Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Социоэкономика муниципального образования город Губкинский
1. Общие сведения о городе Губкинском
Географическое положение: Губкинский один из семи городов ЯНАО, расположен в 200 км от полярного круга в северо-восточной части Западно-Сибирской равнины, в лесотундровой зоне. Традиционно эта территория называется Приполярье или Крайний Север.
Географические координаты Губкинского - 64°26' северной широты и 76°30' восточной долготы. Согласно климатическому районированию город Губкинский относится к подрайону IД с суровыми климатическими условиями. Максимальная температура, которая фиксировалась здесь летом, плюс 40-42 градуса по Цельсию, а вот минимальная зимой доходила и до минус 61 градуса.
Климатические условия: климат континентальный, с суровой продолжительной зимой и коротким теплым летом. Переходные периоды, особенно весна - короткие. Часто наблюдаются поздние весенние и ранние осенние заморозки, резкие колебания температуры в течение года и даже суток, но оттепели зимой - явление редкое и кратковременное. Продолжительность зимы до 9 месяцев. Вегетационный период 50 - 100 дней. В декабре - январе - полярная ночь, в мае - июне - полярный день.
Специфика геоэкономического положения: географическое положение города и особенности климатической зоны, в которой он расположен, значительно усложняют перспективы развития отраслей экономики, не связанных с минеральными ресурсами, отличными от углеводородов, если только последние не залегают в непосредственной близости от города.
Кроме того, в силу природно-климатических особенностей муниципального образования, немалой удаленности от крупных городов страны, транспорт играет исключительную роль в производственной и социальной инфраструктуре города.
Территория: общая территория города - 7254,7 га, из них только 1196,35 га или 16,4% - площадь застроенных земель; 556,1 тыс. м2 находится под дорогами и прогонами, остальная территория - леса, озера, болота, дороги. Сильная заболоченность связана с развитием вечной мерзлоты, имеющей островной характер и различную глубину залегания. Обилие внутренних вод объясняется особенностями климата, рельефа и геологического строения. Максимальный подъем уровня воды в реке Пяку-Пур угрозы для территории города не представляет.
Население: на 01.01.2018 - 27,9 тыс. чел. Средний возраст жителей составляет 33 года.
Природно-ресурсный потенциал: среди минеральных ресурсов, которые сосредоточены в регионе и составляют основное богатство территории, - это гигантская кладовая углеводородного сырья - нефти и газа. Разведанные запасы нефти и конденсата составляют 22 211 миллионов тонн, природного газа - 22 615 миллиардов кубических метров. Соответственно, важнейшие преимущества развития города Губкинского были и будут базироваться на деятельности по добыче и переработке углеводородов.
Общераспространенные полезные ископаемые - песок и торф в жизни города не менее важны, чем углеводородное сырье. Залежи песка и торфа весьма обширны, и в городе есть свои разрабатываемые карьеры.
Район обладает достаточными для промышленного использования природными ресурсами лесом, дикоросами и рыбой.
Экономика муниципального образования представлена различными видами деятельности. Однако основополагающая роль в ее развитии принадлежит промышленному комплексу, который в свою очередь способствует динамичной работе других отраслей. В интересах нефтегазового комплекса в Губкинском действуют 33 предприятия по добыче полезных ископаемых (18% от общего количества предприятий ЯНАО в этой сфере деятельности), 35 предприятий (9%) в сфере обрабатывающего производства. Все эти предприятия третий год подряд (2016 - 2018 гг.) обеспечивают стабильный промышленный подъем.
Губкинский сегодня является одной из базовых точек, на которой осуществляется ряд функций управления процессами добычи и транзита энергоресурсов за счет размещения офисов компаний - основных игроков: ООО "РН-Пурнефтегаз" (дочернее предприятие ПАО "НК "Роснефть"), ООО "СевКомНефтегаз" (совместный проект ПАО "НК "Роснефть" и норвежской компании Equinor, ставящий перед собой амбициозные задачи в разведке и добыче нефти на территории ЯНАО), ООО "Кынско-Часельскоенефтегаз" (дочернее предприятие ПАО" НК "Роснефть"), ООО "Харампурнефтегаз" (совместное предприятие ООО "РН-Газ" и "БИПИ РашанИнвестментс Лимитед"), "Губкинский газоперерабатывающий завод" - филиал АО "СибурТюменьГаз", ООО "Римера-Сервис-Губкинский" (филиал группы компаний "Римера" по производству оборудования и оказанию услуг для предприятий ТЭКа), ЗАО "Пургаз", ООО "Газпром добыча Ноябрьск", ООО "РН-Бурение", ООО "Белоруснефть-Сибирь", ОАО "НК "Янгпур", филиал ОАО "Нефтегазовая корпорация "Чжунмань" (с головным офисом в финансовой и торговой зоне Луцзиадзуи в Шанхае) и др.
Социальная сфера представлена широким спектром учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания населения.
Губкинский играет заметную роль в общественной жизни и экономике Западной Сибири.
2. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития города Губкинского, в том числе путем проведения мониторинга результатов реализации предыдущих документов стратегического планирования
В 2012 году стратегические цели социально-экономического развития города Губкинского были закреплены в следующих стратегических документах:
в Стратегии социально - экономического развития города Губкинского до 2020 года, утверждённой решением Городской Думы города Губкинского от 25.12.2012 N 216;
в Программе социально - экономического развития города Губкинского на 2013 - 2017 годы (далее - Программа СЭР).
В вышеобозначенных документах определены ключевые направления деятельности органов местного самоуправления города Губкинского, которые способствуют продвижению решения основных проблем и обеспечивают достижение стратегических целей и задач в рамках приоритетных направлений.
