жилищного фонда, которая на начало 2014 года составляла 4,7% (около 80 тыс. кв. м). Программа по переселению из ветхого и аварийного жилья, признанного таковым до 2012 года, полностью исполнена! Однако, несмотря на ощутимый результат, работу в данном направлении необходимо продолжать.
Надымская земля - пионер в освоении богатейших недр Ямала. Несмотря на то, что в настоящее время большинство крупнейших газовых месторождений района находятся в стадии падающей добычи, Надымский район по-прежнему остается одним из основных промышленных районов Ямало-Ненецкого автономного округа.
Объем производства промышленной продукции в наибольшей степени определяется изменением объема производства в преобладающем виде экономической деятельности - добыче полезных ископаемых.
За 2017 год, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами превысил 352 млрд рублей, что на 25,1% выше уровня 2016 года (2016 год - 281,4 млрд руб.).
Доля Надымского района во внутреннем региональном продукте Ямала по итогам 2017 года составила 15%.
Объем вырабатываемой промышленной продукции на душу населения составляет 5,5 млн рублей в год, что почти в 14 раз превышает среднероссийский показатель и на четверть выше, чем в среднем по региону.
За 2017 год добыто 128,7 млрд куб. м природного газа и 4,3 млн тонн нефти. Объём добычи газового конденсата составил 2,2 млн тонн.
Учитывая тот факт, что большинство месторождений углеводородного сырья, находящихся в стадии падающей добычи, содержат колоссальные запасы остаточного (низконапорного) природного газа, а рядом с городом Надымом сосредоточено множество газопроводов, сертифицированных на давление ниже магистрального, которые можно использовать для транспортировки низконапорного газа, в городе Надыме целесообразно создание мощного промышленного кластера на базе добычи, переработки и утилизации низконапорного газа.
Основным источником жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Надымском районе, является агропромышленный комплекс. В традиционных отраслях хозяйствования - оленеводстве и рыболовстве - занято более 90% коренного населения района, поэтому развитие сельского хозяйства не только экономическая задача, но и социальная.
На 01 января 2018 года в Надымском районе насчитывалось 28 366 голов северных оленей, что на 940 голов больше, чем в 2016 году.
Продукция оленеводства пользуется спросом за пределами Ямала и Российской Федерации.
Основная задача развития традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов Севера - получение качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, совершенствование системы заготовки и переработки сельхозсырья, что способствует улучшению как экономических показателей, так и повышению благосостояния коренного населения и жителей сельских поселений (дополнительные рабочие места для коренного населения, повышение средней заработной платы, доходов).
Вместе с тем, ведущие отрасли традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера сталкиваются с новыми вызовами.
Наращивание поголовья северных оленей влечет за собой истощение оленьих пастбищ и может привести к серьезным экологическим и социальным последствиям в отрасли оленеводства в будущем.
На смену стратегии количественного роста поголовья должна прийти стратегия, ориентированная на более глубокую безотходную переработку продукции оленеводства, создание новых товарных цепочек на ее основе, совершенствование продуктивных качеств оленей, развитие пищевой промышленности, освоение новых рынков сбыта и повышение спроса на продукцию оленеводства.
Рыба играет особую роль для коренных народов, является основным рационом питания коренных малочисленных народов Севера наряду с мясом (олениной). Традиционно долгое время на столе рыбаков и оленеводов обязательно присутствовали и нельма, и муксун, и щекур.
Запрет на вылов ценных пород рыб (нельма, муксун), введенный в 2014 году, способствовал тому, что предприятия и национальные общины прекратили вылов рыбы в связи тем, что добыча менее ценных видов рыб является убыточной.
Теперь люди вынуждены изменять свой привычный рацион питания, переходить на "черную рыбу", искать новый источник заработка, перестраивать схемы сбыта продукции рыболовства.
К приоритетным отраслям традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера в Надымском районе также относится сбор дикоросов. Развитие и совершенствование этой отрасли будет способствовать занятости коренного населения, проживающего в национальных поселках.