Главной стратегической целью социально-экономического развития города Губкинского до 2020 года является диверсификация и инновационное развитие экономики, развитие эффективного инновационного производства, достижение эффективного использования конкурентных преимуществ местного природного, производственного и человеческого потенциала для повышения уровня и качества жизни населения и ликвидация возможных будущих угроз.
На реализации главной цели и задач социально - экономического развития города отразились общероссийские тенденции: развёртывание финансово-экономического кризиса в 2008 - 2010 годах, посткризисное оживление экономики в 2010 - 2013 годах сменилось во второй половине 2014 года ослаблением темпов экономического роста вследствие снижения мировых цен на энергоносители и экономических санкций.
В результате основные показатели (целевые индикаторы) достижения цели социально-экономического развития города Губкинского характеризуются следующей динамикой.
Таблица 1.
Основные показатели социально-экономического развития города Губкинского, достигнутые за период реализации Стратегии социально-экономического развития города Губкинского до 2020 года и Программы социально-экономического развития города Губкинского на 2013 - 2017 годы
2.1. Отдельные направления, сферы и отрасли хозяйственного комплекса
Наименование показателя |
Ед.изм. |
2012 факт |
2013 факт |
2014 факт |
2015 факт |
2016 факт |
2017 факт |
2020 целевое значение по прогнозу и Программе СЭР |
Среднегодовая численность населения |
тыс. чел. |
26,1 |
26,2 |
26,6 |
27,2 |
27,3 |
27,6 |
28,6 |
Объем промышленного производства |
млрд. руб. |
16,5 |
19,3 |
19,7 |
20,2 |
14,85 |
19,1 |
19,9 |
Рост оборота розничной торговли* |
в % к уровню 2010 года |
17,7 |
37 |
56** |
57** |
50,1** |
51,9** |
не менее 32 |
Рост производительности общественного труда |
в % к соотв. периоду прошлого года |
88% |
119,7 |
109,5 |
95,5 |
92,5 |
122,98 |
124 |
Инвестиции в основной капитал |
млрд. руб. |
5,6 |
3,9 |
3,5 |
2,7 |
3,2 |
3,7 |
4,1 |
Рост инвестиций* |
в % к уровню 2011 года |
47,5 |
2,7 |
- |
- |
- |
- |
не менее 31 |
Рост производства стройматериалов* |
% к уровню 2011 года |
11,5 |
13,5 |
44 |
44 |
200 |
250 |
не менее 25 |
Протяженность отремонтированных в течение года участков улично-дорожной сети и внутриквартальных проездов* |
в % от общей протяженности улично-дорожной сети и внутриквартальных проездов |
0,5 |
0,88 |
1,89 |
0,89 |
0,45 |
0,06 |
не менее 3,2 |
Среднегодовая численность занятых в экономике |
тыс. чел. |
17,9 |
17,5 |
17 |
16,8 |
16,4 |
16,1 |
16,85 |
Уровень зарегистрированной безработицы |
% от экономически активного населения |
0,53 |
0,46 |
0,37 |
0,61 |
0,39 |
0,29 |
0,24 |
Доля безработной молодёжи в общей численности безработных граждан* |
% |
42 |
41,9 |
46,6 |
30,6 |
30,1 |
35,4 |
30 |
Среднемесячная заработная плата одного работника |
тыс. руб. |
49,6 |
52,7 |
57,1 |
60,2 |
64,9 |
69,4 |
79,2 |
Общая площадь жилых помещений на одного жителя* |
м2 |
19,14 |
19,34 |
18,99 |
18,84 |
19,07 |
18,5 |
не менее 18 |
* целевой индикатор, установленный Программой СЭР;
* статистическая отчетность отсутствует, расчёт произведён по индексам.
Динамика численности населения города Губкинского характеризуется интенсивным ростом. На данном этапе население муниципального образования продолжает неизменно расти умеренными темпами, что обусловлено значительным превышением рождаемости над смертностью, а с другой стороны, положительным миграционным приростом. Среднегодовая численность населения в 2020 году достигнет 28,6 тыс. чел. Прирост численности населения за период с 2012 по 2020 год составит 2,57 тыс. чел.
Объем промышленного производства за период с 2012 по 2017 год увеличился на 15,8% и составил на конец 2017 года 19130,3 млн. руб. По уточненному прогнозу до 2020 года объем промышленного производства достигнет19947,9 млн. руб. или 121% к уровню 2012 года. Основной прирост обеспечивается производством в сферах: "Добыча полезных ископаемых" -15798,6 млн. руб. или 126,9% (2017 год к уровню 2012 года); "Обрабатывающее производство" за период с 2012 по 2017 год увеличилось на 29,6%, а уже в 2020 году рост составит 37,7%.
В 2017 году отмечается повышение производительности общественного труда на 22,98% как стратегического фактора конкурентоспособности территории, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития производительных сил, о высокой степени использования производственного, трудового и природного потенциала. По уточненному прогнозу рост производительности общественного труда составит 24%.
Объем инвестиций в экономику города по крупным и средним предприятиям за период с 2012 по 2017 год составил весьма внушительную сумму - 22,6 млрд. руб. Это сопоставимо с объемами инвестиций в некоторых субъектах Российской Федерации. По уточненному прогнозу в плановом периоде 2018 - 2020 гг. объем инвестиций в основной капитал составит 12,1 млрд. руб.