Необходимо развивать пункты (цеха) по переработке и хранению дикоросов (ягоды, грибы) и различных трав для изготовления в дальнейшем чаев и лекарственных средств. Также требует изучения и рынок сбыта данной продукции.
1.2. Итоги реализации Стратегии социально-экономического развития территории муниципального образования Надымский район до 2020 года в 2010 - 2017 годах
За период реализации Стратегии социально-экономического развития территории муниципального образования Надымский район до 2020 года Надымский район сохранил статус одного из основных промышленных районов Ямала.
С 2010 по 2017 годы объем промышленного производства в районе увеличился в 2,5 раза и превысил 352 млрд рублей (в 2010 году - 138,6 млрд рублей). Основой промышленного производства Надымского района по-прежнему является добыча углеводородного сырья. На ее долю приходится 94,5% выпуска промышленной продукции (2010 год - 95,3%).
В течение анализируемого периода объем промышленного производства в Надымском районе в расчете на душу населения увеличился в 2,7 раза - с 2 до 5,5 млн. рублей и на сегодняшний день почти в 14 раз превышает среднероссийский показатель и на 25,5% среднеокружной.
С 2010 по 2017 год уровень официально зарегистрированной безработицы сократился на 19,5%, а среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий Надымского района выросла в 1,8 раза.
Существенное (на 25%) снижение смертности и стабильно высокие показатели рождаемости способствовали естественному приросту населения, который за 2010 - 2017 годы составил около 5 000 человек.
Несмотря на значительное (30%) увеличение количества детей дошкольного возраста, обусловленное высокой рождаемостью, удалось на 20% увеличить количество мест в детских садах и полностью ликвидировать очередность на получение мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
За период реализации Стратегии социально-экономического развития территории муниципального образования Надымский район до 2020 года проведена масштабная работа по улучшению жилищных условий населения. В результате реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, переселено около 3,5 тысяч человек, снесено почти 50 тысяч кв. м аварийного жилого фонда, введено в эксплуатацию более 120 тысяч кв. м жилья.
1.3. Анализ сильных и слабых сторон (SWOT-анализ)
Учитывая текущую социально-экономическую ситуацию в Надымском районе, можно сформулировать его основные преимущества (возможности) и слабые стороны (угрозы).
Весь комплекс таких факторов и условий, сильных и слабых сторон (позиций) района, его конкурентных преимуществ и имеющихся ограничений экономического развития в практике современных исследований проработан на основе методологии SWOT-анализа, используемой для определения совокупности значимых факторов при перспективном (стратегическом) планировании.
Матрица SWOT-анализа представлена в таблице.
Анализ факторов внешней и внутренней среды Надымского района показал, что все факторы взаимосвязаны, Надымский район обладает значительными возможностями, подкрепленными сильными сторонами внутренней среды и наличествующих ресурсов, однако им противостоят непростые в решении задачи глобального и локального уровней.
Наиболее полное использование сильных сторон и открывающихся возможностей, а также преодоление слабых сторон и нейтрализация угроз является приоритетной задачей для развития района. Нельзя делать упор на один из факторов или реализовывать возможности, не учитывая угроз, поэтому поставленные задачи социально-экономического развития Надымского района необходимо решать комплексно.