Противоречивая ситуация сложилась в сфере рынка труда и занятости населения:
среднегодовая численность занятых в экономике города за период с 2012 по 2017 год снизилась на 1,8 тыс. чел., что обусловлено следующими причинами: переводом работающих на производственные участки других территорий где, выполняются работы: сокращение численности работающих в результате снижения объемов работ на предприятиях города; проводимой оптимизацией численности федеральных государственных служащих и работающих в банковской сфере;
уровень регистрируемой безработицы с 2012 до 2017 год снизился с 0,53% экономически активного населения до 0,29% соответственно, чему в значительной степени способствует реализация программ по содействию занятости населения;
доля безработной молодёжи в общей численности безработных за период с 2012 по 2017 год снизилась с 42% до 35,4%, а по прогнозу к концу 2020 года составит уже 30%. В значительной степени снижению молодежной безработицы в городе способствует реализация стратегического проекта "Капитал молодого специалиста", главной целью которого является трудоустройство молодых людей в возрасте до 28 лет, имеющих образование по специальностям, востребованным на рынке труда города, но так и не нашедших работу;
среднемесячная заработная плата одного работника в экономике с 2012 по 2017 год возросла на 40%. В 2017 году среднемесячная заработная плата одного работающего по городу составила 69414 руб.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя в период с 2013 по 2017 год, имела незначительную тенденцию к снижению, что обусловлено увеличением численности жителей и выбытием (снос, пожар) ряда жилых зданий. В плановом периоде 2018 - 2020 гг. значение показателя планируется сохранить на уровне не менее 18 м2 на человека.
Таким образом, социально-экономическая сфера города развивалась в период с 2012 по 2017 год в целом поступательно. Вместе с тем риски, которые провоцирует международная ситуация, требуют мобилизации сил и поиска новых подходов в решении возникающих проблем.
2.2. Развитие научно-инновационной сферы
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2012 факт |
2013 факт |
2014 факт |
2015 факт |
2016 факт |
2017 факт |
2020 целевое значение по Программе СЭР |
Число использованных инновационных технологий по годам внедрения* |
ед. |
0 |
3 |
2 |
5 |
3 |
6 |
не менее 15 |
Величина экономии, получаемая муниципальными учреждениями в рамках реализации программ энергосбережения и повышения энергоэффективности |
% |
6 |
28 |
15 |
15 |
17 |
18 |
22 |
Доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учёта (в части МКД с использованием общедомовых приборов учёта) в общем объёме тепловой энергии, потребляемой на территории города Губкинского* |
% |
28 |
38 |
43,8 |
40,63 |
44,25 |
51,95 |
не менее 60 |
* целевой индикатор, установленный Программой СЭР
В период реализации городской Стратегии Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года был актуализирован перечень монопрофильных муниципальных образований РФ, в соответствии с которым из перечня моногородов в Российской Федерации был исключен город Губкинский. Официальная формулировка: "В виду стабильной социально-экономической ситуации в городе". С одной стороны, это подтверждает, что ситуация в Губкинском не внушает беспокойства в Правительстве Российской Федерации, но с другой, экономика города продолжает носить монопрофильный характер и остается уязвимой в случае ухудшения макроэкономической ситуации. Для решения столь масштабной задачи необходимо активное участие всех заинтересованных субъектов экономической политики, присутствующих в муниципалитете: муниципальной и региональной властей - выполняющих консолидирующую и направляющую функцию, крупных промышленных корпораций - определяющих на сегодняшний день лицо городской экономики, малого и среднего бизнеса - наиболее мобильного и восприимчивого к инновациям сектора экономики. Именно с целью привлечения на Ямал, в Губкинский новейших научно-технических разработок, обсуждения проблем и перспектив развития инновационной и инвестиционной инфраструктуры в городе Губкинском и регионах Арктической зоны:
в ноябре 2014 года в Губкинском был организован двухдневный форум "Инновации в малых арктических городах";
в мае 2015 года проведена научно-практическая конференция на тему "Губкинский как лаборатория арктических инноваций: кадры, энергия, комфорт";
в ноябре 2017 года проведён форум "День инвестора" - "Инвестициям - зелёный свет!".
С 2012 года в городе проведено пять городских конкурсов "Лидер инноваций", победителями которых стали 23 инновационных проекта.
Помимо действующих производств и перспективных проектов городские форумы, конкурсы, научно-практическая конференция дали толчок к развитию инновационного мышления. В результате число использованных инновационных технологий по годам внедрения за период с 2013 по 2017 год составило 16 единиц, среди них: энергоэффективные решения для нефтегазового комплекса с применением газовых микротурбинных установок (ООО "РН-Пурнефтегаз"); гидроочистка дизельного топлива по технологии IsoTherming компании DuPont (ООО "ПНП"); производство биоразлагаемой полиэтиленовой упаковки (ООО "ЯмалПластик"); изоляция протяженных нарушений эксплуатационной колонны механическими средствами (ООО "РН-Пурнефтегаз"); повышение энергоэффективности механизированной добычи (ООО "РН-Пурнефтегаз"); одновременно-раздельная эксплуатация продуктивных пластов с возможностью раздельного замера продукции каждого пласта (ООО "РН-Пурнефтегаз"); внедрение робототехники в образовательный процесс, как новой формы учебно-познавательной деятельности обучающихся (МАОУ "СОШ N 4"); устранение осложнений, связанных с деформацией эксплуатационных колонн на Комсомольском месторождении (ООО "РН-ПНГ"); внедрение сваевдавливающей техники (ООО "Сибнефтестрой"); ЭкоГубкинский - сортировка и переработка отходов (СОШ N 5); повышение эффективности эксплуатации газовых скважин с помощью устьевых газоструйных аппаратов (ООО "РН-Пурнефтегаз"); автоматизированная робототехническая система для выращивания сельскохозяйственных культур в условиях Крайнего Севера (МАОУ "СОШ N 4") и др.
Другая инновационная технология, реализованная в городе, установка энергосберегающих светодиодных ламп, а также выполнение энергосберегающих мероприятий в МБУ "Спортивный комплекс", позволили увеличить экономию, получаемую муниципальными учреждениями города в рамках реализации программ энергосбережения и повышения энергоэффективности с 6% в 2012 году до 18% в 2017 году.
В рамках реализации муниципальной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики, обеспечение качественными коммунальными услугами населения на 2015 - 2020 годы" запланировано заключение семи энергосберегающих договоров органов местного самоуправления с муниципальными учреждениями города, что позволит до конца 2020 года обеспечить 100-процентную оснащенность данных муниципальных учреждений энергоэффективными осветительными приборами, которые признаны не только экономичными и эффективными, но что немаловажно - безопасными и экологичными.
Доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учёта (в части МКД с использованием общедомовых приборов учёта) в общем объёме тепловой энергии, потребляемой на территории города Губкинского возросла с 28% в 2012 году до 51,95% в 2017 году, но при этом требуемый результат, утвержденный Программой СЭР, будет достигнут только в 2020 году.
2.3. Развитие малого бизнеса
Наименование показателя |
Ед.изм. |
2012 факт |
2013 факт |
2014 факт |
2015 факт |
2016 факт |
2017 факт |
2020 целевое значение по Программе СЭР |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства* |
на 10 тыс. чел. населения |
669,3 |
668,7 |
661,3 |
626,1 |
423,7 |
444,7 |
456,2 |
Средний уровень численности работающих на малых и средних предприятиях города* |
% |
22 |
23,9 |
24,59 |
22,99 |
23,67 |
28,1 |
28,73 |
Расходы на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства* |
млн. руб. |
32,5 |
16,9 |
7,4 |
9,6 |
0,575 |
3,5 |
2,3 |
на одного жителя, руб. |
1246,3 |
643,3 |
277,3 |
354,4 |
21,1 |
128,3 |
не менее 200 |
|
Количество субъектов хозяйственной деятельности, которым оказана поддержка на базе ИТЦ "Старт"* |
ед. |
5 |
22 |
25 |
16 |
288 |
320 |
не менее 13 |
Количество созданных новых рабочих мест при поддержке ИТЦ "Старт" |
ед. |
50 |
89 |
84 |
9 |
8 |
25 |
не менее 25 |
* целевой индикатор, установленный Программой СЭР
Непростые макроэкономические условия прошедшего периода 2012 - 2017 гг. отразились на показателях развития малого и среднего бизнеса в Губкинском.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. населения за период с 2012 по 2017 год снизилось на 33,6% за счет сокращения числа индивидуальных предпринимателей, основной причиной которого являются экономические барьеры: это достаточно сложное и объемное законодательство, которое к тому же крайне часто изменяется; постоянно повышающиеся цены на сырье в результате скачков курса рубля; увеличение с 2013 года фискальной нагрузки; 2015 год встретил предпринимателей санкциями, снижающимся спросом на товары и услуги и ростом цен; с 2012 года отмечается значительное сокращение розничных продавцов в связи с расширением сетевого ретейла.
Однако роль данного сегмента экономики для города более чем значительна. Общая численность занятых в малом и среднем предпринимательстве составляет около 6 тыс. чел. или около 40% от общего числа занятых в экономике города.
Средний уровень численности работающих на малых и средних предприятиях города увеличился с 22% в 2012 году до 28,1% в 2017 году, а по прогнозу в 2020 году составит 28,73% от общей численности работающих на предприятиях города.
Поддержка субъектов малого предпринимательства считается стратегически важной для развития экономики территории задачей, потому как именно малый бизнес является своего рода амортизатором, который снижает остроту проблем в кризисные периоды.
В городе реализуется шестая по счету муниципальная программа по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, в рамках которой органы местного самоуправления оказывают максимальную правовую, организационную, финансовую поддержку данному сектору экономики.
За период с 2012 по 2017 год городскому предпринимательству в рамках реализации муниципальной подпрограммы оказана финансовая поддержка на сумму 70,5 млн. руб., которые были направлены: на субсидирование части затрат, связанных с уплатой первого взноса по договорам лизинга; предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела; возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и модернизации производства товаров; субсидирование части затрат субъектов малого бизнеса, связанных с оснащением помещений и прилегающей территории объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания для доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения; на оказание финансовой поддержки НО "Фонд "Окружной ИТЦ "Старт ПП" (далее - ИТЦ "Старт"), оказывающему комплексную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Уставом ИТЦ "Старт", с 2017 года основной его целью является ведение деятельности по управлению промышленным парком регионального значения в качестве управляющей компании.
Количество субъектов хозяйственной деятельности, которым оказана поддержка на базе ИТЦ "Старт" с 2012 по 2017 год составила 676 чел. Количество созданных новых рабочих мест при поддержке ИТЦ "Старт" за тот период составило 265 рабочих мест.
2.4. Развитие социальной сферы
Наименование показателя |
Ед.изм. |
2012 факт |
2013 факт |
2014 факт |
2015 факт |
2016 факт |
2017 факт |
2020 целевое значение по Программе СЭР |
Удовлетворенность качеством среднего общего образования* |
% от числа родителей, имеющих детей школьного возраста |
70 |
69 |
72 |
75 |
76 |
72 |
не менее 80 |
Удовлетворённость населения качеством дошкольного образования* |
5 от числа опрошенных родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения |
80 |
81 |
85 |
87 |
82 |
89 |
не менее 85 |
Удовлетворённость населения качеством дополнительного образования* |
% от числа опрошенных |
68 |
75 |
72 |
74 |
79 |
80 |
не менее 80 |
Удовлетворённость населения медицинской помощью* |
% от числа опрошенных |
31 |
32 |
32 |
33 |
48 |
50 |
не менее 60 |
Удовлетворённость населения услугами сферы культуры* |
% от числа опрошенных |
- |
- |
- |
76 |
72 |
82 |
не менее 84 |
Удовлетворённость населения условиями для занятия физической культурой и спортом* |
% от числа опрошенных |
72 |
73 |
76 |
81 |
77 |
81 |
не менее 81 |
* целевой индикатор, установленный Программой СЭР
Под повышением уровня и качества жизни населения (стратегическая цель города Губкинского) понимается комплексная категория, отражающая всю систему сложившихся в городе условий и предпосылок социального развития, а также достигнутых в нем социальных результатов экономического развития, обеспечивающих имеющиеся на данный период времени возможности полноценной реализации человеческого потенциала, повышения уровня личного и общественного потребления материальных благ и услуг, всестороннего развития личности, обеспечения высокого уровня образования и культуры, поддержания благоприятной природной среды и здорового образа жизни, комфортных условий проживания и комплексной безопасности человека.