SWOT-анализ социально-экономического развития муниципального образования Надымский район
|
Внутренние факторы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Внешние факторы |
|
1. Богатейший ресурсный потенциал, определяющий конкурентоспособность района, уникальные запасы природного газа. 2. Значительный промышленный потенциал, позволяющий обеспечить относительную устойчивость экономического развития района на долгосрочный период. 3. Значительный природный потенциал: наличие лесных и водных угодий, возобновляемых ресурсов растительного мира (ягоды, грибы, лекарственные растения). 4. Благоприятные демографические тенденции, обусловленные естественным приростом населения. 5. Наличие необходимых условий, позволяющих удовлетворять потребность в жилье экономически активной части населения, а также реализация эффективных мер поддержки отдельным категориям граждан, которые в силу объективных причин не могут решить жилищную проблему самостоятельно. 6. Высококвалифицированные трудовые ресурсы, занятые в экономике и социальной сфере. 7. Высокий уровень денежных доходов населения, незначительный удельный вес малообеспеченных его групп, формирующий активный потребительский рынок. 8. Исполнительная власть, находящаяся в конструктивном партнерстве с градообразующими предприятиями, представителями бизнеса, общественными организациями, средствами массовой информации. 9. Высокий уровень гражданской активности. 10. Разнообразие, доступность и довольно высокое качество дошкольного, общего и дополнительного образования. 11. Территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры. 12. Благоприятные условия, ориентирующие население на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и массовым спортом. 13. Наличие комплексной модели молодёжной политики, охватывающей различные направления. 14. Благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства, развитая инфраструктура поддержки бизнеса. 15. Действенная система стимулирования инвестиционной активности. 16. Высокий уровень безопасности населения со сформированным институтом консолидации сил обеспечения общественной безопасности по противодействию основным угрозам. 17. Потенциал развития рыболовного и этнографического туризма. |
1. Суровые природно-климатические условия, предопределяющие высокие издержки производства в отраслях экономики Надымского района, высокий уровень техногенной нагрузки на природную среду и наличие нарушенных земель. Отсутствие переработки ТБО. 2. Монопрофильная структура экономики. Высокий уровень зависимости экономики от состояния мирового рынка углеводородов. Слабое развитие обрабатывающих производств. 3. Низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики. 4. Отсутствие возможностей радикальной диверсификации хозяйственной структуры за счет создания новых высокодоходных видов экономической деятельности, ориентированных на глобальный или общероссийский рынки. 5. Неразвитость транспортных коммуникаций, соединяющих районный центр с поселениями. Низкое качество межселенных дорог и их ведомственная принадлежность. 6. Удаленность от основных экономических центров страны. Высокая себестоимость произведённой продукции за счёт транспортных расходов, высоких тарифов на коммунальные услуги, затрат предприятий на оплату труда с учетом применения северного и районного коэффициента. 7. Миграционный отток населения и сохраняющаяся слабая заинтересованность молодых квалифицированных кадров в длительной трудовой деятельности в отраслях экономики. 8. Низкая конкурентоспособность высшего и профессионального образования, что приводит к почти безвозвратному оттоку наиболее талантливой молодежи в более крупные города. 9. Низкий уровень конкурентоспособности малого бизнеса, слабая социальная активность, отсутствие заинтересованности во взаимодействии с исполнительной властью. 10. Отсутствие газификации национальных поселков, высокие тарифы на энергоресурсы препятствующие развитию национальных сел. 11. Низкое качество жизни в национальных поселениях района. 12. Наличие ветхого и аварийного жилья и изношенных коммунальных сетей, "старение" капитального жилого фонда. 13. Недостаточная эффективность использования муниципальной собственности 14. Низкая активность граждан в использовании механизма получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме через государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг". |
Возможности |
Возможные стратегии (Как использовать сильные стороны и внешние возможности) |
Возможные стратегии (Как использовать возможности для нейтрализации слабых сторон) |
|