По результатам проведённых в городе социологических опросов сложилась следующая оценка качества жизни населения:
удовлетворённость населения качеством среднего общего образования до 2016 года включительно ежегодно возрастала с 70% до 76%, но в 2017 году отмечается снижение показателя до 72%, что ниже среднего уровня удовлетворённости, утверждённого Программой СЭР. Однако, данная ситуация должна измениться к лучшему в связи с окончанием капитального ремонта МАОУ "СОШ N 4" в третьем квартале 2018 года и вводом в эксплуатацию нового здания МБОУ "СОШ N 5" в 2019 году;
удовлетворённость качеством дошкольного образования за период с 2012 по 2017 год возросла с 80% до 89%, что согласно Программе СЭР является очень высоким уровнем удовлетворённости. Положительная динамика показателя в плановом периоде будет обеспечена вводом в эксплуатацию детского сада на 330 мест в декабре 2018 года;
удовлетворённость качеством дополнительного образования с 2012 по 2017 год увеличилась с 68% до 80%, что согласно утверждённым целевым индикаторам и показателям Программы СЭР является высоким уровнем удовлетворённости;
удовлетворённость населения медицинской помощью в последние два года значительно увеличилась и составила 50% от опрошенных (в 2012 году - 31%), но по-прежнему не достигла даже среднего уровня удовлетворённости;
удовлетворённость населения услугами сферы культуры составляет 82%, что несколько ниже целевых индикаторов Программы СЭР. Сохранению положительной динамики показателя "Удовлетворённость населения услугами сферы культуры" в плановом периоде в значительной степени будут способствовать расширение досуговых возможностей за счет современного сооружения ДК "Нефтяник", подаренного городу НК "Роснефть", в котором уже прошел ряд знаковых мероприятий и концертов известных артистов и коллективов, восторженные оценки которых по поводу технических возможностей концертного зала позволят привлечь в Губкинский лучших исполнителей, а жителям города даже в дали от мегаполисов не чувствовать себя обделёнными культурными мероприятиями.
В ГДК "Олимп" установлен комплект кинооборудования для цифрового кинопоказа 2D/3D. Таким образом, для горожан расширен спектр услуг сферы культуры с использование новых технических возможностей.
В ведомстве сферы культуры находится Губкинская детская школа искусств им. Г.В. Свиридова. В 2013 году школа получила новое современное здание. В связи с этим условия для обучения кардинально улучшились, количество детей, обучающихся в учреждении, увеличилось до 500 человек. Ежегодно проводится анкетирование потребителей услуг (родителей, законных представителей). Уровень удовлетворённости потребителей услуг качеством оказываемых услуг школы составляет более 90%.
За период с 2012 по 2017 год 67% работников сферы культуры и искусства повысили квалификацию (164 человека).
Удовлетворённость населения условиями для занятия физической культурой и спортом возросла с 72% в 2012 году до 81% в 2017 году, и хотя показатель очень высокий, но согласно целевым индикаторам Программы СЭР для города Губкинского это средний уровень удовлетворённости.
2.5. Сохранение окружающей среды и улучшение экологической ситуации
Наименование показателя |
Ед.изм. |
2012 факт |
2013 факт |
2014 факт |
2015 факт |
2016 факт |
2017 факт |
2020 целевое значение по Программе СЭР |
Производство наиболее экологичных видов топлива (стандарт Евро-5 и более экологически безопасные виды топлива)* |
тыс. тонн |
0 |
22 |
22,26 |
23,7 |
27,2 |
27,5 |
больше 27 |
* целевой индикатор, установленный Программой СЭР
Общие текущие (эксплуатационные) затраты предприятий и организаций города на охрану окружающей среды, включая оплату услуг природоохранного назначения в 2017 году составили 368,8 млн. руб. и возросли в 6 раз к уровню предыдущего года. Общий объем текущих затрат на охрану окружающей среды за период с 2012 по 2017 год составил внушительную сумму 1572,6 млн. руб. Количество объектов, имеющих стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха сократилось с 20 ед. в 2012 году до 16 ед. в 2017 году. Общее количество загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников сократилось с 0,527 тыс. тонн в 2015 году до 0,381 тыс. тонн в 2017 году.
Вопрос утилизации попутного нефтяного газа - один из самых актуальных не только в нашей стране, но и во всем мире. Осенью 2015 года ООО "РН-Пурнефтегаз" завершил реализацию Целевой газовой программы, направленной на увеличение рационального использования попутного нефтяного газа (ПНГ) на месторождениях предприятия. В результате уровень рационального использования ПНГ достиг 98%. Завершающим объектом программы стал запуск компрессорной станции Усть-Харампурского месторождения мощностью 21 млн. м3/год. Все объекты газовой программы оснащены самым современным оборудованием, управление производственными процессами осуществляется в автоматическом режиме. В результате реализации Целевой газовой программы достигнуто значительное снижение воздействия на окружающую среду.