1. Строительство Северного широтного хода. 2. Реализация Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий. 3. Реализация программы "Сотрудничество". 4. Реализация мероприятий НО "Фонд жилищного строительства ЯНАО" по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания. 5. Сотрудничество с организациями, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования, в том числе градообразующими. 6. Взаимовыгодное сотрудничество с ведущими представителями банковского сектора экономики способствующее развитию социально-экономического потенциала и улучшению инвестиционного климата на территории Надымского района. 7. Использование программно-целевого метода бюджетного планирования, как важнейшего инструмента развития муниципального образования. 8. Региональная поддержка развития традиционной экономики и традиционного уклада жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. 9. Поддержка социальных инициатив граждан на региональном и муниципальном уровнях. 10. Организация и функционирование специализированных профильных классов "Газпром-классы" при поддержке ПАО "Газпром". 11. Реализация на территории муниципального образования проекта "Комфортная городская среда". 12. Межмуниципальное сотрудничество между муниципальным образованием Надымский район и муниципальным образованием город Новороссийск. 13. Софинансирование расходных обязательств муниципального образования Надымский район и предоставление субсидий из регионального и федерального бюджетов. 14. Внедрение стандарта развития конкуренции на территории муниципального образования. 15. Внедрение муниципального инвестиционного стандарта территории муниципального образования. 16. Наличие системы поддержки производства товаров в соответствии с российскими и международными стандартами (действие положений трехстороннего договора о намерении сотрудничества между китайской компанией, департаментом международных и внешнеэкономических связей ЯНАО и производственной фирмой "Ныда-ресурс"). |
1. Разработка новых техник и технологий для добывающих и обрабатывающих производств и производство новых инновационных продуктов. 2. Совершенствование форм сотрудничества с работодателями и содействие внедрению более эффективных способов трудоустройства. 3. Развитие территориально общественного самоуправления. 4. Эффективное использование потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций, в решении задач социально-экономического, общественно-политического развития муниципального образования Надымский район. 5. Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера на основе комплексного решения проблем духовного и национально-культурного развития, укрепления традиционного уклада жизни, содействия занятости. 6. Создание предпосылок для повышения уровня рождаемости реализация мероприятий направленных на поддержку материнства, стимулирования роста рождаемости и укрепления семьи. 7. Совершенствование работы с приоритетными инвестиционными проектами в режиме "одного окна" и на принципах муниципально-частного партнерства. 8. Вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 9. Повышение степени комфортности городской среды и улучшение качества человеческого капитала на основе всестороннего развития образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, широкого спектра услуг для населения. 10. Повышение качества предоставления услуг в сфере образования, развитие конкуренции путем поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих образовательные услуги. 11. Создание наилучших условий для духовно-нравственного, эстетического развития и всесторонней самореализации детей и молодёжи. 12. Развитие культурного потенциала и культурного наследия как фактора социально-экономического развития района. 13. Развитие физкультурно-спортивной активности населения, привлечение его к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни. 14. Улучшение жилищных условий граждан посредством реализации программы реновации жилищного фонда. 15. Реализация политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 16. Создание и развитие производства по переработке мяса, мяса оленины и рыбы северных пород, и приготовления полуфабрикатов из них, а так же переработка дикоросов. Глубокая переработка биоресурсов. 17. Использование региональной поддержки развития традиционной экономики и традиционного уклада жизни КМНС для развития рыболовного и этнографического туризма и создания туристического центра. 18. Развитие изгородного оленеводства. |
1. Повышение благосостояния населения - сохранение достаточно высокого уровня доходов жителей района, формирование среднего класса как фундамента устойчивого развития сообщества через повышение оплаты труда, финансовую поддержку социально незащищенных граждан, регулирование занятости населения, обеспечение возможностей переобучения и повышения квалификации, способствование созданию новых рабочих мест, преодоление негативных последствий безработицы, уменьшение социального неравенства. 2. Развитие транспортно-логистических услуг и закрепление за Надымом статуса важнейшего логистического узла Ямало-Ненецкого автономного округа. 3. Строительство автомобильных дорог с твёрдым покрытием, связующих между собой села Ныда, Кутопьюган и Нори с районным центром. 4. Обеспечение населения доступным и качественным жильем: строительство нового жилья, сокращения объемов аварийного жилого фонда и оказания бюджетной поддержки молодым семьям при приобретении (строительстве) жилья и индивидуальным застройщикам в национальных посёлках. 5. Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования Надымский район, эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию несанкционированных свалок. 6. Развитие экономического потенциала, создание товаров и услуг, ориентированных на узкие рыночные сегменты, в которых конкурентоспособность обеспечивается за счет глубокого знания специфики спроса, а не за счет себестоимости услуги. 7. Создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на товары и услуги розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и досугово-развлекательной сферы. 8. Внедрение ресурсосберегающих технологий снижение производственных издержек и повышение конкурентоспособности продукции предприятий района. 9. Совершенствование мер направленных на привлечение внимания к муниципальному образованию потенциальных инвесторов и формирование в бизнес-сообществе позитивного мнения о Надымском районе как благоприятном месте для размещения инвестиций. 10. Создание благоприятной среды для "воспитания" нового типа людей - людей "предпринимательского склада ума", творческих, инициативных, имеющих необходимые знания и навыки, адаптирующихся к меняющимся условиям, лидеров по натуре, способных принимать решения и решать задачи различного уровня. 11. Мотивация учащихся для последующей работы в дочерних обществах ПАО "Газпром", закрепление молодежи в Надымском районе, посредством реализации проекта "Газпром-классы". 12. Строительство межпоселковых газопроводов к селам Ныда и Кутопьюган. 13. Реконструкция действующих высоковольтных линий, расположенных на межселенной территории Надымского района. 14. Оказание практической помощи гражданам в оформлении государственных и муниципальных услуг через государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг". |
|
Угрозы |
Возможные стратегии (Как отразить внешние угрозы за счет сильных сторон) |
Возможные стратегии (Что делать если совпадут слабые стороны и угрозы? Пути решения.) |
|
1. Прямая зависимость экономки от внешних условий и мировой конъюнктуры цен на нефтяные ресурсы и природный газ, технологических и финансовых санкций ЕС и США. 2. Усиление конкурентной нагрузки на газовый сектор экономики со стороны городов Ямало-Ненецкого автономного округа. 3. Снижение кадрового потенциала и ухудшение его качества в результате усиления миграционного оттока трудоспособного населения, в том числе высококвалифицированных работников. 4. Снижение уровня реальных доходов населения, не соблюдение трудовых прав граждан. 5. Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возможные риски в сфере экологической, промышленной и профессиональной безопасности. 6. Изменения налогового и бюджетного законодательства, децентрализация полномочий органов местного самоуправления и финансовых ресурсов. 7. Усиление антропогенной нагрузки, рост количества твердых бытовых отходов. 8. Снижение оленеемкости пастбищ. 9. Проникновение экстремисткой идеологии крайней направленности. |
1. Развитие перерабатывающих отраслей экономики за счет использования существующей газотранспортной инфраструктуры. 2. Сохранение за городом Надым статуса базового города освоения Ямала. 3. Повышение уровня занятости и создание условий для увеличения количества рабочих мест. Предоставление социальных льгот и гарантий молодым специалистам. 4. Взаимодействие органов местного самоуправления с федеральными органами исполнительной власти и государственным учреждением службы занятости по выявлению и ликвидации задолженности по заработной плате на предприятиях Надымского района. 5. Обеспечение готовности органов местного самоуправления к быстрым и эффективным действиям в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций. Формирование единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы местного самоуправления, силы и средства Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 6. Расширение мер по повышению эффективности бюджетных расходов. 7. Соблюдение принципов освоения территории на основе экологических и социальных стандартов, адаптированных к международным критериям неистощительного природопользования. 8. Сотрудничество органов местного самоуправления с общественными и религиозными объединениями, иными организациями и гражданами в противодействии экстремистской деятельности. |
1. Обеспечить реализацию мероприятий по сохранению человеческого капитала. 2. Развивать новые нетрадиционные отрасли экономики. 3. Обеспечить проведение мониторинга применяемых налоговых льгот, проведение оценки эффективности и оптимизации льгот с целью выявления наиболее действенных механизмов стимулирования инвестиционной активности и их оперативной корректировки с учетом складывающейся экономической ситуации. 4. Сохранить приоритетное обеспечение социально ориентированных расходных обязательств. 5. Создать условия для развития самозанятости населения. 6. Совершенствовать и развивать инвестиционный и предпринимательский климат, обеспечить муниципальную поддержку малого бизнеса. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.