В рамках инновационного проекта "Установка гидроочистки дизельного топлива (ГОДТ) в районе ЦПС Тарасовского месторождения, мощностью 15 м3/час", целью которого является обеспечение потребностей внутреннего рынка качественными моторными топливами, а также достижение требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011, объём производства экологичных видов топлива за 2017 год составил 27,5 тыс. тонн, что выше уровня 2013 года на 25%. Однако, санкции на поставку иностранного оборудования по данному направлению не позволили выйти на производство топлива (стандарт Евро-5) в размере "Больше 50 тыс. тонн в год" (Программа СЭР). При этом бензин марки Регуляр-92 (АИ-92-К5) пользуется большим спросом у потребителей, и потому его производство превысило плановые назначения на 10%, а по сравнению с уровнем 2013 года увеличение составило 18,5%; производство бензина марки Нормаль-80 (АИ-80-К5) ежегодно снижается и составило в 2017 году всего 82 тонны против 3,5 тыс. тонн в 2013 году. В 2015 году начато производство бензина неэтилированного АИ-95-К5, объём которого увеличился с 401,81 тонны в 2015 году до 5,5 тыс. тонн в 2017 году.
Одной из наиболее актуальных проблем города остаётся производство отходов, которые нарастают темпами, опережающими их вывоз и утилизацию. С проблемой вывоза мусора ежедневно сталкиваются не только Губкинский, но все населённые пункты России. Если происходит небольшой сбой, какой-либо простой, связанный с уборкой отходов, то это перерастает в значительную проблему, которая моментально становится заметной.
Для санитарной очистки территории города Губкинского функционирует санкционированная свалка твёрдых бытовых отходов (ТБО) и твёрдых промышленных отходов (ТПО), которая введена в эксплуатацию в1987 году. В 2017 году проведены работы по устройству ограждения Полигона ТБО. Проблемы сбора и вывоза ТБО с территории города регулярно рассматриваются на заседаниях постоянных комиссий Городской Думы по городскому хозяйству.
В период с 2012 по 2017 год в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве источника сырья в 2015 году активизировала свою работу рабочая группа по разработке и организации мероприятий, направленных на повышение качества сбора, накопления, вывоза твёрдых бытовых отходов на территории города Губкинского; проведены мероприятия по утилизации отработанных люминесцентных ртутьсодержащих и энергосберегающих ламп. В 2014 - 2015 годах в городе было собрано около 2000 таких ламп. Их приём производился в диспетчерских службах управляющих компаний, в бюджетных организациях. Для сбора ламп закуплены специализированные контейнеры, установленные на площадках для сбора ТБО. Кроме того, за счет средств местного бюджета была приобретена демеркуризационная установка для очистки от паров ртути отработанных люминесцентных ламп, которая смонтирована на городском полигоне ТБО. В 2016 году при поддержке АО "СибурТюменьГаз" в губкинской школе N 5 стартовал проект "Чистая умная планета", в рамках которого на территории школы были установлены контейнеры для раздельного сбора мусора, заключен договор с подрядчиком, который принимает сырье на вторичную переработку и направляет его в Екатеринбург. В социальной сети "ВКонтакте" сформирована группа "ЭкоГород - Губкинский", которая размещает информацию, касающуюся экологии Губкинского, агитирует за экологически ответственное сознание, информирует об экологических мероприятиях, рассказывает о том, как можно приобщиться к экологической культуре в нашем городе.
С 1 января 2019 года вступают в силу инновационные изменения в федеральном законодательстве, которые коснутся системы обращения с отходами. Ямал готов к этим изменениям. Со следующего года в автономном округе начнёт работу региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Такой статус присвоен ООО "Инновационные технологии". В ЯНАО принята "Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми бытовыми отходами, на 2016 - 2025 годы", которая включает в себя систему сбора и транспортировки твёрдых коммунальных отходов во всех муниципальных образованиях и в Губкинском в том числе. Оплата утилизации отходов будет производиться аналогично тарифам ЖКХ на горячую и холодную воду и будет называться "тариф на твёрдые коммунальные отходы". Принципиальная разница состоит в том, что региональный оператор заплатит перевозчику не за факт вывоза мусора со двора, а за факт его сдачи на пункт сортировки, переработки или утилизации.
Хотя вопросов остаётся ещё много, но переход на новую систему обращения с ТКО завершится к 1 января 2019 года.
2.6. Муниципальные финансы. Повышение финансовой устойчивости бюджета города
Наименование показателя |
Ед.изм. |
2012 факт |
2013 факт |
2014 факт |
2015 факт |
2016 факт |
2017 факт |
2020 целевое значение по Программе СЭР |
Экономия бюджетных средств* |
в % от бюджета. |
2,53 |
2,65 |
2,94 |
2,55 |
3,19 |
3,26 |
не менее 3 |
Уровень финансовой зависимости бюджета* |
в % от доходов бюджета |
76,15 |
75,02 |
76,61 |
77,72 |
79,76 |
79,79 |
не более 73 |
Доля дефицита в доходах местного бюджета без учёта финансовой помощи* |
в % от общего годового объема доходов бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Уровень расходов на обслуживание муниципального долга* |
в % от объёма расходов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Объём финансирования муниципальных программ |
план. млрд. руб. |
0,641 |
0,256 |
3,202 |
2,772 |
3,123 |
3,582 |
3,1 |
факт млрд. руб. |
0,596 |
0,248 |
3,160 |
2,760 |
2,936 |
3,265 |
- |
* целевой индикатор, установленный Программой СЭР
В сфере "Муниципальные финансы" в отчётном периоде ежегодно была получена максимальная экономия бюджетных средств. Уровень финансовой зависимости с 2012 по 2017 год возрос с 76,15% до 79,79%, что обусловлено увеличением суммы трансфертов, передаваемых из бюджета ЯНАО. Дефицит бюджета и расходы на обслуживание муниципального долга в отчетном периоде 2012 - 2017 годов полностью отсутствовали.
Суммарный объём финансирования мероприятий муниципальных программ за период 2012 - 2017 годы составил 12,965 млрд. руб. или 95,5% к плану на 2012 - 2017 годы и 54% к плановым назначениям на 2012 - 2020 годы.
В результате из 23 оцениваемых показателей, характеризующих достижение цели социально-экономического развития города Губкинского:
1) очень высокий уровень достигнут по 7 показателям;
2) высокий уровень по 2 показателям;
3) средний уровень по 3 показателям;
4) ниже среднего уровня 11 показателей, что обусловлено изменившейся ситуацией и необходимостью корректировки оценочных индикаторов.
С точки зрения реализации главной стратегической цели, обеспечения качества жизни и благосостояния губкинцев, конечно же, ещё не достигнут необходимый уровень. А это - и рост занятых в экономике города, и рост доходов населения, и решение жилищной проблемы, и предоставление образовательных, досуговых возможностей, и создание комфортной среды обитания в нашем городе и т.д. Дальнейшее социально-экономическое развитие города Губкинского требует активных действий, направленных на решение указанных выше проблем и создание условий для их минимизации; создание новых производств в привлечении инвестиций с использованием накопленного потенциала во всех сферах деятельности.
3. Конкурентные преимущества города Губкинского (SWOT-анализ)
3.1. Анализ сильных и слабых сторон, возможных угроз (SWOT - анализ)
Комплексный анализ долгосрочного экономического и социального развития Губкинского, его конкурентных преимуществ с точки зрения их реализации в долгосрочной перспективе и стабилизации на этой основе социально-экономического положения, повышения устойчивости экономического роста и качества жизни населения, требует учёта репрезентативной совокупности как внутренних, так и внешних факторов и условий территориального (муниципального) развития.
Весь комплекс значимых факторов и условий, сильных и слабых сторон (позиций) города, его конкурентных возможностей и имеющихся ограничений экономического роста, вызовов и угроз устойчивому социально-экономическому развитию определяется на основе методологии SWOT-анализа, четыре основных элемента которого - сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
SWOT-анализ города Губкинского
Сильные стороны
Богатый ресурсный потенциал прилегающей территории ЯНАО, включающий крупные запасы углеводородного сырья.
Значительный промышленный потенциал города. В силу объективных причин основой экономики города Губкинского являются предприятия нефтегазовой отрасли. В настоящее время в связи с расширением числа добывающих предприятий, базирующихся в городе, а также в связи с наращиванием активности ранее действовавших предприятий нефтегазовой сферы деятельности, сложились благоприятные условия для интенсивного развития города, формирования новых рабочих мест, роста доходов населения и пополнения городского бюджета. Для реализации проектов данных предприятий привлечены в том числе иностранные инвестиции.
Устойчиво высокий уровень конкурентоспособности профильного предприятия города на глобальных рынках.
Статус - город окружного значения.
Относительно выгодное геоэкономическое положение города, расположенного на автотрассе Сургут - Новый Уренгой с перспективой повышения ее значимости после реализации проекта по строительству автомагистрали Надым - Салехард.
Наличие значительных природных ресурсов: тайга, богатые водные ресурсы (река Пяку-Пур), дикие животные, рыба, ягоды, грибы, лекарственные травы, водные ресурсы.
Обладает необходимыми климатогеографическими условиями для развития экстрим-туризма и активного отдыха.
Сравнительно высокий уровень денежных доходов населения, незначительный удельный вес малообеспеченных его групп, формируют активный потребительский рынок.
Небольшой по территории, компактный и уютный Губкинский имеет своё лицо, и название "Ямальская Финляндия" здесь не кажутся преувеличением.
Благоприятные демографические тенденции в городе, в том числе сохраняющийся естественный прирост населения, а также его устойчивый прирост за счет положительного сальдо миграции.
Создание всех условий для формирования благоприятного инвестиционного климата в экономике города обусловливает сравнительно высокий уровень инвестиционной активности.
В городе сформирована инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства и инновационного развития.
Губкинский имеет весомые преимущества в области развития социальной сферы: высокий уровень развития системы среднего образования; современные методы и технологии преподавания; высокий уровень материального оборудования школ, объектов культуры и спорта, доступность дополнительного образования, отсутствие очереди в дошкольные образовательные учреждения для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Безопасная городская среда, бесперебойное предоставление коммунальных услуг.
Наличие в Губкинском образовательного и научного потенциала: в городе осуществляет деятельность филиал крупного федерального вуза - Удмуртского государственного университета, что является уникальным для города такого скромного размера. Среднее профессиональное образование можно получить в филиале ГБПОУ ЯНАО "Муравленковский многопрофильный колледж" в городе Губкинском. НП "Российский центр освоения Арктики" содействует внедрению передовых технологий в производственную и хозяйственную деятельность на территории Арктической зоны РФ.
Слабые стороны
Монопрофильная структура экономики. Высокий уровень зависимости экономики города от состояния мирового рынка углеводородов. Слабое развитие обрабатывающих производств и сферы услуг.
Отсутствие возможностей радикальной диверсификации хозяйственной структуры города за счёт создания здесь новых высокодоходных видов экономической деятельности, ориентированных на глобальный или общероссийский рынки, обусловливающее отсутствие долгосрочных перспектив постоянного роста численности его населения и роста занятости.
Удалённость территории города и ЯНАО в целом от основных экономических центров страны. Высокая себестоимость произведённой продукции за счёт высоких транспортных расходов, высоких тарифов на коммунальные услуги, высоких затрат предприятий на оплату труда в связи с необходимостью применения северного и районного коэффициентов.
Сохраняющаяся крайне слабая заинтересованность молодых квалифицированных кадров в длительной трудовой деятельности в отраслях городской экономики. Недостаток комфортного жилья для молодых специалистов. На данный момент в городе налицо завышенные рыночные цены на жильё (как за аренду, так и за покупку).
Остро стоит проблема дефицита квалифицированных рабочих кадров, что серьёзно ограничивает возможности развития производственных предприятий.
Недостаток площадей для размещения многопрофильного учебно-производственного комплекса, соответствующего современным требованиям развития системы профессионального образования и возросшим потребностям жителей в расширении спектра профессиональных образовательных услуг.
Наличие ветхого и аварийного жилья и изношенных коммунальных сетей, наличие большого количества жилья в деревянном исполнении.
Неразвитость транспортных коммуникаций, соединяющих город с другими регионами страны. Неудовлетворительное качество дорог при неблагоприятных климатических условиях, большой текущей транспортной нагрузке и её дальнейшем увеличении в перспективе.
Узкий спектр предоставляемых населению платных услуг.
Высокий уровень техногенной нагрузки на природную среду и наличие нарушенных земель. Отсутствие переработки ТБО.
Недостаточный уровень обеспеченности врачами.
Возможности
Резкий рост экономической активности создаёт предпосылки для ускоренного развития и в тоже время формирует дополнительные требования для города, в частности:
возникает дополнительная необходимость в привлечении специалистов, обладающих специальностями, востребованными на рынке труда муниципального образования.
Расширение возможности подготовки квалифицированных специалистов и рабочих современного типа, конкурентоспособных на рынке труда, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, готовых и способных жить и трудиться в условиях инновационной экономической системы. Создание кадрового ресурса, обеспечивающего квалифицированными кадрами инвестиционные проекты, реализуемые на всей территории автономного округа.
Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, развитие сетей связи. Реализация инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры города Губкинского (включая строительство аэропорта на сопредельной территории ЯНАО и создание на территории города придорожной инфраструктуры по оказанию специализированных сервисных услуг вдоль проектируемого участка автомагистрали Сургут - Салехард), кардинально улучшающих транспортную доступность города, усиливающих его привлекательность и повышающих уровень жизни за счет расширения спектра платных услуг населению города. Превращение города в важный транспортный транзитный узел.
Продолжение газификации города и модернизации коммунальных объектов.
Повышение уровня благоустройства города Губкинского.
Благоприятные перспективы повышения устойчивости социально-экономического развития города Губкинского, роста доходов и занятости населения, увеличения доходов муниципального бюджета, а также улучшения экологической ситуации в результате усиления инновационной направленности деятельности основных предприятий города и диверсификации его хозяйственной структуры.
Создание условий для развития конкуренции на рынке управления многоквартирными домами.
Благоприятные возможности широкого внедрения инновационных технологий в области обеспечения роста энергоэффективности, а также информатизации различных сфер городской экономики.
Дальнейшее повышение степени комфортности городской среды и улучшение качества человеческого капитала на основе всестороннего развития здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, широкого спектра услуг для населения.
Благоприятные возможности опережающего развития в городе сферы досуга горожан и гостей города, в том числе объектов культуры, физической культуры и спорта, и последовательное улучшение на этой основе современного имиджа города.
Развитие въездного туризма.
Снижение административных барьеров, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, обеспечение муниципальной поддержки малого бизнеса.
Развитие жилищного строительства, в том числе индивидуального.
Реализация проектов по строительству арендного жилья.
Ликвидация ветхого и аварийного жилого фонда - это приоритет автономного округа на ближайшее будущее. При этом ликвидация ветхого и аварийного жилого фонда должна быть увязана с планами последующей застройки освобождающихся земельных участков. Правовым механизмом для этого являются договоры развития застроенных территорий с застройщиками.
Организация общественных движений экологической направленности.
Угрозы
Сильная зависимость экономики города от внешних условий и главным образом от мировой конъюнктуры цен на нефтяные ресурсы и природный газ, от технологических и финансовых санкций ЕС и США.
В случае недостаточно быстрого инфраструктурного развития комплекса города серьёзно усугубятся имеющиеся трудности и возникнут новые проблемы, препятствующие развитию промышленных предприятий города.
Снижение кадрового потенциала города и ухудшение его качества в результате усиления миграционного оттока трудоспособного населения, в том числе квалифицированных работников, в другие города страны.
Возникновение в условиях нестабильности глобальной экономики низкого уровня инвестиционной привлекательности несырьевых секторов и отраслей экономики.
Отказ от реализации в городе перспективных проектов в сфере торговли и оказания платных услуг населению, направленных на существенное повышение благосостояния жителей города, качественную трансформацию муниципального потребительского рынка и снижение масштабов оттока денежных средств населения в другие регионы страны.
Негативное воздействие климата на условия функционирования действующей, а также строительства новой региональной инфраструктуры (транспортной, энергетической, социальной, инженерной).
Усиление межмуниципальной конкуренции города Губкинского с другими городами ЯНАО, прежде всего, с городами Ноябрьском и Муравленко, за привлечение на локальные рынки потенциальных потребителей в результате возможного неоправданного дублирования строительства в указанных городах многопрофильных комплексов по предоставлению широкого спектра услуг.
Увеличение образования отходов.
Сохраняющаяся в стране нестабильность налогового и бюджетного законодательства, неурегулированность системы взаимоотношений органов власти муниципальных образований с органами государственного управления субъектов Федерации. Дальнейшая централизация полномочий органов местного самоуправления и финансовых ресурсов, обусловливающая ослабление влияния местных властей на социально-экономическое развитие собственных территорий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.